Правила употребления некоторых букв буквы ъ и ь как разделительные конспект 7 класс разумовская
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока Ъ и Ь знаки и их функции в языке .
Вид урока : Урок повторения. Правописание: орфография и пунктуация. ( повторение изученного в 5-6 классе)
Предмет: русский язык
формирование навыка правописания разделительных Ъ и Ь.
уточнение роли знаков в современном русском языке.
повторить правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь.
расширить представление о Ъ и Ь знаках в истории развития русского языка.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: - понимание проблемы; классификация и систематизация информации, построение логической цепочки и подбор примеров, подтверждающих тезис.
личностные УУД : умение выражать свое отношение к поставленной проблеме и рассуждать на лингвистическую тему; понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение отвечать на поставленные вопросы.
регулятивные УУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися итогов исследования, умение удерживать собственную мысль; умение корректировать написанное; контроль правильности выполнения задания.
Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, фронтальная Техническое оборудование : ППС ,традиционные средства.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Прочтите вместе с соседом по парте предложенный текст:
История братцев Еря и Ера
Сегодня я расскажу вам нашу историю, историю братца Ера и Еря.В очень давние времена мы возникли - буквами, причём обозначавшими гласный звук. А вовсе не знаками, как называют нас сейчас. Чем вообще буква отличается от знака? Первое различие уже сказано: буква имеет звук. Второе: мы, гласные, образовываем слоги. В древности был установлен такой закон - закон открытого слога, то есть любой слог должен был кончаться на гласный, и как только возникала необходимость (очень часто!), Ер и Ерь -тут как тут. Особенно в конце слов.
При рождении русского языка нас писали очень часто. Полюбуйтесь: отьць, коньць, къто, кънига, шъпътъ. Пара строчек из Остромирова евангелия (1056-57 гг):
Читаем? Вы. яко овьча (ерь) посреде влъкъ (два ера). В то время нас писали скрупулёзно.
Итак, мы были гласными, а гласные тянутся, поются и не встречают во рту препятствия… Еръ и Ерь образовывались точно так же, как О и Е соответственно, и разница заключалась лишь в долготе произношения. Еръ - это сверхкраткое О, Ерь - сверхкраткое Е. Долгота Ера и Еря варьировалась: Например, отьць с ударным Ерем растягивал его до Е: отець. Ерь в конце слова был так укорочен, что терялся вообще. И в отличие от ныне здравствующих гласных мы не употреблялись там, где перед нами не было согласного звука, когда как всякий полнозвучный гласный можно было произнести сам по себе. Из-за этого образовались наши сильные и слабые позиции, что не замедлило сказаться и на письменном языке: всё чаще в сильных позициях писали гласные полного образования Е и О, а в слабых временами пропускали. В конце слов, впрочем, старались писать постоянно, ведь это правило-без-исключений легко запомнить. Теперь нас называют знаками. твердым и мягким, а какие у нас обязанности!?
Создание проблемной ситуации. Целеполагание урока. Формулировка темы.
- О каких буквах (?) современного алфавита идет речь в тексте?- О твердом и мягком знаках.
-Скажите, что нового вы узнали из текста? – Узнали, что предками современных Ъ и Ь в древнерусском языке были Ер и Ерь, узнали также, какую роль они играли в языке?
-Что вас удивило в истории Ера и Еря больше всего? –Их большая роль, они были гласными и тд
-Как вы думаете, рассказ о Ъ и Ь завершился? – Нет
Запишем тему урока: Ъ и Ь знаки и их функции в языке.
Вставьте пропущенные буквы. Из данных слов составьте и запишите предложения.
1)На, полях, необ. ятных, грачи, пасутся.
2) Бродят, по, сороки, сем…ями, дорогам.
3) Росинки, на, с…ёжились, лист…ях, дерев…ев, осенних.
Какую роль играют в данных примерах Ъ и Ь? Объясните графически употребление ъ и ь. Сформулируйте правило. Проверьте выполнение задания друг у друга. Есть ли ошибки? Исправьте.
Прочитайте текст. Обратите внимание на слова с Ь знаком
Впишите в таблицу слова в той форме, в какой они стоят в тексте в соответствующие графы
показатель мягкости согласного
ь
показатель грамматической формы слова
раздедительный ь
Из данных предложений, принадлежащих перу И. А. Крылова, выпишите примеры слов, в которых Ь является показателем грамматической формы. Укажите эти формы
Всё кажется в другом ошибкой нам,
А примешься за дело сам,
Орлам случается и ниже кур спускаться ,
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь,
-Какие формы перед нами?- Глагольные, н.ф., форма 2 лица ед. ч. н. и б времени, форма глагола в повелительном наклонении.
- В каких словам Ь знак исполняет другую функцию? Какую?- друзья – разделительную, честь- показывает мягкость согласных. Лишь-?
-Познакомимся со словом лишь и его написанием. Это частица со значением исключительности. Изучение этой служебной части речи у нас впереди, точно также как и тема Наречие, например, сплошь, навзничь пишутся с Ь знаком , возьмем эту информацию пока на заметку.
- И все-таки один случай мы упустили. Какой? Когда еще Ь знак служит для обозначения грамматический формы- в существительных 3 склонения, мышь, рожь, дочь. Верно. Сделаем вывод: Что вспомнили?
первичное закрепление
Электронное приложение к учебнику Русского языка
Самостоятельная работа с проверкой. Упражнения по рабочей тетради Ларионовой.
Вывод по теме урока. Ответили ли мы проблемный вопрос? Какой конец можно дописать в истории Братцев Ера и Еря ?
Что с нами стало? Теперь мы знаки: у нас нет звуков, мы не образуем слоги. Да, я, Ерь, указываю на мягкость согласной. И это первая моя работа. Вторая моя обязанность - конечно, разделение согласного и гласного. А мой братец Ера, служит только разделителем. Иногда нас ставят по традиции, где мы в современном языке не играем роли, если не считать, что обозначаем некоторые грамматические свойства слов: например, то, что перед вами существительные третьего склонения (как "мышь"). Но когда-то у нас была бурная, активная жизнь. А с Ером боролись как с настоящим преступником. Матросы революционной армии врывались в типографии и уничтожали букву Стоит заметить, исчезновению Ера в конце слов многие и многие порадовались. Хотя бы потому, что он не играл роли, а места на бумаге занимал преогромное количество. Вроде бы одна маленькая буква, но коль она используется постоянно, то тратит целые полотна. "Война и мир" в старой орфографии занимала гораздо больше страниц.
А с другой стороны, было сложно переходить на другое правописание сразу, резко. Текст казался очень непривычным, не было знака, который показывал бы конец слова, сам текст выглядел не таким весомым.
Цель урока: знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы ( 3 склонение сущ., глаг., нареч.), для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Сформировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употребления ь и ъ разделительных.
Образовательные:
формирование умений писать слова с разделительными ъ и ь знаками, обозначать орфограмму;
различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака;
развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук й.
Воспитательные:
формирование умения работать в парах;
воспитывать самостоятельность, организованность.
Развивающие:
развивать речь, мышление, познавательные интересы;
развивать умение работать с ЭОР;
Тип урока: повтор.-обобщающий
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.
Структура и ход урока русского языка.
используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные
действия (УУД)
Время (в мин)
Самоопределение к учебной деятельности
1. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, Улыбка всегда располагает нас к приятному общению. Сегодня вы будете работать в парах.
А, сейчас проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Разминка для пальцев.
Подготовка класса к работе.
Дети выполняют разминку.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Конспект урока по теме:
Подготовлен и проведен
учителем русского языка
Соркиной Татьяной Ивановной
Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.
Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.
Задачи урока:
–совершенствовать навык правописания слов с Ъ, Ь;
– закрепить умение графического объяснения орфограммы.
–способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе; развивать интерес к изучению русского языка.
–развивать орфографическую зоркость обучающихся; грамотную речь детей, как устную, так и письменную; логическое мышление, память, внимание; развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: урок систематизации знаний
Вид урока: учебный практикум.
Методы и формы обучения: частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная; самостоятельная работа, работа с учебником
Используемые технологии (методики): игровая, здоровьесберегающая технологии, работа в малых группах
Оснащение урока:
Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с эпиграфом к уроку.
Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, цветы для букета настроения.
Ход урока Мотивация (1,5 мин)
- Как вы понимаете её смысл?
- Зачем мы пришли на урок?
Основная часть урока Актуализация знаний (3 мин)
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают попробуем догадаться. (Учитель читает стих-е)
Знакомы вам наверняка
Два молчаливых чудака.
Один в своих решеньях твёрд
И бесконечно этим горд.
Он носит кепку круглый год,
Надев её наоборот.
Уступчив, мягок друг его –
Он, не страшась людской молвы,
Не покрывает головы.
(Это ъ и ь знаки)
- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ, а другая – с Ь. (Учитель открывает карточки)
- Но какую же функцию Ъ и Ь знаки выполняют в словах?
(На доске записаны слова)
- Посмотрите на доску, сравните слова и ответьте на мой вопрос.
СЪЕСТЬ (ср. СЕСТЬ)
- Действительно, они не допускают слияния гласной и согласной букв, разделяют их.
- Кто же подскажет мне тему сегодняшнего урока? (Запись темы на доске и в тетради)
Работа над темой
1. Изучение нового материала
- А сейчас давайте вспомним всё, что вы знаете о разделительных ъ и ь знаках (работают в парах, обсуждают; затем составляем кластер; читают правило на стр. 28).
- Что в правиле вам было знакомо, что было новым?
- Ребята, научное исследование нас немного утомило. Давайте представим , что мы в лесу, на лесной поляне. Нас окружают высокие деревья, а под ногами мягкая травка. Попробуем превратиться в высокие крепкие деревья и тянуться вверх к солнцу, если я назову слово с твёрдым знаком. Станем маленькой мягкой травкой, если я назову слово с мягким знаком.
(Слова: подъезд, вьюга, пью, съел, ручьи, съёмка, обезьяна, соловьи, объявление). См. Приложение 1.
- Ребята, в наш научно-исследовательский институт поступила новая схема. Давайте сравним её с той, которую нарисовали мы, и найдём сходства и различия. (Схема вывешивается на доске).
- Что нового вы увидели на этой схеме?
Вывод: разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.
- Сформулируйте правило написания разделительных Ъ и Ь, используя план.
Для какой цели служит?
Перед какими буквами стоит?
В какой части слова находится буква?
- Составьте предложения со словами двухъярусный, бульон.
3. Применение теоретических знаний, выработка навыка правописания Ь и Ъ.
- Упражнение 57 (выполняют по вариантам).
(Воробьи, муравьи, листья, стулья, платье, ружьё, обезьяна, деревья, крылья, шампиньон)
4.Проверка и коррекция знаний.
Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.
Конспект урока по программе М.М. Разумовской позволит учащимся узнать правила написания разделительного ъ и ь знака, научит разграничивать их в словах.
Описание разработки
Цель урока:
Знать правила условия написания разделительного ъ и ь.
Уметь разграничивать функции ъ и ь в словах.
Закрепить навыки правописания слов с орфограммами - разделительными ъ и ь. Формировать мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся применять правила употребления ъ и ь;
навыкам монологической и диалогической речи;
объяснять языковые явления.
Методические приемы: объяснение, беседа, комментарии учителя, конструирование предложений, выполнение упражнений, соревнование, работа со словарем, по карточкам.
Наглядность: карточки, плакат с орфограммой.
Ход урока.
1. Организационный момент.
А) В конце слов русского языка часто встречаются шипящие. Например: …
Б) После шипящих иногда пишется ь, иногда не пишется.
В) В именах существительных ь пишется только в словах… Например. В существительных … Ь не пишется. Например: .
Г) В глаголах после шипящих ь пишется всегда, включая формы с – ся, и – те. Например.
2. Актуализация знаний: Разделительный ъ и ь.
А) Лингвистическая разминка. Дети, мы сначала слышим слово, а затем думаем, какие буквы необходимо написать. Я сейчас буду произносить слова, а вы закройте глаза, чтобы услышать звук, который звучит ( й) после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и. Если услышали, хлопните в ладоши.
Вывод: когда слышится Й-он дает сигнал написания ъ и ь. Сигнал спрятан в буквах е, ю, я, и. В этом случае эти буквы обозначают 2 звука
Б) Объяснение и исследование схем орфографических правил, их чтение.
(плакат с орфограммой на доске).
- Ъ пишется после приставки на согласную перед е, ю, я.
Пример: подъезд, объявить.
- Ь пишется в корне, суффиксе, окончании перед е, ю, я, и.
Пример: барьер, соловьиный, лисьи.
(записать в словарик).
- Разделительные ъ и ь – после согласных перед - е, ю, я, и.
Читайте также: