Конспект урока по природоведению осень
Обновлено: 05.07.2024
Тема урока : Осень. Признаки осени.
Класс : 1 разновозрастная группа СИПР (на дому)
Учитель: Сауляк В. Н.
Тип урока : урок новых знаний с использованием ИКТ.
Цель: Обобщить знания об изменениях в природе осенью.
Образовательные: повторение ранее изученного материала об осени;
Коррекционно-развивающие: формирование умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов, и отражение их в речи; коррекция недостатков познавательной деятельности;
Воспитательные: воспитание эмоциональной адекватности отношения к окружающему миру. Развивать интерес к познанию природы родного края, творческое воображение, умение взаимодействовать.
Оборудование: карточки с пословицами и поговорками об осени, картины с изображением природы, планшет, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня 4 сентября.
Урок начинаем-знания вливаем.
За парту сажусь- хорошо учусь!
На доску вывешивается план урока карточками СЕЙЧАС ПОТОМ
-Посмотри за окно, какая погода сегодня? (выбор соответствующей карточки)
Прослушай о чем стих.
Птицы к югу потянулись,
Значит, что же на дворе?
Рано утром мы увидим
Белый иней на траве.
Сбросили деревья листья.
Словно в зеркале холодном,
Отражает облака. Слайд 1 Слайд 2
– Какому времени года посвящены эти строки? Слайд 4
– Почему ты так решила?
– Какова, по-твоему, будет тема сегодняшнего урока?
– Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени.
2. Повторение и обобщение знаний.
-Повтори за мной скороговорки слайд 3
-Какое сейчас время года? Давай повторим месяца осени. Слайд 5
-Посчитай, сколько их? А какой сейчас месяц?
-Возьмем карточки времен года. Назови времена года, которые ты знаешь.
-Выбери только осень? (4 карточки) Слайд 6
3. Актуализация знаний.
-Чтоб ты знала какие изменения нас ждут осенью, давай поговорим об этом.
-Как люди одеваются? Карточки предложены.
-Как меняется природа?
-Что с солнышком?
3. Формирование новых знаний
Учитель рассказывает по слайду 7
- Помогите закончить предложения.
— Летом солнце яркое, а осенью.
— Летом небо светлое, а.
— Летом день длинный, а.
— Летом тучки ходят высоко, а.
— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а.
— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а.
— Летом люди одеваются легко, а.
Физкультминутка Слайд 8
Какие плоды осенью созревают на деревьях? Слайд 9
Много деревьев, до осень, на ветках имеют плоды. Съедобные и не съедобные.
Все лето они росли на солнце и тепле. А осенью человек собирает их или дерево их сбрасывает.
Почему деревья осенью сбрасывают листву. Слайд 10
Становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т. е. листьям не хватает воды.
Дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике
Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся.
Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.
Деревья засыпают до весны.
Нарисуем осеннее дерево и разукрасим его листья пластилином, вот так Слайд 11
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что мы изучали сегодня уроке?
-Какое время года?
-Что интересного узнали?
-Как меняется осенью природа и деревья?
-Как люди одеваются, чтоб не замерзнуть?
-Какие осенние признаки мы повторили?
-Какие подарки приносит осень людям?
5. Домашнее задание.
Доделать пластилиновое дерево.
С. 16- 20 совместное повторение и работа по иллютрациям.
Прикреплённые файлы:
Цели урока: Создать условия для ознакомления с понятием осень.
Закрепить представления о характерных признаках осени.
Образовательные:
- расширять знания об изменениях природы с приходом осени, повторить приметы осени.
- закрепить элементарные представления о приметах осени;
- уточнение понятий сентябрь, октябрь, ноябрь
- уточнение понятий овощи, фрукты, их значение для человека
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
-обогащение и активизация словарного запаса;
-способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей
-воспитывать уважение к труду на земле
-воспитывать позитивное отношение друг к другу, умение работать в коллективе
- способствовать формированию положительной мотивации учения
-развитие мелкой и общей моторики;
-развитие умения входить в контакт, вести диалог;
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях ценность здорового образа жизни.
- создать положительный эмоциональный фон;
- воспитывать любовь к природе;
-воспитывать индивидуальность, самостоятельность и инициативность, внимательность, организованность;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран , компьютерная презентация с пейзажами и сюжетами осени.
Использование ИКТ: демонстрационная презентация
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок -
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
Актуализация ранее усвоенных знаний
Вводная беседа
Учитель подходит с детьми к окну, читает стихотворение А. Фета.
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Сегодня мы поговорим об осени и побудем в гостях у этого времени года. Готовы?! Чтобы узнать о каком, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек
А кто знает после какого времени года наступает осень.
Правильно, после лета.
Артикуляционная гимнастика
Основная часть
Формирование новых знаний и умений
Открытие нового знания
Учитель: А вы знаете, как называются осенние месяцы?
Третий осенний месяц- ноябрь -последний месяц осени.
_ Ребята, а какая погода осенью?(Холодная, пасмурная, дождливая, солнце прячется за тучами.
- Ребята , рассмотрите картинку ( слайд 1).Что вы на ней видите? Когда это бывает? Что вы знаете про осень? Какого цвета осень?( жёлтого). Какие изменения в природе происходят осенью?( Похолодание, дожди, листопад и тд.) Что в это время делают люди?( собирают урожай). Как одеваются? Как ведут себя животные, птицы?( готовятся к спячке, запасают корм), (улетают в тёплые страны).
4. Первичное закрепление
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загарают, купаются,носят легкую одежду
- Под ногами шуршат сухие разноцветные листья
- Набухают почки, распускаются на деревьях листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов
- Дикие животные не делают запасы корма
Физкультминутка
Ветер по лесу лета,
ветер листики считал
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
ветер бросил на тропинку
Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Опускают руки, приседают.
- Осень перекрасила листья и разбросала их. Давайте их соберем. Разделимся на две команды. Одна будет собирать желтые листья, другая – красные.
Учащиеся собирают листья и отдают их педагогу
- Молодцы. Помогли собрать все листья.
♫ Звучит музыка дождя.
- Послушайте, что это? (это капает дождь)
- Как капает дождь, давайте покажем.
Капля раз, капля два, Дети по раскрытой ладони стучат другой
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом, Стучат все быстрей
Все бегом, бегом, бегом. Стучат и топают ногами.
Мы зонты свои раскрыли, Поднимают руки вверх
От дождя себя укрыли. Изображают зонтики.
- Вот какая погода осенью – то солнце светит, то дождик капает.
Давайте поиграем в игру. Вот у нас есть зонтик. Пока звучит музыка – значит светит солнышко и мы гуляем. Как только музыка прекращается, значит пошел дождик и мы должны спрятаться под зонтик.
Где растут овощи? Слайд 2 (на огороде). Где растут Фрукты? Слайд 3 ( В саду).
Самостоятельная работа
Работа с трафаретами
Далее работа с трафаретами (овощи, фрукты,) в тетради: Обведите по внутреннему контуру предмет и раскрасьте его цветными карандашами
Итоговая беседа. Рефлексия
Итог урока: Все старались, не ленились
И чему-то научились….
-Что вы узнали для себя новое?
-Какие задания понравились больше всего?
-Что показалось трудным?
- Вы все хорошо работали на уроке и за это осень хочет угостить вас своими дарами - вкусными, сочными яблоками.
Евгения Александровна Денисова
Продолжительность - 40 минут
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности(опрос учащихся, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия. физкультминутка, артикуляционная гимнастика) .
Для реализации поставленных задач были использованы группы методов :
- наглядные (рассматривание иллюстраций: осеннего леса , явлений природы осенью: листопад, дождь, деятельность и одежда людей, животные и птицы осенью)
- практические (работа с трафаретами) целенаправленное действие с дид. материалом
Планируемый результат предполагал, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; проявление любознательности; способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Мотивация и интерес к познавательной активности достигались путем эмоционального вхождения в тему, занимательным содержанием, использованием художественного слова, созданием игровой ситуации.
Аппарат для оценивания представлен :
- положительной оценкой педагога деятельности учеников;
Задания : игровые упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий были направлены на развитие мелкой моторики, памяти, мышления, слухового восприятия
Задания дети выполняли с удовольствием. Вопросы учителя не вызвали затруднения у детей
Решение задач было направлено на уточнение знаний детей о многообразии природных явлений, установлении простейших связей между ними, на закрепление представлений о сезонных изменениях в природе. С этим заданием дети справились.
Индивидуальный и дифференцированный подход проявлялся в подборе дидактических упражнений по уровню знаний детей, оказании затрудняющимся детям помощи при выполнении заданий в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа.
Таким образом, содержание образовательной деятельности , использованные методы и приемы , средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности позволило обеспечить допустимую активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению ее результативности и успешному решению поставленных задач.
Считаю, что цель непосредственно образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Открытый урок по природоведению
для 5 класса
Разработала учитель биологии:
Гришунина Ж.В.
2018г.
Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе и деятельность человека осенью.
1. Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре, а также события в жизни людей осенью.
2. Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин.
3. Умение наблюдать за природой, развивать умения анализировать, делать выводы, находить ответы в тексте учебника (работать с текстовой информацией).
4. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации картин.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой обучающихся на урок.
Проверка Д\З
- Охарактеризуйте погоду за вчерашний день т.е 21 октября.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
- Я вам прочитаю стихотворение, а вы подскажете, о чём это я -
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. О чём это? (времена года)
1 - Слайд:
Перечислите времена года.
Сколько месяцев длится каждое время года?
Какова причина смены времён года? (движение земли вокруг Солнца и изменением нагрева земной поверхности).
В разное время года Солнце освещает и нагревает нашу планету по-разному.
ИТОГ Д\З
- Отгадайте, о каком времени года идёт речь:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
2- Слайд: Это время года осенью зовется!
- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, какие изменения происходят в природе с её приходом. Какие работы человек осуществляет осенью в саду и огороде.
3. Работа по теме урока.
– Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени (сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.
3 - 5 - Слайд: Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.
6 - Слайд: - По календарю (ранняя) осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних каникул пришли на линейку в школу.
Примета сентября: - В лесу много рябины - осень будет дождливой.
- Ребята, А, вы приметы знаете, назовите.
– Как мы понимаем, что осень пришла?
8 - Слайд: - Я начинаю, а вы заканчиваете:
— Летом солнце яркое, а осенью …(бледное)
— Летом небо светлое, а …(хмурое)
— Летом тучки ходят высоко, а …(низко)
— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …(желтую, красную)
— Летом люди одеваются легко, а …(теплее)
Молодцы.
9 - Слайд: Физкультминутка
4. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.33. Работать будем с текстом.
Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.
( Урожай, плоды, жёлтые листья, ночью становится холодно)
– Назовите самую главную примету осени.
10 - Слайд: - Что такое изморозь? (рассуждения детей)
Запись в тетради: Изморозь – это мелкие замерзшие капельки воды на почве и траве.
– Какого числа день осеннего равноденствия? Ответ найдите в учебнике на стр.34 2 абзац. (ответы детей - 23 сентября, когда день равен ночи).
11 - Слайд: Запись в тетради: 23 сентября - день осеннего равноденствия.
- Чем отличаются осенние дни от летних дней?
- Солнце поднимается невысоко и поэтому не успевает согреть землю.
- Ребята, как вы думаете, почему его так называли? ( ответы детей, в октябре часто бывало много грязи, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья).
Примета октября: - Октябрь плачет холодными слезами.
В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака.
- Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву?
- Чтение текста самостоятельно стр.34 3 абзац (ответы детей, растения избавляются от ненужных веществ, сохранение ветвей от поломов под тяжестью снега).
- Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (листопад).
– Осенью освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных?
- Работа с текстом учебника (чтение вслух) на стр.34 4 абзац.
- Какие работы осуществляет человек осенью в саду и огороде? (ответы детей).
- работа с иллюстрациями на стр. 36, (рис.25), чтение с учебника (последний абзац)
- Забота об урожае следующего года начинается с осени.
– Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. Человек собрал урожай и подготовил почву и растения к зиме.
На смену золотой осени приходит поздняя осень.
– Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.
Работа с текстом учебника на стр.35 (последний абзац)
Ноябрь – горбатый старичок,
Глаза – как льдинки, нос – крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устаёт – уже не молод!
Но ветер северный поможет:
Сорвёт листву, в ковёр уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзала.
– Какую роль выполняет ноябрь месяц в природе?
Примета: Ноябрь — ворота зимы;
Итог урока:
Пришло время подвести итог урока. Ребята, о чем мы с вами сегодня на уроке говорили?
- Назовите имена осени?
- как называют в старину октябрь?
- Как приходит осень?
- Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?
- Главная примета осени?
- Какие работы человек выполняет в саду и огороде?
- Как звери готовятся к зиме?
Рефлексия: Оцените свою работу:
На столах лежат смайлики разных цветов. Вам надо выбрать один смайлик ( Красный – мне было интересно, я узнал много нового; жёлтый – мне было интересно, я с удовольствием работал; зелёный – я знал всё уже ранее).
Выставление оценок
Д\З - прочитать статью на стр.33-36, ответить на вопросы,
Автор: Чернова Светлана Евгеньевна.
Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов и учителей коррекционных школ, он поможет закрепить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в растительном и животном мире.
- В чем красота картин осени? (ответы учащихся).
Осень – красивое время года. Об осени писали многие поэты: Пушкин. Тютчев, Фет, Бунин, Плещеев, Толстой, Есенин.
Послушайте и скажите о каком месяце идет речь?
-Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь).
-Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился? (Октябрь).
-Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь ).
- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Кроме современных названий месяцы имеют и народные названия, связанные с "характером" месяца, его основными признаками.
Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон.
Сентябрь люди зовут златоцветом, потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья.
Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.
В старину его называли листопадом или листопадником.
Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.
Его народное название – грудень, потому что грязь на дорогах смерзалась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветра, часто идут дождь со снегом.
Из поколения в поколение передавались приметы, которые создали люди, внимательно наблюдая и подмечая природные изменения. Большими помощниками в этом были многие растения и животные. Они способны предчувствовать погодные перемены. Каждый месяц осени имеет свои приметы.
Сентябрь.
-Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
-Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
-Много желудей на дубу — к лютой зиме.
Октябрь.
Если лист, падая с дерева, ложится лицом кверху — к недороду на другой год, а ложится изнанкой — к урожаю.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
Октябрь — месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).
Ноябрь.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.
Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
- Осень для школьников – рабочая пора. А в лесу, наоборот, осенью начинаются каникулы. Но прежде, чем осень распустит лесных жителей на каникулы, они должны сдать экзамен. Все без исключения: и маленькая травка, и большое дерево, и птица и зверь. Осень объявляет всему живому: готовьтесь, за мной идет зима.
-Ребята, скажите, как деревья узнают, что скоро наступит зима?(Ответы учащихся).
-Почему изменилась окраска листьев? ( В осеннюю пору длина светового дня становится меньше, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Начинают поступать другие красящие вещества. Жёлтые красящие вещества довольно стойкие и осенью листья многих растений становятся желтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда понижается температура, деятельность листа замирает, проступают багряные, фиолетовые красящие вещества. Кроме того, осенью уменьшается отток питательных веществ из листьев, и в них идет образование разных веществ, меняющих окраску листьев. В дождливую, пасмурную осень это происходит медленнее).
Игра-драматизация.
Ведущий: Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом.
1-е дерево: Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и жёлтые, и оранжевые краски.
2-е дерево. Я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен. Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому дереву никогда не изменяю.
- Ребята, угадайте , какие деревья вели спор?(Лиственное и хвойное).
-Все ли деревья меняют окраску с приходом осени?
- Какие деревья остаются зелеными?
-А у хвойных деревьев бывает листопад?( У хвойных деревьев листья – хвоинки опадают не все сразу, а постепенно. Поэтому деревья круглый год зеленые. Есть такое дерево – лиственница, которое сбрасывает с себя всю хвою и ведет себя как лиственное дерево). Демонстрация картинки лиственницы.
И вот, ребята, представьте себе, что мы оказались в холодном осеннем лесу.
-Какие изменения происходят в жизни животных осенью?
-Как же птицы, звери, насекомые готовятся к зиме?
- Кому труднее перенести осеннее похолодание? (Насекомым).
- Что с ними происходит осенью?(Чтение стихотворения подготовленным учеником).
Насекомые боятся холодов.
Они забились в норки, в щели.
Когда весной уже не будет здесь снегов,
Окажется, что мошки уцелели.
И все жуки, и муравьи,
Покажутся тогда среди травы.
- Почему многие насекомые погибают осенью? ( Насекомые, которые питаются соком листьев и нектаром цветков, пропадают осенью, потому что листья вянут и опадают, цветки не цветут. С понижением температуры воздуха и почвы, они теряют свою подвижность и замирают до весеннего тепла: мухи, муравьи или погибают, например, бабочки. Жуки, чтобы пережить холода, закапываются поглубже в землю. Пчелы всю зиму питаются накопленным за лето медом и постоянно двигаются, согревая друг друга своим теплом. Муравьи закупоривают входы-выходы своего муравейника. Собираются в кучки в самой глубине муравейника, где потеплее).
- Ребята, а почему осенью в лесу тихо? (Улетают птицы).
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные птицы).
-Каких перелетных птиц вы знаете?
-А какие птицы живут круглый год в нашем краю? ( Воробей, сорока).
- Как мы называем таких птиц? (Оседлые птицы.)
Игра-драматизация.
Глухарь: Здорово, сорока! Где была, куда летала?
Сорока: Летом в темном лесу жила, осенью на светлой опушке.
Глухарь: А теперь куда?
Сорока: В деревню, милок, в деревню.
Глухарь: Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока: Да как же, милок. Птичьи гнезда давно пустые, яичка не утаишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить некого.
Глухарь: Чем же в деревне хорошо?
Сорока: Да как же, милок. У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!
-Как вы думаете тяжело птицам с наступлением холодов? (Ответы детей).
- А как вы можете им помочь? (Ответы детей).
-Как называется изменение густоты и окраски шерсти у животных? (Линька).
- У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? (ответы учащихся)
- Осенью запасы делают не только птицы, но звери. Что вы об этом знаете? (Ответы учащихся).
- Поразмышляйте, почему животные не едят опавшие красивые листья, а зеленые засушенные – с удовольствием? ( Яркие опавшие листья ядовиты, в них за лето накопились ядовитые вещества из воздуха, воды, земли).
IV. Итог.
-Закончилось наше путешествие в царство Природы. Назовите основную причину осенних изменений в растительном и животном мире? (Похолодание).
Несмотря на похолодание, осень – это прекрасное время года. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной. "
Чтение стихотворения учеником.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
V.Д/З. Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в растительном и животном мире с приходом осени.
Читайте также: