От якобинской диктатуры к 18 брюмера наполеона бонапарта конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся узнают, что Великая французская революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм, создала условия для развития капиталистического хозяйства, положила начало формированию правового государства и гражданского общества. Учащиеся понимают, что революция оказала огромное воздействие на ход мировой истории (идеи, которые она несла, повлияли на другие страны и континенты)

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Развитие умений учащихся

Учатся рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее полученные знания, давать характеристики историческим деятелям; оперировать понятиями и терминами

Основные понятия и термины

Источники информации: школьные и внешкольные

Комментарии к технологической карте

Для создания мотивации интереса на уроке учитель говорит:

Первый вопрос рассматривается в рамках учебника. Рассказ о Дантоне несет в себе большую эмоциональную нагрузку, его можно дополнить более широкой характеристикой этого выдающегося политического деятеля, пользующегося и сегодня популярностью во Франции.

Второй вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы, цель которой — выяснение причин потери якобинцами народной поддержки.

Третий и четвертый вопросы объясняет учитель. Важно выяснить: почему так быстро пала якобинская диктатура? Является ли термидорианский переворот концом революции? Учащимся может быть предложено задание: «После ареста Робеспьера и его ближайших сторонников 9 термидора вооруженные отряды санкюлотов двинулись к тюрьме и освободили арестованных. Но Робеспьер и его друзья проявили нерешительность, дали противнику возможность собраться с силами и перейти в наступление, арестовать их вторично и казнить. Следует задать учащимся вопросы: как вы думаете, если бы Робеспьер действовал более решительно, смог бы он надолго удержаться у власти? Закономерно ли падение якобинской диктатуры или его можно было предотвратить?

Вопрос о войнах Директории может быть рассмотрен в трех вариантах: самостоятельная работа учащихся с учебником и картой на уроке, рассказ учителя и работа с картой, а при недостатке времени учитель только называет и показывает на карте основные военные действия, а дома учащиеся читают учебник и заполняют хронологическую таблицу.

Годы

Основные события внешней политики

Итоги и значение

Интересный и важный материал о Наполеоне Бонапарте вынесен для домашнего чтения, на это следует обратить внимание учеников.

Шестой вопрос объясняет учитель и проводит небольшую дискуссию по проблеме: какое событие следует считать концом революции?

По последнему вопросу проводится эвристическая беседа или самостоятельное чтение учениками материала учебника с последующим обсуждением.

Решение проблемных задач могло проходить по ходу урока, или ученики предъявляют результаты своей деятельности в конце занятия.

Эпоха ведет свой отсчет с 1789 г., нравится это или не нравится современникам, потомкам,— но это так. Прогресс несомненен, но и цена велика: цена крови во время революционных и наполеоновских войн, безжалостная мясорубка гильотины. Как быть? Можно ли оправдать.

. Можно и должно,— отвечают многие историки и теоретики: абсолютизм и феодализм никогда не сошли бы сами со сцены: только насилие, разрушение Бастилии, якобинский террор могли расчистить поле для великого прогресса XIX—XX столетий.

Да, это правда. Но вся ли правда? Не следует ли отсюда, что нечего средства жалеть, коли цель хороша; что смешны и наивны те, кто отрицали, не принимали Марата, Робеспьера, Комитет общественного спасения, толпу, уничтожающую заключенных в парижских тюрьмах, расстрелянную Вандею, сожженный Лион?

Если б не было подобных людей, решительно не принимавших террор и кровь, то на первый взгляд прогрессу было бы легче пробиться; но более глубокие размышления откроют нам, что человечество, не думающее о средствах, о нравственных вопросах, немногого бы стоило: оно озверело бы, съело само себя, не смогло бы в конце концов воспринять тот самый прогресс.

Революции являются составной частью исторического процесса, но они не являются цивилизованным методом решения всех противоречий. И в этом трагедия человеческого общества. Очень важно спросить учащихся, какой вывод для себя лично могут они сделать по содержанию этого урока и чему научились.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучающие: 1.) формирование представления о падении якобинской диктатуры 9 термидора 1794г.;

2.) формирование представления о политике Директории 1795-1799 годы ;

3.) формирование представления о Перевороте 18 брюмера 1799 года 4

4.) формирование представления о значении ВФР.

Развивающие: 1.) Формирование умения заполнять таблицу по тексту учебника;

Воспитательные: формирование ценностного отношения (свобода, справедливость).

Дидактический материал: учебник Всеобщая история. История Нового времени: 1500 – 1800.,А. Я. Юдовская, 2012г., рабочая тетрадь, интерактивная доска.

Методичес-кие приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Оргмомент

II. Тестирова-ние

Диктант по терминам

Ш. Новая тема

План урока на интерактивной доске (слайд 2):

1. Падение якобинской диктатуры 9 термидора 1794 года.

2. Политика Директории 1795-1799 годы.

3. Переворот 18 брюмера 1799 года.

4. Значение Великой французской революции.

Записывают план урока в тетрадь

1.) Падение якобинской диктатуры 9 термидора 1794 года.

Про диктатуру и террор якобинцев мы с вами говорили на прошлом уроке. Это было страшное время для Франции.

Комиссары – посланники Конвента, недрогнувшей рукой наводили порядок в городах Франции. Только представьте себе: в Лионе за 1 раз было расстреляно 210 человек. Когда считали трупы, обнаружили 2 лишних. Тут вспомнили, что 2 человека безуспешно пытались доказать, что они не приговорённые, а полицейские. Но их никто не слышал.

Среди самих якобинцев происходит раскол. Выделяются группы умеренных или ещё их называли “снисходительные” и группа “бешеных”.

Умеренных возглавлял Жорж Дантон. По образованию адвокат, блестящий оратор. Умеренные выступают за отмену террора, за соглашение между разными партиями.

Во главе “бешеных” стоял священник Жак Ру, Эбер. Бешеные выступали за отмену собственности, призывали народ к новому восстанию против умеренных.

По приказу Робеспьера руководители “бешеных” были арестованы, их головы снесены “народной бритвой”. Робеспьер прилюдно обнимал Дантона и вопрошал “Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?”, но уже поползли слухи о том, что готовится арест и Дантона. Жена и друзья Дантона умоляли его бежать. Дантон удивлённо поднимал брови и говорил : “Куда бежать? Франция – самая свободная страна. Да разве можно унести Отечество на подошвах сапог?”

Вскоре Дантон был арестован. На суде держался уверенно, гордо. На эшафоте произнёс фразу, обращаясь к палачу: “Покажи мою голову народу, она стоит того”.

После казни Дантона тяжёлый маховик террора продолжал раскручиваться. Продолжались аресты, казни, никто не был застрахован в том, что он останется жив.

Как-то во время обеда Робеспьер снял камзол, а другой депутат обыскал его карманы и обнаружил список 40 человек, которых надо казнить. Депутат увидел и свою фамилию. Депутатам – якобинцам приходилось выбирать: действовать или умирать.

27 июля (9 термидора) 1794 года на заседании Конвента Робеспьер пытался зачитать списки новых обвиняемых. Но его заглушил шум депутатов. Робеспьер сел на одно пустующее место и произнёс: “Добродетельные люди, к вам обращаюсь я!” И тут кто-то заметил “Ты сел на место зарезанного тобой Дантона”. Робеспьер вскочил как ошпаренный. Его арестовали и объявили вне суда. Перед казнью он пытался покончить жизнь самоубийством. Не вышло, поранил себе нижнюю челюсть. Наутро 24 июля Робеспьера привели на эшафот. Нижняя челюсть Робеспьера была перевязана грязной тряпкой. Палач сорвал её, отдирая присохшую кровь от раны. Он опасался, что нож гильотины затупится о ткань. У Робеспьера вырвался ужасный крик боли, а через минуту – крик толпы: “Да здравствует Республика!”


Урок знакомит с причинами падения якобинской диктатуры. Рассматриваются положения новой Конституции Франции 1795 года и политика Директории – нового правительства Франции. Описывается процесс роста влияния Наполеона Бонапарта и его приход к власти в результате переворота 18 брюмера 1799 года.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Причины падения якобинской диктатуры

Утрата поддержки населения якобинцами

Падение якобинской диктатуры

Установление власти Директории

Внешняя политика Директории

Переворот 18 брюмера

К началу 1794 года французская армия одержала ряд побед на фронтах. Внутри страны удалось подавить мятеж в Ванде́е и иных землях. Опасность контрреволюции уменьшилась. Но вместе с этим обострились внутренние противоречия среди якобинцев.

Пока революция находилась в опасности, якобинский террор был оправдан. Жесткие меры имели поддержку в народе. Общие проблемы объединяли различные политические группы. Но как только ситуация наладилась, на первый план вышли все прежние разногласия.

Сегодня на уроке вы узнаете о причинах падения якобинской диктатуры. Рассмотрите политику нового правительства Франции – Директо́рии, переворот 18 брюмера 1799 года. Определите значение Великой французской революции.

Причины падения якобинской диктатуры.

После побед на фронтах и подавления мятежей народные низы стали требовать дальнейшего углубления реформ. Буржуазия выступала против этого. Ситуация в стране накалилась. В свою очередь для якобинцев любое из этих движений было опасно, так как требования сторон выходили за рамки якобинских устремлений.

Следующими стали якобинцы, выступавшие за ограничение собственности. Жак-Рене Эбе́р и его сторонники были обвинены в желании реставрировать монархию. В марте 1794 года они были казнены по приговору революционного трибунала.

· за соглашение между борющимися группировками;

· выступали за ограничение революционной диктатуры;

· требовали возврата конституционных порядков, прекращения террора;

· их идеалами являлись свобода и собственность.

Но и после этих казней террор не ослабел. В обществе царили страх и настороженность. Даже самые послушные исполнители приказов якобинцев не могли чувствовать себя в безопасности.

Утрата поддержки населения якобинцами.

Крестьяне, получившие землю, считали, что революция закончилась. Не получившие – разочаровались в якобинцах.

Городские низы были возмущены расправой над своими лидерами, тяжелым материальным положением.

В конечном счете, все устали от постоянных казней. От жизни в атмосфере террора. Народ стал отождествлять республику и Робеспьера, который вызывал всеобщую ненависть.

Казнь Робеспьера и падение якобинской диктатуры.

Британский историк Томас Карле́йль так описал эти события.

Всего было казнено около 100 человек. В основном сторонников Робеспьера и членов Парижской коммуны, которую сразу же устранили. Якобинская диктатура пала.

Установление власти Директории.

Новых людей, пришедших к власти во Франции, стали называть термидориа́нцами. Они выступали за республику, в которой будут гарантированы права собственников и свобода предпринимательства.

Стремясь заручиться поддержкой народа, термидорианцы

· начали преследование якобинцев и их сторонников;

· в Конвент были возвращены уцелевшие жирондисты;

Согласно конституции, законодательная власть передавалась двухпалатному Законодательному корпусу. Его нижней палатой был Совет пятисот. Верхней – Совет старейшин. Исполнительная власть – Исполнительной Директории в составе пяти директоров. Отсюда пошло и общее название правительства Франции периода 1795–1799 годов – Директо́рия. Судебная власть – Верховному суду.

Внешняя политика Директории.

В то время как внутри Франции, даже с установлением режима Директории, не утихали политические распри, на фронтах революционная армия одерживала одну победу за другой. В 1795 году к миру были принуждены Пруссия и Испания. В зависимую республику была превращена Голландия.

Росло влияние армии и генералов. Но более всего своим военным талантом выделялся Наполеон Бонапа́рт. В 1795 году он успешно подавил мятеж сторонников монархии в Париже, за что получил признание Директории и вскоре был назначен командующим Итальянской армией.

Целью похода в Италию было объявлено освобождение этих земель от австрийского господства. Но в войне Директория видела, прежде всего, способ отвлечь собственное население от внутренних неурядиц. Помимо того, успешная война позволяла Франции получить контрибуции – деньги, так необходимые новому правительству.

Но состояние войск, порученных Наполеону, было удручающим. Армия плохо снабжалась. Солдаты не получали жалованье. Этих людей было нужно одеть, накормить и дисциплинировать. В короткие сроки Наполеон смог сделать армию боеспособной. И, самое главное, генералу удалось возродить революционный энтузиазм солдат.

В то же время моральное состояние сил противника было очень низким. Солдаты не желали воевать. Местное население ненавидело австрийцев. В итоге всю северную Италию охватил революционный подъем. Наполеона стали считать освободителем. В 1796 году французская армия заняла Пьемо́нт, Милан, Папскую область.

В 1797 году Наполеон принудил Австрию к миру. Согласно статьям Кампо́-Форми́йского мира за Францией закреплялись земли на левом берегу Рейна и Австрийские Нидерланды. В Италии был образован ряд зависимых от Франции республик.

В Италии Наполеон проявил себя как умелый администратор и дипломат:

· на захваченных землях отменялись феодальные повинности и абсолютизм;

· церковь лишалась своих привилегий;

· вводились законы, обеспечивающие права и свободы личности;

· огромная контрибуция, возложенная на Италию, по требованию Наполеона взымалась в основном с самых богатых.

В конце 1797 года Наполеон вернулся в Париж. Его встречали как триумфатора. Победы Бонапарта увеличили авторитет армии. В ней стали видеть силу, способную решить внутренние проблемы Франции.

Но к этому времени у Франции еще оставался опасный противник – Англия. Желая нарушить ее связи с Индией (самой богатой британской колонией), Наполеон убедил Директорию в необходимости захвата Египта – вассального государства в составе Турции. Эта экспедиция была выгодна французской буржуазии. Контролируя Египет, Франция получала доступ в Красное море. Из него – ко всем рынкам Азии. Кроме того, захват Египта позволял упрочить положение Франции в Северной Африке.

В это же время англичанам удалось разгромить французский флот при Абукире, отрезав армию Наполеона в Египте от Франции. Привлечь на свою сторону Турцию. Но французы продолжили экспедицию. Им удалось захватить весь Египет, совершить успешный поход в Сирию. Тем не менее, нанести Англии решающий удар не вышло. Без флота это было невозможно.

Понимавший истинное положение дел, Бонапарт в 1799 году вернулся во Францию.

Переворот 18 брюмера.

В Италии русско-австрийские войска под командованием русского полководца Суворова отвоевали земли, захваченные Наполеоном. Возникла угроза их вторжения во Францию.

Потом он заставил Совет старейшин подписать декрет о передаче власти во Франции трем консулам. Через год Наполеон стал первым консулом, в руках которого сосредоточилась вся полнота власти.

С этими событиями принято связывать окончание Великой французской революции.

· Великая французская революция уничтожила Старый порядок в лице абсолютизма, феодальных пережитков, сословного деления общества;

· в ходе революции на первый план вышла буржуазия, полностью разрушив старое общественное устройство и государство;

· революция создала условия для развития капитализма во Франции: были отменены внутренние таможни, цеховая система, введена единая система мер и весов. Установившееся господство частной собственности ускорило процесс промышленного переворота;

· Великая французская революция провозгласила принципы всеобщей свободы и равенства. Декларация прав человека и гражданина – один из важнейших документов революции – заложил основы для формирования правового государства;

· революция оказала огромное влияние на развитие общества, стала поворотным событием в мировой истории. Революционные идеи повлияли на дальнейшее развитие не только Европы, но и всего человечества;

· революция преподала жестокий урок всем людям. Показала опасность применения тактики террора, даже если с его помощью пытаются достичь благих целей.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: