Конспект экскурсии деревья осенью

Обновлено: 07.07.2024

Образовательная область – познавательное развитие

Цель: Развивать познавательную активность во время экскурсии. Способствовать расширению знаний о признаках и характерных особенностях осенних деревьев. Формировать умение видеть прекрасное в явлениях природы.

• Формировать у детей представление о нормах поведения в природе, бережного отношения к ней.

Образовательная область «Познавательное развитие:

• Учить различать деревья, выявлять изменения, которые произошли с ними осенью.

• Уточнить и закрепить знания о строении дерева.

• Познакомить с двумя группами деревьев: лиственные и хвойные.

• Уточнить и активизировать в речи детей названия деревьев, их частей.

• Развивать связную речь.

• Учить видеть в окружающей природе явления, события и объекты, описанные в произведениях художественной литературы.

• Формировать эстетическое восприятие.

• Развивать творческие способности детей, желание передать свои впечатления в рисунке.

• Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве;

• обогащать двигательный опыт.

Место проведения: территория детского сада.

Объекты наблюдения: береза, ель, рябина, клен.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- Правильно. Сегодня мы с вами пойдем на прогулку не на наш участок, а погуляем по всему детскому саду и посмотрим, как же там хозяйничает осень, что изменилось с ее приходом.

- Сейчас я загадаю вам загадку, и если вы ее отгадаете, то узнаете, что первым мы встретим на своем пути:

-А что именно у березы белое? (Ствол)

- Правильно. Березу, нельзя спутать ни с каким другим деревом, потому, что других деревьев с белым стволом больше нет.

- Покажете мне ствол дерева.

- Ребята, попробуйте обхватить ствол березы пальцами. Получилось? Почему? (Ствол толстый)

- Что еще есть у березы? (Ветки)

- А какие они – толстые или тонкие?

- Посмотрите, дети, как изменилась береза осенью? (Листья стали желтыми)

«Белая берёза ветки опустила,

Белая берёза косы распустила,

Желтые листочки косы украшают,

Люди всегда любили березку, пели о ней песни, водили вокруг нее хороводы.

- Давайте попрощаемся с березой и пойдем дальше.

- Ребята, посмотрите, какое чудесное и необычное дерево! Осень не смогла изменить его цвет. Кто знает, как называется это дерево? (Это елка)

- Ребята, я сказала, что это дерево необычное, а чем оно отличается от других деревьев? (Оно зеленое, у него нет листьев)

- Вместо листьев на елочке растут колючие иголочки. Иголочки всегда остаются зелеными, ни когда не меняют цвет. На других деревьях листья осенью опадают, а елка иголки даже зимой не сбрасывает.

- Ребята, о каком дереве эта загадка:

«Я смотрю в свое окно,

Вижу дерево одно.

Гроздья красные висят,

-Правильно, мы пойдем в гости к рябине.

- Посмотрите, какая она нарядная - как много красных ягод на этом дереве! Ягоды красивые, так и хочется сорвать и положить в рот, но на вкус они горькие, только когда наступят морозы, они станут не такими горькими. Зато их очень любят птицы. Когда наступит зима и птицам станет нечего есть, ягоды рябины спасут их от голода.

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

Толи эта ягодка

Толь рябина хитрая

-Ребята, а у нашей рябинки какой ствол? Попробуйте обхватить его пальцами.

Люди всегда любили рябину за ее красоту, девушки делали из ягод бусы, а еще она может лечить: сок из ее ягод очень полезный при простуде.

- А теперь послушайте загадку, и отгадайте, к какому дереву мы пойдем:

А лист - ладошкой,

- Клены – очень красивые деревья. Особенно клен красив осенью. Посмотрите, какие необычные у этого дерева листья: они крупные, с жилками и похожи на растопыренные пальцы.

- Ой, подул ветер! Что произошло с листочками?

«Листья разные кружатся,

На землю ковриком ложатся.

Ярких листьев хоровод

- Что это, как называется? (Листопад)

«Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

- Посмотрите, сколько много листьев упало с клена: вся земля стала желтой!

- Давайте поиграем в ветер и листочки. Я буду ветер, а вы – листочки: «Ветер по лесу летал,

Ветер листики срывал.

Мы ладошки подставляли,

Все листочки мы поймали.

Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листья вверх)

Покружи ты наш листок,

И на землю опусти. (Приседают.)

Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)

И качается листок.

- А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный листопад у нас получился!

- Давайте соберем красивый осенний букет из желтых кленовых листьев и поставим в группе в вазу.

- Мы с вами навестили разные деревья, посмотрели, как изменила, разукрасила их осень, скажите, а можно деревья обижать, ломать ветки? (Нет)

- Конечно, ведь деревья живые. Они, как и люди, растут, питаются, дышат, им больно, когда их обижают.

- Наша экскурсия подошла к концу. Мы сейчас вернемся в детский сад, и вы нарисуете, все, что вам больше всего понравилось. А вечером покажите рисунки своим мамам и папам.

Цель: сформировать знание детей о перемене в природе в осеннее время.

Обучающая: систематизировать и закрепить знания детей о названия частей дерева (корень, ствол, листья, образующие крону, плод с семенами).

Развивающая: развивать навык определить дерево по листу.

Воспитательная: формировать интерес к окружающему, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

• На экскурсии наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• повторение названия деревьев.

• Поделки из природного материала;

Ход экскурсии : Экскурсия проводится на территории детского сада с детьми подготовительной группы, в октябрьский тёплый, но пасмурный день, чтобы дети смогли заметить изменения осенней погоды по сравнению с летней.

1 часть — вступительная (мотивационная)

Воспитатель: Ребята сегодня мы свами пойдём в гости к деревьям, которые растут на территории нашего детского сада.

2 часть — прогулка по территории детского сада (познавательная).

Выйдя на улицу, обращаем своё внимание на погоду, вспомним какое время года.

Воспитатель:Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

Дети: Осень.

Воспитатель:Давайте встанем в круг. Будем передавать волшебную палочку, и называть красивые слова: осень какая? (золотая, тихая, ласковая, разноцветная, пёстрая, щедрая, богатая.)

Дети обратите внимание на красоту осени. Давайте проверим, как шуршат листья.

- А вы знаете, почему листья опадают?

Дети:Деревья готовятся к зиме.

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Любите ли вы их собирать? Почему?

Дети:Да. Они очень красивые.

- Что вы с ними делаете?

Дети:Дарим маме и делаем подделки.

- Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

Дети: Нет, только осенью.

- А летом так бывает?

- А весной так бывает?

Дети: Осенью.

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами поиграем.

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками — приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Воспитатель:Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть, осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеет берёза. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Потрогайте кору руками, погладьте её, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается.

А теперь послушайте внимательно и отгадайте, про какое дерево я вам расскажу.

Гладкий и чистый ствол. Листья его похожи на короны. Это праздничное дерево. Это дерево любит яркий солнечный свет. Его плоды–крылатки. В жаркий летний день хорошо отдохнуть под развесистыми ветками этого дерева.

Распустились листья клёна,

Царская у клёна крона.

Лист кленовый как корона

Из корон у клёна крона.

Все клёны стали рыжие

Но не один не дразнится.

Всё равно мы рыжие Кому, какая разница.

Ветер тихо клён качает

Вправо влево наклоняет,

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён.

Воспитатель:Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите из чего, состоит лист?Его стебелёк называется черешком. К черешку прикрепляется пластинка листа, на котором хорошо заметны жилки. Весной и летом по жилкам в лист поступает вода. В нижней части осеннего листа черешок становится широким и твёрдым. Это помогает листу отделиться от дерева. Поищите на дереве место, где были прикреплены листья. Как вы думаете, ребята, когда листья опадают больше: в сухую погоду или во влажную, после дождя? (После дождя листья опадают больше, так как от воды они намокают, становятся тяжёлыми и падают на землю. Это явление называется листопад.)

(Рассказы детей).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Лист берёзы, лист рябины,

Листики тополя, листик осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

Воспитатель:Возьмите опавшие листочки в руки. Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?

Воспитатель:Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями. Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги по шире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держатвас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас!

Воспитатель: Какие деревья остались зелёными?

Дети: Зелёными остались хвойные деревья — сосны и ели.

Воспитатель: Под какими деревьями лежат шишки?

Дети: Шишки лежат под соснами

На каком дереве растут желуди?

Воспитатель: Какого цвета осенний лес?

Дети:Потому что деревья очищают воздух.

Дети собирают жёлтые и красные листья и сосновые шишки.

- Дети, когда с деревьев падают листья, как называется это явление?

- Посмотрите, как я устрою листопад. Как летят листья на землю? Что вы заметили? Давайте проверим так ли это? Возьмите свои листочки, положите на ладошку и по команде подуем на них. Какой можно сделать вывод? (лист летит, он лёгкий).

Ход игры:

Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.

Дети бегают, взмахивают руками:

Листья по ветру летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки.

Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.

Прилетел лёгкий ветерок, подул (дуют).

Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке).

Листья по ветру летят.

А теперь все листочки бегите ко мне.

Самостоятельная двигательно - игровая деятельность: игры с выносным материалом (скакалки, мячи).

3 часть — заключительная (рефлексивная)

- Почему осень называют жёлтой или золотой?

- Что такое листопад?

- Что вам понравилось и что запомнилось вам на нашей экскурсии?

(ответы детей.)

- Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Молодцы! Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы и отгадали загадки, поиграли. Но нам пора возвращаться в детский сад. А к деревьям в гости мы придём зимой. В память о нашей экскурсии давайте с вами





Фотоотчет осенней экскурсии с детьми подготовительной группы в Национальный музей Республики Карелия.

Фотоотчет осенней экскурсии с детьми подготовительной группы в Национальный музей Республики Карелия. В сентябре мы с детьми в очередной раз посетили Национальный музей Республики Карелия. Дети подготовительной группы детского сада №98 "Сказка".

Фотоотчет об осенней экскурсии по территории детского сада

Фотоотчет об осенней экскурсии по территории детского сада Золотая осень, прекрасное время для проведения экскурсии по территории детского сада. Цель экскурсии: осенние изменения в природе, сбор.

Развивать познавательную активность во время экскурсии. Способствовать расширению знаний о признаках и характерных особенностях осенних деревьев. Формировать умение видеть прекрасное в явлениях природы.

ВложениеРазмер
ekskursiya.docx 17.43 КБ

Предварительный просмотр:

(с детьми 3-4 лет)

Воспитатель: Меликова А.Г.

Образование: неоконченное высшее

Цель: Развивать познавательную активность во время экскурсии. Способствовать расширению знаний о признаках и характерных особенностях осенних деревьев. Формировать умение видеть прекрасное в явлениях природы.

• Формировать у детей представление о нормах поведения в природе, бережного отношения к ней.

Образовательная область «Познавательное развитие:

• Учить различать деревья, выявлять изменения, которые произошли с ними осенью.

• Уточнить и закрепить знания о строении дерева.

• Познакомить с двумя группами деревьев: лиственные и хвойные.

• Уточнить и активизировать в речи детей названия деревьев, их частей.

• Развивать связную речь.

• Учить видеть в окружающей природе явления, события и объекты, описанные в произведениях художественной литературы.

• Формировать эстетическое восприятие.

• Развивать творческие способности детей, желание передать свои впечатления в рисунке.

• Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве;

• обогащать двигательный опыт.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

- Правильно. Сегодня мы с вами пойдем на прогулку не на наш участок, а погуляем по всему детскому саду и посмотрим, как же там хозяйничает осень, что изменилось с ее приходом.

- Сейчас я загадаю вам загадку, и если вы ее отгадаете, то узнаете, что первым мы встретим на своем пути:

-А что именно у березы белое? (Ствол)

- Правильно. Березу, нельзя спутать ни с каким другим деревом, потому, что других деревьев с белым стволом больше нет.

- Покажете мне ствол дерева.

- Ребята, попробуйте обхватить ствол березы пальцами. Получилось? Почему? (Ствол толстый)

- Что еще есть у березы? (Ветки)

- А какие они – толстые или тонкие?

- Посмотрите, дети, как изменилась береза осенью? (Листья стали желтыми)

«Белая берёза ветки опустила,

Белая берёза косы распустила,

Желтые листочки косы украшают,

Люди всегда любили березку, пели о ней песни, водили вокруг нее хороводы.

- Давайте попрощаемся с березой и пойдем дальше.

- Ребята, посмотрите, какое чудесное и необычное дерево! Осень не смогла изменить его цвет. Кто знает, как называется это дерево? (Это елка)

- Ребята, я сказала, что это дерево необычное, а чем оно отличается от других деревьев? (Оно зеленое, у него нет листьев)

- Вместо листьев на елочке растут колючие иголочки. Иголочки всегда остаются зелеными, ни когда не меняют цвет. На других деревьях листья осенью опадают, а елка иголки даже зимой не сбрасывает.

- А теперь послушайте загадку, и отгадайте, к какому дереву мы пойдем:

А лист - ладошкой,

- Клены – очень красивые деревья. Особенно клен красив осенью. Посмотрите, какие необычные у этого дерева листья: они крупные, с жилками и похожи на растопыренные пальцы.

- Ой, подул ветер! Что произошло с листочками?

«Листья разные кружатся,

На землю ковриком ложатся.

Ярких листьев хоровод

- Что это, как называется? (Листопад)

«Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

- Посмотрите, сколько много листьев упало с клена: вся земля стала желтой!

- Давайте поиграем в ветер и листочки. Я буду ветер, а вы – листочки: «Ветер по лесу летал,

Ветер листики срывал.

Мы ладошки подставляли,

Все листочки мы поймали.

Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листья вверх)

Покружи ты наш листок,

И на землю опусти. (Приседают.)

Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)

И качается листок.

- А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный листопад у нас получился!

- Давайте соберем красивый осенний букет из желтых кленовых листьев и поставим в группе в вазу.

- Мы с вами навестили разные деревья, посмотрели, как изменила, разукрасила их осень, скажите, а можно деревья обижать, ломать ветки? (Нет)

- Конечно, ведь деревья живые. Они, как и люди, растут, питаются, дышат, им больно, когда их обижают.

- Наша экскурсия подошла к концу. Мы сейчас вернемся в детский сад, и вы нарисуете, все, что вам больше всего понравилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста.


Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени.

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"



ДЭП ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ "Деревья нашего сада"

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ "Деревья нашего сада" состоялась в солнечный погожий день. Дети подготовительной группы Щелкунчик отгадали загадку и сразу узнали красный клен (он их радовал необычны.


ДЭП Экологическая экскурсия "Деревья нашего сада"

Фотоотчет экологической экскурсии подготовительной группы Дюймовочка (воспитатель Шашлова Е.Е.) "Деревья нашего сада" по плану экологического кружка экологического кружка.


Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экскурсия разработана учителем начальных классов МБОУ СШ №41 им. А.Ф Казанкина города Ульяновска Левштановой Л.Е.

Цель: Развивать познавательную активность во время экскурсии. Способствовать расширению знаний о признаках и характерных особенностях осенних деревьев. Формировать умение видеть прекрасное в явлениях природы.

•Формировать у детей представление о нормах поведения в природе, бережного отношения к ней.

•Учить различать деревья, выявлять изменения, которые произошли с ними осенью.

• Познакомить с двумя группами деревьев: лиственные и хвойные. Уточнить и закрепить знания о строении дерева.

•Уточнить и активизировать в речи детей названия деревьев, их частей.

•Развивать связную речь.

•Учить видеть в окружающей природе явления, события и объекты, описанные в произведениях художественной литературы.

•Формировать эстетическое восприятие.

•Развивать творческие способности детей, желание передать свои впечатления в рисунке, поделке.

Ход экскурсии:

Ученики читают стихи, подготовленные накануне экскурсии.

1. Осень скверы украшает

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой,

2. И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды,

3. На полях идёт уборка -

Собирают люди хлеб,

Тащит мышка зёрна в норку,

Чтобы был зимой обед,

4. Сушат белочки коренья,

Запасают пчёлы мёд,

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт,

5. Уродился урожай -

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

- Какое время года описано в стихотворении? (осень)

- Почему считается, что это грустное время года? (Прошло лето, становится холоднее, вы уже не можете так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скоро облетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно).

- А чем прекрасно это время года? (Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас на улице еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода, мы можем дышать чистым, свежим воздухом).

- Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.

- Сегодня мы с вами пойдем на прогулку не на наш школьный участок, а погуляем по микрорайону вблизи школы и посмотрим, как же там хозяйничает осень, что изменилось с ее приходом.

- Сейчас я загадаю вам загадку, и если вы ее отгадаете, то узнаете, что первым мы встретим на своем пути:

- Красавицы-берёзки растут прямо в школьном дворе. Их можно увидеть везде. Именно берёза считается неотъемлемым символом России и русских людей. Из-за широкого распространения данного дерева, сложно даже и представить Россию без березы. Береза стала символом еще и потому, что древние славяне имели множество поверий на этот счет. Да и само слово "береза" происходит от слова "беречь" "оберегать" и языческого божества "берегини". Береза является самым распространенным деревом в России.

-А что именно у березы белое? (Ствол)

- Правильно. Березу, нельзя спутать ни с каким другим деревом, потому, что других деревьев с белым стволом больше нет.

- Какой высоты дерево? (Можно сравнить высоту дерева с 4-х этажным зданием школы)

- Обнимите ствол дерева. Можно ли его обхватить руками? Погладьте кору, прижмитесь к ней щекой. Какая она? (теплая, холодная, гладкая, твердая — дети передают свои ощущения).

- Что еще есть у березы кроме ствола? (Ветки)

- А какие они – толстые или тонкие?

- Посмотрите, дети, как изменилась береза осенью? (Листья стали желтыми):

Ученик рассказывает стихотворение.

«Белая берёза ветки опустила,

Белая берёза косы распустила,

Желтые листочки косы украшают,

- Люди всегда любили березку, пели о ней песни, водили вокруг нее хороводы.

- Давайте попрощаемся с березой и пойдем дальше. (Можно перейти дорогу и пойти во двор по адресу: ул. Шоферов 5)

- Ребята, посмотрите, какое чудесное и необычное дерево! (Смотрим на лиственницу) Как вы думаете, это хвойное дерево или нет? (Ответы детей)

- Да, это хвоинки. А почему же они жёлтые? И даже начали опадать. Мы же знаем, что хвойные деревья всегда зеленые. (Дети задумываются)

- Ребята, это хвойное дерево – лиственница. Я думаю, вы уже догадались, почему оно так называется. (Ответы детей)

-А сейчас отгадайте загадку:

Весной зеленело, летом загорало,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина).

- Оглянитесь вокруг, а нет ли такого дерева поблизости? (Недалеко от лиственниц растёт рябина)

- Рассмотрите листья рябины. Какого они цвета, формы? Вспомните, какие слова используют поэты при описании осенних листьев?

(Ответы детей: красные, желтые, бурые, золотистые, пятнистые, расписные и т.д.)

- Лист рябины очень сложный, похож на целую ветку с несколькими, расположенными друг против друга листочками. Но на самом деле, это только один лист с несколькими листовыми пластинками, поэтому он и называется сложный. Каждая листовая пластинка с зубчиками. А по форме какая? (Овальная)

– Посмотрите и скажите, на что похожи ягоды рябинки? На костёр, на ярко-красные шары…)

- Оранжево-красные гроздья плодов остаются на рябинках на всю зиму, так, как плоды собирают после первых заморозков. Из них варят варенье, делают начинки для конфет. Недаром говорят, в сенокос горька, а в мороз сладка. Ягоды рябины очень богаты витаминами и широко используют в медицине. 23 сентября носит название – рябинник. В этот день начинали сбор урожая рябины. Но не всю рябину срывали, часть ягод оставляли. Как вы думаете, для кого? (Для птиц. Чтобы зимой птицы не умерли с голоду).

- Вот и мы не будем срывать гроздья рябины, оставим их зимующим птицам.

- Мы отправляемся в другой двор по улицы Краснопролетарской, д 22.

(Во дворе уже опали красивые листья клёна)

- Ребята, от какого дерева эти листья? (От клена) Как вы их узнали? (По форме)

- Подул ветер! Что произошло с листочками? (опали)

Ученик читает стих:

«Листья разные кружатся,

На землю ковриком ложатся.

Ярких листьев хоровод

Как называется осеннее явление, когда опадают листья? (Листопад)

- Давайте вместе походим по осенним листьям. Что делают листья под ногами?

А сейчас соберём красивый, разноцветный букет из листьев. (Ребята собирают листья в букеты)

- Какие красивые у вас получились букеты! Чем пахнут осенние листочки? ( Осенью)

- Мы отправляемся в соседний двор по улице Металлистов,19

- Посмотрите на это дерево. Какие у него необычные листья! Давайте их рассмотрим. Какие листья у дерева сложные или простые? (Сложные, у них по пять листовых пластинок.)

- Ой, посмотрите, в траве что-то лежит. Что это? Откуда они взялись? (Это плоды этого дерева. Они упали с дерева).

Это дерево называется каштан.

- Возьмите один каштан в правую руку. Рассмотрите каштан. Какого он цвета? Какой он формы? Какой он на ощупь? (каштан круглый, зеленый, колючий).

- Давайте сложим каштаны в ведерко. Они пригодятся нам для поделок.

Мы бежали по дорожке.

(Дети бегут по кругу друг за другом. Руки держат на поясе.)

Нам каштан попал под ножки.

(Идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)

Стали мы его пинать.

(Вновь бегут по кругу.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Выполняют прыжки на носочках.)

- Мы с вами навестили разные деревья, посмотрели, как изменила, разукрасила их осень, скажите, а можно деревья обижать: спиливать, ломать ветки? (Нет)

- Конечно, ведь деревья живые. Они, как и люди, растут, питаются, дышат, им больно, когда их обижают. Деревья – друзья человека. Они дают человечеству кислород, который необходим нашему организму.

Подведение итогов прогулки:

- Наша экскурсия подошла к концу.

- Что было объектом исследования?

- Какова была проблема и проблемный вопрос?

- Как вы ответили на этот вопрос?

- Какую новую информацию узнали на прогулке?

- Что больше всего понравилось?

- Мне остаётся спросить, как ваше настроение? Понравилась вам экскурсия? (ответы)

- Мы сейчас возвращаемся в школу. Потом вы пойдёте домой. Завтра и послезавтра – выходные дни. Дома можно сделать поделку из листьев, шишек и каштана, а можно просто нарисовать осенние листья.

1. Вводная беседа (в группе)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите в окно, какое время года наступило?
Дети: – Осень!
Воспитатель: - давайте вспомним, какие осенние месяцы мы знаем!
Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: - Да, правильно! А кто скажет, сколько всего дней в недели?
Дети: - семь!
Воспитатель: - Давайте перечислим их.
(дети перечисляют)
Воспитатель: - Правильно, ребята, а вы знаете, что в народе дни недели очень интересно называют. Послушайте:
Понедельник – заяц-рукодельник
Вторник – соловей-задорник
Среда – лисичкина-еда
Четверг – волк глазами сверк
Пятница – колобком катится
Суббота – баня у енота
Воскресенье – всем веселье.




Воспитатель - Молодцы, а сейчас пошлите одеваться.
(дети одеваются)

2. Коллективное наблюдение (на улице)

3. Сбор природного материала:
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сейчас набрать самые красивые листочки, потом мы в группе из них все вместе сделаем красивую осеннюю поделку. (дети собирают листья). Сколько много красивых листочков вы собрали! Молодцы!

- Вот мы с вами и поиграли, вы все очень хорошо смогли найти деревья по описанию.
(Далее свободная игра детей)
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора прощаться с осенним лесом. Вам понравилась экскурсия в лес и почему? (Ответы детей).

Читайте также: