Конспект урока шесть ступеней лестницы жизни от биосферы к клетке

Обновлено: 30.06.2024

Значит, существуют еще какие-то уровни организации ниже индивида. Важнейший из них — уровень клетки. Клетка служит предметом интенсивных и непрекращающихся исследований уже с середины прошлого столетия, когда ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн создали клеточное учение.

Возникающая в результате слияния мужской и женской половых клеток зародышевая клетка — зигота — делится и последовательно дает 2, 4, 8, 16, 32… наконец, миллиарды дочерних клеток. Все они специализированы. Одни вырабатывают оссеин, оссеомукоид и другие структурные белки, за счет которых организм строит свой скелет, другие превращаются в специализированные клетки мозга — нейроны, третьи становятся эритроцитами, клетками печени, почек, эндокринных желез, глаз.

Значит, специализированная клетка хранит память о всех своих возможностях и в эксперименте оказывается способной восстановить целый организм. Значит, все клетки организма обладают равными возможностями, но реализуются эти возможности в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ними организм. Все мы хорошо знаем, что происходит, когда клетки выходят из подчинения организму — они безудержно размножаются, дают массу неспециализированных эмбрионоподобных клеток, возникает злокачественная опухоль, остановить рост которой современная наука пока не может.

В этой книге мы не будем обсуждать конкретные механизмы организменной регуляции клеточного развития. О них пока известно весьма мало. Отметим лишь, что одной из важнейших проблем современной науки является проблема деятельности целостного организма.

Действительно, взаимодействие целого и его частей мы знаем плохо. Но одно уже сейчас известно точно. Целое (т. е. организм) подчиняет себе развитие составляющих его клеток, несмотря на то, что эти составляющие сохраняют всю полноту жизненных свойств. Поэтому мы вправе утверждать, что организм — это более высокий уровень организации живой материи по сравнению с клеткой.

Однако клетка, в свою очередь, состоит из структур еще более элементарных. Электронный микроскоп помогает нам установить, что даже протоплазма клетки, которая еще несколько десятилетий тому назад казалась весьма простой по структуре, в действительности — сложнейшее образование. Многочисленные мембраны и микроканальцы, своеобразный аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии и многие другие внутриклеточные структуры являются, по существу, молекулярными ансамблями и построены по строго выдержанному плану. Эти внутриклеточные структуры обеспечивают согласование бесчисленного количества химических реакций, необходимых для поддержания жизни клетки, а также процессов распада и синтеза биологически активных веществ и веществ, используемых клеткой в качестве необходимых энергетических ресурсов. Они осуществляют передачу свойств материнской клетки ее потомкам (в этом, как мы убедились, важнейшую роль играет взаимодействие ядра и протоплазмы) и многие другие процессы.

Это сложное и своеобразно устроенное приспособление одноклеточного существа является в то же время удивительным автоматическим устройством, соединяющим в единой многомембранной конструкции и химическую (фотосинтетическую) деятельность, и светоразличения, и направления движений.

Поэтому с полным основанием можно считать внутриклеточные молекулярные конструкции низшим уровнем организации жизни.

Знакомство с популяцией убеждает нас о том, кто организм — это еще не высший из подобных уровней. Рассмотрим уже знакомые нам уровни организации жизни с новой точки зрения.

Уже в течение ряда десятилетий учеными разных стран мира разрабатывается теория, получившая известность как общая теория систем. Эта теория играет большую роль в развитии кибернетики, а ее значение для разработки некоторых наиболее общих проблем биологии с каждым годом ощущается все большим числом специалистов. Особенно велик вклад в общую теорию систем академика П. К. Анохина и австрийского биолога Л. Берталанфи. Отметим те особенности, которые отличают систему от несистемы, от простой суммы каких-то единиц, индивидов, от агрегата индивидов. Вот важнейшие из этих особенностей:

  1. Свойства целого (системы) не являются суммой свойств слагающих ее индивидов и не могут быть непосредственно выведены из свойств отдельных элементов системы.
  2. Являясь частью системы, индивид не может полностью проявить всех потенциально присущих ему свойств. (Вспомним специализированную клетку в многоклеточном организме!)
  3. Чем разнороднее элементы, слагающие систему, тем выше помехоустойчивость системы в целом, тем выше ее стабильность, тем выше ее способность поддерживать стабильное состояние при изменении внешних условий. (Вспомним о разнородности популяций!)
  4. Всякая система, способная принимать различные состояния, стремится к стабилизации своей структуры.

Восстановим в памяти все, что было сказано о популяции. Становится ясным, что эти свойства системы к ней полностью применимы. Именно потому, что популяция — система, что ее свойства не исчерпываются свойствами слагающих ее животных, она способна выполнить свою роль в жизни вида, способна стать полномочным представителем вида, формой его существования. Вместе с тем отдельные особи выполняют в популяции вполне определенную специфическую роль.

В процессе объединения индивидов в популяции каждый из них что-то теряет, не может реализовать всех своих потенций, но в целом способность популяции противостоять неблагоприятным сочетаниям внешних условий неизмеримо возрастает.

Популяция должна рассматриваться в качестве вполне самостоятельного уровня организации жизни. Это первый надорганизменный уровень. Однако в природе мы никогда не сталкиваемся с популяциями в их чистом виде, изолированно от популяций других видов. Ни один вид животного или растения не может существовать в одиночку. Даже самое чистое пшеничное поле — это отнюдь не одновидовая популяция пшеницы, а сообщество, состоящее из многих видов растений, животных и микроорганизмов. Вместе с тем это сообщество, в котором пшеница занимает явно доминирующее, господствующее положение.

Природные сообщества живых организмов (лес, степь, болото, луг, пруд, озеро) обычно состоят из многих сотен, а иногда и тысяч разных видов, видовых популяций. Подобные сообщества также не являются бесструктурным скоплением животных, растений и микроорганизмов, они построены по определенному плану, обладают структурой. Эти сообщества и являются вторым надорганизменным уровнем организации жизни. В экономике природы они играют решающую роль. Совокупность подобных сообществ и есть то, что мы в обыденной речи называем природой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений о многообразии биосистем, уровнях организации жизни.

Планируемые образовательные результаты: личностные-убежденность в возможности познания природы, метапредметные-переводить информацию из одной знаковой системы в другую, предметные-актуализировать знания учащихся о биосистемах.

Методы обучения: практические и наглядно-словестные

Формы организации познавательной деятельности: работа фронтальная, в группах.

Средства обучения: модели биологических объектов: глобус, болото, водоем, молекула, клетка, сердце, паук, лист, цветок; коллекция раковин.

Организация начала занятия

Учитель приветствует уч-ся, проверяет отсутствующих.

Учащиеся дают определение понятию биологическая система, называют характерные для неё признаки.

Обосновывают свой выбор.

3.Подготовка к основному этапу занятия

Все организмы, включая человека, занимают одну из ступеней в середине лестницы Это начало нашего путешествия. Рядом с моделью человека можно поместить на эту ступень—

Данный уровень организации жизни называется-

Уч-ся слушают учителя

Растение, гриб, животное.

Организуют продуктивное взаимодействие с учителем

4.Основной этап-усвоение новых знаний

Из чего состоит организм человека

А органы в свою очередь из клеток и тканей.

Расположите на лестнице данные уровни

Следующая ступень, составляющая основание лестницы это молекулы разнообразных веществ, из которых состоят клетки.

А теперь совершим восхождение. Особи одного вида не обособлены друг от друга они образуют популяции (в переводе на русский язык—население)

Следующую ступень—экосистемы, совокупность разных живых организмов совместно проживающих на одной территории.

А если объединить все экосистемы нашей планеты то мы получим живую оболочку Земли—биосферу. В ней обитает 3 млн. видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек так же является частью биосферы.

Из органов (сердце)

Анализируют содержание рисунков, модели, муляжи

5. Закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка.

Определить уровень биосистемы:

Болото, молекула воды, груша, паук, инфузория, рапана, гриб.

Узнают биосистему и её уровень

Выдвигают и обосновывают гипотезы

6. Информация о Д\З

7.Подведение итогов занятия

Цель урока: формирование представлений о многообразии биосистем, уровнях организации жизни.

Планируемые образовательные результаты: личностные---убежденность в возможности познания природы, метапредметные---переводить информацию из одной знаковой системы в другую, предметные---актуализировать знания учащихся о биосистемах.

Методы обучения: практические и наглядно-словестные

Формы организации познавательной деятельности: работа фронтальная, в группах.

Средства обучения: модели биологических объектов: глобус, болото, водоем, молекула, клетка, сердце, паук, лист, цветок; коллекция раковин.

Организация начала занятия

Учитель приветствует уч-ся, проверяет отсутствующих.

Учащиеся дают определение понятию биологическая система, называют характерные для неё признаки.

Обосновывают свой выбор.

3.Подготовка к основному этапу занятия

Все организмы, включая человека, занимают одну из ступеней в середине лестницы Это начало нашего путешествия. Рядом с моделью человека можно поместить на эту ступень—

Данный уровень организации жизни называется----

Уч-ся слушают учителя

Растение, гриб, животное.

Организуют продуктивное взаимодействие с учителем

4.Основной этап-усвоение новых знаний

Из чего состоит организм человека

А органы в свою очередь из клеток и тканей.

Расположите на лестнице данные уровни

Следующая ступень, составляющая основание лестницы это молекулы разнообразных веществ, из которых состоят клетки.

А теперь совершим восхождение. Особи одного вида не обособлены друг от друга они образуют популяции (в переводе на русский язык—население)

Следующую ступень—экосистемы, совокупность разных живых организмов совместно проживающих на одной территории.

А если объединить все экосистемы нашей планеты то мы получим живую оболочку Земли—биосферу. В ней обитает 3 млн. видов растений, животных , грибов и бактерий. Человек так же является частью биосферы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Жирятинская СОШ им. А.Ф. Возликова Подготовила: учитель биологии Черняко.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ Жирятинская СОШ им. А.Ф. Возликова Подготовила: учитель биологии Черняко.

Вопросы и задания для проверки домашнего задания 1. Докажите, что организм до.

Вопросы и задания для проверки домашнего задания 1. Докажите, что организм домашнего животного (например, кролика) представляет собой биологическую систему. 2. Рассмотрите рис. 40 (с. 60) и объясните, что обозначают изображенные на нем стрелки. 3. Назовите несколько биологических явлений, опишите время и условия их осуществления. 4. Перечислите научные методы и приборы, которые можно использовать для изучения биологических явлений. 5. Рассмотрите любое комнатное растение. Охарактеризуйте взаимосвязь его элементов (органов) и жизнедеятельности, которая подтверждает, что перед вами биологическая (живая) система. 6. Вспомните свои ощущения во время летней жары, когда вы испытывали сильную жажду. Какая главная особенность вашего организма как биологической системы нарушалась?

Разнообразие живых (биологических) систем

Разнообразие живых (биологических) систем


2 –я ступень (2-й уровень жизни) –клетки и ткани (клеточный и тканевый)

2 –я ступень (2-й уровень жизни) –клетки и ткани (клеточный и тканевый)

1 –я ступень (1-й уровень жизни )- молекулы ( молекулярный) – самый низший ур.

1 –я ступень (1-й уровень жизни )- молекулы ( молекулярный) – самый низший уровень жизни



5 –я ступень (5-й уровень жизни) – сообщества и экосистемы ( экосистемный)

5 –я ступень (5-й уровень жизни) – сообщества и экосистемы ( экосистемный)

Биосфера - оболочка Земли , заселённая живыми организмами и преобразованная и.

Биосфера - оболочка Земли , заселённая живыми организмами и преобразованная ими 6 –я ступень (6-й уровень жизни) – биосфера (биосферный)- высший уровень организации жизни

 (экосистемный)

Вопросы и задания для закрепления изученного материала: 1. На каком основании.

Группа особей, имеющая сходное внешнее и внутреннее строение, населяющих определенный ареал, способных скрещиваться и давать потомство.

Группа особей, имеющая сходное внешнее и внутреннее строение, населяющих разные ареалы, способных скрещиваться и давать потомство.

Группа особей, имеющая сходное внешнее и внутреннее строение, населяющих определенный ареал, неспособных скрещиваться и давать потомство.

7. Кто является основоположником учения о биосфере?

1) В.И. Вернадский

Особая неклеточная форма жизни

Способны воспроизводиться только в других живых клетках

Способны к делению вне организма

Могут использоваться для борьбы с вредоносными бактериями

(запишите последовательность нужных цифр)

Особыми молекулами, хранящими наследственную информацию

11. Назовите уровни организации жизни. Приведите примеры биологических систем, относящихся к каждому из этих уровней.

Презентация на тему: " От клетки до биосферы. клетка орган ы популяция вид организ м ткани биоценоз биогеоцено з биосфера." — Транскрипт:

1 От клетки до биосферы

2 клетка орган ы популяция вид организ м ткани биоценоз биогеоцено з биосфера

3 Клетки растений, животных, грибов, бактерий

4 У цветковых растений до 80 различных типов клеток

6 Кубический эпителий Плоский эпителий

7 Цилиндрический эпителий Мерцательный эпителий

8 Соединительные ткани. Слева направо: рыхлая соединительная ткань, плотная соединительная ткань, хрящ, кость, кровь.

9 ботаника Систематика растений геоботаника этноботаник а палеоботани ка альгологи я микология лихенология бриология карпология флористик а

11 биосфера Живое вещество Биокосное вещество Косное вещество

15 Основные систематические единицы Вид Род Семейство Отряд (только для животных; в систематике растений не используется) Класс Тип (для животных) или Отдел (для растений) Царство

Читайте также: