Конспект урока 5 класс словообразование глаголов

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : Изучение нового материала.

Цель : Изучить способы образования глаголов, создавая условия, способствующие восприятию темы. Поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.

-Открыли тетради, записали: Двадцать шестое февраля.

Классная работа.

-Оставьте одну строчку, на ней мы позже запишем тему урока.

-У вас на столах лежит два цветных круга. Возьмите сейчас красный круг. Перед вами небольшое стихотворение. Давайте прочитаем его вслух. СЛАЙД (1)

Учащийся: Что за диво,

Зима лес посеребрила.

Серебристый клён стоит,

Серебряный ковёр лежит.

Под ногами серебро.

Всё вокруг украшено!

-Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?

(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)

-Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.

-Что у нас получилось?

(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)

-Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.

(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.

2) Серебряный – сделанный из серебра.

3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.

4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)

-Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.

(Окончание –о, основа - серебр-, корень - -серебр-.)

-Можете назвать способ образования данного существительного?

-Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?

(Прилагательные образованы суффиксальным способом)

-Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.

-А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?

-Докажите что это глагол.

-Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.

-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

( Мы будем изучать способы образования глаголов)

-Какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать способы образования глаголов)

- А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать)

-Давайте сейчас запишем тему урока.

-Прежде чем говорить о том, каким способом образован глагол посеребрила , давайтепознакомимся с основными способами образования глаголов.

-Вспомните приставки с помощью, которых мы образуем новые слова. Мы не случайно вспомнили эти приставки, так сейчас вам предстоит поработать в группе.

Задание 1. Работа в группах (всего три группы). У каждой группы на столе карточка с заданием. Работать прямо в ней.

Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.

Задание 1. У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:

1 группа - выписывает глаголы обозначающие начало действия;

2 группа – окончание действия;

3 группа - неполное действие.

запеть, побежать, полететь;

допеть, отцвести, отшуметь, дочитать;

приоткрыть, привстать, приболеть.

-Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)

Итак: с помощью приставок глаголы образуются от других глаголов. СЛАЙД (2).

-Упр.616. Работа у доски и в тетрадях.

Похожее задание вам предстоит выполнять в парах. Выполнив задание 2, вы узнаете, каким ещё способом и от каких частей речи образуются глаголы.

Задание 2. Работа в паре.

Задание : рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано.

Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;

Обедать – суффикс -а-;

Краснеть - суффикс -е- ;

Белеть – суффикс –е-;

-Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.)

-А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?

Итак, с помощью суффикса глаголы образуются от прилагательных и существительных. СЛАЙД (3)

Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.

Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).

-Вернёмся к слову посеребрила .

-Посмотрите на СЛАЙД (4)

-Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами слово посеребрила.

Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает , что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро .

-Кто из них прав? Как вы считаете?

- Вывод : О приставочном способе мы уже говорили. А вот с помощью приставок и суффиксов глаголы образуются от разных частей речи - от существительных, от прилагательных, от местоимений и числительных СЛАЙД (5)

-Обратите сейчас внимание на СЛАЙД (6). Перед вами существительные, приставки и суффиксы.

сущ. приставка суффикс глагол

тень на- -и- затенить, притенить

земля за- -е- приземлить, заземлить

дым при- надымить, задымить, подымить

золото по- позолотить, зазолотить (начать золотить, окрасить в золотистый цвет)

прил. приставка суффикс глагол

плотный у- -и- уплотнить

прямой вы- выпрямить

Итак, ребята, сколько же и о каких способах словообразования глаголов мы сегодня говорили? СЛАЙД (7).

Задание у доски и в тетради: разобрать по составу глаголы. И устно назвать способ образования. (Глаголы записаны на доске. Ребята выходят поочереди и выделяют все морфемы)

Перелететь, разорвать, выпросить, поужинать (прист.), желтеть (суф.), пустовать (суф.) – пустой, выпрямить (прист.-суф) – прямой, краснеть (суф.) – красный, толпиться (суф.)- толпа, затенить (прист.суф) – тень.

Возьмите в руки фиолетовый круг (у каждого)

Каждому из вас сейчас предстоит образовать новое слово. Но чтобы это сделать необходимо внимательно читать задание. Работаем в тетрадях молча. Сразу всё выполнять не нужно. Кто первый образует первое слово и запишет его в тетрадь, поднимет руку и даёт готовый ответ.

а) Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать ,
Суффикс в слове кричать,
Окончание в слове пить. (Расписать)

б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать ,
Суффикс в слове сказать,
Окончание в слове петь . (Завязать)

в) Его корень в слове красивый,
Приставка в слове уехал,
Суффикс в слове стелить,
Суффикс в слове мыл. (Украсил)

г) Его корень в слове садовник,

Приставка в слове наездник,

Суффикс в слове печалить,

Суффикс в слове подал,

Окончание в слове мыши. (Насадили)

1. В каком слове нет суффикса -К-?

А) шубка Б) юбка В) вырубка Г) улыбка

2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.

3. В каком слове нет приставки?

А) примерить Б) прищепить В) принцесса Г) пристроить

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать Б) придумать В) походить Г) веселить.

5. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный Б) ночевать В) усложнять Г) размешать.

6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) постукивать Б) новизна В) охотник Г) отнести

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синеть Б) управлять В) распланировать Г) белеть.

Проверка с экрана: СЛАЙД (9)

Подведение итогов:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какими способами образуются глаголы в русском языке?

- В чем особенность каждого из способов?

- Что получилось? Что показалось трудным?

Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился определять способ образования глаголов, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели и задачи урока:

  1. Личностные
  • формирование желания и умения помогать одноклассникам при работе в группе;
  • формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;
  • формирование основ нравственного поведения.
  1. Предметные:
  • Усвоение способов образования глаголов (приставочный и суффиксальный)
  • Научить образовывать глаголы приставочным и суффиксальным способами
  1. Метапредметные:
  • читать и объяснять информацию, заданную с помощью схем;
  • уметь находить в тексте значимую информацию;
  • изображать изучаемые явления на схематическом рисунке;
  • развитие умений сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения;
  • активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
  • ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
  • уметь работать в группе и паре: участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и слышать друг друга.
  • самостоятельно выделять и формулировать учебную цель;
  • проектировать маршрут по преодолению затруднений;
  • осуществлять само- и взаимоконтроль при выполнении заданий;
  • применять методы информационного поиска.
  • Эвристическая беседа
  • Частично-поисковый
  • Работа с различными информационными источниками: художественный текст, учебно-научный текст, словари
  • Анализ схем, таблиц
  • Различные виды разбора: лексический и словообразовательный
  • Парная
  • Индивидуальная
  • Коллективная

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • Самостоятельно выходят на проблему и решают её
  • Самостоятельно определяют тему и цели урока
  • Анализируют текст
  • Работают с таблицей и схемами
  • Выполняют самостоятельную работу
  • Оценивают результаты своей работы и работы одноклассников

Педагогические технологии: сотрудничество, ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал (карточки), электронная презентация выполненная в программе Microsoft Office Power Point.

Тема: Словообразование глаголов

I. Актуализация и систематизация полученных ранее знаний по теме

  1. Какой раздел лингвистики мы изучаем (Морфология)?
  2. Тема? (Глагол)
  3. Вы уже многое знаете о глаголе. Задайте друг другу вопросы об этой части речи (Значение, вопросы, на которые отвечает глагол, морфологические и синтаксические признаки).
  4. Написание частицы не- с глаголами
  5. Вспомнить тему предыдущего урока поможет небольшое стихотворение А.С. Пушкина. Это совет Пушкина сыну его друга П. Вяземского:

Держись моих правил:

Не делай того-то.

Кажись, это ясно?

Прощай, мой прекрасный!

Найдите глагол с частицей не- и вспомните эту орфограмму. Почему Пушкин не говорит, чего не надо делать? (Хочет, чтобы сын друга подумал сам). Подумайте и вы.

Обсудите с соседом и запишите, чего делать не следует, используя глаголы с частицей не- (Не обманывай, не ленись, не обижайся, не держи зла и пр.)

  1. Кто помогает вам узнать, как себя правильно вести? (Родители, учителя, книги, народная мудрость и пр.) Найдите в домашнем задании пословицу о трудолюбии (упр. 596, Без труда не вытащишь и рыбку из пруда). Почему рыбку? Для того, чтобы достичь пусть и небольшого результата, необходимо приложить усилия.

Сравните слова: рыба и рыбка. Чем они отличаются? (Значением, морфемным составом).

Как образовалось слово рыбка? Определите способ образования. Какие еще вы знаете способы образования слов? Где найти справочный материал? (Учебник, стр. 101, тема "Как образуются слова в русском языке").

II. Формулировка темы и целей урока

Эти знания нам помогут в изучении новой темы. Кто понял, что мы будем изучать на уроке? (Словообразование глаголов). Слайд №1.

А что означает сам термин "словообразование"? Каким способом образовалась это слово? (Сложение). Что такое образование? Слайд №2: значение слова "образование" согласно толковому словарю.

  1. То, что создалось в результате какого-н. процесса.
  2. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. (Специальное образование. Получить образование. Высшее образование. Техническое образование.)

Какое значение слова соответствует теме нашего урока? (Первое определение.) Чем мы будем заниматься? (Создавать, т.е. образовывать новые слова). Зачем мы будем это делать? (Расширять словарный запас, точнее выражать свою мысль и т.д.)

III. Работа над новым материалом. Первичное усвоение новых знаний.

1) Хорошие качества помогают воспитать в себе книги. Это кабинет человека, который очень любил книги. Это кабинет человека, который очень любил читать. Чей это кабинет? Слайд №3: кабинет Пушкина.

2) Работа в группах, анализ текста.

Книги Пушкин полюбил с детства. Он часто заходил в кабинет отца и читал все, попадавшееся ему под руку. Начитанностью он поражал своих сверстников в лицее.

Даже после дуэли, страдая от смертельной раны, Пушкин вспомнил о книгах. Он простился с женой, детьми. Потом окинул взглядом книжные полки и промолвил: "Прощайте, друзья".

Обсудите в группе и определите тему и главную мысль текста. (Пушкин и книги. Книги были для Пушкина подлинными друзьями).

Подчеркните в тексте глаголы. Как вы думаете, какое следующее задание мы будем выполнять? (Определять способы образования глаголов). Используя схему, найдите глаголы, образованные приставочным способом. Используйте схему образования глаголов приставочным способом. Взаимопроверка в группе.

Проверка по слайду. Слайд №4:

  • По + любить полюбить
  • За + ходить заходить
  • О+ кинуть окинуть
  • Про + молвить промолвить

От какой части речи образуются глаголы приставочным способом? (От глаголов). Оцените сами свою работу:

  • Все понял, было легко выполнять - !
  • Выполнил задание, но были вопросы - ?
  • Было трудно выполнять задание, остались вопросы -

Поставьте рядом с заданием соответствующие значки.

IV. Динамическая пауза

Продолжение работы над новым материалом.

изменилось значение). А что изменилось в значении слова ходить, когда добавили приставку

"за". Чем мы воспользуемся, чтобы ответить точно? Работа со словариком морфем в учебнике.

Значение приставки "за". Работа по учебнику. Упр. 600. Прочитайте задание, выполним

только вторую часть упражнения. Почему? (Другой способ образования глаголов).

Дополнительное задание: подобрать свои примеры.

Объясните лексическое значение слов "каменеть" и "серебрить". Можем ли мы

воспользоваться словариком морфем? (В учебнике нет значения этих суффиксов).

Индивидуальное домашнее задание для любознательных.

Какие способы образования глаголов мы изучили? От каких частей речи образуются глаголы

приставочным способом? (От глаголов). С помощью каких приставок? От каких частей речи

мы образовывали глаголы суффиксальным способом? (От прилагательных и

существительных). С помощью каких суффиксов?

V. Самостоятельная работа

Образуйте приставочным способом глаголы от слов:

Образуйте суффиксальным способом глаголы от слов:

VI. Домашнее задание

Упр. 602, 603 (1,2) или написать мини-сочинение на тему "Когда книги становятся друзьями",

используя глаголы с различными приставками и суффиксами. Дополнительное задание для

любознательных: узнать по словарю морфем значение глагольных суффиксов -е-, -и -.

Запишите по два глагола, образованных приставочным и суффиксальным способом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"

Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии.


Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и .


Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)

Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино, позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото.


Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Целью данного урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв.


Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо».

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

III. Работа над новым материалом. Первичное усвоение новых знаний.

Определите тему и главную мысль текста Книги Пушкин полюбил с детства. Он часто заходил в кабинет отца и читал все, попадавшееся ему под руку. Начитанностью он поражал своих сверстников в лицее. Даже после дуэли, страдая от смертельной раны, Пушкин вспомнил о книгах. Он простился с женой, детьми. Потом окинул взглядом книжные полки и промолвил:

Определите тему и главную мысль текста

Книги Пушкин полюбил с детства. Он часто заходил в кабинет отца и читал все, попадавшееся ему под руку. Начитанностью он поражал своих сверстников в лицее.

Даже после дуэли, страдая от смертельной раны, Пушкин вспомнил о книгах. Он простился с женой, детьми. Потом окинул взглядом книжные полки и промолвил: "Прощайте, друзья".


Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!


Слайд 3


Слайд 4

Образуй слово  У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,   у слова САДОВНИК – корень,   у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,   у слова ПОДАЛ – суффикс,   у слова МЫШИ – окончание.


Слайд 5

Образуй существительные Бегать - основа + суф: Футбол – основа+суф: Простой – основа+суф: Окно – прист.+основа+суф.:


Слайд 6

 1. Сказочные герои  Объясните, почему их так зовут:  1) Синеглазка; 2) Златовласка;  3) Белоснежка; 4) Черномор;  5) Мойдодыр; 6) Золушка; 7) Незнайка;  8) Людоед; 9) Снегурочка;  Какими способами они образованы?  У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?


Слайд 7

 Объясните, что означают следующие названия людей по роду их деятельности:  кашевар, дровосек, трубочист, зверобой, свинопас, мореход, рыболов, полководец, водовоз,  стеклодув, каменотес, сталевар, мукомол, звездочет, воздухоплаватель.  Постарайтесь для объяснения значения использовать корни сложного слова. Образец: брадобрей – тот, кто бреет бороды.


Слайд 8

Цели урока:  Закрепить знания о словообразовании в русском языке  Выяснить основные способы словообразования глаголов  Закрепить навыки правописания глаголов


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

Разобрать по составу От каких слов образованы данные глаголы? Перелететь, разорвать, выпросить, окаменеть, поужинать, желтеть,


Слайд 14

Творческий диктант.  Спишите. заменяя прилагательные (сказуемые) глаголами того же корня. Выделите глагольные суффиксы.  Наступает вечер. Облака на горизонте "светлые". Они закрывают солнце. Море местами "розовое".  Но вот солнце закатилось. На небе вспыхивают звезды. Показывается месяц. На море появляется дорожка от его лучезарных лучей. Она "серебристая" и все время колеблется.


Слайд 15

Итог урока  Что Вы узнали на уроке?  Удалось ли достичь поставленных целей?  Как вы чувствовали себя на уроке ?


Полный текст материала Презентация по русскому языку "Способы образования глаголов"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.


А. Работа со словарными словами (запись на доске и в тетрадях с объяснением).

Пространство, фонтан, памятник, монумент, панорама.

Б. Определить структуру предложения, построить схему.

Блеснул на востоке луч солнца, и природа оживилась.

1) бе…жалостный, бе…хитростный, бе…словесный

2) пр…задуматься, пр…украсить, пр…кратить

3) пром…кашка, подск…чить, р…стущий

-Знания каких разделов науки о языке нам необходимы, чтобы правильно написать данные слова? (фонетика, морфемика, словообразование)

-Что изучает морфемика?

-Что изучает словообразование?

2. Закрепление изученного теоретического материала

-Какие способы образования слов нам уже известны?

-Мы знаем, что словообразовательные морфемы—кирпичики, с помощью которых строится слово. Какую роль они еще выполняют? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Задание1. Докажите, что все слова образованы суффиксальным способом

Мячик, родненький, облачко, громадина, решение, избушка, жесткость, сапожище.

-Сгруппируйте выделенные суффиксы в зависимости от значения. Какие группы суффиксов вы можете назвать?

Журнал, печь (пироги), испытать, дирижировать, плясать, продавать, море, помощь.

Задание 3. Устная пятиминутка. Реши лингвистические задачки.

1.Найди второе слагаемое

2. Определите значение разности

-Из книг к нам приходят герои: Белоснежка, Златовласка, Черномор, Чародей и др. Знаете ли вы этих героев? Как образованы эти имена? Этот способ образования будет необходим при выполнении следующего задания.

- О каких двух гласных нельзя забывать при образовании сложных слов?

-Сложные слова существовали в русском языке издавна. Встречаются они и в народных приметах. Убедимся в этом, выполнив следующее задание.

Задание 5. Определи, какие названия месяцев соответствуют данным словам?

Златолист, хлебосол, снегогон, зимобор, листопад, вьюговей.

1.Какое слово образовано приставочным способом?

А) настольный, б) вездеход в) проехать г) подготовка

2. Укажите, от какого слова образовано слово СВАРКА (=соединение)

А) варить б) варка в) сварить г) сварщик

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) бездумный б) причудливый в) никогда 4) проходить

4. Какое слово соответствует строению : приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание?

Читайте также: