В п астафьев капалуха конспект урока 3 класс презентация

Обновлено: 05.07.2024

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!

2. Речевая разминка.

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!

А) Слоговое чтение.

Б) Отработка дикции.

  • Тетерев сидел у Терентия в клетке,
  • А тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

- чтение про себя.

- чтение "с разбега".

В) Работа над интонацией.

- объяснение значения пословицы.

3. Введение в тему.

- По какому разделу учебника работаем? (Люби живое)

1-й слайд "Люби живое"

- Назовите авторов и произведения, которые изучили по данной теме раздела.

(Дети называют произведения, после этого появляется 2-й слайд)

  • И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
  • В.И.Белов "Малька провинилась"
  • В.В.Бианки "Мышонок Пик".

- Какие произведения вам особенно понравились? Чем?

4. Постановка учебной цели.

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме "Люби живое".

- Русский поэт Сергей Викулов в своём сборнике стихов написал вот такие замечательные строки:

О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени Природа!
У ней для нас хватает доброты,
И мы живём, запечатлев в душе навеки
Её прекрасные черты - поля, луга, моря и реки.

- Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев.

3-й слайд: Портрет В.П.Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяла на себя бабушка. Началом его "сочинительства" было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось "Васюткино озеро" - первый рассказ для детей.

  • "Огоньки" (1955 год)
  • "Васюткино озеро" (1956 год)
  • "Дядя Кузя, куры, лиса и кот" (1957 год)

- Виктор Петрович очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора - это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло и чёрствость, людская злоба и бесконечная доброта, есть обиды, предательство, дружба, чудеса природы. Сегодня будем читать рассказ "Капалуха".

5-й слайд: "Капалуха" Картинка глухаря.

- Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.

6-й слайд: Гнездо.

- Глухарят водит за собой мать. Зимой птицы кормятся хвоёй сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

7-й слайд: Капалуха.

- Что вы знаете об этих птицах? (Дети рассказывают дополнительный материал о глухарях).

1. Глухарь, или по-другому, глухой тетерев - самая крупная и благородная из тетеревиных птиц. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжёлый и шумный. Редко бывает, чтобы глухарь летал на большие расстояния.

2. Глухари предпочитают селиться в горных лесах, а также в лесах с влажной почвой. Эта птица, как правило, привязана к одному месту, и только сильные морозы заставляют его покидать свои убежища в высоких горах и спускаться в более низкий пояс.

3. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскивать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют, а с первыми лучами солнца вновь вылетают на поляну.

4. Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, причём очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели всего выводка и самки от рук людей.

5. Самка глухаря очень заботливая мама и никогда не покинет гнездо, даже если знает, что погибнет. Часто она сама выбегает на врага, давая тетеревятам время, чтобы скрыться в трущобе.

6. Птенцы растут очень быстро и ближе к осени семейство разделяется. Молодые самки остаются при матери, а самцы начинают сообща кочевать. Следующей весной они обзаведутся собственными семьями, а пока проводят время в молодецких драках на токовищах.

- Итак, мы отправляемся в особый лес - тайгу. Посмотрите на картинку.

- Что же такое тайга? Прочтите. (Трудно проходимый лес)

5. Словарная работа.

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

9-й слайд: Просека - очищенное от деревьев место.

10-й слайд: Валежник - сухие сучья, деревья.

11-й слайд: Пихта - хвойное дерево.

12-й слайд: Альпийские луга - высокогорные.

13-й слайд: Па-по-рот-ник - растение с крупными листьями.

Чер-нич-ник - заросли черники.
По-ко-роб-лен-ны-е - кривые.
О-зи-рать-ся - оглядываться.
Нап-ру-же-ны - напряжены.

14-й слайд: Ред-ко-ла-пых

6. Чтение текста по частям.

- Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.

  • 1-я часть: читает учитель. (Как озаглавим?)
  • 2-я часть, 3-я часть, 4-я часть - ученики. (Озаглавливаем каждую часть по ходу чтения).

- Что чувствовали при чтении? Обоснуйте свои чувства.

- В результате у нас получился вот такой план к нашему рассказу.

7. Работа над текстом по плану.

1. У черничного бугорка на просеке.

2. Гнездо! Гнездо!

3. Тревога капалухи.

4. Снова в гнезде.

А) Работа по 1-й части рассказа.

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

Б) Работа по 2-й части рассказа.

Чтение про себя.

1. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:

2. Почему сердце автора забилось от испуга?

3. Как выглядело гнездо?

4. Почему дети не взяли яйца?

В) Работа по 3-й части рассказа.

1. Что вас поразило, удивило в этой части?

2. Какой матерью была капалуха?

3. Кого она вам напоминает? Почему?

4. Что испытала птица?

5. Как об этом сказал автор?

Г) Работа по 4-й части рассказа.

Индивидуальное чтение по вопросам: (Вопросы на листе)

1. Что испытывали ребята?

3. Какие чувства испытали вы?

8. Работа с иллюстрацией.

- Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации?

- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.

- Какие неточности допустил художник? (Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца).

9. Работа над пословицами. (Групповая)

Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.

У всякой пташки свои замашки.

Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.

  • Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.
  • Век прожить - не поле перейти.
  • Любовь к родине сильнее смерти.

Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей".

10. Обобщающая беседа.

- Какова главная мысль произведения?

- Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

Вспомним слова М.М.Пришвина: 17-й слайд:

Рыбам - вода,
Птицам - воздух,
а человеку - вся

"Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!"

- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим нашу Землю, благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

12. Домашнее задание.

(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся).

Задачи:

- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

- формировать умение определять идейно-смысловое и художественное содержание произведения;

- развивать образное и логическое мышление;

- развивать устную речь учащихся,

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

- воспитывать нормы морали и нравственности, воспитывать взаимоуважение, умение работать дружно.

Формируемые УУД:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_chteniyu_po_teme.docx 25.86 КБ
kapaluha_moya_prezentatsiya_chast1.pptx 54.82 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кирсанова Э.Г.

Дата проведения: 21.03.2013

- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

- формировать умение определять идейно-смысловое и художественное содержание произведения;

- развивать образное и логическое мышление;

- развивать устную речь учащихся,

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

- воспитывать нормы морали и нравственности, воспитывать взаимоуважение, умение работать дружно.

а) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественного текста с использованием элементарных литературоведческих понятий;

б) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

в) умение использовать простейшие виды анализа произведения: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности.

а) использование различных способов поиска информации в тексте и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

б) активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

в) овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с целями и задачами урока;

г) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

а) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения ;

б) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

а ) учиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

в) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

а) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;

б) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

в) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

г) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Установка на работу.

Проверяет готовность к уроку

Для урока нам понадобится: учебник, ручка, карандаш, ваши знания и хорошее настроение! Все готовы?

Прочитайте и скажите, что мы делаем на уроках чтения? ( слайд 1)

Готовятся к уроку

Какую тему мы проходим сейчас на уроках чтения?

Что вы видите на доске? Слайд 2.

Это авторы и произведения, которые мы изучали.

Что надо сделать?

Распределить названия произведений и иллюстрации по фамилиям авторов.

Кто может это сделать?

Дети выходят к доске и выполняют задание.

- Какое произведение и какого автора мы еще рассматривали на уроке?

- Но сначала немного познакомимся с автором (слайд 3).

Читают биографию автора.

- Сейчас вы будете читать текст.

Проведем речевую разминку.

Для чего она нужна? (слайд 4).

Откуда эти слова?

Хоровое чтение в умеренном темпе.

Прочитать медленно, затем с ускорением.

Откройте учебники на с.101, прочитайте название рассказа (слайд 5).

Кто такая капалуха?

Что вы знаете об этих птицах?

Давайте еще что-нибудь узнаем о них (слайд 6-7).

Что нового узнали?

Плакат на доске.

  1. Чтение текста по частям и работа по его содержанию. Составление плана.

Чтение 1 части учителем.

- Читаем вместе со мной, представляем себе то, о чем говорится в тексте. Поднимите руки там, где закончится 1 часть.

- Где происходит действие? Что такое тайга? (слайд 9 ).

- Что делали дети в тайге?

- Что такое валежник? (слайд 10)

- Где поднялся шум?(слайд 10 )

- Что такое просека? Черничник?

Как озаглавим эту часть рассказа? (на доске)

Читают про себя, слушают учителя, определяют окончание 1 части.

Тайга – густой хвойный лес.

Гнали скот на пастьбу.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

На просеке, у черничного бугорка.

Просека – полоса в лесу, в лесопарке, очищенная от деревьев.

Черничник – место, где растет черника.

Предлагают названия, обсуждают, выбирают лучшее.

Чтение 2 части про себя.

-Где заканчивается 2 часть?

-О какой находке говорит автор? (слайд 11).

- Что почувствовал автор, когда увидел гнездо? Прочитайте.

-Как описывает его автор? Прочитайте.

-Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего?

-Какое правило поведения в лесу они забыли?

-Озаглавим 2 часть рассказа словами из текста (на доске).

Читают 1-2 абзац.

Космы – взлохмаченные пряди волос.

-Не трогать гнезда, яйца, не приносить птиц из леса.

Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент она изображает? (слайд 12).

- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?

- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы?

- Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?

- Какой матерью была капалуха?

- Кого она вам напоминает?

- Как озаглавим 3 часть текста? (на доске.)

Как капалуха мечется, пытается спасти свои яйца.

-Металась в стороны,

крылья разброшены, мела ими

закостенели от неподвижности

пыталась и не могла взлететь.

- Чтобы показать состояние птицы.

-Испуг, гнев, бесстрашие.

Выщипывают перья, голым животом греет яйца.

-Заботливой, бесстрашной, отважной.

- В.И. Белов. Малька.

Самостоятельная работа в парах. Самопроверка.

Индивидуальное чтение 4 части.

- Прочитайте последнюю часть рассказа.

- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. Работа в парах.

Самопроверка (слайд 13).

Что вы можете сказать с состоянии капалухи?

Озаглавим 4 часть (на доске).

- сидела на сучке,

целилась на гнездо,

заползла в гнездо,

глаза ее начали затмеваться дремной пленкой, была насторожена,

вся напруженасердце билось сильными толчками.

Успокоилась, но была настороже.

Почему автор написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить?

Давайте вспомним слова из другого произведения этой темы (слайд 14). Кто автор и как называется произведение?

Как вы думаете, эти слова являются главной мыслью произведения?

Он хочет научить людей любить животных. Показать, что у животных тоже могут быть чувства.

Автор хотел нас научить быть добрыми к животным.

Вам понравился рассказ Астафьева? Хотите прочитать другие его произведения? Запомните их названия (слайд 15)

с.101-103, пересказ. (на доске)

Закончите предложения. Слайд 16.

Сегодня на уроке:

У меня получилось…

Вы прекрасно поработали. Особенно активно работали …, они получают ….

Урок закончен. Большое спасибо.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.

Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.

Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.





Предположите, кто такая КАПАЛУХА и о чём может быть этот рассказ.

Предположите, кто такая КАПАЛУХА и о чём может

быть этот рассказ.





Капалуха - глухарка, птица семейства тетеревиных.

Капалуха - глухарка, птица семейства тетеревиных.

Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах.

Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах.

капалуха

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Альпийские (луга)- растущие в горах, высокогорные. Космами – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Зарождающимся – начинающим жить, существовать. Пастьба – луг, где пасут скот. Черничник – заросли черники. Озираться – оглядываться. Покоробленные леса – искривленные. Редколапые ели – редкие ветви. Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев. Ощупывать глазами – осматривать внимательно Напружены – напряжены. Закостенелые крылья – неподвижные. Дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.

Альпийские (луга)- растущие в горах, высокогорные. Космами – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. Зарождающимся – начинающим жить, существовать.

Пастьба – луг, где пасут скот.

Черничник – заросли черники.

Озираться – оглядываться.

Покоробленные леса – искривленные.

Редколапые ели – редкие ветви.

Робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев.

Ощупывать глазами – осматривать внимательно

Напружены – напряжены.

Закостенелые крылья – неподвижные.

Дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.


 Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.






Вид на гнездо (обведено) с тропы.

Вид на гнездо (обведено) с тропы.

Опустевшее гнездо.

Опустевшее гнездо.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Вороненку гнездо – родимая хатка. Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Вороненку гнездо – родимая хатка. Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

Работа по 1-й части рассказа. Вопросы: 1. Где происходило действие? 2. Что делали дети в тайге? 3. Где поднялся шум? 4. Что могло произойти. Предположи. Работа по 2-й части рассказа. Чтение про себя. Вопросы: 1. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы: 2. Почему сердце автора забилось от испуга? 3. Как выглядело гнездо? 4. Почему дети не взяли яйца?

Работа по 1-й части рассказа.

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

4. Что могло произойти. Предположи.

Работа по 2-й части рассказа.

Чтение про себя.

1. Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:

2. Почему сердце автора забилось от испуга?

3. Как выглядело гнездо?

4. Почему дети не взяли яйца?

Работа по 3-й части рассказа. Чтение вслух. Вопросы: 1. Что вас поразило, удивило в этой части? 2. Какой матерью была капалуха? 3. Кого она вам напоминает? Почему? 4. Что испытала птица? 5. Как об этом сказал автор? Работа по 4-й части рассказа. Индивидуальное чтение по вопросам: 1. Что испытывали ребята? 2. А какие глухарка? 3. Какие чувства испытали вы?

Работа по 3-й части рассказа.

Чтение вслух.

1. Что вас поразило, удивило в этой части?

2. Какой матерью была капалуха?

3. Кого она вам напоминает? Почему?

4. Что испытала птица?

5. Как об этом сказал автор?

Работа по 4-й части рассказа.

Индивидуальное чтение по вопросам:

1. Что испытывали ребята?

2. А какие глухарка?

3. Какие чувства испытали вы?

1. У черничного бугорка на просеке. 2. Гнездо! Гнездо! 3. Тревога капалухи. 4. Птица снова в гнезде. 1. 2. 3. 4.

1. У черничного бугорка на просеке.

2. Гнездо! Гнездо!

3. Тревога капалухи.

4. Птица снова в гнезде.

 -Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации в учебнике? - Найдите в тексте эти строки и прочитайте. - Какие неточности допустил художник? Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца.

-Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации в учебнике?

- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.

- Какие неточности допустил художник?

Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца.

К каким моментам произведения относятся эти выражения? Металась в стороны Крылья разброшены, мела ими Закостенели от неподвижности Пыжилась и не могла взлететь Вытянув шею Глаза не следили Целилась на гнездо Плавно слетела Заползла в гнездо Распустила крылья Замерла

К каким моментам произведения относятся эти

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная.

Заботливая, бесстрашная, смелая,

глупая, трусливая, самоотверженная.

Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.

ненависть любовь сострадание грусть

Любовь – это чувство, которое направлено на ….

Вставьте пропущенные слова: Капалуха ____ в стороне. Крылья у нее все еще _______ , и она ______ ими землю. На гнезде она сидела с ________ крыльями, прикрывала своих __________ птенцов, сохраняла для них _________ . Потому и _________ от неподвижности крылья птицы. Она ________ и не могла взлететь. Наконец _________ на ветку ели, села над ________ головами. И тут мы увидели, что ________ вплоть до шейки и на _________, пупыристой груди часто – часто _____________ кожа. Это от _________, гнева и ________ билось птичье сердце.

Вставьте пропущенные слова: Капалуха ____ в стороне. Крылья у нее все еще _______ , и она ______ ими землю. На гнезде она сидела с ________ крыльями, прикрывала своих __________ птенцов, сохраняла для них _________ . Потому и _________ от неподвижности крылья птицы. Она ________ и не могла взлететь. Наконец _________ на ветку ели, села над ________ головами. И тут мы увидели, что ________ вплоть до шейки и на _________, пупыристой груди часто – часто _____________ кожа. Это от _________, гнева и ________ билось птичье сердце.

Выберите наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному произведению. Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт. Материнская ласка конца не знает. Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет. Родную мать никем не заменишь. Мала пташка и та свое гнездо бережет.

Выберите наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному произведению.

Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Родную мать никем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .




- Какова главная мысль произведения? - Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?

- Какова главная мысль произведения?

- Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект.docx

Открытый урок по литературному чтению.

Отношение человека к природе в произведении В. П. Астафьева "Капалуха" (урок 1)

Предмет : Литературное чтение.

Цель : Познакомить с творчеством В. П. Астафьева и рассказом "Капалуха".

Создать условия для формирования навыка выразительного и осознанного чтения.

Развивать навыки смыслового чтения.

Способствовать развитию грамотной, эмоциональной речи.

Воспитывать любовь, бережное отношение и интерес к природе , зоркость по отношению к родной природе.

Формируемые УУД:

Предметные:

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественного текста с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение использовать простейшие виды анализа произведения: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Познавательные:

использование различных способов поиска информации в тексте и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с целями и задачами урока;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

3. Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

4. Регулятивные.

учиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Личностные:

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, аншлаги, рабочая карта для индивидуальной работы.

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

- Начинаем урок литературного чтения.

Чтобы урок пошёл каждому впрок-

Активно включайся в работу, дружок!

- Вспомним наши правила. (Подчёркнуты реплики, которые говорят дети.)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всем было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

II . Постановка темы и задач урока.

- Посмотрите на экран. Мы видим портреты. (На экране открыты 2 портрета (П. Бажов и Д. Мамин-Сибиряк), 1 портрет закрыт.)

- Узнали, кто это? Что объединяет этих людей? ( Они писатели, писали об Урале и Сибири, земляки).

-А вот и третий портрет. (Переворачивается закрытый портрет.)

- Знаком ли нам этот человек? (Нет.) Почему он здесь? Догадались? (Он тоже писатель. Он писал об Урале, Сибири. Он наш земляк.)

- Давайте познакомимся. Перед вами портрет Виктора Петровича Астафьева. И ваши догадки верны.

- Хотели бы вы познакомиться ближе с биографией и книгами писателя?

- Тогда назовите тему нашего урока. (В.П. Астафьев и его произведение.)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

1. Познакомиться с жизнью и творчеством В.П. Астафьева.

2. Прочитать произведение.

3. Проанализировать текст, отвечая на вопросы.

(На экране подчёркнутые слова)

- Итак, задачи поставлены, приступаем к работе.

- Перед вами рабочий лист. Моделируем обложку. Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.

III . Знакомство с биографией автора.

- Давайте познакомимся с биографией автора. В этом нам поможет рабочий лист.

- Откройте рабочий лист на 2 странице. Выполним задание по вариантам. Внимательно прочитайте текст. Подчеркните в тексте отрывок, который является ответом на вопрос, указанный в рабочей карте.

(Дан текст с биографией В.П. Астафьева. Дети читают текст и отвечают на вопросы по вариантам.

1. Когда и где родился В.П. Астафьев?

2. Что узнали о детстве писателя?

3.За что он был награждён орденом Красной Звезды?

4. Как он стал нашим земляком?

5. Как называлась первая книга писателя?

6. О чём писал В.П. Астафьев?)

Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка.

Очень рано мальчик остался без родителей. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая всё делала для того, чтобы жизнь мальчика не была тяжёлой.

В 1945 году после госпиталя вместе с семьёй поселился в городе Чусовой Пермской области. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. В 1962 году переехал с семьёй в Пермь, где прожил 7 лет.

Первая книга писателя "До будущей весны" вышла в Перми в 1953 году.

Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях.

Умер писатель на родине в городе Красноярске 29 ноября 2001 года. Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, рассказов, которые будут дарить нам радость познания окружающего мира.

- Прочитай ответ на вопрос.

- Как вы думаете, на какой вопрос был дан ответ?

(На экране находятся вопросы:

О чём писал В.П. Астафьев?

Когда и где родился В.П. Астафьев?

Как он стал нашим земляком?

Что узнали о детстве писателя?

За что он был награждён орденом Красной Звезды?

Как называлась первая книга писателя?)

- Выполнили мы первую задачу? (Нет, мы не знаем произведения, которое будем читать.)

IV . Знакомство с рассказом "Капалуха".

1. Разгадывание названия произведения.

- Разгадайте название произведения. Одинаковые буквы заменены одинаковыми цифрами.

В и 2 т о р

1 с т 1 ф ь е в

2 1 п 1 л у х 1

- Запишите название на обложке рабочего листа в нижнем прямоугольнике.

- Что за странное слово? Знакомо ли оно вам? (Нет.)

- Ответ нам сейчас подскажут, послушайте.

Звучит аиудиозапись "Глухарь".

- Кто может издавать такие звуки?

- Такие звуки издаёт капалуха - самка глухаря. (На экране фото глухарки.)

- Что вы знаете о глухарях?

- Глухарка светло-коричневая птица с пёстрыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев прямо на земле.

2. Прогнозирование содержания произведения.

- Посмотрите на иллюстрацию на стр.98 учебника. Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

- Как мы можем проверить наши предположения?

3. Повторение правил поведения в лесу. Физминутка.

Физминутка

Отправляемся мы в лес

Полный сказок и чудес. (Шагаем на месте)

НЕ ломайте, детки! (Грозим)
У деревьев ветки! (Руки вверх, машем руками)
Каждая веточка
Для дерева - деточка.

Не шумите в лесу, ребята, (Идём на цыпочках)
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину, (Уши закрываем и наклоны)
Шум не нужен никому
.

Птичьих гнёзд не разоряй! (Грозим)
И другим не позволяй!

НЕ топчи грибы ногами, (Топаем ногами)
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай , (Имитация сбора грибов)
Несъедобный - оставляй!

5. Словарная работа.

1) Чтение трудных слов по слогам, а затем слитно)

- Перед чтением прочитаем по слогам сложные для чтения слова.

По– ко – роб – лен – ны – е

Ред – ко – ла – пых ( Из каких слов получилось это слово? О чём так можно сказать?)

По – ше – ве – ли – ва – ли (От какого слова образовалось? В чём разница между словами?)

Блед – но – лист – ным (Как образовалось слово? Почему листья бледные?)

До – цве – та – ю – щим (Поменяйте приставки. Назовите синоним. Назовите антоним.)

За – кос – те – не – ли от не – под – виж – нос – ти (Что значит закостенели?)

Вы – да – вав – шим – ся (Подберите синоним)

2) Объясним значение слов.

- В тексте встретятся слова, значение которых нам надо уточнить. Я зачитаю толкование слов , а вам надо найти эти слова в нашем классе – лесу.

На стенах карточки со словами: ВАЛЕЖНИК ЗЕМЛЯНИКА

АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА ПОЛЯНКА

На стенах класса развешаны карточки со словами (есть лишние). Дети должны найти карточку с словом. Учитель зачитывает объяснение слов:

полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев

сухие сучья, деревья, упавшие на землю

взлохмаченные пряди волос

это высокогорные пастбища

На слайдах появляются иллюстрации слов.

4.Чтение с "остановками".

Подготовленные ученики читают текст с остановками частями.

1 отрывок до слов: . Я поспешил к бугорку.

- Как выглядела природа, окружающая людей? Какие слова подобрал автор, чтобы описать её?

- Как вы думаете, чем вызван этот переполох? (Задаёт читающий ученик)

2) 2 отрывок до слов: . Зачем?

- Угадали мы? Какой вопрос вы бы хотели задать тексту? (Как поступят дети?)

3) 3 отрывок до слов: . А пух - то она выщипала сама.

- Получили ответ? ( Пока точно ещё не знаем.)

- Почему у неё голый живот, нет перьев?

4) 4 отрывок до конца.

- Угадали? Кто ответил на этот вопрос?

- Как поступили люди?

5. Первичный анализ произведения.

1) - Понравилось вам произведение?

- Какие чувства возникли у вас? Менялось ли ваше настроение?

- Что за произведение мы прочитали? К какому жанру оно относится?

- Вернёмся к нашей обложке. Завершим оформление.

- Это рассказ о животных.

- Кто герои этого рассказа?

- А кто главный герой? Почему? ( Капалуха - глухарка )

2) Работа по рабочей карте.

- Давайте проследим, как менялось внутреннее состояние капалухи.

- Для этого откройте рабочую карту на 3 странице. Самостоятельная работа по вариантам. Прочитайте отрывок из текста, подчеркните слова и сочетания слов согласно заданию.

Подчеркните в тексте слова действия и выражения, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

- Зачитайте слова: металась в стороны

крылья разброшены, мела ими

закостенели от неподвижности

пыжилась и не могла взлететь

- Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? ( Показать состояние птицы. Испуг, гнев, бесстрашие.)

Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

- Зачитайте слова: вытянув шею

глаза не следили

целилась на гнездо

заползла в гнездо

- Каково теперь состояние птицы? Почему?

3) Определение главной мысли текста.

- О чём заставил задуматься этот рассказ?

- Какие чувства, присущие человеку, увидел автор в поведении птицы? (Она мать, защищает своих детей, дарит им своё тепло.)

- Какие пословицы вы бы подобрали о маме к этому тексту?

- Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете рассказа. Насколько они оправдались?

- Чему научила ребят эта встреча? Какая главная мысль? (Нужно уважительно относиться к братьям нашим меньшим)

V . Обобщение. Написание синквейна.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Правила написания синквейна.

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Мела, металась, не могла взлететь.

Животные заботятся о своих детях.

VI . Домашнее задание.

Написать письмо мальчику, которому принадлежат слова: "Возьмём. Да так." В письме выскажи своё отношение к его поступку.

VII . Рефлексия.

Прочитав рассказ, я задумался.

На уроке я узнал.

Я похвалил бы себя за .

После урока мне захотелось.

Выбранный для просмотра документ Рабочая карта к уроку.docx

Домашнее задание.

Напиши письмо мальчику, которому принадлежат слова: "Возьмём. Да так". В письме вырази своё отношение к его поступку.

А начни письмо так:

Дорогой друг! Пишет тебе _____________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми произведения В. П. Астафьева; стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала.

Задачи урока:

Образовательная: Расширить знания детей о животном мире. Совершенствовать технику чтения. Учить детей делить текст на части для пересказа. Пополнять словарный запас детей

Развивающая: Развивать умение определять и объяснять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Развивать фантазию, образное представление детей. Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения. Воспитывать умение вести диалог.

Воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, читать и воспринимать на слух произведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

познавательные: Учащиеся должны уметь читать произведения в слух, владеть приемами выразительного чтения.

регулятивные: Стимулировать поисковую деятельность обучающихся; создать условия для систематизации изучаемого материала;

коммуникативные: формировать умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать и слышать других.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: способность формированию позиции хорошего ученика.

Средства обучения: учебник, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2 часть, презентация, компьютер, видеопроектор.

1. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Кристина Михайловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.(Приветствуют учителя)

- Сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы должны объяснить как вы их понимаете.(Объясняют пословицу)

- Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

2. Актуализация знаний

Речевая разминка

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

-Вороненку гнездо – родимая хата.

-Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил. (слайд 1)

-Прочитайте орфографически, шепотом, громко)

Проверка домашнего задания

-Что было задано на дом?

Беседа о правилах поведения в лесу.

-Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

- Можете ли вы предположить, о ком пойдёт речь в рассказе?

Словарная работа

- Прочитайте по слогам, затем плавно.

( Слайд 2,3 )

За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

-Объясните значение слов.

Просека.(Слайд 4)

Валежник (Слайд 5)

Космы(прост.) (Слайд 6)

Работа по карточкам в парах

-Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать.

Рассказ об авторе ( Слайд 7,8)

Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ.

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.

- Узнайте, какое слово здесь написано.

( Слайд 9)

ьУЛхарГ

Рассказ учителя о глухаре.

-Ребята, а что вы знаете о глухаре?

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище - вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями и ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь – петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

Физминутка

3. Первичный синтез.

Чтение рассказа детьми. (Слайд 10)

- Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

- Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

- Не вспомнился ли вам другой рассказ?

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

-Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

Итог урока

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

-Что вам захотелось сделать после урока?

Д.З. ( Слайд 11) Подготовить пересказ от имени глухарки.

Читайте также: