Конспект урока чувашская вышивка

Обновлено: 07.07.2024

-познакомить обучающихся с одним из видов чувашского прикладного искусства вышивкой, несложными узорами – орнаментальными швами.

-развивать интерес к народным традициям, языку, расширять словарный запас учащихся.

- воспитывать интерес и уважительное отношение к истории, культуре родного (чувашского) народа.

-проработать и подготовить вместе с детьми выступления,

- подобрать материалы для слайд – презентации.

- приготовить образцы вышивок.

1 чтец. Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет? (П. Хузангай)

Учитель. Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, про какой же народ здесь говорится? (про чувашский народ)

Учитель. Правильно, ведь Чувашию называют краем сто тысяч песен и сто тысяч вышивок.

Учитель. Ребята! Как вы думаете, о какой вышивке идет речь? (о чувашской вышивке)

Что же такое вышивка? Обратимся к толковому словарю.

Ученик1.Вышивка – это украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Узор – это цветной рисунок, в виде линии, фигуры.

Учитель. Чувашская вышивка связана с историей народа, истоки которой уходят в далекую глубь веков. Мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом холсте льняными, шерстяными и шелковыми нитями создавали они свои неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранства.

Дерево. (Дерево рода, жизни, мудрости).


Солнце. (Солнце, гармония, согласие).


Жилище. (Крыша, кров родного дома).


Человек. (,сила, здоровье, душевная красота).


Лошадь. Птица. (Трудолюбие).


Поле и зерно. (Поле, зерно, сеятель добра).


Дорога. (Жизненный путь, дорога).


Сердце. (Верность, единство, любовь).



Ученик 2. Чувашия славится неповторимой красотой национальной вышивки. В прошлом чуваши считали, что умелая рукодельница является и отличной хозяйкой, и хорошей работницей.

Учитель. Чувашские женщины с древнейших времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты. По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки. В свободное время они украшали вышивкой одежду, предметы быта и обрядовые принадлежности. Опыт мастериц передавался из поколения в поколение. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а выйдя замуж, обязаны были обеспечить семью всеми видами одежды.

(Показ слайдов под музыку)

Учитель. Старинный орнамент – это узоры в форме полос, крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов. Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в различной форме: круга, крестика, квадратика, свастики, восьмиугольника.


Сегодня мы попробуем вышить этот знак.

Для изготовления нам понадобиться канва, иголка, нитки красного цвета для вышивки, ножницы.

Мы уже на прошлом занятии вышили на ткани рамку испрользуя контурный шов: “сиктерÿллĕ”(“вперед иголку”, “пунктир).

Учитель. Чувашскую народную вышивку невозможно перепутать с вышитыми изделиями других народов. Это уникальная древняя двусторонняя вышивка, то есть лицевая и изнаночная стороны изделий ничем не отличаются друг от друга. Чувашская вышивка выполняется по счету нитей ткани, по клеткам. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно, что приводит к геометрическому построению орнамента.

В основу вышивания древних мастериц лежали следующие цвета: красный, черный, зеленый и белый. Что же эти цвета означают?

5 ученик. Красный цвет древними чувашами считался как оберег от нечистой силы, злых духов, болезней и несчастий, а так же являлся символом огня, солнца, цветом жизни, любви и отваги. Этим цветом могли быть вышиты абсолютно все фигуры.

6 ученик. Белый цвет считался символом светлого дня, будущего, чистоты, правдивости, мудрости. Его использовали в качестве основного фона.

7 ученик. Черный цвет – цвет плодородия, земли, силы народа, счастья, служил для окантовки узора.

8 ученик. Зеленый цвет – символ красоты и зелени природы.

Учитель. Какой же цвет походит для вышивки солнца? (Красный)

Учитель. Мы уже умеем вышивать швом сайра чикĕм” (“шов за иголку) . Используя свои умения и навыки вам предстоит создать узор.

Учитель. Вышивка сегодня сохранилась как вид народного творчества. Сегодня вышитые изделия украшают интерьер квартиры или дома – это салфетки, дорожки на стол, занавески, скатерти, чайные и кофейные наборы.

Учитель. Дорогие ученики! Сегодня мы соприкоснулись к удивительному миру- миру вышивки чувашского народа. В чувашской вышивке отразилась красота и мудрость нашего народа.

Литература:
1. . Кондратьева, Е.П, Григорьева, Л.М. Умелые руки найдут себе работу: дидактические материалы по технологии для 1 – 4 классов. – Чебоксары, 2008. – 64 с.
2. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. - Чебоксары, 1998.

3.Сергеева Е. И. Учитесь вышивать по-чувашски [Текст] / Е. И. Сергеева. - Чебоксары : Новое время, 2007. - 75 с.

  • Познакомить учащихся одним из основных видов чувашского прикладного искусства - вышивкой, несложными узорами - орнаментальными швами.
  • Развивать интерес к языку, народным традициям, расширить словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес, уважительное отношение к истории и культуре родного (чувашского) народа, самостоятельность и желание трудиться.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: кроссворд "Чувашская вышивка" ("Чaваш тeрри"). Видеофрагменты ежегодного чувашского праздника песни "Уяв". Книга "Чувашское народное искусство". Учебники "Родная литература", 3 класс. Вышитые платки, полотенца, платья, фартуки. Таблицы "Узор с письменами", кусочки сырого картофеля для каждого ученика; гуашь.

Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд, то прочитаете тему нашего урока [Слайд 3]

1. Старший сын в семье (пичче)

2. Отрывок из произведения П. Хусанкая.

Кам-ха, кам cак халaха пeлет
Вaл ceр пин сaмахпа пуплет
Ceр-пин юрa-cемe кeвeлет.
Ceр-пин тeслe тeрe вaл тeрлет (чaваш)

3. Загадка о солнце (хeвел)

4. Мать отца (асанне)

5. Младший сын в семье (шaллaм)

6. Чувашская старинная обувь (caпата)

7. Загадка из поэмы К. В. Иванова "Нарспи"

Сyс хyреллe хурca йытa пeр кeрет те пeр тухать eп)

8. Приспособление для шитья (пyрнеске)

9. Учитель показывает старинные бусы, дети называют (шaрcа)

10. Праздник проводы зимы у чуваш (caварни)

Дети читают слова по вертикали "Чaваш тeрри" ("Чувашская вышивка") [Слайд 4]

Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся одним из распространенных и наиболее доступных видов декоративного искусства - вышивкой. Тема урока так и называется "Удивительная чувашская вышивка". [Слайд 5]

Еще в глубокой древности во времена язычества, человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: вселенная изображалась в виде четырехугольника, волнистой - вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце.

В ходе рассказа дети находят эти узоры в таблице "Узор с письменами" [Слайд 6]

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

1. Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника "Уяв" (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)

Учитель: Ребята, фрагмент какого праздника вы посмотрели, который прошел в этом году пятого июля на территории нашей школы?

2. Беседа после просмотра.

В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл. В нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых норм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен.

Рассказы детей о своих впечатлениях от праздника.

III. Ознакомление с новым материалом

1. Учитель показывает национальные костюмы из книги "Чувашское народное искусство" с. 14-15, 34-35.

Богатое наследие оставили нам предки. Ярким представителем декоративно-прикладного искусства является народный костюм, в котором отражаются разнообразная вышивка, элементы ткачества, ювелирное искусство. Ведь до появления фабричных тканей людям приходилось ткать самим. Чуть ли не в каждой деревенской семье стоял ткацкий станок. [Слайд 7]

Работа эта требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Из мужских стеблей конопли получались более мягкие и качественные ткани. Чтобы отделить волокна от древесины, необходимо было вымочить в воде или подержать под снегом. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станах ткали ткани, полотенца, паласы. С таким усердием и душевной теплотой созданные изделия были для наших предков необыкновенно дороги.

Дети находят платки, полотенца ручной работы, и внимательно рассматривают вышивку на них.

В чувашской вышивке множество мелких фигур, которые можно объединить в одну группу - узор с письменами (cыруллa тeрe) или орнаментальные швы. Почти все они выполняются контурным швом. Мастерицами они осмысливались как узоры реалистические, насыщенные конкретным содержанием. Мотивы геометрического орнамента указывают на связь с реальной действительностью, что подтверждается названиями узоров: кaвакал [утка], лeпeш [бабочка], cырла [земляничка], нухрат [денежка], сулa [браслет] и др. [Слайд 8]

Дети с помощью таблицы "Узор с письменами" находят узоры, называют их, рисуют в тетрадях.

2. Основные цвета чувашской вышивки [Слайд 9]

Для чувашской вышивки характерно сочетание "теплых" и "холодных" тонов. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.

Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.

Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.

Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.

Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья.

Зеленый цвет - цвет природы, жизни.

Синий цвет - цвет волшебства.

Чувашская одежда сохранила в своих отдельных элементах очень древние традиции. Многие узоры и украшенные ими предметы были связаны с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стали украшать его одежду.

Каждый шов в вышивке имел свое устоявшееся место и декоративное назначение, для каждого вида изделий применялись свои определенные швы. Например, рубашка, масмак, наволочка свадебной подушки у чуваш, просматриваемые только с лицевой стороны, выполнялись односторонними швами [хура кар тeрри], верхошов [пeр питлe тeрe], косая мелкая стежка [хантaс], крест [хeреслe тeрe].

3. Национальный орнамент "Кeскe".

Женщины с большой любовью занимались рукоделием. Собираясь в кружок, соревновались друг с другом, выдумывая новые узоры, перерабатывая старые. Шили себе и своим близким одежду, вкладывая в работу все свое умение и эстетический вкус. Но это не было коллективным творчеством, ибо каждая мастерица, создавая из известных мотивов орнамента свою композицию или придумывая новые детали, оставалась оригинальным художником.

Женские рубашки вышивались узорами кeскe и сунтaх. Розетки кeскe вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки. По стилю исполнения кeскe носит легкий, ажурный характер. [Слайд 10]

Девичий костюм не имел нагрудных розеток кeскe, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. (Чувашское народное искусство, с. 34-35)

Древнее смысловое значение связано с символом солнца.

Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду о трех солнцах. [Слайд 11]

Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали это. Не хотим так больше жить, невозможно дышать! - часто жаловались, кричали они.

Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, страшаст от смерти, потянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. "Убить ещё одно!" - приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.

И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно!

Тогда люди с поклоном пошли старикам-шурсухалам просить мудрых советов. "Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!"- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах.

В настоящее время три солнца мы можем увидеть в символах Чувашской Республики. (Учебники "Родная литература, 3 класс, с. 20) [Слайд 12]

IV. Первичное осмысление и закрепление материала

1. Игра "Кто правильно найдет?"

Учитель показывает вышитые узорами изделия. Дети стараются правильно их называть.

2. "Умелые руки". Самостоятельная работа учащихся.

Дети украшают понравившимися узорами полотенца, которые вырезаны из белой бумаги.

Узоры печатают, используя гуашь и кусочки сырого картофеля прямоугольной (квадратной) формы.

Те ребята, которые закончат первыми, рассказывают о своих работах: какие узоры и цвета выбрали, что они означают. (1-4 ученика) [Слайд 13]

V. Подведение итогов урока.

- Что интересного и нового для себя вы сегодня узнали?

- Какие узоры вам особенно понравились и запомнились? Почему?

- Где вы их можете применить?

VI. Задание на дом.

Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника "Уяв" [Приложение] (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)

Белые платья, которые вырезаны из бумаги, нужно украсить чувашскими узорами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА урока: Чувашская вышивка-кладезь народной мудрости.

hello_html_m15e7b5f5.jpg

Аннотация урока:

Цель образовательного мероприятия:

Проверка знаний учащихся о народном творчестве;

Воспитание эстетического вкуса, терпения, аккуратности, уважения к труду;

Развитие воображения, творческого подхода к работе, творческого интереса к чувашской национальной вышивке

Ознакомление с видами вышивки

Объяснение смыслового значения чувашской вышивки

Обучение симметричному расположению узора на ткани, использованию орнаментов чувашской вышивки в изделии

Задачи образовательного мероприятия:

Закрепление знаний геометрических фигур (квадрат, треугольник, четырехугольник)

Выполнение орнамента в полосе

Знакомство со старинным орнаментом (геометризированный орнамент.)

Учить самостоятельно размещать на листе элементы узора, составлять орнамент из геометрических фигур

Расширить словарный запас учащихся (холст-пир, узор-эреш, вышивка-тĕрĕ,…)

Учить работать в группах

Учитывать индивидуальные особенности учащихся, создавать ситуацию успеха, обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки

Целевая группа –обучающиеся 7 класса

Количество участников -12 человек

Какие ЗУНКи приобретут участники в ходе работы на образовательном мероприятии:

Личностные: самоорганизация, самоопределение, умение слушать и вступать в диалог, самооценка на основе успешности или неуспешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Познавательные: анализ, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации, построение речевого высказывания, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.

умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения

умение работать в команде

уме ние проявлять инициативу и решать проблемы, уме нию доводить до реализации свой замысел и создавать результат художественного творчества(орнамент) ,

умение преодоле вать трудности, управлять своими эмоциями

умения объективно оценивать и самого себя, и своих союзников по команде и одноклассников .

Краткое описание образовательного мероприятия

Наши знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из символов, знаков и образов плетутся речь, песня, обряды, вышивка. На интегрированном уроке (математика, чувашский язык) обучающиеся, используя знания чувашских узоров, составляют картину, вышивку, орнаменты – послания в будущее. Используя народное художественное творчество в работе с детьми, можно формировать у них нравственные качества, жизнерадостное мировосприятие, научить ценить и уважать культуру своего народа. Мы считаем, что это очень важно для подрастающего поколения.

Программа и содержание образовательного мероприятия

hello_html_4bbad12d.jpg

Выяснение ожиданий опасений

Подготовка : ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Составление правил работы

Мой цветок

Проведение: Учитель раздает ученикам заранее заготовленные разноцветные лепестки цветка. Дети заполняют их, отвечая на вопросы: правила работы

Когда работа закончена, каждый участник выходит в центр. Цветок прикрепляется на стену и остаётся там до окончания урока.

II . Работа над темой

ИНПУТ - интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Чувашия – край ста тысяч вышивок. Вышивка – это древнейший вид декоративно – прикладного искусства, украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Вышивка является одним из основных видов национального искусства, идущим из глубины. В этих узорах вышивальщиц – их представление о мироздании, миропонимании, отражение быта и культуры народа. В них отразились следы многовековой истории чувашского народа.

Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что она выполняется по счету нитей ткани, по клеткам . Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно, что приводит к геометрическому построению орнамента. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов. Вышивальщицы при этом использовали и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.

Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой ОМ)

Работа над темой

Группы: все участники. Численность: весь класс. Время: каждому участнику дается ограниченное время на высказывание – 1-2 минуты. Материал: плакатные листы.

Проведение: Вопрос раунда:

Вышивка нужна современному человеку?

Цель: Тренинг умения аргументировать свое мнение. Группы: класс делится на две команды. Численность: неограниченное количество. Время: 10 мин. Проведение: Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, так что каждый имеет непосредственного противника. Одна партия отвечает за аргументы "за то, что вышивка нужна современному человеку", другая за аргументы "против". Один называет только доводы в пользу, другой - против этого положения. Каждый старается убедить противника в своей правоте.

Через 2-4 минуты они меняются местами и меняют аргументацию на противоположную. То есть, теперь участники должны научиться использовать аргументы противной стороны. Еще через 2-4 минуты спор прекращается. На общее обсуждение выносятся следующие вопросы: Какие аргументы были использованы? Произошло ли сближение? Удалось ли кого-то убедить? Какими аргументами? Чью сторону было легче отстаивать?

Проведение: Учитель дает каждому участнику какую-либо часть из разрезанных картин. Затем каждый начинает искать других участников с недостающими кусками, чтобы при объединении получилась целая картинка. Так получается подгруппа, которая затем самостоятельно составит свой орнамент.

III . Завершение образовательного мероприятия

Эмоциональная разрядка – релаксация (разминка)

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка ОМ)

Каждый участник должен, по-возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие

Что у меня на сердце.

В конце занятия возвращаемся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли опасения учеников или было уютно и комфортно на уроке.

Конспект открытого урока по технологии

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Каждый ребенок должен знать свои корни. Поэтому на уроках технологии, когда изучаем вышивку, я стараюсь давать национальную вышивку. Детям очень нравится. Они с удовольствием изучают историю вышивки, легенды по вышивке. Наш край не зря называют " Краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок".

Читайте также: