Мы союз народов россии 2 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Посмотрите на кар ту, кто знает, что на н ей изображ ено и как эта карта назыв ается?

Политическая карта мира . Разными цветам и на кар те изображены разные с траны. Посм отрите,

Страна одна, н о карта тоже разно цветная. Р озовая ниточ ка – граница, отде ляющая Россию от

других стран. Наш а страна на кар те похожа на во лшебный цветок с разными ле пестками. Кажд ый

(Дети рассматриваю т карту, читаю т надписи и делаю т предположени я о том, как называю тся част и

Откройте учебн ики, там т акая же карта, как и на до ске.

Все разноцветные лепест очки – это края, облас ти, округа, ре спублики Р оссии.

Почему же она получила на звание Российс кая Федераци я?

На территории Р оссии проживают различные нар одност и, их более 150.

Вспомним, о как их народ ностях мы г оворили в 1 классе.

Учитель показыва ет детям слайды с изображен ием людей разны х нар одностей в наци ональных

Найдите теперь н а странице св оего учебни ка татар, авар цев, марийцев, якут ов, даргинцев и т.д.

Давайте попр обуем опред елить по внешнему виду кто в какой час ти России ж ивёт, в каких

А вы каждый раз спра шиваете у взрослых или знаете сами 7

А как вы себя чувс твуете, если поступили пл охо, но об эт ом никто не зна ет, н икто вас за пл охой

А как смыть с ду ши это пя тно плохого п оступка, чтобы снова стало х орошо?

Как называется внутренн ий голос, который н е даёт нам забыва ть о плохих поступках ?

У каждого нар ода есть правила общие для всех. Э ти прави ла учат тому, как жить п о совести, что бы

жизнь каждог о стала радостью д ля себя и для других.

Люди нашей с траны исповедуют ра зные религ ии, пос ещают разные храмы. Н о все религии учат

Мы с вами узнал и, что мн огочисленные народности наше й страны отличаются мест ом

проживания, к ультурой, религ ией. Есть и ещ ё одно важ ное отличие – это язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

Тип урока: Урок изучения нового материала

I. Организационный момент

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением; я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками; хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить; пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям. (Дети выполняют действия)

II. Введение в тему урока

Клубочек, веди нас! (Пускает клубок так, чтобы он прикатился к политической карте мира на классной доске.) Вот перед нами появился волшебный сад. Какие в нем цветут цветы! Большие и маленькие, разноцветные! Попробуем догадаться, что это за сад, какие волшебные цветы в нем растут. (Слушает высказывания детей).

Каждый цветок в этом саду — это одна из стран мира со своей культурой. Вот здесь большой цветок цвета с названием нашей страны. Подскажите мне ее название!

У каждого цветка — своя музыка. Послушайте музыку и скажите: это музыка какой страны? Как она называется? Что вы о ней уже знаете?

(Выслушивает ответы учащихся). Молодцы!

III. Освоение нового материала

Давайте продолжим вслед за волшебным клубком наше путешествие и подробнее рассмотрим цветок, который представляет собой наша страна Россия. Клубочек, веди нас! (Вслед за клубочком учитель подходит к политической карте России.) Мы в прошлом году уже работали с картой России. Теперь у нас другая карта, она называется политической, потому что помогает нам познакомиться с тем, как устроена наша страна. На этой карте цветок России разноцветный, у него множество лепестков разной формы и величины. Каждый лепесток — это особая часть нашей Родины.

IV. Физкультминутка

Давайте выполним физкультминутку про красивые яркие цветы.

V. Включение в систему знаний

Конечно, прогуляться по волшебному саду и рассмотреть подробно каждый из лепестков цветка можно только в воображении. Сейчас, не выходя из класса, каждый из вас сможет окинуть взглядом всю нашу страну благодаря нашей помощнице — карте. Откройте учебники на с. 4—5. Вот наша страна Россия. Граница, как ниточка волшебного клубочка, отделяет ее от других стран.

Я вам показываю указкой на карте, расположенной на классной доске, а вы в парах поработаете в учебниках. Карандашом проведите по границе России. Посмотрите, карта похожа на волшебный цветок с разноцветными лепестками. Только по-настоящему лепестки называются краями, областями, округами, республиками. Прочитайте на карте название республик, краёв, областей, округов. Так, по разному называются части страны. Их союз и есть Российская Федерация. (Учитель дает волшебный клубочек одному из учеников, тот зачитывает первое предложение из текста учебника.) Дальнейший текст читают хорошо читающие ученики.

На карте мы видим обозначенные красными кружками крупнейшие города Российской Федерации — Москву и Санкт-Петербург. Эти города особого федерального значения. Поработайте в парах, найдите и покажите друг другу обозначение этих городов. (Дети работают в парах)

Ребята посмотрите, вот здесь на карте расположен наш родной город, в котором мы с вами живём. Как он называется? (Выслушать ответы детей). Я отмечу его на карте звёздочкой. Попробуйте определить его расположение на карте в учебнике и отметьте его.

Выполним задания № 2. (Самостоятельная работа детей с последующей самопроверкой).

Дома вам нужно будет на лепестках прекрасного цветка из 3 задания написать название своей части РФ и других частей России, где живут ваши родные или друзья.

VI. Физкультминутка

Выполним ещё одну физкультминутку про цветок.

VII. Актуализация имеющегося опыта, используемая на этапе усвоения нового материала.

Откройте учебник на с. 6-7. Вспомните, о каких народах России вы узнали в первом классе? Посмотрите рисунки и по характеру костюмов предположите, в каких областях (на севере или на юге) живут изображенные в учебнике народы, кто в основном занимается охотой, а кто — землепашеством, в каких ремеслах искусны (ткачество, шитье, работа с металлом, с жемчугом, бисером, кожей).

Учитель после ответа детей прикрепляет рисунки представителей народов России со с. 6—7 учебника к соответствующим областям политической карты России на доске.

Ребята расскажите о тех предметах домашнего обихода или одежды, которые вы принесли из дома на урок.

Вывод: Можно только удивляться искусству народных мастеров.

Что вам известно о традициях, ремеслах, истории Челябинской области из занятий в 1 классе. (Рассказы о Златоустовской гравюре, о Каслинском чугунном литье).

На основе обсуждения вместе с детьми делается вывод о ценности вклада народов Челябинской области в общую российскую культуру.

Выполните задание № 1 на с. 3 рабочей тетради.

Культура народов Российской Федерации многообразна, но существуют общие ценности, которые важны для всех

-Как себя чувствуете, если сделаете плохо, а никто об этом не узнает?

- Как смыть пятно с души?

- Как называется внутренний голос, который не дает нам забывать о наших плохих поступках? (Выслушать ответы детей)

IX. Итог урока

Проведём небольшой тест – итог нашей работы на уроке.

X. Рефлексия

Подведём урок. Закончите данные предложения.

XI. Домашнее задание

Запишите домашнее задание теоретический материал на с. 4—7 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мы – союз народов России

Учебный предмет : окружающий мир, 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок - проект

Тема урока : Мы – союз народов России

Цель : Создать условия для формирования представления о многообразии субъектов Российской Федерации, о разнообразии народов России через восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважения истории и культуры каждого народа.

Предметные результаты:

иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;

знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети.

Метапредметные результаты:

высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ.

Личностные результаты:

понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

Самоопределение к учебной деятельности

Цель : мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством положительного настроя на урок

Предполагаемая деятельность учащихся

И красива и богата наша Родина, ребята,

Долго ехать от столицы до любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: горы, степи и леса,

Рек сверканье голубое, голубые небеса.

-Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку?

Откинули лень . Настроились на хорошую работу.

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Настраиваются на работу.

Результат : возникновение у учащихся познавательной активности и положительного настроя на урок

Актуализация знаний

Предполагаемая деятельность учащихся

- Как называется наша Родина?

- Откуда же она начинается?

- Кто знает, а как называется главный город России?

- Кто является главой Российского государства?

- Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько. И я вам предлагаю вспомнить символы нашего государства и выполнить практическую работу в группах.

Результаты групповой работы проверяются с помощью интерактивной доски.

- А кто живет в этой стране?

- Предположения детей

(Учащимся предлагается выбрать символы нашего государства и приклеить их на лист формата А4.)

Детям на группу выдается конверт, в котором лежат:

- три герба (России, Японии, КНДР)

- изображения трех флагов (России, Японии, КНДР)

- Люди, то есть мы

Результат : дети

вспомнили символы России.

3. Постановка проблемы.

- выявить и зафиксировать задание, вызывавшие затруднение в учебной деятельности.

- формулирование темы урока

Предполагаемая деятельность учащихся

- Ребята, вы в группах выбирали символы нашего государства. А как вы думаете, символы, каких государств остались?

(Учитель дает детям краткую информацию о Японии и КНДР с помощью презентации)

- Ребята, на экране вы видите политические карты этих трех стран России, Японии и КНДР.

- Что интересного вы заметили? Что вас удивило?

- Какой возникает вопрос? Что бы вы хотели узнать?

- Рассмотрите политическую карту России и подумайте, почему же карта России раскрашена в разные цвета?

- Да, действительно разным цветом обозначены разные части страны, но все они входят в состав нашей страны – России или Российской Федерации

(Слово «федерация появляется на доске).

- Сейчас я предлагаю вам отправится в путешествие по карте России, в республику Башкортостан на национальный праздник Ураза Байрам, в Чукотский автономный округ на национальный праздник Нургэнэк и на русский народный праздник Иван Купала. Обратите внимание на костюмы и язык участников праздника.

- Что интересного заметили? На что обратили внимание?

- Какой вывод мы можем сделать по просмотренным видеофрагментам?

- Прочитайте тему урока

Физминутка

-Выслушиваются мнения учеников

(Дети сравнивают политические карты трех стран (России, Японии и КНДР))

- Карты Японии и КНДР окрашены в один цвет, а карта России раскрашена в разные цвета.

- Почему карта России раскрашена в разные цвета? (вопрос появляется на доске)

Выслушиваются мнения детей

Дети смотрят видео с трех праздников.

- Мы заметили, что путешествовали по России, а праздники были разные, люди одетые в разные одежды и говорили на разных языках

Большое место в культуре народов России занимает религия. В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

- В России живут разные народы и у каждого народы свой язык, свои традиции, религия и праздники.

- Мы – союз народов России

Результат : возникновение затруднения в ответе на возникший вопрос, формулирование темы урока.

4. Работа в группах

- организовать работу в группах;

- найти необходимую информацию в учебнике

Предполагаемая деятельность учащихся

- А как вы думаете, сколько народов проживает на территории России?

(вопрос появляется на доске)

- А что объединяет разные народы?

(вопрос появляется на доске)

- Как вы думаете, если бы все народы говорили на своем языке, смогли бы они понять друг друга?

- Значит, народам России необходим общий язык.

- Какой язык в России является общим, государственным языком?

(вопрос появляется на доску)

- Мы сейчас разделимся на группы, и каждая группа ответит на один вопрос и представит результаты своей деятельности всему классу.

(дети работают в группах по учебнику)

- Это объединение разных народов

- Презентация результатов представителями от каждой группы

(ответы на вопросы появляются на слайде)

Результат : Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

5.Работа в парах.

- организовать работу в парах;

- создать хоровод из бумажных кукол разных национальностей, символизирующий дружбу народов.

- О каком символе мы забыли сказать в начале урока?

- Как мы должны слушать гимн?

- В Гимне России есть такие слова:


Славься, Отечество наше свободное -
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


- История России полна примеров, когда именно объединение всех народов помогло ей выстоять в тяжелых испытаниях.

-Наиболее яркий пример – Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов…

- Прошла война, заработали заводы, фабрики. Весь многонациональный народ стал много работать на благо страны. И когда наступало то короткое время для отдыха, люди собирались вместе и танцевали. Одним из любимых танцев всех народов был хоровод.

- В старину хоровод выполнял функцию оберега.

- И я вам сейчас предлагаю самим создать оберег с помощью бумажных кукол разных национальностей, поставив их в хоровод.

- Ваша задача самим изготовить куклу, а затем мы создадим из ваших кукол хоровод.

- На работу вам дается 5 минут

- Итак, у нас с вами получился не большой хоровод. Как вы думаете, что он символизирует?

Учитель договаривается заранее с родителями о том, чтобы дети принесли на урок предметы домашнего обихода или одежды, в которых отражены черты искусства народов своего края.

Несколько человек дома готовят презентации о национальных традициях своей семьи

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением; я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками; хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить; пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям. (Дети выполняют действия)

II. Введение в тему урока

Клубочек, веди нас! (Пускает клубок так, чтобы он прикатился к политической карте мира на классной доске.) Вот перед нами появился волшебный сад. Какие в нем цветут цветы! Большие и маленькие, разноцветные! Попробуем догадаться, что это за сад, какие волшебные цветы в нем растут. (Слушает высказывания детей).

Каждый цветок в этом саду — это одна из стран мира со своей культурой. Вот здесь большой цветок цвета с названием нашей страны. Подскажите мне ее название!

У каждого цветка — своя музыка. Послушайте музыку и скажите: это музыка какой страны? Как она называется? Что вы о ней уже знаете?

(Выслушивает ответы учащихся). Молодцы!

III. Освоение нового материала

Давайте продолжим вслед за волшебным клубком наше путешествие и подробнее рассмотрим цветок, который представляет собой наша страна Россия. Клубочек, веди нас! (Вслед за клубочком учитель подходит к политической карте России.) Мы в прошлом году уже работали с картой России. Теперь у нас другая карта, она называется политической, потому что помогает нам познакомиться с тем, как устроена наша страна. На этой карте цветок России разноцветный, у него множество лепестков разной формы и величины. Каждый лепесток — это особая часть нашей Родины.

IV. Физкультминутка

Давайте выполним физкультминутку про красивые яркие цветы.

V. Включение в систему знаний

Конечно, прогуляться по волшебному саду и рассмотреть подробно каждый из лепестков цветка можно только в воображении. Сейчас, не выходя из класса, каждый из вас сможет окинуть взглядом всю нашу страну благодаря нашей помощнице — карте. Откройте учебники на с. 4—5. Вот наша страна Россия. Граница, как ниточка волшебного клубочка, отделяет ее от других стран.

Я вам показываю указкой на карте, расположенной на классной доске, а вы в парах поработаете в учебниках. Карандашом проведите по границе России. Посмотрите, карта похожа на волшебный цветок с разноцветными лепестками. Только по-настоящему лепестки называются краями, областями, округами, республиками. Прочитайте на карте название республик, краёв, областей, округов. Так, по разному называются части страны. Их союз и есть Российская Федерация. (Учитель дает волшебный клубочек одному из учеников, тот зачитывает первое предложение из текста учебника.) Дальнейший текст читают хорошо читающие ученики.

На карте мы видим обозначенные красными кружками крупнейшие города Российской Федерации — Москву и Санкт-Петербург. Эти города особого федерального значения. Поработайте в парах, найдите и покажите друг другу обозначение этих городов. (Дети работают в парах)

Ребята посмотрите, вот здесь на карте расположен наш родной город, в котором мы с вами живём. Как он называется? (Выслушать ответы детей). Я отмечу его на карте звёздочкой. Попробуйте определить его расположение на карте в учебнике и отметьте его.

Выполним задания № 2. (Самостоятельная работа детей с последующей самопроверкой).

Дома вам нужно будет на лепестках прекрасного цветка из 3 задания написать название своей части РФ и других частей России, где живут ваши родные или друзья.

VI. Физкультминутка

Выполним ещё одну физкультминутку про цветок.

VII. Актуализация имеющегося опыта, используемая на этапе усвоения нового материала.

Откройте учебник на с. 6-7. Вспомните, о каких народах России вы узнали в первом классе? Посмотрите рисунки и по характеру костюмов предположите, в каких областях (на севере или на юге) живут изображенные в учебнике народы, кто в основном занимается охотой, а кто — землепашеством, в каких ремеслах искусны (ткачество, шитье, работа с металлом, с жемчугом, бисером, кожей).

Учитель после ответа детей прикрепляет рисунки представителей народов России со с. 6—7 учебника к соответствующим областям политической карты России на доске.

Ребята расскажите о тех предметах домашнего обихода или одежды, которые вы принесли из дома на урок.

Вывод: Можно только удивляться искусству народных мастеров.

Что вам известно о традициях, ремеслах, истории Челябинской области из занятий в 1 классе. (Рассказы о Златоустовской гравюре, о Каслинском чугунном литье).

На основе обсуждения вместе с детьми делается вывод о ценности вклада народов Челябинской области в общую российскую культуру.

VIII. НРЭО компонент урока

Наш город входит в состав Челябинской области.

По результатам переписи 2010 года русские составляли 2830 тысяч человек, или 83,8% населения Челябинской области. На втором месте по распространенности находятся татары (5,4 %), на третьем - башкиры (4,8%).

Многочисленных национальностей в Челябинской области 14. Это русские, татары, башкиры, украинцы, казахи, немцы, белорусы, мордва, армяне, нагайбаки, таджики, азербайджанцы, чуваши и узбеки. Малочисленных национальностей 52.

На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете,
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим

Ребята, представители каких народов есть в классе, что вам известно о родной культуре, обычаях, языке какие национальные традиции сохранены в вашей семье.

Выполните задание № 1 на с. 3 рабочей тетради.

Культура народов Российской Федерации многообразна, но существуют общие ценности, которые важны для всех

-Как себя чувствуете, если сделаете плохо, а никто об этом не узнает?

- Как смыть пятно с души?

- Как называется внутренний голос, который не дает нам забывать о наших плохих поступках? (Выслушать ответы детей)

Общечеловеческие ценности: доброта, любовь, справедливость, красота, труд, честность, милосердие, прощение.

Правила жизни по совести называют религией. Люди исповедуют разные религии: христианскую, ислам, буддизм, иудаизм. Религия объясняет и сохраняет историю народа, дарит людям праздники, связанные с его историей, религиозные предания из века в век хранят чистейший родной язык. Многие религиозные события происходят в сопровождении прекрасных мелодий, которые дошли к нам из глубокой древности. Храмы — вершина строительного, живописного, скульптурного искусства каждого народа.

В нашем городе для христиан построены храм Святого Николая Чудотворца, Храм Вознесения Господня, церковь Михаила Архангела. Для представителей ислама в городе построена Соборная мечеть. Религия объясняет и сохраняет историю народа.

Мы узнали, что народы нашей страны отличаются местом жизни, культурой, религией. Есть и еще одно важное отличие. В нашей стране живет более 150 народов. У каждого — свой язык.

Ребята, как вы думаете, можно ли так договориться? Конечно, нет! А что нужно, чтобы понять друг друга?

Чтобы всем понимать друг друга, в нашей стране выбрали один общий язык — русский. Он называется государственным и объединяет все народы нашей страны.

Чтение текста о русском языке в учебнике подготовленными учениками.

IX. Итог урока

Проведём небольшой тест – итог нашей работы на уроке.

X. Рефлексия

Подведём урок. Закончите данные предложения.

XI. Домашнее задание

Запишите домашнее задание теоретический материал на с. 4—7 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

Читайте также: