С чего начинается родина конспект урока по музыке 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цели: 1. Осмысление понятия Родина и причин любви человека к ней.

2.Формирование мотивации на получение новых знаний.

3. Отрабатывать умение анализировать лирический текст.

4. Формирование чувства любви и гордости за свою Родину.

- Как бы вы ответили? (ответы детей)

- Да, один скажет в Белгороде, другой в деревне, …, каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живет в Белгороде, в Москве, Омске, Красноярске и других городах говоря о своём месте жительства, начнут одинаково…. Я живу в России.

- Так звучит тема нашего урока, на котором пойдет речь о Родине.

- Давайте подумаем, чем будем заниматься на уроке и поставим для себя цели: (слайд №2)

Я хочу научиться …

На уроках мы попытаемся ответить на некоторые вопросы:

- Что человек считает Родиной?

- Почему она так дорога человеку?

- Почему человек не перестаёт любить Родину, даже если ему что-то не нравится?

- Почему человек готов отдать Родине самое дорогое, что у него есть – свою жизнь?

В этом нам разобраться помогут поэты и писатели, чьи произведения мы будем читать сегодня и на следующих уроках. (слайд №4)

3. Работа над новым материалом.

Рассказ о поэте:

- М. Л. Матусовский родился 23 июля 1915 года в городе Луганску (ранее Ворошиловград) Учился в средней школе. Окончил строительный техникум, работал на заводе. В это время начал писать стихи и печатать их в местных газетах и журналах. В 1933 году приехал в Москву учиться в Литературном институте. В 194 году вышли его первые книги. В годы ВОВ работал военным корреспондентом. (слайд №5)

Многие его стихи положены на музыку и исполнялись знаменитыми певцами и артистами театров и кино.

В годы войны Матусовский много стихов о войне, которые стали популярными песнями и полюбились миллионам людей.

Есть песня, которая полюбилась не только русским людям, а и жителям других стран. Эта песня переведена на 32 языка.

Детям Михаил Львович посвятил немало своих стихов, которые тоже были положены на музыку и исполнялись в кинофильмах и мультфильмах.

Работа с учебником.

Чтение первой части.

- Как вы понимаете последнее предложение?

Чтение второй части.

Чтение третьей части.

Словарная работа (слайд №14)

Будёновка – форменный головной убор военнослужащего Рабоче – Крестьянской Красной Армии. Носили с начала 1919 года до начала 1940 года. Заменили фуражками и пилотками.

С чего для вас начинается Родина? (Рассмотреть рисунки детей)

Работа над выразительным чтением. Чтение по группам (рядам)

Такие строки не могли, не понравится композиторам. Вениамин Баснер написал музыку и появилась песня.

Работа с пословицами.

- Тема Родины издавна волновала людей. Очень много пословиц и поговорок, связанных с этим словом.

Задание в парах: Составить пословицы и объяснить их смысл. (слайд № 17)

Родина – мать,что соловей без песни.

Человек без Родины,ни сил, ни жизни не жалей.

Где кто родился, умей за неё постоять.

Для Родины своей,будет Родина Крепка.

Если дружба велика,там и пригодился.

- Ответьте на мой вопрос. Почему Родина так дорога человеку? (ответы детей)

Д/з стр. 124 выр. читать. По желанию выучить наизусть.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Конспект урока

Урок в 4 классе по теме раздела "Россия - Родина моя!" посвящен музыкальным символам России, города Смоленска, школы. Основная педагогическая технология, используемая на уроке - это технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. На уроке используются следующие методы и приемы: эмоциональной драматургии, импровизации, музыкальной пластики, частично-поисковый, сравнения, анализа и обобщения, вокалотерапии, ритмотерапии, цветовосприятия; прием контраста.Конспект содержит цель, задачи урока: образовательные, развивающие, воспитательные. Раскрыты результаты урока: личностные, метапредметные, предметные. Предложен музыкальный репертуар.

учителя высшей квалификационной категории

Киргизовой Любови Васильевны

· формирование знаний о государственной символике России и патриотического отношения к государственным музыкальным символам, песням о родном крае;

· укрепление понимания взаимосвязи истории, музыки, литературы;

· развитие активного, осознанного, прочувственного музыкального восприятия и исполнения Гимна России и песен о родном крае;

· воспитание чувства сопричастности к судьбе своей страны, родного города.

· образовательные: расширить знания обучающихся о государственных символах России с помощью музыки; познакомить с песнями смоленских композиторов о родном городе;

· развивающие: развивать находить интонации для характеристики Гимна России и песен о родном городе;

· воспитательные: прививать гражданские чувства, патриотизм.

Планируемые результаты:

· Личностные: участвовать в коллективно-творческой деятельности, реализовывать собственные творческие замыслы в хоровом пении; эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; воспринимать учебный материал со слов учителя.

· Метапредметные универсальные учебные действия:

o познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; делать выводы, строить суждения;

o регулятивные: ставить совместно с учителем конкретную учебную задачу; самостоятельно формулировать тему и цель урока; строить речевые высказывания о музыке в устной форме; формулировать собственное мнение и позицию;

o коммуникативные: стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач; быть терпимыми к мнениям других, учитывать их в совместной работе.

Основная педагогическая технология : развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Используемые методы и приемы:

· методы : эмоциональной драматургии, импровизации, музыкальной пластики, частично-поисковый, сравнения, анализа и обобщения, вокалотерапии, ритмотерапии, цветовосприятия;

· прием контраста.

Межпредметные связи: музыка, история, изобразительное искусство, литература.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный репертуар:

Электронные ресурсы.

1. Долгополова Р.Г. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом. – Режим доступа: nsportal . ru / nachalnaya - shkola / okruzhayushchii - mir / (Дата обращения 20.11.2013).

3. Ой, да ты, Россия…(видеоролик). – Режим доступа: ya - umni 4 ka . ru (Дата обращения 20.11.2013).

Краткое описание структуры урока:

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Определение темы урока.

4. Повторение материала прошлого урока.

5. Открытие новых знаний.

6. Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

9. Домашнее задание.

1. Организационно-мотивационный момент.

2. Определение темы урока.

Просмотр видеофрагмента. В ролике использована

· Догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке?

Учитель. В Видеофрагменте прозвучало название нашей Родины. Произнесем его хором!

· Как вы понимаете тему урока?

· Что такое Родина?

Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом. [1]

Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…

О – Отечество, отец…

Д – дом, дети, дерево…

И – имя, искусство…

Н – небо, надежда …

- Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились, которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяют русский язык, общие традиции и праздники.

3. Целеполагание.

- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить с вами о символах нашей Родины – России, родного города Смоленска, в котором живем.

· Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний о музыкальных символах России, родного города, школы?

· Что же вы хотите сегодня узнать на уроке?

4. Повторение материала прошлого урока.

· Какие символы государства мы с вами знаем?

Учитель. Правильно, молодцы! Эти символы мы с вами знаем: изображения флага России и герба России очень часто используют в оформлении различных мероприятий, проходящих у нас в городе. Мы видим их по телевизору. Но сегодня мы поговорим о необыкновенных песнях, которые являются государственными музыкальными символами России, нашего города, нашей школы.

· Как называют песню, которая является государственным символом любой страны? (Ответы учеников.)

Да, вы дали правильный ответ. Важный символ государства - Гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять нацию. Каждая страна имеет свой гимн. Звучание этой песни строго регламентировано законом. Современный Гимн России объединяет всех людей нашей страны, всех, кто хочет ее процветания. Первое официальное исполнение Государственного Гимна России состоялось 30 декабря 2000 года. Авторы этого произведения – композитор Александр Васильевич Александров и Сергей Владимирович Михалков.

На экране - портреты А. Александрова и С. Михалкова.

Вы, конечно же, не раз слышали Гимн России – во время государственных праздников, в телевизионных передачах. Он звучит и на наших общешкольных мероприятиях. Прежде, чем мы прослушаем это музыкальное произведение еще раз, ответьте на вопросы…

· Какую окраску должна иметь музыка Государственного Гимна?

· Какие интонации она передает?

Молодцы! Вы хорошо помните то, о чем мы говорили во 2 классе, когда познакомились на уроке с Государственным Гимном России. Пр ослушаем Гимн РФ, как подобает гражданам России.

Слушание Гимна России (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова)

Обучающиеся стоя прослушивают Гимн России.

· Какие чувства вызвала в вас эта музыка? ( Ответы учеников.)

5. Открытие новых знаний.

· Узнали вы музыкальное произведение по его вступлению? (Ответы учеников.)

· Как называется это произведение, кто автор музыки? Ответы учеников.)

(муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)

· Какие разные чувства они выражают!

Практическая работа

Учитель предлагает детям нарисовать мелодические линии, звучащие в прослушанных произведениях; показать, как музыка движется, как меняется характер ее исполнения.

Ученики выполняют задание.

Работа с учебником.

Учитель. Предлагаю сравнить нотную запись тем двух песен.

· Найдем ли мы в них отличия?

Учитель. Важно знать историю государственной символики России. Наша большая страна состоит из разных областей, в которых много городов, сел, деревень.

· А у нашего города есть своя символика?

· Вы знакомы с ней?

Герб города с изображением птицы Феникс, сидящей на лафете пушки, мы часто встречаем и при оформлении зданий, и во время праздников, и в наших газетах.

На экране – изображение герба города-героя Смоленска.

· Известно ли вам о том, что существует песня, которая долгое время считается музыкальным символом нашего старинного, но вечно молодого города?

Эту песню называют гимном Смоленска. Ее написали композитор Иван Митрофанович Трушкин и поэт Алексей Михайлович Бодренков. Сегодня мы познакомимся с этой замечательной песней.

Звучит гимн Смоленска (муз. И. Трушкина, сл. А. Бодренкова).

6. Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.

· Вам понравилась песня?

· О чём эта песня?

· Какие строчки или, может быть, слова вы запомнили?

· Какие чувства вызывает песня?

Учитель. Разучить эту песню нам помогут карточки-картинки: с их помощью вы легко и быстро запомните слова.

На экране - слайды, на которых изображены картинки, соответствующие каждой фразе песни.

Ученики разучивают 1-й куплет и припев по картинкам в медленном темпе без музыкального сопровождения, с показом рукой движения мелодии.

- Мы познакомились с песнями, которые являются государственными музыкальными символами, а также с теми, в которых рассказывается о любви к родному краю, его истории. Но с понятием Родина, малая Родина нас связывает еще и чувство любви к родной школе. Она всегда юная, веселая, радостная - как вы, её ученики. И она, как особая страна, имеет свой герб – эмблему, над созданием которой трудились ученики и педагоги школы.

На экране - слайд с изображением эмблемы школы.

Предлагаю вспомнить еще одну песню, нам хорошо знакомую. Она родилась не случайно, а как плод коллективной творчества всего коллектива школы в честь ее 10-летнего юбилея.

Обучающиеся вместе с учителем исполняют гимн школы №35.

7. Итог урока.

· Какой теме сегодня был посвящён наш урок?

· Какие музыкальные произведения вы на уроке сегодня послушали и спели?

1. Музыкальный символ:

2. Автор музыки Гимна России:

А) А. Александров;

3. Музыку записывают с помощью:

4. Аккомпанемент – это:

А) музыкальное сопровождение;

Б) фамилия композитора;

В) название произведения.

5. Песня состоит из:

В) куплетов.

6. Гимн – это:

А) музыкальная эмблема государства;

Б) песня о Родине;

В) песня о дружбе.

7. Композитор сочиняет:

Само- и взаимопроверка тестов по ключу, анализирование трудностей.

8.Рефлексия деятельности на уроке.

· Понравился ли вам сегодняшний урок?

Заключительное слово учителя

- Дорогие друзья, спасибо всем за активную работу на уроке! Надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали, оставит в ваших сердцах и душах глубокий след и поможет осознать, как важно любить свою Родину, знать историю и культуру. Желаю вам новых открытий в прекрасном мире искусства! До новых встреч!

9. Домашнее задание.

Узнать у членов своей семьи:

· Какие песни о России они знают?

· Какие книги о Смоленском крае они посоветовали бы прочитать?

С чего начинается Родина

№ слайда 1

С чего начинается Родина

Родина 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь

№ слайда 2

Родина 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь.

Пословицы о Родине Человек безРодины, что соловей без песни.

№ слайда 3

Пословицы о Родине Человек безРодины, что соловей без песни.

На родной стороне и камешек знаком.

№ слайда 4

На родной стороне и камешек знаком.

Родная сторона мать, а чужая мачеха.

№ слайда 5

Родная сторона мать, а чужая мачеха.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

№ слайда 6

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.


№ слайда 7

КРОССВОРД

№ слайда 8


№ слайда 9

 Россия - Родина моя,Прекрасна ты и многолика.Твои поля, леса, лугаИ на речной р

№ слайда 10

Россия - Родина моя,Прекрасна ты и многолика.Твои поля, леса, лугаИ на речной равнине бликиЯ восхваляю!

 Узнают все из нас когда-то.Россия - родина моя.Детьми своими ты богата.Традиции

№ слайда 11

Узнают все из нас когда-то.Россия - родина моя.Детьми своими ты богата.Традиции, обряды предков.

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый ц

№ слайда 12

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство, белый - совершенство, чистота.

Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Кажд

№ слайда 13

Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку

№ слайда 14

Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,Русский, татарин, башкир и якут.Разных народов б

№ слайда 15

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,Русский, татарин, башкир и якут.Разных народов большая семья,И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом,Пусть будет уютно каждому в нем.Любые трудности мы осилим И только в единстве сила России

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,Русский, татарин, башкир и якут.Разных народов б

№ слайда 16

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,Русский, татарин, башкир и якут.Разных народов большая семья,И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом,Пусть будет уютно каждому в нем.Любые трудности мы осилим И только в единстве сила России

Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благород

№ слайда 17

Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в (синий) .

Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их

№ слайда 18

Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко-(красным).

Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щи

№ слайда 19

Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток.

У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким буде

№ слайда 20

У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, обл

№ слайда 21

Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите - не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

№ слайда 22

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


учитель начальных классов

МАОУ Ильинской СОШ

Цель: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника.

- способствовать формированию у детей нравственно-этических чувств;
- прививать чувство патриотизма и гордость за свою Родину;

- воспитание гражданственности, любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой растём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.

Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.

Читают стихотворения дети

На Родине крушина зацвела,

От запаха её хмелеют сосны,

И снова от села и до села,

Берёзы бродят разнотравьем рослым.

По берегам лопочут тальники,

Склоняясь над неторопливою волною,

И коростель-отшельник у реки

Непримиримо спорит с тишиною.

У сельской школы светлой и большой

Шумит моё несбывшееся детство,

И на душе моей так хорошо,

Как будто мир я получил в наследство.

И хочется неодолимо мне

С любым прохожим дружески обняться,

Здесь от любви к родимой стороне,

Родное сердце может разорваться.

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон, звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

А как называется наша Родина? (Россия) Наши предки называли Россию – Русь. Наша страна имеет многовековую историю. По-разному называлась Россия: Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, Российская Федеративная социалистическая республика, Советский Союз, Российская Федерация. Но во все времена наша Родина могла гордиться людьми, которые создали великую русскую культуру, написали много замечательных книг, сделали много открытий и изобретений, первые полетели в космос. Как зовут первого космонавта Земли? ( Юрий Алексеевич Гагарин).

На плечи российского народа легли самые тяжёлые испытания, его усилиями добыты самые великие победы нашей Родины. Русский человек всегда побеждал врага, который нападал на Россию, и никогда Россия не нападала на другие страны.

Работа с эпиграфом

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?

- Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит. Где жили наши деды и прадеды)

- Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)

- Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.

Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родной город, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И русский язык, на котором мы говорим – это часть нашей Родины.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

- Как вы считаете, что сказал отец? ( Дети высказывают свое мнение. Учитель дочитывает басню до конца, сравнивают окончание басни и предположения учащихся.)

- Как вы думаете, почему на занятии, посвященном России, я прочитала эту басню?

Есть у России березоньки белые,

Кедры, забывшие, сколько им лет.

Горы, от вечных ветров поседелые,

Реки, которым названия нет.

Есть соловьиные песни бессвязные,

Зори полей и огни городов,

Есть у России сердца безотказные,

Мудрые руки ее мастеров.

Солнышко глянет иль вьюга завьюжится –

Слушай просторы и вольно дыши,

Есть у России солдатское мужество,

Вечный огонь материнской души!

Люди, которые уезжают за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям.

Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.

Человеку на всё хватит сил, если дело его делается ради своей Родины.

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Без неё нам не жить.

Чтобы вечно ей быть!

– Что является источником света для всех людей? (Солнце) Вы любите солнышко? Давайте сделаем солнышко из наших ладошек и напишем своё пожелание другим детям нашей страны.

Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.

Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг.

Читайте также: