Конспект уроку віруси 10 клас

Обновлено: 07.07.2024

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока на языке действий учащихся: Образовательные:

- изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов,

- выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний;

- узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа.

- продолжат формирование валеологических знаний о правилах личной гигиены; - смогут проявить и закрепить навыки исследовательской и групповой работы. Воспитательные:

-убедятся в необходимости ведения здорового образа жизни;

- проведут самоанализ деятельности;

- повысят уровень коммуникативной культуры.

I.Организационный этап. Ученикам сообщается тема урока и порядок организации учебной деятельности (групповая и индивидуальная работа, система зарабатывания баллов). Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся.

II. Актуализация знаний. Терминологический мини-экзамен.

III. Введение знаний.

1. Исследовательская работа.

  1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
  2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали — гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет выработку лекарств.
  3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе естественным путем.
  4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная липопротеидная оболочка. Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.Некоторые факты.

Сторонники биологической природы вирусовВирусы способны размножаться.Они обладают наследственностью.Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.Сторонники химической природы вирусов.Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.Вирусы не растут.Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).Выводы:

-Вирусы — это субмикроскопические структуры доклеточного уровня организации.

-Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы.

-Вирусы — суперпаразиты: они могут существовать и размножаться только в клетке чужого организма.

5.Анализ хода исследования.Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход.

Для того чтобы продолжить исследование строения и жизнедеятельности вирусов, я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.

Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.

4.Работа с таблицами.

Задание для учащихся. Исходя из данных таблицы, охарактеризуйте меры профилактики вирусных заболеваний.

Поражаемые области тела

Микровирус одного из трёх типов А, В, С

Дыхательные пути, эпителий выстилающий трахеи и бронхи.

Убитый вирус: штамм убитого вируса должен соответствовать штамму вируса вызывающего заболевание.

Вирус натуральной оспы. ( ДНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути, затем кожа.

Капельная инфекция (возможно контактная передача через раны).

(РНК – содержащий вирус).

Дыхательные пути от ротовой полости до бронхов, затем переход на кожу и кишечник.

Дыхательные пути, шейные лимфатические узлы, глаза, кожа.

Самые разные вирусы.

Дыхательные пути, обычно только верхние.

Живой или инактивированный вирус вводится путём внутримышечной инъекции.

Вирус полиомиелита (РНК – содержащий).

Глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга.

Вирус, переносимый членистоногими

Кровеносные сосуды и печень.

Переносчики – членистоногие, например клещи и комары.

Ксовирус( РНК – содержащий)

Дыхательные пути, затем инфекция распространяется по всему телу через кровь.

Капельная инфекция или контактная передача через рот с заразной слюной.

5.Задание. Из предложенных предметов выберите 3 наиболее необходимые для того, чтобы в период эпидемии не заразиться гриппом?

Витамины, марлевая повязка, мыло, носовой платок, одноразовые носовые платки, зубная щётка.

Одним из самых опасных вирусных заболеваний сегодня является СПИД. Давайте обратимся к материалам презентации.

Задание для учащихся. Меры профилактики по ходу демонстрации презентации учащиеся формулируют самостоятельно.

Задание для учащихся. После просмотра видеоролика учащиеся самостоятельно пытаются дать ему название и комментируют увиденное (обозначают этапы проникновения ВИЧ в клетку).

IV. Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний.

Творческая работа учащихся по написанию синквейна.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна (на доске):

В синквейне 5 строк:

    понятие (одно слово.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Открытый урок в 10 классе. Приложение к уроку является информационная карта и презентация.

ВложениеРазмер
urok_virusy_i_inf._karta.docx 168.31 КБ
otkrytie_virusov.docx 692.41 КБ
virusy_0.ppt 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

Цель урока: сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

  • Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;
  • Изучить строение и классификацию вирусов;
  • Изучить жизненный цикл вирусов;
  • Познакомить учащихся с ВИЧ и сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний СПИДом.
  • Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, компьютерными средствами;
  • Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;
  • Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Тип урока : урок изучения нового материала.

Технология обучения: ИКТ-технология.

I. Организационный момент. ( приветствие, проверка готовности к уроку)

А) Определение темы урока

" КАЖДЫЙ, КТО ПОСМЕЕТ ВОЙТИ С ГРОБНИЦУ, БУДЕТ НЕМЕДЛЕННО наказан . ЕГО ЖДУТ НЕСЧАСТЬЕ И СМЕРТЬ "…- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной вместе с саркофагом фараона .

Такая вот история.

А если отнестись к легенде скептически, изучить научные объяснения и попытаться установить, что же могло на самом деле произойти с членами экспедиции?

( Версии учащихся, переход к теме урока)

Цель нашей работы : сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении.

IV. Изучение нового материала

Итак, ребята, перед нами – два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

  • Вирусы – это вещества или существа?
  • Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

Откуда же появились вирусы? Когда впервые стало о них известно?

На сегодняшний день существует три гипотезы появления вирусов:

Гипотеза №2. Вирусы – потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка и перешедший к внутриклеточному паразитизму.

В 1892 г. Д.И. Ивановский, занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он (возбудитель) невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества-токсины. Шесть лет спустя независимо от Ивановского такие же результаты получил нидерландский ученый М. Бейеринк. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Было установлено, что это по химической природе – это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь спустя 50 лет. Первым был сфотографирован вирус табачной мозаики.

Наука, изучающая вирусы – вирусология.

Каковы же особенности строения и жизнедеятельности вирусов?

Вирусы состоят из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид . У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная липопротеидная оболочка – суперкапсид , которая возникает из плазматической мембраны клетки-хозяина.

В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.

К РНК-содержащим вирусам относятся более вирусов, вызывающих респираторные заболевания, а также вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ, гепатит А, гепатит С

Двухцепочные ДНК-содержащие вирусы вызывают такие заболевания, как папиллома человека ,герпес, гепатит В

ДНК-содержащие вирусы поражают также растения. Они вызывают, например, золотую мозаику бобов или полосатость у кукурузы.

Нуклеиновые кислоты в составе вируса - это Хранилище наследственной информации.

Белковая оболочка – выполняет функции -Защитную. Ферментативную

Так просто не устроен ни один живой организм. В чем отличия в строении вирусов от растений, животных, бактерий?

1. ДНК-содержащие (герпес, оспа)
2. РНК-содержащие (корь, бешенство)

1. С высокой специфичностью (грипп свиней)
2. Относительно универсальные (вирусные болезни млекопитающих)

1. Убивающие зараженную клетку (некоторые бактериофаги)
2. Изменяющие генетическую информацию зараженной клетки (онковирусы, ВИЧ)

По отношению к хозяину

Столкновение с проблемой:

Вирусы! – Это существа или вещества?

– Они живые или неживые? Каких признаков у них больше ?

Сторонники биологической природы вирусов
Вирусы способны размножаться.
Они обладают наследственностью.
Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды.
Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.
Сторонники химической природы вирусов.
Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки.
Они образуют кристаллы — типичное вещество неживой природы.
Вирусы не растут.
Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ.
У вирусов нет каких-либо структур, присущих обобщенной схеме клетки (или: у них нет клеточного строения).

Вирус — это оборотень. Вирусы — существа доклеточного строения, внутриклеточные паразиты.

Столкновение с проблемой: Как же этой мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро попасть внутрь клеток своих хозяев? Каким путем они проникают в клетку?

Проведем эксперимент. Узнаем скорость распространения такого вируса.

Практическая личностно-ориентированная работа.

НАЗОВИТЕ ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ?

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИРУСА

1. Прикрепление вируса к клетке

2. Проникновение вируса в клетку

3. Редупликация вирусного генома

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида

5. Выход вируса из клетки

Итак, вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.

Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?

Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.:

• Второй способ - химиотерапия . Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток

. • Третий способ - интерферон . Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.

Рассказ учителя о СПИДе.

СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита. Данное заболевание вызывает ВИЧ – вирус иммунного дефицита человека. Вирус относится к ретровирусам, имеет сферическую форму, диаметром от 100 до 150 нм. Наружная оболочки вируса состоит из мембраны, образованной из мембраны клетки-хозяина, в которую встроены рецепторные образования, по внешнему виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой вируса располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, осуществляющий синтез ДНК с молекулы вирусной РНК. Основными клетками-мишенями ВИЧ являются Т-лимфоциты. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражает нервные клетки и клетки-нейроны, клетки кишечника.

По своему строению вирус гепатита С – это РНК-содержащий вирус, имеющий сферическую форму, сложно устроенный В качестве генетического материала такой вирус содержит линейную однонитчатую молекулу РНК.

Вопреки бытующим предрассудкам, подцепить вирус гепатита C невозможно через социальные контакты (поцелуи, объятия), через продукты или воду, через грудное молоко. Вы ничем не рискнете, если разделите с носителем вируса трапезу или напитки. Заразиться гепатитом C можно при контакте с кровью инфицированного человека либо половым путем. В настоящее время для лечения гепатита С используют два препарата: Интерферон альфа и Рибавирин.

Каковы пути передачи вируса? В рабочих листах задания 2 у вас перечислены способы действия людей. Какие из них являются А) безопасными, Б) опасными, В) очень опасными?

V. Подведение итогов

Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить? (да, учащиеся дают ответы).

Образовательные: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни; изучить гипотезы и историю их происхождения; более детально рассмотреть неклеточную форму жизни- вирусы, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения, химического состава и жизнедеятельности вирусов; описать жизненный цикл вирусов

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с дополнительными литературными источниками; умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные: формирование бережное отношение к своему здоровью и здоровью других живых организмов, экологическое воспитание

Ожидаемые результаты: ученики называют неклеточные формы жизни, гипотезы возникновения и историю происхождения неклеточных форм жизни; характеризуют химический состав, строение и жизненный цикл вирусов; белки и нуклеиновые кислоты, которые входят в состав вирусов,

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: презентация , дидактический материал, учебник.

  • Эти картинки вы видели не раз. Вспомните, что объединяет эти организмы?
  • Это живые организмы
  • КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЮТвсе ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ?
  • Что такое клетка?
  • Все лиживые организмы имеют клеточное строение?

(слайд 5-7)

Это скриншоты из новостей января этого года, эпидемия гриппа имела угрожающие последствия, наша школа тоже была под угрозой закрытия, а виной стал вирус Н1N1. Сколько еще подобных вирусов ходит, и какое последствие они принесут человечеству, животным, растениям.

Оспа, грипп, энцефалит, СПИД, другие болезни. Что же это за коварный враг? Сегодня я хочу вам помочь разобраться с этим. Итак, О чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах).

Вирусы, их химический состав, строение, жизненный цикл. ( слайд8)

Но кроме вирусов, есть и другие неклеточные формы жизни и мы о них будем говорить и на этом уроке и на следующих, все эти уроки входят в одну большую тему

Неклеточные формы жизни. Запишите полную тему урока.

Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? обратилась к слайду с темой и что мы может глядя на тему урока поставить себе за цель ИЗУЧИТЬ неклеточные формы жизни, вирусы, их строение, жизнедеятельность, хим состав, размножение.

Как мы будем достигать цели?

- изучим новые термины,

-поработаем с карточками,

-заслушаем и оценим выступления одноклассников,

-будем выдвигать гипотезы,

-сравнивать, описывать, характеризовать ( слайд 9)

3. Изучение нового материала.

Кластер.

Подумайте, пожалуйста, что Вы уже знаете о вирусах. (запись на доске)

1. Общие сведения о неклеточных формах жизни

  • Откройте учебник на стр.184. Проработайте текст и решите тест на соответствие, который у вас лежит на столах .
  • Проверяем: неклеточные формы жизни это…,вирусы…, вирионы и вирусология. ( слайд 10-14)

Д ополнить кластер

2. Гипотезы возникновения вирусов. ( слайд 15-19)

Как возникли неклеточные формы жизни? Мне кажется это нерешимая задача. Ее решают уже с давнего времени, но ответа конкретного нет. Есть только несколько гипотез.

Я предлагаю познакомиться с этими гипотезами. И отдать предпочтение той, которая хотя бы немного отражает природу вирусов.( возьмите на столах приложение№1)

Ребята гипотезы пока не доказаны, но зато имеют право на существование.

Многие ученые считают, что только клеточные организмы можно считать живыми

Часто вирусы называют переходной формой между живой и неживой природой. Когда вирус находится в клетке хозяина, он производит себе подобных, это очень активный организм. Вне клетки хозяина вирус не проявляет признаков живого. ( слайд 20-21)

Споры ученых о том “Вирус – кто или что?”

- Существо или вещество

М ожно ли вирусы назвать живыми? (ответ)

Давайте изучим предмет спора и определимся его место в природе.

Некоторые ученики получили опережающее домашнее задание:

Свои доклады они предоставят в виде презентаций. Напоминаю, их выступление оценивается по следующим критериям (на доске):

1.Полнота учебного материала от0до3

2.доступность изложение материала - от0-3

3.Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). 0-3

4 .научность 0-3 ( слайд 22, 23)

3.История открытия вирусов. ( слайд

Откуда же свалилась такая напасть на голову не только человечества, но и всего живого мира? Расскажет нам Павленко София . ( слайд 24-39)

На столах у вас лежит карточка № 1 .Ваша задача слушать внимательно выступление и заполнить карточку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- раскрытие особенностей внутриклеточного паразитизма.

Метапредметные

- осуществление смыслового чтения;

- отделения главного от второстепенного;

- работа с различными источниками информации;

- становление причинно-следственных связей;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- построение логической цепи рассуждений.

- формирование познавательного интереса;

- осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

- формирование личностного отношения к изучению материала.

3. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Этапы урока/

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный

Эмоциональный настрой, ситуации взаимодействия, создание положи-тельной мотивации, атмосферы заинтересованности.

Здравствуйте! Прошу садится. Посмотрели на меня. Улыбнулись мне, а теперь соседу по парте. Настроены на работу? Посмотрите на доску, прочитайте слово ТРУД. Все ли у вас на парте есть, что соответствует этому слову? Спасибо.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им.

II. Мотивационная деятельность определение темы урока. Постановка проблемного вопроса.

Обеспечение понимания учащимися целей учебно-познавательной деятельности, которые служат планом урока.

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги? Являлись они неожиданно, коварно, разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других заболеваний. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011г., из 7,1 млрд человек, живущих на Земле, примерно 34 млн заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1 января 1987г. По 1 января 2013 г. выявлено более 700 тыс. случаев заражения ВИЧ. Из этих людей около 30 тыс. уже умерли. В Оренбургской области выявлено 31943 ВИЧ–инфицированных, умерло от СПИДа 1300 человек. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли людей, которые должны защитить человечество от вирусов. Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Вирусы – это одноклеточные организмы

Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков

Вирусы – это внутриклеточные паразиты

ВИЧ –инфицированная мать рождает ВИЧ –инфицированного ребёнка

К группе ретровирусов относят вирусы, содержащие РНК

Вирусы возникли на Земле раньше бактерий

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока, опираясь на материал учебника..

Уметь определять и формулировать цель урока

- Формировать умение устанавливать аналогии;

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- проявление интереса к

Учебно- познавательная деятельность учащихся.

верно заполнены все пропуски в таблице, оценка учитывается при выставлении оценки за урок

Задание2. Обратитесь к таблице верных и неверных суждений. Какие суждения вы можете объективно оценить после просмотра видеофрагментов? Какие вопросы до сих пор остаются нерешенными?

Смысловое чтение параграфа (прочтите параграф, найдите ответы на вопросы и выполните задания)

Группа. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.

Группа. Ответьте на вопросы.

Какие организмы могут поражаться вирусами?

Какие заболевания они вызывают?

Выделите пути передачи вирусов.

Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний

Читайте также: