А н плещеев в бурю конспект

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование: портрет А. Плещеева, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений наизусть.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Ольги Чусовитиной вполголоса.

Сказки слушать я люблю

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером молю:

— Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем,

Или с трехголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают —

Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.

— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

— О чем это стихотворение? (Ответы детей.)

— Какое произведение мы будем сегодня читать? (Предположения детей.)

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы будем читать стихотворения о маме. Будем учиться читать громко, выразительно, передавая свои мысли и чувства при чтении.

V. Работа по теме урока

— На с. 117 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Сейчас узнаем, верны ли ваши предположения. (Учитель читает стихотворение на с. 117—118.)

VI. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба, руки в стороны, вверх, вниз. Выдох, сели.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте его классу.

— Каким голосом будем читать стихотворение? (Примерный ответ. Мать над колыбелью — голос тихий, спокойный. Выла буря злая — показать голосом, как воет буря, шумит дождь, слышатся раскаты грома.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения по теме «А.Н. Плещеев "В бурю". 2-й класс

*Предметные компетентости: обобщить знания учащихся о колыбельной песне, раскрыть понятие слов запоздалый путник, лампадка, колыбель, учить отличать колыбельную песню от романса, уметь определять главную мысль, читать выразительно.

*Метапредметные компетентности:

Личностные УУД:

проявлять интерес к изучению творчества авторов.

понимать эмоции других людей.

Регулятивные УУД:

оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

анализировать причины успеха

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией .

Познавательные УУД:

понимать переносное значение образного слова, находить приёмы олицетворения.

сравнивать и сопоставлять главных героев между собой, называя общее и различное в них.

ставить вопросы к прочитанному.

Коммуникативные УУД:

строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои

находить нужную информацию в тексте.

Оборудование:

Климанова Л.Ф. литературное чтение.2 класс;

Компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, дидактические карточки,

Пособие для этапа актуализации (ромашка).

Пословицы о маме, дружбе и Родине.

Карточки с биографией А. Н. Плещеева.( 1 на парту).

Тип урока: первичное изучение и запоминание новых знаний.

Форма организации урока: комбинированный урок

Используемые технологии:

интегрированная (межпредметная связь с музыкой, изобразительным искусством, окружающим миром);

2. здоровьесберегающая личностно-ориентированный подход (использование карточек с заданиями и дополнительного материала),

элементы игры (ромашка);

информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, словарь, дополнительный материал);

I. Организационный этап.

II Речевая разминка

-Посмотрите на доску и следите глазами. Я вам прочитаю стихотворение О. Чусовитиной

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

-О чём просит ребёнок маму перед сном?

-Закройте глаза, послушайте песню и определите к какому жанру музыки она относится?

-Какое чувство вызывает?

-Ещё с давних времен наши прабабушки передвали своим дочерям из уст в уста элементы народного творчества, в том числе и колыбельные песни.

-Как вы думаете, с какой целью народ их придумал?

III проверка домашнего задания.

Учитель благодарит детей за прекрасные сочинения о маме.

Дети читают отрывки из своих сочинений.

-Назовите основные правила выразительного чтения?

III актуализации знаний учащихся.

Выставка рисунков.

-Ребята , посмотрите на эти рисунки. Как вы считаете, что хотели показать художники? (Мамы и их профессии)

-Какая профессия самая важная? (Мамы разные нужны, мамы всякие важны).

-Какими качествами должна обладать самая-самая лучшая мама? ( Дети подбирают прилагательные к лепесткам ромашки)

Мама (ассоциативный ряд, собрать ромашку)(нежная, добрая, трудолюбивая, заботливая и т. д.)

Определить цели урока.

-Сегодня мы будем читать стихотворение о маме. Будем учиться читать громко, выразительно, передавая свои мысли и чувства при чтении.

IV физкультминутка.

В небе плавает луна.

В облака зашла она.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы должны луну достать.

Шесть, семь, восемь,

И пониже перевесить.

Десять, девять, восемь, семь

Чтоб луна светила всем.

V изучение нового материала.

1. Прочитать биографию поэта.

1 группа: ответить на заданные вопросы по биографии поэта
2 группа: пересказ.
3 группа: выбрать высказывание, связанное с основной мыслью творчества Плещеева.

3.Работа по теме урока.

-На стр. 117 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чём оно?

- Ребята, я вам прочитаю стих, а вы следите по учебнику.

- Постарайтесь определить главных героев в стихотворении,

Первичное восприятие произведения . Читает учитель, дети следят по учебник

Слайд 8

Словарная работа .

4.Перечитать стихотворение учащимися вслух друг другу по 4 строчки.

-Придумайте вопрос к стихотворению?

Выразительное чтение сильными учениками.

Работа по анализу текста.

Работа по карточкам.

Какие слова помогают нам это увидеть?

Какие краски будете использовать, рисуя маму?

Какие краски будете использовать, рисуя бурю?

Какие слова помогают нам это увидеть?

Художественные приемы, которые использует поэт?

Ребята, давайте оформим таблицу.

Какая она? Что узнаём из стихотворения?
Нежная

- Что делает мама?
Качает колыбель
Поёт
Мой малютка
Гонит бурю
Успокаивает
Охраняет
Обещает солнце и любовь

Какая она? Что узнаём из стихотворения?
Сердитая
- Какие приёмы олицетворения использует автор?

Воет
Стучит
Гром
Несёт чёрные тучи
Тревожит сон

Выбери пословицу, которая подходит к данному стихотворению. (Подчеркни)

Если рядом мама, то не страшны никакие бури!

Человек без Родины - что соловей без песни.

Друзья познаются в беде.

Кто побеждает мама или буря? (Векторная стрелка?)

Какие строчки это подтверждают? (2 последних четверостишия)

Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю?

Выберите пословицу, которая подходит к данному стихотворению.( Дети читают вслух и объясняют значение пословиц.)

(Если рядом мама, то не страшны никакие бури!)

V закрепление знаний.

Чтение пословиц о маме, (развешены по периметру класса)

Песня о маме. (поёт Настя Т.).

VI домашнее задание.

VII подведения итогов уроков.

Оценка работы класса.

VIII рефлексия.

-Что вы узнали на уроке?

-Что у вас особенно получилось?

-За что вы бы похвалили себя?

people . su › … video - g vinogradov … g vinogradov … romanc е Г.Виноградов Колыбельная/G.Vinogradov P.Tchaikovsky Romance (романс- особо напевное лирическое стихотворение под музыку)

Какая она? Что узнаём из стихотворения?
Н___________

- Что делает мама?
К_____________ колыбель
П______________
Г_______________ бурю
Ус____________________
Ох____________________
Об_______________солнце и любовь

Какая она? Что узнаём из стихотворения?
С___________
- Какие приёмы олицетворения использует автор?

В______________
Ст_______________

Н_________________чёрные тучи
Тр____________________ сон

Выбери пословицу, которая подходит к данному стихотворению.

Если рядом мама, то не страшны никакие бури!

Человек без Родины - что соловей без песни.

Друзья познаются в беде.

Заботливая, зла, добрая, спокойная ,сердитая, милая, красивая, ужасная, любимая .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с элементами технологий критического мышления и проблемного обучения.

Конспект урока литературного чтения

Тип урока: первичное изучение.

Форма организации урока: комбинированный урок.

Организовать деятельность учащихся для знакомства со стихотворением, совершенствуя навыки чтения и устной речи.

Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза, внимания и воображения.

Воспитание любви к родному языку.

Самостоятельная работа, работа в парах.

Дидактическое обеспечение урока:

1. Организационный этап.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

- Назовите эти слова, и мы составим красивый цветок! (дети называют слова: доброта, нежность, красота, Родина, ласка, забота и т.п.)

- Скажите, какую песню мама поет лучше всех на свете? (колыбельную)

- Давайте добавим это слово в наш цветок?

3. Определение темы урока.

- Какие чувства выражает мама, баюкая своего малыша?

- Какие еще чувства выражает мама, когда поёт колыбельную песню, мы узнаем сегодня.

4. Этап изучения нового материала.

1. Биография поэта. (презентация)

Плещеев Алексей Николаевич. (1825-1893)

Плещеев писал стихи, рассказы, был хорошим переводчиком. Родился поэт в небогатой семье. Детство провёл в Нижнем Новгороде. Он прожил трудную жизнь. Бедность очень угнетала его. Плещеев был впечатлительным человеком, поэтому ему трудно приходилось в жизни. Будучи бедняком, он очень сочувствовал другим беднякам и призывал бороться с бедностью за лучшее будущее своего народа.

Современники вспоминали Плещеева как очень мягкого и доброго человека, всегда готового прийти на помощь. Он написал более 50 стихотворений. Они наполнены нежностью, любовью.

Поэзия Плещеева необычайно музыкальна. Его образные, напевные и мелодичные стихи вдохновили на создание замечательных романсов многих русских композиторов – Чайковского, Мусоргского, Гречанинова, Рахманинова.

2. Подготовка к восприятию текста. (презентация)

- Что такое буря? Видели ли вы это явление?

- Что вы слышите при слове буря?

- Что вы видите при слове буря?

- Посмотрите на фотографии этого явления.

- Это не только страшное, но и завораживающее явление. Многие художники изображали бурю в своих картинах. Один из них знаменитый русский художник Иван Константинович Айвазовский, вы узнаете его картины на слайдах, так как он писал морские пейзажи. Посмотрите на экран.

- Как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

Физминутка для глаз слайды 15-16.

3.Знакомство с текстом.

- Послушайте, я прочитаю вам это стихотворение.

- Чтение текста произведения учителем.

Верны ли наши предположения о содержании текста?

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? О чём оно?

4. Проблемный вопрос.

Какова главная мысль стихотворения? О чем переживает мама? Что ее волнует?

Давайте проанализируем стихотворение и посмотрим, правильно ли мы определили идею автора?

5. Вторичное самостоятельное восприятие текста.

Прежде чем мы приступим к более глубокому анализу текста, прочитайте его сами и подчеркните слова, которые вам больше всего понравились. А если встретятся новые непонятные слова, подчеркните и их.

6. Анализ стихотворения.

Какие слова использует А.Н.Плещеев, описывая маму?

Обещает солнце и любовь

Какие слова использует автор, описывая бурю?

Несёт чёрные тучи

Кто побеждает мама или буря?

Какие строчки это подтверждают? (2 последних четверостишия)

Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю? (что мама своей любовью может разогнать любую беду)

- Прочитайте последнее четверостишье.

- Я предлагаю вам побыть немного актерами и показать жестами, о чем говориться в последнем четверостишье.

Физминутка

7. Этап закрепления знаний.

- Стихотворение А.Н.Плещеева не оставило равнодушным и композиторов. Известный русский композитор П.И.Чайковский сочинил музыку к этому произведению, и многие певцы исполняли Колыбельную песнь в бурю.

- Какие чувства вы испытали, слушая романс?

8. Выражение в рисунке своих чувств и эмоций.

- Возьмите приготовленные листы бумаги.

- Разделите лист на две половины, на одной изобразите с помощью красок, какие чувства вызывает у вас буря, а с другой стороны, эмоции, которые вызывает мама.

9. Работа в парах.

- Перед вами на партах лежат пословицы о маме, выберите совместно с соседом по парте, ту, которая, по вашему мнению, подходит больше всего к нашему уроку.


"А.Плещеев "В бурю" конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "России" разработан для самостоятельного изучения учащимися во время карантина. Учащиеся смогут разносторонне проанализировать стихотворение А.Плещеева, познакомятся с биографией автора.

Литературное чтение.

Предметные компетентости: обобщить знания учащихся о колыбельной песне, раскрыть понятие слов запоздалый путник, лампадка, колыбель, учить отличать колыбельную песню от романса, уметь определять главную мысль, читать выразительно.

1. Постановка цели урока.

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит?
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит?
И игpyшки вам даpит?

Рядом с мамой я усну,

К ней ресницами прильну.

Вы, ресницы, не моргните,

Мамочку не разбудите.

Ходят по полю туманы

В небе солнце всходит рано

-О ком будем читать произведение?

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером молю:

Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Все, что ты читала мне.

-О чём просит ребёнок маму перед сном?

- Какое чувство вызывает у вас колыбельная песня?

-Ещё с давних времен наши прабабушки передавали своим дочерям из уст в уста элементы народного творчества, в том числе и колыбельные песни.
- Как вы думаете, с какой целью народ их придумал? Кто их исполнял?
- О ком будет сегодня наше стихотворение?
- С каким жанром музыки оно будет связано? Это мы сейчас проверим.
- Откройте страницу 117 в учебнике.
- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

2. Работа по теме урока

- Мы уже знакомились с поэтом Алексеем Николаевичем Плещеевым. Какие его стихотворения вы уже знаете?

- Родился поэт в небогатой семье. Детство провёл в Нижнем Новгороде. Он прожил трудную жизнь. Бедность очень угнетала его. Плещеев был впечатлительным человеком, поэтому ему трудно приходилось в жизни. Будучи бедняком, он очень сочувствовал другим беднякам и призывал бороться с бедностью за лучшее будущее своего народа. Плещеева вспоминают как очень мягкого и доброго человека. Он написал более 50 стихотворений. Они наполнены нежностью, любовью.

- Как вы это понимаете? А с кем сравнивают родину? (Родина – мать, умей за нее постоять.)

Словарная работа.

Поработай с презентациями

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали произведение?
- А вам в детстве пели колыбельные? Какие? Как вы думаете, они могли повлиять на вашу жизнь?

- Выбери пословицу, которая подходит к данному стихотворению. (Подчеркни)

Если рядом мама, то не страшны никакие бури!

Человек без Родины - что соловей без песни.

Друзья познаются в беде.

Прочитай ещё пословицы о матери.

Куда мать, туда и дитя.
Сердце матери отходчиво.
Материнская молитва со дна моря достанет.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Мать кормит детей, как земля людей.
Нет такого дружка, как родная матушка.

3 . Проверь свои знания.

1.Закончи пословицы

Родная земля - матушка,___________________________

Птица рада весне, _________________________________

Нет милее дружка, ________________________________

При солнышке тепло, _____________________________

2.Выпиши слова, которые характеризуют образ бури и образ мамы.

Образ бури Образ мамы

3.Кто побеждает мама или буря?____________________________________

4.Что хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также: