Гринев в белогорской крепости судьба человеческая судьба народная в романе конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Каждый герой проходит свой жизненный путь, совершая ошибки и обретая опыт. Но самым главным остаётся верность своему слову, чести и сохранению человеческого достоинства. Такой экзамен сдаёт Пётр Гринёв, живя в Белогорской крепости, где жизнь его сводит с добрыми и порядочными людьми, для которых понятие чести и долга дороже всего на свете. Именно такие нравственные понятия он усваивает не в светском Петербурге, а в простой уральской деревне, а искренность и благородство простых по характеру людей помогают главному герою оставаться человеком.

Оценить 478 0

- ознакомить учащихся с образами обитателей Белогорской крепости;

- обратить внимание на поведение Петра Гринёва.

Оборудование: учебник, иллюстрации к роману.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа.

- Что вы можете сказать о Петре Гринёве в первые дни его самостоятельной жизни?

- Прав ли Пётр, требуя от Савельича выдать ему деньги на уплату долга Зурину?

- Об этом эпизоде вспоминает рассказчик по прошествии времени. Что его волнует?

- Что такое художественный вымысел и какова его роль в данном произведении?

Нам известно, что в распоряжении Пушкина были документы, показания очевидцев; он лично видел места, где проходило восстание. В романе даны подлинные имена сподвижников Пугачёва. Пушкин творческим воображением воссоздаёт давно прошедшие события.

Художественный вымысел – один из основных моментов литературно-художественного творчества; состоит в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создаёт новые, художественные факты. Даже в тех произведениях, которые опираются на реальные события, имеет место художественный вымысел, проявляющийся в изображении, выдумке отдельных поступков, переживаний, высказываний персонажей. Используя реальные частные факты, писатель соединяет их в новое, вымышленное целое. Вымысел в его разных видах является одним из способов художественного воссоздания и осмысления жизни.

III . Объявление темы и цели урока.

IV . Восприятие учащимися учебного материала.

1. Работа над III главой романа.

В о п р о с ы и з а д а н и я.

- Найдите в описании местности, по которой ехал Гринёв к Белогорской крепости, слова передающие его душевное состояние. Чем вызвана тоска?

- Какой представлялась ему крепость и что он увидел?

- Какое впечатление производят на вас обитатели Белогорской крепости?

Пушкин намекает на некоторое сходство между семействами Мироновых и Гринёвых. Несмотря на различия их социального происхождения, оба – и Андрей Петрович, и Иван Кузьмич – люди одного поколения, а значит, они одинаково относятся к своему долгу и понятию чести.

2. Работа над IV и V главами романа.

Давайте поближе вместе с Петром Гринёвым присмотримся к некоторым персонажам.

- Что представляла собою Маша? Почему Пётр Гринёв решил посвятить ей песенку?

- Что вы думаете об Алексее Швабрине?

А) Его отзыв о Маше ( III глава).

Б) Реакция Швабрина на вызов Гринёва.

В) Характеристика Швабрина, данная Машей.

Г) Поведение Швабрина во время дуэли.

Итак: Швабрин Алексей Иванович – каков он?

Составляем (устно) цитатную характеристику.

- Какую ещё пакость приготовил Швабрин Гринёву?

- Как эпиграф к V главе предупреждает читателя, что намерениям Петра в отношении Маши Мироновой не суждено сбыться?

- Какие новые качества Маши и Петра открывает читатель в этих главах?

3. Заключительное слово учителя.

V . Домашнее задание.

Перечитать VI – VII главы, подготовиться:

1) пересказывать близко к тексту события, происходящие в крепости;

2) на материале VII главы раскрывать содержание эпиграфа; давать свою оценку действиям коменданта крепости капитана Ивана Кузьмича Миронова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова, причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринева и Швабрина как чести, верности отеческим заветам и бесчестия, предопределяющего социальную измену;
  • развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развития коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринева и Швабрина.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.

3. Слово учителя.

6. Слово учителя.

• Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным?

Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.

• Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?

Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.

• Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена.

Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу.

• Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя?

Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

7. Индивидуальное задание.

• Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.

• Каков кульминационный эпизод главы?

Кульминация главы — поединок со Швабриным.

• Каковы причины дуэли?

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

Учитель: Магомедова С.А.

знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова, причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринева и Швабрина как чести, верности отеческим заветам и бесчестия, предопределяющего социальную измену;

развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развития коммуникативных способностей учащихся;

формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринева и Швабрина.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.

3. Слово учителя.

6. Слово учителя.

• Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным?

Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.

• Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?

Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.

• Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена.

Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу.

• Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя?

Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

7. Индивидуальное задание.

• Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.

• Каков кульминационный эпизод главы?

Кульминация главы — поединок со Швабриным.

• Каковы причины дуэли?

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа Г.С.Меркина

знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова, причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринева и Швабрина как чести, верности отеческим заветам и бесчестия, предопределяющего социальную измену;

развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развития коммуникативных способностей учащихся;

формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринева и Швабрина.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.

3. Слово учителя.

• Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню этот эпизод?

Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению: разбирает мелкие ссоры, отдает приказы.

Прошу любить и жаловать, батюшка, ступай себе с Богом, частый гребень, да веник, да алтын денег, сиди в девках.

В речи героини встречаются пословицы и поговорки, просторечные слова.

6. Обращение к иллюстрациям.

Гринев и Швабрин у Мироновых. Художник П. Соколов.

Гринев и Швабрин у Мироновых. Художник С. Герасимов.

Солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.

Комендант по-отечески относится к солдатам. Он хорошо понимает, что выглядит смешно в своем китайчатом халате на военных учениях, что смешны и его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузмичу горько быть посмешищем в глазах молодых офицеров.

7. Обращение к иллюстрациям.

Учение в Белогорской крепости. Художник А. Иткин.

Учение в Белогорской крепости. Художник В. Сысков.

Учение в Белогорской крепости. Художник П. Соколов.

Василиса Егоровна подтрунивает над мужем, однако хорошо понимает, что капитан Миронов не в силах изменить положение вещей, поскольку власть не уделяет должного внимания оснащению крепостей.

8. Слово учителя.

• Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным?

Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.

• Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?

Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.

• Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена.

Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу.

• Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя?

Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

9. Индивидуальное задание.

• Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.

• Каков кульминационный эпизод главы?

Кульминация главы — поединок со Швабриным.

• Каковы причины дуэли?

Гринев, верный заветам отца, защищает честь возлюбленной и доброе имя семейства Мироновых.

• Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли?

Во время дуэли Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар.

• Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?

Дуэль Швабрина и Гринева — закономерное противостояние чести и бесчестия, Добра и Зла.

• Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли?

Швабрин написал тайный донос родителям Петра о поединке, для того, чтобы расстроить отношения Гринева и Маши.

Василиса Егоровна сокрушалась о том, что ее дочь — бесприданница.

11. Слово учителя.

• Почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?

Отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что Петр с точки зрения отца, недостоин быть офицером. Страсти вновь овладели Петром, и он оказался в стане дьявола. Отец сурово судит своего сына.

• Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

Герой обнаруживает мудрость, доброту и человечность, способность к сопереживанию.

Письма Гринева-отца Петруше и Савельичу показали, что он был горяч, бескомпромиссен и сам часто находился во власти страстей. В ответном письме Савельич укорил барина во вспыльчивости и посмел учить его, потому что истина важнее барского гнева и обиды холопа.

III. Подведение итогов урока.

• Как характеризуют Швабрина и Гринева ключевые эпизоды 3—5 глав?

Автор проводит Гринева и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов, Гринев мог проникнуться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью, остается честным и искренним в чувствах. Гринев мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошел на неравный поединок, защищая свою честь. Гринев остается верным заветам отца.

Для Швабрина появление Гринева дает возможность оставить свой иссушающий сарказм, однако герой продолжает мстить женщине за то, что она его отвергла, сознательно идет на убийство, никак не ожидая, что юноша окажет столь серьезное сопротивление. Швабрин полностью утратил представления о чести, что предопределяет и его социальную измену в будущем.

2. Слово учителя.

IV. Домашнее задание.

1 )внутреннее н равственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и

чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чес ти. По чести , уверяю вас че стью. Знал

2 ) Условное, светское, жи тейское благородство, нередко л ожн ое, мнимое. Честь моя этим

3) Высокое званье, сан, чин, должность. И временщик он , да высоко стоит, в чес ти

Слово имеет н есколько значений, в к аком же из н их оно у потребляется в п овести и к

какому герою применимо? Кто из героев произведения идет дорогой чести?

совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, и

образ офицера в отставке, умудренного житейским опытом , рассказывающего историю своей

молодости . Запишите в тетрадях тему урока « Петр Гринев - жизн енный пу ть героя,

( Под влиянием каких событий происходят изменения в характере главного героя).

жизни сталкивается с проблемой вы бора. Встает он и перед Петром Гриневым в самые

Наша зад ача проследить жизненный п у ть и формирование х арактера главного героя, этапы

Самостоятельная работа . Какие этапы становления характера на жизненном п у ти Петра

1.Детство и юность, среда , в которой воспитывался герой.

Работа с текстом. Каждая группа работает по своему направлению.

представления о че сти дворянина, с презрением относится к м олодым пове сам. Обла дал

твердым характером, « не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их

( По прои схождению бедная дворянка. Имела добрый , мягкий х арактер, во всем слушалась

Вывод : Петр Гринев не пол учил серьезного образования, знал только р у сскую грамот у и

Петруше на всю жизнь . Именно сл едуя этим н аказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные у роки жи зни Петр уша пол уч ил от свое го отца ( перенял прямоту и честность),

- Какие черты характера главного героя раскрываются в этом эпизоде?

( Стыд, раскаяние, мучает совесть . Умеет признать свои ошибки.)

- Какие чувства пробуждает в душе Гринева встреча с вожатым?

( Благодарность за спасение во время бурана, отвечает добром на добро)

- Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в Белогорской крепости?

( Разоча рование, разлад мечты с реальност ью. Вместо грозных бастионов деревушка,

окруженная забором, комендант в колпаке, забитая му сором пушка )

- Какое влияние на формирование характера оказала любовь?

( В его чувствах к Маше Мироновой проявились лучшие качества характера: в ерность,

постоянство, мужественность, нетерпимость ко лжи, искренность.)

( Проявил благородство, защищая честь своей любимой. Действовал храбро и м у жественно).

Вывод : во время сл ужбы в Белогорской крепости происходит вз росление главного героя,

утрачиваются и ллюзии, обогащается его внутренний мир, он приходит к п ониманию

- Какие чувства испытывает и как ведет себя перед боем Пе тр Гринев?

( « … Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать , что был

достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной мину ты)

« В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость…Я бросился было к нему

- Какие черты характера раскрыва ются перед лицом смертельной оп асности?

Не бои тся за свою жизнь, чи тает молитву про себя, моли т о спасении всех близких его

- Какие противоречия му чают Гринева? Какой выбор ему предстоит сделать?

(« Оставаться в крепости, подвластной злодею, и ли следовать за его шайкою было

неприлично офицеру. Долг требовал , чтоб я явился туда, где сл ужба моя могла еще быть

Вывод : Петра Гринева мучают неразрешимые противоречия между любовью и долгом.

Пятая глава заканчивается такими словами: «Ду х мой упал. Я боялся или сойти с у ма, или

удариться в расп утство . Неожиданные происшествия дали вдруг моей д уше сильн ое и благое

( Встреча с Пугачевым, борьба за освобождение своей невесты)

- Какую новую грань в характере Петра Гринева рас крыла б урлацкая песня?

эпизод иллюстрируют эти слова? Какие черты х арактера Петра Грин ева проявили сь в этом

(Главный герой решительно отказывается служить Пугачеву , Гри нев верен присяге и слову ,

данному императриц е . Проявляет твердо сть характера, чем вызвал симпатию самозванца.

Человеческая и дворянская чес ть ставятся выше жизни)

- Почему молодой офицер надеется на помощь сам озванца?

( Ч увствуе т его расположение и милость, Гринев види т в нем не только мятежника, н о и

( Гри нева терзают противоречивые ч увства. « Не могу и зъяснить то, что я чувствовал ,

расставаясь с эти м ужасным человеком, извергом ,злодеем для всех, кроме одного

выявили лучшие качества: верность долгу , отвагу, честность, откровенность и прямот у .

Он не может бросить в плен у отставш его Савельи ча, честно при знается Пугачеву, что его

невеста - до чь коменданта крепости. « Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты

Образ Петра Гри нева дан в разви тии, черты характера раскрываются постепенно. В своей

повести Пушкин п оказал, как преображается личность его героя. От природы в н ем заложено

много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жи зненных

испытаниях. Легкомысленный мальчик становится мужчиной, способным отвечать за свои

поступки. Долг и честь Петра Гри нева вырастают из подлинной человечности, из чувс тва

1. Как сложилас ь бы с удьба Гри нева, если бы он не и спытал «благие и сильные

Читайте также: