Творчество татарских писателей как источник нравственности конспект

Обновлено: 06.07.2024

Предмет родного языка и литературы - главный источник в воспитании общечеловеческих ценностей учащихся. Статья для учителей татарского языка и литературы.

Я работаю учителем родного языка и литературы 20 лет, и с уверенностью могу сказать, что воспитание общечеловеческих ценностей учащихся составляет неотъемлемую часть уроков и мероприятий на родном языке. Несмотря на небольшое количество уроков родного языка в школьной программе, стараюсь использовать каждый урок и внеклассное мероприятие в целях духовно - нравственного воспитания учащихся.

Цель нашего воспитания – обеспечить преемственность между поколениями, передать моральные ценности, знания и опыт старших поколений, устои культуры, уважение к истории человечества, народа, страны.

На мой взгляд, литература располагает исключительно большими возможностями для нравственного воспитания подрастающего поколения. Наша задача – максимально использовать эти возможности на своих уроках.

Конечно, каждое произведение имеет не одностороннее направление воспитания, в одном произведении можно встретить воспитательные элементы патриотизма, бережное отношение к родному языку, о толерантности, о семье, о добром отношении к родителям, о доброте и зла и т. д.

Анализируя все произведения по программе, классифицировала их по группам, так как, зная суть, тематику произведения, легче усваивается материал, запоминается надолго.

Прививают любовь к родному языку и к народному творчеству, народному наследию, национальной культуре, учат чтить обычаи и традиции своего народа, увидеть красоту природы. Воспитывают дружеские чувства к детям другой национальности, раскрывают любовь к малой Родине и жизнь народов, которые помогают им понять значение дружбы и взаимопомощи людей разных национальностей.

Воспитывают доброту, порядочность, честность, душевной щедрости людей, о том, что не надо скупиться на доброе отношение к ближним(родителям) и дальним, надо дарить и радость, счастье, не надо стыдиться проявления своих чувств.

Проявляется проблема добра и зла, роли семьи в воспитании человека.

Учит быть благодарными тем, кто открыл твои глаза, помог увидеть прекрасное в этой жизни, учиться трудолюбию, взаимопониманию, сочувствию.

Если мы коснулись вопросу о патриотическом воспитании в школе, то татарский язык и литература играет огромную роль в этой области, учащиеся растут на отважных произведениях о героизме Мусы Джалиля, Героя Советского Союза , так же Фатиха Карима, Абдуллы Алиша, Сибгата Хакима, Хасана Туфана, Габдрахмана Апсалямова и многих поэтов и писателей татарского народа ,участников Великой Отечественной войны, где каждая строка пропитана любовью родному краю, Родине советского народа.

Роль учителя родного языка и литературы в школе особая. Он не просто даёт учащимся знания, а воспитывает высоконравственных людей, которые смогут в будущем выбрать себе дело по душе, построить свою жизнь, стать счастливыми, быть милосердными, гуманными, настоящими патриотами своей страны. Уроки языка и литературы - уроки нравственности. Строя свои уроки, я обращаю внимание именно на это. Благодатный материал для этого можно найти по каждой теме, на каждом уроке языка и литературы, только надо умело использовать его.

Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус. Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Большое значение для воспитания у учащихся чувства патриотизма имеет также и дидактический материал, который я использую на уроках. Маленький мир повседневной жизни детей на уроках татарского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словарям, словосочетаниям и предложениям, относящихся к общественно–политическим явлениям страны, области, района, поселка. Дидактический материал, предлагаемый для разбора, ненавязчиво вводит школьника в мир общественной жизни, пробуждает его сознание как будущего гражданина, воспитывает нравственные идеалы. Ребята узнают о символике нашего государства, обычаях его народов, замечательных традициях. Для повышения эффективности решения этих задач также используются электронно-образовательные ресурсы - презентации.

Проблема нравственного воспитания в настоящее время является крайне актуальной. Если традиционно в советской школе патриотическое воспитание осуществлялось через организации октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. Но педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учения время.

Советская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Дошкольный возраст- это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития.

Выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка, многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждает, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

К 6-7 годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы нравственного поведения, стремление относиться к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем:

1.Качества, необходимые для успешной учебы в школе: ответственность, организованность, самостоятельность, активность, творческая инициатива.

2.Качества, обличающие ребенка вхождение в школьный коллектив: дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, доброжелательность, отзывчивость, организаторские умения соблюдать нормы поведения в коллективе

3.Качества гражданственности и патриотизма: бережное активно действенное отношение к природе, уважения к людям труда и результатам их деятельности, к защитникам Родины, любовь к родному краю.

В развитии познавательных интересов и потребностей большую роль играет чтение книг. Книга является средством воспитания чувств, поведения формирования нравственного облика ребенка. Наряду с этим книга дает детям знания о мире, учит внимательнее всматриваться в жизнь и размышлять над увиденным. Учит детей понимать и любить книгу. Значит - учить мыслить и чувствовать. Чтобы постичь сущность произведения, требуется активная деятельность сознания.

Знакомство с текстом - лишь начальная ступень работы с книгой. Вслед за этим нужно учить детей размышлять, думать над произведением. Поэтому мы каждый раз выбирали такой способ преподнесения произведения, как русских писателей и поэтов который обеспечивал наиболее полное его понимание. Выбор способа зависит от содержания и формы произведения, от идейного замысла, от возраста детей, от запаса их знаний.

Сначала вызывали интерес к содержанию произведения, собирали их внимания. С этой целью широко применяли наглядные приемы: рассматривание игрушек перед чтением стихотворения, знакомили с портретами писателя, чье произведение будет прочитано, рассматривали обложки книг.

Наряду с наглядными приемами использовали и словесные: краткая вступительная беседа. Мы знакомили детей с произведениями Маяковского, Маршака, Чуйковского, Осеевой и др. Знакомим детей с татарскими поэтами: Г.Тукая и М.Джалиля. Мы воспитывали интерес и любовь к татарской поэзии, старались довести до сознания их смысл и содержание, обращали внимание детей на красоту заучивания стиха:

-Ветерок их приласкал,

Их заря умыла чистой,

Свежею росой душистой.

Но прежде, чем знакомить детей с произведениями татарских поэтов Г.Тукая и М.Джалиля, мы сами тщательно изучили их биографии и познакомили детей на занятиях.

Произведения написанные Тукаем, выражают общие для всего его творчества идеи: любовь к Родине, к ее природе, к родному языку, к труду и т.д.

«Родной язык, святой язык,

Отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Для меня

Огромный мир в тебе возник,

Качая колыбель, тебя мне

В песне открывала мать

А сказки бабушки потом

Я научился понимать

Родной язык, родной язык

С тобою смело шел я вдаль,

Ты радость возвышал мою

«Счастлив тот малыш,

Который прилежно готовит свой урок,

Чтит учителя и помнит все,

Что на дом задал он.

К людям добр, дорогу старшим

Уступает в свой черед.

Не смеется над несчастным

Раз в прекрасный лунный вечер,

Из села один джигит

В бор поехал, чтобы за ночь

Дров побольше нарубить.

Главное довести до людей основную мысль сказки- воспитывать в человек человечность, смелость, мужество, честность- такова была у нас цель данного занятия.

«Днем и ночью, в горе, в счастье

Я с тобой родной народ

Я здоров твоим здоровьем,

Твой недуг меня гнетет.

Ты венец всего земного

Ты священен для меня

Не продал за блага мира

Свой народ язык и род

Всей душой люблю народность.

Близок мне народный дух

Я поведал жарким сердцем.

Как народ я свой люблю.

И меня я твердо знаю,

Чтение художественного произведения требует от нас, воспитателей, большого умения и педагогического мастерства. Основная задача педагога заключается в том, чтобы ярко, доходчиво донести до детей содержание произведения, стихотворения, помочь понять ее основную идею. Творение Тукая для детей является образцами художественной дидактической поэзии, непревзойденной в татарской литературе и до сих пор. Большая эмоциональность и чистота языка, реализм идей и ясность образов высокохудожественная отделка стиха - вот качества какими обладают стихи Тукая для детей. Неслучайно поэтому, что и по сей день, они являются любимыми произведениями детворы.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Татарская гимназия №2 им. Ш. Марджани при КФУ

Московского района г.Казани

Выполнила: воспитатель Нуриева Л.М.

Казань 2016г

Советская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Дошкольный возраст- это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития.

Выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка, многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждает, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

К 6-7 годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы нравственного поведения, стремление относиться к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем:

1. Качества, необходимые для успешной учебы в школе: ответственность, организованность, самостоятельность, активность, творческая инициатива.

2. Качества, обличающие ребенка вхождение в школьный коллектив: дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, доброжелательность, отзывчивость, организаторские умения соблюдать нормы поведения в коллективе

3. Качества гражданственности и патриотизма: бережное активно действенное отношение к природе, уважения к людям труда и результатам их деятельности, к защитникам Родины, любовь к родному краю.

В развитии познавательных интересов и потребностей большую роль играет чтение книг. Книга является средством воспитания чувств, поведения формирования нравственного облика ребенка. Наряду с этим книга дает детям знания о мире, учит внимательнее всматриваться в жизнь и размышлять над увиденным. Учит детей понимать и любить книгу. Значит - учить мыслить и чувствовать. Чтобы постичь сущность произведения, требуется активная деятельность сознания.

Знакомство с текстом - лишь начальная ступень работы с книгой. Вслед за этим нужно учить детей размышлять, думать над произведением. Поэтому мы каждый раз выбирали такой способ преподнесения произведения, как русских писателей и поэтов который обеспечивал наиболее полное его понимание. Выбор способа зависит от содержания и формы произведения, от идейного замысла, от возраста детей, от запаса их знаний.

Сначала вызывали интерес к содержанию произведения, собирали их внимания. С этой целью широко применяли наглядные приемы: рассматривание игрушек перед чтением стихотворения, знакомили с портретами писателя, чье произведение будет прочитано, рассматривали обложки книг.

Наряду с наглядными приемами использовали и словесные: краткая вступительная беседа. Мы знакомили детей с произведениями Маяковского, Маршака, Чуйковского, Осеевой и др. Знакомим детей с татарскими поэтами: Г.Тукая и М.Джалиля. Мы воспитывали интерес и любовь к татарской поэзии, старались довести до сознания их смысл и содержание, обращали внимание детей на красоту заучивания стиха:

-Ветерок их приласкал,

Их заря умыла чистой,

Свежею росой душистой.

Но прежде, чем знакомить детей с произведениями татарских поэтов Г.Тукая и М.Джалиля, мы сами тщательно изучили их биографии и познакомили детей на занятиях.

Произведения написанные Тукаем, выражают общие для всего его творчества идеи: любовь к Родине, к ее природе, к родному языку, к труду и т.д.

«Родной язык, святой язык,

Отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Для меня

Огромный мир в тебе возник,

Качая колыбель, тебя мне

В песне открывала мать

А сказки бабушки потом

Я научился понимать

Родной язык, родной язык

С тобою смело шел я вдаль,

Ты радость возвышал мою

«Счастлив тот малыш,

Который прилежно готовит свой урок,

Чтит учителя и помнит все,

Что на дом задал он.

К людям добр, дорогу старшим

Уступает в свой черед.

Не смеется над несчастным

Раз в прекрасный лунный вечер,

Из села один джигит

В бор поехал, чтобы за ночь

Дров побольше нарубить.

Главное довести до людей основную мысль сказки- воспитывать в человек человечность, смелость, мужество, честность- такова была у нас цель данного занятия.

«Днем и ночью, в горе, в счастье

Я с тобой родной народ

Я здоров твоим здоровьем,

Твой недуг меня гнетет.

Ты венец всего земного

Ты священен для меня

Не продал за блага мира

Свой народ язык и род

Всей душой люблю народность.

Близок мне народный дух

Я поведал жарким сердцем.

Как народ я свой люблю.

И меня я твердо знаю,

Чтение художественного произведения требует от нас, воспитателей, большого умения и педагогического мастерства. Основная задача педагога заключается в том, чтобы ярко, доходчиво донести до детей содержание произведения, стихотворения, помочь понять ее основную идею. Творение Тукая для детей является образцами художественной дидактической поэзии, непревзойденной в татарской литературе и до сих пор. Большая эмоциональность и чистота языка, реализм идей и ясность образов высокохудожественная отделка стиха - вот качества какими обладают стихи Тукая для детей. Неслучайно поэтому, что и по сей день, они являются любимыми произведениями детворы.

Как по долине льющийся родник,

В дороге пел я песни то и дело

И все казалось сердцу, что от них

Земля вокруг цвела и молодела.

Произведения Муса Джалиля помогали воспитывать детей, эстетически радоваться образному слову, плавности речи, хорошо воспринимать содержание, тонко чувствовать стихи.

«Растет за домом ива,

Шумит она листвой,

И мне всегда при встрече

Придя с работы, тотчас

Его стихи оказывали влияние на формирование нравственных чувств - патриотизм, гордость за подвиги, любовь к Родине.

В последующих занятиях мы знакомили детей с произведениями, написанные во время Великой Отечественной Войны и Джалиль ушел на фронт. Его стихи, сложенные в перерывах между боями, проникнуты любовью к родине, к борющемуся народу, яростным гневом и жгучей ненавистью к фашистским захватчикам.

М.Джалиль жаждал победы, всей душой верил в могучие силы советского народа, верил, что ненавистному врачу недолго осталось топтать советскую землю, что фашисты непременно будут изгнаны. Поэт - герой презирал врагов:

«Не преклонно колен, палач, перед тобой,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме своей.

Придет мой час - умру. Но знай, умру я стоя.

Стихи М.Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме, наполнены жаждой свободы и страстным призывом к борьбе, к разоблачению фашизма. Он знал, что дни уже сочтены, он предвидел приближение трагического конца, поэтому он стремился успеть сказать, как можно больше и сказать полнозвучным поэтическим голосом. Его стихи необыкновенной душевной теплотой согреты, воспевающие родину и народ.

При беседе задаю вопросы детям:

1. Что писал Муса Джалиль?

2. О чем пишет он в стихотворении?

3. Как назвал детей он?

4. Какие дети знаете стихи?

5. Чему учат детей стихи Джалиля?

Таким образом, мы учили детей рассказывать, мыслить, чувствовать, последовательно выражать свои мысли. Родина и народ высоко ценят, любят Муса Джалиля и Габдулла Тукая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание человека, гражданина- задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Я убеждена в том, чтов каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, -педагоги, родители, все, кто окружает ребёнка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках татарского языка и литературы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

учитель татарского языка и литературы

Хуснуллина Чулпан Нургалиевна

Нравственное воспитание учащихся на уроках татарского языка и литературы

В конечном счете, основой всех

человеческих ценностей

служит нравственность.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружает ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только новые рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и великодушие. Словом, мы безвозвратно теряем тот духовный мир, который некогда на Западе вызывал смешанное чувство уважения и удивления. Мир этот настойчиво вытесняется жестким прагматизмом, неуемной жаждой наживы. Безусловно, все это не могло не сказаться и на нашей молодежи. С определенной долей наивности демократию она отождествляет с вседозволенностью, а дикий рынок с цивилизованным бизнесом. Нестабильность в обществе порождает у молодых людей максимализм, вызывает непредсказуемые противоправные действия. Нередко преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. И немудрено: ведь основа воспитания закладывается в семье, а многие семьи сегодня далеко не благополучны. Пьянство родителей, самоустранение от воспитания детей, безработица и поиск средств существования обостряют и без того сложные проблемы подрастающего поколения. Зачастую за внешней бравадой и оптимизмом мы не замечаем истинного душевного неравновесия молодежи.

Анализируя место и роль детей в нашем сегодняшнем обществе, мы приходим к выводу: они стали в определенной мере жертвами экономических и политических реформ.

Нравственное воспитание учащихся – одно из самых основных направлений в воспитаний. Потому что мы живем в безнравственное время, когда везде и повсюду , по телевидению, радио, вдалбливается культ насилия , денег и богатства. По данным опроса жизненными ценностями у молодежи деньги составляют 32%, любовь-5%, вера-2%. Даже эти цифры показывают , что главные жизненные ценности доброта, честь, надежда, вера и любовь уже не в моде. Пропагандистами таких нравственных ценностей, по существу, остались мы одни. По данным статистики , 61% наших детей проводит свободное время перед телевизором,21% - на рынках и в магазинах, только 3% ходит в театр. Н все эти дети проводят половину своего времени в школе. И именно школа сохранила свои традиции по нравственному воспитанию. Наша цель- это помочь им осознать нравственные нормы и правила, доказать, что без них жить нельзя и невозможно.

Исходя из этого перед нами встают такие задачи:

-формировать у детей нравственное отношение к окружающим людям.

-формировать осознание ценностей человеческой жизни.

На уроках татарского языка я использую набор дидактических карточек, составленных на материале с нравственной тематикой. Для карточек я использовала тексты из книг Р. Фахретдинова, Г. Тукая, К. Насыри. Карточки наряду с грамматическими материалами содержат вопросы на нравственные темы.

Художественное произведение является своеобразным средством выражения автором духовной культуры определенного народа, важнейшей формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения традиций.

Взяв за основу традиционную программу курса литературы, я решила обогатить ее постановкой, так называемой Духовно-Нравственной Проблемы, без которой задача воспитать (или хотя бы указать возможный путь) нравственно свободную личность останется невыполненной. Главной моей задачей остается - способствовать духовному становлению личности каждого моего ученика. Через чтение и изучение художественных произведений приобщать учащихся к искусству слова. В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.

Например, светлый образ Акэби в “Невысказанном завещании” (1965) символизировал собой бесценное духовное наследие народа, его древнюю историю и великую культуру. Он призывал современников вспомнить о своих истоках, уважать родной язык, обычаи и традиции, почтительно относиться к памяти предков. Ранее в повести “Болотный цветок” (1955) впервые А.Еники создал образ секретаря райкома партии, постепенно превратившегося в обывателя, что было, конечно же, дерзостью и вызовом по отношению к общественным стереотипам. То же самое можно сказать и об объективном, без малейшей идеологизации и сатиры, описании жизни мусульман в предреволюционные годы, положительном характере священнослужителя - Искандара ахуна в рассказе “Коран хафиз” (1964).

Тематика произведений А.Еники, заключающих нравственно-психологическое содержание, многообразна: это - тема любви, тема женской судьбы, тема духовных ценностей и нравственного выбора, тема красоты и искусства, тема мещанства и др. Одна из центральных тем - тема нравственного выбора и определения жизненных ценностей: "Марево", "Болотный цветок", "Ночная капель", "Одиночество", "Тайна сердца", "Воспоминание Гулян-дам". Для одних героев это материальная основа счастья (свой дом, своё хозяйство, твердое общественное положение), для других - духовные ценности (верность национальным традициям, "ощущение кровной связи с родной землей, любовь к искусству, чувство красоты). Но, согласно логике художественной мысли писателя, эти ценности теряются, если герои воспринимают их лишь как внешние атрибуты, не понимая их подлинной духовной сущности. В таком случае жизненные идеалы героев ограничиваются удовлетворением эгоистических потребностей, мещанским существованием ("Болотный цветок", "Марево", "Умиротворение", "Подруга", "Крысия-ханум" и др.). Инвариантная тема в творчестве писателя связана с его представлением об идеале любви, вбирающей в себя многокрасочность и многозвучие мира,одухотворенной искусством, гуманностью и мудростью национальных традиций.

Читайте также: