Проверка механической части и правильности установки щеток машин постоянного тока конспект

Обновлено: 05.07.2024

1.1 Неисправности машин постоянного тока,
искрение щеток

1-1-1. Искрят все щетки или часть их. Искрение сопровождается повышенным нагревом коллектора и щеток.

A. Щетки установлены неправильно .

Проверить положение щеток по заводским меткам, имеющимся на траверсе.

Б . Расстояние по окружности коллектора между щетками отдельных брикетов неравномерно.

Проверить положение щеток на коллекторе при помощи бумажной ленты и установить бракеты так, чтобы щетки соседних бракетов находились на одинаковом расстоянии по окружности коллектора. Нельзя устанавливать щетки, отсчитывая определенное число коллекторных пластин. Небольшое искрение щеток нереверсивных машин может быть устранено в некоторых случаях незначительным сдвигом траверсы.

B . Щетки в плохом состоянии и неправильно установлены в щеткодержателях. Угольные щетки имеют неровную обгорев­шую рабочую поверхность с царапинами, набитыми медной пылью; плохо пришлифованы; их края обломаны или обгоре­ли. Металлические щетки загрязнены, обгорели, и концы их расплющены. Размеры обойм щеткодержателей не соответству­ют размерам щеток (слишком велик или слишком мал зазор между щеткой и обоймой щеткодержателя); плохой контакт между щетками и их арматурой; мало сечение токоведущих кабельков (жгутиков).
Правильно установить щеткодержатели и щетки. Угольные щетки тщательно пришлифовать к коллектору стеклянной шкуркой (применение наждачной бумаги не рекомендуется;). Металлические щетки промыть в бензине и пригнать к коллектору.

Г . Щеткодержатели установлены неправильно. Слишком велико расстояние между обоймой щеткодержателя и коллекто­ром; установка реактивного щеткодержателя не соответствует направлению вращения. В результате этих недостатков щетка заклинивается.

Правильно установить щеткодержатели .

Д . Щеточный бракет слабо закреплен и поэтому вибрирует.

Подтянуть болты, крепящие бракет к траверсе.

Е . Щетки слабо прилегают к коллектору.

Сильнее прижать щетки; в случае надобности укоро­тить нажимную пружину щеткодержателя, но лучше за­менить ее новой. У щеткодержателей, допускающих регу­лировку нажатия на щетку, установить требуемое на­жатие. Рекомендуемое нажатие щеток и его проверку.

Ж . Щетки слишком сильно прижаты к коллектору.

Ослабить нажатие щеток; в случае надобности растя­нуть нажимную пружину щеткодержателя, но лучше за­менить ее новой. У щеткодержателей, допускающих регу­лировку нажатия на щетку, установить требуемое на­жатие (см. п. Е).

3 . Поставлены угольные щетки неподходящей марки (слишком мягкие или слишком твердые). Использованы щетки разных марок (это нередко случается при замене сработавшихся щеток). Вследствие различной проводимости щеток нагрузка на них распределяется неравномерно.
Установить щетки, соответствующие предписанию за­вода-изготовителя. Применять щетки только одной марки. Если одинаковые щетки для всей машины получить невозможно, то распре­делить имеющиеся щетки таким образом, чтобы на каж­дом бракете находились щетки только одной марки. В случае продолжающегося искрения щеток снизить на­грузку.

И . Нажатие на щетки неодинаково, вследствие чего ток между ними распределяется неравномерно.

Регулировкой щеткодержателей добиться, чтобы на­жатие на все щетки было одинаковым в пределах допуска (см. пп. Е, Ж).

К . Плохой контакт в токособирательных кольцах; ослабле­ны стяжные болты; загрязнены или окислены контактные по­верхности в местах соединения бракетов щеткодержателей и токособирательных колец, между щеткодержателями и бракетами, между щетками и щеткодержателями, что приводит к неравно­мерному распределению тока между отдельными стержнями, особенно у машин на большую силу тока.

Если же наружным осмотром не удается найти место плохого контакта, то необходимо измерить точным вольт­метром падение напряжения во всех указанных местах токоведущей и токособирательной систем; при плохом контакте падение напряжения будет увеличено.

Л . Наблюдается повышенная вибрация щеточного аппарата. Частота собственных колебаний щеточного аппарата совпадает с частотой его вынужденных колебаний (резонансные явления), вызываемых выступающими коллекторными пластинами или вибрацией коллектора. При этом искрение усиливается при какой-либо одной частоте вращения и ослабевает при уменьше­нии или увеличении ее.

Увеличить жесткость щеточного аппарата, например скрепить концы бракетов планками из изолирующего ма­териала (гетинакс, текстолит), прикрепив их винтами к торцам бракетов.

М . Главные и добавочные полюсы расположены неравномерно.

Проверить расстояния между краями башмаков соседних главных полюсов, а также между краями башмаков добавочных и соседних главных полюсов. По опытным данным, расстояния в первом случае не должны отличать­ся друг от друга более чем на 1,5 мм при диаметре якоря до 600 мм и более чем на 2 мм при диаметре якоря свыше 600 мм; во втором случае расстояния не должны отли­чаться друг от друга более чем на 1 мм.

1-1 -2 . Щетки искрят; генератор плохо возбуждается; двига­тель плохо идет в ход или работает с ненормальной частотой вращения; обмотка якоря местами сильно нагревается.

А . Некоторые соседние пластины коллектора замкнуты за­усенцами, не удаленными после обточки коллектора.

Осторожно удалить все заусенцы острым шабером; отшлифовать коллектор стеклянной шкуркой, а в случае надобности обточить.

Б . Между петушками коллектора или хомутиками имеет­ся замыкание, например наплывами олова, не удаленными после пайки.

Осмотреть все петушки и хомутики, устранить за­мыкания; затекшее олово осторожно удалить.

В . В одной или нескольких якорных катушках имеется междувитковое соединение или короткое замыкание.

Найти междувитковое соединение и устранить его.

Поврежденные якорные катушки заменить новыми или перемотать. Если число коллекторных пластин не очень мало, то в виде временной меры можно отсоединить неисправную катушку от коллектора. Частичная переизолировка поврежденных мест обмотки нежелательна так как перегрев вызывает в большинстве случаев повреждение всей изоляции неисправной катуш­ки, вследствие чего существует опасность образования в дальнейшем новых междувитковых соединений.

1-1 -3 . Машина начинает искрить при частичной нагрузке. При холостом ходе машина не искрит. По мере возрастания нагрузки искрение увеличивается и достигает в некоторых слу­чаях недопустимой величины.

A. Щетки расположены неправильно; неисправен щеточный аппарат.

Б . Главные и добавочные полюсы чередуются неправильно.

Проверить и установить правильное чередование полярности главных и добавочных полюсов .

B . Неправильная полярность отдельных главных или добавочных полюсов.

Устранить неправильную полярность главных и добавочных полюсов .

Г . Обмотка добавочных полюсов частично или полностью шунтируется другой обмоткой.

Отыскать место замыкания между обмотками и устранить замыкание.

1-1-4. Щетки равномерно искрят при нагрузке. При холостом ходе машина не искрит.

Зазор между якорем и отдельными или всеми добавочными полюсами не соответствует паспорту машины. После ремонта или ревизии возможна, по небрежности, неправильная уста­новка прокладок между сердечниками добавочных полюсов и станиной.

Проверить и установить под всеми добавочными по­люсами зазор, предписанный заводом-изготовителем. Проверить методом подпитки или более грубо, пробным передвижением щеток, насколько сильны или слабы добавочные полюсы. Если искрение исчезает или уменьшается при передвижении щеток про­тив направления вращения у генератора и по направле­нию вращения у двигателя, то добавочные полюсы слиш­ком сильны; если же искрение в этих случаях усиливается, то добавочные полюсы слишком слабы. Если добавочные полюсы слабы, то нужно зазор уменьшить, если же они сильны, то его надо увеличить. Регулировку до­бавочных полюсов .

1-1 -5 . Наблюдается незначительное искрение под щетками. Неисправности в машине отсутствуют.

Неправильно выбрана марка щеток.

Поставить щетки другой марки. Если искрение не вызывает почернения коллектора и на­гара на щетках, то смену щеток можно и не производить.

1-1-6. Щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов.

А. Расстояние между щетками по окружности коллектора различно, или же имеется какая-либо другая неисправность щеточного аппарата.

Наладить щеточный аппарат (см. п. 1-1-1, Б, В, Е, Ж, 3, К).

Б. Междувитковое соединение или короткое замыкание в обмотке одного из добавочных или главных полюсов.

Найти неисправную катушку ,отремонтировать ее или заменить новой.

1-1 -7 . Наблюдается переходящее, блуждающее и по време­нам исчезающее искрение при нагрузке.

Плохой контакт в щеточном аппарате.

Наладить щеточный аппарат (см. п. 1-1-1, В, Е, К).

1-1 -8 . Щетки искрят, наблюдается почернение лишь некото­рых коллекторных пластин, находящихся на определенном расстоянии друг от друга (соответственно числу полюсов или пар полюсов). После каждой чистки или обточки коллектора черне­ют одни и те же пластины.

А . Плохой контакт в якоре . Дефект имеет место большей частью в соединениях между обмоткой и коллектором (в пе­тушках) вследствие плохой пайки.

Тщательно проверить пайку всех соединений между обмоткой якоря и почерневшими пластинами коллектора. Все неисправные и внушающие подозрение места пайки вновь перепаять. Наружным осмотром редко удается об­наружить плохую пайку, поэтому рекомендуется прове­рить пайку методом падения напряжения .Если это неосуществимо из-за отсутствия постояного тока или милливольтметра, то следует все соединения между обмоткой и чернеющими пластинами вновь перепаять.

Лобовые части чернеющих пластин коллектора отме­тить кернером, что облегчит дальнейший контроль.

Коллектор обточить; изоляцию между пластинами продорожить.

Б . Отдельные пластины коллектора выступили или запали.

В . Короткое замыкание в якоре.

Г . Уравнительные соединения отпаялись.

Если после того как пайка обмотки и петушков про­верена и исправлена, а коллектор обточен, продолжается почернение одних и тех же пластин, то следует проверить пайку уравнительных соединений.

Д . Отсутствуют уравнительные соединения.

Поставить уравнительные соединения по указанию завода-изготовителя.

Е . Число уравнительных соединений недостаточно.

Поставить дополнительные уравнительные соедине­ния по указанию завода-изготовителя.

1-1-9. Щетки искрят, наблюдается почернение определен­ных пластин коллектора, как указано в п. 1-1 -8 . Изоляция между двумя или несколькими коллекторными пластинами сильно выгорела. Иногда с треском вылетают длинные искры в момент выхода неисправных мест коллектора из-под щеток. Временами в неисправных местах наблюдается накаливание изоляции меж­ду пластинами коллектора.

Обрыв в катушке якоря, находящейся между почерневшими пластинами коллектора. Обрыв большей частью находится в сое­динениях между коллекторами и обмоткой, редко — в самой обмотке.

Найти место обрыва . При обрыве в соединениях между обмоткой и коллек­тором поступить, как указано в п. 1-1-8, А. При обрыве в обмотке заменить неисправную катушку новой. В ка­честве временной меры, если число коллекторных пластин не слишком мало, можно соединить накоротко две со­седние пластины, к которым присоединена секция, имею­щая обрыв .

1-1-10. Щетки искрят, наблюдается почернение каждой вто­рой или третьей пластины коллектора.

А . Ослабла затяжка коллектора.

Затянуть и обточить коллектор .

Б . Между пластинами коллектора выступает изоляция.

Продорожить изоляцию между пластинами коллекто­ра на глубину 1,5—2 мм; после этого коллектор в случае надобности обточить и отшлифовать стеклянной шкуркой .

1-1-11. Щетки искрят, наблюдается переходящее почерне­ние пластин коллектора, т. е. после каждой чистки коллектора чернеют другие пластины.

А . Между отдельными пластинами коллектора незначитель­но выступает изоляция.

Б . Неисправен щеточный аппарат.

1-1-12. Щетки искрят, хотя щеточный аппарат в порядке, щетки установлены правильно, коллектор чист и изоляция меж­ду коллекторными пластинами не выступает.

A . Если нагрев у машины нормальный, то причиной неис­правности является недопустимо большой износ коллектора, что наблюдается преимущественно у машин низкого напряжения.

Поставить новый коллектор.

Б . Если имеет место повышенное нагревание якоря (см. п. 1-3-1 ), то это означает, что машина перегружена.

B . Если при повышенном нагреве якоря наблюдается неравномерное нагревание отдельных катушек главных полюсов, то налицо междувитковое соединение или короткое замыкание в одной или в нескольких катушках главных полюсов (искажение магнитного поля вызывает появление уравнительных токов в якоре).

Найти неисправные катушки , отремонтировать их или заменить новыми.

Г . Если якорь сильно нагревается даже у непогруженной машины и щетки одного полюса искрят сильнее щеток других полюсов, то причиной неисправности является плохая центровка якоря, при которой зазор между якорем и отдельными полюсами неодинаков.

Это может иметь место вследствие выработки подшипниковых вкладышей или неравномерного оседания фундамента у крупных машин (когда подшипниковые стояки уста­новлены не на общей фундаментной плите со станиной), а также из-за плохой центровки якоря при монтаже машины.

Неравномерность зазора между якорем и полюсами приводит к тому, что магнитное поле становится неоднородным и в от­дельных ветвях обмотки якоря индуктируются различные элек­тродвижущие силы, вследствие чего возникают внутренние уравнительные токи. При значительной неравномерности зазоров уравнительные токи (особенно в машинах с небольшим числом уравнительных соединений) служат причиной сильного нагрева­ния якоря и искрения щеток.

Перезалить вкладыши подшипников или заменить их новыми. Отрегулировать зазоры между якорем и полюсами ,не нарушая центровку якоря с сопряженной машиной.

1-1-13. Щетки искрят, дрожат, сильно шумят; на коллекто­ре видны следы обгорания; коллектор почернел на всей окруж­ности или на большей ее части; поверхность коллектора испещ­рена бороздками (волнообразна); коллектор и щетки сильно нагреваются.

A . Коллектор негладкий или бьет. Вся машина вибрирует. Под действием центробежных сил коллектор деформирован; отдельные коллекторные пластины выступают; затяжка коллек­тора ослабла.

Неравномерный износ коллекторных пластин может быть вызван различной твердостью меди (редко встречающийся случай).

Проверить биение коллектора . Коллектор подтянуть и обточить, изоляцию между пластинами продорожить . Устранить вибрацию машины .

Б. Между пластинами коллектора выступает изоляция. Это нередко наблюдается в машинах быстроходных, например у возбудителей турбогенераторов.

B. Щетки поставлены неправильно, вследствие чего коллектор изнашивается неравномерно.

Правильно установить щетки .

1-1-14. Щетки искрят; коллектор покрыт слоем окиси, кото­рая после чистки коллектора образуется вновь даже в том слу­чае, если машина не работает.

Кислотные пары или газы в машинном помещении вызыва­ют химическое разрушение меди коллектора.

Прочищать коллектор в холодном состоянии стеклян­ной шкуркой перед каждым пуском машины . Если на машине установлены угольные щет­ки, то пользоваться по возможности твердыми щетками. Лучше всего установить новую машину закрытого типа (герметическую).

1-1-15. Наблюдается легкое круговое искрение; по поверх­ности коллектора со щеток одного полюса на щетки другого полюса перескакивают искры.

А . Коллектор загрязнен ввиду чрезмерного смазывания или применения слишком мягких угольных щеток.

Протереть коллектор чистой неволокнистой тряпкой, слегка смоченной в бензине (но не пропитанной им!), и от­шлифовать мелкой стеклянной шкуркой (см. приложе­ние 4); поставить более твердые щетки.

Б. Коллектор загрязнен вследствие сильного износа щеток, вызываемого негладкостью коллектора или применением непод­ходящих щеток. Загрязнение возможно из-за небрежной чистки и продувки машины после притирки щеток или шлифовки коллектора, а также плохого ухода за машиной.

Неровный коллектор отшлифовать или обточить и продорожить изоляцию между пластинами коллектора; неподходящие щетки заменить но­выми, рекомендуемыми заводом-изготовителем .

Коллектор содержать в чистоте. После каждой при­тирки щеток и шлифовки коллектора тщательно очищать пылесосом и продувать сжатым воздухом коллектор и ще­точный аппарат.

1-1-16. Круговой огонь по коллектору.

A. Щетки расположены неправильно.

Проверить положение щеток .

Б. Главные и добавочные полюсы чередуются неправильно (добавочные полюсы неправильно соединены с якорем).

Проверить правильность чередования главных и до­бавочных полюсов .

B. Выбрана неподходящая марка щеток.

Частицы угля, оторвавшиеся от щеток при их износе, образуют проводящие мостики между пластинами коллектора и сильно накаляют­ся. При коротких замыканиях небольшие раскаленные угольные частицы отрываются от мягких графитных щеток, что приводит к образованию кругового огня.

Заменить щетки более твердыми, лучше всего элек­трографитными, обладающими наибольшей механической прочностью и легче всего переносящими короткое замыка­ние .

Г. При коротких замыканиях во внешней цепи щетки накаливаются и под ними собирается много токопроводящего па­ра, ионизирующего воздух.

Вследствие этого между смежными пластинами коллектора, при выходе их из-под щеток, возникают небольшие дуги. Если короткое замыкание продолжается до­статочно долго, то такие дуги возникают между соседними пластинами по всему коллектору и переходят в круговой огонь.

Для защиты от коротких замыканий установить быстродействующий автоматический выключатель. Ма­шины, подвергающиеся частым коротким замыканиям, снабдить электрографитными щетками .

1-1-17. При перемене направления вращения двигателя щетки сильно искрят.

Изменение направления вращения двигателя производится слишком быстро.

Избегать слишком быстрого изменения направления вращения двигателя. Если же это необходимо по условиям производства, то запросить рекомендации у завода-изготовителя.

1-1-18. При вращении двигателя в одном направлении щет­ки искрят сильнее, чем при вращении в другом направлении; наблюдается постоянная склонность к искрению при вращении двигателя в каком-либо направлении; двигатель вращается в од­ном направлении быстрее, чем в другом.

А. Щетки стоят не на нейтрали.

Проверить нейтраль и правильно установить щетки .

Б. У двигателя устаревшей конструкции отсутствуют добавочные полюсы.

Для реверсивной работы применять только двигатели с добавочными полюсами.

Щеточный аппарат проверяется до и после разборки электри­ческой машины. Проверяют соответствие марок щеток, установлен­ных на машине и рекомендованных заводом-изготовителем. Контакт­ная поверхность (зеркало) щетки должна быть пришлифована. Щетки должны без особых усилий перемещаться в обойме щеткодержателя. Зазор между щеткой и щеткодержателем не должен превышать 0,1-0,2 мм. Отстояние нижнего края обоймы щеткодержателя от коллектора или контактных колец следует устанавливать в пределах 2-4 мм. Давление на щетку должно быть равномерным, его проверяют с помощью динамометра и тонкой полоски бумаги, положенной под щетку. Одновременно с приложением к динамометру усилия,оттягивающего щетку, натягивают полоску бумаги. Отсчет показания динамометра производят в момент свободного перемещения бумаги.

Разность давлений отдельных щеток не должна превышать 10 % среднего значения. Давления на щетку находятся в пределах 15*10 З -25.10 З Па (кгс/см 2 ).

Равномерность расстановки щеток по окружности коллектора про­веряют наложением на поверхность коллектора бумажной ленты. На ленте острым карандашом отмечают положение всех щеток по сбегающим краям и, сняв ленту, измеряют расстояние между отмет­ками, которое не должно превышать 1 мм.

Проверка установки щеток а нейтральное положение осуществляется несколькими способами, но наиболее практичным является индуктивный. Нейтральное положение щеток определяют на непод­вижной машине следующим образом: в цепь обмотки возбуждения по­дают питание от независимого источника постоянного тока, эначение тока не должно превышать 5-10 % номинального. К щеткам разной полярности подключают милливольтметр, имеющий шкалу с нулем посредине.

Рис. Схема для установки щеток в нейтральное положение

Размыкая и замыкая цепь возбуждения, наблюдают за отклонени­ем стрелки милливольтметра. При нейтральном положении щеток стрелка милливольтметра будет иметь незначительное отклонение. Для контроля проворачивают якорь и повторяют опыт. При проворачивании якоря милливольтметр необходимо отключить. После уста­новки щеточной траверсы в нейтральное положение и ее закрепле­ния производят проверку, т.к. при этом может произойти смещение щеток.

При осмотре коллектора, проворачивая его рукой, необходимо следить за тем, чтобы не размыкались контрольные контакты автопереключателя.

Коллекторные пластины не должны возвышаться одна над другой и

иметь раковины от подгара, между пластинами должны просматриваться

проточки на глубину 1 мм.

Осматриваются доступные места щеткодержателя. Особое внимание обращается на облегание коллектора всей поверхностью щеток, отсутствие

перекоса щеток и чрезмерного их износа, на плотность прижатия щеток к коллекторным пластинам, а также свободность их хода в щеткодержателе,

при необходимости очищается щеточный узел от угольной пыли тканью,

смоченной в бензине.

По шкале измерения сопротивления измерительного прибора

проверяется отсутствие обрыва секций якоря в двигателе МСП. При отсутствии обрыва секций омметр показывает сопротивление якоря близкое к значениям, которые приведены в табл. 1

Параметр МСП-0,1 МСП-0,15 МСП-0,25 (ДПС-0,25) ДПС- 0,15- 160 В ДПС- 0,55- 200 В
30 В 100 В 160 В 30 В 160 В 30 В 100 В 160 В
Сопротивление обмотки, Ом
возбуждения 0,47 4,16 12,5 0,6 11,0 0,22 1,51 3,85 11,0 1,51
якоря 0,66 6,6 17,4 0,6 14,6 0,27 2,7 6,7 14,6 2,7

В случае наличия обрыва секций якоря, измерительный прибор показывает значение сопротивления, в два раза большее, или бесконечность.

Включается курбельный контакт и проверяется искрение под

сбегающим краем щетки электродвигателя при переводе стрелки (сердечника

крестовины с НПК), которое выше второй степени (см. таблицу 1) не

допускается. Износ щеток электродвигателя допускается до 40 %

номинальной высоты, при большем износе электродвигатель следует

Устранить появление следов почернения на коллекторе и следов нагара

на щетках электродвигателя, не устраняемых протиранием поверхности

коллектора бензином, почистив поверхность коллектора шлифовальным

мелкозернистым полотном с последующим протиранием бензином. При

невозможности устранить следы почернения на поверхности коллектора при

помощи шлифовальной бумаги, электродвигатель следует заменить.

При обнаружении искрения третьей степени (см. таблицу 1), когда на

коллекторе имеется значительное почернение, не устраняемое протиранием

поверхности коллектора бензином, а также при обнаружении подгара и

частичного разрушения щеток, электродвигатель следует заменить.


При осмотре коллектора, проворачивая его рукой, необходимо следить за тем, чтобы не размыкались контрольные контакты автопереключателя.

Коллекторные пластины не должны возвышаться одна над другой и

иметь раковины от подгара, между пластинами должны просматриваться

проточки на глубину 1 мм.

Осматриваются доступные места щеткодержателя. Особое внимание обращается на облегание коллектора всей поверхностью щеток, отсутствие

перекоса щеток и чрезмерного их износа, на плотность прижатия щеток к коллекторным пластинам, а также свободность их хода в щеткодержателе,

при необходимости очищается щеточный узел от угольной пыли тканью,

смоченной в бензине.

По шкале измерения сопротивления измерительного прибора

проверяется отсутствие обрыва секций якоря в двигателе МСП. При отсутствии обрыва секций омметр показывает сопротивление якоря близкое к значениям, которые приведены в табл. 1

Параметр МСП-0,1 МСП-0,15 МСП-0,25 (ДПС-0,25) ДПС- 0,15- 160 В ДПС- 0,55- 200 В
30 В 100 В 160 В 30 В 160 В 30 В 100 В 160 В
Сопротивление обмотки, Ом
возбуждения 0,47 4,16 12,5 0,6 11,0 0,22 1,51 3,85 11,0 1,51
якоря 0,66 6,6 17,4 0,6 14,6 0,27 2,7 6,7 14,6 2,7

В случае наличия обрыва секций якоря, измерительный прибор показывает значение сопротивления, в два раза большее, или бесконечность.

Щеточный механизм должен свободно перемещаться при освобож­дении стопорного устройства. Траверсы щеточного механизма уста­навливаются по заводским меткам (или так, как описано выше) на нейтраль. Радиальный зазор между контактными кольцами или коллек­тором и щеткодержателями должен быть равномерным по окружности и составлять 2…4 мм. Щеткодержатели устанавливают так, чтобы края щеток были параллельны коллекторным пластинам. Расположение щеток по окружности коллектора должно быть равномерным (рисунок 12…13).

Удельное нажатие на щетку колеблется в пределах от 20 до 40 кПа и зависит от типа и материала щетки и частоты вращения машины. При частоте вращения более 1500 об./мин. удельное нажатие на щетку может быть повышено до 50 кПа. Щетки выбирают по плотности тока, частоте вращения коллектора и условиям коммутации каждого вида машины. Поверхность соприкосновения щетки с контактными кольцами и коллектором должно составлять не менее 80% рабочей поверхности щетки. Проверку производят с помощью динамометра (рисунок 14) усилие нажатия щеток определяется по их техническим характеристикам.


Рисунок 12 - Продороживание изоляции между пластинами коллектора: а – правильно, б – неправильно



Рисунок 13 - Пришлифовка щеток к коллектору: а- правильно, б – неправильно, 1 – щётка, 2- стеклянная бумага,

3 – коллектор. Установка обоймы щёткодержателя


Рисунок 14 - Измерение усилия нажатия щёток на коллектор электро- двигателя при помощи динамометра

Указания по проведению ревизии электрических двигателей постоянного и переменного тока приведены в

Таблица 7 - Указания по проведению ревизии электродвигателей

Объект или операция Требование Дополнение и объяснение по проведению ревизии
Осмотры Периодичность осмот­ров устанавливают в за­висимости от производ­ственных условий, но не реже 1 раза в 2 месяца. При осмотрах следует очищать двигатель от загрязнений, проверять состояние контактных колец и щеток (у электродвига­телей с фазным рото­ром), надежность за­земления и соединений двигателя с механизмом. Кроме того, надо убе­диться в отсутствии тре­щин и сколов в стани­не, подшипниковых щи­тах и крышках подшип­ников, вмятин в кожухе вентилятора; проверить целость крыльчатки вентилятора и изоляции выводов обмоток и пи­тающих проводов.
Контроль напряжения Для нормальной рабо­ты электродвигателя на­пряжение на питающих шинах должно быть 100…105 % от Uном. Допускается работа электродвигателя при отклонении напряжения от -5 до +10 % Uном.
Подшипники Температура подшипников должна быть не выше допустимой. Уровень масла в подшипниках должен быть нормальным. Зазоры в подшипни­ках качения должны со­ответствовать нормати­вам. Предельно допусти­мая температура для подшипников скольже­ния 80 °С, для подшипни­ков качения 100°С. Нормальный уровень масла отмечен чертой на маслоуказателе Допустимый радиаль­ный зазор при диаметре вала: 20…30 мм - не более 0,1 мм; 35…50 - не более 0,15 мм; 55…80 - не более 0,2 мм; 85… 120 - не более 0,3 мм.
Контактные кольца Износ колец не дол­жен быть выше допусти­мого. Допустимый износ роторного кольца при его диамет­ре, мм: 72,5—3 мм; 80 и 120 —3 и 4 мм.
Чистка коллектора и кон­тактных колец Коллектор и контакт­ные кольца должны содержаться в чистоте. Наличие металлической и угольной пыли недо­пустимо. Чистку произ­водят сухой тряпкой. Царапины и почерне­ния необходимо во из­бежание усиленного ис­крения устранять по ме­ре их возникновения. Допустимо чистить коллектор и контакт­ные кольца на ходу дощечкой, оберну­той сухой тряпкой, с со­блюдением мер безопас­ности (изолировать се­бя от прикосновения к токоведущим частям и не задевать руками и одеждой вращающейся части). Царапины и почерне­ния устраняют полиров­кой коллектора при его номинальной частоте вращения мелкой стек­лянной бумагой, закреп­ляемой на деревянной колодке (рисунок 11). Приме­нять наждачное полотно запрещено.
Продороживание коллектора При появлении над по­верхностью коллектора выступающей слюды ее надо снять продороживанием с помощью пил­ки-скребка. Выступающую слюду снимают на 1…1,5 мм. Края пластин коллекто­ра скашивают под углом 45° на ширину не более 0,5 мм.
Щётки Подбор щеток произ­водится согласно указаний за­вода-изготовителя, данных в техническом паспорте электродвигателя. Щетки необходимо пришлифовать к коллек­тору. По окончании шли­фовки коллектор следу­ет очистить от осевшей на него пыли. Сила нажатия щеток должна быть отрегулиро­вана. Отклонение вели­чины нажатия отдель­ных щеток не должно превышать 10 % от рекомендованного усилия нажатия в техническом паспорте электродвигателя. Размер щеток должен обеспечивать их свобод­ное передвижение в обойме. Расстояние от обоймы до поверхности коллектора должно быть 2…4 мм. Применение разных щеток недопустимо. Пришлифовку щеток производят так: под щетку подкладывают стеклянную бу­магу, которую передви­гают вправо и влево Проверку нажатия вы­полняют динамометром или пружинными весами.
Резервные электродвигатели Должны быть постоян­но готовы к немедленно­му пуску. Осмотр и опробование этих электродвигателей производят по утверж­денному графику.




Определить исправность электродвигателя можно путем измерениям тока холостого хода, значения которого приведены в таблице 8.

Таблица 8 - Наибольшие допустимые значения тока холостого хода для машин постоянного тока

Номинальная мощность, кВт

Значение тока холостого тока электродвигателя в % от номинального тока, в зависимости от син­хронной частоты вращения, об./мин.

3. Подготовить отчет следующего содержания:

- цель и задачи работы;

- научится выявлять дефекты в машинах постоянного тока.

- научится устранять дефекты постоянного тока

- составить отчёт о полученных сведеньях

- ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1) Какой необходим уход за коллектором и контактными кольцами?

2) Как производить регулировку щеточного механизма?

3) Какие неисправности существуют в двигателях постоянного тока и способы их устранения?

4) В какие сроки проводится ТО?

5) Сроки поведения КР?

Лабораторная работа №4

Тема: Проверка полярности и согласования обмоток машин постоянного тока

Цель занятия: 1. Изучение способов проверки согласованности включения обмоток главных полюсов.

2. Изучение способов проверки правильности соединения обмоток якоря, дополнительных полюсов и компенсационной.

3.Изучение способов определения полярности выводов якоря (щеток).

Приобретаемые умения и навыки:

· - выполнять технологические операции по наладке электродвигателей.

· - диагностировать неисправности в электродвигателях.

· - выполнять технологические операции по устранению неисправностей в электродвигателях.

Норма времени: 2 ч.

Оборудование:Инструменты электрика омметр мультиметор

Правила охраны труда : см. инструкцию по охране труда.

Литература:

Порядок выполнения работы:

1. В порядке самостоятельной подготовки к выполнению работы ознакомиться с литературными источниками:

- Изучить способы проверки полярности и согласования обмоток машин постоянного тока.

- Изучение способов проверки правильности соединения обмоток якоря, дополнительных полюсов и компенсационной.

- Изучение способов определения полярности выводов якоря (щеток).

2. По заданию преподавателя выполнить определениеначало и концов обмотки электродвигателя.

При новых включениях машин постоянного тока, в том числе используемых в качестве возбудителей, должны быть проверены соответствие полярностей обмоток заводским обозначениям выводов, правильность внутренних соединений, а также согласования обмоток основных и дополнительных полюсов, компенсационной обмотки для данного направления вращения, что важно для обеспечения безыскровой коммутации во время работы.

Стандартное обозначение выводов обмоток машин постоянного тока приведено в табл. 1.

Наименование выводов обмоток Обозначение выводов
Начало Конец
Обмотка якоря Я1 Я2
Компенсационная обмотка К1 К2
Обмотка добавочных полюсов Д1 Д2
Последовательная обмотка возбуждения С1 С2
Параллельная обмотка возбуждения Ш1 Ш2
Пусковая обмотка П1 П2
Уравнительный провод и уравнительная обмотка У1 У2

В основу обозначений положено условие, что при правом вращении МПТ в режиме двигателя (по часовой стрелке, если смотреть на машину со стороны приводного конца) – ток в его обмотке проходит от начала 1 к концу 2. В режиме генератора ток во всех обмотках, кроме включаемых специально на размагничивание и обмоток возбуждения, при правом вращении должен проходить от конца 2 к началу 1.

Основные случаи согласования обмоток МПТ в зависимости от режима работы и направления вращения в соответствии с заводской маркировкой приведены ниже (рис.1):

Проверка согласованности обмоток главных полюсов производится на собранной машине следующим образом:


Проверка согласованности обмоток рис. 3

Проверка согласованности обмоток главных полюсов импульсным методом главных полюсов методом проворачивания якоря

Читайте также: