Сельское хозяйство растениеводство конспект

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока: урок изучения нового материала.

  1. Расширить представление о первичном секторе экономики.
  2. Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.
  3. Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.
  4. Продолжить формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы

Требования к подготовке учащихся.

  • называть основные отрасли сельского хозяйства;
  • показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.
  1. сельскохозяйственные угодья;
  2. земледелие;
  3. животноводство;
  4. зерновое хозяйство;
  5. технические культуры.

Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта “Сельскохозяйственные районы” атласа “География России. Хозяйство и географические районы” издательства “Дрофа”.

Методы и формы обучения: словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).

Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.

Ход урока

  1. Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.

Учитель: Мы завершили тему “Общая характеристика хозяйства”, в которой выяснили, что экономика России состоит из разнообразных и непохожих друг на друга, часто взаимосвязанных и взаимозависимых отраслей, составляющих хозяйство страны. Сегодня на уроке начнём знакомиться с главными отраслями экономики более подробно. И самое первое наше знакомство состоится с характеристики сельского хозяйства.

  • главные особенности сельского хозяйства;
  • отраслевой состав сельского хозяйства;
  • география растениеводства.
  • сельскохозяйственные угодья;
  • земледелие;
  • животноводство;
  • зерновое хозяйство;
  • технические культуры
  1. Этап усвоения новых знаний

Учитель: Сельское хозяйство - древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.

Вопрос: Объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики?

  • почвенное плодородие,
  • солнечный свет и тепло,
  • осадки,
  • естественную растительность (пастбища и сенокосы)

Учитель: Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью – 1708 млн.га Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве .

Вопрос: Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?

Ответ: Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.

  • Пашни – 60% (132 млн.га)
  • Пастбища – 30 % ( 65 млн.га)
  • Сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)

Задание: Проанализируйте колонки 1 – 6 табл. 5 приложения (стр.279 учебника) и сопоставьте площадь сельскохозяйственных угодий России с площадями сельскохозяйственных угодий в других странах. Назовите выявленные различия и причины этих различий .

Учитель: Сельское хозяйство - это отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё.

Вопрос: Приведите примеры отраслей вторичного сектора, в которых используется продукция сельского хозяйства.

Ответ: Пищевая промышленность, химическая, текстильная, кожевенно-обувная и др.

Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия и животноводства .

  • зерновые культуры
  • зернобобовые культуры
  • технические культуры
  • масличные культуры
  • картофелеводство
  • овощеводство
  • бахчеводство
  • садоводство
  • виноградарство

Вопрос:Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь земледелия и животноводства.

Учитель: Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий, т.е. каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определяемым продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв. Кроме этого для сельского хозяйства нашей страны характерно сезонное производство.

Задание. Используя учебник § 4 стр.25 -28, рис.12, 13 стр.26-27 и атлас стр.10-11 , заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:

Формирование у учащихся устойчивых знаний о растениеводстве в России как основном компоненте АПК.

Задачи урока:

1. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, картами, таблицами.

2. Способствовать формированию у учащихся знаний об особенностях растениеводства в России.

3. Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.

4. Расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету через сведения из дополнительной литературы.

Дидактические средства:

Карточки-задания, контурная карта, дополнительная литература, учебники, атласы, гербарий.

Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Наглядные: карточки с заданиями, карточки для составления схемы, карта, гербарий.

Дополнительная литература:

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: Вако, 2006.

2. География. 2500 тестов и проверочных работ по географии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2000.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.

2. Изучение нового материала.

- Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)

- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,

участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя)

- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)

Откройте учебники на стр. 143. Какова структура АПК?

На доске: Схема. Структура АПК ( 3 учащихся дописывают схему)

Слайд 1 Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: растениеводство и животноводство.

Записываем тему урока в тетради.

- Какова площадь России? (17,2 млн. км2)

- Какова площадь пригодных для сельского хозяйства земель? (10%)

Земли, которые используются в сельском хозяйстве называются сельскохозяйственными угодьями.

- Оформление в тетрадях схемы:

Отрасли растениеводства: бахчеводство, виноградарство, овощеводство, плодоводство, полеводство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство.

- Как вы думаете какая отрасль является основой растениеводства России? ( полеводство)

- А основные с/х культуры? (зерновые)

Классификация с/х культур.

Овёс, просо, пшеница,

Рис, рожь, сорго, ячмень

Горох, нут, соя, фасоль,

Подсолнечник, сахарная свекла

Корнеплоды и клубнеплоды

Картофель, морковь, репа

Арахис, горчица, кунжут,

мята, подсолнечник, рапс

Арбуз, кабачок, тыква, дыня

Во время заполнения схемы учитель рассказывает о культурах, показывает гербарий и находят с учениками очаги земледелия, наносят их на контурную карту.

Вам было дано опережающее задание – найти, какие сорта чая и где выращиваются у нас в России.

- По площади посевов в России:

1 место – зерновые

2 место – кормовые, зерно-бобовые.

3 место - технические

4 место - картофелеводство, овощеводство

5 место – садоводство, виноградаарство

2. Соя – универсальное растение, которое широко используется в пищевой

промышленности. В приготовленном виде может напоминать мясо, рыбу. Очень часто

на прилавках магазинов можно увидеть соусы из сои. В продуктах из сои мало

калорий, но много витаминов и других полезных веществ.

3. В Белгородской области появится новая отрасль растениеводства – ореховодство. В регионе решено наладить производство грецкого орехе и фундука.

4. Занятых в сельском хозяйстве - всего 6,3 млн человек.

5. В отрасли 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн. личных подсобных хозяйств и 261 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственную продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

6. У нас заброшено 40 млн га пахотных земель - их достаточно просто вернуть в оборот. Если мы создадим равные условия конкуренции для наших крестьян по сравнению с зарубежными, российская продукция вытеснит импортную. Но пока сегодня половину продуктов мы завозим из-за рубежа.

- Запись в тетради рекордов:

* Россия занимает 1 место в мире по производству зерновых культур

* По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место – ячмень, 3 место – рожь.

Сейчас я вам буду говорить определение по теме урока, а вы будете мне показывать, правильно я говорю или нет: да – руки в стороны, нет – руки скрестить на груди.

1. Основой растениеводства служит зерновое хозяйство (Да)

2. Важнейшей культурой зернового хозяйства является – рис (Нет)

3. В Центрально-Черноземном экономическом районе выращивают сахарную свёклу (Да)

4. Лен – долгунец на руси называли “северный шелк” (Да)

5. Рис выращивают в Красноярском крае (Нет)

6. Бахчеводство развито в вологодской области.

3. Закрепление.

Используя учебник и карты атласа заполните таблицу

Вид сельскохозяйственных

культур

Условия, наиболее благоприятные для выращивания

Природно-географические районы выращивания

1.Пшеница озимая

2. Пшеница яровая

3. Ячмень

4.Рожь

5. Лен-долгунец

6. Подсолнечник и

сахарная свекла

7. Картофель и овощи

8. Садоводство и

виноградарство

4. Домашнее задание

5. Итоги урока

Частушки о овощах и фруктах.

Частушки

Говорят, что этот овощ

Уж полезен очень!

2.Что-то зрение упало,

Может мне сменить очки?

Но советует подруга

Чаще ешь морковку ты.

Все: На диету собрались?

Для диеты лучше нет,

Чем полезный винегрет!

4. Если хочешь быть здоровым,

Бодрым, умным и весёлым,

Ешь побольше овощей ,

Фруктов, кашек и борщей!

5. Чипсы, кола – ерунда!

Каша, зелень – вот еда!

Как зайдём мы в огород -

Витаминов полон рот:

И петрушка, и лучок,

Сельдерей, и чесночок!

6. Обойди весь белый свет,

А вкуснее яблок нет.

Витаминов в них полно –

Это знают все давно.

Все: Мы частушки пели вам,

Пели и старались

Не дадут ли яблок нам?

Урок географии в 9 классе

Тема: Сельское хозяйство: растениеводство.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формирование у учащихся устойчивых знаний о растениеводстве в России как основном компоненте АПК.

Задачи урока:

1. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, картами, таблицами.

2. Способствовать формированию у учащихся знаний об особенностях растениеводства в России.

3. Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.

4. Расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету через сведения из дополнительной литературы.

Дидактические средства:

Карточки-задания, контурная карта, дополнительная литература, учебники, атласы, гербарий.

Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Наглядные: карточки с заданиями, карточки для составления схемы, карта, гербарий.

Дополнительная литература:

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: Вако, 2006.

2. География. 2500 тестов и проверочных работ по географии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2000.

1. Оргмомент.

- Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.

2. Изучение нового материала.

На доске: АПК

- Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)

- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,

участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя)

- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)

Откройте учебники на стр. 143. Какова структура АПК?

На доске: Схема. Структура АПК ( 3 учащихся дописывают схему)

Слайд 1 Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: растениеводство и животноводство.

Записываем тему урока в тетради.

- Какова площадь России? (17,2 млн. км2)

- Какова площадь пригодных для сельского хозяйства земель? (10%)

Земли, которые используются в сельском хозяйстве называются сельскохозяйственными угодьями.

- Оформление в тетрадях схемы:

Отрасли растениеводства: бахчеводство, виноградарство, овощеводство, плодоводство, полеводство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство.

- Как вы думаете какая отрасль является основой растениеводства России? ( полеводство)

Растениеводство — сельскохозяйственная наука, изучающая разнообразие форм и сортов полевых культур, их биологические особенности и наиболее совершенные приемы выращивания с целью получения максимальных урожаев наилучшего качества при наименьших затратах труда и себестоимости продукции.

  • полеводство,
  • луговодство,
  • овощеводство,
  • плодоводство,
  • виноградарство,
  • цветоводство,
  • лесоводство.

Однако как научная дисциплина, растениеводство изучает только полевые культуры: зерновые, зернобобовые, кормовые, картофель, бахчевые, прядильные, эфирномасличные, технические и другие культуры.

Растениеводство тесно связано с другими науками: физикой, химией, ботаникой, физиологией растений, геологией, почвоведением, метеорологией, земледелием, агрохимией, сельскохозяйственной мелиорацией, селекцией и семеноводством, энтомологией, фитопатологией, механизацией, экономикой, организацией и планированием сельскохозяйственного производства.

Приложения для Android

Навигация: Растениеводство

Однолетние бобовые травы

Однолетние злаковые травы

Значение растениеводства

Сельскохозяйственное растение — главный предмет исследований растениеводства. Любое зеленое растение преобразует энергию солнечного света в химическую энергию органических соединений.

Сельскохозяйственные растения имеют важное значение в развитии производства. Например, благодаря распространению сахарной свеклы и масличных культур в России во второй половине XIX в., в стране появилось промышленное производство сахара и масла, а расширение посевных площадей картофеля способствовало совершенствованию технической оснащенности сельского хозяйства, выросла отрасль переработки сельскохозяйственной продукции, например, винокурение, крахмалопаточное производство.

Возделывание сельскохозяйственных культур сопряжено со многими изменяющимися факторами, влияющими на условия произрастания растений, и, следовательно, их продуктивность. Своевременное и высококачественное выполнение всех полевых работ — залог успешного ведения сельского хозяйства, тогда как недостатки и ошибки в агротехнике полевых культур могут быть трудно устранимы. Поэтому в растениеводстве необходим строгий учет всех условий, определяющих конечную урожайность культур.

Растениеводство взаимосвязано с животноводством, которому оно дает грубые, сочные и концентрированные корма, а получает органические удобрения.

Всего на Земле возделывается свыше 20 тыс. видов сельскохозяйственных культур, из которых лишь 640 имеет наиболее важное значение, в том числе около 90 полевых культур.

Наибольшая площадь сельскохозяйственных угодий в мире приходится на зерновые культуры — 759, 4 млн га, что составляет 70% от всех посевных площадей. Средняя урожайность зерновых составляет 19,5 ц/га при валовом сборе — 1477,3 млн т.

Большая доля площадей приходится на посевы картофеля, сахарного тростника, сахарной свеклы, сои, арахиса, рапса, масличного льна, подсолнечника, кунжута, хлопчатнику. Меньшую долю занимают лен-долгунец, конопля и джут.

За период с 1940 г. по 1984 г. в СССР посевная площадь полевых культур увеличилась на 41% со 150,6 млн га до 212,6 млн га. По сравнению с дореволюционным период площадь посевов зерновых выросла на 19,6 млн га, площадь под посевами технических культур выросла в 3 раза, картофеля — в 2 раза, кормовых культур — в 26 раз.

На 1984 г. валовый сбор растениеводческой продукции по сравнению с 1940 г. в СССР был увеличен в 2,7 раза, при уменьшении численности занятых в сельскохозяйственной отрасли уменьшился в 1,3 раза.

Посевные площади сельскохозяйственных культур СССР (млн га)

1940 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1981 г. 1982 г. 1983 г. 1984 г.
Вся посевная площадь 150,6 203,0 206,7 217,3 214,9 214,3 213,0 212,6
Зерновые культуры 110,7 115,6 119,3 126,6 125,5 123,0 120,8 119,6
Технические культуры 11,8 13,1 14,5 14,6 14,2 14,2 14,3 13,9
Картофель, овощные, бахчевые культуры 10,0 11,2 10,1 9,2 9,1 9,2 9,2 9,2
Кормовые культуры 18,1 63,1 62,8 66,9 66,1 67,9 68,7 69,9
Площадь чистых паров 28,9 17,4 18,4 13,8 16,4 17,4 19,5 20,1

Урожайность сельскохозяйственных культур в СССР (ц/га)

Культура 1940 В среднем за год
1946-1960 1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1984
Хлопчатник 10,8 20,5 20,6 24,1 27,3 29,3 28,6
Сахарная свекла 146 184 165 228 217 237 213
Подсолнечник 7,4 9,1 11,2 13,2 13,2 11,8 11,7
Картофель 99 94 94 115 113 117 116
Лен-долгунец (волокно) 1,7 2,5 2,6 3,4 3,7 3,4 3,8
Овощи 91 101 116 132 138 153 160

Производство валовой продукции растениеводства в СССР (млн т)

Культура 1940 В среднем за год
1946-1960 1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1984
Хлопчатник 2,24 4,36 4,99 6,10 7,67 8,93 9,19
Сахарная свекла 18,0 45,6 59,2 81,1 76,0 88,7 74,8
Подсолнечник 2,64 3,67 5,07 6,39 5,97 5,31 4,90
Картофель 76,1 88,3 81,6 94,8 89,8 82,6 79,6
Лен-долгунец (волокно), тыс. т 349 438 408 458 456 393 388
Овощи 13,7 15,1 16,9 19,5 23,0 26,3 29,3

По валовому сбору пшеницы, хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, ржи, ячменя, овса и льна-долгунца СССР занимал первое место в мире.

История растениеводства

Первые обнаруженные следы земледелия относятся к неолитическому (новокаменному) периоду. Наиболее древними считаются очаги земледелия в Индии, Китае, Сирии, Египте, Мексике, Перу, Боливии.

На территории стран бывшего СССР земледельческие очаги возникли в период каменного века в районах Средней Азии и Закавказья. На территории современной Украины, по результатам трипольских раскопок, проведенных около Киева, земледелие велось уже в III-II тыс. до н.э., возделывались пшеница, ячмень, конопля и некоторые другие растения.

Первые упоминания в летописях Руси о земледелии датируются 946 г. н.э.

В XIX веке и первой половине XX в. большой вклад в развитие растениеводства внесли К.А. Тимирязев, И.А. Стебут, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов.

К.А. Тимирязев (1843—1920) много времени уделил изучению проблемам фотосинтеза растений. Изучая зависимость фотосинтеза от интенсивности и качественного состава света, он дал объяснение самым важным явлениям жизни растений. К.А. Тимирязев был основоположником и пропагандистом развития опытной агрономии и применения вегетационного метода в исследованиях физиологии и растениеводства, оценил вопрос о влиянии засухи на растения и обозначил мероприятия по борьбе с этим явлением.

Н.И. Вавилов (1887—1943) разработал учение о мировых центрах происхождения культурных растений и сформулировал закон гомологических рядов. Собранная им, его соратниками и последователями крупнейшая в мире коллекция сельскохозяйственных растений является источником исходного материала для селекции, интродукции и изучения эволюции культурных растений.

Большой вклад в развитие растениеводства внесли С.П. Кулжицкий (зернобобовые культуры), И.В. Якушкин (зерновые культуры, картофель, сахарная свекла), Н.И. Кулешов (кукуруза, пшеница), А.И. Носатовский (пшеница), В.А. Харченко (кормовые корнеплоды), Н.А. Майсурян (люпины). Большое значение для растениеводства имеют работы в области селекции полевых культур. Одними из известных советских селекционеров являются П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт, В.И. Ремесло, В.Я. Юрьев. Ф.Г. Кириченко, П.Ф. Гаркавый, В.Н. Мадонтова, Н.В. Цицик, В.Н. Соколов, М.И. Хаджинов, А.Л. Мазлумов.

Большую роль в развитии сельского хозяйства, в том числе растениеводства, сыграло решение в марте 1965 г. Пленума ЦК КПСС СССР, на котором были заложены основы аграрной политики последующих лет. Была поставлена задача улучшения снабжения продовольствием населения страны, намечены практические меры по объединению в единый комплекс сельского хозяйства и смежных отраслей промышленности, транспорта и торговли. В планы было поставлено достижение доли капитальных вложений в сельское хозяйство до 27-28%, а в весь агропромышленный комплекс до 33-35% от общего объема капитальных вложений в народное хозяйство СССР. Такой объем капиталовложений должен был обеспечить укрепление материально-технической базы отрасли, использование новейших достижений научно-технического прогресс, прежде всего механизации, химизации и мелиорации.

Большое значение в развитии сельскохозяйственного производства имела широкая интенсификация земледелия. Так в 1980 г. в СССР по интенсивной технологии возделывалось более 1 млн га посевов кукурузы, 626 тыс. га подсолнечника, 210 тыс. га сои, что дало прибавку урожая на 12,8 ц/га, 4,8 ц/га и 5 ц/га соответственно. Суммарная площадь посевов сельскохозяйственных культур, возделываемых по интенсивным технологиям в 1982 году составила свыше 5 млн га.

Сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, земельные ресурсы, агроклиматические ресурсы, сельскохозяйственные угодья, пашня, урожайность, зерновые, скотоводство, технические культуры, бахчеводство, рыбное хозяйство.

Основные понятия

Мелиорация – комплекс мер, направленных на улучшение плодородия земли.

Сельскохозяйственные угодья – земли, используемые в сельском хозяйстве.

Урожайность – уровень урожая с определённой площади посева.

Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя о сельском хозяйстве России, растениеводстве, животноводстве.

- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017.

Читайте также: