Семейно бытовые песни конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни.

Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы);

развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

воспитывать интерес к истории народных песен Белгородской области, активизировать творческие способности.

I. Организационный момент.

1.Построение около класса.

-прочитать текст скороговорки ,написанный на доске, разучить и запомнить.

-произнести скороговорку в разных вариантах: медленно, быстро, по рядам, всем классом, индивидуально, с отстукиванием ритма: ладонями, хлопками по коленям.

II. Работа по теме урока.

-Что такое фольклор? (Произведения, которые созданы народом.)

-Какие фольклорные произведения, созданные нашим народом, вы знаете? ( Сказки, песни, пословицы, загадки, скороговорки.)

-Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - обрядовые песни. Важнейшие события в жизни, будь они радостные или печальные, человек старался обставить торжественно, чтобы запомнились надолго (рождение ребёнка, крещение, свадьба, погребение усопшего).

Все эти песни объединены одним названием – обрядовые семейно-бытовые песни.

-Давайте вспомним, какие музыкальные средства помогают нам понять красоту русских народных песен.

-В каком ладе она написана? (мажор)

-В каком ритме? (в ровном)

-В каком темпе? (умеренном)

-Перед разучиванием песни повторим правила певческой посадки.

Вовремя пения спину надо держать…(прямо)Вовремя пения следите ,чтобы ваши плечи были … (развёрнуты)Руки положите…( на колени)Во время пения не смотрите по …(сторонам)Во время пения надо смотреть на …(учителя)2.-Разучивание песни

-работа над текстом

- сравнение первой и второй части песни

-исполнение по фразам

3. Беседа о народных костюмах Белгородского края.

-работа в тетради

-зарисовка элементов орнамента

-Почему частушки получили такое название?

- Чем отличаются частушки от других народных песен? (У них короткий мотив, который всё время повторяется.)

Исполнение частушек изученных ранее.

-Какие народные инструменты помогут спеть частушки ещё веселее?

Исполнение частушек с детскими шумовыми инструментами.

-С каким новым жанром русских народных песен вы познакомились на этом уроке? (обрядовыми семейно- бытовыми песнями)

-Почему эти песни получили такое название?

-Какие важные события в своей жизни люди сопровождали обрядами ?

Какие песни исполнялись? (величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.)

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наименование раздела: Жанры русской народной песни.

Тема урока : Обрядовые семейно- бытовые песни.

Учитель музыки и пения: Бельченко Е.В.

Урок музыки и пения. 5 класс. II четверть .

Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие обрядовой песни.

Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы);

развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

воспитывать интерес к истории народных песен Белгородской области, активизировать творческие способности.

I . Организационный момент.

1.Построение около класса.

-прочитать текст скороговорки ,написанный на доске, разучить и запомнить.

-произнести скороговорку в разных вариантах: медленно, быстро, по рядам, всем классом, индивидуально, с отстукиванием ритма: ладонями, хлопками по коленям.

II . Работа по теме урока.

- Что такое фольклор? (Произведения, которые созданы народом.)

-Какие фольклорные произведения, созданные нашим народом, вы знаете? ( Сказки, песни, пословицы, загадки, скороговорки.)

- Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличии от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - обрядовые песни . Важнейшие события в жизни, будь они радостные или печальные, человек старался обставить торжественно, чтобы запомнились надолго (рождение ребёнка, крещение, свадьба, погребение усопшего).

Все эти песни объединены одним названием – обрядовые семейно-бытовые песни.

-Давайте вспомним, какие музыкальные средства помогают нам понять красоту русских народных песен.

-В каком ладе она написана? (мажор)

-В каком ритме? (в ровном)

-В каком темпе? (умеренном)

- Перед разучиванием песни повторим правила певческой посадки.

Вовремя пения спину надо держать…(прямо)

Вовремя пения следите ,чтобы ваши плечи были … (развёрнуты)

Руки положите…( на колени)

Во время пения не смотрите по …(сторонам)

Во время пения надо смотреть на …(учителя)

2.-Разучивание песни

-работа над текстом

- сравнение первой и второй части песни

-исполнение по фразам

3. Беседа о народных костюмах Белгородского края.

- показ презентации

-работа в тетради

-зарисовка элементов орнамента

-Почему частушки получили такое название?

- Чем отличаются частушки от других народных песен? (У них короткий мотив, который всё время повторяется.)

Исполнение частушек изученных ранее.

-Какие народные инструменты помогут спеть частушки ещё веселее?

Исполнение частушек с детскими шумовыми инструментами.

IV . Обобщение.

- С каким новым жанром русских народных песен вы познакомились на этом уроке? (обрядовыми семейно- бытовыми песнями)

-Почему эти песни получили такое название?

- Какие важные события в своей жизни люди сопровождали обрядами ?

Какие песни исполнялись? (величание новорожденного, колыбельные, свадебные песни, плачи, причеты.)

Оценить 970 0

Автор работы: Грачева Светлана Николаевна,

г. Нижнекамска, республики Татарстан

Внеклассное мероприятие по музыке

для учащихся 4 класса

1.Воспитывать уважение к национальным традициям, чувства патриотизма к стране, в которой живет человек, и к Родине - родному Татарстану.

Путем соприкосновения с музыкой и семейными традициями воспитывать в детях чувство дружбы, взаимопонимания, между членами в семье, уважение к людям старшего поколения, формировать понятие о том, счастливы те люди, которые живут одной дружной семьёй, а любая семья крепка настоящей дружбой, а любое государство сильно по- настоящему крепкой дружной семьёй.

2. Расширение общего и музыкального кругозора детей.

3. Совершенствование вокальных навыков пластического интонирования.

Тема дружбы и семьи очень актуальна в современном мире, и очень близка и понятна детям.

Первая и очень важная задача для меня, что реализовалась на этапе знакомства с детьми, это выяснение психологической совместимости меня и детей.

Мне необходимо было, чтобы дети потянулись ко мне, и мы с ними стали единым целым.

Кроссворд преследует своей целью возникновению познавательного интереса и непроизвольного внимания в самом начале нашей встречи.

Импровизация, по сочинению мелодии на слова Г. Тукая, способствует возникновению более глубокого осознанного желания к изучению творчества татарских поэтов, а исполнение колыбельной песни на русском и татарском языках подчинено реализации задач воспитания детей в духе огромной любви к самому родному человеку на земле- маме. В духе патриотизма к своей Родине - родному Татарстану.

Игра на музыкальных инструментах, участие детей в хороводах, исполнение частушек на современный лад, исполнение музыкальных произведений с движениями - способствует развитию у детей чувства ритма, пластики, развитию внимания, анализ, синтез, усидчивость, умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Создание праздничной атмосферы вызывает у детей чувство радости от встречи с новыми людьми, нашего общения, а использование игровой технологии способствует присутствие познавательного интереса на протяжении всей нашей встречи.

Результат рефлексии показывает, что никто из детей не останется равнодушным, что они получат очень много положительных эмоций, что будет способствовать коррекции их эмоционально- психического состояния.

Я думаю, что занятие познавательно, соответствует возрасту учащихся, и, цели будут достигнуты.

Цель занятия:

1.Воспитывать уважение к национальным традициям, чувства патриотизма к стране, в которой живет человек, и к Родине - родному Татарстану.

Путем соприкосновения с музыкой и семейными традициями воспитывать в детях чувство дружбы, взаимопонимания, между членами в семье, уважение к людям старшего поколения, формировать понятие о том, счастливы те люди, которые живут одной дружной семьёй, а любая семья крепка настоящей дружбой, а любое государство сильно по- настоящему крепкой дружной семьёй.

2. Расширение общего и музыкального кругозора детей.

3. Совершенствование вокальных навыков пластического интонирования.

4. Познакомить с разнообразием жанров русской народной песни;

Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;

На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества музыки воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством. закреплять у воспитанников правильное представление о полноценной семье, развивать умение выражать свои мысли, рассуждать

Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье;

Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе уточнения эмоциональных представлений.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, музыкальные инструменты (ложки, бубен, гармошка), грамзаписи народных песен, магнитофон, фортепиано, синтезатор.

Ход занятия:

Здравствуйте. Тему нашего занятия вы мне должны назвать сами, отгадав кроссворд.

Струнный музыкальный инструмент, (скрипка)

Коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах, (оркестр)

Кто сочиняет музыку? (композитор)

Ноту, которую кладут в суп (соль)

У этого инструмента есть и струны и педаль, несомненно, это звонкий, это чёрный наш …(рояль)

3. Совершенствование вокальных навыков пластического интонирования.

Тема дружбы и семьи очень акт у альна в современном мире, и очень близк а и п онятна

Первая и очень важная задача для меня, что реализовалась на этапе знакомства с детьми ,

это выяснение психологической совместимости меня и детей.

Мне необходимо было, чтобы дети потян у лись ко мне, и мы с ними стали единым

Кроссворд преследует своей целью возникновению познавательного интереса и

непроизвольного внимания в самом начале нашей встреч и.

Импровизация, по сочинению мелодии на слова Г. Тукая, способствует возникновению

более глубокого осознанного желания к изучению творчества татарских поэтов, а

исполнение колыбельной п есни н а р ус ском и татарском языках подчинено реализации

задач во спитания детей в д ухе о громной любви к самом у родном у человеку на земле -

маме. В ду хе патриотиз ма к своей Родине - родному Татарстану.

Игра на м узыкальных инструментах, уч астие детей в х ороводах, исполнение част ушек

на современный лад, исполнение музыкальных произведений с дви жениями -

способствует развитию у детей чувства ритма, пластики, развитию внимания, анализ,

синтез, у сидчивость, у мение переключать внимание с одного вида деятельн ости на

Создание праздничной атмосферы вызывает у детей чувство радости от встречи с

новыми людьми, нашего общения, а использование игровой технологии способствует

присутствие познавательного интереса на протяжении всей нашей встречи.

Результат рефлексии показывает, что никто из детей не останется равн оду шным, что они

получат очень много положительных эмоций, что б у дет способствовать коррекции их

Я думаю, что занятие познавательно, соответствует воз расту учащихся, и, цели будут

1.Воспитывать уваже ние к национальным тр адициям, чувства патриотизма к стране, в

которой живет человек, и к Родине - родном у Татарстану.

Путем соприкосновения с музыкой и семейными традициями воспитывать в детях

чувство дружбы, взаимопонимания, межд у членами в семье, уважение к людям

старшего поколения, формировать пон ятие о том, счастливы те люди, которые живут

одной дружной семьёй, а любая семья крепка настоящей др у жбой, а любое гос у дарство

2. Расширение общего и му зыкального к ру гозора детей.

3. Совершенствование вокальных навыков пластического интонирования.

4. Познакомить с разнообразием жанров ру сской народн ой песни;

Развивать навыки музыкального восприятия пу тем обогащения разнохарактерными

На основе эмоционального восприятия р у сского народного песенного творчес тва

музыки воспитывать любовь к му зыке, потребность в общении с искусством. закреплять

у воспитанников правильное представление о полноценной семье, развивать у мение

Читайте также: