Сделать небольшой конспект о влиянии представителей школы в вундта на становление психодиагностики

Обновлено: 02.07.2024

Вильгельм Максимилиан Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биографический очерк

Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.

Концепции Вундта в психологии

Вундт рассматривал психологию как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.

Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е. элементам сознания) присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания он относит также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения (трехмерная модель чувств): удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ.

С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания RK изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между элементами. Выделение этой части в качестве основной становится понятным, если учесть, что связи и есть те универсальные механизмы, Которые соединяют отдельные элементы в комплексы - представлений, идей и т.д. До Вундта такими универсальными механизмами считались, как неоднократно упоминалось выше, ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал v Вольфа и Канта, которые определяли ее как спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших m Ихических процессов, которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с законами ассоциаций. Ассоциативная связь объясняет развитие восприятия и памяти, создание целостных образов из отдельных ощущений. Точно также разные законы ассоциации (смежности, контраста и т.д.) могут объяснить, каким образом мы переходим от одного воспоминания к другому. Важным моментом во всех этих объяснениях является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний мир, изменение
предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Вундт пришел к мнению, что спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя В заданной цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Из признания апперцептивной связи также следовало, что эксперимент возможен только при изучении тех процессов, которые зависят И внешней стимуляции - времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и друг их высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.

  • закон творческого синтеза (доказывал возможность не только репродуктивного, но и творческого мышления);
  • закон психических отношений (раскрывал зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса);
  • закон контраста (в эмоциональной сфере противоположности усиливают друг друга);
  • закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Психология Вундта - наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции - проверки состояния собственного мышления.

Переводы сочинений Вундта на русский язык

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

В психодиагностике выделяют признаки и категории.

Признакиотличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать.

Категориискрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть “латентными переменными”. Для количественных категорий часто используется также название “диагностические факторы”.

Диагностический вывод– это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.

Тест –в переводе в англ.испытание, исследование.

это стандартизированная методика психологического измерения, выраженности психологических свойств или состояний при решении практических задач. Представляет собой серию кратких однотипных стандартизированных испытаний (задач, вопросов или ситуаций).

Типовая тестовая методика представляет из себя серию заданий с выбором из готовых вариантов ответа. Каждому варианту ответа приписывается балл - количественная интерпретация. Баллы по ответам суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами и после этого сравнения формируются стандартные диагностические заключения.

Достоинства тестовых методик: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный характер оценки, надежность, справедливость (защищенность от предвзятости экзаменатора), возможность компьютеризации.

Различные тестовые задания выявляют у индивида различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская

работа по их разработке и апробации.

Методологической основой психодиагностики является психометрика– этообласть психологии, которая изучает теоретические и методологические проблемы измерений во всех областях психологии, разрабатывает математические модели для методов психологического измерения, определяет формальные требования для экспериментальной проверки психометрических свойств, разнообразных методов психологического, в т.ч. психодиагностического измерения.

Термин "психометрика" появился в первой половине XVII в. в трудах Х.Вольфа.

Понятие “психодиагностика” появилось впервые после публикации Г. Роршаха в

1921 г. Однако, эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Выявление индивидуальных особенностей человека с помощью психодиагностики стало возможным после возникновения в психологии ряда необходимых предпосылок.

Можно говорить о четырех наиболее важных источниках становления психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная психология, прикладная психология и тестология.

1. Экспериментальная психология. Возникновение экспериментальной психологии связано с именем Г. Фехнера (I860), который впервые обосновал психофизический метод исследования. Опираясь на простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил основы экспериментальной психологии, и она стала в начале XX столетия ведущим направлением эмпирического психологического исследования. Первоначально экспериментальная психология занималась изучением самых элементарных психических свойств и процессов,возникающих под влиянием определенных раздражителей, с целью раскрытия некоторых общих закономерностей, которые она пыталась представить по возможности в форме математических моделей. Для описания зависимости между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя Г. Фехнер использовал логарифмическую функцию, что позволило ему сформулировать первый количественный закон в психологии. Тем самым был найден основной методологический принцип, который был взят на вооружение психодиагностикой. Экспериментальная психология на первых порах стимулировала развитие психодиагностики, главным образом, за счет наличия огромного арсенала методов, оснащенных разнообразной аппаратурой.




Стимулирующее влияние на возникновение психодиагностики оказали, исследования индивидуальных различий, касающихся времени реакции, которые были проведены в лаборатории Вундта.

2. Дифференциальная психология. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия. Возникновение дифференциальной психологии было подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему “Индивидуальная

психология”, в котором в противоположность господствовавшему мнению и соответственно вопреки мнению В. Вундта признавалось возможным и необходимым экспериментальное исследование высших психических функций, таких, как память, мышление, представление и т. д.

Дифференциальная психология привлекла внимание многих психологов к исследованию индивидуальных различий между людьми. Речь идет не об исследовании индивидов как таковых, а о различиях в психических свойствах, а также индивидуальных формах их проявления. Проводились сравнительные исследования разных популяций, в ходе которых выявлялись половые, возрастные и т. д. различия индивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними. Без предшествующих достижений дифференциальной психологии психодиагностика, целью которой является изучение и характеристика конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину.

Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки, имеющими общую специфическую область исследования: изучение степени выраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражения действительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных (дифференциальном или индивидуальном) аспектах.

3. Прикладная психология. Другим источником развития психодиагностики была

прикладная психология, которая связана с именем В. Штерна. В прикладной психологии В. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника). Проводя различие между психодиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии, он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области психологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развития личности.

4. Тестология. Тестология оказала на психодиагностику наиболее сильное влияние, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени. Основателем тестовой диагностики единодушно считается известный американский психолог Дж. М. Кеттелл (1890), Его статья “Умственные тесты и измерения” оказала решающее влияние на разработку точных методов диагностики. Кеттел, который ввел и сам термин “тест”,ставил перед собой задачу изучения целостной личности. С этой целью им было проведено 10 простых экспериментов (измерение силы левой и правой рук с помощьюдинамометра, скорости реакции на звуковой раздражитель, скорости запоминания 10 названных цветов и т. д.). Эти и многие другие исследования, проведенные его учениками, оказались малоплодотворными, так как в их основе лежало весьма примитивное представление о психике человека. Отдельные индивидуальные свойства личности выявлялись и исследовались изолированно друг от друга, что, естественно, не давало достаточных оснований для выводов об индивидуальном своеобразии личности или какой-либо ее существенной стороны.

С Кеттела началась традиция исследования интеллекта поступающих в учебные

заведения (1896), которая до сих пор сохраняется в американских университетах. Развитие тестовой диагностики было связано с такими методами исследования, разработка которых явилась прямым ответом психологии на требования практики. Поскольку в тестологии и дифференциальной психологии встречаются одни и те же имена часто делается вывод о том, что “психодиагностика является комбинацией этих двух направлений” Связь этих двух направлений в научно-историческом плане действительно имеет место, и этим, возможно, объясняется, в частности, господствующее до сих пор понимание сути тестов.

Тест измеряет психические свойства не непосредственно, а через поведение, на основании чего судят затем о психических свойствах.

Системное строение психодиагностики как науки:

- научная теория дифференциальной психологии

- прикладные модели практической психологии (области применения психодиагностики)

- система (классификация) психодиагностических методик

- математезированная технология конструирования психодиагностических тестов и методик.

Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

В психодиагностике выделяют признаки и категории.

Признакиотличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать.

Категориискрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть “латентными переменными”. Для количественных категорий часто используется также название “диагностические факторы”.

Диагностический вывод– это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.

Тест –в переводе в англ.испытание, исследование.

это стандартизированная методика психологического измерения, выраженности психологических свойств или состояний при решении практических задач. Представляет собой серию кратких однотипных стандартизированных испытаний (задач, вопросов или ситуаций).

Типовая тестовая методика представляет из себя серию заданий с выбором из готовых вариантов ответа. Каждому варианту ответа приписывается балл - количественная интерпретация. Баллы по ответам суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами и после этого сравнения формируются стандартные диагностические заключения.

Достоинства тестовых методик: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный характер оценки, надежность, справедливость (защищенность от предвзятости экзаменатора), возможность компьютеризации.

Различные тестовые задания выявляют у индивида различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская

работа по их разработке и апробации.

Методологической основой психодиагностики является психометрика– этообласть психологии, которая изучает теоретические и методологические проблемы измерений во всех областях психологии, разрабатывает математические модели для методов психологического измерения, определяет формальные требования для экспериментальной проверки психометрических свойств, разнообразных методов психологического, в т.ч. психодиагностического измерения.

Термин "психометрика" появился в первой половине XVII в. в трудах Х.Вольфа.

Понятие “психодиагностика” появилось впервые после публикации Г. Роршаха в

1921 г. Однако, эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Выявление индивидуальных особенностей человека с помощью психодиагностики стало возможным после возникновения в психологии ряда необходимых предпосылок.

Можно говорить о четырех наиболее важных источниках становления психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная психология, прикладная психология и тестология.

1. Экспериментальная психология. Возникновение экспериментальной психологии связано с именем Г. Фехнера (I860), который впервые обосновал психофизический метод исследования. Опираясь на простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил основы экспериментальной психологии, и она стала в начале XX столетия ведущим направлением эмпирического психологического исследования. Первоначально экспериментальная психология занималась изучением самых элементарных психических свойств и процессов,возникающих под влиянием определенных раздражителей, с целью раскрытия некоторых общих закономерностей, которые она пыталась представить по возможности в форме математических моделей. Для описания зависимости между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя Г. Фехнер использовал логарифмическую функцию, что позволило ему сформулировать первый количественный закон в психологии. Тем самым был найден основной методологический принцип, который был взят на вооружение психодиагностикой. Экспериментальная психология на первых порах стимулировала развитие психодиагностики, главным образом, за счет наличия огромного арсенала методов, оснащенных разнообразной аппаратурой.

Стимулирующее влияние на возникновение психодиагностики оказали, исследования индивидуальных различий, касающихся времени реакции, которые были проведены в лаборатории Вундта.

2. Дифференциальная психология. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия. Возникновение дифференциальной психологии было подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему “Индивидуальная

психология”, в котором в противоположность господствовавшему мнению и соответственно вопреки мнению В. Вундта признавалось возможным и необходимым экспериментальное исследование высших психических функций, таких, как память, мышление, представление и т. д.

Дифференциальная психология привлекла внимание многих психологов к исследованию индивидуальных различий между людьми. Речь идет не об исследовании индивидов как таковых, а о различиях в психических свойствах, а также индивидуальных формах их проявления. Проводились сравнительные исследования разных популяций, в ходе которых выявлялись половые, возрастные и т. д. различия индивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними. Без предшествующих достижений дифференциальной психологии психодиагностика, целью которой является изучение и характеристика конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину.

Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки, имеющими общую специфическую область исследования: изучение степени выраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражения действительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных (дифференциальном или индивидуальном) аспектах.

3. Прикладная психология. Другим источником развития психодиагностики была

прикладная психология, которая связана с именем В. Штерна. В прикладной психологии В. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника). Проводя различие между психодиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии, он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области психологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развития личности.

4. Тестология. Тестология оказала на психодиагностику наиболее сильное влияние, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени. Основателем тестовой диагностики единодушно считается известный американский психолог Дж. М. Кеттелл (1890), Его статья “Умственные тесты и измерения” оказала решающее влияние на разработку точных методов диагностики. Кеттел, который ввел и сам термин “тест”,ставил перед собой задачу изучения целостной личности. С этой целью им было проведено 10 простых экспериментов (измерение силы левой и правой рук с помощьюдинамометра, скорости реакции на звуковой раздражитель, скорости запоминания 10 названных цветов и т. д.). Эти и многие другие исследования, проведенные его учениками, оказались малоплодотворными, так как в их основе лежало весьма примитивное представление о психике человека. Отдельные индивидуальные свойства личности выявлялись и исследовались изолированно друг от друга, что, естественно, не давало достаточных оснований для выводов об индивидуальном своеобразии личности или какой-либо ее существенной стороны.

С Кеттела началась традиция исследования интеллекта поступающих в учебные

заведения (1896), которая до сих пор сохраняется в американских университетах. Развитие тестовой диагностики было связано с такими методами исследования, разработка которых явилась прямым ответом психологии на требования практики. Поскольку в тестологии и дифференциальной психологии встречаются одни и те же имена часто делается вывод о том, что “психодиагностика является комбинацией этих двух направлений” Связь этих двух направлений в научно-историческом плане действительно имеет место, и этим, возможно, объясняется, в частности, господствующее до сих пор понимание сути тестов.

Тест измеряет психические свойства не непосредственно, а через поведение, на основании чего судят затем о психических свойствах.

Системное строение психодиагностики как науки:

- научная теория дифференциальной психологии

- прикладные модели практической психологии (области применения психодиагностики)

- система (классификация) психодиагностических методик

- математезированная технология конструирования психодиагностических тестов и методик.

Методы Вундта, относящиеся к категории экспериментальных, используются в современной психологии.Они помогают понять сознание человека, выявить сильные и слабые стороны мышления, решить, какие сферы нужно проработать. Одной из наиболее интересных методик является интроспекция, основанная на самонаблюдении и внимании к себе.

Краткая история создания экспериментальной психологии

Вундт и его изучение сознания

Немецкий психолог считает, что главными элементами сознания человека являются его ощущения, чувства и представления. Также он отмечает, что основные процессы психики – это результат творческого синтезирования, который дает возможность сознанию открыть такие процессы, как апперцепция и перцепция.

Что же такое апперцепция? Это процесс, с которым сознание реализует свой потенциал к самоорганизации, он противостоит принципу ассоциации, приводя к осмыслению и расстановке в правильном порядке всех психологических элементов. Проводя разные исследования Вундт наблюдал за реакциями, за восприятием и временем, продолжительностью этого всего. Он предполагал, что измеряя часовые характеристики реакций, можно продемонстрировать три этапа реакций на раздражитель: восприятие его, апперцепцию и проявление вольных мышечных движений. Эти эксперименты и кропотливая работа заложила основы психологии и ориентировалась на экспериментальный общенаучный метод.

психология

Много ученых трактовали психологию как науку об опыте и имели большое желание на этой основе исследовать сознание человека. Метод изучения психологии народов по Вундту стал одним из самых популярных и известных.

Самонаблюдение или метод интроспекции

  • распад душевного состояния на части;
  • установление образа соединения этих частей;
  • постановка соответствия законов комбинаций и физиологической организации.

Данный метод был ориентирован на ощущения, на концентрацию на этих ощущениях.

Анализ проделанной работы

В процессе развития психологии был сделан вывод, что все-таки процедура самонаблюдения не может быть достоверным источником знаний. Испытуемые обнаруживали именно то, что интересовало экспериментатора и это оказалось очень субъективно. Обнаруживали несовпадения разных результатов, опыты проводились публично, обесценивались при этом результаты.

Как важно наблюдать за собой?

Благодаря многочисленным трудам ученых психология вышла на высокий уровень развития и превратилась в практическую сферу деятельности. Благодаря различным методам, экспериментам и исследованиям сегодня можно узнать о сознании человека много интересного. Но человек самостоятельно может наблюдать за своим эмоциональным состоянием, познавая себя и регулируя свое сознание так, чтобы двигаться к успеху, достижению целей.

psy

Вильгельма Вундта считают отцом современной экспериментальной психологии. Почему и в чём именно состоит его метод изучения науки? Об этом мы поговорим ниже.

Краткая биография учёного

Родился Вильгельм Вундт в 1832 году в семье пастора. Окончил местную школу в 1851 году. Продолжил обучение в Тюбингенском университете.

Вундт оставил после себя громаднейшее научное наследие — больше 50 тысяч страниц статей и книг.

Вклад в изучение психологии

Вильгельм Вундт стал одним из первых проповедников экспериментальной психологии. Главным предметом её изучения он сделал человеческое сознание – его содержимое, процессы и состояния.

Содержимое сознания, согласно Вундту, включает в себя мимолётные ощущения, образы предметов, желания воспоминания, эмоции и т. д.

Процессы же делятся на два типа:

  1. Непроизвольные. Происходят сами по себе. Например, когда вы едете в поезде, стук колёс как бы сам собой выстраивается в определённый ритм.
  2. Произвольные. Направляются человеком. То есть при желании вы можете изменить этот ритм.

Также немецкий психолог впервые ввёл понятие объёма сознания (количество впечатлений, которое оно может держать в себе одновременно) и сделал вывод, что этот объём не ограничен, если содержимое постоянно объединяется во всё более крупные единицы.

Метод изучения психологии

Так как в те времена психология только зарождалась, Вильгельм Максимилиан решил взять за основу науки химию, которая была уже достаточно изучена и разработана. Именно поэтому его системе присущ элементаризм.

Основные принципы, плюсы и минусы метода Вундта

Основных принципов метода Вундта три:

  1. Человеческое сознание – это совокупность личного опыта, который никак не проявляется внешне. Следовательно, изучать его надо с помощью самонаблюдения.
  2. Психика и сознание (то, что осознаётся) – это одно и то же.
  3. Сознание – это некоторое количество элементов, связанных между собой ассоциативно.

Что же касается преимуществ и недостатков, то главный плюс метода состоял в том, что человек с помощью самонаблюдения сам лучше определит свои ощущения и особенности, чем кто-либо другой. А главный минус метода – это необъективность, т.к. человек может трактовать наблюдения в свою пользу.

Что исследовал психолог в лаборатории

За 20 лет с момента основания психологической лаборатории Вундт и его ученики провели более 100 экспериментов. В основном они рассматривали те проблемы, которые уже были поставлены другими учёными, но не были до конца изучены.
Первая серия экспериментов была посвящена изучению психологических аспектов слуха, зрения, обоняния, ощущения времени и других чувств. Также уделялось пристальное внимание экспериментам по изучению времени реакций. Вундт выяснил, что человеческую реакцию на раздражитель можно разделить на 3 этапа:

  1. Восприятие раздражителя.
  2. Осознание раздражителя.
  3. Проявление воли.

После воздействия раздражителя человек воспринимает его, анализирует и наконец реагирует. Реакция представляет собой движение мышц, и Вундт хотел выяснить его среднее значение. Однако сделать это у него не получилось, т.к. было трудно разграничить этапы протекания реакции.
Ещё одним объектом изучения психолога было то, что мы сейчас называем фокусом внимания. Пример фокуса – восприятие страницы, которую вы сейчас перед собой видите. Пока вы читаете один абзац, другие видны не так отчётливо.
Вильгельм Максимилиан, ко всему прочему, хотел взяться за изучение детской психологии, но не стал проводить опыты, потому что дети вряд ли могли бы точно описать своё внутреннее состояние и ощущения.

Заключение

Вундт был научным руководителем 190 студентов, позднее защитивших докторские диссертации. Они же основали психологические лаборатории в Пенсильвании, Нью-Йорке и других штатах Америки.

Вильгельм Вундт внёс огромный вклад в развитие психологии, философии и физиологии. Его книги издаются до сих пор, а результаты экспериментов не теряют актуальности. Он одним из первых понял, что психология – это экспериментальная наука, и метод её изучения должен быть соответствующим.

Надеемся, после прочтения статьи вам стало понятнее, в чём именно состоял метод Вундта. Вы даже можете попробовать применить его в жизни и начать вести отчёты о своих ощущениях и мыслях. Получится этакий домашний психологический эксперимент. Если решите его провести, поделитесь результатами в комментариях.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920) – выдающийся немецкий психолог и физиолог, который фактически стал основателем психологии как таковой. Вундт ввёл в науку объективное исследование психических явлений по аналогии с другими естественными науками, и показал физиологическую взаимосвязь психики и мозга; тем не менее, объективный подход к психологии Вундт совмещал с интроспекцией – методом, который позднее был признан ненаучным.

Вильгельм Вундт

История жизни Вильгельма Вундта

Родился Вильгельм Вундт в семье лютеранского пастора. Со стороны эта семья казалась дружной, однако впоследствии Вундт вспоминал, каким строгим и иногда жестоким мог быть отец. Почти все члены семьи были хорошо образованы и проявили себя в какой-либо науке, однако Вильгельм казался им неспособным к обучению. Подкрепляло эту уверенность то, что мальчик не смог сдать вступительные экзамены за первый класс гимназии. Впоследствии, однако, Вильгельм подтянулся в учёбе и к девятнадцати годам был готов поступить в университет. Он выбрал карьеру врача.

Во время обучения в Гейдельбергском университете он занимался у профессора Гассе, а также был его ассистентом в женском отделении местной больницы. Дежурить ему приходилось чуть ли не круглые сутки, чуть ли не по ночам. В одно из таких дежурств он испытал состояние, которое, по его мнению, походило на лёгкий сомнамбулизм. Вундт заинтересовался этой темой и решил, что быть врачом он больше не хочет. Он перевёлся в Берлинский университет, где обучался у естествоиспытателя Иоганна Мюллера, а затем работал там же ассистентом знаменитого учёного Гельмгольца. В это время он впервые в мире начинает читать свои лекции по научной психологии.

В 1875 году он перебрался в Лейпциг, начал работу в местном университете и на собственные деньги основал первую в мире психологическую лабораторию. Впоследствии она переросла в институт экспериментальной психологии. В этом городе Вундт жил до самой смерти. Здесь он выпустил огромное количество студентов, многие из которых продолжили его дело. Его ученики основали собственные психологические лаборатории – в Колумбийском университете, Университете Пенсильвании и других. Любопытно, что к его психологическим исследованиям проявляли интерес чаще всего учёные из США и России. Верными учениками Вундта и продолжателями его дела стали Бехтерев, Павлов, В. С. Серебреников, а также поляк Владислав Витвицкий и болгарин Спиридон Казанджиев.

Общее число работ Вильгельма Вундта трудно подсчитать, как и все сферы его интересов. Он проводил исследования в области психологии, философии, физики, физиологии. Вундта считают одним из отцов-основателей современной психологии, хотя в последние десятилетия значение его работ отмечается как невысокое, поскольку наука за это время ушла далеко вперёд. За всю свою жизнь Вундт написал более 54 тысяч страниц; можно сказать, что сбылась его заветная мечта детства – стать великим писателем.

Вундт сделал даже некоторый вклад в астрономию. Он был первым, кто предложил называть астероиды не только женскими именами, как это делалось раньше. Этому совету внял его ученик Карл Лонерт, ставший астрономом: открытый им в 1907 году астероид он назвал в честь своего учителя Вундцией.

Мысли Вундта

Мысли Вундта в психологии

Непосредственный опыт, согласно Вундту, и является процессом организации всех элементов сознания в единое целое, который проводит мозг. И эти элементы можно разделить и изучить по отдельности.

Вундт

Вундт первым указал на важную роль социальных процессов в развитии психических функций.

Несмотря на популярность Вундта в зарождавшейся американской психологии, его культурно-историческое направление практически не стало востребованным у американцев. Их занимала главным образом экспериментальная психология.

Как мы уже говорили, в своих исследованиях Вундт пользовался и методом интроспекции, который современные психологи считают ненаучным. Во время интроспекции человек исследует собственные ощущения. Данный метод является одним из самых древних в науке, он был известен ещё античным мыслителям. В частности, этим методом широко пользовались врачи, когда проверяли действие лекарств на себе. Интроспекцией пользовались также физики и физиологи (например, исследователь использовал какой-нибудь раздражитель, а потом просил испытуемого описать свои ощущения, так учёный получал информацию о работе органов чувств).

Сильной стороной интроспекции являлся тот факт, что только сам человек, испытывающий какие-то переживания, может описать их наиболее полно и точно. На этом, однако, преимущества интроспекции заканчиваются. Вундт, зная это, попытался соединить интроспекцию с экспериментальным подходом. Опыты по интроспекции он проводил в своей лаборатории в строгом соответствии с определёнными правилами.

Тем не менее, даже в таком виде интроспекция не заслужила научного признания. Более того, уже тогда появились сведения о том, что у некоторых участников эти эксперименты вызвали серьёзные психические заболевания.

Известность получили опыты с метрономом. Вундт их тоже проводил на себе. Он слушал удары метронома и проверял свои ощущения. Какой-то определённый ритм в одни моменты вызывал у него удовольствие, а в другие – дискомфорт. При ожидании очередного удара он испытывал некоторое напряжение, а после удара – расслабление. При увеличении темпа ударов он слегка возбуждался, а при замедлении – успокаивался. Эти наблюдения позволили Вундту построить трёхмерную модель чувств. Она позволяет любое чувство измерить по трём параметрам, при этом по каждому из них оно всегда находится в определённом диапазоне.

Трёхмерная концепция чувств на некоторое время возымела популярность в Германии, однако впоследствии она была опровергнута. Тем не менее, сам факт проникновения в глубины зарождения чувств и ощущений был весьма значимым.

Открытие того, что целое в нашем сознании не сводится к сумме его частей, в последующем получило подтверждение. В частности, этот тезис в 1912 году официально признали представители гештальтпсихологии.

Читайте также: