Чтоб мыслить и страдать конспект

Обновлено: 07.07.2024

В своем творчестве А. С. Пушкин с удивительным мастерством сумел раскрыть самые лучшие стороны своей души — светлый оптимизм, веру в жизнь (несмотря на ее горести и заботы), гуманизм в самом лучшем смысле этого слова. Величием созданных им произведений, своей личностью, в которой воплотилось все лучшее, что может быть в человеке, всей своей жизнью, прожитой стремительно и ярко, силой своей мечты, своих гордых порывов, безудержной любовью к жизни поэт покорил сердца и умы не одного поколения читателей. Не только силой поэзии, но и силой души Пушкин намного превосходил и своих современников, и последователей. Первое, что бросается в глаза при чтении стихов, — это удивительная художественная яркость и ясность образов, заражающая сила чувств, блеск ума, мастерское владение всеми выразительными средствами поэтической речи.

Произведение начинается грустными и тяжелыми размышлениями Пушкина о прошедших годах:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Однако Пушкин никогда не бывает только печален и уныл. Он бросает критический взгляд на прошлое, но его мысли о будущем наполнены не одной лишь тоской и отчаянием. Через произведение проходит все то, что творится в душе его автора — пылкой, чуткой, отзывчивой. Перед нами открывается весь богатый душевный мир поэта, его живость, впечатлительность; его горячее сердце, жаждущее любви, счастья, гармонии; его страстный темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам; его живой ум, отодвигающий на задний план все прихоти, безумства, односторонние увлечения молодости и утверждающий активную жизнь в труде и заботах. Грустные ноты тут же сменяются жизнеутверждающими мотивами:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

В этих строках — не просто жажда жизни. Поэт стремится к жизни активной, в которой он сможет ощутить всю полноту и красоту человеческого существования, сможет принести пользу обществу. Его не страшат препятствия, трудности, тревоги и даже разочарования — это все неотъемлемая часть полноценной жизни. Несмотря ни на какие горести и заботы, поэт верит в светлое будущее. И вторая часть его стихотворения проникнута удивительно светлыми, мажорными, жизнеутверждающими настроениями:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Произведение заканчивается торжественной, бодрой интонацией, в которой звучит твердая решимость поэта пройти этот путь до конца со всеми его невзгодами и преградами, чтобы в полной мере ощутить его счастливые моменты.

Всего в нескольких поэтических строках Пушкин дает нам возможность услышать все струны его лиры. И в этом он так непохож на своих предшественников, которым, в основном, была присуща какая-либо одна тональность: элегическая, грустная, даже

мрачная или, наоборот, подчеркнуто веселая, бодрая, светлая. Пушкину не были свойственны ни беспричинный пессимизм, ни легковесный оптимизм. Ему были присущи все человеческие настроения; он верил только в живую правду бытия, правду и искренность чувств.












Музы Пушкина — безумные факты и картинки

Музы Пушкина список с фото:


  • Первая любовь
  • Соседка самогонщица
  • Шлюшка
  • Чокнутая
  • Неприступная
  • И др.

пушкин печаль

Истомина Авдотья Ильинична

Пушкин был в нее влюблен с юных лет, но не смотря, что они в очень близких и дружеских отношениях, она не отвечала ему взаимностью. Иногда завидуя другим более удачливым ухажерам, он сочинял такие вот стихи:

Наталья Викторовна Кочубей



Наталия Викторовна Строганова, девичья фамилия Кочубей. Современники говорили, она не красавица, но ухажеров и поклонников у нее больше, чем у любой раскрасавицы.

Мужчинам очень нравилось ее выразительное и капризное личико. Была очень остроумна и немного застенчива. Некоторые Пушкиноведы считают, что именно графиня Наталья Кочубей была первой любовью Пушкина.

Екатерина Павловна Бакунина

Екатерина Павловна Полторацкая, до замужества Бакунина. Ей он посвятил более 20 лирических стихов. Официально считается, именно Бакунина стала первой любовью Пушкина. Она и Кочубей были частыми посетительницами лицея в котором учился поэт. Поэтому очень сложно выяснить с точностью, кто первая.

Екатерина Андреевна Карамзина

Катерина II


Урождённая Колыванова, жена историографа Карамзина. Владелица популярного салона в Петербурге. Единственного на всю столицу, в котором не играли в карты и говорили только по-русски. Салон представлял из себя литературную тусовку посещаемую всеми известными писателями и светскими людьми.

Пушкин был влюблен в Екатерину несмотря на то, что она уже в годах. Однажды, он дал ей записку с признанием и был поднят на смех обоими супругами. Невзирая на это, некоторое время спустя поэт подружился с семьей Карамзиных.

Впоследствии эта гипотеза была опровергнута. Но все же…

Ночная княгиня



Авдотья Ивановна Голицына, княгиня из знатного рода Измайловых. Очень красивая женщина, но с причудами. Любила одеваться в стиле древнего Рима. А литературный салон — хозяйкой которого была, открывала только после 10 вечера. Потому как, очень боялась ночное время, из-за предсказаний гадалки.

Известная французская прорицательница того времени Мария Анна Аделаида Ленорман предсказала Авдотье внезапную смерть ночью.

Аглая Антоновна Давыдова



Дочь французского эмигранта, урожденная Граммона. В Аглае текла настоящая французская кровь, что отразилось на ее поведении в обществе.

Она была очень раскрепощенной и соблазнительной, что заставляло Пушкина ревновать. Самое забавное, что Аглая была замужем за Александром Давыдовым и крутила романы в открытую с другими, не только с гениальным поэтом.

Периодически впадая в бешенство, Пушкин писал стихи посвящая ей. Но стихи не простые, а сатирические и высмеивающие возлюбленную. Тогда понятненько, почему в Европе думали о России, как о варварской. Если даже великий поэт вел себя соответствующе:

Писал на русском, но когда понял, что по-русски она не понимает, сочинил еще несколько стихов на французском:

Лиза голенькая



Хитрово Елизавета Михайловна, дочь того самого Михаила Кутузова. Она была старше Пушкина на 16 лет и отношения были у них очень странноватые. Лиза окружила поэта такой материнской любовью, от которой хотелось скрыться понадежней или удавиться нах.

Она засыпала его письмами, которые гений литературы часто даже не читал, а сразу выкидывал в камин… То Пушкин жаловался общим друзьям и просил, чтобы кто-нибудь намекнул ей о невозможности близких отношений между ними, потому как сам не решается. То Елизавета с умилением рассказывала о очень теплых письмах, написанные ей поэтом.

Очень непростые отношения сложились. Но все же… что-то было, раз кобельеро внес ее в свой донжуанский список.

Лиза в городе жила С дочкой Долинькой. Лиза в городе слыла Лизой голенькой. У австрийского посла, Лиза, нынче grand gala, Не по-старому мила, Но по-старому гола.

Евпраксия Николаевна Вревская



А еще у Пушкина была классная соседка. С которой можно было просто поболтать или перепихнуться по-пьяне.

Баронесса Евпраксия Николаевна, урождённая Вульф имела усадьбы по соседству с Пушкиным имением в Михайловском. Там они частенько ходили друг к другу в гости. Были хорошими друзьями и делились тем, о чем даже не могли поговорить с родными и близкими.

О предстоящей дуэли с Дантесом он рассказал только ей. За что жена Пушкина ее и возненавидела — считая что, узнав о дуэли вовремя, она бы непременно помешала и муж остался бы в живых.

Одно из главных достоинств Евпраксии Николаевны было в ее увлечении — она искусно варила увеселительные напитки. Ее жженка из рома пользовалась большой популярностью в округе. Евпраксия слыла кем-то, вроде веселой самогонщицы или Уолтера Уайта своего времени.

Трудно оценить вклад жженки в русскую литературы всецело, но он должно быть очень существенен, раз в стихах то тут, то там всплывают такие строчки, упоминающие вечерние посиделки у соседки Зизи (домашнее имя Евпраксии):

За ним строй рюмок узких, длинных, Подобно талии твоей, Зизи, кристалл души моей, Предмет стихов моих невинных, Любви приманчивый фиал, Ты, от кого я пьян бывал!

И многие, многие другие любимые женщины Пушкина…

Из слов современников становится понятно, черпал он свое вдохновение в любовных отношениях и в мимолетных интрижках. Каждая возлюбленная была ему музой, а судя по его записям было их у него не менее 113. Это жена Наталья Николаевна Гончарова была стотринадцатой, а были еще и после нее.


Журналист, копирайтер, сеошник, вебмастер.

В прошлом собутыльник Олега Тинькова, это он украл мою идею. Сидели мы с ним в пивнухе на Синюшной 49 в Кемерово. И я ему…

Это слова Пушкина. Есть о чем поразмыслить. Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить, для этого было бы удобнее родиться червем. Человеческая жизнь должна быть наполнена МЫСЛЬЮ. Мыслящий человек живет в постоянном напряжении своих духовных сил :любит и ненавидит, восхищается и разочаровывается, обвиняет и оправдывается, радуется и. СТРАДАЕТ. Именно в страданиях и проявляется наша сущность. Мы учимся по-новому любить и тонко чувствовать чужую боль. Пройдя через страдания, наша душа обретает мудрость.

Я жить хочу, чтобы детей рожать,
И чтобы было им вольготно здесь, в России.
А жить чтоб мыслить и при том страдать-
Вопрос скорей к психиатрии..

А если не мыслить, то нет смысла жить. Зайдите в Дом престарелых, посмотрите на людей, привязанных к койкам под действием какого нибудь циклодола.. . Лучше страдать и мыслить чем просто существовать.

Всем нам с детства хорошо известны строки пушкинских стихотворений. Они способны согреть долгими зимними вечерами, бесконечно удивлять своей природной уникальностью и красотой. Мы растем, совершенствуемся, стареем, а знаменитые произведения Александра Сергеевича не умирают, они продолжают жить. И вот уже наши дети, внуки листают волшебные страницы.

анализ элегии пушкина

История создания


Тест по стихотворению

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Жанр, направление, размер

По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.

Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.

Композиция

Промелькнувшая юность вызывает грусть не только потому, что миновала. Чем старше становится поэт, тем больше осознает свои ошибки и потраченное зря время. Печаль об этом становится все сильнее.

Образы и символы

Чему учит

Трудно прожить и не наделать ошибок. Пушкин напоминает, как важно вовремя раскаяться и начать новую, полную высоких целей жизнь.

Темы, проблемы и настроение

Главная мысль

Лирический герой

Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.

Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.

Средства выразительности

Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.

Автор: Мария Кондратьева

Сюжет

Сюжет стихотворения представляет собой обращение к самому себе или кому-то из самых близких друзей.

Поэт рассказывает о тяжести своих воспоминаний, подобно вину, с годами набирающих силу и крепость. Он предчувствует впереди труд и горе, но всё же выражает надежду на то, что в оставшиеся ему сроки его не оставит муза – главная утешительница поэта.

Пушкин спокойным и ясным взором смотрит в будущее, предчувствуя печали, нужду и возможную гибель. Но он не отрекается от выбранного пути и готов принять всё, что ему уготовано.

История создания

Жанр, направление, размер

По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.

Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.

Смысл названия

Название стихотворения созвучно жанру. Оно определяет грустное настроение и предстоящую рефлексию. Пушкин уже в названии обращает внимание на то, что стихотворение будет проникнуто печалью.

Композиция

Образы и символы

Темы, проблемы и настроение

Главная мысль

Средства выразительности

Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.

Автор: Мария Кондратьева

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 16.05.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 20.02.2022

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: