Конспект занятия полюбуйся весна наступает подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Систематизировать знания детей о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время через организацию познавательной беседы и художественной деятельности детей.

· Расширить представления о сезонных изменениях в природе;

· Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне, через малые формы фольклора загадки.

· Упражнять логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас (оттепель, грачи, подснежники, крокусы, цветущая, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ранняя, поздняя, звонкая, зеленая, певучая), развивать коммуникативные навыки.

· Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Предварительная работа. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе. Беседы с детьми о бережном отношении к природе. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня перед нашей дверью я нашла посылку. Очень удивилась, от кого посылка? Когда открыла, то увидела много разных вещей и письмо. Послушайте, что в нем написано.

Воспитатель: О чем просит нас Старичек Лесовичок? Ребята, поможем Старичку Лесовичку? Давайте же посмотрим, какие задания нам подготовил Лесовичок.

Воспитатель: Молодцы! Давайте откроем конверт со 2 заданием.

Воспитатель: Ребята в конверте загадки, вам нужно их отгадать!

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель.)

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (Май.)

Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: Молодцы! Все ребята знают весенние месяцы!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще лежит в посылке? Это клубочек.

Воспитатель открывает 3 задание: Кто этот клубок в руки возьмет, тот слово красивое о весне назовет, чтобы она шагала быстрее по лесу.

Воспитатель: Ребята вам нужно клубочек передать друг другу, намотать на клубок нитку, и сказать по одному слову отвечая на вопрос Весна какая?

Воспитатель: Правильно, ребята. Весна бывает разная. Мы ее всегда ждем с нетерпением. А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Март сосульки свесил с крыши (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И капелью зазвенел. (Хлопают в ладоши.)

Солнце в небе выше, выше (Поднимают руки вверх.)

Все хлопочут, много дел. (Наклоны вправо, влево.)

Скоро снег совсем растает (Приседание.)

Выйдут в поле трактора. (Руки на пояс, топают ногами.)

Черный грач весну встречает (Шагаем, высоко поднимая колени.)

Воспитатель: Что еще лежит в посылке?

- Тает снег, улетают в теплые края перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Весной перелетные птицы не улетают в теплые края, а прилетают к нам.)

- Распускается верба, начинается на реках ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Весной морозы не трещат, а бывают только заморозки.)

- Набухают почки, созревают яблоки, появляются проталины, грачи начинают строить гнезда. (Я блоки созревают не весной, а летом и осенью.)

- Ярко светит солнце, белка делает запасы на зиму, бегут ручьи. (Белка делает запасы осенью.)

Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, что еще лежит в посылке?

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поделится на 5 команд. Каждая команда соберет предложенную картинку и произнесет весенний признак.

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии?

Воспитатель: Что было легко, а что трудно?

Воспитатель: Ребята, а как Старичок Лесовичок узнает, правильно ли мы выполнили все задания?

формировать образную речь; умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. Побуждать детей к разыгрыванию темы в форме двигательной импровизации; развивать двигательное воображение.

Развивать эстетические чувства детей. Воспитывать любовь к природе, творческую активность.

Ход занятия

Звучит украинская народная песня:

Стало ясно солнышко

Землю, словно золотом,

А в лесу подснежники

Много цвету вешнего

У весны, у весны.

-Ребята, о каком времени года эта замечательная песня?

-А как вы догадались, что это весна?

- В стихотворении Пушкина есть очень хорошие строчки о весне :

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

-Почему А. С. Пушкин называет весну утром года? (все живое весной пробуждается, оживает после зимней спячки).

-А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).

-Вам известно, как раньше называли их на Руси?

На солнышке согрелась ель,

Идёт апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:

— Подснежник, полно спать!

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

И, замедляя хитрый бег,

Идя по снегу вброд,

Проваливаясь в талый снег,

Лиса из лунки пьёт.

Жемчужинки слетают вниз:

Весь в дырочках от светлых брызг

Под ёлкой хрупкий наст.

Но всё же март, а не апрель

Лишь солнышко зайдёт,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лёд.

-Ребята, какие слова и выражения показались вам необычными, красивыми в этом стихотворении?

Это слово звучное, нежное. Наверное, каждый из вас при прочтении услышал звон капели.

- А кто может объяснить, почему весной снег начинает таять, и капельки воды стекают с крыш?

-Ребята, а в каком месяце начинает таять снег?

-Какими словами можно сказать о мартовской весне, какая она?

-Следующий весенний месяц - апрель. А еще апрель называют солнечным, теплым месяцем.

-Ребята, вы замечательно передали в своих движениях весеннее апрельское настроение. А теперь рассмотрим весенний пейзаж, написанный художником И. С. Каменевым. Вглядитесь внимательно в эту картину. Давайте представим, что мы попали на эту весеннюю полянку.

-Какое время года изобразил художник на картине?

-Как вы догадались, ранняя или поздняя это весна?

-Как можно красиво сказать о солнышке? (ясное, яркое, нежное, веселое)

-Обратите внимание на весеннее небо. Что напоминают вам облака? (как вата, белые кораблики, белогривые лошадки).

-Какая травка растет на полянке? (сочная, нежная, душистая, густая)

-Каким изобразил художник пруд? (тихим, спокойным, зеркальным, отражающим небо)

-Вглядитесь в березовую рощу. Каким увидел художник деревья в этой роще? (зеленые, пышные, стройные, кудрявые, белоствольные.)

-Какое настроение вызвал у вас эта картина?

-Ребята, сегодня на занятии звучали стихи, музыка, были рассмотрены картины. Мы не только видели, но и слышали весну : звонкие голоса птиц, говорливые ручьи, капель. Это дало возможность почувствовать красоту весны. Кто открыл для себя что – то новое в этом времени года?

Цель: Систематизировать знания детей о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время через организацию познавательной беседы и художественной деятельности детей.

  • Расширить представления о сезонных изменениях в природе;
  • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне, через малые формы фольклора загадки.
  • Упражнять логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас (оттепель, грачи, подснежники, крокусы, цветущая, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ранняя, поздняя, звонкая, зеленая, певучая), развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Предварительная работа. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе. Беседы с детьми о бережном отношении к природе. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

Воспитатель: Ребята, сегодня перед нашей дверью я нашла посылку. Очень удивилась, от кого посылка? Когда открыла, то увидела много разных вещей и письмо. Послушайте, что в нем написано.

Воспитатель: О чем просит нас Старичек Лесовичок? Ребята, поможем Старичку Лесовичку? Давайте же посмотрим, какие задания нам подготовил Лесовичок.

Воспитатель: Молодцы! Давайте откроем конверт со 2 заданием.

Воспитатель: Ребята в конверте загадки, вам нужно их отгадать!

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель.)

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (Май.)

Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: Молодцы! Все ребята знают весенние месяцы!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще лежит в посылке? Это клубочек.

Воспитатель открывает 3 задание: Кто этот клубок в руки возьмет, тот слово красивое о весне назовет, чтобы она шагала быстрее по лесу.

Воспитатель: Ребята вам нужно клубочек передать друг другу, намотать на клубок нитку, и сказать по одному слову отвечая на вопрос Весна какая?

Воспитатель: Правильно, ребята. Весна бывает разная. Мы ее всегда ждем с нетерпением. А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Март сосульки свесил с крыши (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И капелью зазвенел. (Хлопают в ладоши.)

Солнце в небе выше, выше (Поднимают руки вверх.)

Все хлопочут, много дел. (Наклоны вправо, влево.)

Скоро снег совсем растает (Приседание.)

Выйдут в поле трактора. (Руки на пояс, топают ногами.)

Черный грач весну встречает (Шагаем, высоко поднимая колени.)

Воспитатель: Что еще лежит в посылке?

- Тает снег, улетают в теплые края перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Весной перелетные птицы не улетают в теплые края, а прилетают к нам.)

- Распускается верба, начинается на реках ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Весной морозы не трещат, а бывают только заморозки.)

- Набухают почки, созревают яблоки, появляются проталины, грачи начинают строить гнезда. (Я блоки созревают не весной, а летом и осенью.)

- Ярко светит солнце, белка делает запасы на зиму, бегут ручьи. (Белка делает запасы осенью.)

Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, что еще лежит в посылке?

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поделится на 5 команд. Каждая команда соберет предложенную картинку и произнесет весенний признак.

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии?

Воспитатель: Что было легко, а что трудно?

Воспитатель: Ребята, а как Старичок Лесовичок узнает, правильно ли мы выполнили все задания?

Программное содержание:
- вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи. Формировать умение воспринимать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своих высказываниях. Расширить представления детей о ранней весне.
Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Организационный момент
Все мы дружные ребята,
Мы ребята - дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Воспитатель: Ребята, если вы правильно решите эти примеры, то вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии.
Дети подставляют буквы и читают слово.


Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

Игра на внимание.
Я называются месяцы. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то – приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём.
Март, июнь, сентябрь, май, февраль, апрель, июль, декабрь, март, август, январь, март, октябрь.
- А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?
А сейчас “Доскажите словечко”.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
И называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)
Воспитатель предлагает детям послушать пение птиц (аудиозапись).
- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
- Как называются эти птицы? (Перелетные)
- Почему их называют перелетными?
- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)

Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.
- Давайте отдохнём и поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Грач, клёст, снегирь, скворец, ласточка, синичка, воробей, жаворонок, журавль.
- Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.
Воспитатель:
Солнце ласково смеётся.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
разговорчивый ручей.
- Затекли шумные ручейки в норки, берлоги. Кого они разбудили? (ответы) – показ картинок (медведь, ёжик, барсук)!
А что ещё весной просыпается? Растения.
- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)
-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
-Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник) бывают синие и белые
-Как звали героиню произведения Н. Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)
- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)
- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)
У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.
Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
Молодцы!
- А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.
1. После какого времени года наступает весна?
Лето.
Зима.
Осень.
2. Как в народе называют весну?
День года.
Утро года.
Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
Дети.
Сосульки.
Взрослые.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
Ледопрыг.
Ледобег.
Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
Ласточки.
Соловьи.
Грачи.
6.Что появляется на полях, когда тает снег?
Проталинки.
Заталинки.
Обталинки.


Читайте также: