Науки о человеке здоровье и его охрана конспект

Обновлено: 07.07.2024


Огромный вклад в изучение организма человека внесла медицина . Медицина — это практическая деятельность и наука, которая направлена на сохранение здоровья людей, на предупреждение болезней и их лечение.

С медициной тесно связаны анатомия и физиология . Анатомия изучает строение всего организма, его систем и отдельных органов, а физиология — процессы жизнедеятельности, которые протекают в организме.

На данных медицины, анатомии и физиологии базируется гигиена , задачи которой — определение влияния условий жизни на здоровье человека и выработка мер по профилактике болезней.


Важную роль в понимании закономерностей развития человека играет генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов.

Изучением разных аспектов происхождения и формирования человека занимается антропология , а особенностями поведения, взаимодействия с социумом — психология , социология , педагогика .

Новые открытия, как правило, связаны с открытиями в естествознании (теория эволюции, рентгеновские лучи и др.) и новыми технологиями (изобретение микроскопа, томографа, нанотехнологий и т. д.).

Цель: Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека

ü Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.

ü Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.

ü Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

Метапредметные:

Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради.

Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки

Из всех приключений, уготовленных нам жизнью,

исследовать неведомую часть себя самого.

I . Орг. Момент.

II . Знакомство с учебником.

III . Постановка цели и задач.

Учащиеся ставят цель и задачи урока

IV . Первичное усвоение новых знаний

Учитель. В процессе эволюции животного мира сформировался человек, который, изучая законы окружающего мира, стал изучать и самого себя. Благодаря этому возникли науки, изучающие человека в разных аспектах.

Подумайте, какие науки о человеке вам известны? Сталкивались ли вы с этими науками?

Важнейшее место среди этих наук занимают анатомия, физиология и психология.

Найдите в учебнике определения и запишите в тетрадь.

Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Как вы думаете для чего нам изучать организм человека?

Каково значение анатомии в жизни современного человека?

Творческая задача. Необходимо вывести карпа с минимумом мелких косточек. Для

этого нужно отбирать производителей с уменьшенным числом костей. Как производить отбор?

Подсказка. Чтобы выявить особь с уменьшенным числом костей, се надо препарировать. Но чтобы она дала потомство, особь должна остаться живой.

Возможный ответ. Отбор производится на основании рентгеновских снимков.

- Какие еще методы использует наука анатомия?

Методы анатомии слайд 3 - 8

2. Просвечивания УЗИ

3. Метод рассечения, препарирования

4. Метод фиксации (бальзамирования трупов)

5. Метод окрашенных инъекций

6. Электроэнцефолографы (записывают биотоки головного мозга)

7. Электрокардиографы (биотоки сердца) и т. д.;

Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека. У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом. Первые опыты врачевания (напомню, анатомия и физиология — основа медицины) появились еще до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколения опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота на животных поставляла пропитание и информацию о строении животных.

- Как вы думаете, какую?

Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была известна, а об их функциях, возможно и не задумывались.

Как давно человек стал изучать свой организм, по вашему мнению?

Учитель. Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.

Лица, бравшие на себя роль целителей, вынуждены были упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Многочисленные археологические находки говорят о том, что древние люди проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Без поддержки коллектива тяжелобольной инвалид, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-неандертальца, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). Кости скелета мужчины , найденного в пещере Гапидар (жил примерно 45 тыс. лет тому назад), имеют серьезные повреждения. деформирована стенка левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз). Заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов. Его правая рука была ампутирована в результате травмы или намеренно выше локтя за много лет до смерти, о чем свидетельствует выраженная дистрофия костной ткани. Смертность наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы использовал зубы вместо утраченной руки. Будучи калекой, он умер в возрасте около 40 лет (значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли шины при переломах, при кровопускании использовали комочки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи, проводили ритуальное обрезание, применяли природные опьяняющие и наркотические средства в качестве обезболивающих.

Приведенные примеры свидетельствуют о начальном накоплении знаний, о строении человеческого организма. Истоки же возникновения науки следует искать в античном искусстве врачевания, который суммировал опыт предшествующих тысячелетий. Интерес к анатомии и физиологии диктовался потребностью разобраться в человеческих страданиях и, по возможности, облегчить их.

Всю историю изучения организма человека можно разделить на 3 больших этапа. Сейчас мы с вами объединимся в 3 группы и заполним таблицу.

Тема урока: §1 Науки о человеке. Здоровье и его охрана. §2 Становление наук о человеке.

ФИО: Губанова Ксения Сергеевна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: проблемный урок

Цель урока: создать условия для формирования представлений об основных науках, изучающих строение, процессы жизнедеятельности человека: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии; способствовать пониманию роли этих наук в мире, формированию информационной компетентности.

Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы : словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: обучающийся будет знать основные науки, изучающие человека, его строение, процессы жизнедеятельности; научится характеризовать основные науки, изучающие человека.

Метапредметные: научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

Личностные: будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Задачами урока являются продолжение изучения истории биологии, раскрытие роли наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжение углубления знаний о единстве всего живого на Земле.

Содержимое разработки

Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.

Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.

Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину.

Метапредметные:

Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради.

Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки. Профориентация.

Тип урока: формирование новых знаний.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Основные термины и понятия: анатомия, физиология, гигиена, цитология, гистология, антропология.

Оборудование и материалы: презентация к уроку

Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.

Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?

2.Что приходит вам в голову, при слове здоровье? Запишите 5 слов или фраз.

Формулировка понятия. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. (ВОЗ)

- Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? (Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)

- Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.

Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимися поставленных целей урока.

Важнейшее место среди наук, изучающих человека, занимают анатомия, физиология и психология.

С помощью учебника и ресурсов интернет найти определения и запишите в тетрадь.

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Заполнить таблицу задание 4 стр. 5 рабочая тетрадь

Биологический диктант

Строение человеческого тела и его органов изучает ………….. .

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и ………………. .

Анатомические названия для всех стран даются на национальном и …………………. языках.

Наука, изучающая функции человеческого организма и его органов – это …………………. .

Наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека – это ………….. .

Субъективный метод исследования – это ………………. .

Отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей – это …………………. .

Гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также ………………. и ……………….. .

Наблюдения, позволяющие определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды – это …………….. .

Наблюдения, выявляющие причины заболеваний, общих для многих людей – это ………………… .

1)рассечение; 2)анатомия человека; 3)внешнее; 4)латинском; 5)физиология человека; 6)природа; 7)психология; 8)душа; 9)наблюдение, эксперимент, измерение; 10)самонаблюдение; 11)гигиена; 12)моделирование, статистику; 13)физиологические; 14)клинические.

Читайте также: