Б в шергин плотник думает топором конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 32.13 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.53 МБ |
test_k_uroku.docx | 12.65 КБ |
tema_uroka_na_dosku.docx | 703.15 КБ |
yagody.docx | 55.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
ст.Кущёвская Краснодарского края
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литературное чтение
Автор- составитель: Жукова Елена Константиновна
Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.
Диагностический и оценочный инструментарий
I. Мотивация к учебной деятельности
Настроить учащихся на рабочий лад, определить понятия чему ребёнок хочет научиться, что он может и зачем ему это нужно.
На меня все посмотрели.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
- А для чего вам нужны эти знания?
- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.
- Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.
- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок, … .
Дети настроены на урок. Понимают, каких целей они должны достигнуть.
II. Актуализация знаний и постановка темы урока
Проверить восприятие изученного ранее материала.
Подкорректировать выразительное чтение детей.
- С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?
- Что было задано на дом?
Проверка домашнего задания.
- Как вы думаете, почему случилась такая ситуация с Ирочкой и попугаем?
Дети читают по ролям.
- Ирочка чаще говорила грубые слова, чем добрые.
Познакомиться с названием раздела.
Определить тему урока и поставить задачи.
Познакомиться с биографией писателя Б.В.Шергина.
- Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название
раздела.
- Что необычного в названии этого раздела? Что это?
- Какой смысл заключён в ней?
- Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить?
Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.
-Какое сходство вы заметили?
- Кто автор этого произведения?
- Назовите тему урока.
- Какие задачи стоят перед нами?
- Слово об авторе нам расскажет Лях Владислава. А вы слушайте её внимательно, потому что в конце её рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников, а они будут на них отвечать.
- Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату.
Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.
- Название рассказа совпадает с названием раздела.
- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)
В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Б.В. Шергина; учить размышлять над смыслом произведения, понимать значение пословиц; воспитывать положительные качества личности; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание темы; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Б.В. Шергина; текст пословицы (на доске или в рабочих тетрадях); магнитная азбука , портрет и выставка книг Е.А. Пермяка; текст стихотворения для речевой разминки (в рабочих тетрадях или распечатанный на листочках).
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Проверим, как вы это сделали. (Дети читают сказку по ролям.)
III. Актуализация знаний
Речевая разминка
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
— Прочитайте пословицу орфографически (с ускорением, с замедлением, с грустью, выразительно).
IV. Самоопределение к деятельности
— Что это за предложение? (Это пословица.)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы, этого названия?
(Выслушиваются высказывания учеников.)
V. Работа по теме урока
1. Введение в тему урока
— Расшифруйте полное имя писателя, чье произведение мы будем сейчас читать.
(Учитель может использовать магнитную азбуку.)
(Борис Викторович Шергин.)
— Расскажите, как вы решили эту задачку. (Если исключить буквы латинского алфавита, то можно прочитать имя, отчество и фамилию автора.)
— Откройте с. 28 учебника и прочитайте вступительную статью. (Дети читают текст.)
— Как многие писатели показывали красоту нашей Родины в своих произведениях? (Они писали о талантливых мастеровитых людях.)
— О ком говорится в рассказах Бориса Викторовича Шергина? (Это корабелы-строители, рыбаки, резчики по дереву, живописцы, сказители. )
— Это люди разных профессий. А что их объединяет? (Они любят своё дело и работают вдохновенно, как настоящие художники.)
2. Знакомство с автором произведения
(Рассказ учителя об авторе.)
Материал для учителя
Борис Викторович Шергин — русский писатель. Б.В. Шергин родился 16 июля 1893 года в Архангельске. Его отец был потомственным мореходом и корабельным мастером, а мать — старообрядкой. Любовь к литературе и фольклору Борису Викторовичу привила именно мать. Уже в раннем возрасте, учась в школе, Шергин записывал народные сказки, былины и песни.
Писатель окончил Архангельскую мужскую гимназию, затем поступил в Строгановское художественное училище, где приобрёл специальность графика и иконописца.
В 1973 году писателя не стало.
3. Чтение произведения
— Прочитайте название рассказа.
— Рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 29. Можете ли вы предположить, о чём этот рассказ? (Высказывания детей.)
— Давайте прочитаем и узнаем, правы ли вы были.
(Текст читает учитель.)
— Какие впечатления и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? (Ответы учащихся.)
4. Словарная работа
— Вспомните, какое значение имеют в тексте следующие слова и выражения.
(Слова записаны на доске.)
Дряблые доски — повреждённые, старые доски.
Посадить новые доски между старыми — постелить, вогнать плотно новые доски между старыми.
Пригонка — это доведение элементов конструкций до нужных размеров на месте. Пригонка, выполненная качественно, держит лучше гвоздей.
Кровля крыльца — крыша крыльца.
Крыша на крылечке была, как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла — крыша была некрасивая, из-за неё не было ничего видно.
На место нижней худенькой ступеньки он кладёт добрую — плотник делает новую ступеньку.
Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато — крылечко стало новое, красивое.
5. Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте предложения, в которых описывается, как работает плотник. (Учащиеся находят и читают нужные предложения.)
— Откройте учебники на с. 30.
— Прочитайте предложения из рассказа. О каких качествах плотника они говорят? (Трудолюбие, мастеровитость, сила, терпение, внимательность, усидчивость, аккуратность, ловкость, художественный вкус.)
6. Беседа с учащимися
— Как вы считаете, кто прав: Сергей или Маша?
7. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы о труде. Объясните их значение.
(Высказывания детей после обсуждения в парах.)
• Глаза страшатся, а руки делают. (Эту пословицу произносят, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца. Нам кажется, что работы очень много, но руки начинают её выполнять и дело будет непременно завершено.)
• Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. (Только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.)
• Дело мастера боится. (Умелый человек успешно выполняет своюра- боту: качественно и за короткое время.)
• Мастера по работе видно. (О мастере судят по тому, как он выполняет свою работу.)
• Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. (Каждый должен заниматься своим делом, выполнять работу хорошо.)
— Найдите слова, передающие особенности северной речи. (Рублено, тёсано соразмерно, сдумал, молодцевато, щеголевато, нехитро, снасть, красовито.)
(Учащиеся выполняют команды по тексту.)
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
VII. Работа по теме урока
1. Прогнозирование содержания текста
— Прочитайте на с. 31 название произведения, которое мы будем читать.
— Как вы его понимаете?
— Как вы думаете, о чём можно рассказать в произведении с таким названием? (Предположения учащихся.)
— Кто является автором этого произведения?
2. Знакомство с автором произведения
Материал для учителя
Евгений Андреевич Пермяк — русский писатель, сказочник. Е.А. Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочёл псевдоним Пермяк.
Отец, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда Евгению исполнилось три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в городе Воткинске, в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Там Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придётся овладеть ещё одним очень важным ремеслом — писательским.
Умер писатель 17 августа 1982 года.
(Подробнее см.: Школьный словарик, с. 60.)
3. Чтение сказки
(Текст читает учитель и хорошо читающие ученики.)
4. Словарная работа
— Найдите и прочитайте значение этих слов в словаре на с. 124.
(Слова записаны на доске.)
ДОмница — специальная печь для плавки руды.
Одёжа-обужа — одежда и обувь.
Набольший (сын) — старший сын.
Промышлять — заниматься каким-нибудь промыслом, ремеслом.
Срубил по избе — построил (каждому) избу (дом).
Навечно прощаться — уходить в мир иной, пришло время умирать.
5. Работа по вопросам и заданиям учебника
— Что умели делать Маркел и его жена? (Маркел пашню пахал, железо ковал, домницы ставил, руду в них плавил, рыбу ловил, на охоту ходил. Его жена лён пряла, холсты ткала, кожи квасила, мяла, одёжу-обужу шила, жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.)
— Какой наказ дал своим детям отец? (Дети читают последний абзац на с. 32.)
— Как они его выполнили? (Каждый занимался тем делом, в котором он был силён. Все дети жили сообща и друг другу помогали. Так появились на земле мастера и мастерицы, зародились ремёсла. Лучше люди зажили.)
6. Работа в группе
— Ребята, найдите задание для работы в группе на с. 34. Выполните его.
( Дети читают и выполняют задание.)
— Что нового вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас сегодня получилось?
IX. Подведение итогов урока
— Ребята, давайте попробуем вместе составить синквейн о плотнике. Эта игра помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.
Синквейн — стихотворение из пяти нерифмованных строк. Эта стихотворная форма возникла сто лет назад под влиянием японской поэзии.
Памятка. Как написать синквейн
1- ястрока. Тема — название объекта/предмета (одно существительное).
2- я строка. Описание признаков объекта/предмета (два прилагательных).
3- я строка. Описание действий объекта/предмета (три глагола).
4- я строка. Отношение автора к объекту/предмету (фраза из четырёх слов).
5- я строка. Итог — суть объекта/предмета (слово-синоним к теме).
Синквейн, составленный учащимися, может выглядеть следующим образом.
Обновляет, обтёсывает, подгоняет.
Что задумал, сделает топором.
Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна.
— Гляди, Ваня, — говорила бабушка, — плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей — ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.
Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.
Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.
Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий.
Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.
Как вы понимаете пословицы?
Плотник без топора, как изба без угла.
Плотника - топор одевает, топор обувает, да он же и кормит.
Собери пословицу.
топор греет.
шуба ни к чему
_______________________________________________________
Рработа с незнакомыми словами.
Дряблые-изношенные
Просветы-промежутки
Пригонка-доведение элементов конструкции до нужных размеров.
Оценить 2371 0
Урок внеклассного чтения во 2 классе
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе.
Цель: учить детей слушать и читать внимательно, вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством великого северного писателя Бориса Викторовича Шергина.
2. Тренировать учащихся во вдумчивом, внимательном прослушивании и чтении рассказа.
3. Коррегировать и развивать аналитико- синтетическую деятельность и долговременную память при работе с пословицами.
4. Воспитывать трудолюбие, старательность, любовь к своим бабушкам.
Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок чтения. Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.
Подготовка к усвоению нового материала.
Проведём речевую разминку. Поможет нам Егорка. Я слышу стих, вы делаете вот так (показываю)
- Чики- чики- чики- чок.
Пусть попляшет язычок.
Вышла цапля на крыльцо.
Цапля встретила ежа.
Ты пляши, мой язычок.
У Егорки хороши скороговорки!
А одна-то перед нами
Произнесём кА вместе с вами.
Дети ягодки искали.
Вместе все их собирали.
Раз, два, три, четыре, пять
Кузовок полный опять!
Ещё быстрее язычок!
Отдохни мой язычок!
Новый материал.
Рассказ о Б.В. Шергине.
Автор рассказа- Борис Викторович Шергин- удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на тему русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. Вы убедитесь в этом сами, проситав рассказы Бориса Шергина.
Борис Шергин (правильное ударение в его фамилии- на первом слоге) родился в Архангельске 16 (28) июля 1893 года.
Отец Шергина был потомственным мореходом и корабельным мастером, а мама- коренной архангелогородкой и старообрядкой.
Шергин с детства хорощо знал быт и культуру Поморья. Он любил слушать увлекательные рассказы друзей отца- именитых корабельных плотников, капитанов, лоцманов и зверобоев. С песнями и сказками его познакомила заостровская крестьянка Н.П. Бугаева- друг семьи и домоправительница Шергиных. Борис так же срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь.
Ещё учась в школе, Шергин стал собирать и записывать северные народные сказки, былины и песни. Учился он в Архангельской мужской губернской гимназии, позже- в 1917 году окончил Строгановское центральное художественно- промышленное училище, в котором приобрёл специальность графика и иконописца.
В 1919 году, когда русский Север был оккупирован американцами, Шергин мобилизованный на принудительные работы, попал под вагонетку, и потерял ногу и пальцы левой ноги.
В 1922 году Шергин переехал в Москву, где жил бедно. В подвале в Сверчковом переулке он писал сказки, легенды, поучительные истории о своём русском Севере. Он так же работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера, исполнял сказки и былины перед разнообразной, в основном детской аудиторией. С 1934 года он целиком посвятил себя профессиональной литературной работе.
При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал литературоведческие и искусствоведческие статьи, иногда- литературные произведения.
С годами зрение Бориса Викторовича становилось всё хуже и хуже, а к старости он ослеп совсем.
Умер Шергин 30 октября 1973 года в Москве, и был похоронен на Кузьминском кладбище.
Словарная работа: кузовок, красивито, паркетчик, незалёжливый, академия, вылощил.
Первичное чтение. (Читаю сама, учащиеся следят)
Обмен впечатлениями. Анализ произведения.
Прав ли он оказался?
- Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь.
- Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?
4. Физкульминутка.
5. Первичное закрепление.
Выборочное чтение с ответами на вопросы.
- Перечитай отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.
- Какой она вам представляется? (Доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить и рассмешить, знала много ремёсел).
- Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?
6. Контроль и проверка усвоенных знаний.
Что посеешь…… (то и пожнёшь)
Без труда не выловить….. (и рыбку из пруда)
Сделал дело……………. (гуляй смело)
С кем поведёшься, от того…… (и наберёшься)
Как аукнется, так и …..(откликнется)
За двумя зайцами погонишься…..( ни одного не поймаешь)
Что написано пером…..(не вырубишь топором)
Любишь кататься, люби и….( саночки возить)
7. Итог урока.
- С произведением какого великого северного писателя мы сегодня познакомились?
Читайте также: