Буквы сходные по начертанию конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 611 0

• учить различать оптические образы букв И-Ц; формировать устойчивые связи между Ф-Г-К.

• коррегировать фонематическое восприятие; навыки звукового, слогового анализа; зрительно-пространственную ориентировку, ВПФ.

• воспитывать толерантность, любовь к родному языку.

Оборудование: предметные картинки, касса букв, тетради, ручки, ТСО.

Создание положительного эмоционального настроя (ритуальное приветствие). Цель – подготовка учащихся к работе на занятии.

Артикуляционная гимнастика.

3. Актуализация опорных знаний. Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Фронтальный опрос по карточкам (подчеркнуть буквы прошлого занятия).

4. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели, задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы (загадка, проблемный вопрос).

• Знакомство с героями занятия. Логопед выставляет на доску изображения индюшонка и цыплёнка; просит назвать, кто изображен на картинках, определить первый звук в каждом слове. Индюшонок – И, цыпленок – Ц.

Составление описательного рассказа по одной из картинок.

9. Зрительная гимнастика по Базарнову (слайд).

10. Чтение слоговых таблиц с буквами занятия в рукописном шрифте (слайд). Комбинированное чтение. Громко, тихо.

Иц-иц-иц цы-цы-цы ца-цо-цу иц-ац-оц

Закрепление полученных знаний. Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации (работа в тетради, дид.игра).

• Работа в тетради. Запись серии букв занятия под диктовку (индивидуально – дописать недостающие элементы). Проверка.

15. Подведение итогов. Цель – сделать вывод и подвести итог, как работали дети на уроке, оценить работу, выяснить, что нового узнали на занятии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие на тему: "Различение букв сходных по начертанию. Буквы б - д". Лексический материал рекомендуются использовать для учащихся с оптической дисграфией.

Различение букв сходных по начертанию. Буквы Б- Д .

Цель: Различение букв сходных по начертанию. Буквы Б- Д

Задачи:: 1) – учить различать по начертанию буквы б - д;

2) –развитие зрительного и слухового восприятия и памяти через специально подобранные упражнения;

- развитие грамматического строя речи;

3) – коррекция внимания, памяти;

4) - воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: письменные буквы б, д; карточки-опоры.

Ход занятия.

I. Введение в тему.

а) Маленький зверек

По деревьям скок, да скок . (Белка)

б) Он по рабочему одет

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел)

II. Расположение элементов в буквах.

Написать сточку овалов.

а) о о о о о

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели : закреплять знания учащихся о звуке и букве, дифференцировать звуки и буквы занятия. Дать сравнительную характеристику звуков и букв занятия, уточнить знания детей об элементах букв занятия, упражнять в написании букв; уточнять и обогащать словарь; развивать логическое мышление и фонематическое восприятие, зрительно-пространственную ориентировку, зрительную память, произвольное внимание; воспитывать толерантность, самоконтроль.

Оборудование: заглавные и строчные буквы рукописного и печатного шрифтов, раздаточные карточки с изображениями букв занятия, предметные картинки, тетради, ручки, магнитофон, презентация.

Ход занятия:

Введение в тему занятия (проблемное). Отгадывание загадок.

Не жужжу, когда сижу, Я устраиваюсь ловко-

Не жужжу, когда хожу. У меня с собой кладовка.

Если в воздухе кружусь, Где кладовка? За щекой!

Тут уж вдоволь нажужжусь. Вот я хитренький какой!

Слайд №1 (Жук) Слайд №2 Кто это? (Хомяк)

Ребята, как вы думаете, какие буквы мы будем сравнивать? Ответы детей. –Молодцы! Вы правильно догадались. Характеристика данных звуков и соотнесение с буквами.

5. Работа по теме занятия.

Логопед предлагает детям рассмотреть образы букв, сравнить их написание, найти схожие черты (состоят из одинаковых элементов) и различия (число элементов разное).

Дети вместе с логопедом делают вывод о буквах Х – Ж .

А) Дифференциация на буквенном уровне.

Логопед выставляет на доску карточку и предлагает детям самостоятельно заменить зашифрованные буквы на настоящие. Задание выполняется устно.

Б) Дифференциация на уровне слога.

Логпед: Жук и хомяк принесли таблички, которые не могут прочесть. Поможем им, ребята?

Слайд №3. Чтение слоговых цепочек с буквами занятия (тихо, громко, хором, с ударением).

Ха – ха – ха жа – жа – жа

хы – хы – хы жы – жы – жы

ха – хо – ху жа – жо – жу

В) Дифференциация на уровне слова.

Слайд №4 . Логопед просит назвать Хомяку только те слова, в которых есть буква Х, Жуку только те слова, в которых есть буква Ж. Хомяку и Жуку те слова в которых есть обе буквы.

Горох халат лужа жираф ханжа ежик художник

8.Работа у доски. Упражнение в написании букв Х, Ж заглавных и строчных. Их дифференциация по количеству элементов. Вспомним буквы Х и Ж согласные, похожи по написанию. Только букве Х – холодно, она сжалась. А букве Ж – жарко, она распахнулась.

Жук летит, жук жужжит и усами шевелит

10.Работа в тетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка. Букву Х подчеркнуть одной чертой, а букву Ж двумя чертами.

Индивидуально Безносюк Н. обвести пунктирные линии печатных букв Х, х, Ж, ж.

11.Динамическая пауза под музыкальное сопровождение с декламацией стихотворения А.Каменчик.

Хомка, хомка, хомячок –

Хомка раненько встает,

Чистит лапки, воду пьет.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать!

12. Рефлексия. Показ предметных картинок. Если в названии картинки есть звук Х, то покажите два пальчика, а если –Ж, то три пальчика.

13.Итог занятия. С какими буквами мы работали на уроке? Чем они сходны? Чем отличаются?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптическая дисграфия связана с недорозвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных предстовлений и проявляеться в заменах и искожениях букв на письме.

Различение букв сходных по начертанию п - т

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речевой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определёнными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме.

Довольно часто в нашей практике встречается оптическое смешение букв, сходных по начертанию. При устранении оптической дисграфии работа проводится в следующих направлениях:

- Расширение зрительного восприятия;

- Расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

- Расширение пространственных представлений;

- Развитие зрительного анализа и синтеза.

Задание. Вырежьте из бумаги письменные буквы п - т. Укажите разницу в их написании

Задание. Спишите эти слова и обведите букву п одним карандашом, а букву т другим карандашом.

Папа, пила, туча, Таня, кот, суп, рот, пол, карта,

палка, Пушок, туман, парта, тачка, топор, тополь.

Задание. Прочитайте этот текст и выпишите из него сначала слова с буквой п, а потом с буквой т.

Пушок лает на Толю. Таня и Лёва стоят у карты. Пила висит в сарае. Тигр напал на охотника.

Задание. Придумайте сами слова с буквами п и т. Запишите их в отдельные столбцы.

Задание. Спишите эти слова и подчеркните букву п одним карандашом, а букву т другим карандашом.

Пар, утка, перо, стол, парк, каток, пруд, шапка, Пётр, парад, пилот, петух, метро, туфли, котик, самолёт.

Задание. Найдите сами в книге слова с буквами п и т. Выпишите эти слова и подчеркните буквы п и т.

Задание. Напишите эти слова под диктовку. Слова с буквой п пишите в один столбик, а слова с буквой т в другой по данному образцу.

Печка, ватка, сито, мост, утро, палка, серп, плащ, пуля, трава, просо, стена, лето, правда, пчела, пироги.

Прочитайте и спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы п или т.

Де. и, о. ец, ду. ло, ка.ля, ре.а, с.ена, с.ина, ни.ки, ле.ка, шу.ка, ве.ка, дя.ел, с.екло, ве.ры, ли.а, со.ы.

Задание. Спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова. Подчеркните в словах буквы п и т цветным карандашом.

Отец и брат спилили … .

У белки в дупле очень … .

Дети катались на … .

Пастух погнал… на поляну.

Петя поставил посуду на… .

Дети пошли на Красную .

Петя слепил из глины … .

Охотник застрелил дикую … .

Дятел … носом тук-тук-тук.

Слова для справок:

Утку, липу, тепло, скот, площадь, пруду, петушка, стол, стучит.

Задание. Напишите эти рассказы под диктовку.

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Цветов было много: тут и лютики, и ромашки, и незабудки. Цветёт душистая липа. Много пчёл летает около липы. Всё лето трудятся пчёлы. Много мёду получаем мы от пчёл.

Первое письмо.

Ласточка летела около окошка и запуталась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.

Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку все другие ласточки. Скоро ласточка была свободна.

Наташа и Поля подруги. Поля заходит за Наташей, и они вместе идут в школу. Они сидят на одной парте. Наташа часто приходит к Поле делать уроки. Девочки стараются писать чисто и красиво.

Читайте также: