Подготовка к сочинению по горе от ума 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Задачи: 1) образовательная:

научить учащихся делать обобщение по всему произведению;

научить учащихся составлять план;

познакомить с требованиями к написанию сочинения;

способствовать развитию навыков логического мышления;

способствовать овладению навыками анализа;

способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;

воспитание культуры чтения;

воспитание культуры устного ответа;

способствовать формированию дисциплины.

Ход урока.

I Организационный момент.

1. Слово учителя.

2. Работа по памятке (см. приложение).

3. Составление сложного и простого планов по предложенным темам.

Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие особенности его характера:

а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость?

Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта?

Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии; главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в сцене катастрофы.

Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас?

Тема 2 . Молчалин в представлении Софьи и в действительности.

Какое положение занимает Молчалин в фамусовском кругу? Что помогло Молчалину стать необходимым для Фамусова и его домочадцев?

Каковы намерения и планы Молчалина?

К каким средствам он прибегает, чтобы осуществить свои намерения?

Как воспринимает Софья поведение Молчалина?

Чем вызвано заблуждение Софьи в отношении Молчалина?

Тема 3. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом?

Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи.

Различие взглядов Чацкого и московского общества.

Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.

Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого.

Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.

Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.

Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.

Обострение общественного конфликта личной драмой героя.

Чацкий – победитель или побежденный?

Прошлое Чацкого, его занятия. Как автор вводит эти сведения в пьесу?

Личная драма Чацкого.

Против чего протестует Чацкий, каковы его собственные идеалы?

Кто Чацкий – победитель или побежденный?

Одинок ли Чацкий?

Значение образа Чацкого.

Россия и Москва после войны 1812г.

Мастерство Грибоедова в изображении барской Москвы (3 плана: Фамусов и его домочадцы, гости на балу, внесценические персонажи).

II. Подведение итогов

Подготовка к сочинению.

Основные этапы подготовки к сочинению.

1. Чтение текста художественного произведения и изучение его.

читать необходимо с записыванием.

выписки лучше делать на отдельных листах или карточках, чтобы потом их можно было расположить в нужном порядке, сравнивать, систематизировать.

в левом углу – имя автора, название произведения, в правом – проблему или тему, в связи с которой сделана выписка, далее цитату и выходные данные книги.

2. Изучение рекомендованной литературы:

необходимо повторить соответствующие разделы учебника по литературе;

из списка источников, приводимого после каждой темы, надо выбрать работу последних лет изданий, просмотреть его с точки зрения интересующей проблемы;

необходимо своими словами изложить основные идеи автора исследования, сделать точные и краткие выписки на карточки;

существует несколько форм выписок:

При первоначальном чтении делаются пометки в тексте, выписываются непонятные слова, составляется простой план произведения. При повторном чтении составляются тезисы – краткие формулировки, раскрывающие суть содержания. Конспект должен передать то, о чем говорится в произведении, что утверждается автором и как доказывается им.

3.Системавтмизация собранного материала, составление плана сочинения (он может быть простым, сложным, цитатным).

4. Написание работы:

изложение материала должно строго отвечать плану, быть последовательным и логичным;

в введении следует определить цели и задачи работы;

в основной части тщательно и детально анализируется текст произведения, проводится сравнительный анализ, где это необходимо;

в заключении подводятся итоги работы и делаются выводы.

5. Работа над черновиком:

написанную на черновике работу нужно проверить, оценить ее критически, обратив внимание на содержание написанного;

раскрыта ли тема;

выражена ли основная мысль;

соответствует ли сочинение составленному плану;

не нарушена ли связь между частями;

правильно ли подобран и систематизирован материал;

уместно ли цитирование;

необходимо ликвидировать речевые и стилистические недочеты;

6. Оформление работы:

сочинение пишется с двух сторон листа (тетрадного);

объем его – 3-4 тетрадных листа;

важно соблюдать абзацы;

на первой странице указывается тема, а иногда и план;

эпиграф следует писать после названия темы, справа, без кавычек и скобок;

цитаты приводятся точно, с сохранением всех особенностей подлинника.

Похожие документы:

Примечание. Напомним, что создание учениками сочинений, предваряющих изучение текста в классе, - один из путей, способствующих развитию самостоятельного читателя.

Тема урока основное содержание (2)

Тема урока Кол-во часов (12)

Тема урока Основное содержание (1)

Рабочая программа по литературе в 9 Аклассе с расширенным изучением литературы

Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Индуктор.

Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество).

Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы – исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек).

Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова)

Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов.

Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа.

Общая характеристика

  1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
  2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
  3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни;
  4. Афоризмы, цитаты.

Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие.

Нам помогут энциклопедисты.

Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.

Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь.

Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг.

Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы.

III. Погружение в текст.

Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру.

1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.

4. Афоризмы, цитаты

  • И я у ваших ног!
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два.
  • Где ж лучше?
    Где нас нет.
  • Сам толст, его артисты тощи.
  • И дым Отечества нам сладок и приятен.
  • Числом поболее, ценою подешевле.
  • В России под великим штрафом
    Нам каждого велят признать историком и географом.
  • Ведь нынче любят бессловесных.
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • И точно начал свет глупеть.
  • Свежо предание, а верится с трудом.
  • Смех страшит и держит стыд в узде.
  • Дома новы, но предрассудки стары.
  • А судьи кто?
  • Грабительством богаты.
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
  • Прошедшего житья подлейшие черты.
  • Как платья, волосы, так и умы коротки.
  • Молчалины блаженствуют на свете.
  • Мильон терзаний!

Как вы думаете, почему А.С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять).

Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.

Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-нибудь передового, прогрессивного.

Можно ли назвать Чацкого борцом?

Жертва – это человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.

Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался).

Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды?

Отразим выводы в тетради (общий вид).

Слайд 5 (первая часть плана)

А теперь перенесёмся в дом Фамусова…

Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)

2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни.

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д.

4. Афоризмы, цитаты

  • Монашеским известен поведеньем!
  • Кто беден, тот тебе не пара!
  • Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой!
  • Грех не беда, молва не хороша.
  • Желал бы зятя он с с звездами, да чинами.
  • И золотой мешок, и метит в генералы.
  • Сам толст, его артисты тощи.
  • Что за тузы в Москве живут и умирают!
  • И он сгибался в перегиб.
  • Ну как не порадеть родному человечку!
  • В мои лета не должно сметь
    Своё суждение иметь.
  • Ученье – вот чума, учёность – вот причина!
  • Забрать все книги бы, да сжечь!
  • Ах! Боже мой! Что станет говорить
    Княгиня Марья Алексевна!

Можно ли сказать, что А.С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну).

Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации.

Трагедия – это тяжкое переживание, несчастье, несущее за собою личную или общественную катастрофу.

Слайд 8 (вторая часть плана)

Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана.

V. Самоанализ, выводы.

Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это.

Итак, первая тема…

Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений.

  1. Чацкий – борец или жертва?
  2. Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом?

VI. Д.З.

Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.

У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).

Чацкий до сих пор

героическое лицо нашей

литературы, честная и деятельная

натура борца, то есть натура

в высшей степени страстная.

Чацкий – образ декабриста,

обличитель крепостнических нравов.

1. Мотивация.

2. Формулирование темы. Мы заканчиваем изучение комедии А.С. Грибоедова и должны написать итоговую работу по произведению. Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Запись темы, целеполагание.

4. Терминологический диктант на соответствие

Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.

Новаторство

Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель - не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.

Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.

Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.

Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.

Литературный тип

Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.

5. Беседа. Лагерю крепостников, защитников феодальной старины, врагам просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Этот образ воплощает в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. См. эпиграф. Автор неоднократно в комедии подчёркивает ум Чацкого. Для современников-друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем, принадлежащим к передовому кругу. Вольнолюбие Чацкого сформировалось в тех условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителей передовой дворянской молодёжи 1810-1820-х гг.

Как вы думаете, почему охота странствовать напала на него?

Где был Чацкий? (В Петербурге, в деревне, за границей).

В деревне Чацкий, вероятно, стремится помочь крепостным.

Что же нового показала ему Москва? («Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Изменилось ли что-либо за время отсутствия Чацкого?

Что или кто влечёт его в дом Фамусова? (Софья).

Как относится она к приезду друга детства?

Что говорит Софья о Молчалине? (д.3. явл.1).

7. Оформление таблицы

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право, жестокость.

Гуманизм, уважение к простому человеку.

Службу делу, а не лицам.

Свободу мыслей и высказываний.

Утверждение передовых идей современности.

Просвещение, процветание науки и искусства.

Уважение к национальным правам, старине.

Беседа В глазах современников Грибоедова, Чацкий – вольнодумец. В сознании Чацкий чаще всего связывается с декабристами. См.эпиграф 2. Герцен писал: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I. Это декабрист, это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I.

Есть ли у Чацкого единомышленники? (двоюродный брат Скалозуба, Фёдор – химик, ботаник, который не хочет знать и чуждается пустой, светской среды).

Что говорит Скалозуб о своём брате? (д.2, явл.5)

«Но крепко набрался каких-то новых правил, чем следовал ему:

Он службу вдруг оставил

Чацкий терпит горе от своего ума. В общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения.

Пафос комедии оптимистичен: Горе от ума испытывает не только Чацкий, который наносит удар своими обличительными речами фамусовым, молчалиным. Спокойной и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильныостановить развитие просвещения и передовых идей.

Запишем основные положения статьи Гончарова в тетрадь (презентация группы). Класс соглашается или опровергает этим положения.

Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.

Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.

Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.

Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.

Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.

Групповая работа.

Делимся на группы, составляем план сочинения по темам

Презентация и обсуждение планов

Что же являлось социальной почвой для его появления?

Обращение передовых кругов русского общества к национальной жизни, к положению народа.

Обострение классовых противоречий в стране, усиление крепостнического гнёта.

Рост антикрепостнических настроений.

Характеры каких персонажей пьесы и каким образом меняются? (обогащается мировоззрение Чацкого, меняется характер Софьи, Горича).

Грибоедов широко и обильно использует живую разговорную речь.

Анализ речи Молчалина (д.3, явл.3). Молчалин деликатен, вкрадчив, немногословен, любит поучительные слова).

Групповая работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3)развивать эстетическое восприятие художественного произведения.

5)иллюстрации к комедии П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой;

Эпиграф урока:

вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин)

2. Повторение.

1) Инсценировка 12, 13, 14, 15 явлений 4-го действия.

2) Соотнесение текста с иллюстрациями П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой.

3) работа над языком комедии.

Б) Примеры крылатых выражений, выписанных учащимися из комедии.

3.Закрепление.

Её сценическая судьба.

Взаимоотношения Чацкого и Софьи.

Комедия московского света.

Крушение надежд Фамусова.

Онегин – Печорин – Чацкий.

Кто Чацкий – победитель, жертва?

2) Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.

4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?

3) Представители фамусовской Москвы.

1. Образ Софьи.

А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.

Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.

«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.

2. Образ Фамусова.

А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.

Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.

3. Образ Молчалина.

4) Викторина по тексту комедии, позволяющая проверить уровень знаний текста комедии А.С.Грибоедова учащимися.

Кто это? Чьи реплики?

Подведение итогов.

Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Вопрос –задание.

Найдите цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии.

Читайте также: