Съедобные и несъедобные грибы план конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc
Конспект открытого урока ОБЖ с элементами занимательного труда
Дата проведения: 26.11.15 г.
Цели и задачи урока:
- продолжить знакомство с основными съедобными и ядовитыми грибами,
- научить различать по внешнему виду съедобные и несъедобные грибы;
- формировать навыки безопасного поведения при сборе грибов;
- корректировать мышление, речь, внимание;
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, а также интерес к познанию и желание вести здоровый образ жизни.
Словарь : подберёзовик, подосиновик.
Сядет тот, кто родился летом, осенью, зимой, весной…
Актуализация опорных знаний.
- Какое время года заканчивается?
- Какие признаки осени вы знаете?
- Где растут грибы? /в лесу/
3. Определение темы и цели урока.
- Скажите, зачем люди собирают грибы? (Они вкусные.)
- Верно, сегодня мы с вами обсудим какие опасности могут представлять грибы, вы сможете узнать, как отличить ядовитые грибы от вкусных и полезных. Сейчас я предлагаю вам прочитать тему нашего урока.
Съедобные и несъедобные грибы.
- С помощью опорных слов определите цели нашего урока:
Знакомство с новым материалом.
- Давайте представим, что мы с вами пришли в лес.
/Интерактивная доска/
На территории нашей страны растёт много вкусных и полезных грибов, только их надо хорошо знать и уметь отличить от несъедобных грибов. Давайте узнаем, какие съедобные грибы растут в нашем лесу.
съедобные грибы
Некоторые из них вы уже знаете, а вот с некоторыми вам предстоит познакомиться впервые. Откройте конверты, на которых гриб нарисован в правом верхнем углу – здесь вы найдёте карточки-подсказки.
В нашем лесу грибы подружились с деревьями и поселились под ними.
Около дубов растёт гриб, который называют царём грибов – это белый гриб или ещё его называют боровик. Это самый лучший гриб наших лесов. Белыми их называют из-за цвета шляпки. Найдите боровик в корзине и прикрепите на доску. Как он называется?
Под соснами растут маслята.
На пнях растут опята.
Рядом с осиной растут грибы, которые называются подосиновики. А как вы думаете, почему они так называются?
Под березой растут подберезовики. Они растут быстрее всех грибов.
Назовите грибы, которые мы с вами нашли в лесу? Какие это грибы?
Но кроме съёдобных грибов в лесу ещё растут грибы, которые нельзя употреблять в пищу. Это несъедобные грибы.
несъедобные грибы
Посмотрите на нашу лесную полянку и скажите, какие несъедобные грибы вы заметили?
Поганка – самый опасный и ядовитый из всех грибов. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Яд, который содержится в ней, не исчезает при варке грибов. Если бледная поганка полежит рядом со съедобными грибами, ими тоже можно отравиться. Раскрасьте гриб и подпишите его название.
Мухомор – тоже ядовитый гриб – он с красной шляпкой и белыми пятнами. Растут мухоморы, как на параде строй. Увидите такой парад, обходите его стороной. Хоть и ядовит мухомор для человека, но для лесных зверей служит лекарством. Раскрасьте гриб и подпишите его название.
Покажите, какие памятки у вас получились.
6. Физминутка.
- А как вы думаете, ребята, могут ли съедобные грибы стать ядовитыми?
- Оказывается, могут. Грибы очень похожи внутри на губку и так же, как губка, впитывают в себя ядовитые вещества из воздуха и почвы. Посмотрите, как это происходит. Учитель демонстрирует опыт с поролоновой губкой, опуская её в блюдце с подкрашенной водой: губка впитывает воду, окрашивается в её цвет.
- Грибы, растущие вблизи автомобильных дорог, впитывают ядовитые выхлопные газы проезжающих машин и сами становятся ядовитыми. Такие грибы собирать нельзя.
8. Первичное закрепление. Компьютерное тестирование.
- Назовите съедобные грибы.
- Назовите несъедобные грибы.
Чтобы проверить, умеете ли вы различать съедобные и несъедобные грибы, давайте пройдём тест. Ваша задача – определить, какой гриб съедобный, а какой несъедобный. Если ответ будет правильным, то вы раскрасите грибочки.
9. Практическая деятельность.
Сегодня на уроке я предлагаю вам сделать свой грибок – боровичок из природного материала.
Рассмотрите корзинки и скажите, с каким природным материалом вам предстоит работать /каштаны и жёлуди/. Что ещё нам понадобится? /пластилин жёлтого цвета и зубная щётка/.
Из каких частей состоит гриб? Из чего мы будем делать шляпку? А ножку? С помощью чего мы соединим части гриба?
Чтобы узнать, как сделать такой боровичок, откройте оставшийся конверт. Как расположен гриб на этом конверте? /посередине/.
10. Рефлексия, самооценка.
Посмотрите, какие красивые грибочки у вас получились. Как они называются? А вы знаете, что гриб Боровик считается хозяином леса? В сказочном лесу тоже живёт старичок Боровичок. Хотите с ним познакомится? Тогда давайте его позовём.
Приходи к нам на урок!
Появляется старичок – Боровичок.
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и бору,
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош
Здравствуй, Старичок – Боровичок! Посмотри, каких друзей для тебя мы сделали сегодня с ребятами.
- Какие вы молодцы! А можно я заберу своих друзей с собою в волшебный лес и познакомлю их со своими друзьями? Тогда кладите их скорее в мою корзинку!
- А я тоже приготовил вам сюрприз. В моей корзине лежат листики – оценки. Я предлагаю вам оставить себе оценку. Если вы считаете, что вы хорошо работали на уроке, правильно выполнили все задания и ни разу не ошиблись, до прикрепите мне на шляпку красный листочек. Если вы очень старались, но не всё смогли выполнить самостоятельно – прикрепите зелёный листик. А если вы сегодня плохо справлялись с заданиями – прикрепите жёлтый листик.
- Ребята, спасибо за ваши подарки! Мне пора возвращаться домой. Желаю вам хороших оценок!
Цель урока: создание образовательной среды урока, способствующей развитию творческой самостоятельности ученика.
Задачи урока:
научить распознавать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами их сбора и выращивания;
развивать творческое мышление учащихся, учить принимать решение в нестандартных ситуациях;
воспитывать интерес к познанию живой природы;
создать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся.
Планируемые образовательные результаты:
знать названия наиболее распространенных съедобных, условно-съедобных и ядовитых грибов;
узнавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы;
соблюдать правила сбора грибов;
преобразовывать информацию из одного вида в другую.
осознавать неполноту знаний о съедобных и ядовитых грибах;
испытывать интерес к новой теме и к изучению предмета;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
оценивать собственный вклад в работу класса.
Метапредметные:
уметь работать с текстом и иллюстрациями учебника и рабочей тетрадью;
сравнивать и находить отличия грибов;
находить информацию анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Регулятивные:
уметь самостоятельно определять цель и задачи учебной деятельности;
обнаруживать проблему и решают её совместно с учителем и одноклассниками;
интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
определять критерии изучения грибов.
Коммуникативные:
иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
уметь вести диалог;
выражать свои мысли и идеи.
Формат занятия: открытие нового знания.
Представляемая технология: ИКТ, личностно-ориентированное развивающее обучение, элементы технологий проблемного обучения, коллективно-познавательной деятельности, осмысленного продуктивного чтения и здоровьесберегающей.
Образовательные ресурсы: 1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечние. – М.: Дрофа, 2012.
2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,2012.- 60.
Формы: диалог, беседа, индивидуальная работа в процессе коллективной.
Методы: метод диалогичности, индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Риск: недостаточное количество времени для изучения материала, возникновение сложностей с самостоятельной формулировкой выводов обучающимися.
Этапы урока.
I. Организационный.
1. Какие царства органического мира вам известны?
2. Какие царства органического мира мы изучили?
3. С каким царством органического мира мы познакомились на прошлых уроках?
4. О каких грибах мы говорили на прошлом уроке?
5. Почему шляпочные грибы получили такое название?
Тайны, каких грибах мы будем сегодня на уроке открывать?
Тема нашего урока как вы догадались……(Съедобные и ядовитые грибы).
Цель урока: ……(научиться различать съедобные и ядовитые шляпочных грибов).
III. Совместное открытие знаний.
Богат и разнообразен мир шляпочных грибов. Их насчитывается около 100 видов, но употребляется в пищу около 40, а местами 15-20 видов, так как кроме съедобных грибов существуют и ядовитые.
Какие вы знаете ядовитые грибы?
Какие вы знаете съедобные грибы?
Для проверки знаний о съедобных и ядовитых грибах организуется:
индивидуальная работа с использованием рабочей тетради на печатной основе. Задание: выполните задание № 51. на стр. 32 в тетради. Определите, какие из нарисованных грибов относятся к съедобным, а какие – к ядовитым?
-ᅟА ᅟсейчас ᅟмы ᅟ ᅟотпраʙляемся ᅟʙ ᅟнаучную ᅟлабораторию ᅟи ᅟпопробуем мыслить, как ᅟученые-ᅟисследоʙатели.
ᅟВнимательно ᅟпрочитайте текст учебника параграфа 14, на стр. 74- 75 ᅟᅟи ᅟрассмотрите ᅟрисунки на карточкахᅟ, ᅟᅟнайдите ᅟ ᅟᅟотличия ᅟмежду ᅟпохожими ᅟсъедобными ᅟи ᅟядоʙитыми ᅟгрибами. ᅟСделайте общий ᅟʙыʙод. Результаты занесите в таблицу.
Групповая работа
обучающимся 1 группы предлагается: найдите отличительные признаки между белым, сатанинским и желчным грибами;
Я гриб сатанинский
Красив и пригож,
На гриб боровик,
Как две капли, похож.
Меня под березой,
Ты встретишь в траве.
И жизнь под угрозой.
Поверь, друг, молве.
Краснею на срезе,
На ножке узор.
Не знать мои признаки –
обучающимся 2 группы предлагается: найдите отличительные признаки между лисичками настоящими и ложными, опятами съедобными и ложными.
Семейкою дружной
Растём на пеньках.
Мы в шляпках кирпичных,
На тонких ногах.
Собой ядовиты,
И в рот брать не смей!
От вкусных опят,
Отличить нас сумей!
У съедобного опёнка
На ноге кольцо из плёнки.
А у ложных всех опят
Ноги голые до пят.
обучающимся 3 группы предлагается: найдите отличительные признаки бледной поганки и шампиньона.
Меня грибники очень редко срывают.
Что я ядовитая, многие знают.
Бледна и стройна я, как гриб шампиньон.
Не будь тороплив, присмотрись: я не он!
У самой земли покрывала кусочки.
Меня оставляй красоваться в лесочке.
По итогу работы представители от каждой группы по очереди выходят к доске и представляют результаты, используя слайд-заготовки в презентации. Обучающие дополняют и корректируют ответы одноклассников. Учитель контролирует правильность заполнения строк таблицы с помощью таблицы выведенной на слайде, и задает проблемные вопросы всему классу.
Данная методическая разработка поможет познакомить детей с ядовитыми и съедобными грибами.
Цели: познакомить детей с некоторыми съедобными и ядовитыми грибами, дать понятие о разнообразии грибов и их пользе.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в грибное царство. Путь предстоит долгий, ведь мы должны многое узнать об этих удивительных созданиях природы.
2.Рассказ с демонстрацией.
Еще в IV в до н.э. древнегреческий философ и натуралист Аристотель посвятил свой научный труд грибам. Сейчас грибы изучает целая наука – микология.
Русские люди с давних времен занимались сбором грибов и их переработкой. На Руси даже существовала грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии. В сезон заготовки население целых деревень на телегах, запряженных лошадьми, отправлялись в лес за грибами. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со столов в будни и праздники, зимой и летом. Кроме того, заготовленные грибы отправляли в крупные города.
Некоторые народы не употребляют в пищу грибы (татары, ненцы, якуты).
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Но наш разговор о грибах, которые растут в лесах нашей страны.
Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. У трубчатых грибов под шляпкой можно рассмотреть большое количество мелких трубочек, а у пластинчатых пластинок. К трубчатым грибам относятся боровики, подосиновики, подберезовики, моховики. К пластинчатым - сыроежки, опята, грузди, волнушки, лисички.
На лесной поляне
Веселы и невелички
Много их и там и тут
Дружно кучками растут.
Под старой елью
С пеньком рядом
На ножках тонких.
На лужайке вырос он
И зовется шампиньон.
Под тенью сосен
Растет под осень
Меж иголок рыжих
Он хотя красив на вид,
Но опасен, ядовит. (Алексей Чельцов)
Грибы применяются и для лечебных целей. Белыми грибами можно лечить обмороженные части тела, используют их и при лечении онкологических заболеваний. Лисички обладают способностью выводить из организма радиоактивные вещества, поэтому эти грибы большими партиями закупаются для вывоза в страны Европы. Мухоморы широко применяются при лечении радикулита и ревматизма, а так же при болезнях нервной системы.
Грибные ферменты применяют в мебельном производстве, ими обрабатываются поверхности деревянных деталей, чтобы они были более устойчивыми к повреждениям плесенью.
В природе грибы выполняют очень важные функции:
1.Участвуют в переработке растительных остатков: разрушают пни, стволы, упавшие сучья, отмершую листву. ( Каждый год на один гектар леса падает свыше 2-х тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы.)
2.Подкармливают азотом и другими веществами деревья.
3.Служат пищей для животных: слизней, белок, кабанов, птиц.
4.Грибы служат лекарством для животных. Лоси, лисы, кабаны, белки и другие животные поедают мухоморы, чтобы избавиться от глистов.
Ребята, предлагаю заполнить таблицу. Давайте укажем объекты природы, жизнь которых связана с грибами.
- птицы (сорока, глухарь, тетерев, сойка и др.)
- звери (белки, лоси, кабаны и др.)
- насекомые (мухи, комары)
- лес (санитары, разрушают пни, опавшие листья)
-растения (деревья, кустарники, травы)
-человек (пища, лечат туберкулез, холеру и др.болезни)
Вы уже знаете, что грибы можно разделить на две группы: съедобные и ядовитые.
Сейчас мы посмотрим презентацию и ответим на вопросы викторины о грибах.
Предлагаю вам подумать и рассказать, как правильно нужно собирать грибы, чтобы не навредить природе.
1.Не разрывать мох, не нарушать грибницу.
2.Гриб срезать ножом, а не вырывать.
3.Ямку засыпать землей и прикрывать мхом.
4.Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые.
5. Не собирать грибы вблизи проезжих дорог.
7. Решение экологических задач
Послушайте внимательно мои рассказы и дайте ответы на вопросы.
1.Нашел грибник один боровик, а разрыл весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)
2.Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбил палкой.
-Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!
-Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
3.Костя и Миша пришли в лес. В поисках грибов они разбрелись в разные стороны. Костя вернулся в условленное место с полной корзиной боровиков. А у друга в руках была корзинка, полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? – удивился Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша.
8.Интересные факты о грибах
- Судя по всему, первые грибы развились на планете около 400 млн лет назад, то есть задолго до того, как появились первые динозавры.
- Шляпки есть лишь у примерно 7000 видов грибов. Остальные шляпок не имеют, и выглядят совсем иначе. А многих из них без микроскопа разглядеть вообще невозможно.
- Несмотря на свою мягкость, грибы удивительно сильны. Они способны разрушить даже бетон и асфальт, пробиваясь к поверхности.
- Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов.
- Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовики. Эти грибы успешно заменяли вату.
- Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.
- Самыми дорогими грибами в мире являются трюфели – их стоимость на данный момент составляет от 3 до 7 долларов за 1 грамм, в среднем.
- Одно из интересных свойств грибов – выработка витамина D, которая, аналогично организму человека, активизируется под воздействием солнечных лучей.
- Жизнеспособность грибов может вызвать удивление у каждого – некоторые их виды способны выдержать все возможные виды излучений, а в 2002 году, грибница была обнаружена даже внутри разрушенного реактора в Чернобыле.
- Своё название мухоморы получили не просто так. В прошлом их использовали для борьбы с мухами, и в природе взрослые мухоморы тоже поглощают этих насекомых. У взрослого мухомора шляпка становится вогнутой, в ней собирается вода, и в неё выделяются химические вещества. Муха, привлеченная запахом и напившаяся этой воды, падает в неё же и тонет, после чего мухомор медленно её поглощает.
9. Время игры
9.1.Грибные загадки
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,-
2.В лесу на лужочке
А на каждом из них
Много братцев лихих. (Опята)
3.На полянке лесной
Под могучей сосной
На нем бурый колпачок.
Кто в лесу бывает-
Тот его и знает. (Боровик)
4.И лесная модница
За нарядом гонится.
То с бордовым, то с лиловым,
Или алым покрывалом
У тропы появится –
Хочет всем понравиться. (Сыроежка)
5.Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
6.У тенистого лога
Чуть нажмешь на бочок –
Глядь, уже синячок. (Моховик)
7.Стоит в шапке дед:
Дождя давно нет,
А снизу вся в дырках (Масленок)
8.У меня нарядный вид.
Но я очень ядовит.
Я сигналю всем в округе –
Брать меня не надо в руки.
Яркий будто светофор,
9.Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринке,
Кто к ней прикоснется,
Тот не проснется. (Бледная поганка)
10.В хвойном лесу растет паренек,
В рыженькой шляпке рыжий грибок.
Стоит задеть – и из рыженькой ножки
Вдруг побегут рыже - рыжие слезки. (Рыжик)
11.Этот гриб почти домашний,
Он растет в подвале нашем,
Вкусный из него бульон,
Это белый… (Шампиньон)
12.В нежно - розового цвета
Платьице всегда одета.
Счастье грибникам в лесу
Отыскать ее, красу. (Волнушка)
13.Среди берез – весны отрада,
Растет себе грибок, что надо.
Невзрачный вид у старичка,
Но вкус приятный у … (Сморчка)
* * * О * * * * * * *
Ответы: 1.Масленок, 2.Сыроежка, 3.Груздь, 4.Подосиновик, 5.Боровик, 6.Волнушка, 7.Рыжик, 8.Дождевик.
Ответы: Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.
Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая (Опенок)
Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. (Подберезовик)
Этот гриб получил свое название за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика появляется темно-коричневый сморщенный комочек.
Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой красивый бахромчатый шарфик – бантик. (Бледная поганка)
Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая (Подосиновик)
На зеленой полянке семейка грибов красные, желтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. (Мухомор)
У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики)
9.5. Грибная викторина
1.Какие грибы называют подснежниками? (Сморчки и строчки. Они появляются ранней весной).
3.Почему боровики получили название белые грибы? (Их мякоть на срезе не темнеет. А также она остается белой при сушке и варке).
4.Может ли гриб съесть дом? (Домовой гриб разрушает древесину).
6.Какие птицы едят грибы? (Глухари, тетерева, рябчики, сороки).
7.Какие грибы и почему называют черными? (Подосиновик и подберезовик, т.к. мякоть этих грибов на изломе белая, но при дальнейшей обработке чернеет).
8.Какие грибы из России французы посылали на Родину в бутылках? (Рыжики).
9.Какой русский композитор обожал собирать грибы? (П.И.Чайковский)
10.В каких грибах практически никогда не заводятся черви? (Лисички).
11.Назовите породу собак, с помощью которых отыскивают трюфели? (Такса).
13.Какие грибы очень любит заготавливать на зиму белка? (Опята).
14.Почему мухоморы так назвали? (Мухоморы применяли в борьбе с мухами).
15.Название, какого гриба в переводе с французского языка означает как просто гриб? (Шампиньон)
18.Какие грибы получили свое название за то, что растут во мху? (Моховики)
19. У этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо, т.к. ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо он напоминает. (Свинушка)
21.Какой гриб можно использовать как настоящий лечебный пластырь, останавливающий кровотечение и снимающий боль – стоит только взять маленький гриб, разломить его и мякотью приложить к ранке? (Дождевик)
22.Назовите ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные. (Сатанинский гриб, ложные опята, ложные лисички, желчный гриб)
23.Какие грибы занесены в Красную книгу? (Осиновик, каштановый, грибная каруста)
24. Какой антибиотик вырабатывают из грибов? (Пенициллин)
25.Назовите смертельно ядовитый гриб. (Бледная поганка)
Найди знакомые грибы и раскрась их.
III.Подведение итогов занятия.
Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через знакомство с царством грибов.
образовательные:\
приводить примеры съедобных и несъедобных грибов
актуализировать знания детей о грибах;
сформулировать правила сбора грибов;
создать условия для усвоения знаний о съедобных н несъедобных грибах
различать части гриба;.
развивающие:
содействовать формированию критического мышления;
развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитательные:
воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты
- научить узнавать и отличать съедобные грибы от несъедобных;
- знать правила сбора грибов.
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать умение высказывать свое мнение;
Метапредметные:
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
Регулятивные умения:
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение работать в группе
- формировать умение слушать и понимать других.
- умение характеризовать отличительные признаки грибов.
Тип учебного занятия: открытие нового знания
Организация образовательного процесса
Оборудование:
Мотивация к учебной деятельности
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
Новый день предлагаю начать с улыбки.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2 Минутка развития речи Начнём урок с минутки развития речи
1. По дорожке шли –
Боровик нашли.
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли
Мы с друзьями в лес пошли,
Много там грибов нашли,
Белых, рыженьких, лисичек,
И волнушечек- сестричек.
Мухоморы нам кивали,
Мы в корзинки их не брали,
Нам такие не нужны,
3 Актуализация знаний
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
все загадки разгадать-
надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.
А что такое природа?
Природа-это всё, что нас окружает, но не сделано нашими руками.
Какая бывает природа?
Живая и неживая.
Какие признаки живой природы вам известны?
Питается, дышит, растёт, даёт потомство, умирает.
(Сова, солнце, ручей, дуб, воздух, море, тигр, берёза, рысь, ястреб)
Давайте повторим признаки живой природы.
4 Изучение нового материала
А сегодня мы с вами поговорим ещё об одном объекте природы. А о каком вы мне скажете, отгадав загадку.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (гриб)
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о грибах)
О каких, узнаем из сценки.
Однажды красный мухомор
Расхвастался перед грибами:
- Ведь я один лишь украшаю бор,
И это все отлично знают сами.
Как я наряден, как умён!
А шапочка моя, ну, просто сон!
И тут лисичка отвечала:
- В твоём наряде проку мало!
Ты, батюшка, хорош на вид,
Но очень уж ты ядовит!
Как называются грибы, которые вели разговор? (мухомор и лисичка), а какие это грибы? Съедобные и несъедобные.
Прочитайте тему нашего урока (по бегущей строке)
Какие задачи поставим на урок?
- узнать что такое грибы?
- какие грибы бывают?
- правила сбора грибов
Молодцы! Ребята, вы справились с этим заданием. Теперь вы знаете, о каких грибах мы сегодня поговорим.
Давайте сначала поговорим о съедобных грибах: где они растут, чем питаются, какую пользу приносят, как их правильно нужно собирать.
Лев – царь зверей, орёл – царь птиц, а белый гриб – боровик – царь гриб. Ножка у него толстая, светлая, плотная, шляпка бархатная. Этот гриб такой солидный, пузатенький, тяжеленький, сразу видно барин!
Ножка у него не такая высокая, как у подберёзовика, сам он будто прижат к земле. Шляпка – коричневая, и главное – покрыта маслянистой плёнкой, к которой прилипают еловые иголки и прочий лесной мусор.
Жёлто-коричневой шапкой покрывают опята старый пень или ствол дерева. Опят всегда много – целая семейка. Ножки тоненькие, длинненькие, шапки аккуратненькие, кругленькие. Цветом грибочки с осенней листвой сливаются, глаз радуют, в корзинку просятся.
Груздь – мякоть беловатая. На срезе выделяется сок, жгучий на вкус. Ножка короткая, внутри пустая. Шляпка напоминает воронку с завёрнутым краем.
6) Грибная лапша
Плодовые тела гриба округлые, сидячие, без ножки, белые. Мякоть у грибной лапши белая, мясистая, при высыхании слегка желтеющая
Используется в пищу напоминает вкус мяса креветок и в лечении пищевода, гастрита и повышает иммунитет. Внесен в Красную книгу
7)Ежовик коралловидный или дождевик игольчатый.
Редкий вид. Внесен в Красную книгу встречается в лесах Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: Растет на пнях в смешанных и лиственных лесах. Встречается не часто.
Гриб похож на хрупкий белоснежный коралл имеет упругую, мясистую, белую мякоть с приятным грибным ароматом. В Китае активно применяется для профилактики и лечения желудка, нервной и дыхательных систем, а также для повышения иммунитета
Вывод: что мы узнали о съедобных грибах?
Проблемный вопрос А когда и как появились грибы? (из истории)
Встречая в лесу гриб, мы сталкиваемся с опасностью и восхищением. Съедая гриб мы можем получить отравление, а можем насладится приятным вкусом грибов. Гриб это древнейший житель леса. Издавна люди охотились за грибами, а грибы прятались от людей под листьями опавшими с деревьев. Но ранее большая часть удачной грибной охоты, оборачивалась смертельным исходом для человека. Что такое грибы в целом? Грибы - группа организмов, растущая на всем континенте.
Грибов насчитывается около ста тысяч видов. Грибы состоят из очень тонких нитей. Как появились грибы на земле, долгое время оставалось загадкой. Их появление связывали с различными природными явлениями, такими как удар молнии, испарение росы и испарение сгнивших органических веществ.
Еще были версии, что грибы это дети богов, а другие говорили, что грибы это дети дьявола. Но, в конце концов, ученые вписали грибы в класс растений. Немного позже, эти же ученые определили, что грибы обладают характеристиками, характерными для животных. Затем их выделили в отдельное царство – царство грибов.
Учитель: грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они имеют большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу, так как грибы содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Многие грибы дружат с деревьями и кустарниками, под которыми селятся (подосиновики под осинами, подберёзовики – под берёзами, рыжики – под соснами и елками). Такая дружба выгодна и грибу и дереву. Гриб оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же отдаёт дереву питательные вещества, которые берёт из почвы.
Грибы быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки- эти грибы лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.
-Ребята, как вы думаете, из каких частей состоит гриб (ответы детей)
Шляпка – ножка – грибница (показ в презентации)
-Что такое грибница? – подземная часть гриба
-Для чего она нужна? – она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами
Вывод из каких частей состоит гриб?
А какую пользу приносят грибы нам расскажет - Егор.
Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь, охранять и собирать аккуратно
Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли.
Грибами питаются многие животные
Из некоторых грибов человек готовит еду
Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.
Есть грибы лекарства.
Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов.
Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик).
На берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение.
Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.
А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов?
Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.
А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей. А сегодня мы познакомимся с растущими в лесу несъедобными грибами.
ФИЗМИНУТКА
Давайте поговорим о несъедобных грибах
2)Бледная поганка.
Самый ядовитый гриб! Съешь даже маленький кусочек бледной поганки – прощайся с белым светом. Ножка у поганки тоненькая, под шляпкой – колечко из лохмотьев кожицы. Бледная поганка действительно бледная. Некоторые считают, что если грибы отваришь, а воду слить, то яд уйдёт. Нечего подобного.
3) Клавария бледно-бурая
Гриб имеет фиолетовое или сиреневое тело. Существует около 1200 видов грибов, которые отличаются цветом. Этот гриб растёт в основном в тропических лесах и считается несъедобным. Внесён в Красную книгу
Он имеет горький вкус, поэтому несъедобен. Растет на земле в смешанных лесах.
Шляпка неровная, вдавленная, окрашена у молодых грибов в белые тона, постепенно приобретает красный или фиолетовый цвет.
Вывод: что вы узнали о несъедобных грибах?
5 Закрепление изученного
А сейчас я проверю, как вы усвоили, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
Я называю грибы, если гриб не является съедобным, то вы поднимаете зелёную карточку, а если несъедобный – красную карточку.
Маслёнок, груздь, Бледная поганка, подосиновик, боровик, подберёзовик, Мухомор, рыжик , волнушка, Ложный опёнок, шампиньон, опята.
Давайте подведём итог: назовите съедобные грибы, которые встретились в игре.
Прежде, чем мы с вами приступим к следующему заданию, давайте подготовим глазки.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
А сейчас мы с вами попробуем решить несколько задач о правильном сборе грибов.
Работать будете в группах (выступление детей) правила работы в группах
Решение экологических задач
Нашёл грибник один белый гриб, а разрыл вокруг весь мох и траву, выискивая
мелкие грибочки. Какой вред он принёс природе?
Костя и Миша пошли в лес за грибами.
Миша набрал полную корзину мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша?
Вывод нужно бережно относиться к дарам природы и соблюдать правила:
Не собирай неизвестные грибы
Гриб срезай ножом
Не пробуй грибы на вкус
Придя домой ещё раз вместе со взрослыми пересмотри грибы.
6.Этап рефлексии
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше? - Что понравилось делать?
- Что было трудно?
На столе перед вами лежат сигнальные карточки.
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.
Читайте также: