Правила употребления некоторых букв буквы ъ и ь как разделительные конспект 7 класс разумовская

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока Ъ и Ь знаки и их функции в языке .

Вид урока : Урок повторения. Правописание: орфография и пунктуация. ( повторение изученного в 5-6 классе)

Предмет: русский язык

формирование навыка правописания разделительных Ъ и Ь.

уточнение роли знаков в современном русском языке.

повторить правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь.

расширить представление о Ъ и Ь знаках в истории развития русского языка.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: - понимание проблемы; классификация и систематизация информации, построение логической цепочки и подбор примеров, подтверждающих тезис.

личностные УУД : умение выражать свое отношение к поставленной проблеме и рассуждать на лингвистическую тему; понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение отвечать на поставленные вопросы.

регулятивные УУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися итогов исследования, умение удерживать собственную мысль; умение корректировать написанное; контроль правильности выполнения задания.

Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, фронтальная Техническое оборудование : ППС ,традиционные средства.

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Прочтите вместе с соседом по парте предложенный текст:

История братцев Еря и Ера

Сегодня я расскажу вам нашу историю, историю братца Ера и Еря.В очень давние времена мы возникли - буквами, причём обозначавшими гласный звук. А вовсе не знаками, как называют нас сейчас. Чем вообще буква отличается от знака? Первое различие уже сказано: буква имеет звук. Второе: мы, гласные, образовываем слоги. В древности был установлен такой закон - закон открытого слога, то есть любой слог должен был кончаться на гласный, и как только возникала необходимость (очень часто!), Ер и Ерь -тут как тут. Особенно в конце слов.

При рождении русского языка нас писали очень часто. Полюбуйтесь: отьць, коньць, къто, кънига, шъпътъ. Пара строчек из Остромирова евангелия (1056-57 гг):

Читаем? Вы. яко овьча (ерь) посреде влъкъ (два ера). В то время нас писали скрупулёзно.

Итак, мы были гласными, а гласные тянутся, поются и не встречают во рту препятствия… Еръ и Ерь образовывались точно так же, как О и Е соответственно, и разница заключалась лишь в долготе произношения. Еръ - это сверхкраткое О, Ерь - сверхкраткое Е. Долгота Ера и Еря варьировалась: Например, отьць с ударным Ерем растягивал его до Е: отець. Ерь в конце слова был так укорочен, что терялся вообще. И в отличие от ныне здравствующих гласных мы не употреблялись там, где перед нами не было согласного звука, когда как всякий полнозвучный гласный можно было произнести сам по себе. Из-за этого образовались наши сильные и слабые позиции, что не замедлило сказаться и на письменном языке: всё чаще в сильных позициях писали гласные полного образования Е и О, а в слабых временами пропускали. В конце слов, впрочем, старались писать постоянно, ведь это правило-без-исключений легко запомнить. Теперь нас называют знаками. твердым и мягким, а какие у нас обязанности!?

Создание проблемной ситуации. Целеполагание урока. Формулировка темы.

- О каких буквах (?) современного алфавита идет речь в тексте?- О твердом и мягком знаках.

-Скажите, что нового вы узнали из текста? – Узнали, что предками современных Ъ и Ь в древнерусском языке были Ер и Ерь, узнали также, какую роль они играли в языке?

-Что вас удивило в истории Ера и Еря больше всего? –Их большая роль, они были гласными и тд

-Как вы думаете, рассказ о Ъ и Ь завершился? – Нет

Запишем тему урока: Ъ и Ь знаки и их функции в языке.

Вставьте пропущенные буквы. Из данных слов составьте и запишите предложения.

1)На, полях, необ. ятных, грачи, пасутся.

2) Бродят, по, сороки, сем…ями, дорогам.

3) Росинки, на, с…ёжились, лист…ях, дерев…ев, осенних.

Какую роль играют в данных примерах Ъ и Ь? Объясните графически употребление ъ и ь. Сформулируйте правило. Проверьте выполнение задания друг у друга. Есть ли ошибки? Исправьте.

Прочитайте текст. Обратите внимание на слова с Ь знаком

Впишите в таблицу слова в той форме, в какой они стоят в тексте в соответствующие графы

показатель мягкости согласного

ь

показатель грамматической формы слова

раздедительный ь

Из данных предложений, принадлежащих перу И. А. Крылова, выпишите примеры слов, в которых Ь является показателем грамматической формы. Укажите эти формы

Всё кажется в другом ошибкой нам,

А примешься за дело сам,

Орлам случается и ниже кур спускаться ,

Оставьте предков вы в покое:

Им поделом была и честь,

-Какие формы перед нами?- Глагольные, н.ф., форма 2 лица ед. ч. н. и б времени, форма глагола в повелительном наклонении.

- В каких словам Ь знак исполняет другую функцию? Какую?- друзья – разделительную, честь- показывает мягкость согласных. Лишь-?

-Познакомимся со словом лишь и его написанием. Это частица со значением исключительности. Изучение этой служебной части речи у нас впереди, точно также как и тема Наречие, например, сплошь, навзничь пишутся с Ь знаком , возьмем эту информацию пока на заметку.

- И все-таки один случай мы упустили. Какой? Когда еще Ь знак служит для обозначения грамматический формы- в существительных 3 склонения, мышь, рожь, дочь. Верно. Сделаем вывод: Что вспомнили?

первичное закрепление

Электронное приложение к учебнику Русского языка

Самостоятельная работа с проверкой. Упражнения по рабочей тетради Ларионовой.

Вывод по теме урока. Ответили ли мы проблемный вопрос? Какой конец можно дописать в истории Братцев Ера и Еря ?

Что с нами стало? Теперь мы знаки: у нас нет звуков, мы не образуем слоги. Да, я, Ерь, указываю на мягкость согласной. И это первая моя работа. Вторая моя обязанность - конечно, разделение согласного и гласного. А мой братец Ера, служит только разделителем. Иногда нас ставят по традиции, где мы в современном языке не играем роли, если не считать, что обозначаем некоторые грамматические свойства слов: например, то, что перед вами существительные третьего склонения (как "мышь"). Но когда-то у нас была бурная, активная жизнь. А с Ером боролись как с настоящим преступником. Матросы революционной армии врывались в типографии и уничтожали букву Стоит заметить, исчезновению Ера в конце слов многие и многие порадовались. Хотя бы потому, что он не играл роли, а места на бумаге занимал преогромное количество. Вроде бы одна маленькая буква, но коль она используется постоянно, то тратит целые полотна. "Война и мир" в старой орфографии занимала гораздо больше страниц.

А с другой стороны, было сложно переходить на другое правописание сразу, резко. Текст казался очень непривычным, не было знака, который показывал бы конец слова, сам текст выглядел не таким весомым.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы ( 3 склонение сущ., глаг., нареч.), для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Сформировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употребления ь и ъ разделительных.

Образовательные:

формирование умений писать слова с разделительными ъ и ь знаками, обозначать орфограмму;

различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака;

развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук й.

Воспитательные:

формирование умения работать в парах;

воспитывать самостоятельность, организованность.

Развивающие:

развивать речь, мышление, познавательные интересы;

развивать умение работать с ЭОР;

Тип урока: повтор.-обобщающий

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.

Структура и ход урока русского языка.

ис­пользуемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

дейст­вия (УУД)

Время (в мин)

Самоопределение к учебной дея­тельности

1. Прежде чем начать урок, соз­дадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настрое­ние начинается с улыбки. Улыбни­тесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, Улыбка всегда располагает нас к приятному обще­нию. Сегодня вы будете работать в парах.

А, сейчас про­верь, дружок.

Ты готов начать урок?

Разминка для пальцев.

Подготовка класса к работе.

Дети выполняют разминку.

Коммуникатив­ные: планирова­ние учебного со­трудничества с учителем и свер­стниками;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Конспект урока по теме:

Подготовлен и проведен

учителем русского языка

Соркиной Татьяной Ивановной

Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.

Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.

Задачи урока:

–совершенствовать навык правописания слов с Ъ, Ь;

– закрепить умение графического объяснения орфограммы.

–способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе; развивать интерес к изучению русского языка.

–развивать орфографическую зоркость обучающихся; грамотную речь детей, как устную, так и письменную; логическое мышление, память, внимание; развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: учебный практикум.

Методы и формы обучения: частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная; самостоятельная работа, работа с учебником

Используемые технологии (методики): игровая, здоровьесберегающая технологии, работа в малых группах

Оснащение урока:

Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с эпиграфом к уроку.

Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, цветы для букета настроения.

Ход урока Мотивация (1,5 мин)

- Как вы понимаете её смысл?

- Зачем мы пришли на урок?

Основная часть урока Актуализация знаний (3 мин)

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают попробуем догадаться. (Учитель читает стих-е)

Знакомы вам наверняка

Два молчаливых чудака.

Один в своих решеньях твёрд

И бесконечно этим горд.

Он носит кепку круглый год,

Надев её наоборот.

Уступчив, мягок друг его –

Он, не страшась людской молвы,

Не покрывает головы.

(Это ъ и ь знаки)

- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ, а другая – с Ь. (Учитель открывает карточки)

- Но какую же функцию Ъ и Ь знаки выполняют в словах?

(На доске записаны слова)

- Посмотрите на доску, сравните слова и ответьте на мой вопрос.

СЪЕСТЬ (ср. СЕСТЬ)

- Действительно, они не допускают слияния гласной и согласной букв, разделяют их.

- Кто же подскажет мне тему сегодняшнего урока? (Запись темы на доске и в тетради)

Работа над темой

1. Изучение нового материала

- А сейчас давайте вспомним всё, что вы знаете о разделительных ъ и ь знаках (работают в парах, обсуждают; затем составляем кластер; читают правило на стр. 28).

- Что в правиле вам было знакомо, что было новым?

- Ребята, научное исследование нас немного утомило. Давайте представим , что мы в лесу, на лесной поляне. Нас окружают высокие деревья, а под ногами мягкая травка. Попробуем превратиться в высокие крепкие деревья и тянуться вверх к солнцу, если я назову слово с твёрдым знаком. Станем маленькой мягкой травкой, если я назову слово с мягким знаком.

(Слова: подъезд, вьюга, пью, съел, ручьи, съёмка, обезьяна, соловьи, объявление). См. Приложение 1.

- Ребята, в наш научно-исследовательский институт поступила новая схема. Давайте сравним её с той, которую нарисовали мы, и найдём сходства и различия. (Схема вывешивается на доске).


- Что нового вы увидели на этой схеме?

Вывод: разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.

- Сформулируйте правило написания разделительных Ъ и Ь, используя план.

Для какой цели служит?

Перед какими буквами стоит?

В какой части слова находится буква?

- Составьте предложения со словами двухъярусный, бульон.

3. Применение теоретических знаний, выработка навыка правописания Ь и Ъ.

- Упражнение 57 (выполняют по вариантам).

(Воробьи, муравьи, листья, стулья, платье, ружьё, обезьяна, деревья, крылья, шампиньон)

4.Проверка и коррекция знаний.

Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.


Конспект урока по программе М.М. Разумовской позволит учащимся узнать правила написания разделительного ъ и ь знака, научит разграничивать их в словах.

Описание разработки

Цель урока:

Знать правила условия написания разделительного ъ и ь.

Уметь разграничивать функции ъ и ь в словах.

Закрепить навыки правописания слов с орфограммами - разделительными ъ и ь. Формировать мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся применять правила употребления ъ и ь;

навыкам монологической и диалогической речи;

объяснять языковые явления.

Методические приемы: объяснение, беседа, комментарии учителя, конструирование предложений, выполнение упражнений, соревнование, работа со словарем, по карточкам.

Наглядность: карточки, плакат с орфограммой.

Ход урока.

1. Организационный момент.

А) В конце слов русского языка часто встречаются шипящие. Например: …

Б) После шипящих иногда пишется ь, иногда не пишется.

В) В именах существительных ь пишется только в словах… Например. В существительных … Ь не пишется. Например: .

Г) В глаголах после шипящих ь пишется всегда, включая формы с – ся, и – те. Например.

2. Актуализация знаний: Разделительный ъ и ь.

А) Лингвистическая разминка. Дети, мы сначала слышим слово, а затем думаем, какие буквы необходимо написать. Я сейчас буду произносить слова, а вы закройте глаза, чтобы услышать звук, который звучит ( й) после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и. Если услышали, хлопните в ладоши.

Вывод: когда слышится Й-он дает сигнал написания ъ и ь. Сигнал спрятан в буквах е, ю, я, и. В этом случае эти буквы обозначают 2 звука

Б) Объяснение и исследование схем орфографических правил, их чтение.

(плакат с орфограммой на доске).

- Ъ пишется после приставки на согласную перед е, ю, я.

Пример: подъезд, объявить.

- Ь пишется в корне, суффиксе, окончании перед е, ю, я, и.

Пример: барьер, соловьиный, лисьи.

(записать в словарик).

- Разделительные ъ и ь – после согласных перед - е, ю, я, и.

Читайте также: