Сосудистая система 9 класс план конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Строение сердечно-сосудистой системы

ЦЕЛЬ: Знать схему кругов кровообращения, их значение, топографию и строение сердца, проводящей системы и клапанов.Уметь показывать на плакатах, муляжах и планшетах круги кровообращения, слои стенки сердца, клапаны, сосочковые мышцы, сухожильные нити и составные части проводящей системы сердца, пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью, развитие коммуникабельных способностей учащихся

Оборудования и материалы: плакаты, презентация муляж “сердца” .

Базовые понятия и термины: рецептор, сердечно-сосудистая система, сердце, вена, артерия, капиляры, аорта.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

1.Организационный момент 2 мин

2.Проверка домашнего задания 5 мин

3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности 5 мин

4.Изучение нового материала 18 мин

5.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 10 мин

6. Подведение итогов 1 мин

7.Домашнее задание 2 мин

8.Рефлексия 2 мин

1. Организационный момент

Проверка присутствия на уроке и готовность к уроку

2. Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа по вопросам

1.Как называется система органов, куда относится скелет?

2.Какую функцию выполняет скелет человека?

3.Какое количество костей в скелете человека? (В скелете человека более 200 костей)

4.Какие вы знаете типы костей

5.За счет чего кость растет в длину?

6.За счет чего кость растет в толщину?

7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

8.Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей.

3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

В устном народном творчестве есть такие цитаты: Кровь — не вода , родная кровь ближе, кровь с молоком. О чем они говорят?

4.Изучение нового материала

Учащиеся получают рабочие карты и по мере объяснения учителя заполняют

1. Сердечно-сосудистая система включает в себя две системы:

кровеносную (систему кровообращения) и лимфатическую (систему лимфообращения). Кровеносная система объединяет сердце и сосуды - трубчатые органы, в которых кровь циркулирует по всему телу. Лимфатическая система включает разветвленные в органах и тканях лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические стволы и лимфатические протоки, по которым лимфа течет по направлению к крупным венозным сосудам.

Учение о сердечно-сосудистой системе называется ангиокардиологией. Кровеносная система обеспечивает доставку тканям питательных, регуляторных, защитных веществ, кислорода, отвод продуктов обмена, теплообмен. Представляет собой замкнутую сосудистую сеть, пронизывающую все органы и ткани, и имеющую центрально расположенное насосное устройство - сердце.

2. Кровеносные сосуды тела объединяют в большой и малый круги кровообращения, дополнительно выделяют венечный круг кровообращения.

1) Большой круг кровообращения - телесный начинается от левого желудочка сердца. Он включает аорту, артерии разного калибра, артериолы, капилляры, венулы и вены. Заканчивается большой круг двумя полыми венами, впадающими в правое предсердие. Через стенки капилляров тела происходит обмен веществ между кровью и тканями. Артериальная кровь отдает тканям кислород и, насыщаясь углекислым газом, превращается в венозную. Обычно к капиллярной сети подходит сосуд артериального типа (артериола), а выходит из нее венула

2) Малый круг кровообращения - легочный начинается от правого желудочка. Он включает легочный ствол, ветвящийся на две легочные артерии, более мелкие артерии, артериолы, капилляры, венулы и вены. Заканчивается четырьмя легочными венами, впадающими в левое предсердие. В капиллярах легких венозная кровь, обогащаясь кислородом и освобождаясь от углекислого газа, превращается в артериальную.

3) Венечный круг кровообращения - сердечный включает сосуды самого сердца для кровоснабжения сердечной мышцы. Он начинается левой и правой венечными артериями, которые отходят от начального отдела аорты - луковицы аорты. Протекая по капиллярам, кровь отдает в сердечную мышцу кислород и питательные вещества, получает продукты обмена, включая углекислый газ, и превращается в венозную (учащиеся с учебником заполняют рабочую карту ).

3. Сердце (cor, греч. cardia) - полый фиброзно-мышечный орган, имеющий форму конуса, верхушка которого обращена вниз, влево и вперед, а основание - кверху и кзади. Располагается в грудной полости позади грудины в составе органов среднего средостения на сухожильном центре диафрагмы. Верхняя граница сердца находится на уровне верхних краев хрящей III пары ребер, правая граница выступает на 2 см за правый край грудины. Левая граница идет по дугообразной линии от хряща III ребра до проекции верхушки сердца. Верхушка сердца определяется в левом пятом межреберье, на 1-2 см медиальнее левой среднеключичной линии.

Размеры сердца сравнивают с величиной кулака данного человека (длина 10-15 см) Толщина стенки правого предсердия меньше толщины левого предсердия.

Масса сердца взрослого человека составляет в среднем 250-350 г .Сердце человека имеет 4 камеры (полости): два предсердия и два желудочка (правые и левые). Одни камера отделяется oт другой перегородками. Поперечная перегородка делит сердце на предсердия и желудочки. В ней имеются предсердно-желудочковые отверстия, снабженные створчатыми клапанами. Клапан между левым предсердием и желудочком является двустворчатым (митральным), а между правым предсердием и желудочком - трехстворчатым. Клапаны открываются в сторону желудочков и пропускают кровь только в этом направлении. Легочный ствол и аорта у своего начала имеют полулунные клапаны, состоящие из трех полулунных заслонок и открывающиеся по направлению тока крови в этих сосудах.

Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего - эндокарда, среднего, самого толстого - миокарда и наружного - эпикарда.

1) Эндокард выстилает изнутри все полости сердца, плотно сращен с

подлежащим мышечным слоем, покрывая сосочковые мышцы с их сухожильными хордами (нитями). Состоит из соединительной ткани с эластическими волокнами и гладкомышечными клетками, а также эндотелия.

Эндокард образует предсердно-желудочковые клапаны, клапаны аорты,

легочного ствола, а также заслонки нижней полой вены и венечного синуса.

2) Миокард (мышечный слой) является сократительным аппаратом сердца. Образован поперечнополосатой сердечной мышечной тканью.

3) Эпикард является частью фиброзно-серозной оболочки, охватывающей сердце (перикарда).

Внутри сердца вследствие существования клапанов кровь движется только в одном направлении. Открытие и закрытие клапанов сердца связано с изменением величины давления в полостях сердца. Роль же клапанов сердца заключается в том, что они обеспечивают движение крови в полостях сердца только в одном направлении. При некоторых заболеваниях: ревматизме, сифилисе, атеросклерозе и др. клапаны сердца не могут достаточно плотно закрываться. В таких случаях работа сердца нарушается, возникают пороки сердца. (учащиеся с учебником заполняют рабочую карту ).

Физкультминутка

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

Рубрика “Интересно знать…”

… если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору.

… если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет.

… что продолжительность жизни эритроцитов определяют с помощью радиоактивного (меченого) железа, которое вводят в состав гемоглобина эритроцитов. По излучению радиоактивного железа следят, сколько времени существуют в крови такие “радиоактивные эритроциты”.

… в один день костный мозг производит 320 миллиардов эритроцитов!

… что лейкоциты, рождаясь в костном мозге, селезенке и лимфатических узлах, живут 4—5 дней и на смену им приходят все новые и новые “славные воины”?

… кровь отличается удивительным постоянством состава некоторых веществ! Так, белка – 5 –

8%, сахара — 0,07—0,12%, общее количество солей —9,9%. Соотношение солей калия, натрия, кальция строго определенно.

… что причиной несвертываемости крови может быть болезнь гемофилия, которая передается по наследству по женской линии, но болеют ею только мужчины?

… в теле человека насчитывается 100—160 миллиардов капилляров. Если бы было можно вытянуть их в одну линию, то ее длина составила бы 60—80 тысяч километров. Это в два раза больше длины земного экватора.

… сердце имеет сорочку — слой соединительной ткани; между сердцем и сорочкой имеется небольшое количество жидкости. Околосердечная сумка (сердечная сорочка) защищает работающую сердечную мышцу.

… физиолог Вебер, живший в XIX веке, мог по своему желанию останавливать свое сердце! Во время одного из таких опытов перед студентами он довел себя до обморока.

… что сердце за всю жизнь человека сокращается 2,5 миллиарда раз. Подсчитано, что этой работы достаточно, чтобы поднять поезд на гору Монблан.

… что француз Э. Витрна и жительница Кейптауна Д. Фишер являются “долгожителями” из числа тех, кто перенес операцию по пересадке сердца. Благодаря активному образу жизни в 1978 году они “отмечали” соответственно свой десяти- и одиннадцатилетний юбилей жизни с чужим сердцем.

5.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Кроссворд - показать знание терминов и понятий (готовится на доске ).

По горизонтали:

4.Сосуд, несущий кровь в капилляры.
6. Омертвление ткани участка сердца.
10. Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены.
11. Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям.
12.Кровоизлияние в мозг.
13. Приспособление для остановки артериального кровотечения конечности.
14. Омертвление участка ткани.
15. Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

По вертикали:

1. Сосуд, в котором происходит обмен газов.
2. Сосуд, по которому кровь возвращается к сердцу.
3. Мышечный слой сердечной стенки.
5. Прибор для измерения давления.
7. Заболевание, связанное со стойким повышением давления.
8. Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения.
9. Магистральная артерия большого круга кровообращения.
10. Коричневая корочка, образующаяся после свертывания крови.

По горизонтали : 4 – артерия, 6 – инфаркт, 10 – сердце, 11 – желудочек,

12 – инсульт, 13 – жгут, 14 – некроз, 15 – автоматизм.

По вертикали : 1 – капилляр, 2 – вена, 3 – миокард, 5 – тонометр, 7 – гипертония, 8 – предсердие, 9 – аорта.

Составление синквейна

Стучит, сокращается, расслабляется.

Перекачивает кровь по сосудам.

6. Подведение итогов

7.Домашнее задание

8.Рефлексия Если чувствуете себя хорошо, комфортно, то вешаете на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование знаний о системе кровообращения, ее строении и функциях.

Конспект урока по биологии 9 класс Рахматулиной А.И.

Тема: Органы кровообращения: сердце и сосуды.

Цель: продолжить формирование знаний о системе кровообращения, ее строении и функциях;

Обучающие: закрепить знания о строении и функциях крови, также о строении и работе сердца и сосудов;

формировать понятия “сердце”, “кровообращение”, “ знания о строении сердца и функциях кровеносных сосудов;

активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;

развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать в паре;

развивать умения сравнительного анализа, умения пользоваться понятиями в объяснении жизненных процессов организма человека;

Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблица состав крови, сердце, кровеносная система человека, карточки для работы в паре и индивидуально.

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка рабочего места ученика

2.Проверка домашнего задания.

1).Фронтальный опрос

По замкнутой системе стремительно бегу.

-Что такое кровь? - Вспомните значения крови? Каковы функции крови?

- Что такое иммунитет? Почему при большой потере крови человека погибает?

Человек не обязательно заболевает, если болезненные микробы проникает в его организм. Такая невосприимчивость к некоторым заразным заболеваниям называется иммунитетом. Иммунитет образуются после перенесенной болезни или передается детям по наследства.

- Какие элементы входят в состав крови? Что такое плазма?

Про какие клетки крови загадка?

«Подхватили кислород, и скорей-скорей вперед-

-О чем идет речь? (эритроциты). Какую функцию выполняют эритроциты?

- Какую функцию выполняют: Эритроциты? Тромбоциты? Лейкоциты?

- Кого называют донором?

2). Выполнение познавательных заданий.

(Из-за несовместимости групп крови).
3. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

- Сколько групп крови существует у человека?

- Для чего нужно знать группу крови человека?

- Как называется человек, который отдает свою кровь другому? (ДОНОР)

3). Задания для индивидуальной работы (карточки)

Определить название клетки. Вставить пропущенные слова

Описание и значение

1.Эритроциты

Это клетки _________________ цвета. Они переносят _________________ко всем органам и тканям.

2.Тромбоциты

Это ______________________ пластинки. Они участвуют в свертывании крови. При свертывании крови образуется сгусток ___________________, он __________________________ отверстие в поврежденном сосуде.

Это ____________________________ клетки. Они защищают организм от вредных ___________________, уничтожают ______________________клетки.

3.Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать кровеносную систему человека. Узнаем работе органов кровообращения: сердце и сосудах.

Запишите в тетрадях число и тему урока. Тема: Органы кровообращения: сердце и сосуды.

Рассказ учителя с элементами беседы


Сердечно – сосудистая система человека состоит из сердца и сосудов. Кровеносные сосуды пронизывают все тело, достигают всех органов и тканей. По ним кровь движется от сердца к тканям и органам и обратно к сердцу. К кровеносным сосудам относятся артерии, вены и каплляры.

– Посмотрите на предплечье. Что видите? (Голубые жилки.)

– Это кровеносные сосуды. Одинаковы ли они по диаметру? (Одни толще, другие тоньше.)Эти кровеносные сосуды называются вены. Еще в организме человека есть артерии и капилляры.

Артерии (артериальные сосуды) похожи на трубочки разного диаметра с более толстыми стенками. Артерии называются так, потому что по ним от сердца течет артериальная кровь, то есть кровь богатая кислородом. Артерии лежат глубоко в тканях, только в некоторых местах их можно прощупать под кожей. Мы можем нащупать артерии на запястье, виске, шее, локтевом сгибе.

Скорость циркуляции крови по артериям очень большая (несколько метров в секунду). На рисунке артерии изображаются красным цветом.

Вены – это кровеносные сосуды, по которым течет венозная кровь, то есть кровь с низким содержанием кислорода, она содержит углекислый газ. По венам кровь возвращается от органов к сердцу. Как и артерии, вены бывают разного диаметра. Вены расположены под самой кожей. По венам кровь течет медленно (несколько сантиметров в секунду). На рисунке вены показаны синим цветом.

Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды нашего тела. Капилляры самые тонкие сосуды. Они тоньше человеческого волоса и пронизывают все органы и ткани. Кровь в капиллярах течет медленно. Их стенки очень тонкие, поэтому кислород, углекислый газ и другие вещества легко проходят из крови в ткани и из тканей в кровь.

Кроме сосудов (артерий, вен, капилляров), к органам кровообращения относится сердце. Оно является важнейшей частью сердечно – сосудистой системы.

Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме

- Каковы размеры сердца? Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака
Форма – конус.

Сердце – это центральный насос нашего организма. Каждую минуту сердце перекачивает примерно 5 литров крови. Сердце 4-х камерное. Сердце разделено перегородкой на левую и правую половины. В правой половинке находятся правое предсердие и правый желудочек, в левой - левое предсердие, левый желудочек. Кровь, богатая кислородом не смешивается с кровью, несущую углекислые газ. При сокращении стенок кровь выталкивается только в одном направлении. Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания.

Итак, мы с вами узнали, что кровь, сердце, сосуды относятся к кровеносной системе. Кровь в нашем организме движется по артериям, венам и капиллярам. Чтобы кровь достигала самых отдалённых органов и просочилась через тонкие стенки капилляров, сердечные сокращения оказывают на кровь давление. Артериальное давление — это давление крови в крупных артериях человека. Различают два показателя артериального давления:
Верхнее артериальное давление — это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца. Нижнее артериальное давление — это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца.

Знаете ли вы….

За 8,5 часов лыжного пробега на 100 километров сердце спортсмена перекачивает 35 тонн крови.

Масса сердца 1/200 массы человека, на питание затрачивается 1/20 энергетических ресурсов, которые потребляют остальные органы.

Физиолог Вебер, живший в 19 веке, мог по своему желанию останавливать свое сердце.

На сердце ежегодно расходуется количество энергии достаточной для поднятия груза 900 кг на высоту 14 метров.

За 50 лет жизни оно совершает работу по подъему груза в 18000 тон на высоту 227 метров.

Когда на сердце неспокойно станет, когда не в силах совладать с собой,

побудь в лесу на солнечной поляне, и все печали снимет как рукой. (авт. А.К.Целье).

Итак, полезнее человеку активный отдых – часть здорового образа жизни, чем пассивный, который ведет к сердечно – сосудистым заболеваниям.

Физкультминутка.

1. По чаще бывай на свежем воздухе, чтобы кровь получала больше кислорода.

2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи. В этих продуктах много железа, а железо необходимо крови. Оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.

3. Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.

4. Тщательно промывай и протирай спиртом, зеленкой царапины или порезы. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку!

Закрепление изученного материала.

1). Беседа по вопросам

- С какой системой органов мы познакомились?

- Из каких органов состоит кровеносная система?

- По каким сосудам течет кровь богатая кислородом?

- По каким сосудам течет кровь с углекислым газом?

- Какова главная функция органов кровообращения?

Что такое артерия. Какую роль артерии играют в организме. Каким цветом на рисунке изображают артерии?

Что такое вены? Какую роль вены играют в организме? Каким цветом на рисунке изображают вены?

Что такое капилляры. Какую роль они выполняют?

– Что такое сердце? – Что собой представляет сердце? (Особая мышца.)

– Каковы размеры сердца? Сожмите кулак. Вот таких примерно размеров ваше сердце.

– Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по сосудам.)

- Как вы думаете, что произойдет, если сердце устанет работать и остановится?

– Приложите пальцы на запястье на артерию, что чувствуете? Что это? Это ритм сердца – пульс. – Каким должен быть пульс?

- Объясните своими словами, что такое пульс.

- Наблюдали ли вы за своим пульсом, когда вы спокойно смотрите телевизор или когда бегаете во дворе? Что вы заметили?

2). Индивидуальная работа по карточкам

Задание. Определение соответствия.

Сосуды, по которым кровь поступает в сердце

Самый крупный кровеносный сосуд, идущий от сердца

Самые мелкие кровеносные сосуды

Сосуды, несущие кровь от сердца ко всем органам

3). Работа в парах

Установите соответствие между биологическими терминами и определением.

Жидкая соединительная ткань -

Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин -

Человек, дающий свою кровь для переливания -

Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов -

Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком -

Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями -

Самая крупная артерия

4)Найди ошибку (коллективная работа).

Сердце – двигатель крови в организме. Это трёх камерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости, массой около 1 кг. И снаружи и внутри сердце выстлано эпителиальной тканью. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, артериальная и венозная кровь смешивается. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка.

5.Подведение итогов.

6.Домашнее задание: параграф 20 прочитать, ответить на вопросы после параграфа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает элемент педагогической игры, различные формы работы с текстовой информацией.

Тема урока: Сосудистая система. Круги кровообращения

Цель: Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать особенности строения кровеносных сосудов и пути движения крови по большому и малому кругам кровообращения, смогут определять последовательность движения крови по кровеносным сосудам.

Создавать условия для развития познавательной активности через применение различных форм работы с текстом, игровых форм работы, частично-поискового приема работы с материалом учебника,

умений мыслить критически, работать с текстом учебника и словарем, формулировать вопросы, составлять кластер, работать в группах и в парах;

Содействоватьформированию интереса к предмету, понимания значения биологических знаний в здравоохранении и медицине.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Урок является по счету вторым из шести, отведенных программой на изучение сердечно-сосудистой системы человека. Согласно учебной программе учащиеся должны называть основные сосуды большого и малого кругов кровообращения, характеризовать особенности строения артерий, капилляров и вен, проводить сравнение разных типов кровеносных сосудов, усвоить основные понятия: сосудистая система, капилляры, вены, венулы, артерии, артериолы, аорта, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения. Использование различных форм организации деятельности учащихся, элементов игровой деятельности и приемов ТРКМ на уроке позволит оптимизировать педагогическое взаимодействие.

Факторы здоровьесбережения: смена форм деятельности и методов работы, положительные эмоции, физкультминутка.

Дидактическое оснащение урока: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, под редакцией М.В. Мащенко; Биология, 9 класс, карточки-задания с тестами, консультационные листы

Этап актуализации опорных знаний. (5 минут)

Изучив строение и работу сердца, мы приступаем к изучению системы, без которой жизнедеятельность организма невозможна.

Но обо всем по порядку…

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово- красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар на шар земной похожий.

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы.

Потому что нет ему покоя

До всего есть дело

Сделано от всего сердца…

Вырвать из сердца…..

Ножом по сердцу …

Отлегло от сердца ….

Сердце кровью обливается ….

Сердце ушло в пятки ….

Мотивационно – установочный этап урока. Целеполагание.

Задача: способствовать определению учащимися задач урока.

Итак, СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТАЯ система, это система, которая состоит из сердца и сосудов, обеспечивающих непрерывный ток крови по организму. А путь крови по организму не близкий. Ученые подсчитали, что протяженность всех кровеносных сосудов организма человека ровна 96 000 км. Кровь путешествует по всему вашему организму, исходя от одной стороны сердца и в конце полного круга возвращаясь к другой. За день ваша кровь проходит 270370 километров.

Сердцу мы посвятили прошлый урок, а сейчас ….

Учитель.Попробуйтепредположить, о чём мы будем говорить на уроке.

Итак, тема урока: Сосудистая система.

Учитель.Давайте попытаемся сформулировать цель урока (учащиеся формулируют ее сами). Мы познакомимся с типами кровеносных сосудов, особенностями их строения. Рассмотрим круги кровообращения.

Сосудистая система.

3.Этап усвоения новых знаний. (25 минут)

Учитель. Посмотрите на предложенные рисунки 1. в консультационных листах (Приложение 1) и, не прибегая к помощи учебника, постарайтесь ответить на вопросы: на какие типы делятся кровеносные сосуды и чеммежду собой различаютсякровеносные сосуды?


Рисунок 1.

Учитель. Посмотрите на слайд презентации, здесь представлена таблица, такая же находится в ваших консультационных листах. Проанализируйте ее и постарайтесь дать ей название.


Таблица 1.

Выслушиваются ответы учащихся, обсуждаются предположения по названию таблицы.


Урок поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании сердечно-сосудистой системы.

Описание разработки

Цели урока:

Учебная: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании сердечно – сосудистой системы.

Развивающая: развивать умение применять полученные знания. Воспитательная: вести пропаганду здорового образа жизни;

План урока.

1. Орг. момент (определение участников на группы, тренинг, знакомство с правилами работы в группе)

2. Цели, задачи урока

3. Обобщение материала:

- первая помощь при повреждении кровеносных сосудов

4. Подведение итогов урока.

Девиз урока: «Учиться – чтобы знать. Знать – чтобы применять.

Ход урока.

Вопросы 1 команде.

1. Правая половина сердца качает кровь, наполненную углекислым газом - да.

2. В организме человека кровеносные сосуды образуют один круг кровообращения - нет.

3. Артерии транспортируют кровь, насыщенную углекислым газом - нет.

4. Вены – сосуды, несущие насыщенную углекислым газом кровь - да.

5. Сердце – полый мышечный орган, расположенный в брюшной полости- нет.

6. Начало большого круга кровообращения – правый желудочек - нет.

Разработка урока по биологии Сердечно – сосудистая система

7. К системе кровообращения относятся органы: сердце, кровеносные сосуды - да.

8. Стенки желудочков сердца толще, чем предсердий - да.

9. Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды – это вены - нет.

10. Капилляры оплетают все органы и ткани - да.

Вопросы 2 команде

1. Левая половина качает кровь, наполненную углекислым газом - нет.

2. Сердце у человека четырехкамерное - да.

3. Кровообращение – это циркуляция крови, обеспечивающая газообмен - нет.

4. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке, не смешивается - да.

5. Движение крови в организме называют кровообращением - да.

6. Начало малого круга кровообращения – левый желудочек - нет.

7. Главный орган кровеносной системы – это аорта - нет

8. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток - да

9. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке, смешивается – нет

10. Кровь в организме человека обеспечивает обмен веществ - да.

Главный орган кровеносной системы – сердце.

Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушёл с корзиной.

Вытряхнул из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами.

Вернулся он к богачу и вернул ему корзину.

Богач удивился и спросил:

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Учебная: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании сердечно – сосудистой системы.

Развивающая: развивать умение применять полученные знания. Воспитательная: вести пропаганду здорового образа жизни; Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; карточки оценивания работы; карточки с текстами заданий;

Вид урока: урок - состязание

Класс делится на 2 команды: в корзине половинки сердца (красные и синие), учащиеся выбирают половинки, тем самым определяя группу.

Правила работы в команде

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

1. Орг. момент (определение участников на группы, тренинг, знакомство с правилами работы в группе)

2. Цели, задачи урока

3. Обобщение материала:

- первая помощь при повреждении кровеносных сосудов

4. Подведение итогов урока

5. Рефлексия

Девиз урока: «Учиться – чтобы знать. Знать – чтобы применять.

Вопросы 1 команде

1. Правая половина сердца качает кровь, наполненную углекислым газом - да

2. В организме человека кровеносные сосуды образуют один круг кровообращения - нет

3. Артерии транспортируют кровь, насыщенную углекислым газом - нет

4. Вены – сосуды, несущие насыщенную углекислым газом кровь - да

5. Сердце – полый мышечный орган, расположенный в брюшной полости- нет.

6. Начало большого круга кровообращения – правый желудочек - нет

7. К системе кровообращения относятся органы: сердце, кровеносные сосуды - да

8. Стенки желудочков сердца толще, чем предсердий - да

9. Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды – это вены - нет

10. Капилляры оплетают все органы и ткани - да

Вопросы 2 команде

1. Левая половина качает кровь, наполненную углекислым газом - нет

2. Сердце у человека четырехкамерное - да

3. Кровообращение – это циркуляция крови, обеспечивающая газообмен - нет

4. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке, не смешивается - да

5. Движение крови в организме называют кровообращением - да

6. Начало малого круга кровообращения – левый желудочек - нет

7. Главный орган кровеносной системы – это аорта - нет

8. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток - да

9. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке, смешивается – нет

10. Кровь в организме человека обеспечивает обмен веществ - да

Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушёл с корзиной.
Вытряхнул из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами. Вернулся он к богачу и вернул ему корзину.

Какое же строение имеет сердце?

Участвовать: пробудить интерес учащихся с помощью противоречивых событий, рассказывая историю, показывая предмет или рисунок


1. левое предсердие

2. створчатые клапаны (2) - митральный

3. створчатые клапаны (3)

4. левый желудочек

5. правый желудочек

6. правое предсердие

Инструкция: определите части сердца:

1.На рисунке цифрой 1 обозначено:

А) Правое предсердие

Б) Правый желудочек

В) Трехстворчатый клапан

Г) Левый желудочек

Д) Левое предсердие

2. На рисунке цифрой 2 обозначено?

А) Правое предсердие

Б) Правый желудочек

В) Двухстворчатый клапан

Г) Трехстворчатый клапан

Д) Левое предсердие

3. Митральный клапан обозначен цифрой?

4. На границе между правым предсердием (6)и правым желудочком (5)расположен:

А) Круглый клапан

Б) Полулунный клапан

В) Двухстворчатый клапан

Г) Трехстворчатый клапан

Д) Митральный клапан

5. Трехстворчатый клапан обозначен цифрой?

6. Правый желудочек обозначен цифрой?


Сердце сократилось, и мы отправляемся в путешествие по сосудам. Если вы условно вытянете в длину все кровеносные сосуды одного человека, то сможете дважды обернуть ими Землю. Какие бывают кровеносные сосуды, мы сейчас вспомним.

Определите по рисунку вид кровеносного сосуда


2. Составьте краткую характеристику сосудов, пользуясь готовыми тезисами(1-9). Ответы занесите в таблицу.

1.Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды.

2. Выносят кровь от сердца.

3. Стенки состоят из одного слоя клеток.

4. Стенки тонкие и мягкие.

5. Прощупывается пульс.

6. Даже при уколе иглой вытекает кровь.

7. Несут кровь к сердцу.

8. Сосуды с плотными упругими стенками.

9.Место обмена между кровью и тканями

Название кровеносного сосуда

3.Сопоставьте несколько фактов:

1. Кровь в сосудах течет очень быстро

2. Кровь в сосудах течет даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести.

Объясните, какая физическая причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно.

По разным причинам кровеносные сосуды повреждаются – несчастные случаи, травмы, аварии, болезни и часто с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть их здоровье, а нередко и жизнь.

Учимся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях!

Задание 1 группе

1.В современной жизни происходит много несчастных случаев, аварий, терактов, в них от потери погибает много людей. Какое кровотечение является наиболее опасным?

D) Все перечисленные


Пользуясь рисунком, определите вид кровотечения. Расскажите о мерах первой помощи приданом виде кровотечения.

Задание 2 группе

1. Выберите признак артериального кровотечения

А) кровь темно-красного цвета
В) боль в животе

С) медленно вытекающие капли крови
D) ярко-красный цвет крови

2.


Пользуясь рисунком, определите вид кровотечения. Расскажите о мерах первой помощи приданом виде кровотечения.

1. При недостаточной двигательной нагрузке истончаются кости, о содержащийся в них кальций вымывается кровью. Он оседает на стенках сосудов, из – за чего сосуды теряют эластичность, становятся ломкими и легко повреждаются. Потерявшая эластичность стенка не может при необходимости расширятся. О каком заболевании кровеносной системы идет речь?

1. Длительная давящая боль за грудиной в области сердца

2. Бледность кожи, холодный пот

3. Головная боль

Верные ответы - Да, да, нет

3. Человек во время приступа ощущает жар. Кожа краснеет, учащается сердцебиение, в области сердца появляются колющие боли. Боли могут быть и в области затылка. Иногда это сопровождается тошнотой и рвотой. Какие изменения происходят в кровеносной системе человека?

А) Кровяное давление понижается

В) Кровяное давление резко повышается

С) Кровяное давление не меняется

D) Кровяное давление резко понижается

(Гипертонический криз - резко повышается кровяное давление)

1.Сужение коронарных артерий

2. Уменьшение кровоснабжения сердца

3. Увеличение кровоснабжения сердца

Ответы: да, да, нет

Поведение итогов урока

Д\З Разноуровневое творческое задание ( составить кроссворд, тест, задание на соотнесение и т.д.)

Выберите наиболее близкое вам выражение


-75%

Читайте также: