Буквы сходные по начертанию конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Оценить 611 0
• учить различать оптические образы букв И-Ц; формировать устойчивые связи между Ф-Г-К.
• коррегировать фонематическое восприятие; навыки звукового, слогового анализа; зрительно-пространственную ориентировку, ВПФ.
• воспитывать толерантность, любовь к родному языку.
Оборудование: предметные картинки, касса букв, тетради, ручки, ТСО.
Создание положительного эмоционального настроя (ритуальное приветствие). Цель – подготовка учащихся к работе на занятии.
Артикуляционная гимнастика.
3. Актуализация опорных знаний. Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Фронтальный опрос по карточкам (подчеркнуть буквы прошлого занятия).
4. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели, задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы (загадка, проблемный вопрос).
• Знакомство с героями занятия. Логопед выставляет на доску изображения индюшонка и цыплёнка; просит назвать, кто изображен на картинках, определить первый звук в каждом слове. Индюшонок – И, цыпленок – Ц.
Составление описательного рассказа по одной из картинок.
9. Зрительная гимнастика по Базарнову (слайд).
10. Чтение слоговых таблиц с буквами занятия в рукописном шрифте (слайд). Комбинированное чтение. Громко, тихо.
Иц-иц-иц цы-цы-цы ца-цо-цу иц-ац-оц
Закрепление полученных знаний. Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации (работа в тетради, дид.игра).
• Работа в тетради. Запись серии букв занятия под диктовку (индивидуально – дописать недостающие элементы). Проверка.
15. Подведение итогов. Цель – сделать вывод и подвести итог, как работали дети на уроке, оценить работу, выяснить, что нового узнали на занятии.
Логопедическое занятие на тему: "Различение букв сходных по начертанию. Буквы б - д". Лексический материал рекомендуются использовать для учащихся с оптической дисграфией.
Различение букв сходных по начертанию. Буквы Б- Д .
Цель: Различение букв сходных по начертанию. Буквы Б- Д
Задачи:: 1) – учить различать по начертанию буквы б - д;
2) –развитие зрительного и слухового восприятия и памяти через специально подобранные упражнения;
- развитие грамматического строя речи;
3) – коррекция внимания, памяти;
4) - воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: письменные буквы б, д; карточки-опоры.
Ход занятия.
I. Введение в тему.
а) Маленький зверек
По деревьям скок, да скок . (Белка)
б) Он по рабочему одет
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел)
II. Расположение элементов в буквах.
Написать сточку овалов.
а) о о о о о
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели : закреплять знания учащихся о звуке и букве, дифференцировать звуки и буквы занятия. Дать сравнительную характеристику звуков и букв занятия, уточнить знания детей об элементах букв занятия, упражнять в написании букв; уточнять и обогащать словарь; развивать логическое мышление и фонематическое восприятие, зрительно-пространственную ориентировку, зрительную память, произвольное внимание; воспитывать толерантность, самоконтроль.
Оборудование: заглавные и строчные буквы рукописного и печатного шрифтов, раздаточные карточки с изображениями букв занятия, предметные картинки, тетради, ручки, магнитофон, презентация.
Ход занятия:
Введение в тему занятия (проблемное). Отгадывание загадок.
Не жужжу, когда сижу, Я устраиваюсь ловко-
Не жужжу, когда хожу. У меня с собой кладовка.
Если в воздухе кружусь, Где кладовка? За щекой!
Тут уж вдоволь нажужжусь. Вот я хитренький какой!
Слайд №1 (Жук) Слайд №2 Кто это? (Хомяк)
Ребята, как вы думаете, какие буквы мы будем сравнивать? Ответы детей. –Молодцы! Вы правильно догадались. Характеристика данных звуков и соотнесение с буквами.
5. Работа по теме занятия.
Логопед предлагает детям рассмотреть образы букв, сравнить их написание, найти схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное).
Дети вместе с логопедом делают вывод о буквах Х – Ж .
А) Дифференциация на буквенном уровне.
Логопед выставляет на доску карточку и предлагает детям самостоятельно заменить зашифрованные буквы на настоящие. Задание выполняется устно.
Б) Дифференциация на уровне слога.
Логпед: Жук и хомяк принесли таблички, которые не могут прочесть. Поможем им, ребята?
Слайд №3. Чтение слоговых цепочек с буквами занятия (тихо, громко, хором, с ударением).
Ха – ха – ха жа – жа – жа
хы – хы – хы жы – жы – жы
ха – хо – ху жа – жо – жу
В) Дифференциация на уровне слова.
Слайд №4 . Логопед просит назвать Хомяку только те слова, в которых есть буква Х, Жуку только те слова, в которых есть буква Ж. Хомяку и Жуку те слова в которых есть обе буквы.
Горох халат лужа жираф ханжа ежик художник
8.Работа у доски. Упражнение в написании букв Х, Ж заглавных и строчных. Их дифференциация по количеству элементов. Вспомним буквы Х и Ж согласные, похожи по написанию. Только букве Х – холодно, она сжалась. А букве Ж – жарко, она распахнулась.
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит
10.Работа в тетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка. Букву Х подчеркнуть одной чертой, а букву Ж двумя чертами.
Индивидуально Безносюк Н. обвести пунктирные линии печатных букв Х, х, Ж, ж.
11.Динамическая пауза под музыкальное сопровождение с декламацией стихотворения А.Каменчик.
Хомка, хомка, хомячок –
Хомка раненько встает,
Чистит лапки, воду пьет.
Прибирает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать!
12. Рефлексия. Показ предметных картинок. Если в названии картинки есть звук Х, то покажите два пальчика, а если –Ж, то три пальчика.
13.Итог занятия. С какими буквами мы работали на уроке? Чем они сходны? Чем отличаются?
Оптическая дисграфия связана с недорозвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных предстовлений и проявляеться в заменах и искожениях букв на письме.
Различение букв сходных по начертанию п - т
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речевой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме.
Довольно часто в нашей практике встречается оптическое смешение букв, сходных по начертанию. При устранении оптической дисграфии работа проводится в следующих направлениях:
- Расширение зрительного восприятия;
- Расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
- Расширение пространственных представлений;
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
Задание. Вырежьте из бумаги письменные буквы п - т. Укажите разницу в их написании
Задание. Спишите эти слова и обведите букву п одним карандашом, а букву т другим карандашом.
Папа, пила, туча, Таня, кот, суп, рот, пол, карта,
палка, Пушок, туман, парта, тачка, топор, тополь.
Задание. Прочитайте этот текст и выпишите из него сначала слова с буквой п, а потом с буквой т.
Пушок лает на Толю. Таня и Лёва стоят у карты. Пила висит в сарае. Тигр напал на охотника.
Задание. Придумайте сами слова с буквами п и т. Запишите их в отдельные столбцы.
Задание. Спишите эти слова и подчеркните букву п одним карандашом, а букву т другим карандашом.
Пар, утка, перо, стол, парк, каток, пруд, шапка, Пётр, парад, пилот, петух, метро, туфли, котик, самолёт.
Задание. Найдите сами в книге слова с буквами п и т. Выпишите эти слова и подчеркните буквы п и т.
Задание. Напишите эти слова под диктовку. Слова с буквой п пишите в один столбик, а слова с буквой т в другой по данному образцу.
Печка, ватка, сито, мост, утро, палка, серп, плащ, пуля, трава, просо, стена, лето, правда, пчела, пироги.
Прочитайте и спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы п или т.
Де. и, о. ец, ду. ло, ка.ля, ре.а, с.ена, с.ина, ни.ки, ле.ка, шу.ка, ве.ка, дя.ел, с.екло, ве.ры, ли.а, со.ы.
Задание. Спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова. Подчеркните в словах буквы п и т цветным карандашом.
Отец и брат спилили … .
У белки в дупле очень … .
Дети катались на … .
Пастух погнал… на поляну.
Петя поставил посуду на… .
Дети пошли на Красную .
Петя слепил из глины … .
Охотник застрелил дикую … .
Дятел … носом тук-тук-тук.
Слова для справок:
Утку, липу, тепло, скот, площадь, пруду, петушка, стол, стучит.
Задание. Напишите эти рассказы под диктовку.
Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Цветов было много: тут и лютики, и ромашки, и незабудки. Цветёт душистая липа. Много пчёл летает около липы. Всё лето трудятся пчёлы. Много мёду получаем мы от пчёл.
Первое письмо.
Ласточка летела около окошка и запуталась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.
Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку все другие ласточки. Скоро ласточка была свободна.
Наташа и Поля подруги. Поля заходит за Наташей, и они вместе идут в школу. Они сидят на одной парте. Наташа часто приходит к Поле делать уроки. Девочки стараются писать чисто и красиво.
Читайте также:
- Конспект занятия по самопознанию мой любимый детский сад в старшей группе
- Общие сведения о подземных коммуникациях конспект
- Паустовский сказки пушкина 3 класс конспект и презентация школа 21 века
- Австрийская монархия габсбургов в 18 веке конспект урока 8 класс презентация
- Фотоаппарат проекционный аппарат конспект