Развитие артикуляционного аппарата конспект

Обновлено: 05.07.2024

Конспект мастер-класса

Цель мастер-класса : передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;

-обучение управлению органами артикуляции;

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Ход мастер-класса :

1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

2. Основная часть.

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому заботиться о правильности речи ребенка нужно, как можно раньше. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи –язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе, называется артикуляционной гимнастикой.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Принцип отбора артикуляционных упражнений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

• Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

• Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

• Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

• Показывает выполнение упражнения.

Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Виды артикуляционных упражнений :

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течение 3 - 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 - 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Предлагаем вашему вниманию игры и стихи для развития речи у малышей, а также логопедические зарядки для языка и артикуляционную гимнастику в стихах.

Что это? Кто это?

В эту несложную игру можно играть с самыми маленькими детками. Возможно также усложнить правила для более старших.

Суть игры в том, что один пытается объяснить загаданное слово характерными для него звуками. Другому необходимо как можно быстрее отгадать слово (или придумать как можно больше слов, подходящих к данному звуку).

молоток, дятел, каблучок - тук-тук

жук, пчела, электробритва - ж-ж-ж

Левая рука – рыбка, правая – рак (можно изготовить пальчиковые куклы или распечатать изображения для наглядности).

Рыбка в ручейке жила,

В речку к раку приплыла:

Расскажи, дружище рак,

Как в реке живешь ты так –

Утром рано просыпаясь,

Ты встаешь не умываясь?

Отвечает рыбке рак:

Я немытым жить мастак!

Садимся на подушки, разложенные в ряд на полу или кровати, пропевая:

Три трубы и сто колес,

Три трубы и сто колес,

Он вагончики повез!

Паровоз кричит: «Ту-ту-у-у!

Я уеду в Алма-Ату!

Я вас мигом прокачу!

Тук-тук-тук стучат колеса,

Будто капельки дождя,

Паровозик же, без спроса

Уезжает от меня (ребёнок убегает, воспитатель ловит – или наоборот)

Квака любит улыбаться.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

А глаза у них, как блюдца.

Мои губы – трубочка –

превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Используются сказки С. Кремневой, А. Константиновой, А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Занимательный материал к артикуляционным упражнениям

Сказка о Весёлом Язычке

Демонстрация наблюдающими упражнений статистических и динамических.

3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности педагогов по данной теме, обмен мнениями присутствующих.

Артикуляционная гимнастика — как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников. Гипотеза: Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют как для воспитателей детских садов,.

Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста при коррекции звукопроизношения сигматизмов Приятное общение со сверстниками, родителями, друзьями, наставниками и просто знакомыми людьми обеспечивается правильной и красивой речью.

Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата.

Тема: Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.

Цель: Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, нёбом и с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к углам рта).

Однажды захотелось Весёлому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло. В домике у Весёлого язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык.) Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую. Наш Язычок очень весёлый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок — это нёбо. Просит погладить нёбо языком.) На следующий день Язычок решил ещё раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и, почувствовав, что стало холоднее, ушёл в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. Вот и вся сказка про Весёлого язычка.

Воспитатель просит детей показать, как открывались и закрывались дверки домика, как спал Язычок, как он смотрел влево, вправо, вверх, вниз.

Методические указания: Во время занятия обращать внимание на каждого ребёнка, проверять, как он выполняет упражнения.

Развитие речевого дыхания

Тема: Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Цель: Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

Предшествующая работа: У детей отрабатывался длительный ротовой выдох.

Подготовительная работа: Воспитатель заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1—1,5 см, прикрепляет к ним наклейки с именами детей.

Методические указания: Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Развитие речевого слуха

Тема: Развитие умения различать высоту голоса.

Цель: Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.

Предшествующая работа: Проводилась работа по развитию высоты голоса.

Каждый ребёнок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания: Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата

В плане собраны скороговорки и чистоговорки для работы с детьми второй младшей группы, которые можно использовать вне занятий и как индивидуальную работу по развитию звуковой культуры речи.


Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Эти упражнения могут быть использованы как воспитателями так и логопедами в работе с детьми с проблемами произношения.


Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата

речевые упражнения подобраны с учетом возраста детей и уровня подготовленности. Могут быть использованы воспитателями как индивидуальная работа с детьми имеющими проблемы с произношением.


Шуточные упражнения на развитие артикуляционного аппарата

Шуточная артикуляционная гимнастика.


Игры для развития артикуляционного аппарата

консультация для родителей.


Перспективный план работы для развития артикуляционного аппарата в 1 младшей группе

Скороговорки и чистоговорки для работы с детьми, которые можно использовать как индивидуальную работу по развитию звуковой культуры речи. .


Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данно.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Гимнастика состоит из:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.
  • Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Комплекс упражнений для языка

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:


Комплекс упражнений для губ

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

Для развития мышц щек

Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:

Для мышц мягкого нёба и глотки

Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:


Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Проводить гимнастику в силу возрастных особенностей малыша и привязанности к маме лучше в домашних условиях. Упражнения для детей 2-3 лет легки в воспроизведении, превращают занятия в игровую деятельность. Ребенок будет увлечённо выполнять действия, если подключить к процессу тренировки артикуляции музыку, актерское мастерство родителя, детские стихи и потешки.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи. В возрасте 2 лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится воспроизводить новые звуки, слова. Двух- или трехлетний кроха не может произносить правильно некоторые звуки (р, л, щ, ш), что является нормой. Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

  • усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
  • тренировать четкость произношения звуков;
  • развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
  • подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
  • обогатить словарный запас детей и кругозор.

Если малыш не умеет говорить в 2 года, артикуляционные занятия в игровой форме необходимы ему для стимулирования говорения. К трем годам кроха должен овладеть словарным запасом до 700-1000 слов.

Правила проведения гимнастики

Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.

Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно.
  2. Малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет.
  3. Каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
  4. Средняя продолжительность речевой гимнастики 15 минут.
  5. Проводить занятия нужно через полтора часа после еды или до приема пищи.
  6. Удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается.
  7. Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
  8. Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.
  9. Если малыш устал, нужно делать перерыв, смену деятельности. Можно рассказать ему стих, потанцевать, поиграть пальчиками.
  10. Обязательно включать в комплекс упражнения на развитие слуха, дыхания, голоса. С них, как правило, начинаются занятия.

Артикуляционная разминка

Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.

Дыхательные упражнения

Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:

Гимнастика

Чтобы малышу было интересно, нужно включать каждый день новые задания в комплекс. Сегодня можно подобрать множество интересных игр и стихотворных заданий на развитие речевого аппарата. Идеальный вариант: распределить упражнения на неделю, ежедневно показывая новые. Со следующей недели снова повторить комплекс. Ниже приведен пример самых популярных упражнений для детей 2-3 лет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

отдел художественной направленности

Конспект открытого занятия

Составила: Елхова

Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

Педагог: Елхова Ольга Александровна

Дата проведения: 4 марта, 2017г.

Тема урока: Артикуляционный аппарат, дикция.

Цель урока: Улучшение работы, гибкости и подвижности артикуляционного аппарата путём упражнений.

Задачи урока:

- ознакомление с новым видом работы, как одним из способов творческой деятельности учащихся.

-обучение правильной и согласованной работы артикуляционных органов что создает отчетливую, хорошую дикцию.

- обучить сознательно активизировать работу артикуляционных органов,
добиваясь при этом четкой дикции, как гласных, так и согласных звуков .

- Развитие творческих способностей учащихся , развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата.

- воспитание творческой инициативы, воспитания сознательного подхода к обучению;

-повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- формирование музыкальной культуры.

1. Организационный момент:

-подготовка рабочего места

-объявление темы, цели и задач урока.

2. Дыхательные упражнения, укрепление певческого дыхания.

Упражнения для наработки навыков дыхания:

1 .Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и
глубоко вдохнуть, при этом не поднимать плечи. Диафрагма опущена. Отпустить
живот, делая выдох. Вдох сделать легкий через чуть приоткрытый рот, при этом
воздух автоматически проходит и через нос. Повторить четыре раза.

2.Исходное положение то же. Сделать короткий вдох. Задержать дыхание.
Отпустить живот, делая выдох. При освоении навыка удлинять задержку

дыхания, считая до десяти. Повторять четыре раза.

Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию:

1.Короткий вдох, наполняющий все легкие. Активный выдох, сильными
рывками с произношением слога пфу. Повторить четыре раза, выталкивая воздух
животом. После каждого пфу сделать небольшую паузу.

2.Вдохнуть быстро, наполняя все легкие. Выдох через рот узкой струей.
Выдохнуть, плавно опускай грудь, сжимая ребра и одновременно подавая воздух животом. Повторить четыре-восемь раз. Упражнение укрепляет выдыхательные мышцы.

З.Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из
узкого горлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель губ. В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу вверх. Выдох рывками, произнося фу-фу-фу, каждый раз, резко подавая воздух животом.

5.Упражнение то же самое, только счет увеличивается (три, семь, десять).

3.Основная часть.

Артикуляционный аппарат, дикция.

Навык артикуляции включает в себя :

1 )отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

2)умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет
специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;

3)умение максимально растягивать гласные и коротко произносить
согласные звуки в пределах возможности ритма исполняемой мелодии.

4)умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

Без звуковые упражнения подготавливают артикуляционный аппарат к
более четкой работе, делают его более подвижным, сильным, улучшают тонус мышц и благоприятствуют свободе мимической мускулатуры лица, рта, а также нижней челюсти, шеи.

Артикуляционная гимнастика с использованием упражнений В.В.Емельянова .

Упражнение 1.Открыть рот вертикально, подержать в таком положении
немного, закрыть рот, проделать это четыре раза. Упражнение укрепляет,
суставы, жевательные мышцы.

Упражнение 2. Открыть рот, затем рукой, сжатой в кулак, надавить на
нижнюю челюсть снизу, стараясь как бы закрыть рот, и в то же время
сопротивляясь, держать его открытым. Делать это движение сопротивлением, считая от пяти до десяти. Потом рот закрыть и повторить еще четыре-шесть раз.

Упражнение 3. Повороты челюсти вправо, влево, вперед, назад. Делать как
с закрытым ртом, так и с открытым, поочередно повторяя четыре раза.

Упражнение 4. Проделать несколько раз нижней челюстью и лицевыми
мышцами жевательные движения. Жевать, широко открывая рот. Так же жевать с закрытым ртом. Эти упражнения тренируют нижнюю челюсть и делают ее более свободной и подвижной. Полезно упражняться на слогах да-да-да, ля-ля-ля.

Упражнение 5.Надуть одну щеку, надуть другую, затем вместе надуть и
втянуть обе щеки. Упражнение укрепляет и тонизирует щечные мышцы.

Упражнение 7.Покусывание зубами языка. Начиная с кончика и до его
отказа. Повторить четыре раза.

Упражнение 8.Покусывание языка попеременно правыми и левыми
боковыми зубами, как бы жуя его.

Упражнение 9.Сделать языком круговое движение между губами и зубами,
с закрытым ртом, как бы очищая зубы. То же в противоположном направлении.

Упражнение 10.Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в
правую щеку, в левую щеку. Пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Упражнение 11 .пощелкайте языком, изменяя форму рта (цокот копыт).
Упражнение 12.Покусывание нижней и верхней губы.

Упражнение 13.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив, десна и придав
лицу обиженное выражение.

Упражнение 14.Приподнять верхнюю губу, обнажив, десна и придав лицу
подобие улыбки.

Упражнение 15.Пройти по всему лицу от корней волос на лбу, до шеи,
пальцами, круговым разминающем массажем. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

Упражнение 16.Пройти по всему лицу поколачивающим массажем
кончиками пальцев.

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта,
необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

Начинать дикционные упражнения надо на середине диапазона, на
наиболее легко и правильно звучащих тонах диапазона, с наиболее верно
звучащего гласного звука.

Общие принципы работы над дикцией в слогах :

Для начала согласную надо выбирать индивидуально по тому же принципу
благоприятного влияния на гласный звук. Постепенно надо проработать все
гласные и все согласные в самых различных сочетаниях. Все упражнения
начинать медленно. Когда получится хорошо в медленном темпе, следует
ускорить темп, но не в ущерб дикции. Каждое сочетание слогов произносить
несколько раз с перерывами, не доходя до утомления. При быстром темпе надо их говорить и петь на одном дыхании.

Фонетические упражнения.
1.Дудо, дудода, дудодаде, дудодадеди.
2.Луло, лулола, лулолале, лулолалели.
3. Дру-дро-дра-дре-дри.
4.Бру-бро-бра-бре-бри.
5.Гру-гро-гра-гре-гри и т. п.

Для выработки дикционной четкости весьма полезны различные
скороговорки, а так же быстрое проговаривание по нескольку раз отдельных
слов, имеющих полезное звукосочетания:

У вдовы в дому дым.

У доярки платье ярко.

На дворе - трава, на траве - дрова.

Два щенка щека к щеке щетку щиплют в уголке.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

От топота копыт пыль по полю летит Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Веники помелики по печи волялися, с печи оборвалися.

Шит колпак не по колпаковски, надо его переколпаковать.
Ты сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи.
Сшил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи просто
покачались в гамаке.

4.Вокальные упражнения:

Использование упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков способствующие развитию силы звука, расширению диапазона,четкой артикуляции, дикции.

- Упражнение с закрытым ртом

- Упражнение на звук у –у -у

- Упражнение на звук р –р –р и др.

- Упражнение на дикцию: Ма –мэ –ми –мо- му

Да –дэ –ди –до- ду и т.п.

5.Закрепление материала:

Читайте также: