Конспект урока по географии 7 класс гидрография северной америки домогацких

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Учитель: Примак Татьяна Викторовна

Тема: Гидрография Северной Америки.

Цель: Создать условия для формирования знаний об особенностях внутренних вод Северной Америки: их разнообразии, размещении и значении для человека.

1. Образовательные:

- Сформировать представление о разнообразии внутренних вод Северной Америки, их разнообразии, распределении по материку;

- Показать взаимосвязь между компонентами природы;

- Называть значение внутренних вод для человека;

- Совершенствовать умения работы с тематическими картами.

2. Развивающие:

- Совершенствовать практические умения и навыки характеризовать внутренние воды материка ;

- Продолжить развитие навыков работы с тематическими картами, текстом учебника, таблицами;

- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать понимание важности изучения географии;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

- Называть и показывать реки и озера Северной Америки;

- Уметь устанавливать причинно-следственные связи между рельефом, климатом и внутренними водами;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тип урока: комбинированный.

уроку; рабочий лист на каждого ученика.

Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, картами); практические (поиск информации, работа с учебником, заполнение таблиц, работа с картой); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые

Формируемые УУД (личностные,

I .Организационный

Эмоциональный настрой, ситуации

- Здравствуйте ребята! Проверьте всё ли готово у вас для урока. На столе должны быть учебник, атлас, рабочий лист. Начинаем урок.

готовность к уроку.

Л: Осознание важности учения, важности

II . Актуализация

опорных знаний по пройденному

Актуализация знаний учащихся, необходимых для усвоения нового ма-териала; мотивация к предстоящей дея-тельности на уроке.

- Сегодня мы с вами продолжим изучать природу Северной Америки (Приложение 2)

БИЛЕТ 1. Назвать и показать на карте в каких климатических поясах лежит Северная Америка (слайд 1)


БИЛЕТ 2. Заполнить пропуски в тексте о климатообразующих


БИЛЕТ 3. Определить климат по описанию. (слайд 2)

Этот климатический пояс занимает территории между северным полярным кругом и 60°с.ш. Зима здесь очень холодная, лето

прохладное. Осадков выпадает немного, но большая их часть

не испаряются и заболачивают эту территорию (субарктический)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Гидрография Северной Америки.

Образовательные - формировать представление о физико-географическом положении Северной Америки, познакомить с главными реками материка, с Великими Озерами.

Развивающие – продолжать развивать умение добывать нужную информацию, работая с картами атласа, продолжать учить определять физико-географическое положение материка по плану, находить изучаемые объекты на карте

Коррекционные – развивать умения соотносить географические объекты на физ.карте и контурной карте; коррекция, обогащение и расширения активного и пассивного географического словаря;

Воспитательные – воспитать бережное отношение к природе; формировать у обучающихся активную жизненную позицию по сохранению и преумножению богатства земли;

Организационное начало

Настрой на работу: слайд №1

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе:

Мы находимся сейчас в Северной Америке, значит все, что будет происходить на нашем уроке, будет носить характер этого материка, так вот, каждый ваш правильный ответ будет отмечен голливудской звездой из знаменитой на весь мир Аллеи славы. Знаменитая Аллея славы – одна из самых известных достопримечательностей Лос Анджелеса, привлекающая ежегодно около десяти миллионов человек; почти две с половиной тысячи звезд, расположенные по обе стороны Голливудского бульвара и Вайн Стрит, уже более полувека являются олицетворением признательности заслуг выдающихся деятелей шоу-бизнеса. Кто получит на сегодняшнем уроке больше звезд за правильные ответы, активное участие на уроке, то имя, будет увековечено на сегодняшнем уроке отличной оценкой в журнале.

Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы с вами говорили о разнообразии климата Северной Америки, вспомните и скажите мне:

Перейдите по ссылке и выполните задание

А кто выйдет к доске и пока ваша группа выполняет задание найдет и покажет географические объекты, которые у вас написаны в задании

найдите и покажите на карте самый крупный остров у берегов Северной Америки;

с какими материками граничит Северная Америка, что отделяет ее от материков Евразия и Южная Америка

демонстрация основных форм рельефа: Великие равнины, горы Аппалачи, горы Кордильеры, г.Мак-Кинли и тд.

демонстрация океанов, омывающих материк;

Какой климатический пояс отсутствует на материке?

арктический
умеренный
тропический
экваториальный

Какое океаническое течение оказывает наибольшее влияние на климат Северной Америки?

Гольфстрим
Лабрадорское
Северо - Тихоокеаническое
Калифорнийское

Для какого климата характерны и холодное лето, и холодная (-40. -50), со снежными бурями зима?

для арктического
для умеренного
для субарктического
для субтропического

Для какой части Северной Америки характерны мягкая зима (0), прохладное лето (+10. +12), почти весь год пасмурная и дождливая погода?

п-ов Флорида
побережья Гудзонова залива
побережья Аляскинского залива
п-ва Лабрадор

Изучение нового материала:

Мотивация учебной и познавательной деятельности обучающихся:

Течет, петляет тут и там

И по полям, и по лугам,

Водой омыты берега.

Что это, знаешь ты? (Река)

Пузырьками из воды

Газ выходит с глубины! (гейзер)

Круглое и голубое,

До краев полно водою,

Над водою камыши,

Что такое? Подскажи! -

Актуализация опорных знаний и умений обучающихся:

Скажите, глядя на карту, какие крупные реки протекают по материку. Куда они несут свои воды? (В океаны Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический или остаются внутри материка)

Работа в группах учащихся – демонстрация учителя на карте, нахождение объектов в атласах обучающимися)

Самая большая река на севере – это Маккензи, она впадает в Северный Ледовитый океан, большую часть года эта река покрыта льдом.

Задание: Определить характер течения реки. По вариантам – 1. Миссисипи, 2. Макензи, 3. Колорадо.

Слайд №24 -Озёра Эри и Онтарио соединяет полноводная река Ниагара. На своем пути эта река встречает уступ высотой 50 метров, с которого она с грохотом падает вниз:

Здесь кончается река
Что течёт издалека
И срываясь с высоты
Тонны падают воды
Завораживает взгляд
Ниагарский (Водопад)

Оздоровительный комплекс: (профилактика зрительного утомления и близорукости):

Ах, как долго мы объекты на карте искали

Глазки у всех устали (поморгали)

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко

Мы глаза сейчас закроем (ладошками закрываем)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем

А потом скатимся вниз

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Закрепление изученного материала:

Нанести реки: Маккензи, Колорадо, Миссисипи и Миссури на контурную карту: отметить Великие озера, Ниагарский водопад.

Решение кроссворда, демонстрация отгадываемых рек, озер на карте и атласах:

Работа с учебником:

чтение текста для любознательных стр.111-112

Слайд №30: Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Северная Америка богата реками…

Реки континента принадлежат к бассейнам океанов .

Великие озера это пять озер….

Один из самых мощных водопадов в мире …..

Слайд №32: Домашнее задание: п.45, читать, демонстрировать изученные географические объекты, давать им краткую характеристику.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по географии "Гидрография Северной Америки" 7 класс

Учитель географии Демко Е.Н

Тема урока : Гидрография Северной Америки.

Цели и задачи : сформировать у учащихся представление о внутренних водах Северной Америки; распределения по материку, характер режима питания, особенности течения.

Оборудование: физическая карта Северной Америки, справочные таблицы, презентация.

I. Организационный момент .

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

1.Как влияет на формирование климата географическое положение Северной Америки?

2.В каких климатических поясах расположена Северная Америка?

3.Опишите влияния климатообразующих факторов на распределение осадков в пределах Северной Америки.

Поработаем с картой : В каких климатических поясах расположены территории США и Мексики.

III. Изучение нового материала

Краткая характеристика внутренних вод материка (рассказ учителя)

Северная Америка - хорошо обводненный материк. Здесь много крупных рек и озер. Материк омывается тремя океанами . ( Слайд 2)

По ходу работы в тетради переносится схема и дополняется примерами рек, относящихся к бассейнам трех океанов.

Реки и озера бассейна Атлантического океана .

Реки системы Миссисипи имеют большое хозяйственное значение. Воды Миссисипи и ее притоков используют для орошения засушливых районов южной части бассейна. Реки системы Миссисипи обладают значительными запасами водной энергии, на них построены крупные гидроэлектростанции.

Во всем бассейне насчитывается около 20 тыс. км судоходных участков. Миссисипи соединена каналами с судоходной системой Великих озер: с озером Мичиган через реку Иллинойс, с озером Эри через Огайо. ( Слайд 4) Самым величественным, самым глубоким, самым холодным и самым большим среди Великих озер Северной Америки считается озеро Верхнее. ( Слайд 5) С суровыми, почти нетронутыми человеком берегами, оно поражает своими размерами - 85 тыс. км2 и глубиной - до 406 м. Славится озеро Верхнее и крутым нравом, в штормовую погоду высота его волн может достигать 12 метров. Особенно недоступный вид имеет северное побережье, где обрывистые склоны покрыты сосновыми лесами и лишайниками. Вторым по величине среди Великих озер США и Канады является озеро Гурон. ( Слайд 6 ) В некоторых местах можно увидеть 300 – метровые известняковые обрывы так называемые "Голубые горы". Озеро занимает площадь 59 тыс. км, глубина - 228 м.

Озеро Мичиган (Слайд 7) соединятся с о. Гурон широким проливом, над которым высится самый длинный в мире мост (8 км). Очертания берегов водоема прямолинейные. Северная часть дикая и необжитая. Южная часть побережья густо заселенная (г. Чикаго).

Площадь третьего по величине водоема Великих озер Северной Америки 58 тыс. км, глубина - 281 м.

( Слайд 10) Озеро Онтарио – самое маленькое озеро системы Великих озер. Его площадь всего 19 тыс. км, но оно довольно глубокое (максимальная глубина 244 м).

Система Великих озер связана с Атлантическим океаном рекой Святого Лаврентия. ( Слайд 11)

Реки и озера бассейна Северного Ледовитого океана .

Самая крупная река Макензи . ( Слайд 12)

Реки этого бассейна больше половины года покрыты льдами. Снег начинает таять в начале лета, поэтому северные реки полноводны именно летние месяцы. ( Слайд13)

Но самое заметное в бассейне Ледовитого океана - это озера Виннипег, Большое Невольничье, Большое Медвежье которые расположенные на территории Канады. Все они ледникового происхождения, оставленные Великим ледником, пришедшим из Гренландии. Многие из этих озер имеют вытянутую форму и сориентированы вдоль направления движения Великого ледника.

Реки бассейна Тихого океана

К бассейну Тихого океана относятся реки (Колумбия, Колорадо и другие) короткие, но многоводные; имеют смешанное питание . (Слайд14) Долины рек узкие и глубокие. Это так называемые каньоны. Всемирную известность получил Большой каньон на реке Колорадо . ( Слайд15) Он врезается в пласты осадочных пород плато Колорадо на глубину до 1800 м. Длина каньона - свыше 320 км. Река Колумбия полноводна летом, во время таяния снегов и ледников в горах. На ней создан каскад мощных гидроэлектростанций.

На северо-западе материка, на Аляске, по плато Юкон несет свои воды в Тихий океан река Юкон. На реке ярко выражено летнее половодье, во время которого расход в среднем течении увеличивается втрое по сравнению со средним уровнем. В нижнем течении Юкон напоминает по своей мощи и ширине великие сибирские реки. Приливы поднимаются вверх по реке на 160 км.

Бассейн внутреннего стока. ( Слайд16)

В центральной части Кордильер много бессточных соленых озер. Самое крупное из них - Большое Соленое озеро.

На доске вычерчивается схема. Примеры называют учащиеся, анализируя карту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1.Показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки. 2.Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи в формировании внутренних вод материка.

Цель: 1.Показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.

2.Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи в формировании внутренних вод материка.

3.Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая карта Южной Америки, климатическая карта мира, учебник, атласы, контурные карты, схемы, живое слово учителя.

Номенклатура:

реки: Амазонка, Парана, Ориноко;

озера: Титикака, Маракайбо;

водопады: Анхель, Игуасу.

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2.Актуализация знаний:

-Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

1.Перечислите в каких климатических поясах располагается Южная Америка?

(экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный).

2.В каком климатическом поясе Южной Америки зимой и летом +25 +27 С, а осадки выпадают круглый год? (экваториальный)

3. Какие морсие течения омывают материк со стороны Тихого и Атлантического океанов? Бразильское, Гвианское (теплое,со стороны атлантики и Фолклендское холодное) и Перуанское (холодное со стороны тихого океана)

4. Какой климат соответствует Андам. (климат высокогорий : низкая температура, разреженный воздух, ураганные ветры, снежные бури и частая перемена погоды).

5.В каком климатическом поясе Южной Америки самая низкая среднегодовая температура?(умеренный пояс)

6.Каких климатических поясов на материке 2? (субэкваториальный)

3. Изучение нового материала:

Если через океан

Плыть к другому берегу,

Попадешь на материк

А на том материке

Есть река глубокая,

Из известных в мире рек

"Как зовут тебя, река. " –

А в ответ, издалека –

Так, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о внутренних водах Южной Америки.

-Цель нашего урока: показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.

Откройте тетради, запишите тему урока.

1.​ Когда в 1500 году испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они наткнулись на чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, отторгнутые от суши, усиливали ужас от этого хаоса.

Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков – индейцев: - Что это?

- Бог, - отвечали туземцы, великий, грозный Бог!

-Чем объяснить исключительную полноводность реки?

Вы уже знаете, что Южная Америка - влажный материк. Еще вы знаете, что на склонах Анд выпадает огромное количество осадков. Можно сделать вывод: множество рек начинается в горах и течет через всю равнину в Атлантический океан. Это действительно так. Все эти реки сливаются в одну гигантскую реку – Амазонку.

Река Амазонка берет начало в Перу на склонах Анд, затем пересекает почти весь материк. Она несет огромное количество воды в океан. Амазонка даже в среднем течении имеет ширину более 5 км. В нижнем течении ее ширина около 80 км. Глубина реки достигает 300м. В Амазонку могут заходить океанские корабли. Река полноводна круглый год и выносит в океан столько воды, что Атлантический океан в ее устье опреснен. Морские животные привыкают жить в слабосоленой воде и заходят в Амазонку. В реке можно встретить акул и крокодилов.

Во время сезона дождей Амазонка разливается так, что значительная часть низменности оказывается под водой. Эти разливы являются причиной сильной заболоченности, низменности и делают труднопроходимыми леса Амазонии.

Река Амазонка имеет притоки: Мадейра, Шингу, Риу – Негру - это крупные реки длиной тысячи километров.

2.Ребята, давайте , мы дадим характеристику реки?

-В какой части материка протекает. (протекает по Амазонской низменности)

-Исток, устье. (слияние двух рек Мараньон и Укаяли) (атлантический океан)

-В каком направлении протекает. (течет с запада на восток, она не отходит далеко от экватора)

-Зависимость течения от рельефа.(течение медленное ,т.к.она находится на равнине)

-Источники питания.(Дожди, многочисленные притоки, около 500)

-Каков режим и зависимость от климата.(полноводна в течении года, т.к. расположена, в экваториальном поясе, где почти ежедневно идут дожди).

У полноводной в течение года Амазонки в мае-июне наблюдается, однако, самый высокий уровень воды. Она поднимается на 15 м., начинается наводнение, переходящее в потоп. Деревья на несколько метров утопают в воде.

3.Две другие реки Парана и Ориноко, которые также находятся в Южной Америке, несравнимы с Амазонкой. Хотя это не маленькие речушки: Парана длиннее Волги, Ориноко имеет чуть меньшую длину.

Обе реки известны своими притоками, на которых расположены водопады. На небольшом притоке Ориноко находится самый высокий водопад планеты – Анхель. Высота уступа, с которого падает вода, составляет 1054 м.

А на притоке Параны расположен самый широкий водопад мира. Река Игуасу образует почти 300 протоков, которые обрушиваются с высоты 72 м.

Водопад Анхель.

Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.

Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.

4.Реки играют большую роль в жизни людей, населяющих Южную Америку. Большинство из рек судоходны. Есть реки с быстрым течением. На них построены гидроэлектростанции. Реки Южной Америки очень богаты рыбой.

В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту

и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.

Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.

Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.

Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.

Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.

Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.

Учащиеся: Это вид крокодилов.

В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

Как она называется?

Учащиеся: Это удав анаконда.

Стоит отметить, что на поверхности Южной Америки мало замкнутых понижений, поэтому здесь мало больших озер. На границе Перу и Боливии в Андах расположено озеро Титикака. Это самое большое из высокогорных озер планеты. Расположенное на высоте 4 км над уровнем моря, оно имеет глубину более 300 м.

Самое большое Озеро Южной Америки, расположенное в Венесуэле, называется Маракайбо. Оно связано с Карибским морем длинным проливом и больше похоже на залив.

Кроме того, на территории Южной Америки распространены засоленные болота и солончаки.

Читайте также: