Б в шергин плотник думает топором конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников.

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya.docx 32.13 КБ
prezentatsiya_k_uroku.pptx 2.53 МБ
test_k_uroku.docx 12.65 КБ
tema_uroka_na_dosku.docx 703.15 КБ
yagody.docx 55.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ст.Кущёвская Краснодарского края

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литературное чтение

Автор- составитель: Жукова Елена Константиновна

Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.

Диагностический и оценочный инструментарий

I. Мотивация к учебной деятельности

Настроить учащихся на рабочий лад, определить понятия чему ребёнок хочет научиться, что он может и зачем ему это нужно.

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок.

- Читать. Изучаем виды фольклора, узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.

- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок, … .

Дети настроены на урок. Понимают, каких целей они должны достигнуть.

II. Актуализация знаний и постановка темы урока

Проверить восприятие изученного ранее материала.

Подкорректировать выразительное чтение детей.

- С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке?

- Что было задано на дом?

Проверка домашнего задания.

- Как вы думаете, почему случилась такая ситуация с Ирочкой и попугаем?

Дети читают по ролям.

- Ирочка чаще говорила грубые слова, чем добрые.

Познакомиться с названием раздела.

Определить тему урока и поставить задачи.

Познакомиться с биографией писателя Б.В.Шергина.

- Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название
раздела.

- Что необычного в названии этого раздела? Что это?

- Какой смысл заключён в ней?

- Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить?

Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.

-Какое сходство вы заметили?

- Кто автор этого произведения?

- Назовите тему урока.

- Какие задачи стоят перед нами?

- Слово об авторе нам расскажет Лях Владислава. А вы слушайте её внимательно, потому что в конце её рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников, а они будут на них отвечать.

- Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату.

Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.

- Название рассказа совпадает с названием раздела.

- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Б.В. Шергина; учить размышлять над смыслом произведения, понимать значе­ние пословиц; воспитывать положительные качества личности; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание темы; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет Б.В. Шергина; текст пословицы (на доске или в рабочих тетрадях); магнитная азбука , портрет и выставка книг Е.А. Пермяка; текст стихотворения для речевой разминки (в рабочих тетрадях или распечатанный на листочках).

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Проверим, как вы это сделали. (Дети читают сказку по ролям.)

III. Актуализация знаний

Речевая разминка

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

— Прочитайте пословицу орфографически (с ускорением, с замедлением, с грустью, выразительно).

IV. Самоопределение к деятельности

— Что это за предложение? (Это пословица.)

— Как вы понимаете смысл этой пословицы, этого названия?

(Выслушиваются высказывания учеников.)

V. Работа по теме урока

1. Введение в тему урока

— Расшифруйте полное имя писателя, чье произведение мы будем сейчас читать.

(Учитель может использовать магнитную азбуку.)

(Борис Викторович Шергин.)

— Расскажите, как вы решили эту задачку. (Если исключить буквы латинского алфавита, то можно прочитать имя, от­чество и фамилию автора.)

— Откройте с. 28 учебника и прочитайте вступительную ста­тью. (Дети читают текст.)

— Как многие писатели показывали красоту нашей Родины в своих произведениях? (Они писали о талантливых масте­ровитых людях.)

— О ком говорится в рассказах Бориса Викторовича Шергина? (Это корабелы-строители, рыбаки, резчики по дереву, живописцы, сказители. )

— Это люди разных профессий. А что их объединяет? (Они любят своё дело и работают вдохновенно, как настоящие ху­дожники.)

2. Знакомство с автором произведения

(Рассказ учителя об авторе.)

Материал для учителя

Борис Викторович Шергин — русский писатель. Б.В. Шергин родился 16 июля 1893 года в Архангельске. Его отец был потомственным море­ходом и корабельным мастером, а мать — старообрядкой. Любовь к ли­тературе и фольклору Борису Викторовичу привила именно мать. Уже в раннем возрасте, учась в школе, Шергин записывал народные сказки, былины и песни.

Писатель окончил Архангельскую мужскую гимназию, затем посту­пил в Строгановское художественное училище, где приобрёл специаль­ность графика и иконописца.

В 1973 году писателя не стало.

3. Чтение произведения

— Прочитайте название рассказа.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 29. Можете ли вы предположить, о чём этот рассказ? (Высказывания детей.)

— Давайте прочитаем и узнаем, правы ли вы были.

(Текст читает учитель.)

— Какие впечатления и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? (Ответы учащихся.)

4. Словарная работа

— Вспомните, какое значение имеют в тексте следующие сло­ва и выражения.

(Слова записаны на доске.)

Дряблые доски — повреждённые, старые доски.

Посадить новые доски между старыми — постелить, вогнать плотно новые доски между старыми.

Пригонка — это доведение элементов конструкций до нужных разме­ров на месте. Пригонка, выполненная качественно, держит лучше гвоздей.

Кровля крыльца — крыша крыльца.

Крыша на крылечке была, как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла — крыша была некрасивая, из-за неё не было ничего видно.

На место нижней худенькой ступеньки он кладёт добрую — плотник делает новую ступеньку.

Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато — крылечко стало новое, красивое.

5. Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте предложения, в которых описыва­ется, как работает плотник. (Учащиеся находят и читают нужные предложения.)

— Откройте учебники на с. 30.

— Прочитайте предложения из рассказа. О каких качествах плотника они говорят? (Трудолюбие, мастеровитость, сила, терпение, внимательность, усидчивость, аккуратность, лов­кость, художественный вкус.)

6. Беседа с учащимися

— Как вы считаете, кто прав: Сергей или Маша?

7. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы о труде. Объясните их значение.

(Высказывания детей после обсуждения в парах.)

• Глаза страшатся, а руки делают. (Эту пословицу произносят, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца. Нам кажется, что работы очень много, но руки начинают её выполнять и дело будет непременно завершено.)

• Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. (Только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.)

• Дело мастера боится. (Умелый человек успешно выполняет своюра- боту: качественно и за короткое время.)

• Мастера по работе видно. (О мастере судят по тому, как он вы­полняет свою работу.)

• Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. (Каждый должен заниматься своим делом, выполнять работу хорошо.)

— Найдите слова, передающие особенности северной речи. (Рублено, тёсано соразмерно, сдумал, молодцевато, щеголе­вато, нехитро, снасть, красовито.)

(Учащиеся выполняют команды по тексту.)

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VII. Работа по теме урока

1. Прогнозирование содержания текста

— Прочитайте на с. 31 название произведения, которое мы будем читать.

— Как вы его понимаете?

— Как вы думаете, о чём можно рассказать в произведении с таким названием? (Предположения учащихся.)

— Кто является автором этого произведения?

2. Знакомство с автором произведения

Материал для учителя

Евгений Андреевич Пермяк — русский писатель, сказочник. Е.А. Пер­мяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочёл псевдоним Пермяк.

Отец, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда Евгению исполнилось три года. Матери было нелегко одной воспиты­вать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в городе Воткинске, в обществе бабушки, деда и тётки, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Там Женя учился в церковно­приходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образователь­ными дисциплинами велось и производственное обучение. Он освоил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придётся овладеть ещё одним очень важным ремеслом — писательским.

Умер писатель 17 августа 1982 года.

(Подробнее см.: Школьный словарик, с. 60.)

3. Чтение сказки

(Текст читает учитель и хорошо читающие ученики.)

4. Словарная работа

— Найдите и прочитайте значение этих слов в словаре на с. 124.

(Слова записаны на доске.)

ДОмница специальная печь для плавки руды.

Одёжа-обужа одежда и обувь.

Набольший (сын) старший сын.

Промышлять заниматься каким-нибудь промыслом, ремеслом.

Срубил по избе построил (каждому) избу (дом).

Навечно прощаться — уходить в мир иной, пришло время умирать.

5. Работа по вопросам и заданиям учебника

— Что умели делать Маркел и его жена? (Маркел пашню пахал, железо ковал, домницы ставил, руду в них плавил, рыбу ло­вил, на охоту ходил. Его жена лён пряла, холсты ткала, кожи квасила, мяла, одёжу-обужу шила, жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.)

— Какой наказ дал своим детям отец? (Дети читают послед­ний абзац на с. 32.)

— Как они его выполнили? (Каждый занимался тем делом, в котором он был силён. Все дети жили сообща и друг другу помогали. Так появились на земле мастера и мастерицы, за­родились ремёсла. Лучше люди зажили.)

6. Работа в группе

— Ребята, найдите задание для работы в группе на с. 34. Вы­полните его.

( Дети читают и выполняют задание.)

— Что нового вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас сегодня получилось?

IX. Подведение итогов урока

— Ребята, давайте попробуем вместе составить синквейн о плотнике. Эта игра помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал.

Синквейн — стихотворение из пяти нерифмованных строк. Эта сти­хотворная форма возникла сто лет назад под влиянием японской поэзии.

Памятка. Как написать синквейн

1- ястрока. Тема — название объекта/предмета (одно существительное).

2- я строка. Описание признаков объекта/предмета (два прилага­тельных).

3- я строка. Описание действий объекта/предмета (три глагола).

4- я строка. Отношение автора к объекту/предмету (фраза из четырёх слов).

5- я строка. Итог — суть объекта/предмета (слово-синоним к теме).

Синквейн, составленный учащимися, может выглядеть следую­щим образом.

Обновляет, обтёсывает, подгоняет.

Что задумал, сделает топором.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна.

— Гляди, Ваня, — говорила бабушка, — плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей — ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.

Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

Как вы понимаете пословицы?

Плотник без топора, как изба без угла.

Плотника - топор одевает, топор обувает, да он же и кормит.

Собери пословицу.

топор греет.

шуба ни к чему

_______________________________________________________

Рработа с незнакомыми словами.

Дряблые-изношенные

Просветы-промежутки

Пригонка-доведение элементов конструкции до нужных размеров.


Оценить 2371 0

Урок внеклассного чтения во 2 классе

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе.

Цель: учить детей слушать и читать внимательно, вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством великого северного писателя Бориса Викторовича Шергина.

2. Тренировать учащихся во вдумчивом, внимательном прослушивании и чтении рассказа.

3. Коррегировать и развивать аналитико- синтетическую деятельность и долговременную память при работе с пословицами.

4. Воспитывать трудолюбие, старательность, любовь к своим бабушкам.

Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок чтения. Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

Подготовка к усвоению нового материала.

Проведём речевую разминку. Поможет нам Егорка. Я слышу стих, вы делаете вот так (показываю)

- Чики- чики- чики- чок.

Пусть попляшет язычок.

Вышла цапля на крыльцо.

Цапля встретила ежа.

Ты пляши, мой язычок.

У Егорки хороши скороговорки!

А одна-то перед нами

Произнесём кА вместе с вами.

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз, два, три, четыре, пять

Кузовок полный опять!

Ещё быстрее язычок!

Отдохни мой язычок!

Новый материал.

Рассказ о Б.В. Шергине.

Автор рассказа- Борис Викторович Шергин- удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на тему русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. Вы убедитесь в этом сами, проситав рассказы Бориса Шергина.

Борис Шергин (правильное ударение в его фамилии- на первом слоге) родился в Архангельске 16 (28) июля 1893 года.

Отец Шергина был потомственным мореходом и корабельным мастером, а мама- коренной архангелогородкой и старообрядкой.

Шергин с детства хорощо знал быт и культуру Поморья. Он любил слушать увлекательные рассказы друзей отца- именитых корабельных плотников, капитанов, лоцманов и зверобоев. С песнями и сказками его познакомила заостровская крестьянка Н.П. Бугаева- друг семьи и домоправительница Шергиных. Борис так же срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь.

Ещё учась в школе, Шергин стал собирать и записывать северные народные сказки, былины и песни. Учился он в Архангельской мужской губернской гимназии, позже- в 1917 году окончил Строгановское центральное художественно- промышленное училище, в котором приобрёл специальность графика и иконописца.

В 1919 году, когда русский Север был оккупирован американцами, Шергин мобилизованный на принудительные работы, попал под вагонетку, и потерял ногу и пальцы левой ноги.

В 1922 году Шергин переехал в Москву, где жил бедно. В подвале в Сверчковом переулке он писал сказки, легенды, поучительные истории о своём русском Севере. Он так же работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера, исполнял сказки и былины перед разнообразной, в основном детской аудиторией. С 1934 года он целиком посвятил себя профессиональной литературной работе.

При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал литературоведческие и искусствоведческие статьи, иногда- литературные произведения.

С годами зрение Бориса Викторовича становилось всё хуже и хуже, а к старости он ослеп совсем.

Умер Шергин 30 октября 1973 года в Москве, и был похоронен на Кузьминском кладбище.

Словарная работа: кузовок, красивито, паркетчик, незалёжливый, академия, вылощил.

Первичное чтение. (Читаю сама, учащиеся следят)

Обмен впечатлениями. Анализ произведения.

Прав ли он оказался?

- Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь.

- Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?

4. Физкульминутка.

5. Первичное закрепление.

Выборочное чтение с ответами на вопросы.

- Перечитай отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

- Какой она вам представляется? (Доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить и рассмешить, знала много ремёсел).

- Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

6. Контроль и проверка усвоенных знаний.

Что посеешь…… (то и пожнёшь)

Без труда не выловить….. (и рыбку из пруда)

Сделал дело……………. (гуляй смело)

С кем поведёшься, от того…… (и наберёшься)

Как аукнется, так и …..(откликнется)

За двумя зайцами погонишься…..( ни одного не поймаешь)

Что написано пером…..(не вырубишь топором)

Любишь кататься, люби и….( саночки возить)

7. Итог урока.

- С произведением какого великого северного писателя мы сегодня познакомились?

Читайте также: