Конспект урока по лепке в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие для 1 класса

1.Обучить приему вмазывания пластилин на картон по рисунку, формирование умения работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах;

2. Корректировать мелкую моторику рук;

3 . Развивать творческое воображение детей, учить их внимательно всматриваться в окружающий мир;

4.Воспитывать усидчивость, аккуратность, сосредоточенность.

Оборудование и материалы:

плотный картон с силуэтом круга,

3 бисеринки темного цвета,

салфетка для рук,

доска для лепки.

Организационный момент

Речевка: Мы сегодня вместе с вами

Что-то сделаем руками.

Предлагаю детям отгадать загадку:

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

- Правильно, ребята, угадали.

Вводная беседа

-Яблоки полезно кушать всем: и взрослым, и детям. Ребята, а случалось ли кому-нибудь из вас, откусив яблоко, увидеть там неожиданного гостя – червячка? Наверное, приходись. Вот ведь интересно получается, снаружи у яблока не видно не одной дырочки, как же удалось червячку залезть внутрь яблока? (Дети пытаются путем догадок ответить на вопрос учителя).

- А вам хотелось бы узнать, как случилось так, что червячок оказался внутри совершенно целого яблока? Ну, тогда послушайте интересную историю об этом.

Как червячок оказался внутри яблока.

Случилось это ранней весной, когда на яблоньке еще не было листиков. Оказывается, на некоторых фруктовых деревьях цветы распускаются раньше, чем появляются листочки. Вот и наша яблонька стала вся белая от распустившихся цветов.

А вокруг летало очень много насекомых. Здесь можно было увидеть пушистых пчелок, торопящихся собрать с душистых цветов побольше нектара. Летали и надоедливые мухи, которые приставали ко всем со своими разговорами, чем очень сердили трудолюбивых пчел. Были тут и важные шмели, старавшиеся глубоко залезть в цветок, чтобы искупаться в желтой душистой пыльце. Много кружилось около яблоньки красавиц-бабочек, которые хвастались друг перед другом красивыми нарядами. Сюда же прилетела бабочка-белянка, которая не отличалась красотой и потому не стремилась к общению с другими бабочками. Она была занята более важным делом: ей необходимо было отложить яички, чтобы из них появилось ее потомство. И самой лучшей колыбелькой для ее будущих деток, как ей казалось, были цветы яблони. Она отложила в некоторых из них яички и, вздохнув облегченно, улетела.

В скором времени лепестки у цветов яблони опали, а на их месте образовались яблочки. Сначала они были маленьким и зелеными. Но под воздействием летнего солнышка и теплого дождичка яблоки росли-подрастали и превратились в чудесные спелые плоды. А в это время внутри одного яблочка тоже происходили чудеса: из отложенного яичка бабочки-белянки появилась личинка – маленький червячок. Появившись, червячок ощутил жуткий голод, оглядевшись вокруг, он увидел сочную мякоть душистого и сладкого яблока. И с аппетитом принялся есть яблоко изнутри. В результате червячок проделал в яблоке длинный ход. Червячок ел и рос. И однажды, поглощая очередную порцию мякоти, он уткнулся в стенку яблока. Кожица у яблока хоть и была более твердой, чем его мякоть, но червячку не составило труда прогрызть ее.

И о чудо, на пути нашего путешественника не оказалось больше никаких преград! Червячок впервые в жизни увидел свет, теплое солнышко, яркие зеленные листочки. Он удивленно смотрел на открывшийся его взору мир, и он ему очень понравился. Червячок, оглядевшись, вылез из яблока и пополз по веточкам яблони путешествовать и узнавать для себя новые чудеса.

Вот, оказывается, как червячки попадают внутрь яблочка. Но не все червячки могут оказаться внутри фруктов. Только червячки, которым для их жизнедеятельности необходима мякоть фруктовых плодов. Их так и называют – фруктовые червячки. Увидев их внутри плодов, не надо пугаться, они не укусят, не причинят вам вреда.

- Сегодня у нас будет необычное занятие: мы будем делать червячка в яблоке. Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, давайте немного разомнемся, чтобы наши ручки были готовы к предстоящей работе.

Мы зарядку начинаем,

Наши руки разминаем,

Разминаем спину, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Руки перед грудью, рывки руками

Дружно прыгаем, прыг-скок!

Кто достанет потолок?

Прыжки на месте

А теперь ходьба на месте.

Громко топаем все вместе.

Ходьба на месте

За столы мы снова сели,

Принимаемся за дело

Изучение нового материала

1. Анализ образца

- Рассмотрите образец, выделите основные части и материалы, из которого он сделан.

2. Планирование и объяснение учителем выполнения задания

Практическая работа

Этапы выполнения работы:

Первый этап:

Из красного пластилина скатать большой шарик. Положить его в середину нарисованного силуэта яблока и, нажимая на края шарика, размазать по кругу до границ контура. Сгладить поверхность яблока, чтобы она стала ровной и гладкой. Взять небольшой кусочек желтого пластилина и на поверхности яблока с одного бока мазком изобразить желтый бочок.

- Размажем пальчиком большим и указательным. И получим пятнышко обязательно.

Второй этап:

Из черного пластилина скатать тонкую колбаску, отрезать стекой маленький кусочек и оформить середину яблока, остающуюся часть присоединить к верхней части яблока, прижать к основе для закрепления, но не сильно, чтобы она сохранила свой объем.

Третий этап:

Раскатать толстую колбаску из зеленного пластилина, стекой разделить на две равные части расплющить каждую, затем заострить один край путем сплющивания и прикрепить получившиеся листики с обеих сторон палочки, заостренными краями наружу.

hello_html_m29f06ade.jpg

Вот все пальчики мои,

Их как хочешь поверни –

И вот этак, и вот так.

Не обидятся никак

Повороты кистей рук.

Хлопок перед собой, хлопок по столу

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Встряхивающее движение кистями рук

И работать захотели

Постучать пальцами друг о друга

Дали ручкам отдохнуть,

А теперь обратно в путь

Четвертый этап:

hello_html_4a8e5a5a.jpg

На последнем шарике – головке при помощи мелкого бисера изобразить глаза и ротик червячка.

Итог урока

1 .Выставка работ учеников.

- Наша поделка готова, веселый червячок выглядывает из яблока и с интересом осматривает окружающий мир.

2. Коррекционно- развивающая:

Корригировать мелкую моторику, через выполнение практической работы ; трудовых умений, мыслительной деятельности, пространственной ориентировки, внимания, памяти, связной речи. Обогащать словарный запас через введение в речь новых слов.

3. Коррекционно- воспитательная:

Развивать самостоятельность при выполнении задания. Продолжать корригировать у учащихся личностные качества: терпение, аккуратность, трудолюбие.

-Здравствуйте ребята! Я вас рада видеть.

-Сели хорошо, спинки ровненькие.

Вы готовы начать урок?

-Тогда начнём с рапорта дежурного

?Ребята, вы можете сказать с каким материалом будем сегодня работать? Почему вы так решили?

Я уверена, тему урока вы тоже можете назвать сами. Я вам только помогу. Этими предметами вы пользуетесь несколько раз в день, когда завтракаете, обедаете, ужинаете, и даже –полдничая. Что это за предметы?

Если ответы неправильные- называю наводящие вопросы

Скажите, каким одним словом можно заменить названные предметы?

Теперь наверное вы можете сказать, что будем сегодня лепить?

Итак, сегодня мы будем лепить чайную посуду. У каждого будут своё задание:Дима,Лена,Рома и Саша слепят чайник большой,сахарницу и чайную пару,Данил,Кирилл- чайную пару,чайную ложечку и если успеют-молочник,Алёна,Оля иАлия- кружечку и два блюдца

Вспомним геометрические фигуры, приемы лепки, свойства пластилина и правила работы с ним;

Будем продолжать учиться лепить комментировать свои практические действия.

Свойства пластилина, приемы лепки, виды чайной посуды

Сейчас мы повторим геом.фигуры. Игра- найди фигуру по инструкции : возьми квадрат на маленький и не зеленый.,конус не большой и не красный и т.д.

зрительное, слуховое и тактильное восприятие

IV Анализ образца

-Какой геометрической формы?

-Из какого материала выполнены поделки?

-Какие инструменты будут нам помогать?

-Для чего нам нужна поделка?

Сейчас немного отдохнем.

VI Подготовка к работе.

Возьмите учебники и откройте по закладке.

Порядок выполнения нашей работы, мы разберём по учебнику.

Рассказываем по картинкам

Работа с учебником.

VII Пальчиковая гимнастика.

Приготовим ваши пальчики к работе.

Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали.

(Ударяют кулаками друг о друга, хлопок в ладоши. Одна ладонь скользит по другой по кругу. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Ударяют кулаками друг о друга, хлопок в ладоши.)

Упражнения с детьми

VIII Практическая работа

Какие правила нужно соблюдать при работе пластилином?

Посмотрите в учебник и на доску и вспомните, как выполнить работу.

На уроке мы будем учиться работать самостоятельно.

Приступаем к работе.

Во время работы я задаю вопросы, для комментирования действий уч-ся.

Кто заканчивает- работы в коробочки со своим именем.

IX Подведение итогов.

-Что сегодня делали?

-Из какого материала?

-Какой инструмент помогал?

-Что было трудно (легко)?

Молодцы! Вы сможете дома слепить чайную посуду? Сможете научить свою сестрёнку или братишку?

Отчёт о проделанной работе, оценивание работ самими уч-ся

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит . ". В Приложении находятся картинки в уроку.

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки".

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу.

урок сельскохозяйственного труда в коррекционной школе 8 вида

На данном уроке учащиеся знакомятся с видами кормов для животных, с их составом, учатся определять качество сена, соломы. Урок имеет практическую направленность. Полученные теоретические и практически.


План-конспект урока ручного труда в 3-4 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ. ФОНАРИКИ"

На уроке совершенствуются умения: разметки заготовок по заданным размерам и шаблонам, выполнения работы с пооперационным разделением труда.

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра.

Цель: Создание образа и его быстрая трансформация по сюжету сказки-крошки; освоение связи между пластической формой и способом лепки.

• Развитие мелкой моторики посредством работы с пластилином.

• Воспитание аккуратности, усидчивости через создание комфортных условий для работы на занятии.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите на стол. Как вы думаете, чей это домик?

Хватит мне бродить по свету,

Будет мне тепло зимой.

Если никого здесь нету,

Значить, домик этот – мой

Воспитатель. Что за славный теремок! Ах какое чудо! Он не низок, не высок, Рядышком запруда.

Воспитатель. Что за славный теремок Вырос среди леса? Заяц – принц здесь жить бы мог

С заячьей принцессой.

Воспитатель. Эй вы, мил честной народ, Отворяйте двери! Кто тут в тереме живёт,

Воспитатель. Вот хоромы так хоромы! Здесь простора хватит всем!

Воспитатель. Ну простите вы меня, Я ведь не нарочно …

Воспитатель. Ребята, а вы сможете слепить своих сказочных героев?

Воспитатель. Итак, ответьте мне: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Дети. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик – побегайчик, ежик-ни головы, ни ножек и т. д.

Дети. Когда ежику угрожает опасность – он сворачивается в шар и не видно – где у него голова, а где ножки.

Дети. Ёжик живет в лесу, в теремочке, на полянке; он любит кушать яблоки, грибы, ягоды, дождевых червей, жучков, мышей.

Воспитатель. Молодцы, очень интересно рассказали про ежика. А давайте определим строение ежа. Из каких частей состоит ежик?

Дети. Из головы, туловища, лапок, хвоста, ушек, иголок.

Воспитатель. Сколько лапок у ежа?

Воспитатель. Сколько ушек?

Воспитатель. Какой формы голова?

Дети. Чуть вытянута к носику.

Воспитатель. Какой формы туловище?

Воспитатель. Вспомните! Чтобы из пластилина можно было бы лепить легко его нужно согреть в руках, размять.

1. К краю кусочка пластилина приложите указательный пальчик (показ, стеком отрежьте кусочек пластилина по линии пальчика (показ).

2. Маленький кусочек уберите в коробочку.

3. Возьмите в ладошки оставшийся кусочек, давайте представим, что это маленький ежик, его нужно согреть.

4. Достаточно. Сминаем мягкий пластилин в комок (показ, затем катаем из него шарик в теплых ладошках, а затем на доске для лепки из пластилина (показ).

5. Но туловище не шар, а овал. Положите перед собой шар, сверху накройте правой ладошкой, катаем овал.

6. У ежика вытянутая мордочка. Приготовьте пальчики, из овала слегка вытягиваем мордочку (показ и индивидуальная помощь детям).

7. Молодцы! Пальчиками щиплем пластилин и делаем маленькие ушки на голове.

8. Туловище ежика отложите на середину парты.

9. Достаньте из коробки маленький кусочек коричневого пластилина, отщипните от него крошечный кусочек (для хвостика, отложите этот кусочек в коробку.

10. Кусочек пластилина делим стеком на 4 части и лепим из них ножки (показ).

11. Прикрепляем лапки к туловищу (показ, слегка приглаживаем пластилин, нужно, чтобы лапки хорошо держались на туловище.

12. А теперь достаем крошечный кусочек коричневого пластилина из коробки. Сминаем его, катаем из него крошечную колбаску – хвостик. Хвостик приклеиваем к попочке ежика (показ).

Воспитатель. Немного устали, давайте отдохнём. Наш ежик живет в лесу, поэтому и физминутка тоже посвящена лесу.

«Ветер дует нам в лицо – закачалось деревцо!

Воспитатель. Отдохнули немного, продолжаем работать. У нашего ежика очень красивые глазки. Откройте свои баночки с бусинками. Сколько глаз у ежика? Выберите две самые красивые бусинки и приклейте их на мордочку ежику. А теперь выберите маленькую бусинку и приклейте ее на кончик носа ежику. Молодцы, очень хорошо.

Воспитатель. Итак, ребята, мы выполнили сегодняшнее задание. Давайте рассмотрим наших ежиков у теремка. Какие ежики у нас получились?

Воспитатель. С какими материалами сегодня работали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Дата_________________________

Тема: Человек в движении. Лепка.

Цель: -развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,

- расширить знания детей о пластилине; закрепить знания детей о лепке из пластилина;

- закрепить навыки анализа конструкции изделия (фигурки человека),

планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;

-способствовать развитию образного, художественного, конструкторского и технологического мышления; памяти, грамотной связной речи, мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии;

-способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, к труду взрослых;

- способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Настрой на работу.

- Вспомните, что делали на прошлом уроке?

-Сегодня продолжим изучать тему изображения человека. Сегодня у нас будет очень интересный урок, но в то же время, требующий ответственности к делу и трудолюбия.

-Чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку.

Я весь мир слепить готов –

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин –

У меня есть … (пластилин).

-Какие слова в загадке помогли вам найти нужный ответ? (слепить готов –

Актуализация знаний учащихся.

Вводная беседа. Лепка.

-Ребята, а что вообще такое лепка?

Лепка – художественная работа с целью создания объёмных изделий или их образцов из мягких, пластичных материалов – специальной глины, пластилина или воска.

-А кто из вас вообще лепил и какие использовал материалы?(пластилин, песок, снег, соленое тесто и глина).

-Ребята, расскажите, что собой представляет глина?

Глина – прочный материал для лепки, изделия из которого хорошо сохраняются, раскрашиваются красками, а чтобы лучше хранились, обжигаются в печи.

-Какие изделия изготавливают из глины? (посуду, на которой выполняют различные узоры; игрушки, декоративные вазы (служащие для украшения), которые разукрашивают).

-А какие изделия из глины у вас есть дома? Какая посуда?

-Ребята, а какой материал используют вместо глины? (пластилин, который изготавливают из смеси глины с воском).

-А почему пластилин цветной, кто знает? (в него добавляют красители и другие добавки).

-При хранении пластилин предохраняют от высыхания – коробки держат закрытыми, а отдельные куски пластилина заворачивают в клеёнку.

-А при работе с пластилином, что нам понадобится?

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Работа по теме урока.

Наблюдение на картинах человека в движении и в спокойном состоянии.

Рассмотреть рисунки детей, изображавших людей: стр.55

Повторение правил рабочего человека, правил работы с пластилином.

Подготовка к практической работе

Анализ образца изделия (в учебнике на стр.56)

-Что можно сказать о каждой фигурке человека – в покое или в движении находится?

-Какие части можно выделить? (туловище, голова, руки, ноги).

- Из каких геометрических фигур состоят части фигурки человека?

-Как соединяются детали между собой? (примазыванием).

-Посмотрите на графическое изображение отдельных частей и деталей поделки на стр.56.

Планирование работы:

1.Выбираем цвет пластилина.

2.Размечаем брусок на части.

5. Украшаем голову (рот, глаза)

6. Лепим туловище.

7. Лепим руки, ноги.

8.Соединяем детали: к туловищу руки, ноги, голову.

Практическая работа

Работа учащихся под контролем и руководством учителя:

1.слепить человечка, располагать руки так, чтоб он был в движении в покое.

Завершение работы. Показ лучших работ. Выставка. Оценивание выполненной работы.

Подведение итога урока.

-Над чем мы сегодня работали? Из какого материала делали фигурку человека? Что знаете об этом материале? Как с ним нужно работать?


Представлена разработка занятия в коррекционной школе VIII вида. Содержание занятия - лепка из глины героев русской народной сказки.

Содержимое разработки

План- конспект

коррекционно-развивающего занятия

Вид школы: специальная (коррекционная) школа VIII вида

Тип занятия: коррекционно - развивающее

Цель: коррекция зрительно-моторной координации

Дидактическая:

развитие у учащихся умения наблюдать, обследовать предметы и выделять необходимые для передачи в лепке признаки сходства объекта (фигуры животного) с образцом: признаки формы, пропорции частей и их отношений в целом;

развитие навыка владения различными приёмами обработки пластического материала (скатывание, раскатывание, вытягивание, прищипывание и т.д.).

Коррекционная:

коррекция мелкой моторики;

коррекция скоординированности движений левой и правой рук.

Развивающая:

развитие элементарных творческих способностей;

расширение культурного поля воспитанников.

Воспитательная:

формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;

совершенствование навыка гигиены труда.

Методобеспечение занятия

Материалы: голубая глина.

Инструменты: стеки, ёмкости с водой, клеёнки, хлопчатобумажные салфетки, фартуки;

Демонстрационные пособия: шкатулка в виде книги, опорные графические планы, фигурки животных небольшого размера, модели народных костюмов.

Технические средства: ноутбук, мультимедиапроектор.

План занятия

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на продуктивную творческую деятельность – 1,5 мин.

Постановка цели занятия – 1мин.

Формирование и актуализация знаний и представлений учащихся необходимых для реализации замысла –9 мин.

Практическая реализация замысла - 24 мин.

Анализ результата деятельности – 2 мин.

Завершение занятия – 3,5 мин.

Ход занятия

I. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на продуктивную творческую деятельность.

(Цель этапа: создание комфортной, эмоционально положительной атмосферы урока)

-Добрый день. Вот и снова в гости к нам приходит сказка.

-Персонажей какой изученной нами народной сказки, по вашему мнению, здесь нет?

II. Постановка перед учащимися цели занятия

III. Формирование и актуализация знаний и представлений учащихся, необходимых для реализации замысла

(Цель: актуализация тех знаний и представлений учащихся, которые затем будут использоваться в практической работе)

1. Беседа о русском народном костюме. Демонстрация моделей мужского и женского национального костюма

- Художники рисуют животных, похожими на людей. Они одеты как люди.

-В какой одежде художники изображают героев сказок о животных: в современной или народной? Какие детали одежды об этом говорят?

-Перед вами некоторые модели традиционного русского народного женского и мужского костюма.

(На основе демонстрации учитель рассказывает о традиционной русской крестьянской одежде)

- Как известно, рубаха в старину была основной частью женской и мужской одежды. Рубаха надевалась непосредственно на тело. Это и повседневная, и праздничная одежда из различных тканей. Для будних дней ее обычно не вышивали, зато уж как украшали праздничную! Особенно старались девушки. Особенно украшалась плечевая часть рубахи — вышивкой, ткачеством, аппликацией тканью, нашивками из блесток, тесьмой.
В северном ансамбле рубаха носилась с сарафаном. Сарафан — русская крестьянская длинная одежда на широких плечиках или лямках, надеваемая поверх рубахи с длинными рукавами. Шили сарафан из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан часто украшали вертикальной полосой с узорами или рядом медных оловянных пуговиц. Сарафан мог подпоясываться под грудью.

Мужская рубаха называлась ещё косовороткой, так как застегивалась сбоку. Посмотрите на эту модель. Примерно так выглядела праздничная косоворотка. Ворот у косоворотки был не отложной, а стоячий. Косоворотки носили навыпуск, не заправлялись в штаны. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

С рубахой в качестве верхней одежды крестьяне носили армяк - сшитый халатом широкий простой кафтан из самотканого холста.

- Вам понравились эти модели древнерусской одежды? Какие больше: для праздника или для будней, т.е. повседневная одежда?

3. Беседа о свойствах материала (глины) и предназначенных для работы с ним инструментах

-Мы приготовили для вас материал, из которого вы будете создавать сказочных персонажей. Как он называется?

-Каково главное свойство глины?

- Она мягкая, (доп: пластичная)

4 . Повторение правил работы с глиной

(Учитель читает инструкцию, представленную на слайде, и обсуждает с детьми)

Под глину обязательно подложи подстилку.

Постоянно поддерживай порядок на рабочем месте.

Не бери глину в рот.

Не касайся лица, одежды грязными руками.

После работы убери все на место.

IV Практическая реализация замысла

(Цель: развитие навыка лепки фигур зверей и птиц, умения передавать их характерные внешние признаки, пропорции частей тела)

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

- Что вам нужно для того, чтобы создать сказку? Ваше желание, глина и, конечно, ваши пальчики. Но прежде, чем ваши пальчики начнут творить, давайте подготовим их (показывает движения кистей и пальцев рук, сопровождая показ чтением стихотворения по мотивам русских народных потешек; дети повторяют движения)

Заяц скачет по лесам,

А лисица по пятам.

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт,

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

В этом доме петушок-

Очень яркий гребешок.

Пальчики - головка,
Крылышки – ладошки.

Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать,
Мышь в ее норушке.

(См. видеоурок)

2. Выбор детьми персонажа для лепки. Распределение рабочего материала.

-Какого героя сказки хочет сделать каждый из вас?

(Дети озвучивают свой выбор)

-Давайте сравним величину персонажей в соотношении друг с другом. Какое из животных самое больше: кот, дрозд, петух или лиса?

- Значит, самое большое количество глины возьмут дети, которые хотят слепить лису.

-Кто меньше лисы?

- Меньше лисы кот.

- Значит те, кто будут лепить кота, возьмут глины, больше или меньше, чем нужно для изготовления лисы? (дети: меньше.) У каждого из вас примерно одинаковое количество глины, но кот меньше лисы, поэтому отделите часть лишней глины и оставьте столько, сколько вам нужно для работы.

- Кто меньше кота? (петух) Во сколько раз? Сколько вам понадобится глины?

- Кто самый маленький персонаж? (дрозд) Возьмите нужное количество глины для изготовления дрозда.

3. Включение детей в творческую деятельность. Изготовление базовой формы будущего изделия.

Педагог – психолог (берёт глину, начинает скатывать шар, сопровождая свои действия рассказыванием сказки ):

-Как-то раз на ровном месте,

То ли в глине, то ли в тесте,

У него неровный бок.

Он катался, кувыркался,

Убежать от нас старался…

Только как ни упирался-

Вдруг куда-то покатился…

Глянь: в яйцо он превратился!

На руке не удержалось

И с ладошки нашей скок-

(Держа за заострённый край овоида, постукивает противоположной стороной глиняной формы по столу)

4. Практическая работа по изготовлению глиняных изделий, осуществляемая в подгруппах.

Педагог – психолог работает с группой, детей изготавливающей птиц: петушка и дрозда. Педагог показывает приёмы лепки, и даёт словесную инструкцию.)

- Давайте начнём наш грибок превращать в птичку. Разделим грибок на две части: одну поменьше, другую больше. Теперь с кончика меньшей части вытянем вперёд клюв. У петушка короче, а у дрозда длиннее.

Лепим хвост: для изготовления хвоста петушка оставшуюся большую часть шляпки отгибаем назад; формируем спинку и хвост. Те, кто лепит петушка, сплющивает глину с боков, а кто лепит дрозда - сверху и снизу. У дрозда хвостик длинный и узкий. А у петушка хвост широкий, пышный. Слепим лапки. Посмотрите – лепим 2 лапки, вытягиваем глину из передней нижней части, как у петушка, так и у дрозда. Теперь тот, кто делает петушка, в верхней части головы прищипывает гребешок, а в нижней части головы, под клювом петушка, оттягивает бородку.

В завершение нужно придать нашим птичкам более естественный вид: украсить фигурки пёрышками используя стеки различной формы.

(Учитель в то же время работает с группой, изготавливающей фигурки кота и лисы)

- Продолжаем творить сказку. У нашего гриба нет ножки, давайте насадим его на ножку (указательный палец правой руки; у леворуких – наоборот). Тут пять мальчиков пальчиков другой руки пошли, сорвали грибок - сняли его с ножки и держат за шляпку. Вдруг шляпка гриба стала становиться всё тоньше и тоньше и вытягиваться вверх (дети вслед за учителем с помощью большого и указательного пальцев ведущей руки сплющивают стенки, вращая шляпку, вытягивая заготовку вверх).

(Учитель уточняет, как должны будут выглядеть персонажи, в каком они будут наряде)

- По бокам туловища формируем передние лапы лисы и кота, не забудем , что на них рукава рубахи. (Дети по своему усмотрению пробуют передать определенное положение лап, используя скульптурный способ лепки).

-Где у лисы и кота будет хвост? (В нижней части туловища формируется хвост, у лисы более пышный).

(Далее работа идёт над созданием костюма. У лисы- рубахи, сарафана, у кота – косоворотки, штанов)

- Теперь придадим законченную форму нашим персонажам с помощью стеки. Наметим линии верхней части сарафана, лямки на плечах. У кота оформим воротник-стоечку, пояс, линию низа рубахи, выпущенной на штаны. Чтобы нижняя часть фигуры кота напоминала две лапы, немного сплющим указательным и большим пальцами эту часть спереди и сзади, разделив на две половины – штанины.

- Для большей выразительности образа сделаем способом налепов и с помощью стеки мелкие детали: глаза, рот, нос.

(Во время индивидуальной работы учеников учитель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими)

Физминутка (проводится примерно в середине занятия в группах)

Ах ты, Петя-простота, (махи руками)

Сплоховал немножко: (махи руками)

Не послушался кота, (погрозить пальцем)

Выглянул в окошко (посмотреть из-под ладони с наклоном)

Лисьи лапы потянулись, (потянуться на цыпочках вверх - вдох - выдох)

Хвать тебя – и в лес густой. (сжимание разжимание кистей)

За тобой друзья вернулись, (ходьба на месте)

Отнесли тебя домой. (ходьба на месте)

V. Анализ результата деятельности:

(Цель: подведение итогов занятия, осознание детьми значимости результата своей индивидуальной деятельности, как части коллективного дела)

Учитель задаёт вопросы:

- Ребята, что мы делали на занятии? Понравилось ли вам создавать фигурки сказочных персонажей? Давайте вспомним, зачем мы лепили сказочных героев?

VI Рефлексия:

(Цель: диагностика эмоционального состояния детей после занятия)

-Понравилась ли вам сегодняшнее занятие? Скажите, вы довольны результатом своего труда? Что вам понравилось больше всего делать? Почему? Каждый из вас создал свою фигурку, непохожую на другую, чем-то отличающуюся от других.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Сейчас вы получите маленьких глиняных колобков, но на них нет лиц. Нарисуйте им с помощью стеки лицо, соответствующее вашему настроению. Если у вас хорошее настроение, прорисуйте улыбку – уголки рта – вверх. Если не очень хорошее - уголки рта вниз. Посмотрите варианты на слайде.

VII Завершение занятия

(Цель: логическое завершение занятия, уборка рабочих мест)

- Наше необычное занятие подошло к концу, когда фигурки, сделанные вами, высохнут, вы сами своими руками раскрасите их.

- Наше занятие окончилось, но со сказкой мы не прощаемся. Мы ждём её на следующее занятие.

- Сейчас наведите порядок на своих рабочих местах. Всем спасибо. До свидания.

Читайте также: