Отличие гласных и согласных звуков конспект урока 5 класс

Обновлено: 20.05.2024

1.Познакомить с особенностями образования гласных и согласных звуков, с работой артикуляционного аппарата.

2.Развивать аналитическое мышление, частично-поисковые умения, умение выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность работы, аргументировать свою точку рения, с пособность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью

3.Совершенствовать умение отчётливо произносить согласные звуки в скороговорках и при чтении вслух текстов различных функциональных стилей.

Развитие УУД при изучении темы

Личностные УУД : Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес.

Регулятивные УУД: Целеполагание. Саморегуляция .

Познавательные УУД: Получение данных исследовательским путём. Извлечение информации из текстов.

Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество. Взаимодействие при работе в паре.

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Организа ционный этап

Подготовить обучающихся к работе на уроке

Собраться, настроиться на работу

Этап актуализации знаний

-Дано слово лом . В каждом последующем слове заменяйте один звук (гласный или согласный). Побеждает тот, у кого получится самая длинная цепочка.

Выполняют творческое задание индивидуально в тетрадях .

Предполагаемые результаты разминки: лом – сом – сор – бор – вор – вой – рой – рай – пай – пар – пас – бас и т.д.

Результаты предметные:

Осознана смыслоразличительная роль звуков речи.

Развитие способности обучающихся к самореализации (метапредметные УУД)

Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Создание учебной ситуации

- На примере лингвистической разминки мы увидели, что всего один звук может изменить смысл слова, образовать новое слово. Таким образом, роль этой маленькой единицы языка очень важна.

-А как вы думаете, какие звуки чаще употребляются в нашей речи – гласные или согласные?

-Пока мы не можем сказать, у кого из вас верное предположение. Давайте попробуем доказать верность ваших гипотез с помощью небольшого исследования.

Формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять транскрипцию.

Формировать умения:
– формулировать тему урока, ставить цель урока самостоятельно (Регулятивные УУД);
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД);
– ориентироваться в своей системе знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).

Оборудование:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Учебник русского языка для 5 класса. – М.: Просвещение, 2008.
– Тетради.
– Словарики.

I. Синтаксическая пятиминутка.

На слух определить грамматические основы, составить схемы предложений в тетрадях и на доске.

Опустели поля, и потянулись в осеннем небе косяки журавлей. Ветер носил листья по воздуху и швырял их на землю.

II. Изучение нового.

На доске записано 2 столбика:

ОЯ
ОЯИ
УАЕ
ПЛ
КСК
ЖРВЛЙ

– Что изображено в этих двух столбиках? (Буквы.)
– Что изменится, если я начну их произносить? (Это уже будут звуки.)
– Сделайте, исходя из этого наблюдения, вывод: что такое звуки, что такое буквы?
– А какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

В природе, в окружающем мире много самых различных звуков: приятных и неприятных для нашего слуха.

– Изучает ли их фонетика? (Нет.)
– Почему? (Фонетика – наука о звуках речи).
– Сформулируем первую часть темы нашего урока (ФОНЕТИКА) (Запись в словарики с выделением опасных мест.)

Детьми производиться подбор (устно) однокоренных слов с корнем -ФОН-.

– Чем же отличаются звуки речи от других звуков? (Из них образуются слова.)
– А как мы можем доказать, что слова образуются из звуков? (У каждого слова есть свой смысл, своё значение.) Если заменить 1 звук в слове на другой, можно изменить смысл и значение слова:

ЧАЙКА, ГАЙКА, ЗАЙКА, МАЙКА, ЛАЙКА, ШАЙКА, БАЙКА и т.д.

– Возвращаемся к столбикам на доске.
– На какие 2 группы мы можем разделить звуки? (Гласные и согласные.)
– В каком столбике гласные, а в каком согласные звуки? Как вы догадались?
– Как вы думаете, как будет звучать вторая часть темы нашего урока? (Записываем.)
– Чем отличаются гласные буквы от гласных звуков? (Звуков 6.)
– А теперь еще раз послушайте 1 предложение, с которого мы начали урок, и подумайте, какие слова зашифрованы в этих двух столбиках из этого предложения?
– По какому столбику вам легче было ориентироваться?
– Какой вывод можно сделать? (Согласные звуки более информативны, они отчетливее показывают полный состав слова.)
– Попытайтесь расшифровать имена и фамилии известных вам поэтов:

ИАИ ЕОО МХЛ ЛРМНТВ

АЕИ УИ ЛКСНДР ПШКН

– Итак, какова разница между буквами и звуками?
– Какая же тема урока сегодня?
– Чему будем учиться на уроке?

III. Закрепление нового.

– А всегда ли слова по произношению совпадают с написанием? Что нам помогает отчетливо увидеть эту разницу? (Транскрипция.)
– Дайте определение этому понятию.
Чтение параграфов 50–51–52.
– С какого звука не начинается ни одного слова? ([Ы]).

На откидной доске метограмма (дети её записывают в словарики).

С “о” во мне уроки учишь,
С “а” нужна при измереньи.
“Ш” на “с” смени – получишь
Горный выступ ты в мгновенье

(Школа, шкала, скала.)

– Упражнение № 236 (письменно) – работа по заданию вместе (составление транскрипции).
– На усмотрение учителя следующим этапом используется приём звукописи.

IV. Итог урока.

– Какая тема урока была?
– Что нового сегодня на уроке мы с вами узнали?
– Какие звуки изучаются фонетикой?
– Для чего нужна транскрипция?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Симферопольского района Республики Крым

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

5-Б КЛАСС

русского языка и литературы

Учитель: Усеинова Л.Н.

Тема: Чем различаются гласные и согласные звуки

Цели: продолжить знакомство учащихся с фонетикой; научить различать гласные и согласные звуки.

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер.

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Вступительное слово.

Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (г, р)

Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализаци знаний и пробное учебное действие

- Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.)

- Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками ж-ж-ж. Жутко жуку сидеть на суку.)

- Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.)

Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь.

Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения

- Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика)

- Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)

- Графика?( Обозначение звуков буквами.)

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (Звук.)

- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что (слайд):

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)

В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину.
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно
Спрыгнет вниз.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом).

Упражнение 262. На магнитной доске схема:

∕ \Гласные Согласные

ударные безударные твердые мягкие

глухие звонкие

- Послушайте стихотворение Б. Заходера (слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком
!

Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы – смыслоразличители.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

ФИЗ. МИНУТКА

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Наша работа будет продолжена в группах.

1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123.

Нажмите, чтобы узнать подробности

5) воспитание чувства прекрасного на примерах литературных произведений.

Приветствие. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный, а интегрированный урок. Явления фонетики мы понаблюдаем на основе произведений, изученных на уроках литературы.

Орфоэпическая разминка. (Повторить скороговорки).

На дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

- Какие звуки слышим? (Гласные и согласные)

- В каком разделе русского языка они изучаются? (Фонетика)

Запись в тетрадях темы урока, объявление целей урока.

В это время 2 ученика работают по карточкам. (Составление предложений по схемам)

В каких-то розовых мечтах

Я позабылся. Сон и зной

Уже царили надо мной.

Но вдруг я стоны услыхал.

И взор мой на берег упал.

- Из какого произведения данный отрывок и кто автор? (Н. А. Некрасов)

- Сколько предложений? (3)

Составьте схему 2 предложения.

Полный синтаксический разбор 3 предложения.

Проверка работ учащихся, работавших по карточкам. (По ходу работы оцениваются ответы учащихся).

- Какие бывают предложения? (Простые, сложные, предложения с прямой речью, предложения с обобщающим словом при однородных членах).

- Чем отличаются сложные предложения от простых?

5. Включается кассета.

- Какие звуки мы слышим? (Пение птиц, звук летящего самолета).

Звуки речи мы произносим и слышим, а на письме обозначаем к.

Слова могут состоять из 1 звука: в, и;

из двух: ум, мы, но;

из трех: мел, петь;

и более звуков: березовый, строительный.

Звук – наименьшая языковая единица, его роль – способствовать различению слов, их смысла (лук - луг). Из одинаковых звуков могут быть составлены разные слова.

- Какие бывают звуки? (Схема записывается в словарях)

твердые мягкие звонкие глухие сонорные

- Чем отличаются гласные и согласные?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте попробуем пропеть звуки:

1 группа б п в ф г к

2 группа а о и ы э у

Вывод. Вы почувствовали, что согласные звуки пропеть невозможно, почему? Ответ вы найдете в материалах учебника (параграфы 51, 52)

При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту препятствия (язык, нёбо, зубы, губы). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого получается шум.

Согласные звуки мы будем изучать на последующих уроках, а сегодня поработаем над гласными.

Работа над упражнением 256 (таблица заполняется в тетрадях и на доске).

Самостоятельная работа по карточкам и выборочная проверка.

Выписать слова с пропущенными буквами, подобрать проверочные слова.

Я рос, как многие, в глуши,

У б…регов б..льшой р…ки,

Где лишь кр…чали кулики,

Шумели глухо камыши,

Р…дами стаи белых птиц,

Как изваяния гр…бниц

С…дели важно на песке…

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты св…тла

И в…личава, как была.

Кругом все та же даль и ширь.

Все тот же виден монастырь

На …строву, среди песков,

И даже треп…т прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслыша звон к…локолов.

- Почему мы ошибаемся в написании безударной гласной?

- Как правильно написать и как проверить?

3) Фонетический разбор слова берегов.

8. Слово учителя.

Русский язык – один из самых красивых и выразительных языков мира. Это объясняется преобладанием в нем мелодичных звуков: гласных и звонких согласных. Подбирая слова с определенными звуками, писатели. Поэты создают яркие образы, картины.

Послушайте отрывки из стихотворений Н. Гончарова

- Какие звуки преобладают в 1 и во 2 отрывках?

- С какой целью автор подбирает слова с таким звучанием?

1) По небу голубому

Проехал грохот грома…

Шустрый дождь

На длинных ножках

По дорожкам.

Изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью.

- Какой вспоминается поэту Волга?

- Какие слова передают чувство восхищения и восторга великой русской рекой?

- Какое событие так изменило отношение Некрасова к реке?

По ходу работы на доске и в тетрадях выписываются повторяющиеся звуки. Какими звуками передается какое настроение?

Вывод. Определенные гласные передают определенное настроение:

Большой, реки, кричали, кулики – к , р , ш

Лес, солнце, небес - л , н , е . (Восхищение красотой родного края).

Сон, зной, стоны, ползли, гурьбою, бурлаки - о , у .(Ощущение тяжести, тревоги, печали).

В старших классах мы познакомимся с такими понятиями как ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков.

Вывод. Слово учителя. Некрасов был первым поэтом, который внес в литературу новый образ – образ простого крестьянина, бурлака. Изучая новые произведения, мы с вами увидим: много чудных стихов поэта, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны.

9. Выводы по уроку.

Проанализировав стихотворения, предложения, мы убедились, что наша речь состоит из потока звуков, образующих слова. Подведем итоги.

- Какой раздел науки изучает звуки?

- Какие бывают звуки?

- Что мы узнали о гласных и согласных звуках?

- Что такое безударная гласная и как не ошибиться в ее написании?

10. Домашнее задание. Так как 2008 год является годом семьи, написать мини-сочинение о семье. Задание – каждое слово должно начинаться с одной и той же буквы.(Например, в пути повстречались препятствия…)

Читайте также: