Конспект день и ночь сутки прочь

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по ознакомлению с природой

Задачи : Уточнить знания детей о временах года. Закрепить умение детей определять время по часам. Развивать познавательные способности детей, через осмысливание содержания художественного слова (пословиц и поговорок) . Приучать детей к самостоятельности суждений. Воспитание чуткости к художественному слову.

Раздаточный материал: рабочие тетради и ручка по количеству детей.

Дети заходят в группу и по просьбе воспитателя и встают полукругом.

А четвертый плачет.

Воспитатель. Совершенно верно, это времена года. А как вы догадались? Да, их четыре. А какое время года Седое? Молодое? Скачет? Плачет? (Дети отвечают и воспитатель, добивается, чтобы они отвечали полными предложениями.)

Воспитатель объясняет правила игры.

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Воспитатель. Как вы считаете кто это? Верно, это месяцы. Какие месяцы вы знаете? К какому времени года они относятся? По сколько месяцев в каждом времени года? (Ответы детей.) А такую загадку отгадаете?

А в конце моста

Воспитатель. Совершенно верно, это неделя.

Давайте вспомним названия остальных дней недели. (Ответы детей.) Умницы, все знаете. Часовичок очень рад. Он хочет еще в одну игру с вами поиграть и приготовил загадку. Подумайте, что это за такое :

Два братца ходят день и ночь,

А все не сходят с места прочь.

В одной избе вдвоем живут,

Захочешь – время назовут.

Воспитатель. Это стрелки часов. (Вешает на доску изображение часов.) Посмотрите, это часы. Сколько стрелок у этих часов? - Две.

Одна стрелка, длинная. Показывает минуты, а короткая - часы. Если длинная и короткая стрелки стоят на цифре двенадцать, значит, ровно двенадцать часов. Если короткая стрелка стоит на цифре один, а длинная на цифре двенадцать - значит один час ровно. Вспомнили? Хорошо.

Посмотрите, у вас на столах лежат часы, которые показывают разное время. Найдите часы, которые показывают восемь часов, девять, десять, двенадцать, два, четыре часа. (Ответы детей.) Так, молодцы. Не устали? Интересно, что будет дальше?

Воспитатель. А теперь я буду вам рассказывать про Машеньку, а вы будете показывать те или иные часы.

• В восемь часов утра встала Машенька, оделась, позавтракала, а в девять часов в сад побежала. В десять часов она с мамой пошла в магазин, а в двенадцать часов вернулась домой.

(Во время рассказа контролирует, правильно ли дети выбирают часы.)

(Дети должны назвать и показать на часах.)

Воспитатель. Что это? День или ночь? Утро или вечер? (Ответы детей.)

Гимнастика для глаз

1. Исходная позиция - сидя, отклонившись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Исходная позиция - сидя, отклонившись на спинку стула. Двигать глазами вверх к цифре двенадцать – вниз к цифре шесть, влево к цифре девять – вправо к цифре три. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Повторить 4-5 раз.

3. Исходная позиция - сидя, отклонившись на спинку стула. Обводить циферблат глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Повторить 4-5 раз.

4. Исходная позиция - сидя, отклонившись на спинку стула.

Двигать глазами вправо к цифре три – вверх к цифре двенадцать;

влево к цифре девять - вверх к цифре двенадцать;

вправо к цифре три – вниз к цифре шесть;

влево к цифре девять – вниз к цифре шесть.

Повторить 3-4 раза.

5. Исходная позиция - сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Работа в тетрадях.

Воспитатель. А сейчас, ребята, откройте свои тетради. У вас там нарисованы часы. Я вам буду называть время, а вы должны будете правильно нарисовать стрелки. Готовы?

• На первых часах – один час;

• на вторых часах – три часа;

• на третьих – шесть часов;

• на четвертых – восемь часов;

• на шестых – десять часов.

Теперь отложите в сторону карандаши, закройте тетради.

Чтение пословиц и поговорок.

Воспитатель. Послушайте пословицы и поговорки про время и подумайте, почему так говорят.

Век долог, да час короток.

Время денег дороже.

Вчерашнего дня не воротишь.

День да ночь – сутки прочь.

За делами дня не видно.

Утро вечера мудренее.

Летний день за зимнюю неделю.

Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях Солнца и жизнью на планете Земля. Закреплять умение детей ориентироваться во времени, правиль­но использовать названия частей суток, соотносить их со своим режимом дня.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_aleksandrova_o.n.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

непосредственно – образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей подготовительной к школе группы

- формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях Солнца и жизнью на планете Земля.

Закреплять умение детей ориентироваться во времени, правильно использовать названия частей суток, соотносить их со своим режимом дня.

- способствовать развитию познавательных интересов у детей, умению самостоятельно устанавливать причинно следственные связи.

- обогощать и активизировать словарный запас;

- развивать желание участвовать в коллективной беседе.

Воспитатель рассказывает детям:

- Помните, ребята, в одной сказке Корнея Чуковского "зубастый крокодил солнце в небе проглотил".

- Верно, есть у Чуковского такая сказка.

- Так вот, как-то рассказываю и показываю я эту сказку пятилетней малышке, а малышка, представьте мне в ответ: "Так всегда бывает: стемнело - значит, крокодил солнце - ам! - и проглотил; утром брызнул свет в оконце, - значит, выплюнул он солнце. "

- А как думаете вы, ребята?

- Как же объяснить крошке, что крокодил тут не причем?

Ответы детей, их предположения.

На столе дети видят яркую коробку, посылку от Незнайки. Незнайка сообщает, что он полетел на Луну и детям прислал в подарок фотографии из космоса. Дети рассматривают содержимое посылки.

- Очень хорошо, кстати, такой подарок поможет нам разобраться в нашем вопросе.

1. О звездах и созвездиях.

Дети рассматривают фотографии звездного неба, звезды и отмечают, что звезды расположены группами — созвездиями.

- Ребята, а что такое звезда?

- Любая звезда — это огромное солнце, которое ярко светит. Просто все звезды, кроме нашего Солнца, находятся очень-очень далеко от Земли, и до нас доходит только их слабый свет. Все звезды перемещаются по небу, кроме одной, которая называется Полярной. Эта звезда указывает, где находится север. Ориентируясь на нее, моряки и другие путешественники могут находить ночью дорогу.

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о Солнце? ( Это огромная и раскаленная звезда, излучающая тепло и свет, на Солнце нет жизни, но оно дает всем на планете Земля жизнь.)

Воспитатель: Какое значение имеет солнце в жизни людей? (После каждого ответа ставить на доску соответствующую картинку.)

- Если светит Солнце - то трава - зеленеет, растет;

- Если греет солнце, то на деревьях набухают (почки), зеленеют (листочки);

- Солнце припекает снег (тает), появляются (проталины);

- Когда солнышко ярко светит, птицы (весело щебечут);

- Если Солнце пригревает, то цветы (расцветают);

- Весной Солнце появляется и насекомые (просыпаются);

- Солнце — это огромная, горячая, яркая звезда, которая дает нам свет и тепло.

Игра. Все дети - лучи. Один - солнышко. Солнышко на ушко шепчет какому-нибудь лучику, что ему надо сделать. Луч изображает это действие жестами и мимикой. Остальные угадывают, что делает тот или иной лучик.(Дети показывают, например, лебедя, жирафа, льва. )

- Похожа ли чем-нибудь Луна на Солнце? (Как и Солнце, она круглая, желтая ?.) Показ фотографии Луны и Солнца. Дети делают вывод: Солнце светит, а Луна нет.

- Мы видим Луну в небе, потому что она отражает солнечный свет. Это самый большой солнечный зайчик.

- Однако, говорят, бывает солнечный и лунный свет. Какой из них помогает нам видеть днем, а какой — ночью? Что сильнее светит и лучше освещает все вокруг: Луна или Солнце? Когда мы лучше видим окружающие нас предметы: днем или ночью?

Луна — это спутник нашей планеты Земля. Что такое спутник? Это то, что всегда рядом. Вот и Луна всегда рядом с Землей, и не просто рядом — она постоянно вращается вокруг своей оси и вокруг Земли по кругу. Земля, Луна и Солнце имеют ось вращения. (Показать примеры: волчок, колесо).

- А как вы думаете, ребята. Наша планета стоит на месте? (ответы детей).

Да, Земля все время находится в движении. Она вращается вокруг своей оси и вокруг солнца. Полный круг вокруг солнца она делает за 1 год (12 месяцев). Как раз таким образом и происходит смена времен года.

- Молодцы, все справились с заданием. А куда же исчезает Солнце ночью? И почему оно снова появляется каждое утро? Почему на Земле день сменяет ночь.

На столе устанавливается и включается настольная лампа — Солнце. Землю символизирует глобус. На той стороне глобуса, где находится наша страна, закрепляется кусочек белой клейкой бумаги.

- В том месте Земного шара, где прикреплена наклейка, находится наш детский сад.

- Наша планета постоянно вращается, вот, как она это делает.

Затем воспитатель размещает глобус возле включенной настольной лампы так, чтобы участок с белой наклейкой оказался на освещенной стороне, и спрашивает:

- Что сейчас должно быть в том месте, которое мы обозначили на глобусе, — день или ночь? Почему? (Там сейчас день, так как это место хорошо освещается Солнцем.)

- Ребята, время, за которое Земля сделала полный поворот, называется сутками. Сутки состоят из дня и ночи.

Игра "Танец на одной ножке" (дети кружатся на одной ноге). Вот и наша планета: без конца кружится перед Солнцем, словно бы на одной ножке, как вы - перед лампой; то на одной стороне Земли день, то на другой; то на одной стороне ночь, то на другой.

Воспитатель: Дети Солнце когда-нибудь отдыхает? ( Нет, оно всегда стоит на одном месте, а вот земля вертится.). Правильно, она подставляет Солнцу то один бок, то другой. Солнце может греть и освещать только одну сторону Земли, там светло значит там день (показ демонстрационного глобуса и настольной лампы).

Воспитатель: Какое время суток в этот момент на другой стороне оси Земли? (Темно – Ночь)

Воспитатель: Сколько дней и сколько ночей в сутках? (1 день и 1 ночь)

- Молодцы! Вы все справились с таким непростым заданием!

Правила - если я говорю правильно, то вы хлопаете ладошками, если неправильно - не хлопаете.

- Утром солнышко встает;

- По утрам нужно делать зарядку;

- Утром люди ужинают;

- День наступает всегда за утром;

- Днем в небе ярко светит луна;

- Днем люди обедают;

- Днем на улицах светят фонари;

- Заканчивается день и наступает утро;

- Вечером дети идут в детский сад;

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?

- Что нового узнали? Понравилось ли занятие?

- Для чего нам нужна ночь?

- Для чего нам нужен день?

Для чего нужна нам ночь?

Чтобы выспаться помочь,

Чтобы глазки не болели,

Чтобы сны они смотрели.

Чтобы шар луны ловили,

Чтобы со звездой светили,

Чтобы крылышки росли,

Чтобы мы летать могли.

Для чего нам нужен день?

Чтобы мы прогнали лень,

Чтобы бегали, играли,

Книжки добрые читали.

Чтобы свету улыбались,

Чтобы весело смеялись.

Чтобы мы любить учились

И как солнышки лучились.

(Лопатина,А., Скребцова, М.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь"

Конспект интегрированной образовательной деятельности для средней группы . Используемые виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-х.



Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре.

В конспекте рассказывается о частях суток, есть материал для развития мелкой моторики рук и рисования.


Тема: "День и ночь - сутки прочь"

Конспект занятия по природе.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнение представлений о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью.

Задачи: развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление; учить имитировать действия; обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия.

Материал- будильник, изображение петуха, круги черного, серого, голубого и фиолетового цветов одного размера, схематический будильник.

Раздаточный- круги черного, серого, голубого и фиолетового цветов одного размера.

1.Дети рассаживаются на ковре.

- Любите ли вы ходить в детский сад?

- Почему вам здесь нравиться?

Кто вас будит по утрам?

А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?

Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.

- Как вы думаете, почему часам дали такое название?

- Кто еще будит людей по утрам?

Воспитатель читает детям стихотворение:

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

-Есть ли у кого-нибудь дома петушок?

-Где живут петухи?

Воспитатель показывает детям изображение петуха и просит их изобразить, как петух кричит, важно ходит и хлопает крыльями.

2 Загадывание загадок- Послушайте внимательно загадки, попробуйте их угадать.

Петушок в саду поет,

солнце красное встает,

Все ребята просыпаются,

в детский садик собираются. (Утро)

Солнце в небе ярко светит

На прогулку вышли дети

Все играют и поют,

Очень весело живут! (День)

Солнышко лучистое село за дома,

Мы пришли из садика,

ужинать пора! (Вечер)

В небе звездочки горят,

малыши устали Мамы детям говорят,

чтоб они поспали (Ночь)

3. Беседа

Итак, вы проснулись утром. Что вы делаете потом?

Что вы можете надеть сами, а что вам помогает одеть мама?

После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.

Вспомните, светло или темно на улице в это время?

Сейчас весна, солнышко просыпается поздно, и поэтому вы идете в детский сад по улицам, освещенным фонарями.

Что вы делаете, придя в детский сад? Раздеваетесь, моете руки и садитесь за стол.

Как называется еда по утрам? (Завтрак.)

Если бы вам сказали, что дети завтракают, то вы смогли бы определить, утро, день или вечер на дворе?

Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку.

Почему прогулка так называется?

На улице уже совсем светло, даже если небо в тучах. Солнышко уже совсем проснулось. Наступил день.

Вы возвращаетесь с прогулки и снова садитесь за стол.

Что вы будете делать? (Кушать, есть.)

А как сказать, чтобы было понятно, что кушать вы будете именно днем, а не утром или вечером? (Вы будете обедать.)

После обеда – тихий час.

Почему он так называется?

Еще его можно назвать дневной сон.

Вы проснулись, пополдничали, немного поиграли, тут и родители за вами пришли.

Вы выходите на улицу и видите, что уже не так светло, как днем. Наступает… (Вечер.) Можно сказать: вечереет. Солнышко уходит спать.

Вы всей семьей садитесь кушать.

Как назвать еду вечером? (Ужин.)

Вот и все день окончен. Мама читает вам сказку перед сном, и вы ложитесь спать. Наступает … (ночь).

Что будет после ночи?

Что идет после утра (дня)?

Воспитатель показывает детям несколько кругов одинакового размера черного, серого, голубого и фиолетового цветов.

Как вы думаете, каким кружком мы можем обозначить ночь? (Черным.)

Раннее утро? (Серым.)

Середину дня? (Голубым.)

Дети садятся за стол. У каждого – набор кругов. Воспитатель начинает рассказ, по ходу которого дети должны поднимать тот или иной круг.

Саша проснулся и открыл глаза.

Дети могут поднять и серый круг (утро) и голубой (день.)

Маша с мамой идут по улице из сада.

Дети моют руки перед едой.

Сережа ложится спать.

На небе сияет солнце.

На улице идет дождь

Светит луна и звезды.

Брат с сестрой чистят зубы.

Каждое действие обсуждается. Например, щи едят во время обеда, а обед бывает днем.

Руки нужно мыть перед каждой едой, а едят люди и утром, и днем, и вечером.

Для закрепления данного материала можно изготовить волшебный будильник.

Он представляет из себя круг, разделенный на 4 части. Каждая часть своего цвета- черная, серая, голубая и фиолетовая. Посередине круга- стрелка. В течение дня дети самостоятельно передвигают стрелку и объясняют, почему они это сделали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитывать желание помогать друг другу.

2.Дамытушылық развивающая: Развивать у детей внимание, сообразительность и активность на занятиях

3.Оқыту- обучающая: Формировать временные понятия о частях суток в организации жизнедеятельности детей. Знакомить детей с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь);

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: игровая, здоровьесберегающая

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: кот Васька, сюжетные картинки с изображением частей суток

Билингвалдық компонент. Билингвальный компонент: утро – таң, день – күні, ночь - түн

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие в волшебную "Страну времени". Вы хотите там побывать?

Эта страна состоит из небольших островов, на котором живут части суток. Я думаю, что это путешествие будет интересным. Но на чем мы отправимся в путь? (На паровозике).

Дети садятся на паровозик и поют песенку.

Мы едем, едем, едем в далекие края узнаём чати суток.

2. Негізі бөлімі/основная часть

Сегодня мы друзья (приехали, выходим из паровозика) - Ребята, посмотрите, кажется мы приехали к небольшому островку.

Над рекой заря встает,

На дворе петух поет.

Когда это бывает? (ответы детей). Правильно утром. Ребята, посмотрите уже утро, солнышко встало, а кот Васька лентяй еще спит, ему давно надо идти в детский сад. Давайте его разбудим (дети будят). Ребята, скажите, а что надо сделать утром коту Ваське: почистить зубки, умыться, позавтракать и отправится в детский сад.

- Давайте ему поможем.

- А вы чистите зубки по утрам?

Молодцы ребята! Пошли дальше на остров. А на какой остров вы отгадайте сами.

Солнце в небе высоко

До заката далеко

Зерна в норку тащит мышь,

Учит азбуку малыш.

-Когда это бывает? Правильно днем.

Вот и наш кот Васька пришёл заниматься, и скоро будет обедать. А когда вы обедаете? (днем).

Ребята, а скажите, что делаете еще днем? (играем). Вот и кот Васька хочет поиграть.

физминутка "Тик-так"

Тик-так, Тик-так Часы стучат,

Шаг в перед, шаг назад

Шаг в перед, шаг назад.

Наше путешествие не заканчивается и нам надо двигаться в перед.

Посмотрите, вот наш третий остров.

Солнце красное зашло

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к нам идет,

Сказку он с собой ведет.

Этот остров под названием "вечер" и скажите, что мы делаем вечером? (ужинаем, немного играем, расстилаем постельку, одеваем пижаму, чистим зубки).

-Ребята, на каком острове вы побывали? (вечер). Правильно.

Но нам осталось побывать еще на одном волшебном острове. На каком? Послушайте внимательно.

В небе звёздочки горят

Птицы спят и рыбки спят,

Спят цветы в саду на грядках,

Ну, а мы в своих кроватках.

Скажите (тихим голосом) когда это бывает? (ночью).

Конечно, ночью все люди и животные спят и им снятся сны. А как вы спите? (дети спят). Да, правильно, вот и кот Васька уже спит и снится котенку сон.

Ребята, на каком острове вы побывали? Правильно, на острове под названием "ночь".

Молодцы, сегодня мы побывали в стране” частей суток", на острове "Утро", "День", "Вечер", "Ночь". Все вместе называем сутки - дети повторяют.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поехали, поем песенку.

Вот дети мы и вернулись в наш детский сад из путешествия в "Страну частей суток".

А давайте мы немножко поиграем в игру "Когда это бывает?". Слушайте внимательно, я буду показывать картинку с частями суток, а вы должны сказать, когда это бывает. Давайте попробуем.

1. Утро: На лугу цветы проснулись, мы в кроватках потянулись.

2. День: молоко лакает кот, нас на кухне ждет компот.

3. Вечер: стали птицы петь по тише, сели мы мультфильм смотреть.

4. Ночь: за стеной шуршат мышата, спят игрушки и ребята.

3. Қорытынды/итоговая часть

Ребята, сегодня мы побывали в волшебной стране частей суток. Мы побывали на острове утро, день, вечер, ночь. Хотели бы вы еще побывать там? (Да) Я думаю, что ваше желание сбудется и вы еще не раз побываете в этой замечательной стране.

Читайте также: