Практическая работа 5 представление изображения и звука 10 класс семакин конспект

Обновлено: 08.07.2024

Цель работы: практическое закрепление знаний о представлении в компьютере графических данных и звука.

Справочная информация

В некоторых заданиях используется модельный (учебный) вариант монитора с размером растра 10×10 пикселей.
При векторном подходе изображение рассматривается как совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами. Графическая информация — это данные, однозначно определяющие все графические примитивы, составляющие рисунок.
Положение и форма графических примитивов задаются в системе графических координату связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана. Сетка пикселей совпадает с координатной сеткой. Горизонтальная ось X направлена слева направо; вертикальная ось У — сверху вниз.
Отрезок прямой линии однозначно определяется указанием координат его концов; окружность — координатами центра и радиусом; многоугольник — координатами его углов, закрашенная область — граничной линией и цветом закраски и пр.

Учебная система векторных команд представлена в таблице.

Например, требуется написать последовательность получения изображения буквы К:

Построить двоичный код приведенного черно-белого растрового изображения, полученного на мониторе с размером растра 10×10.

Определить, какой объем памяти требуется для хранения 1 бита изображения на вашем компьютере (для этого нужно через Свойства экрана определить битовую глубину цвета).

Битовая глубина цвета равна 24. Сколько различных оттенков серого цвета может быть отображено на экране (серый цвет получается, если уровни яркости всех трех базовых цветов одинаковы)?

001 111 111 111 010 010 111 111 111 001
111 111 111 011 011 011 011 111 111 111
111 111 011 111 111 111 111 011 111 111
111 011 111 111 111 111 111 111 011 111
110 011 111 111 110 110 111 111 011 110
110 011 111 111 110 110 111 111 011 110
111 011 111 111 111 111 111 111 011 111
111 111 011 111 111 111 111 011 111 111
111 111 111 011 011 011 011 111 111 111
001 111 111 111 010 010 111 111 111 001

Описать с помощью векторных команд следующие рисунки (цвет заливки произвольный).

Получить растровое и векторное представления всех цифр от 0 до 9.

По приведенному ниже набору векторных команд определить, что изображено на рисунке (зарисовать).

Цвет рисования Голубой
Прямоугольник 12, 2, 18, 8
Прямоугольник 10, 1, 20, 21
Прямоугольник 20, 6, 50, 21
Цвет рисования Желтый
Цвет закраски Зеленый
Окружность 20, 24, 3
Окружность 40, 24, 3
Закрасить 20, 24, Желтый
Закрасить 40, 24, Желтый
Цвет закраски Голубой
Закрасить 30, 10, Голубой
Закрасить 15, 15, Голубой
Цвет закраски Розовый
Закрасить 16, 6, Голубой

Определить, какой объем имеет 1 страница видеопамяти на вашем компьютере (узнать для этого, какое у компьютера разрешение и битовая глубина цвета). Ответ записать в мегабайтах.

Нарисовать в редакторе Paint изображение солнца, сохранить его в формате BMP, а затем с помощью Photoshop преобразовать его в форматы JPEG (с наивысшим качеством), JPEG (с наименьшим качеством), GIF, TIFF.
Сравнить эффективность сжатия каждого формата, заполнив таблицу.

Битовая глубина цвета равна 32. Видеопамять делится на две страницы. Разрешающая способность дисплея 800×600. Вычислить объем видеопамяти.

На компьютере установлена видеокарта объемом 2 Мбайт. Какое максимально возможное количество цветов теоретически допустимо в палитре при работе с монитором, имеющим разрешение 1280×1024?

Зеленый цвет на компьютере с объемом страницы видеопамяти 125 Кбайт кодируется кодом 0010. Какова может быть разрешающая способность монитора?

Монитор работает с 16-цветной палитрой в режиме 640×400 пикселей. Для кодирования изображения требуется 1250 Кбайт. Сколько страниц видеопамяти оно занимает?

Сколько цветов можно максимально использовать для хранения изображения размером 350×200 пикселей, если объем страницы видеопамяти — 65 Кбайт?

Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого 5 минут при частоте дискретизации 44,1 КГц и глубине кодирования 16 битов.

Одна минута записи цифрового аудиофайла занимает на диске 1,3 Мбайт, разрядность звуковой платы — 8. С какой частотой дискретизации записан звук?

Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске 5,1 Мбайт. Частота дискретизации — 22 050 Гц. Какова разрядность аудиоадаптера?

Объем свободной памяти на диске — 0,01 Гбайт, разрядность звуковой платы — 16. Какова будет длительность звучания цифрового аудиофайла, если его записать с частотой дискретизации 44 100 Гц?

Практическая работа № 1.5 Представление изображения и звука.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о том, как в компьютере кодируется звуковая, графическая информации.

  • изучение способов кодирования графической и звуковой информации в компьютере;
  • решение задач на определение количества информации, занимаемого графическими и звуковыми файлами;
  • развитие логического мышления учащихся, познавательного интереса, формирование информационной культуры;
  • воспитание ответственности, самостоятельности.

1. Актуализация знаний

2. Изучение нового материала (в течение урока заполнить опорные конспекты)

2.1 Представление графической информации в компьютере

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами: растровым и векторным. Для каждого типа изображения используется свой способ кодирования.

Растровое изображение формируется из пикселей, каждому пикселю ставится свой двоичный код цвета. Цвет получается путем смешивания трех базовых цветов – RGB.

Пусть размер кода цвета пикселя равен 8 битам. Тогда распределение базовых цветов может быть таким

2 бита - под красный цвет, 3 бита - под зеленый, 3 бита – под синий. От интенсивности каждого цвета, который задается двоичным кодом, будет зависеть цвет 1 пикселя (стр. 47 таблица).

Размер кода цвета пикселя называют битовой глубиной цвета и обозначается b. Тогда количество цветов в палитре находится по формуле K=2 b .

Качество изображения на экране монитора будет зависеть от разрешения экрана R.

Как найти количество информации, занимаемое изображением на экране монитора?

Задание № 10 стр. 213.

Дано: b=32 бита, R=800х600, n=2 . Найти V-?

Решение: V= b * R * n. V= 32*800х600*2=30 720 000 бит = 3 840 000 байт = 3750 Кбайт = 3,7 Мбайт.

В растровом графическом файле хранится информация о количестве пикселей, цвете каждого пикселя. Т.о. растровый графический файл занимает большой объем памяти компьютера.

Векторное изображение формируется из графических примитивов. В векторном графическом файле хранятся математические формулы (или команды), описывающие графические примитивы. Каждый раз при открытии векторного файла рисунок прорисовывается каждый раз.

Задание 5 стр.211 (устно)

Виды компьютерной графики

1. Рисунок формируется из

пикселей, каждому пикселю ставится свой двоичный код цвета

Цвет получается путем смешивания трех базовых цветов - RGB

2. Как изменяется изображение в результате масштабирования?

3. Объем графического файла

4. Форматы графических файлов

для разработки электронных и полиграфических изданий

для оформительских, чертежных и проектно-конструкторских работ

2.2 Кодирование звуковой информации

Промежуток времени между двумя измерениями называется периодом измерений – Т с. Обратная величина называется частотой дискретизации – τ=1/Т (Герц). Т.о. получается конечное количество измеренных уровней громкости Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание. Т. о. непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.

N=2 i , где N – количество уровней громкости, i – разрядность звуковой карты.

V= i * τ * t, где τ – частота дискретизации, t – время звучания звукового файла.

Задание 18 стр.214

V= i * τ * t, τ= V/ (i * t), τ=1,3*1024*1024*8/(8*60)=22 719 Гц=22КГц

Звуковые редакторы – программы для обработки звука. Звуковые файлы можно сохранять в различных форматах:

Формат MIDI (Musical Instrument Digital Interface) изначально был предназначен для управления музыкальными инструментами. В настоящее время используется в области электронных музыкальных инструментов и компьютерных модулей синтеза.

Формат аудиофайла WAV ( waveform) представляет произвольный звук в виде цифрового представления исходного звукового колебания или звуковой волны. Все стандартные звуки Windows имеют расширение WAV.

Формат МРЗ (MPEG-1 Audio Layer 3)— один из цифровых форматов хранения звуковой информации. Он обеспечивает более высокое качество кодирования.

3. Практическая работа № 1.5 Представление изображения и звука

Задания 12 (стр. 213), 19(стр.214). Дополнительное задание 15 (стр.213)

4. Домашнее задание: прочитать §6, устно ответить на вопросы, повторить § 1-5: подготовиться к контрольной работе.

Как представлена графическая и звуковая информация в памяти компьютера? (в двоичном коде)

Чем отличаются растровые и векторные графические файлы?

Как происходит дискретизация звука?

Оцените свою работу на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проверка знаний обучающихся по данной теме.


Конспект урока информатики 10 класс По теме "Представление изображения и звука"

Конспект урока информатики 10 класс По теме "Представление изображения и звука".


Презентация по информатике представление изображения и звука

Презентация по информатике представление изображения и звука.


Представление изображения и звука в компьютере

Разработка урока в 10 классе "Представление изображения и звука в компьютере".Данный урок рассчитан на изучение информатики на базовом уровне по УМК И.Г. Семакина.


Представление текста, изображения и звука в компьютере

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами: растровым и векторным.Для каждого типа изображения используется свой способ кодирования.Растровое изображение формируется из.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Информатика 10 класс урок № 10 16.11.17

Практическая работа № 5 Представление изображения и звука.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о том, как в компьютере кодируется звуковая, графическая информации.

изучение способов кодирования графической и звуковой информации в компьютере;

решение задач на определение количества информации, занимаемого графическими и звуковыми файлами;

развитие логического мышления учащихся, познавательного интереса, формирование информационной культуры;

воспитание ответственности, самостоятельности.

Организационный момент.

1. Актуализация знаний

Как кодируется числовая информация в памяти компьютера? (двоичный код числа записывается в ячейку памяти)

Как кодируется текстовая информация в компьютере? ( каждому символу ставится в соответствие свой двоичный код, который записывается в ячейку памяти)

2. Изучение нового материала (в течение урока заполнить опорные конспекты)

2.1 Представление графической информации в компьютере

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами: растровым и векторным. Для каждого типа изображения используется свой способ кодирования.

Растровое изображение формируется из пикселей, каждому пикселю ставится свой двоичный код цвета. Цвет получается путем смешивания трех базовых цветов – RGB .

Пусть размер кода цвета пикселя равен 8 битам. Тогда распределение базовых цветов может быть таким

2 бита - под красный цвет, 3 бита - под зеленый, 3 бита – под синий. От интенсивности каждого цвета, который задается двоичным кодом, будет зависеть цвет 1 пикселя.

Размер кода цвета пикселя называют битовой глубиной цвета и обозначается b . Тогда количество цветов в палитре находится по формуле K =2 b .

Качество изображения на экране монитора будет зависеть от разрешения экрана R .

Как найти количество информации, занимаемое изображением на экране монитора?

Дано: b =32 бита, R =800х600, n =2 . Найти V -?

Решение: V = b * R * n . V = 32*800х600*2=30 720 000 бит = 3 840 000 байт = 3750 Кбайт = 3,7 Мбайт.

В растровом графическом файле хранится информация о количестве пикселей, цвете каждого пикселя. Т.о. растровый графический файл занимает большой объем памяти компьютера.

Векторное изображение формируется из графических примитивов. В векторном графическом файле хранятся математические формулы (или команды), описывающие графические примитивы. Каждый раз при открытии векторного файла рисунок прорисовывается каждый раз.

Задание 2 (в тетрадях самостоятельно заполняем таблицу)

пикселей, каждому пикселю ставится свой двоичный код цвета

Цвет получается путем смешивания трех базовых цветов - RGB

графических примитивов

2. Как изменяется изображение в результате масштабирования?

не меняется

3. Объем графического файла

4. Форматы графических файлов

JPEG, BMP, TIFF

для разработки электронных и полиграфических изданий

для оформительских, чертежных и проектно-конструкторских работ

2.2 Кодирование звуковой информации

Звуковая карта производит с определённой частотой измерения уровня звукового сигнала (преобразованного в электрические колебания) и записывает результаты измерений в память компьютера - оцифровка звука .

Промежуток времени между двумя измерениями называется периодом измерений – Т с. Обратная величина называется частотой дискретизации – τ=1/Т (Герц). Т.о. получается конечное количество измеренных уровней громкости Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание. Т. о. непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.

N =2 i , где N – количество уровней громкости, i разрядность звуковой карты.

V = i * τ * t , где τ – частота дискретизации, t – время звучания звукового файла.

Задание 18 стр.214

V= i * τ * t, τ = V/ (i * t), τ =1,3*1024*1024*8/(8*60)=22 719 Гц =22 КГц

Звуковые редакторы – программы для обработки звука. Звуковые файлы можно сохранять в различных форматах:

Формат MIDI (Musical Instrument Digital Interface) изначально был предназначен для управления музыкальными инструментами. В настоящее время используется в области электронных музыкальных инструментов и компьютерных модулей синтеза.

Формат аудиофайла WAV ( waveform) представляет произвольный звук в виде цифрового представления исходного звукового колебания или звуковой волны. Все стандартные звуки Windows имеют расширение WAV.

Формат МРЗ (MPEG-1 Audio Layer 3)— один из цифровых форматов хранения звуковой информации. Он обеспечивает более высокое качество кодирования.

3. Практическая работа № 1.5 Представление изображения и звука

Задания 12 (стр. 213), 19(стр.214). Дополнительное задание 15 (стр.213)

4. Домашнее задание: прочитать §6, устно ответить на вопросы,

Как представлена графическая и звуковая информация в памяти компьютера? (в двоичном коде)

Цель работы: практическое закрепление знаний о представлении в компьютере графических данных и звука.

Справочная информация

В некоторых заданиях используется модельный (учебный) вариант монитора с размером растра 10 х 10 пикселей.

При векторном подходе изображение рассматривается как совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами. Графическая информация — это данные, однозначно определяющие все графические примитивы, составляющие рисунок.

Положение и форма графических примитивов задаются в сис теме графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана. Сетка пикселей совпадает с координатной сеткой. Горизонтальная ось X направлена слева направо; вертикальная ось У — сверху вниз.

Отрезок прямой линии однозначно определяется указанием координат его концов; окружность — координатами центра и радиусом; многоугольник — координатами его углов, закрашенная область — граничной линией и цветом закраски и пр.

Учебная система векторных команд представлена в таблице.


Например, требуется написать последовательность получения изображения буквы К:


Построить двоичный код приведенного черно-белого растрового изображения, полученного на мониторе с размером растра 10 х 10.


Определить, какой объем памяти требуется для хранения

1 бита изображения на вашем компьютере (для этого нужно через Свойства экрана определить битовую глубину цвета).

Битовая глубина цвета равна 24. Сколько различных оттенков серого цвета может быть отображено на экране (серый цвет получается, если уровни яркости всех трех базовых цветов одинаковы)?


Описать с помощью векторных команд следующие рисунки (цвет заливки произвольный).


Получить растровое и векторное представления всех цифр от 0 до 9.

Цвет рисования Голубой

Прямоугольник 12, 2, 18, 8

Прямоугольник 10, 1, 20, 21

Прямоугольник 20, 6, 50, 21

Цвет рисования Желтый

Цвет закраски Зеленый

Окружность 20, 24, 3

Окружность 40, 24, 3

Закрасить 20, 24, Желтый

Закрасить 40, 24, Желтый

Цвет закраски Голубой

Закрасить 30, 10, Голубой

Закрасить 15, 15, Голубой

Цвет закраски Розовый

Определить, какой объем имеет 1 страница видеопамяти на вашем компьютере (узнать для этого, какое у компьютера разрешение и битовая глубина цвета). Ответ записать в мегабайтах.

Нарисовать в редакторе Paint изображение солнца, сохранить его в формате BMP, а затем с помощью Photoshop преобразовать его в форматы JPEG (с наивысшим качеством), JPEG (с наименьшим качеством), GIF, TIFF. Сравнить эффективность сжатия каждого формата, заполнив таблицу.


Битовая глубина цвета равна 32. Видеопамять делится на две страницы. Разрешающая способность монитора 800 х 600. Вычислить объем видеопамяти.

На компьютере установлена видеокарта объемом 2 мегабайта. Какое максимально возможное количество цветов теоретически допустимо в палитре при работе с монитором, имеющим разрешение 1280 х 1024?

Зеленый цвет на компьютере с объемом страницы видеопамяти 125 Кбайт кодируется кодом 0010. Какова может быть разрешающая способность монитора?

Монитор работает с 16-цветной палитрой в режиме 640 х 400 пикселей. Для кодирования изображения требуется 1250 Кбайт. Сколько страниц видеопамяти оно занимает?

Сколько цветов можно максимально использовать для хранения изображения размером 350 х 200 пикселей, если объем страницы видеопамяти — 65 Кбайт?

Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого 5 минут при частоте дискретизации 44,1 КГц и глубине кодирования 16 битов.

Одна минута записи цифрового аудиофайла занимает на диске 1,3 Мбайт, разрядность звуковой платы — 8. С какой частотой дискретизации записан звук?

Две минуты записи цифрового аудиофайла занимают на диске 5,1 Мбайт. Частота дискретизации — 22 050 Гц. Какова разрядность аудиоадаптера?

Объем свободной памяти на диске — 0,01 Гбайт, разрядность звуковой платы — 16. Какова будет длительность звучания цифрового аудиофайла, если его записать с частотой дискретизации 44 100 Гц?

Задания к практической работе № 4,5

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данная разработка - выход для тех у кого выпал один урок и нет возможности его отработать. Выполнение заданий к практической работе № 4,5 "Представление текста, изображений и звука" рассчитано на 1 урок (45 мин.). Первые два задания: на представление текстовой информации, последнее, №3 - представляет собой 8 различных задач (представление графической и звуковой информации).

Практическая работа № 4,5 _Представление текста, изображений и звука_(10 класс, информатика).docx

Практическая работа № 4­5 "Представление текста, изображений и звука" (10 класс, информатика) Задание №1. Используя таблицу символов, записать последовательность числовых кодов для своих ФИО, названия улицы, по которой проживаете. Таблица символов отображается в → В редакторе MS Word с поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле Набор выбираете кириллица. вкладка Вставка Символ команды: ы. помощью Задание №2. Запустить БЛОКНОТ. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише ALT ввести код, отпустить клавишу ALT. В документе появиться соответствующий символ. Задание № 3. Решение задач. 1. Определить требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана монитора, если известна глубина цвета на одну точку. Глубина цвета (бит на точку) 4 16 8 24 32 Режим экрана 640 на 480 800 на 600 1024 на 768 1280 на 1024 2. Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. 3. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения? Сколько бит видеопамяти занимает информация об одном пикселе на ч/б экране (без полутонов)? 4. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея­ 800 х 600 пикселей? 5. Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024 х 768 точек и палитрой цветов из 65536 цветов. ( режим High Color – это 16 бит на точку, то объем памяти можно найти, определив число точек на экране и умножив на глубину цвета, т.е. 16.) 6. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов 7. уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем занимаемой им памяти? Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640  480 и палитрой из 16 цветов? 8. Рассчитать объем музыкального произведения при частоте 44,1 кГц, длительности 4 мин, глубине звука 16 бит.

Читайте также: