Морфология конспект урока 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Урок русского языка по теме "Путешествие в страну Морфологию". Материал урока использован для закрепления знаний детей об имени прилагательном,о имени существительном и глаголе.На уроке использованы разноуровневые задания, работа в паре, индивидуальная работа. Урок проходит в форме путешествия по остановкам ,используется наглядный материал - иллюстрации.Урок походит под девизом ""Скучать некогда!

ВложениеРазмер
Путешествие в страну Морфологии 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во втором классе.

Учитель начальных классов Чировской СОШ

Выяснить, как дети освоили перечисленные темы.

- смогут определить род существительных,

- смогут распознавать глаголы по значению, устанавливать связь глагола с существительным;

- смогут подбирать прилагательные к существительным по значению.

Урок – путешествие в Страну Морфологии.

  1. Мотивация.
  2. Минутка чистописания.
  3. Группировка существительных, определение рода и числа. (разноуровневая работа)
  4. Вставить нужные глаголы, выписать глаголы из ряда слов, найти пары слов. (работа в паре)
  5. Подобрать к существительным прилагательные. (индивидуальная работа)

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Дидактический материал – карточки с заданиями, демонстрационный материал

1. Психологический настрой.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Улыбнемся друг другу и переда-дим наше настроение гостям.

- Ну, а вам не надоело скучать? Не надоело писать, читать, считать?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Дети улыбаются друг другу, улыбаются гостям.

Оформление записи в тетрадях

2. Минутка чистописания.

а) Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал ….( конем)

б) Мчусь, как пуля, я вперед

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки

Кто несет меня? (коньки )

- Кто догадался, над какими буквами мы будем сегодня работать?

- Послушайте стихотворение об этой букве:

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит

Буквой К на нас глядит.

- Прочитайте пословицу и объясните её смысл:

Кто на все руки, у того нет скуки.

3 .Определение цели урока.

- Из чего состоит наша речь?

- Чем является каждое слово в предложении?

- А мы хорошо с вами знаем части речи?

-Какая же цель нашего урока?

- Сегодня мы отправимся в королевство Морфологии – науке, которая изучает части речи.

2.Каллиграфическое письмо – письмо букв Кк , соединений с буквами.

Рассуждения детей, запись пословицы в тетради.

3.Ответы детей на поставленные вопросы.

Повторение знаний о частях речи.

1 остановка.Имя существитель-ное.

- Посмотрите вокруг себя. Всегда и везде окружают нас предметы

В королевстве Морфологии прошли слухи о том, что господа Имена существительные мужского, женского и среднего рода хотят объединить свои рода. Только не могут решить, какому роду отдать предпочтение.

- Пусть все слова- предметы будут моего рода, - заговорил господин Имя существительное мужского рода. Всё равно все школьники приписывают мне слова- предметы и женского, и среднего рода

- Нет, уж, - возразила госпожа Имя существительное женского рода. Мне давно ученики 2 класса приписывают слова плащ, меч, мяч, дописывая после шипящих ь.

- Не бывать этому!- решила госпожа Морфология. Приставлю-ка я к словам- предметам местоимения: мой, моя, моё. Пусть заботятся о чистоте всех трёх родов Имени существительного.

2 остановка. Глагол.

Глагол – необыкновенная часть речи. Морфология уважает эти слова. Слова-действия гордятся своими значениями. Они всегда подчеркивают, что движение – это жизнь. Без движения невозможен прогресс – нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь. Глаголы всегда спрашивают: что делать? что сделать? А вы, ребята, готовы работать?

3 остановка – отдых.

Мы немножко отдохнем

Встанем глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

- Слова- признаки размышляли о своей судьбе.

- Скучно было бы на свете жить, если предметы имели одинаковый цвет. А нас окружает такой красочный мир! И это благодаря признаку по цвету, - сказал один из братьев-близнецов.

- А без меня все предметы имели бы одинаковую форму, например, квадратные деревья. Квадратные животные, - сказал признак по форме.

- И без меня, – вступил в беседу признак по вкусу. – Как вкусно мы поедаем сладкие конфеты, мороженое.

Слушала своих сыновей мама – Имя прилагательное. Она радовалась их дружбе и гордилась тем, что эти слова делают речь выразительной.

- Скажите на какие вопросы отвечает имя прилагательное? (какой? какая? какое? )

Разно уровневая работа:

1.Знание и понимание – написать слова в два столбика, отвечающие на вопрос кто? и что?

2. Задание на применение – записать сущ-е во множественном числе, указать род.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка во 2 классе

Учитель: Джус И.Ф.

Тема: путешествие по морфологии

Цель: обобщение и закрепление основных понятий морфологии.

Задачи: формировать умение определять принадлежность слов к частям речи;

развивать мыслительную деятельность, память, речь, воображение;

воспитывать интерес к изучению русского языка, активность на уроке,

Вид урока: урок-соревнование

I . Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

На уроке не хихикай.

Стул туда-сюда не двигай.

Педагога уважай и соседу не мешай.

- Ну как, вы готовы проверить свои знания?

II . Актуализация полученных знаний.

Задание 1. Составление кластера.

- Итак, дорогие друзья,давйте составим кластер, который поможет нам вспомнить основные понятия изученной темы. (кластер составляется детьми на листочке, после выполнения учитель вывешивает на доске – дети сверяют)

- Что изучает морфология?

- На какие группы делятся части речи?

- Какие части речи относятся к самостоятельным?

- Какие служебные части речи вы знаете?

Задание 2. Повторение основных правил.

На столе лежат листочки с нашего дерева. Прочтите начало утверждения на листочке и прикрепите его к веточке с правильным окончанием утверждения.

Имя существительное обозначает…

Признаки предметов называет…

На вопросы КТО? ЧТО? Отвечает …

Глагол отвечает на вопросы …

Прилагательное женского рода …

Существительное среднего рода …

Существительное мужского рода

На вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Отвечает …

Прилагательное среднего рода …

- Замечательно! Вы доказали, что хорошо запомнили правила о частях речи.

Задание 3. Определение принадлежности слов к частям речи.

( дети выходят по очереди к доске. Берут карточку с любым из слов и вставляют в соответствующий вагон.)

- Ну что же, дорогие мои путешественники, вы очень хорошо справились с устной работой. А теперь настало время немного отдохнуть.

III . Физминутка.

Электронная музыкальная физминутка

IV . Самостоятельная работа.

Задание 1. Словарная работа.

- Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите буквы-парашютисты, которые парят над словами с пропущенными буквами. Прочитайте внимательно эти слова. К какому разделу грамматики они относятся? (Слова: п…суда, пр…рода, с…бака, м…бель, в..р…бей, п..льто, в..рблюд, за…ц)

- Теперь проверим. ( дети в быстром темпе выходят по одному к доске, опускают нужного парашютиста. Сверяют свои работы)

- если вы считаете что все задания выполнены верно, хлопните 2 раза в ладоши.

- Замечательно. А теперь скажите , к какой из частей речи относятся эти слова?

- Какие из них относятся к одушевленным?

- На какой вопрос они отвечают?

- Очень хорошо. Можно отправляться дальше.

Задание 2. Определение принадлежности слов к частям речи.

- Путешествие продолжается. На доске записано прекрасное четверостишие. Давайте его прочтем.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

-В каждой строке присутствуют изученные нами самостоятельные части речи. Мы с вами обозначим их при помощи цветных магнитов. Зеленые – имя существительное; желтые – имя прилагательное; синие – глаголы.

Следующее задание вы будите выполнять , работая в парах.

В каждой строке, среди множества букв нужно отыскать слова. Выписать только имена существительные. Далее к каждому существительному подбираете по 2 подходящих по смыслу слова: 1 вариант – подбирает имена прилагательные, 2 – глаголы.

А теперь каждая пара, используя записанные вами слова должна составить предложения. ( предложения составляют устно. За каждое 1 талант)

Задание 4. Работа с учебником.

- Откройте учебник на 194 странице. Знакомимся с заданием к упражнению 523.

V . Рефлексия.

- Ну вот, дорогие дети, наше путешествие подошло к концу. Предлагаю вам выразить свое отношение к уроку. Давайте соберем цветы. У вас на партах лежат лепесточки. Если вам понравился урок, вы чувствовали себя комфортно и уверено – прикрепите лепесток к розовой серединке. Если вам не все задания понравились или вызвали затруднения – к синей. Если вы чувствовали себя неуверенно и не справились с большинством заданий – к желтой.

- Давайте себе похлопаем.

VI . Итог урока.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 2 класса "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи"

Учитель: Мекле Лариса Павловна - учитель начальных классов I категории


Информация об уроке:


Тема урока: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
Цель урока: формирование понятия о морфологии и самостоятельных и служебных частях речи.
Задачи урока :

Образовательная: изучение материала о различиях между самостоятельными и служебными частями речи, отработка навыка нахождения и употребления самостоятельных и служебных частей речи;

Развивающая: развивать языковые и лингвистические компетенции, способствовать формированию компонентов информационной культуры;

Воспитательная: способствовать формированию экологической грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная
Методы обучения:
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические
По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оборудование : наглядный и раздаточный материал, учебники, мультимедийное оборудование

План урока:
I. Оргмомент:

Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку

Диалог по развитию речи

Постановка цели урока

III. Словарная работа.

IV Актуализация опорных знаний

V. Усвоение новых знаний.

V I . Применение полученных знаний.

VII. Проверка и оценка знаний

VIII . Подведение итогов урока


IX . Домашнее задание


1.Психологический настрой.
- Обернитесь, повернитесь и друг другу улыбнитесь!

На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Надо многому учиться.
Это в жизни пригодится.

Ребята! Готовы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

- Я думаю, что урок получится интересным и позна­вательным. А для этого нужно быть очень внима­тельным и старательным.

1) Не ломать веток.
2) Не разорять гнёзда.
3) Не разрушать муравейники.
4) Не разводить костры.

б) – На прогулке нам понадобится дневник путешественника. Это ваши тетради. В них мы будем записывать свои наблюдения. Запишите дату нашей прогулки.
Итак, мы отправляемся в путь. А каким словом, близким по значению, можно заменить слово путь? / дорога/
Слова путь и дорога это- синонимы.


3. Минутка чистописания.
Дд

Человека познают в игре и в долгой дороге .

итальянская пословица

4. Молодцы! Все старались и написали красиво. Вот по этой дороге мы попали в лес.
Закройте глаза, представьте себе мы в лесу.… Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите? / шорох листьев под ногами, потрескивание веток, голоса птиц…./ А теперь походите там. Потрогайте руками всё, что встречается на пути? Вдохните глубоко. Расскажите о своих ощущениях.
.Посмотрите, какие красивые листья! А эти листья особенные! /внимание на доску/


4. Словарная работа

-В словах запутались слова Все они из трех слогов Кто помочь словам готов? (На доске записаны слова)

Собака, роща, камыш.

Вода, роман, народ.

Добавка, ромашка, газета.

Колос, рота, ваза.

Задание: Из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, которое записать в тетрадь.

Проверка: Слайды со словами на доске. Сорока, ворона, дорога, корова.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Составьте устно предложение с любым из этих слов.

- А я составила предложение о правилах дорожного движения со словом дорога.

(Всегда внимательно переходите через дорогу).

5. Актуализация опорных знаний



Все слова—это речь. Все слова отличаются вопросами, на которой они отвечают, и тем, что они обозначают.Наблюдение над языковым материалом Прочитайте текст . 145

Работа с пословицей по определению частей речи:

Человека познают в игре и в долгой дороге .

6. Усвоение новых знаний .
- Ребята, давайте вернёмся к нашим дневникам путешественников и запишем наши наблюдения. А, поможет нам упражнение 413.( безударные гл., парные согл )

7. Применение полученных знаний.
Работа с экспресс- тестом
- Возьмите листочки и выполните волшебное задание.


8. Проверка и оценка знаний
- Ребята, а вы за что поблагодарите Осень? /ответы детей/

- Есл ивы хорошо усвоили тему урока и готовы сами в ней разобраться- то возьмите жёлтый лист и прикрепите к дереву, а если чувствуете , что вам ещё рано отправляться в самостоятельный путь и нужно , как зелёному листу ещё повисеть на дереве- выбирайте зелёный.( Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате)

9.Подведение итогов урока

-Какую тему мы изучили?

- Что было для вас интересным?

- Что было сложным?

Выберите домашнее задание на снежинках. Есть 3 уровня по сложности.
Ну, что ж наша прогулка подошла к концу. До свидания, лес.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2-ая часть) с приложением на электронном носителе (Школа России) – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- распознавать имена существительные, вопросы, на которые они отвечают.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- развивать умения принимать цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;

- прогнозировать предстоящую работу,

- анализировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль.

Познавательные УУД:

- развивать умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

- извлекать информацию из текстов;

- на основе анализа объектов делать выводы; классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- развивать умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

План урока (хронометраж):

Урок состоит из 11 этапов:

1. Организационный момент. (1 минуты)

2. Проверка домашнего задания (2 мин)

3. Каллиграфическая минутка (3 мин)

4. Актуализация знаний (2 мин)

5. Целеполагание (1 мин)

6. Работа по теме урока. (22 минуты)

7. Физкультурная пауза. (2 минут)

8. Закрепление изученного материала (7 минуты)

9. Домашнее задание. (1 мин.)

10. Рефлексия. Итог урока. (4 минуты)

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.

Организационный момент.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Проверка домашнего задания

- Назовите мне слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? Какой? Какая? Что делает? Что делают?

-У кого были трудности при выполнении домашнего задания?

III. Каллиграфическая минутка

- Открываем тетради, записываем число и классную работу. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку.

-Сегодня мы будем повторять письмо буквы, которая в алфавите стоит самая первая и букву, которая стоит после буквы (н).

-Какие это буквы? ( а и о)

-Вспомним написание букв.

-Дайте информацию об этих буквах.

- Пропишите в тетради одну строку этих букв.

( оцените свою работу с помощью трех цветных карандашей)

Актуализация знаний.

- Прочитайте слово по стрелочкам.


Ключевое слово: существительное.

На вопросы кто? и что?

отвечать оно должно.

V. Целеполагание.

Работа по учебнику стр. 44

- Прочитайте тему нашего урока (Имя существительное)

- Определите учебно - познавательную задачу урока (Что такое имя существительное?)

VI. Работа по теме урока

1.- Что обозначают имена существительные?

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Прочитайте правило от тетушки Совы на с .45 и ответьте на вопросы.

- Приведите свои примеры имен существительных.

2. Работа по учебнику с. 44, у.74 (устно ответить на вопросы учебника по цепочке) Выполнить задание упражнения, выписать слова, отвечающие на вопрос кто? или что? Взаимопроверка.

VII. Физкультминутка. (электронное приложение)

Работа по теме урока (продолжение)

Работа по учебнику с. 45, у.75. Выполнение заданий к упражнению.

Уточнение: Имена существительные - это слова, которые обозначают людей, животных, растения, одежду. Ко всем словам, называющие эти предметы можно поставить вопрос что? или кто?

Работа по учебнику с. 45, у.75. Чтение пословиц о зимних месяцах. Выполнение заданий к упражнению.

3. Словарная работа

Работа со словами январь, февраль. Запись слов, деление слов на слоги. Объяснение написания слов на изученные орфограммы.

VIII. Закрепление изученного материала

- Восстановите пословицы и фразеологизмы со словарными словами. Спишите, изменяя форму словарных слов.


Работа в тетради на печатной основе с.24, у. 51 (самостоятельная работа)

На индивидуальных карточках записаны слова:

Сказал, белый, девочка, завод, железный, ракета, письмо, рисовать.

- Выпишите только имена существительные.

Проверка - учитель показывает ответ - карточку с именами существительными.

- Оцените свою работу.

IX. Домашнее задание.

У. стр. 46 упр. 78

X. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Какую часть речи вы научились распознавать?

- Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?

– А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя солнышко, которое лежит у вас на парте. Солнышки повесьте на доску, чтобы в классе стало светлее и теплее.


-отлично усвоил тему урока, урок понравился, все было понятно


-знаю, но не могу рассказать, нуждаюсь в помощи учителя.


-ничего не понял, урок не понравился.

Читайте также: