Конспект урока по природоведению осень

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока : Осень. Признаки осени.

Класс : 1 разновозрастная группа СИПР (на дому)

Учитель: Сауляк В. Н.

Тип урока : урок новых знаний с использованием ИКТ.

Цель: Обобщить знания об изменениях в природе осенью.

Образовательные: повторение ранее изученного материала об осени;

Коррекционно-развивающие: формирование умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов, и отражение их в речи; коррекция недостатков познавательной деятельности;

Воспитательные: воспитание эмоциональной адекватности отношения к окружающему миру. Развивать интерес к познанию природы родного края, творческое воображение, умение взаимодействовать.

Оборудование: карточки с пословицами и поговорками об осени, картины с изображением природы, планшет, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня 4 сентября.

Урок начинаем-знания вливаем.

За парту сажусь- хорошо учусь!

На доску вывешивается план урока карточками СЕЙЧАС ПОТОМ

-Посмотри за окно, какая погода сегодня? (выбор соответствующей карточки)

Прослушай о чем стих.

Птицы к югу потянулись,

Значит, что же на дворе?

Рано утром мы увидим

Белый иней на траве.

Сбросили деревья листья.

Словно в зеркале холодном,

Отражает облака. Слайд 1 Слайд 2

– Какому времени года посвящены эти строки? Слайд 4

– Почему ты так решила?

– Какова, по-твоему, будет тема сегодняшнего урока?

– Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени.

2. Повторение и обобщение знаний.

-Повтори за мной скороговорки слайд 3

-Какое сейчас время года? Давай повторим месяца осени. Слайд 5

-Посчитай, сколько их? А какой сейчас месяц?

-Возьмем карточки времен года. Назови времена года, которые ты знаешь.

-Выбери только осень? (4 карточки) Слайд 6

3. Актуализация знаний.

-Чтоб ты знала какие изменения нас ждут осенью, давай поговорим об этом.

-Как люди одеваются? Карточки предложены.

-Как меняется природа?

-Что с солнышком?

3. Формирование новых знаний

Учитель рассказывает по слайду 7

- Помогите закончить предложения.

— Летом солнце яркое, а осенью.

— Летом небо светлое, а.

— Летом день длинный, а.

— Летом тучки ходят высоко, а.

— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а.

— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а.

— Летом люди одеваются легко, а.

Физкультминутка Слайд 8

Какие плоды осенью созревают на деревьях? Слайд 9

Много деревьев, до осень, на ветках имеют плоды. Съедобные и не съедобные.

Все лето они росли на солнце и тепле. А осенью человек собирает их или дерево их сбрасывает.

Почему деревья осенью сбрасывают листву. Слайд 10

Становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т. е. листьям не хватает воды.

Дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике

Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся.

Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.

Деревья засыпают до весны.

Нарисуем осеннее дерево и разукрасим его листья пластилином, вот так Слайд 11

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что мы изучали сегодня уроке?

-Какое время года?

-Что интересного узнали?

-Как меняется осенью природа и деревья?

-Как люди одеваются, чтоб не замерзнуть?

-Какие осенние признаки мы повторили?

-Какие подарки приносит осень людям?

5. Домашнее задание.

Доделать пластилиновое дерево.

С. 16- 20 совместное повторение и работа по иллютрациям.

Прикреплённые файлы:

Цели урока: Создать условия для ознакомления с понятием осень.

Закрепить представления о характерных признаках осени.

Образовательные:

- расширять знания об изменениях природы с приходом осени, повторить приметы осени.

- закрепить элементарные представления о приметах осени;

- уточнение понятий сентябрь, октябрь, ноябрь

- уточнение понятий овощи, фрукты, их значение для человека

Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:

-обогащение и активизация словарного запаса;

-способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей

-воспитывать уважение к труду на земле

-воспитывать позитивное отношение друг к другу, умение работать в коллективе

- способствовать формированию положительной мотивации учения

-развитие мелкой и общей моторики;

-развитие умения входить в контакт, вести диалог;

Воспитательные задачи:

- воспитывать в детях ценность здорового образа жизни.

- создать положительный эмоциональный фон;
- воспитывать любовь к природе;

-воспитывать индивидуальность, самостоятельность и инициативность, внимательность, организованность;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран , компьютерная презентация с пейзажами и сюжетами осени.

Использование ИКТ: демонстрационная презентация

Организационный момент:

Прозвенел уже звонок -

Сядем правильно сейчас,

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Актуализация ранее усвоенных знаний

Вводная беседа

Учитель подходит с детьми к окну, читает стихотворение А. Фета.

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Сегодня мы поговорим об осени и побудем в гостях у этого времени года. Готовы?! Чтобы узнать о каком, отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек

А кто знает после какого времени года наступает осень.

Правильно, после лета.

Артикуляционная гимнастика

Основная часть

Формирование новых знаний и умений

Открытие нового знания

Учитель: А вы знаете, как называются осенние месяцы?

Третий осенний месяц- ноябрь -последний месяц осени.

_ Ребята, а какая погода осенью?(Холодная, пасмурная, дождливая, солнце прячется за тучами.

- Ребята , рассмотрите картинку ( слайд 1).Что вы на ней видите? Когда это бывает? Что вы знаете про осень? Какого цвета осень?( жёлтого). Какие изменения в природе происходят осенью?( Похолодание, дожди, листопад и тд.) Что в это время делают люди?( собирают урожай). Как одеваются? Как ведут себя животные, птицы?( готовятся к спячке, запасают корм), (улетают в тёплые страны).

4. Первичное закрепление

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загарают, купаются,носят легкую одежду

- Под ногами шуршат сухие разноцветные листья

- Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов

- Дикие животные не делают запасы корма

Физкультминутка

Ветер по лесу лета,
ветер листики считал
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку

Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Опускают руки, приседают.

- Осень перекрасила листья и разбросала их. Давайте их соберем. Разделимся на две команды. Одна будет собирать желтые листья, другая – красные.

Учащиеся собирают листья и отдают их педагогу

- Молодцы. Помогли собрать все листья.

♫ Звучит музыка дождя.

- Послушайте, что это? (это капает дождь)

- Как капает дождь, давайте покажем.

Капля раз, капля два, Дети по раскрытой ладони стучат другой

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом, Стучат все быстрей

Все бегом, бегом, бегом. Стучат и топают ногами.

Мы зонты свои раскрыли, Поднимают руки вверх

От дождя себя укрыли. Изображают зонтики.

- Вот какая погода осенью – то солнце светит, то дождик капает.

Давайте поиграем в игру. Вот у нас есть зонтик. Пока звучит музыка – значит светит солнышко и мы гуляем. Как только музыка прекращается, значит пошел дождик и мы должны спрятаться под зонтик.

Где растут овощи? Слайд 2 (на огороде). Где растут Фрукты? Слайд 3 ( В саду).

Самостоятельная работа

Работа с трафаретами

Далее работа с трафаретами (овощи, фрукты,) в тетради: Обведите по внутреннему контуру предмет и раскрасьте его цветными карандашами

Итоговая беседа. Рефлексия

Итог урока: Все старались, не ленились

И чему-то научились….

-Что вы узнали для себя новое?

-Какие задания понравились больше всего?

-Что показалось трудным?

- Вы все хорошо работали на уроке и за это осень хочет угостить вас своими дарами - вкусными, сочными яблоками.

t1633258825aa.jpg
t1633258825ab.jpg

t1633258825ac.jpg
t1633258825ad.jpg

t1633258825ae.jpg

Евгения Александровна Денисова

Продолжительность - 40 минут

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности(опрос учащихся, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия. физкультминутка, артикуляционная гимнастика) .

Для реализации поставленных задач были использованы группы методов :

- наглядные (рассматривание иллюстраций: осеннего леса , явлений природы осенью: листопад, дождь, деятельность и одежда людей, животные и птицы осенью)

- практические (работа с трафаретами) целенаправленное действие с дид. материалом

Планируемый результат предполагал, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; проявление любознательности; способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Мотивация и интерес к познавательной активности достигались путем эмоционального вхождения в тему, занимательным содержанием, использованием художественного слова, созданием игровой ситуации.

Аппарат для оценивания представлен :

- положительной оценкой педагога деятельности учеников;

Задания : игровые упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий были направлены на развитие мелкой моторики, памяти, мышления, слухового восприятия

Задания дети выполняли с удовольствием. Вопросы учителя не вызвали затруднения у детей

Решение задач было направлено на уточнение знаний детей о многообразии природных явлений, установлении простейших связей между ними, на закрепление представлений о сезонных изменениях в природе. С этим заданием дети справились.

Индивидуальный и дифференцированный подход проявлялся в подборе дидактических упражнений по уровню знаний детей, оказании затрудняющимся детям помощи при выполнении заданий в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа.

Таким образом, содержание образовательной деятельности , использованные методы и приемы , средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности позволило обеспечить допустимую активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению ее результативности и успешному решению поставленных задач.

Считаю, что цель непосредственно образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Открытый урок по природоведению

для 5 класса

Разработала учитель биологии:

Гришунина Ж.В.

2018г.

Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе и деятельность человека осенью.

1. Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре, а также события в жизни людей осенью.

2. Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин.

3. Умение наблюдать за природой, развивать умения анализировать, делать выводы, находить ответы в тексте учебника (работать с текстовой информацией).

4. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации картин.

Ход урока.

Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся на урок.

Проверка Д\З

- Охарактеризуйте погоду за вчерашний день т.е 21 октября.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы подскажете, о чём это я -

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет. О чём это? (времена года)

1 - Слайд:

Перечислите времена года.

Сколько месяцев длится каждое время года?

Какова причина смены времён года? (движение земли вокруг Солнца и изменением нагрева земной поверхности).

В разное время года Солнце освещает и нагревает нашу планету по-разному.

ИТОГ Д\З

- Отгадайте, о каком времени года идёт речь:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

2- Слайд: Это время года осенью зовется!

- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, какие изменения происходят в природе с её приходом. Какие работы человек осуществляет осенью в саду и огороде.

3. Работа по теме урока.

– Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.

3 - 5 - Слайд: Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.

6 - Слайд: - По календарю (ранняя) осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних каникул пришли на линейку в школу.

Примета сентября: - В лесу много рябины - осень будет дождливой.

- Ребята, А, вы приметы знаете, назовите.

– Как мы понимаем, что осень пришла?

8 - Слайд: - Я начинаю, а вы заканчиваете:

Летом солнце яркое, а осенью …(бледное)

Летом небо светлое, а …(хмурое)

Летом тучки ходят высоко, а …(низко)

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …(желтую, красную)

Летом люди одеваются легко, а …(теплее)

Молодцы.

9 - Слайд: Физкультминутка

4. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.33. Работать будем с текстом.

Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.

( Урожай, плоды, жёлтые листья, ночью становится холодно)

– Назовите самую главную примету осени.

10 - Слайд: - Что такое изморозь? (рассуждения детей)

Запись в тетради: Изморозь – это мелкие замерзшие капельки воды на почве и траве.

– Какого числа день осеннего равноденствия? Ответ найдите в учебнике на стр.34 2 абзац. (ответы детей - 23 сентября, когда день равен ночи).

11 - Слайд: Запись в тетради: 23 сентября - день осеннего равноденствия.

- Чем отличаются осенние дни от летних дней?

- Солнце поднимается невысоко и поэтому не успевает согреть землю.

- Ребята, как вы думаете, почему его так называли? ( ответы детей, в октябре часто бывало много грязи, потому что с деревьев опа­дают увядшие, пожелтевшие листья).

Примета октября: - Октябрь плачет холодными слезами.

В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо завола­кивают серые облака.

- Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву?

- Чтение текста самостоятельно стр.34 3 абзац (ответы детей, растения избавляются от ненужных веществ, сохранение ветвей от поломов под тяжестью снега).

- Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (листопад).

– Осенью освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных?

- Работа с текстом учебника (чтение вслух) на стр.34 4 абзац.

- Какие работы осуществляет человек осенью в саду и огороде? (ответы детей).

- работа с иллюстрациями на стр. 36, (рис.25), чтение с учебника (последний абзац)

- Забота об урожае следующего года начинается с осени.

– Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. Человек собрал урожай и подготовил почву и растения к зиме.

На смену золотой осени приходит поздняя осень.

– Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.

Работа с текстом учебника на стр.35 (последний абзац)

Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт – уже не молод!

Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала.

– Какую роль выполняет ноябрь месяц в природе?

Примета: Ноябрь — ворота зимы;

Итог урока:

Пришло время подвести итог урока. Ребята, о чем мы с вами сегодня на уроке говорили?

- Назовите имена осени?

- как называют в старину октябрь?

- Как приходит осень?

- Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?

- Главная примета осени?

- Какие работы человек выполняет в саду и огороде?

- Как звери готовятся к зиме?

Рефлексия: Оцените свою работу:

На столах лежат смайлики разных цветов. Вам надо выбрать один смайлик ( Красный – мне было интересно, я узнал много нового; жёлтый – мне было интересно, я с удовольствием работал; зелёный – я знал всё уже ранее).

Выставление оценок

Д\З - прочитать статью на стр.33-36, ответить на вопросы,

Автор: Чернова Светлана Евгеньевна.
Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов и учителей коррекционных школ, он поможет закрепить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в растительном и животном мире.





- В чем красота картин осени? (ответы учащихся).
Осень – красивое время года. Об осени писали многие поэты: Пушкин. Тютчев, Фет, Бунин, Плещеев, Толстой, Есенин.
Послушайте и скажите о каком месяце идет речь?
-Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь).
-Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился? (Октябрь).
-Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь ).
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Кроме современных названий месяцы имеют и народные названия, связанные с "характером" месяца, его основными признаками.
Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон.
Сентябрь люди зовут златоцветом, потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья.
Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.
В старину его называли листопадом или листопадником.
Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.
Его народное название – грудень, потому что грязь на дорогах смерзалась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветра, часто идут дождь со снегом.
Из поколения в поколение передавались приметы, которые создали люди, внимательно наблюдая и подмечая природные изменения. Большими помощниками в этом были многие растения и животные. Они способны предчувствовать погодные перемены. Каждый месяц осени имеет свои приметы.
Сентябрь.
-Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
-Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
-Много желудей на дубу — к лютой зиме.
Октябрь.
Если лист, падая с дерева, ложится лицом кверху — к недороду на другой год, а ложится изнанкой — к урожаю.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
Октябрь — месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).
Ноябрь.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.
Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
- Осень для школьников – рабочая пора. А в лесу, наоборот, осенью начинаются каникулы. Но прежде, чем осень распустит лесных жителей на каникулы, они должны сдать экзамен. Все без исключения: и маленькая травка, и большое дерево, и птица и зверь. Осень объявляет всему живому: готовьтесь, за мной идет зима.
-Ребята, скажите, как деревья узнают, что скоро наступит зима?(Ответы учащихся).
-Почему изменилась окраска листьев? ( В осеннюю пору длина светового дня становится меньше, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Начинают поступать другие красящие вещества. Жёлтые красящие вещества довольно стойкие и осенью листья многих растений становятся желтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда понижается температура, деятельность листа замирает, проступают багряные, фиолетовые красящие вещества. Кроме того, осенью уменьшается отток питательных веществ из листьев, и в них идет образование разных веществ, меняющих окраску листьев. В дождливую, пасмурную осень это происходит медленнее).
Игра-драматизация.
Ведущий: Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом.
1-е дерево: Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и жёлтые, и оранжевые краски.
2-е дерево. Я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен. Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому дереву никогда не изменяю.
- Ребята, угадайте , какие деревья вели спор?(Лиственное и хвойное).
-Все ли деревья меняют окраску с приходом осени?
- Какие деревья остаются зелеными?
-А у хвойных деревьев бывает листопад?( У хвойных деревьев листья – хвоинки опадают не все сразу, а постепенно. Поэтому деревья круглый год зеленые. Есть такое дерево – лиственница, которое сбрасывает с себя всю хвою и ведет себя как лиственное дерево). Демонстрация картинки лиственницы.


И вот, ребята, представьте себе, что мы оказались в холодном осеннем лесу.
-Какие изменения происходят в жизни животных осенью?
-Как же птицы, звери, насекомые готовятся к зиме?
- Кому труднее перенести осеннее похолодание? (Насекомым).
- Что с ними происходит осенью?(Чтение стихотворения подготовленным учеником).
Насекомые боятся холодов.
Они забились в норки, в щели.
Когда весной уже не будет здесь снегов,
Окажется, что мошки уцелели.
И все жуки, и муравьи,
Покажутся тогда среди травы.
- Почему многие насекомые погибают осенью? ( Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветков, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветки не цветут. С понижением температуры воздуха и почвы, они теряют свою подвижность и замирают до весеннего тепла: мухи, муравьи или погибают, например, бабочки. Жуки, чтобы пережить холода, закапываются поглубже в землю. Пчелы всю зиму питаются накопленным за лето медом и постоянно двигаются, согревая друг друга своим теплом. Муравьи закупоривают входы-выходы своего муравейника. Собираются в кучки в самой глубине муравейника, где потеплее).
- Ребята, а почему осенью в лесу тихо? (Улетают птицы).
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные птицы).
-Каких перелетных птиц вы знаете?
-А какие птицы живут круглый год в нашем краю? ( Воробей, сорока).
- Как мы называем таких птиц? (Оседлые птицы.)
Игра-драматизация.
Глухарь: Здорово, сорока! Где была, куда летала?
Сорока: Летом в темном лесу жила, осенью на светлой опушке.
Глухарь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Глухарь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок. Птичьи гнезда давно пустые, яичка не утаишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить некого.
Глухарь: Чем же в деревне хорошо?
Сорока: Да как же, милок. У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!
-Как вы думаете тяжело птицам с наступлением холодов? (Ответы детей).
- А как вы можете им помочь? (Ответы детей).
-Как называется изменение густоты и окраски шерсти у животных? (Линька).
- У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? (ответы учащихся)
- Осенью запасы делают не только птицы, но звери. Что вы об этом знаете? (Ответы учащихся).
- Поразмышляйте, почему животные не едят опавшие красивые листья, а зеленые засушенные – с удовольствием? ( Яркие опавшие листья ядовиты, в них за лето накопились ядовитые вещества из воздуха, воды, земли).
IV. Итог.
-Закончилось наше путешествие в царство Природы. Назовите основную причину осенних изменений в растительном и животном мире? (Похолодание).
Несмотря на похолодание, осень – это прекрасное время года. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной. "
Чтение стихотворения учеником.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
V.Д/З. Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в растительном и животном мире с приходом осени.

Читайте также: