Самбо конспект по физкультуре

Обновлено: 04.07.2024

Одним из наиболее важных направлений нашей школы является сохранение и укрепление психологического и физического здоровья детей.

Цель работы - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учеником личной физической культурой, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности как элемента здорового образа жизни учащихся, сохранение и укрепление здоровья при использовании в процессе урочной и внеурочной деятельности национальных игр и национальных видов спорта.

- выработать у школьников умения использовать средства физической культуры для отдыха и досуга, для укрепления здоровья, для противостояния стрессам, формировать представления о престижности высокого уровня здоровья.

-закрепить потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта,

- формировать адекватную самооценку, воспитывать такие нравственные и волевые качества личности, как коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работы в школе включает в себя следующие виды деятельности:

• мониторинг состояния физического развития детей;

• пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую, деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;

• воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;

• формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;

Состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения. У нас нет детей, которые относятся к спецмедгруппе.

Сейчас борьба самбо (спортивный раздел самбо) - международный вид спорта признанный ФИЛА (Международная федерация любителей борьбы). С конца 90-х гг. прошлого века в России проводятся соревнования и по боевому самбо.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что для каждого из нас существует вероятность встречи с наглым хулиганом, бандитом, вымогателем или насильником. Действующие в Российской Федерации законы дают право каждому активно защищаться от преступных посягательств. Поэтому каждому крайне необходим минимум знаний приемов самозащиты и умение их применять, чтобы при необходимости защитить себя и своих близких, а так же тех кому эта помощь может потребоваться.

Что привлекает в занятиях самбо? Во-первых, возможность получить всестороннюю физическую подготовку. Занятия самбо развивают силу, ловкость и выносливость. Позволяют решить многие проблемы со здоровьем. Во-вторых, развивают волю, смелость и решительность, настойчивость и выдержку. В-третьих, самбо позволяет каждому повысить собственную самооценку, помогает, что немаловажно для детей и подростков, утвердится в глазах сверстников и адаптироваться в детском (подростковом) коллективе. В-четвертых, (что следует из самого названия боевого искусства) дают возможность научиться при необходимости защищаться от нападения с помощью изученных приемов от вооруженного так и невооруженного противника.

Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по борьбе самбо, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

Целевая установка заданий

Строевые упражнения. Выполнение строевых команд. Повороты на месте: направо, налево, кругом,

Построение в колонну по одному (по два, по три)перестроения из 1колонны в 2

Перестроение из одной колонны в две колонны

Передвижения. Движение бегом. Перемена направления фронта захождением плечом. Движение в обратном направлении.

Упражнения в ходьбе:

Ходьба на носках руки в стороны.

Ходьба на пятках руки за голову

Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе.

Ходьба на внутренней стороне ступни, руки на поясе.

Упражнения в беге и прыжках:

Бег с захлестом голени

Бег по сигналу в обратном направлении

Упражнения на восстановление дыхания.

ходьба с восстановлением дыхания

Руки – вверх – вдох,

Руки вниз – выдох.

Упражнения для развития координации.

1-2 круговые движения правой рукой вперед,

3-4 круговые движения левой рукой назад.

Круговые движения руками перед собой: правой рукой 2 раза наружу, левой 2 раза внутрь.

1-4 круговые движения туловищем вправо,

Руки в стороны нога вперед вверх, стоять на одной ноге, другая согнута впереди.

Прыжки на правой ноге.

Прыжки на левой ноге.

Прыжки на двух ногах.

перестроение в две шеренги (колонны)

Перестроение из одной колонны в две колонны

Ребята строятся в одну шеренгу. Слушают и обсуждают тему урока. Дети выполняют упражнения в шеренге по одному, поочерёдно.

Следить за осанкой.

Бег выполняется в быстром и медленном темпе по свистку. Первый свисток – медленный бег, второй – быстрый.

Медленно поднимать ногу максимально высоко, при этом

Спина прямая без наклона.

Налево! В колонну по два, марш

Организация обучающихся на урок

Развитие координационных способностей через изменение положений рук.

Развитие умения давать оценку двигательным действиям.

Создание ситуации для выполнения упражнений.

Создание эмоционального настроя.

Умение проявлять дисциплинированность и внимание (Л), понимают значение знаний для человека и понимают его

умения, связанные с

Осваивать упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий, для развития гибкости, которая дает возможность эффективнее выполнять упражнения из любого вида спорта.

Уметь взаимодействовать в парах и группах при выполнении учебных заданий.

содержание подвижных игр. Уметь общаться и

взаимодействовать в игровой деятельности, организовывать

и проводить подвижные игры с элементами соревновательной

Умение различать и выполнять команды, правильно выполнять двигательные действия.

Умение самому давать оценку двигательным действиям.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

Адекватно воспринимают оценку учителя (Р)

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Умение правильно сформулировать вопрос и ответ (К)

Умение организовать собственную деятельность.

Правила поведения в спортивном зале. Правила поведения во время соревнований. Техника безопасности на занятиях Самбо.

В процессе обучения школьников основам самбо, большое внимание уделяется навыкам безопасных падений. Основная задача упражнений самостраховки и страховки сводится к формированию навыков безопасного приземления при падениях..

Навыки самостраховки и страховки партнера играют весьма большое значение как для занятий единоборствами или другими видами физической активности, так и для профилактики бытового травматизма.

Самбо национальный вид спорта. Зарождение Самбо в России. Самбо и ее лучшие представители — В.С. Ощепков, В.А. Спиридонов, А.А. Харлампиев, Е.М. Чумаков. Развитие Самбо в России. Место Самбо в системе физического воспитания.

Знать и соблюдать технику безопасности на занятиях Самбо.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении

Знать и уметь презентовать успехи выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев, и олимпийском движении в целом.

Знать и понимать историю зарождения и современное развитие борьбы Самбо в России. Знать и понимать значимость Самбо в период Великой Отечественной войны. Идентифицировать наивысшие достижения самбистов как успех России на международной арене.

И.п. – основная стойка руки на пояс.

1- поворот головы налево

3- поворот направо

5- поднять вверх

7 – опустить вниз

9 -12 круговые вращения влево

13-16 круговые вращения вправо.

2- упор лежа, толчком ногами

3 – упор лежа прогнувшись

4 – сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх

И.п. – стойка на коленях руки в стороны

1- левую ногу в сторону на носок, наклон к ноге

И.п. – сед согнув ноги

Повторить виды группировок.

  1. Группировка сидя.
  2. Группировка лёжа.
  3. Группировка в приседе.
  4. Перекат из группировки в приседе.

Перекаты назад в группировке

Перекаты вправо и влево в группировке

Учитель: Ребята, а какое действие нужно совершить, чтобы выполнить кувырок вперёд ( оттолкнутся ногами, голову спрятать между коленей, выполнить группировку )

Перекаты в группировке: вперёд-назад, влево-вправо, по кругу. Группировка при перекате назад из седа, из упора присев, из полуприседа, из основной стойки.

Приемы самостраховки: конечное положение самостраховки на спину, самостраховка на спину перекатом из седа (с помощью), самостраховка на спину перекатом из упора присев (с помощью), самостраховка на спину перекатом из полуприседа (с помощью); конечное положение самостраховки на бок, перекаты влево и вправо через лопатки, самостраховка на бок перекатом из седа (с помощью), самостраховки на бок перекатом из упора присев (с помощью), самостраховки на бок перекатом из полуприседа (с помощью).

Самбо – боевой вид спорта, а также система защиты без оружия. Многие считают, что самбо впитало и продолжает впитывать в себя наиболее эффективные приёмы защиты и нападения, которые тщательно отбираются из различных видов боевых искусств. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.

международная организация самбо FIAS

Международная федерация самбо (FIAS) — неправительственная общественная некоммерческая организация, объединяющая национальные федерации самбо.

История возникновения и развития

история самбо

Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова. Большой вклад в развитие и распространение системы самозащиты без оружия внесли Харлампиев А. А. (один из учеников Ощепкова) и Чумаков Е.М.

Днем рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года. Именно в этот день вышел приказ Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, в котором самбо признавалось "чрезвычайно ценным по своему многообразию техники и оборонному значению" видом спорта. Было принято решение об организации во всех республиках СССР системы подготовки спортсменов, а также создана Всесоюзная секция самбо, позднее ставшая Федерацией самбо.

В 1939 году прошёл первый чемпионат страны по новому виду спорта, в 50-ые начинают проводиться международные соревнования.

В 1966 году самбо официально признается международным видом спорта. В 1972 году проходит первый открытый чемпионат Европы, а в 1973 году — первый чемпионат мира. В последующие годы регулярно проводятся чемпионаты Европы, мира, международные турниры. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде, Франции и других странах. Сегодня самбо представлено двумя направлениями: спортивным и боевым.

Правила самбо

Участники соревнований делятся на возрастные группы, принадлежность участника к возрастной группе определяется годом рождения.

  • Младший возраст (11—12 лет);
  • подростки (13—15 лет);
  • средний возраст (15—16 лет);
  • старший возраст (17—18 лет);
  • юниоры (19—20 лет);
  • взрослые (20 лет и старше);
  • ветераны (35—39, 40—44, 45—49, 50—54, 55—59 лет, старше 60 лет).

В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. Броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища.

В самбо присуждаются баллы за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени.

Если самбист, прижимаясь к сопернику любой частью туловища, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд, то такой прием называется – удержание.

В самбо есть возможность досрочной победы, для этого необходимо выполнить бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, провести болевой прием, набрать на 8 баллов больше соперника.

правила самбо

Принцип начисления баллов:

4 балла присуждается:

  • за бросок соперника на спину с падением атакующего;
  • за бросок соперника на бок без падения атакующего;
  • за удержание в течение 20 секунд.

2 балла присуждаются:

  • за бросок соперника на бок с падением атакующего;
  • за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего;
  • за удержание в течение 10 секунд.

1 балл присуждается за бросок соперника на грудь, плечо, живот или таз с падением атакующего.

Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лежа, которое вынуждает соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки в самбо 3-5 минут чистого времени.

Экипировка для самбо

На всех официальных соревнованиях допускается использование формы в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и спортивным Регламентом Всероссийской Федерации Самбо.

экипировка самбо

В состав экипировки для самбо входят: куртка (красного или синего цвета), ботинки (борцовки), шорты и пояс. Для участниц предусмотрена майка белого цвета.

Куртка для самбо изготавливаются из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки должен доходить до кисти руки, ширина рукава должна обеспечивать по всей его длине просвет между рукой и тканью не менее 10 см. Полы куртки должны быть ниже от линии пояса на 25-30 см, длина концов завязанного пояса не должна превышать длину полы куртки.

Ботинки для самбо красного, синего или комбинированного (красно-синего) цвета изготавливаются из мягкой кожи или синтетической ткани, имеют мягкую подошву. Все швы ботинок спрятаны внутрь. Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищаются прокладками, закрытыми сверху кожей.

Шорты для самбо изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа. Сверху они должны доходить до линии пояса, а снизу прикрывать верхнюю треть бедра.

Спортсменам во время схватки запрещается иметь при себе твердые предметы.

Чтобы избежать травм суставов допускается использовать бандажи и тейпы. Они должны быть закрыты сверху эластичным наколенником цвета формы.

Судейство

В судейскую коллегию соревнований входят:

  • главный судья,
  • заместители главного судьи,
  • секретарская группа;
  • руководители ковров,
  • арбитры,
  • боковые судьи.

судейство самбо

Популярные турниры по самбо

  • Чемпионат мира,
  • чемпионат Европы,
  • чемпионат Азии,
  • кубок мира (Мемориал Харлампиева).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы самостраховки. Упражнения для выведения из равновесия. Бросок через бедро с захватом пояса. Закрепить навык выполнения броска через бедро с захватом пояса.

первой квалификационной

Бияз Лиля Айдеровна

План-конспект открытого урока по физической культуре

Модуль Самбо (раздел Самбо) 7 класс

Цель: Закрепить навык выполнения броска через бедро с захватом пояса.

Задачи урока:

1.Закрепить навык выведения из равновесия и бросок.

2.Закрепить навык выполнения броска через бедро с захватом пояса.

4. Повысить функциональные возможности организма.

Физиологические:

1.содействовать развитию физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости) и координационных способностей.

Воспитательные:

1.воспитывать потребность к развитию физических качеств;

2.содействовать развитию нравственно-волевых качеств;

3.формировать сознательное отношение при выполнении упражнений;

4.воспитывать взаимопомощь, самостоятельность.

Личностные универсальные учебные действия:

2.формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве;

3.оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Познавательные учебные действия:

1.объяснять свой двигательный опыт и технику выполнения разучиваемых упражнений и заданий;

2.осознавать важность освоения универсальных умений, связанных с выполнением упражнений по самбо;

3.понимать важность выполнения строевых упражнений разученных ранее;

4.учиться игровым заданиям и играм на основе борьбы самбо;

5.наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные учебные действия:

1.содействовать развитию быстроты реакции, координации движений, ловкости, силы;

2.развивать творчество, инициативу в двигательных действиях;

3.прививать интерес к здоровому образу жизни;

4.способствовать повышению общего функционального состояния организма;

5.способствовать формированию опорно-двигательного аппарата и правильной осанки.

Коммуникативные учебные действия:

1.воспитывать доброжелательные отношения между детьми в совместной двигательной деятельности;

2.прививать детям стойкий интерес к спортивным единоборствам, поддерживать в них жизненный оптимизм и здоровый соревновательный дух, поощрять творчество и разнообразную двигательную деятельность;

3. участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения: поточный, фронтальный, групповой, индивидуальный.

Место проведения: Приспособленное помещение для проведения уроков по физической культуре.

Инвентарь и оборудование: гимнастические маты.

Форма одежды: Спортивная.

Части урока

Методические

Подготовительная (15 минут)

1.Построение, перекличка. Объявление темы урока.

2.Строевые упражнения (повороты на месте направо, налево, кругом; перестроения в две шеренги и обратно).

3.ОРУ в движении;

ходьба: на носках, на пятках, носками внутрь, носками наружу, на внешней, внутренней стороне стопы;

бег: с захлёстом, высоким подниманием бедра, приставными шагами правым и левым боком вперёд,

скрёстным шагом правым и левым боком вперёд;

ходьба: вращение кистей рук в замке, круговые вращения предплечья (к себе и от себя), круговые движения плечами на каждый шаг вперёд, назад, вкручивание на каждый шаг, встречные махи (подсечки).

Организую внимание класса.

Измерение ЧСС перед началом занятий.

Провожу комплекс ОРУ и ОФП

Предлагаю упражнения постепенно, усложняя их, разогревая

1.Выполнение кувырка правым, левым плечом вперёд с самостраховкой (перекат по спине по диагонали вперёд с выполнением хлопка рукой по ковру);

2.Выполнение кувырка в падении назад с самостраховкой (при выполнении переката назад сделать хлопок руками по ковру);

3.Выполнение нескольких кувырков слитно, чередуя кувырок вперёд и назад (выполнять кувырки в группировке);

4. Выполнение кувырков вперёд из положения стоя или на коленях в паре держась с партнёром за руки с самостраховкой;

5.Обучение и закрепление подходов выведения из равновесия и подготовка к выполнению броска через бедро с захватом пояса;

6.Совершенствование выполнения броска через бедро с захватом пояса;

7.Учебная схватка на выполнение броска через бедро с захватом пояса самостоятельно с полусопротивлением.

Исправляю характерные ошибки: откидывание головы назад; выполнение хлопка ребром ладони.

правильное выполнение подхода выведения из равновесия и подведение к броску.

Контролирую правильность выполнения техники броска и соблюдение правил безопасности.

Заключительная

1.Упражнения на восстановление дыхания.

2.Построение и подведение итогов урока.

Упражнения выполняются в

движении (лёгким бегом), шагом (восстановление дыхания).

Выделяю лучших, указываю на ошибки, подвожу итоги.

Самоанализ урока по физической культуре

в 7 классе по разделу Самбо.

Цель урока: Закрепить навык выполнения броска через бедро с захватом пояса.

1.Закрепить навык выведения из равновесия и бросок.

2.Закрепить навык выполнения броска через бедро с захватом пояса.

4. Повысить функциональные возможности организма.

Урок проводился в 7 классе, согласно списочного состава – 19 учащихся. Конспект урока соответствует рабочему плану и программным требованиям данного возраста.

Обучающиеся к началу урока были в надлежащей спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для выполнения упражнений. Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока. Подготовительная часть урока длилась 15 мин., ОРУ проводились в движении, в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Был использован метод рассказа и показа.

В подготовительной части упражнения выполнялись поточным методом с использованием всей полезной площади спортивного зала. Основанная часть урока продолжалась 25 мин.

Построение урока соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному; принцип сознательного отношения и др.). При выполнении первой задачи обучающиеся совершенствовали навыки самостраховки. В процессе проведения основной части урока я использовала основные принципы организации деятельности:

• Принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика;

• Принцип целостности был применен при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные возможности каждого ученика;

• Принцип гуманных отношений – доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.

В основной части урока я применила метод проблемного изложения. Считаю что, объяснение активизировало продуктивную мыслительную деятельность путем создания у обучающихся целостного практического показа.

Длительность заключительной части урока составила 5 минут, где были использованы упражнения на восстановление. Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач.

В подготовительной и заключительной части урока использованы поточный способ, а в основной – поточный и индивидуальный.

На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. Учащиеся между собой проявляли находчивость.

В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятии: учащиеся любят физкультуру, хорошо освоили технические действия. При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.

При организации обеспечения учебного занятия было уделено внимание на:

• Целостность использования форм организации занимающихся;

• Целостность использования времени на занятия (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);

• Соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция).

При решении оздоровительной задачи было уделено внимание на функциональное состояние учащихся, гигиену спортивного зала.

При решении воспитательной задачи я уделяла внимание дисциплине, взаимодействию в коллективе при выполнении индивидуальных упражнений. Старалась создать доверительную обстановку и развитие такого качества, как уверенность в себе.

Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки, осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок. Проведенный урок соответствует поставленным задачам.

Задачи этого урока работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки будут использованы в последующих занятиях и при выполнении норм ГТО.

Ключевые слова:
Самозащита без оружия, история, основатели и последователи самбо, Великая Отечественная Война, современность, экипировка, спорт, Самбо в школу.

Пояснения: На основе анализа исторических фактов и результатов современности подвести обучающихся к пониманию, что самбо является историко-культурным наследием России.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: