Человек в религиозных традициях мира конспект урока 4 класс
Обновлено: 07.07.2024
Цель: освоение учащимися знаний об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.
Задачи:
Сформировать представления о молитве, таинствах, намазе, мантре;
Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям;
Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.
Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.
Оборудование урока: учебник, ПК, проектор, электронное приложение, раздаточный материал, аудиозаписи молитв, иллюстрации по теме, толковый словарь, анкета-самоанализ на каждого ученика.
ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ:
1. Актуализация опорных знаний. 6 мин
2. Постановка и формулировка проблемы. 2 мин
3. Планирование деятельности. 2 мин
4. Решение проблемы. 17 мин
5. Применение знаний и умений. 8 мин
6. Подведение итогов. 4 мин
7. Рефлексия. 3 мин
8. Домашнее задание 3 мин
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Учитель:
- Отгадайте, о чем я говорю?
1) Оно 2 века живет, на него жизнь дана, если его желаешь, то его и делай.
2) Добро поощряй, а его порицай.
Учащиеся:
-Добро и зло.
Учитель:
-Как вы догадались?
Учащиеся называют пословицы:
Доброе дело два века живет.
Жизнь дана на добрые дела.
Добра желаешь, добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Учитель:
- Как появилось добро и зло в представлениях христиан?
-Какую заповедь, согласно Библии, нарушил человек? Как стали называть непослушание человека Богу?
- Как показан путь восстановления связи человека с Богом? Каково главное условие спасения в христианстве?
- Что вы рассказали дома членам семьи о спасении в иудаизме, исламе? Что такое зло в буддизме?
2. ПОСТАНОВКА И ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Учитель:
- Что же должен делать верующий человек, чтобы восстановить связь с Богом, избавиться от греха? (молиться)
-Во всех ли религиозных культурах есть такая традиция?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Урок по ОРКСЭ прелагается для учащихся 4-х классов, где есть представители двух религиозных конфессий. В ходе беседы ученики должны прийти к выводу, что любая религия направлена на добро, заботу о ближнем, любовь к человеку.
Тема: Человек в религиозных традициях мира (на примере православия и ислама)
Цель: формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям человеческой культуры
узнать, чем связаны культура и религия; сформировать представление об основных мировых религиях, наиболее распространённых в РФ.
Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
В области формирования УУД:
- личностные - умение выделять нравственный аспект поведения
- познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
- регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
- коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Планируемые результаты урока:
1.Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
2.Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
3.Метапредметные: получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Методическая разработка по предмету
Презентация и конспект урока по теме
Колесникова Оксана Викторовна,
учитель начальных классов
г.Салават, ул. Космонавтов, 23
Цель: освоение учащимися знаний об основных традициях и действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.
Сформировать представления о молитве, таинствах, намазе, мантре.
Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.
Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.
Оборудование урока : учебник, ПК, проектор, электронное приложение, раздаточный материал, аудиозаписи молитв, иллюстрации по теме, толковый словарь.
Постановка и формулировка проблемы. Вступительная беседа. Работа в парах.
Изучение новой темы.
Религиозные традиции в христианстве. Молитва. Таинства.
Религиозные традиции в исламе. Намаз.
Религиозные традиции в иудаизме.
Религиозные традиции в буддизме.
Организационный момент.
Пусть пойдет он вам в прок,
Постановка и формулировка проблемы. Вступительная беседа.
Работа в парах.
- Догадайтесь, о чем пословицы? Как вы их понимаете?
… (Жизнь) дана на добрые дела.
… (Жизнь) дороже всех сокровищ.
… . (Жизнь) прожить — не поле перейти.
… (Жить) с народом в ладу — не попасть в беду.
- Верно, пословицы говорят о жизни людей, их любви друг к другу, к труду, о ценности жизни.
- А что помогает человеку в трудные минуты жизни? (молитва)
- Вспомните стихи М.Ю.Лермонтова…
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
М. Ю. Лермонтов, 1839 г.
- Догадались, о чем мы сегодня будем на уроке говорить?
- Прочтите тему урока на с.28
- С чем познакомитесь? (Что такое молитва, таинства, намаз, мантра).
Изучение новой темы.
- Мы говорили, что религия – это связь человека и Бога. Одним из центральных действий верующего человека является молитва.
1) Религиозные традиции в христианстве. Молитва. Таинства.
- В христианстве молитва – это естественный путь общения с Богом, разговор с ним.
- Прочтите 1-4 абзацы текста. О каких важных частях жизни христианина говорится?
. Чтение Библии, Евангелия.
. Таинства: Крещение и Евхаристия (Свято́е Прича́стие)
( Дополнительная информация.
Однажды одного человека спросили: что ты приобрёл регулярно молясь Богу?
Он ответил: я могу сказать что я потерял, я потерял злобу, эгоизм, жадность, депрессию.
Очень часто мы не приобретаем, а теряем. И это является величайшим приобретением.
Преосвященнейший Владыка Николай Салаватский и Кумертауский
Один монах так объяснял, что такое молитва:
- Представь, что с неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, будто притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней, ибо она поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы.
Господь посылает людей, Он дает встречи, Он указует пути. Нет ничего случайного в людских отношениях, люди созданы друг для друга. Молись за любящих тебя и друзей, молись за ненавидящих, молись за тех, кто сами о себе не молятся, отягченные и ослепленные. Ведь для всех нужна твоя молитва.
2) Религиозные традиции в исламе. Намаз.
1.Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.
2.Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:
Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан.
- Прочтите 3 абзац на с.29. О чем вы узнали? (Значение слова намаз)
Пророк Мухаммед установил все обряды, касающиеся молитвы. Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в мечети, имеет наибольшую ценность, за это молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются в сторону Каабы (кибла).
Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день:
1.на рассвете (до восхода солнца),
2.в полдень (на 15 мин позже полудня, чтоб не уподобляться солнцепоклонникам),
3.во второй половине дня,
4.после заката солнца,
5.ночью (через 1,5-2 часа после заката).
В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.
Муфтий — помощник главного муфтия МДУМ России Рамиль-хазрат Насыров.
(Дополнительная информация. Каждый мусульманин должен совершать пятикратную молитву (намаз Обязательные условия для совершения молитвы Намаз Ритуальная чистота — если человек находится в состоянии осквернения (малого, например, после естественных отправлений, или большого, например, после полового сношения), необходимо ритуальное омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения). Чистое место — необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы. Кибла — человек должен стоять лицом по направлению к Кибле. см. также Кааба Намерение — у человека должно быть намерение совершить молитву. Изар — концы одежды не должны свисать ниже щиколоток. Одежда — человек должен быть одет в чистую (то есть не запачканную нечистотами, например, мочой) одежду, которая соответствует шариату. Трезвость (алкоголь, наркосодержащие препараты находятся под полным запретом в исламе — всё это харам).
3) Религиозные традиции в иудаизме.
- Прочтите 1 абзац на стр.29.
- Что сказано о молитве в иудаизме?
4) Религиозные традиции в буддизме .
- Прочтите 4 абзац на стр.29.
- Что вы узнали о традициях в буддизме?
Работа с мантрами – одна из важнейших составляющих буддизма и тантры. Существует множество различных мантр, которые можно классифицировать по различным категориям, но каждая молитва имеет ряд основных универсальных признаков.
Произнося священные слова, человек пропускает их энергию через свое материальное и духовное тело, входит в резонанс с этой энергией. Именно поэтому буддийские мантры обязательно нужно произносить самому, а не только слушать. Известный и почитаемый лама Говинда говорил, что мантра способна дать любому человеку громадные духовные блага, помочь в жизни, но только в том случае, если человек сможет войти в резонанс с произносимыми словами, а потому недостаточно записать и прослушивать мантры, каждое слово нужно произносить и чувствовать.
Мантру можно назвать внутренним звуком и внутренней вибрацией энергии, даже внутренним чувством, потому физический звук молитвы и не имеет важного значения и достаточно силы для того, чтобы воздействовать на живое существо.
4. Прослушивание аудиозаписи.
- Послушайте, как по-разному звучат молитвы. Догадайтесь, к какой религии они принадлежат.
4) Иудейская молитва.
- Жизнь каждого человека, культура каждого народа – огромные ценности. Религиозные традиции основаны на вечных ценностях, таких. Как добро, честь, справедливость, милосердие. Мы все разные, но мы вместе живем, трудимся, учимся, гордимся своей Родиной.
- Дорогие ребята, заканчивается наш урок, что нового вы узнали? О чем бы вам хотелось продолжить разговор с родителями и друзьями?
- Перед вами лежат карточки со словами, выберите одну из них для характеристики чувства, которое вы сейчас испытываете.
- Пусть в вашей памяти останется наш урок, в вашем сердце живет доброта. Уважайте друг друга.
Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват.учреждений , М.: Просвещение, 2012.
Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
Данилюк А. Я. Основы релегиозных культур и светской этики. Программы общеобразоватеьных учреждений 4-5 класс, М: Просвещение, 2010
Данилюк А. Я. Основы релегиозных культур и светской этики. Книга для родителей, М: Просвещение, 2010
Обучающие задачи: знакомить с различными видами религиозных сооружений, их архитектурными особенностями, давать знания об истинном предназначении данных сооружений, учить соотносить конкретное сооружение с религиозной культурой, учить выделять и находить характерные особенности сооружений: буддийский храм, мечеть, синагога, православная церковь, Воспитательные задачи: воспитывать толерантное и бережное отношение к священным сооружениям разных религий, как к культурным памятникам архитектуры.
Развивающие задачи: развивать навыки устной речи, развивать навыки сравнения различных религиозных явлений. Развивать творческие способности и воображение.
2. Повторение изученного материала
Религии и священные книги
Иудаизм Религия одного народа, национальна я религия евреев называется .
Книга, в которой записано всё, во что верят иудеи, стала их Священным писанием. Они считают, что в нем сам Бог открыл людям истину. Своё Священное писание иудеи называют …( Танах )
3. Знакомство с новой темой
Священные сооружения
Название религии
Священная книга
Священное сооружение
В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни иудейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).Во внутреннем устройстве синагоги есть обязательные элементы- арон кодеш(шкаф, для хранения Торы), менора (светильник).
Первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Они разные, но есть общие черты. Позже люди стали сооружать храмы . Древние греки считали, что храм не просто место поклонения, а обитель богов . Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет свечка. Форма купола символизирует пламя горящей свечи.
Символично количество куполов:
один купол знаменует единство Бога , совершенство творения;
два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу ; четыре купола — Четвероевангелие , четыре стороны света пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов ; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.
Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. В центре иконостаса находятся Царские врата.
Священные здания исламистов называются мечети. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет. Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями и орнаментами..В мечеть входят без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами.
Буддийские священные сооружения. Как, вы уже знает, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы . На что похожа ступа?
4) Закрепление материала.
У пагоды есть колокола? – нет
У православного храма много куполов? – нет
Ступа это место для молитвы? – нет
Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет
Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да
В синагоге прихожане сидят на полу? – нет
В православном храме мы увидим иконы? – да
Минарет похож на перевернутую чашу? – нет
Синагога – это здание где молятся иудеи? – да
Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да
У пагоды два купола? – нет
5) Подведение итогов урока.
- Какие священные сооружения религий мира мы знаем? ( мечеть, церковь, пагода, ступа)
- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?
( красивые, величавые, великолепные, необычные,…)
- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?
- Как должны к ним относится люди? ( беречь, охранять ,…)
- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? ( ответы детей )
- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? ( конечно, можем) А почему так бывает? ( ответы)
- В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу …
И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.
Список терминов.
Священное сооружение – специально созданное сооружение для совместных ритуальных действий.
Храм – здание для богослужений и религиозных обрядов.
Церковь – здание для отправления религиозного культа в христианстве и других религиях.
Синагога – молитвенное здание в иудаизме.
Менора – золотой семиствольный светильник. Один из древнейших символов в иудаизме.
Икона – изображение Бога, святых или событий священной истории.
Фрески – росписи стен в христианском храме
Мечеть – специальное здание для совершения молитв у мусульман.
Минарет – пристраиваемая к основному зданию мечети башня, с которой муэдзин призывает к молитве.
Читайте также: