Простое и сложное предложение конспект урока 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

3. Работа по теме урока.

1) Повторение.

А теперь переходим к основной теме сегодняшнего урока, записываем её в тетрадь.

- Докажите, что наша сегодняшняя тема связана с синтаксисом и пунктуацией.

Тема эта рассчитана на несколько уроков.

- Объясните, пожалуйста, почему? (Что может подсказать знание разрядов союзов?)

Сегодня будем говорить об употреблении только сочинительных союзов.

- Чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных?

- На какие группы делятся сочинительные союзы? Для чего это также необходимо знать?

Посмотрите на доску и вспомните, когда перед союзом ставится запятая, когда – нет. Расшифруйте и озвучьте данные схемы; если нужно – поставьте запятые.

[ O а O] [ O и O]
[не только O но и O] [O или O]
[O и O и O] [ ни то ни сё]
[ то O то O]
[ O да и O]

2) Закрепление практических навыков постановки запятой.

Графический диктант. (выполняется на зачетном листе. см. Приложение 1)

  1. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  2. Я люблю как зиму, так и лето.
  3. Он очень долго говорил с ней то громко, то тихо, то печально, то весело.
  4. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с клейкими листочками.
  5. Книги лежали не только на столе, но и на подоконнике.
  6. В тайге растут сосна, и ель, и пихта, и кедр, и лиственница.
  7. Будь вежлив со старшими и со сверстниками.

Решить тест (на зачётном листе).

4. Союз И.

Всё это вы уже знали, мы только повторили, а теперь обратимся к одному из сочинительных союзов (какому?).

Рассмотрите запись и расшифруйте её:

1) И 2) ,И 3) И, 4) ,И,

(Учитель показывает записи на карточках).

Практическая работа по употреблению союза И.

1) Работа у доски. Расставить знаки препинания.

  1. Дети бегали и по лужайке и по тропинкам и купались и в озере и в речке.
  2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
  3. Орлы подолгу парят в воздухе описывая круги и незаметно теряя высоту плавно снижаются.
  4. Я люблю читать и увлёкшись сюжетом нередко забываю обо всём.
  5. Мои друзья книги и для меня это всегда самый дорогой подарок.

2) Работа с учебником.

  1. Упражнение 333. Анализируется устно, записываются только схемы.
  2. Упражнение 334. Выполняется по заданию учебника с комментарием.

5. Подведение итога уроку.

Д./з. Дописать упражнение 334, повторить расстановку знаков препинания при однородных членах предложения (схемы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Упр. 16, прочитать сначала глагольные, а затем именные словосочетания.

2. Упр. 18, назвать те сочетания слов, которые словосочетаниями не являются.

3. Синтаксическая пятиминутка

Измените предложение, записанное на доске таким образом, чтобы слова лексически сочетались. Выписать из предложения все словосочетания и сделать разбор двух словосочетаний.

Девочка быстро видела высокое платье, которое отчетливо сохло на узком дереве.

Девочка отчетливо видела узкое платье, которое быстро сохло на высоком дереве.

III. Формирование умений и навыков.

1. Чтение теоретического материала на стр.9-10 учебника.

2. Составление вопросов по прочитанному материалу с последующей взаимопроверкой.

3. Чтение грамматической сказки

Предложение не может жить без основы. Оно худеет и растворяется в словах. Основа же вполне обходится без посторонних – второстепенных членов предложения, только скучает немного в одиночестве. И все-таки слухи об одиночестве основы сильно преувеличены: подлежащее и сказуемое – дружная семья. Очень редко встречаются несчастливые браки, в которых есть только один глава семьи, то есть один главный член предложения.

- О каких предложениях идет речь в этой сказке?

IV. Формирование новых понятий и способов действий.

1. На доске записано стихотворение, учитель или ученик выразительно читает стихотворение.

Лес. Поляна. Поз…ний час.

Вот уже к…стер погас.

Плещ…т ч…рная река.

Нет на ней ни огонька.

Травы спят. Д…ревья спят.

Звери спят и птицы.

Спит отряд, сопит отряд.

Только мне не спит…ся.

Можем, мама в тишине

Вспом…нает обо мне?

– Найдите в тексте стихотворения односоставные и двусоставные предложения. Выпишите их.

- Назовите распространенные и нераспространенные предложения.

- Найдите простое и сложное предложение. Выпишите их.

- Обратите внимание на сложное предложение – союзное оно или бессоюзное?

- Чем отличается простое предложение от сложного?

2. Упр.24

Выписать слова с пропущенными буквами и объяснить их написание.

Проанализировать по схеме первое и последнее предложение.

3. Чтение теоретического материала учебника на стр. 11-12.

- Каким по цели высказывания является последнее предложение стихотворения?

4. Словарная работа

Грезысветлая мечта, а также призрачное видение, сновидение.

Под впечатлением прочитанной книги девочка погрузилась в мир сладких грез.

Дайте характеристику предложения.

Задание по вариантам:

1 вариант – перестроить простое предложение в сложносочиненное предложение; составить схему предложения.

2 вариант – в сложноподчиненное предложение, составить схему предложения.

1 вариант. Под впечатлением прочитанной книг девочка погрузилась в мир сладких грез, и во сне прекрасный принц подарил ей волшебный цветок.

2 вариант. Под впечатлением прочитанной книги девочка погрузилась в мир сладких грез, потому что она очень любила мечтать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 7классе.

Тема урока: Простые и сложные предложения.

Цель: закрепить навыки отличия простого предложения от сложного. Закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения, пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение пройденного материала, выразительное чтение, беседа по вопросам, графи ческое оформление орфограмм, подготовленный диктант.

Создание коллаборативной среды на уроке.

Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

I . Орфографическая разминка

- Приведите примеры орфограмм (лучшие примеры записы ваем),графически выделяем орфограмму.

проверяемые безударные гласные в корне слова (кошачий- кошка и т.д

непроверяемые гласные и согласные (мороз, вокзал, береза);

проверяемые согласные в корне слова (косьба-косить, варежка - варежек, пирожка- порожочек);

непроизносимые согласные в корне слова (чувство, лестница, поздно - опоздать, лестно - лесть; но участвовать - часть).

II . Устная работа. (Работа в группах)

Первая группа – привести по 3 примера простых предложений. Сделать синтаксический разбор предложений

2 группа – 3 примера сложных предложений.

В каждой группе есть эксперт, который следит за правильным ответом соперников и следит, какая же из групп даст полный анализ всех своих предложений

Вопросы учителя (Дать полный ответ)

-Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного?

-Что такое бессоюзное предложение?

-Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

Приведите примеры на каждый вопрос учителя .

Составить кластер по своей теме

Разбор предложений (на доске), построение схем, объяснения орфограмм:

Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Что ты, осень, рано в гости к нам пришла? Воздух обжигает лицо легким морозом, и трава седеет от первого утренника.

1 . Беседа по вопросам (с. 6 учебника).

Предложения в русском языке завершают знаки .Какие? Назовите. Обоснуйте свой ответ.

Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения могут стоять одновременно, если предложение по цели высказыва ния вопросительное, а по интонации - восклицательное:

(Обратим внимание учеников на порядок знаков.)

Когда запятая ставится между однородными членами не ставится?

2. Работа с текстом учебника . Выполнение упражнений.
Упражнение 10: устно.

комментированное письмо .6-8 предложе ния записываем на доске под диктовку учащегося, Даем полную характеристику предложениям

Индивидуальная работа для каждого учащегося.Написание диктанта.

Ржан. ое поле

Ржан. ое поле.. Чудесное и волнующее зрелище. Подует ветер и колос. я тихо зашелестят (не) ведомо о чем. Кажет. ся набежавший ветер тронул струны ржан. ых стеблей и зазвучала дивная музыка поля.

Задания к тексту

Сверху над словами написать части речи. Сделать синтаксический разбор предложений.

Взаимопроверка соседа по парте.

Рефлексия. Учителем раздаются листы

(самооценка совместной работы)

В ходе моего участия на уроке я.

Ждал помощи от участников группы, соседа по парте

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Условные обозначения

Домашнее задание.

Из учебника литературы выписать по пять предложений простых и сложных (2 союзных, 3 бессоюзных). Сделать синтаксический разбор. Дать каждому предложению характеристику.

Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_7v_klass.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

2 урок в теме (закрепление изученного материала)

Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.

Организационный этап. Запись числа и классной работы.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Сбегают с подоблачных скал.

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала —

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

… Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал. (Видеоряд, музыка) Стихотворение читает учитель

Домны, мартены (слайд)

Какова тема данного стихотворения (о чем оно?) – любовь к Уралу, к Родине.

Главная мысль : лирический герой показывает/демонстрирует любовь к России и к своей малой Родине через любование природой и уральскими людьми. (7 минут)

  1. Определите, формы какой части речи перед вам? Какие это формы?
  2. Какой разбор мы должны выполнить? (морфемный и словообразовательный)
  3. Искусство. (Составьте и запишите простое предложение о своей малой родине). (4 минуты)

Перед вами – текст стихотворения, в нем есть выделенные предложения. Сколько в них грамматических основ? Как называются такие предложения? С помощью чего простые предложения в составе сложных соединяются? А чем разделяются? (3 минуты)

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока. (2 минуты)

Сочинительный союз 1 вариант (приседает)

Подчинительный союз 2 вариант (потягивается)

А, НО , ЧТО, И, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО.

ИЛИ, ЧТОБЫ, КАК , ОДНАКО. ( 3 минуты)

Основной этап урока. Выработка навыка постановки запятой в СП, выработка умения составления схем ССП и ССП.

Прочитайте стихотворения о малой Родине Черкасовой Галины Михайловны.

Выпишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. (7 минут)

Черкасова Галина Михайловна, с. Миасское

По ягоды. Макаро́ва дорожка

Еще не нагрелась дорога лесная:
Пока от июльской жары отдыхает.
Запуталось солнце в косичках березы,
Росинки блестят на былинках, как слёзы.
А голову кружит лесной аромат,
Цветы и травинки проснуться спешат.
В тени еще даже зябко немножко, и
Нас дальше зовёт Макаро́ва дорожка!
Когда до поляны клубничной дойдем,
Согреется все июльским теплом.
Наполнив клубникою спелой лукошко,
Под тенью берез отдохнем.
Знакомой уже Макаро́вой дорожкой,
Уставшие к дому пойдем.

По ночам мне часто снится
Заповедный уголок,
Его Марьиной квасни́цей
Кто-то издавна нарёк.
На глухой лесной дороге
Есть овражек небольшой.
Разлила квасок там Марья,
Что везла косцам с собой.
Даже в зной в тени оврага
Всегда можно отдохнуть.
Будто квас, испив прохладу,
Дальше свой продолжить путь.

Самостоятельная работа (5 минут).

Расставьте недостающие знаки препинания, союз заключите в овал, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.

  1. Черствеет душа когда долго живёшь не дома.
  2. Любовь к Родине нам прививают с детства и это чувство остается с нами на всю жизнь.
  3. Если нет у тебя Родины нет и матери.

Вывод по теме: между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая. (2 минуты)

Домашнее задание: упр 367 (составить предложения по схемам о малой Родине). (1 минута)

Рефлексия. (5 минут)

Задание на выбор:

  1. Задание: напишите, как вы относитесь к своей малой Родине и почему? Используйте в своем рассуждении ССП и СПП.
  2. Задание: выполните задание на карточке. ( Подчеркните грамматические основы, возьмите в овал союзы, начертите схемы: 1. Мы не выбираем, где родиться. 2. Я рад(а), что родился (ась) в России. 3. Я люблю Урал и считаю, что здесь есть красивая природа, хорошие люди.)

Озвучивание (1 минута)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"

полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий.


Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простое осложненное предложение"

Данный урок по теме "Простое осложненное предложение" проводится в 7 классе в ходе изучения раздела "Синтаксис" (учебник 7 класса, авторы: С.И.львова, В.В.Львов ФГОС). Обучающиеся повторяют сведения о.

Урок - игра русскому языку в 7 классе на тему "Запятая в сложном предложении"

Данный урок преследует цели:Обучающие- формировать умение постановки запятой в сложном предложении;- повторить знаки препинания между однородными членами предложения;- продолжить работу по овладению у.


Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему.


Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения" (с презентацией)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит презентацию, карточки для рефлексии, материал для работы с текстом.

Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме "Понятие об односоставных предложениях".

Читайте также: