Геоэкологические особенности гидросферы план конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Гидросфера проникает во все другие геосферы. Она играет важную роль в глобальных процессах обмена веществом и энергией. В природе вода находится в центре большинства взаимосвязей. Водяной пар в атмосфере необходим для создания первичной биологической продукции. Почвенная влага обеспечивает процесс создания биомассы Земли. Вода — это индикатор состояния окружающей среды и важнейший природный ресурс. Глобальный круговорот воды является одним из главных процессов в природе. Он служит основой единства географической оболочки и обеспечивает всемирный обмен веществом и энергией, способствует очищению атмосферы и поверхности Земли от природных и антропогенных загрязнений. Дождевая вода и снег очищают воздух. Поверхностные воды смывают загрязняющие вещества в растворённом или твёрдом состоянии в моря и океаны. Вода гидросферы осуществляет эрозию и денудацию горных пород, перенос и отложение продуктов их разрушения.

2. Какие основные природные факторы определяют водный баланс Земли?

Количество осадков, температура (и, соответственно, количество воды, которая испаряется).

3. Какое влияние оказывают подземные воды на окружающую среду?

Подземные воды, особенно первых от поверхности водоносных горизонтов (верховодка, грунтовые воды), во многом определяют геоэкологическое состояние ландшафтов. С ними связаны увлажнение, переувлажнение и заболачивание почвы, формирование болот, питание рек и озёр и другие географические процессы.

2. От простого к сложному.

1. Какие природные и антропогенные факторы влияют на водообеспеченность стран мира?

Антропогенные факторы: население, объем воды для нужд населения и хозяйственной деятельности.

Природные факторы: испаряемость, количество осадков, объем поверхностных и подземных вод.

2. Какие последствия имеет нехватка чистой воды для населения?

Недостаток чистой воды вынуждает людей использовать для питья воду из небезопасных источников, что сопряжено с повышенным риском ущерба для здоровья. Потребление загрязнённой пресной воды приводит к ухудшению условий жизни, развитию серьёзных заболеваний — вплоть до смертельных исходов. Из-за нехватки воды существует практика хранения воды в жилищах, что может существенно повысить риск загрязнения и привести к созданию благоприятных условий для размножения вредных бактерий. Серьёзной является проблема гигиены: люди не могут надлежащим образом мыться, стирать одежду и содержать в чистоте свои дома. Недостаток воды в регионе может привести к миграциям, войне за водные ресурсы.

3. От теории к практике.



2. Разработайте мини-проект об обеспеченности водой стран, где остро стоит проблема недостатка чистой воды.

Решение проблем дефицита воды и уязвимости требует сочетания действий по удовлетворению срочных основных потребностей людей с долгосрочным подходом, направленным на повышение устойчивости к потрясениям и затяжным кризисам. Этот подход должен полагаться на устойчивое, эффективное и справедливое управление водными ресурсами и предоставление водохозяйственных услуг.

Инвестиции в инновационную политику и практику также являются ключевыми, поскольку исследования, разработка технологий и их передача могут обеспечить дальнейшее улучшение рационального использования воды и производительности сельского хозяйства в регионе. Это также может значительно повысить устойчивость систем сбора дождевой воды для сельскохозяйственного орошения, например, путем содействия методам сохранения земельных ресурсов.

Что еще более важно, так это совместная работа внутри стран и между ними. Совместные действия и партнерские отношения имеют важное значение с учетом масштабов и общности проблем, относительно небольших размеров многих стран региона и трансграничного характера таких важных вопросов, как изменение климата и совместно управляемые водные ресурсы.

В этом бедным странам региона могли бы помочь их более богатые и успешные соседи. К примеру, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт в финансовом плане, а Израиль, обладающий самыми современными технологиями опреснения воды в мире, мог бы построить заводы, подготовить персонал для работы на них и поддерживать предприятия в постоянном рабочем состоянии. Кроме того, в Израиле и ОАЭ накоплен опыт организации разумного водопользования, в частности капельного орошения, которым они также могли бы поделиться с соседями. В Израиле достигли и значительного прогресса в повторном использовании воды. Например, не менее 65% воды, используемой для орошения сельскохозяйственных культур, это отработанные сточные воды.

Сотрудничество в сфере водообеспечения могло бы стать первым шагом к установлению нормальных межгосударственных отношений на Ближнем Востоке, основанных не на религиозных или национальных противоречиях и борьбе за территории, а на естественной каждодневной потребности людей в воде.

Говорить, что ничего в этом направлении не предпринимается, в том числе международными организациями, не совсем верно. Но это капля в море, практически никак не влияющая на решение проблемы. Ближнему Востоку нужен региональный интегрированный водный план, совместная разработка и последующая реализация которого могли бы стать основой для последующего воцарения если и не мира на Ближнем Востоке, то хотя бы относительного спокойствия. Сотрудничество в деле успешного управления дефицитными водными ресурсами более выгодно, чем непрерывная борьба всех против всех.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Оценивать роль географических факторов в повседневной жизни.

По 3-й линии развития – использование географических умений:

Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Прогнозировать развитие географических явлений и процессов.

По 5-й линии развития – понимание смысла собственной действительности и формирование личной позиции по актуальным вопросам географии:

1. Использовать географические знания для социализации и созидательной деятельности.

Оборудование: карта полушарий.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. – Проанализируйте представленные факты: 1 2

1) Основная масса воды сосредоточена в океанах – 94–97%. Морская вода – солёная.

2) Пресная вода встречается в основном в ледниках (85%), подземных водах (14%), озёрах и водохранилищах (0,6%).

3) Загрязняющие вещества стекают в водоёмы и растворяются в них.

4) По данным ООН, на начало 2000-х годов более 1,2 млрд людей живут в условиях постоянного дефицита пресной воды, около 2 млрд страдают от него регулярно.

– Сформулируйте основной вопрос урока. 1

Почему загрязнение гидросферы очень опасно?

– Какие у вас будут гипотезы? 1 2

2. – Какое значение имеет вода для человека? Какие свойства воды люди издавна используют в хозяйственной деятельности? О каких неблагоприятных воздействиях на воды Земли вы слышали? 1

Познавательные УУД

1) Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2) Вычитывать все уровни текстовой информации.

3) Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5) Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

6) Устанавливать причинно-следственные связи.

7) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Поиск решения.

1. – С какими экологическими проблемами гидросферы сталкивается человек? В чём их суть? 1 1 2

– Каковы пути решения этих проблем?

(Возможно организовать дискуссию.) 1 1 2 3 1 2

2. – Используя текст на с. 137, определите состав водных ресурсов планеты. Ответ представьте схемой. 1 2 3

3. – Выполните задание на с. 138. 1

4. – Как человек использует силу и энергию воды? 1 1 2

– Какое значение имеет вода для человека? 1 1 2

1 2 3 1 2

6. – Как ответим на вопрос урока? 3

Коммуникативные УУД

1) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2) Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3) Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3) Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по общей географии

Обучающая - рассмотреть и усвоить понятие “ гидросфера”, ознакомиться с ее основными частями ,усовершенствовать знания о свойствах воды,

повторить понятие “мирового круговорота воды”,научиться строить круг-

ву диаграмму соотношения соленой морской и пресной воды на планете.

Развивающая - развивать образное и логическое мышление, память, воображение, с мин-

ния связной речи.

Воспитательная-воспитать доброжелательного, вежливого ученика.

ТИП урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник, дополнительные источники информации(справочники, Эн-

Циклопедии), раздаточный материал.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: агрегатные состояния воды, атмосфера, испарение, конденсация, круговорот воды.

Базовые понятия: гидросфера, составляющие гидросферы.

МЕТОДЫ: Словесные (беседа, рассказ), работа с учебником, наглядные (демонстрация таблиц, карт)

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, характеристика присутствия и оборудования.

II. актуализация опорных знаний, умений, представлений и чувственного опыта учащихся

В строении нашей планеты выделяют несколько оболочек.Давайте угадаем-

с какими оболочками мы уже познакомились:

- Что такое литосфера ? Охарактеризуйте ее состав и значение в нашей жизни.

- Что такое атмосфера ?Охарактеризуйте ее состав и значение в нашей жизни.

III. Мотивация учебно-познавательной деятельности

Игра "Черная шкатулка": выносится Черная шкатулка и учитель ко-ментирует ее содержимое.

Антуан де Сент-Экзюпери писал так: “у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются ,не ведая, что ты такое.Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:ты –сама жизнь.Ты наполняешь нас радостью,которую не объяснить нашими чувствами. "О какой ре-лодке которая сейчас находится в шкатулке, так писал известный писатель ?

IV. Изучение нового материала

2. Мировой круговорот воды:

б) выводы, последствия круговорота — взаимосвязь водных объектов между собой.

3. Гидросфера — водная оболочка Земли.

а) составляющие гидросферы. Анализ диаграммы в учебнике;

б) значение пресной воды для людей

Гидросфера — это водная оболочка Земли между атмосферой и земной корой, представленная совокупностью океанов, морей и континентальных водных масс. Гидросфера покрывает 70,8 % земной поверхности. Объем гидросферы - 1370,3 млн. км3, что составляет 1/800 общего объема планеты. Масса гидросферы — 1,4 ∙ 1018 т, из которых 98,31 % приходится на океаны, моря и подземные воды, 1,65 % — в материковых льдах приполярных областей и лишь 0,045 % — в пресных водах рек, болот и озер. Незначительная доля воды находится в атмосфере и живых организмах. Химический состав гидросферы приближается к среднему составу морской воды. Гидросфера находится в непрерывном взаимодействи3 атмосферой, земной корой и биосферой.

Мировой круговорот воды

Круговорот воды-это процесс обращения воды в географической оболочке, который объединяет воды в единую взаимосвязанную систему и является важнейшей составляющей обмена вещества в природе. Основными факторами, которые обуславливают этот процесс, являются солнечная радиация и сила тяжести. Главными составляющими круговорота являются испарение воды, перенос водяного пара на расстояние, конденсация (сгущение) водяного пара, выпадения осадков, инфильтрация (просачивание) воды в почву и сток.

Суть круговорота заключается в том, что под воздействием солнечной радиации с поверхности Земли (океанов, суши) вода испаряется и в виде водяного пара попадает в воздух. Воздушные течения переносят ее на большие расстояния. В воздухе водяной пар конденсируется и переходит в капельно-жидкую воду, которая возвращается в виде осадков назад, на поверхность Земли.

В зависимости от особенностей и масштабов есть большой, или общий, и малый круговороты.

Малый круговорот — это круговорот над отдельными океанами, материками или их частями. Над океанами он происходит по схеме: океан — атмосфера — океан. Вода из океана в виде водяного пара поступает в атмосферу, там конденсируется и выпадает на поверхность океана

Малым является также и местный, или внутриматериковый, влагооборот, который происходит только в пределах суши. Схема его движения: суша — воздух — суша. Вода испаряется с суши (из разных водных объектов, почв, растительности и тому подобное), попадает в воздух, конденсируется и вновь в виде осадков возвращается насушу.

Еще недавно считали, что вследствие местного влагооборота (неоднократного обращения воды, поступающей из океанов на материки с воздухом) намного увеличивается количество опалов. Отсюда возникла идея усилить местный влагооборот, чтобы увеличить количество осадков в засушливых районах. Эта идея актуальна до сих пор. Но в последнее время доказано, что от местного влагооборота количество опалов увеличивается ненамного. Водяной пар, который попадает в воздух с поверхности суши, воздушные течения быстро выносят за пределы материков. Осадки вследствие местного влагооборота не превышают 1/3 всех осадков. Однако и они имеют большое значение для формирования ландшафтов.

Большой круговорот-процесс более сложный. Он охватывает сушу и океаны и происходит по схеме: океан — атмосфера — суша — океаны. Здесь круг замыкается переходом через сушу, на которой вода, перед тем, как вернуться в океан, проходит ряд сложных этапов. Часть той воды, которая выпадает на поверхность суши, стекает в виде поверхностного стока (через реки), часть просачивается в Землю, где образует подземный сток и питает растительность. Часть воды, испаряясь с суши (из почв, водных бассейнов), попадает в воздух. Много воды возвращается с материков в воздух через транспирацию (испарение) растениями (на каждый грамм созданного растением сухого вещества транспируется от 200 до 400 г воды) и тому подобное.

Так рано или поздно, тем или иным путем вода, которая выходит из океана и выпадает над сушей, снова возвращается в океан и замыкает круговорот.

Круговорот воды в природе имеет большое значение. Энергия вод, что попали на сушу в процессе кругооборота, проявляется в формировании рельефа, размывании берегов и др. Круговорот воды является мощным проводником из моря на сушу. Он как составляющая обмена веществ предопределяет органическую жизнь на Земле. Благодаря круговороту воды на Земле есть вода на суше.

V. Обобщение и систематизация изученного материала

* Водная оболочка нашей планеты называется. (Гидросферой)

* Основная часть вод гидросферы сосредоточена у. (Мировом океане)

* Вода может находиться в трех состояниях: . (Жидком, твердом, газообразном)

• Основной причиной образования круговорота воды в природе. (Энергия Солнца)

• Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны вместе образуют. (Мировой океан)

Как изменится гидросфера, если Земля вдруг потеряет атмосферу?

VI. Подведение итогов урока. Оценка учащихся

Ученики: на сегодняшнем уроке мы…


План - конспект урока по географии для 5 класса по гидросфере (первичное понятие об оболочке и круговороте веществ).

Содержимое разработки

Тема урока: Гидросфера – водная оболочка Земли.

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.

Цель урока: первичное ознакомление с понятием гидросфера.

Предметные: Знать что такое гидросфера (первичное понятие) и её состав (мировой океан, воды суши, вода в атмосфере), понятие круговорот воды. Уметь объяснять круговорот воды в природе, определять по карте океаны и роль воды на Земле.

Метапредметные: чтение схем, работа с географической картой, с иллюстрациями и текстом учебника.

Личностные: осознание целостности природы, перенос географических знаний на объяснение различных жизненных ситуаций.

Задачи: 1) спроектировать учебную ситуацию для актуализации знаний об оболочках Земли и определение нового понятия о гидросфере.

2) первичное понимание о составе гидросферы.

3) описывать мировой круговорот воды.

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

- компьютер, интерактивная доска, проектор;

- физическая карта полушарий.

Оборудование для учеников: учебник География. Начальный курс. 5 кл. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, Дрофа, 2013г.; атлас.

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса: Все готовы?

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации.

2. Мотивация к обучению.

1) Понятие о гидросфере.

Ребята, посмотрите на слайды, перед вами планеты, может, кто из вас назовет эти планеты. Марс, Сатурн, Юпитер, Земля

А чем отличается наша планета от других планет Солнечной системы?

Почему на Земле есть жизнь? Какие то условия для этого необходимы? (оболочки – воздушная, водная, почвенная, живые организмы) Слайды

Ребята, посмотрите параграф 23 стр.113 и скажите, о какой оболочке мы сегодня будем говорить?

- Да, верно, сегодня речь пойдет о гидросфере. Откройте тетради и запишите тему урока.

Сегодня на уроке мы должны: Слайд

1 – дать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды,

2 – определить состав гидросферы,

3 – уметь описывать мировой круговорот воды.

Ребята, Какие сведения о воде Вам уже известны? Что мы знаем о воде? Давайте вспомним, в каких состояниях находится вода (жидкая, твердая, газообразная)

Ребята, На глобусе какого цвета больше? Почему?

В настоящее время вода занимает ¾ поверхности Земли.

Как называется водная оболочка Земли? - гидросфера

Давайте запишем определение понятия гидросфера. Гидросфера – водная оболочка Земли.

2) Состав гидросферы.

Ребята, а какие части входят в гидросферу?

Давайте определим состав гидросферы. По тексту учебника и иллюстрациям определите самостоятельно части гидросферы (работа в парах)

Проверим, справились ли вы с заданием. На доске представлена модель.

Работа в группах – определить части гидросферы, дополнить материал о составе гидросферы, Вам необходимо на листочках показать состав каждой части гидросферы, это могут быть рисунки, слова.

1 группа – о мировом океане, 2 группа – о водах суши, 3 группа – о воде в атмосфере.

Давайте проверим, как вы справились с работой.

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.

Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.

Учитель. Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Мы продолжим наш урок.

3) Мировой круговорот воды.

Ребята, вот мы с вами определили состав гидросферы.

Ребята, объясните, как вода с материков попадает в Мировой океан?

Как в атмосферу попадает вода?

Каким образом вода снова попадает на сушу?

По иллюстрациям на стр. 113 и тексту учебника в тетради составьте схему круговорота воды.

Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками. (один ученик выходит к доске и показывает схему круговорота воды) Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная! Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.

3. Закрепление нового материала.

Сегодня что узнали нового?

А теперь проверьте свои знания самостоятельно с помощью следующего теста.

1.Водная оболочка Земли называется:

А. литосфера Б. гидросфера В. Атмосфера

2. Вода на Земле находится в разных состояниях:

А. жидком и газообразном Б. жидком, твердом, газообразном

В. Твердом и жидком

3. Из каких частей состоит гидросфера:

А. мирового океана Б. мирового океана и вод суши

В. Мирового океана, вод суши и атмосферы.

4. Мировой океан включает:

А. океаны, моря, реки Б. моря, реки, озера В. Океаны, моря

5. какой океан самый большой по площади:

А. Тихий Б. Индийский В. Атлантический Г. Северный Ледовитый

6. Мировой круговорот воды происходит под действием:

А. силы тяжести Б. солнца В. Приливов и отливов

Ответы: 1. Б, 2. Б, 3. В, 4. В, 5. А, 6. Б.

4. Домашнее задание

Прочитать пар. 23 и ответить на вопросы, найдите загадки о воде.


-75%

Читайте также: