Первые художники земли мхк 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока:активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в поисковую работу по сети Интернет; формировать и развивать навыки сбора, обработки и систематизации, анализа информационного материала;расширить образный ряд за счет введения разных источников информации;выявить особенности первобытного искусства, анализируя основные памятники этого периода и сопоставляя их с произведениями художников XX века;

  1. Орг. момент (приветствие)
  2. Новый материал Художественная культура древних цивилизаций — важный период в истории человечества, давший миру великие творения искусства. Из глубины веков пришли к нам удивительные по красоте пещерные рисунки первых художников Земли.

Хронологическая дистанция, отделяющая нас от этого времени, поистине огромна. Но это вовсе не означает, что дошедшие до нас памятники художественной культуры являются безмолвными свидетелями своего времени: о прошлом они говорят наглядно и красноречиво. Они помогают нам лучше узнавать настоящее и прогнозировать будущее.

Чтобы понять смысл и значение этих древнейших посланий, необходимо знать их язык, проникнуть в особенности сознания человека того времени, ощутить восприятие мира, присущее нашим далеким предкам, осознать своеобразие художественной культуры различных регионов мира.

(слайд 2 )От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда, на заре человечества, наш далекий предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие растительным орнаментом, различными символами и узорами, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.

Каковы же главные причины возникновения художественного творчества? (слайд 3 )Ответ на этот вопрос мы можем найти в одной из античных теорий, принадлежащей греческому философу Аристотелю (щелчок) (384—322 гг. до н. э.).В ней говорится прежде всего о (щелчок) познавательных потребностях человека и о (щелчок) заложенном в нем чувстве прекрасного. (слайд 4 )Искусно выполненная наскальная живопись, скульптура, керамика и другие предметы обихода действительно отражают стремление первобытного художника к глубокому проникновению в тайны природы и бытия, его потребность в красоте и совершенной гармонии.

Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивительные тайны. Лишь во второй половине XIX в., (слайд 5 ) когда были обнаружены наскальные росписи во многих точках земного шара, перед исследователями предстал неведомый, огромный мир, полный загадок. Именно с этого времени начинается систематическое научное изучение первобытного искусства.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).

(слайд 6 )Пещера Альтамира получила всемирную известность. Хотя ученые долго не верили в открытие Саутуолы и обвиняли его в мошенничестве, интерес к пещере возрастал с каждым днем.

(щелчок) Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. (щелчок) Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. (щелчок) Черные, коричневые, красные и желтые краски выглядели свежими, яркими и влажными, будто их только что нанесли на камень. (щелчок) Восхитительно было и мастерство рисунка, выполненного каменным резцом! (щелчок) Поражала точность силуэтов, передающих упругость и объем сильных и могучих тел. (щелчок) Да, это была настоящая живопись первых художников Земли! (щелчок)

Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Знакомство с памятниками первобытной культуры мы проведем, пользуясь сложившейся периодизацией (слайд 7 )основных этапов ее развития по материалу орудий труда и оружия.

Самый длительный период истории человечества и его культуры — каменный век (40—4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа: палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10—4 тыс. лет до н. э.).

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (щелчок) (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. (щелчок) Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3—1 тыс. лет до н. э.). (щелчок)

Мысль о последовательной смене эпох каменного, бронзового и железного веков, подтвержденная многочисленными археологическими находками, была высказана еще в античные времена римским поэтом и философом (щелчок) I в. до н. э. Лукрецием:

Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья. Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом — пальцами, ветками или костями по мягкой глине.

Для выполнения глубоких монументальных изображений на скалах художник пользовался крупными каменными резцами. (слайд 8 ) Позднее типичной стала более тонкая проработка контуров. Иногда в наскальном искусстве встречается комбинированная техника росписи и гравюры, (щелчок) то есть некоторые выгравированные детали (например, грива, шерсть на брюхе животного) заштрихованы красками. Чаще всего применялись минеральные красители желтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный уголь давал черный цвет.

Наиболее распространенным сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных: лошадей, львов, носорогов, оленей. Именно они были главными объектами охоты человека и обеспечивали ему пищу и одежду. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного.

Вот почему говорят о реализме искусства первобытного человека, который проявился в точности и лаконичности рисунков, в умении немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных. Художник не просто копировал окружающую природу, — проникая в суть явлений, он отбирал в ней самое важное. В созданных художественных образах он воспроизводил личные переживания, чувства и мысли.

(слайд 9 )Первым художникам Земли еще были неведомы законы перспективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. Огромный тур мог соседствовать рядом с крошечной лошадью. Часто гравюры произвольно накладывались одна на другую. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. В то же время в рисунках отлично виден объем животных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов. Общее эмоциональное впечатление усиливалось благодаря использованию широкой палитры красок.

Интересно отметить, что в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Не часто встречаются и изображения человека. Но все-таки они есть!

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и предоставлениями человека (Стоунхендж)-Театр, музыка и танец

Тип урока: урок-лекция.

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Древние цивилизации. Первые художники Земли.

Содержание. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и предоставлениями человека (Стоунхендж)-Театр, музыка и танец

Тип урока: урок-лекция.

III. Изучение нового материала.
История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).
Естественно, открывая первую страницу истории искусства, задаться вопросом: как давно зародилось искусство? Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств - чувство красоты, чувство прекрасного?
Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.
Науки изучающие историю культуры.
Археология – рисунок, живопись, скульптура, архитектура.
Этнография – обряды, ритуалы, верования.
Лингвистика – сказки, загадки, пословицы
Первая из них - археология - изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов - найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры - животные, которые ныне на Земле уже не существуют, - украшали пещеры первобытных людей.
Вы можете возразить: какое искусство могло быть у первобытных дикарей? Их жизнь была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала охота на сильного и коварного зверя. Как же можно было в таких условиях заниматься искусством?
Первобытным искусством считают искусство времени первобытно-общинного строя, то есть от появления Хомо сапиенс. и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам.

Так, в первобытной культуре выделяют следующие периоды:

СЛАЙД 4
В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации.
1.Афро – европейский центр цивилизации.
2.Азиатский центр мировой цивилизации

СЛАЙД 5
Пути изучения первобытной культуры.
1. Историко – археологический.
Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов
2. Этнографически-сопоставительный
Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

СЛАЙД 6 -15
ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА.

СЛАЙД 17
История возникновения архитектуры.

Последний этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это важнейшее событие в истории человечества называют неолитической революцией. Разведение скота и выращивание злаков создавали устойчивость в обеспечении людей пищей, служили основой их благосостояния. Ведя оседлый образ жизни, люди строили теперь прочные дома, глинобитные или каркасные, стены которых окрашивались и даже расписывались. Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При изготовлении орудий труда (каменных) человек стал применять распиливание, сверление, шлифование; появились такие орудия труда, как серп, долото, молоток, рыболовные крючки, сети и верши.
Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе за их захват - человек становился врагом человека. Нарастающее разделение труда постепенно вело к расслоению внутри общин. Менялась и родовая структура: матриархат уступал место патриархату. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология.
В период мезолита, когда на земном шаре после отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, появились лук и стрелы; наблюдаются первые опыты возделывания земли. Все это привело к тому, что человек постепенно осел на одном месте (а не кочевал с места на место в поисках пищи) и стал его обживать.

СЛАЙД 18 – 25
История архитектуры (см.лист 2)

История возникновения музыки

СЛАЙД 30
Закрепление определений

А л ьт а м и р ы . С и м во л и к а г е ом е т р и че с к о г о о р н а м е нт а в п р о и з ве д ен и я х и з о б ра з ит е ль н о г о ис к у сс т ва .

З а р ож д е н и е а р х и те к т у р ы , е е с в я з ь с р е л и г и о з н ы м и в е р о в а н и я м и и п р е д о с т а в л е н и я м и ч е л о в е к а ( С т о у н х е н д ж ) -

ч е ло ве ка чу вс т во кр ас от ы? Как человек нау чи лся в идеть и понима ть, це нить крас оту и с оз д а в а т ь

Д е йс тв ите ль но , чу вс тв о кр ас оты в че ло в е к е , пр еж де в се го , пр о бу жд ае т п ри ро да . И во вс ем , чт о бы ни

д ел а л ч е ло ве к, пр оя вл яе тс я ег о понима ние красот ы. Предст ав ления о кра соте, о прекрас ном я рч е в с ег о

Се го дня м ы от пр а вл яе мс я в но во е у вл е ка те ль но е пу те ше с т в ие по стра ница м истор ии ис ку сст ва, ша г за

М ы о т к р ы в а е м пе р ву ю с тр а ни цу ис т о р и и и с к у с с тв а и п о п а д а е м в з а г а д о ч н ы й и п р и чу д л ив ы й м и р

Ис то рия перво быт нос ти нач ал ас ь с поя вле ния перв ых люд ей на Земле. И хотя первобыт ные люди н е

знали ни городов , ни госу дар ст в, ни п ис ьм ен но ст и, о н и сд е л а л и м н о г о о т кр ы ти й: н ау ч и л ис ь доб ыва ть

ог он ь, об ра бат ыв а ть кам е нь, вы р ащ ива ть хл е б, ст ро ит ь жили ще , шит ь одеж ду , лепит ь гли нян у ю посу ду,

пле сти и тка ть. П е р во быт на я эпо ха бы ла с амы м дл ите льн ы м пе р ио дом в ис то ри и че л ов е ч ес тв а. А дл я

н е ко то ры х на ро до в эп ох а пер в о бы тн ос ти п ро до лж а е т ся и д о на ш их д не й ( ко р е н н ы е н а ро д ы А в ст р а л и и,

Е ст е ст ве н н о, о тк ры в ая пе рв у ю с т ра н и цу и ст о р ии ис ку сс тв а, з ад ать ся воп р ос ом : ка к дав но за род ило сь

ис ку сст в о ? Ког да ч ел ове к нау чился рисова ть, лепит ь, высе кать из кам ня, укр аша ть? Когд а во зн ик л о у

ч е л ов ек а одн о и з с ам ых за м е ч а те ль ны х ч ув ст в - ч у вс тв о к ра с от ы, ч у в с т в о п р ек ра сн ог о ?

О тв е ти ть н а эт о т в о пр ос н ам по мо г а ют т ри н ау к и : ар хе о ло г и я, э тн ог р а фи я , л ин г в ис т и ка .

Пе рва я из н их - ар хе о л ог ия - изу ча ет исто рию и ку льту ру чело в е ч е ст ва с п о м ощ ью ра с ко п о к. Ни чт о в

и с то ри и не ис че за ет б ес сл ед но. С л е ды п ро шл ог о хра ни т зе м ля. И де л о ар хе ол ого в - на йт и эти

свидетельства жизни, извлечь их из гл у бины веков. Так, во в р е м я ра ско пок в ра зл ич ны х ме ст н ос тя х бы л и

об на ру же ны с ле д ы др ев не йш ей ж и зн и. Н а ст е на х и п от ол к а х пе щ ер в м е с та х о би та н и я пе рв о бы т ны х лю де й

а р хе ол о г и об на ру жи ли мн ого чи сл е нн ые из обр а же н и я ж ив от н ы х. О ле н и , б и зо ны , ди ки е ко н и ,

д ли нн ош е рс т ны е м амон ты, с аб ле зу бы е т игр ы - ж иво тные , ко тор ые нын е на Земл е у ж е н е су щ е с т ву ют , -

В ы м о ж ет е в оз ра з и т ь: ка ко е ис ку сс тв о м о г ло б ыт ь у п ер во бы тн ых ди кар ей ? И х жи зн ь бы ла по лн а

оп ас но с те й, и вс е их м ы с ли и с и лы по г ло щ а ла о хо та на си л ь но г о и к о ва р но го зв е р я. К а к ж е мо ж но бы л о в

П ер воб ыт ны м ис ку сс тво м сч ита ю т ис ку сст во вр ем е ни пер воб ы т но - о бщ и н но го с т ро я , то е с ть от

п о яв л е ни я Хо м о са пи е нс . и до в о зн ик но ве ни я кл ас со вы х об ще с т в , ци в и ли за ци й. Ра зв ит ие ис ку сс тва

про исхо дило на про тяж ении мно гих тыся че лет ий. Ис тори ю м ир о во й к у ль ту р ы пр и ня т о д ел ит ь п о э по х ам ,

Т а к , в п е р в о б ы т н о й к у л ь т у р е в ы де л я ю т сл е ду ю щ ие п е р и о д ы: С ЛА Й Д 3

в) по здн ий ( ве рхн ий) па леол ит ( 35 - 1 0 тыс. ле т до н . э. ), ко то р ый , в св о ю о ч ер е д ь , де л и т с я н а :

I I . Э п о х а м е з о л и т а ( с р е д н и й к а м е н н ы й в е к 1 0 - 6 т ы с . ле т д о н . э . )

В э поху ве рхн его па ле ол ита ф ор миру ютс я д ва о сн ов ны х це нтр а м иро вой ци в ил иза ци и.

е е с о з на ме н и - то й Си кс ти нс ко й ка пе л ло й в В ат ик а не , в к о то ро й п о то ло к и ал та рна я ст е на ра сп иса ны

Р а с с к а з . О ко ло 1 5 0 л ет на за д (1 86 8 г .) ис па нс к и й д в о ря ни н д о н Ма рс е л ин о де Сау ту ол а , ад во ка т п о

п р оф ес си и и а рх ео ло г п о п ри зв а ни ю, у зн ал , ч то бл из д ер е вн и А ль та ми ра на хо д ит ся пеще ра. «А вдру г в не й

пр об ир а т ьс я у зк и м х о до м в гл у б ь п е ще р ы . В ск о р е он о ка з а лс я в ну т р и п о ме щения, на пом инающе го жил ище

дре внего че ловека . Испа не ц с та л ос то ро жно п е р е к а пы ва ть гл ин ис ты й по л пе ще р ы и н аш е л не ск ол ьк о

Од наж ды вм ес те с Сау ту олой в пе ще ру с пу стилас ь его пят илет н я я д о чь М ар и я . Сн ач а ла е й б ы л о

с тр а шн о, н о п от ом М а ри я р ис к ну л а за бр а т ьс я в са м ы й д ал ь н и й у г о л п е ще ры . В э то м ме с те с по т о лк а с в ис али

бо ль ш ие гл ы бы , от бра сы ва я в нер ов ном св е те го ря щ е й с в еч и д л и н ны е п ри чу д ли в ы е те н и. В д р у г де в оч ка от

Н о дев очк а т яну ла отц а к м ес ту св ое го от кры ти я. В зг ляну в на по то л ок , а р хе о ло г и с ам п ри ше л в

с ил ьн ое в о л не ние . Ещ е б ы! Эт о был и бизоны . То чно ж ивые . Од ин щипле т тр аву , дру го й л ежи т, тр е ти й

О с у щес тв ов а ни и п ер во бы тн о го и с ку сс тв а у зна ли с о в се м н ед а в но , в п е рв ой п ол о в ин е X I X в е к а . Сн ач а ла

в р аз л и ч ны х м ес т ах Е вр о пы с т а ли н ах о д ит ь н е б ол ьш и е с ку ль пт у рк и, от де л ьн ые рис у нк и на ку ска х к ос ти

ил и ка мня , на сте нах пещ ер. Н о ис тор ия о ткр ыт ия и изу чения пам ятн ик ов пер в об ы тно го иск у сств а по лна

на пр я ж е н ной б ор ьбы и др ам а тиз ма . Од ин из са мы х др а м а т ич ны х э пизо дов с вя зан как раз с пе щер ой

Ал ьт ам ир ой. Когд а ар хеол ог - люб ите ль Сау ту ола сд е лал оше л ом ля юще е отк рыт ие, об на ру жи в пе ще ру со

м но же ст в о м в ел ик ол е п ны х, кру пны х, цв е т ны х и зо бр аж е н и й ж ив от н ы х , р о с п и с и А л ь т ам и р ы н ас т о л ь к о

п о ра з и л и у ч ен ы х , чт о вна чал е они бы ли объяв ле ны подд ел кой : никто не м ог повер ить, ч то та кие

изоб раже ния со зда л челов ек в те вр еме на, когда ре чь е г о б ыл а п р и м ит ив н а , он с т ру до м д о б ы ва л с е бе

п р оп ит а ни е и постоянно вел борьбу за вы живание. Саутуола умер с клеймом фа ль си фи ка то ра :

п о дл ин но ст ь э ти х р о с пи се й б ы ла п р и зн а на л иш ь в 1 90 2 г . , у же по сл е е го с ме р ти . О тк р ыт ия пе ще р с

р ос пи с ям и с та л и с ле до ва т ь о дн о за д ру ги м , и в се со мн е ни я о тпа л и. В н ас то яще е в рем я тольк о во Фра нции

с та вша я, как и м но г ие дру гие пещ еры , хра нил ище м - гиг а нто м ве ли ч е ств ен ны х до ст иже ни й пе рв об ы тн ог о

Ког да бы ли отк ры ты эт и п ро изве де ния пе рв о б ытн ы х лю де й, по я в и л ас ь и н е об х од и мо с т ь и х и зу ч ит ь ,

к л ас с и ф и ци р о в а т ь , о пр е д е л ит ь, на к а к о й с т ад ии р аз в ит и я д р ев не г о че л ов е ка б ыл и д ос ти г ну ты ст ол ь вы со ки е

ре зу л ьт ат ы . Та ки м об ра зо м по яв ила сь н ау ка , кот ор а я и зу ч а л а и ме н н о ку л ьт у ру п ер в о б ы т но г о о б ще с т ва .

В ос но вн ом э то ск у л ь пт у рк и ма ло г о р аз м е ра (о т 2 до 20 см) . О ни поя вл я ютс я в э поху Оринья к. Это

О бр ат ит е в ни ма ни е на то , к а к с де ла но с ку ль п ту рно е из об ра же ни е ж е н щ и н ы .

- Ка к вы ду м а е те, п о ч е му пе рв о б ы тн ый че ло ве к де л а л и ме нно т а к и м и с ку л ь п т у р ки ж е н щ и н ?

Б ол ьш ин ст во с т а ту эт ок об ла да ю т об щи ми че р та м и. О н и р е ш е ны о б о бщ е нн о: ру ки е д в а н а м е че ны , че рт

л иц а н ет со вс ем ( т о е ст ь на блюда етс я полн ое невни ма ние к портр ет ной хара ктерис тике) . За то

по дче рк н у то преу вел иче ны те час ти т ел а, ко то рые св яза ны с вы на ши ва ни ем , р ож де ни ем и в с ка рм ли ва н ие м

р еб е нк а, т о ес ть но в ых п о ко л е н и й лю д е й . Т а ка я тр а к т ов ка ж е нс ки х фи г у р об ъ я с ня е тс я магическим

значением стат у эток: они были связаны с культом п л од о р од ия , в о пл о щ ал и за б от у о пр о д ол ж е ни и р о да , о

р ос т е и пр о цв е та ни и пе р во бы тн ой о бщ и ны . Э ти с та ту эт к и на хо ди л и в ос об ых я мк ах - кла довках за бо тли во

О дн ак о о бр аз же н щи ны пр ед с та вл ен в ис ку сс тв е па ле о л ит а н е т о ль к о т а ки ми у т р ир ов а нн ы м и б е з л ик им и

ф иг у рк а м и. Ср е д и о бн ар у же нн ы х в на ш е й с т ра н е (н а ре ке Ан г а ре , В ос то ч н ая С и би рь ) д в ад ца ти ж енс ки х

с та ту эт ок е с ть фи гу рк и у зки е, ст р ой ны е ; у не ко то р ых и з о бр а ж е ни й и м е ют с я г л аз а , р о т, в ол о с ы , м е хо в о й

П ос ле дн ий э та п ка ме нн ог о ве ка ха ра кт ер изу е тс я п о с те п е нн ым п ер е хо до м о т о хо т ы и со б ир ат е л ь ст в а к

с ко то в од с тв у и зе м ле д е ли ю. Э то ва ж не йш е е с об ы т ие в и ст о р ии ч е л ов еч е с тв а на з ы ва ю т не о л ит ич е ск о й

р ев о лю ци е й . Ра з в ед е ни е с к от а и в ыр а щ ив а н ие зл а ков со зда ва ли у ст о йч ив ост ь в обе спе че нии люд ей пи ще й,

с лу жил и ос нов ой их бла гос ос то яни я. Ве дя ос ед лы й обр а з жи зн и, лю ди ст ро ил и те пе рь пр оч ны е до ма ,

гл ино б и тн ые и ли ка рк а сн ы е , с т е н ы ко т о р ы х о к ра ш ив а л ис ь и д а ж е р а с п и с ы ва л ис ь . Сове рше нствов ались

тка че ст во и обра ботк а кож и. Пр и изгот о вл ен ии о ру ди й тру да (к ам ен ны х) че ло ве к с та л пр им е ня т ь

р ас пи ли ва ни е, с ве р ле ние , шл ифо ва ни е ; по я ви лис ь так ие ору ди я тру да , ка к с е р п, до л о т о , мо ло то к ,

За се ле н ие н о вы х з ем е ль ве ло к м е ж пле ме нн ой б ор ьб е за и х з ах ва т - ч е л ов е к с та но в ил ся вр аг ом

ч е ло ве ка . На ра с та ющ ее р а зд е ле ни е т ру да по с те пе н но ве ло к ра сс ло е ни ю вн у тр и об щи н. Ме ня ла с ь и ро до ва я

с тру кт у р а : ма тр иа р ха т у с ту па л ме с т о па тр иа рх а ту . Ус и л ил а с ь р ол ь м а ги и , р аз в ил а сь зе м л е д е л ь че с ка я

В пе рио д мез олит а, ко гд а на зем ном шар е пос ле отс ту пле ния ле д ник ов у ст ано вила сь сов рем енна я

ге ол ог ичес ка я э п о ха , п оя в и л ис ь лу к и с т ре лы ; на б лю да ют с я п е рв ы е о пы ты в о з д ел ыва ния зем ли. Все это

прив ело к тому , ч то челов ек по сте пе нно ос ел н а од ном ме сте (а не ко че ва л с м ес та на ме ст о в по ис ка х

С л о в о у ч и т е л я . Н а у ро ке м ы с в ам и п о пы та л и с ь об зо р но п ро с ле ди ть э во лю ц и ю ма те р иа л ьн о й

ку ль ту ры и и с ку сс тв а пе рв о бы тн ой эп о хи . М ы у ви д е ли , ка к п е р в об ыт ны й ч ел ов е к по ст е пе н но в ыш е л и з

п е ще ры и на ча л с а м у ч и т ьс я ст р о ит ь с е бе ж ил ищ е, со зд а в ать предм ет ы быта , обе спеч иват ь с ебя и сво е

се мейс тв о пище й. М ы в и д им , ч т о по с те пе н но по т ре б но с т и ч е л ов е ка в у до бс тв е , у ю т е , у ве ре н но с т и в

з а в тр аш не м д не р о с л и, ро сл о ег о с а м о с оз на н ие . По - на ча л у не от де ляя себя от прир оды и пол ностью за вися

у пр а вл ят ь хо до м с во е й жи зн и, о бе с пе чи ва ть св ое су щ е с т в ов а ни е. На эт о у ш л и т ы с яч и ле т. Мы у ви де ли ,

к а ки е из м ен е н ия п р о из о шл и за эт и с от н и л ет . В ме с то пе ще р ы у че ло ве к а п о я ви л с я д об р о тн ы й д о м, вм е ст о

п а лк и дл я к оп а н и я зе м л и - до б ро тн ы е о ру д и я тр у да , ос на щ ен ны е м е та лл ом . М ен я ю тс я и в з аи м оо тно ше ни я

лю де й в ро ду : гл ав ен с тво же нщ ин ы с ме нил ос ь г ла в е нс т в ом му ж чи ны ; п оя в ил ис ь не пр и к о сн о в е н н ые л юд и

п л ем е ни - в ож дь , жр ец , с та ре й ш ин ы ; пе рв о на ча л ь ны е пл ем ен н ы е о бр яд ов ые де йс тва пре вра ти ли сь в

ЦЕЛЬ : формирование представлений о первобытной культуре, особенностях первобытного искусства, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.

-научить различать изученные произведения,

- расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека,

- на примере пещерных росписей развивать у детей умение использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в изобразительном искусстве данного периода;

- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления;

- учить рассуждать и размышлять об артефактах, делать выводы;

-воспитывать уважения к культурному наследию прошлого.

ТИП УРОКА: знакомство с новым материалом

1.Компьютер и проектор.

3 Учебник: Г.И. Данилова Мировая художественная культура 10 класс.

Инициатива, находчивость, активность при решении проблем

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Сотрудничество со сверстниками и учителем

Умение самостоятельно ставить цели.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Работать с информацией использовать знаково - символические средства.

Знание об особенностях изобразительного искусства первобытного общества

Применение изученного на уроках истории, литературы.

Структура и ход урока.

Приветствую обучающихся, создаю настрой на работу.

Приветствуют учителя. Открывают тетради, оформляют записи.

Умение слушать учителя.

2. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы.

Предлагаю сформулировать цель и задачи урока.

Формулируют цель и задачи урока.

Регулятивные УУД: целеполагание.

3. Объяснение нового материала

Цель этапа: изучение особенностей изобразительного искусства первобытного общества для получения новых знаний

Знакомо ли древнему человеку чувство красоты?

Могло ли у древнего человека сформироваться желание ценить красоту и создавать ее в условиях жестокой борьбы за существование?

Причины возникновения художественного творчества:

-познавательные потребности человека,

-заложенное чувство прекрасного в человеке.

2.Лекция учителя(полный текст лекции см. ниже)

Краткое знакомство с эпохами древней культуры.

Пути изучения первобытной культуры.

Знакомство с археологическими находками.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают свои предположения.

Слушают лекцию учителя, смотрят презентацию, делают записи.

Познавательные УУД: Умение анализировать сравнивать, делать выводы.

Оценивать услышанную информацию .

Регулятивные УУД: высказывать предположения .

Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме,

2. слушать и слышать других,

3. быть готовым корректировать свою точку зрения,

4. Закрепление материала.

Цель этапа: Закрепление полученных знаний.

Предлагаю учащимся разделиться на 3 группы. Для работы учащиеся используют материалы медиапрезентации.

Задание для 1 группы:

На основе анализа представленных произведений, выяснить характерные особенности первобытных рисунков.

Моменты для выяснения:

-не соблюдены законы перспективы,

-произвольное накладывание фигур одна на другую,

-передача глубины пространства,

-виден объём животных,

-распределение тёмных и светлых тонов,

-довольно широкая палитра красок,

-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений,

-редки изображения человека.

Задание для 2 группы:

На основе анализа представленных произведений, выяснить, почему некоторые изображения цветные, откуда у древнего человека краски. Что могло послужить основой для древних красок.

Могла ли быть у древних людей зеленая краска?

Моменты для выяснения:

Древесный уголь - костер.

Окись марганца - со стен пещер.

Зеленая краска - сок растений. Не сохранилась - не стойкая.

Задание для 3 группы.

На основе анализа представленных произведений, выяснить основные отличия изображений в пещерах от изображений Карельских петроглифов.

Моменты для выяснения:

Появление морской тематики на рисунках (море, рыба, гарпуны, сцены морской охоты).

Преобладают птицы (преимущественно лебеди).

Много знаков, не похожих на известные предметы.

Выступления поисковых групп. Взаимооценка.

Оценивание работы 1 группы:

Оценивают 2 и 3 группа.

Оценивание работы 2 группы:

Оценивают 1 и 3 группа.

Оценивание работы 3 группы:

Оценивают 1 и 2 группа.

Умение анализировать объекты с целю выделения сходства или различия.

Умение делать обобщающие выводы

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

свободно излагать свои мысли в устной форме,

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,

умение работать в группе.

5.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Изобразительное искусство первобытного общества

Что мне было известно об изобр. иск -ве первобытного общества

Какие новые знания я приобрёл на уроке.

Дают ответы на вопросы. Заполняют таблицу.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Краткое знакомство с эпохами древней культуры.

Пути изучения первобытной культуры.

Историко - археологический. Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.

- Этнографически-сопоставительный. Наблюдения за бытом и культурой народов, накопленных путешественниками, этнографами, христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, перенесение этих наблюдений на далеких предков современного человека.

Комбинированная работа: лекция и презентация.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).

Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Знакомство с пещерой Альтамира. (Испания).

Знакомство с пещерой Ласко. (Франция).

Капова пещера. (Южный Урал Россия).

Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Петроглифы (Карелия, Беломорск, Россия).

Петроглифы - это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита.

Карельские петроглифы были открыты в 20 веке, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов.

Проблема датировки петроглифов еще окончательно не решена.По разным источникам их возраст оценивается в 5-6 тысяч лет.

Первым художникам Земли еще были неведомы законы перспективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. Огромный тур мог соседствовать рядом с крошечной лошадью. Часто гравюры произвольно накладывались одна на другую. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. В то же время в рисунках отлично виден объем животных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов. Общее эмоциональное впечатление усиливалось благодаря использованию широкой палитры красок.

Интересно отметить, что в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Не часто встречаются и изображения человека. Но всё - таки они есть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА Материальная (вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека) Духовная (традиции,обычаи.знания о природе и самом себе) Мировая Национальная Искусство Наука Нравственность

(вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека)

(традиции,обычаи.знания о природе и самом себе)

Национальная

Нравственность

ВЫВОД: Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

Изменялись названья королевств и империй. Пролетали столетья. Идеалы летели. А былое геройство то забавно, то грустно. Все на свете уходит – остается искусство. Революция, войны –время все уничтожит. Или строчкой в учебник их уложит, быть может. Император и канцлер, заговорщик Якушин – Все забудут потомки –возвысится Пушкин. Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя, При которых писали Апулей и Вергилий? На спесивых могилах даже камни истлели, Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство. В.Боровицкая.

Изменялись названья королевств и империй.

Пролетали столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны –время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушин –

Все забудут потомки –возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Цепь веков не прервется голосами поэтов.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.


Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится Палеолит древнекаменный век (с 40 по 12 тысячелетие до н.э.) Мезолит средне-каменный век ( с 12 по 8тысячелетие до н.э.) Неолит ново-каменный век (с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)

Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится

древнекаменный век

(с 40 по 12 тысячелетие до н.э.)

средне-каменный век

( с 12 по 8тысячелетие до н.э.)

ново-каменный век

(с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)

В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации: Афро – европейский центр мировой цивилизации Азиатский центр мировой цивилизации.

В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации:

Афро – европейский центр мировой цивилизации

Азиатский центр мировой цивилизации.

Пути изучения первобытной культуры. Историко – археологический. Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов. Этнографически-сопоставительный Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

Пути изучения первобытной культуры.

Историко – археологический.

Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.

Этнографически-сопоставительный

Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

Искусство палеолита.

Искусство палеолита.


Рисунки из пещеры Ласко

Рисунки из пещеры Ласко






Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит Лань. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит

Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит

Лань. Роспись пещеры Альтамира.

Верхний палеолит

Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.

Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит

Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена. Палеолитические Венеры

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена.

История возникновения архитектуры. Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.

История возникновения архитектуры.

(с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.

Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.

Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.

Трилит. Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального

Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального

Кромлех. Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.

Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.




Театр, музыка и танец. Пантомима -пластическая передача происходящих событий.

Театр, музыка и танец.

Пантомима -пластическая передача происходящих событий.

Танцы Охотничьи пляски. Тотемическая пляска

Охотничьи пляски.

Тотемическая пляска

Путь развития музыкальной деятельности.

1.Имитация звуков природы.

основанные на имитации пения птиц,,

ревы зверей, воспроизведение тех естественных

криков и возгласов. Которое исторгало из себя

крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо.

2.Искусственная интонационная форма – в попевках

качественно новой интонации, связанной с осознанием

высотной определенности звука.

По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое

изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно

теперь появляется человеческая интонация- предельно условная

(повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз)

3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит

многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций.

Именно это – формирование зафиксированных сознанием

ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало

зарождение музыкального (интонационного) творчества.

Таким образом , главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Таким образом , главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества. Периоды 1 Средний палеолит Материальная культура 2 Искусство Искусственное добывание огня Составные орудия Собирательство и охота Верхний палеолит 3 Мезолит Создание основ ткацкого производства(плетение) Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем. Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника) Строительство первых лодок. Появление лука и стрел, развитие рыболовства. Приручение диких животных. Собирательство дорлолняется возделыванием земли.

Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества.

Средний палеолит

Материальная культура

Искусственное добывание огня

Собирательство и охота

Верхний палеолит

Создание основ ткацкого производства(плетение)

Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем.

Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника)

Строительство первых лодок.

Появление лука и стрел, развитие рыболовства.

Приручение диких животных.

Собирательство дорлолняется возделыванием земли.

Усовершенствование техники обработки камня.

Изобретение прядения и ткацкого производства.

Утверждение скотоводства и земледелия.

Выделение скотоводческих племен.

Использование меди для изготовления орудий труда и оружия.

Отделение ремесла от земледелия.

Зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы. Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне. Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному. Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи. Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы.

Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному.

Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи.

Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.

Важнейшие функции первобытного искусства.

2.Познавательная функция . Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.

3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом .

4.Эстетическая функция . В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.

Зодчество неолита и энеолита – это общинные поселения, такие .как многокомнатные дома в Междуречье. постройки из прутьев в Трипольской культуре. В бронзовом веке появляются укрепленные поселения.

На рубеже первобытности появляются крепости. возводимые из огромных глыб без связующего раствора. В Европе появляются укрепленные земляными валами городища.

Читайте также: