Традиции русской речевой манеры общения 7 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

1.Повторить сведения об этикете, речи, общении, словах вежливости, полученные на уроках этики, русского и украинского языка.

2.Получить новые сведения об обычаях и речевом этикете других народов.

3.Составить памятку, которая подскажет, как быть вежливым.

4.Познакомится с творчеством современного русского писателя, оценить актерское мастерство одноклассников.

2.Знаете ли вы, что…

3-ий ученик. Китайцы, японцы, индийцы не понимают традиции европейцев трогать друг друга руками при встрече, обниматься, целоваться – они считают это неприличным и оскорбительным для себя.

Вывод. Посещая ту или иную страну, полезно знать обычаи другого народа, в том числе, правила речевого этикета. Почему? Чтобы не попасть в неловкое положение, не обидеть людей, с которыми будешь общаться.

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака –

Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:

А Бяка думал: «Однако

Можно сказать, что они были приветливы?

Чем они могли расположить к себе друг друга?(Улыбнуться, поздороваться)

Правило №1. Будьте доброжелательны и вежливы .

Какие слова вежливости (или формулы вежливости) вы знаете?(Учащиеся приводят примеры)

Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Но говорит он до сих пор

И до меня дошел черед:

Учитель. Вы заулыбались: чем вас рассмешило стихотворение? Почему речь мальчика звучит смешно?

- Неправильно ставит ударение

- Не выговаривает звук [р]

Где же найти вариант правильного произношения? Конечно, в словаре. Каком? (Орфоэпическом)

Правило №2. Старайся говорить правильно .

Учитель. Как издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки? Хорошее произношение, дикцию отрабатывали скороговорками. Какие знаете вы? (Дети приводят примеры)

Например.

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В живом уголке жили ежи и ужи.

Шапкой Миши сбили шишки.

При дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Жутко жуку жить на суку.

Шла Саша по шоссе.

От топота копыт пыль по полю летит.

У пеньков опять пять опят.

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

-Я не знаю, как начать.

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

В общем, значит, стало быть,

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

Учитель. Как нужно сообщить о пожаре? (Ясно, четко, быстро, потому что в экстремальной ситуации счет идет на секунды).

Правило №3. Говори ясно, четко, без лишних слов.

1.Доброе слово / и кошке приятно.

2.Доброе слово / железные ворота откроет.

3.Ветры горы разрушают, / слово народы подымает.

4.От доброго слова / язык не усохнет.

Вывод. Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой.

Нужно почаще говорить их друг другу.

Обращаем внимание на эпиграф №2

Правило №4. На доброе слово не надо скупиться…

1.Слово – не воробей / вылетит – не поймаешь.

2.От одного слова / да навек ссора.

3.Язык мой – враг мой / прежде ума глаголет.

4.Слово – не стрела / а пуще стрелы ранит.

5.Долго думал / да хорошо сказал.

Анализируем пословицы, делаем вывод: необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека.

Правило №5: Взвешивай каждое слово, сначала думай, а потом говори.

Эпизод из мультфильма (Пух пришел в гости к Сове)

1.Что было хорошо? Поздоровались.

2.Что было неверно? Пух стучал ногой в дверь. Сова перебивала, не давала ему договорить.

Правило №6. Не перебивай, умей слушать !

Эпизод из мультфильма (Пух и Пятачок в гостях у Кролика)

1.Он звал их в гости?

2.Кролику было интересно общаться с Пухом и Пяточком?

3.Не слишком ли они засиделись?

4.Можно сказать, что гости были навязчивы?

Правило №7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.

Если вы собрались другу

Рассказать свою беду,

Брать за пуговицу друга

И на память вам оставит

Эту пуговицу друг.

Лучше дать ему подножку,

На пол бросить, сверху сесть

И тогда уже подробно

Рассказать свою беду.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Никому не говорил.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

Будь вежлив с мамами друзей,

Сердитых слов не говори.

По пустякам не спорь.

Ногами топать и кричать

На мам чужих нельзя,

Ведь есть у каждого из нас

Приближаясь к незнакомым мальчикам,

Девочка должна уже заранее

Им навстречу корчить рожи злобные,

Камни, палки, кулаки показывать

И угрозы разные выкрикивать.

Пусть издалека еще почувствуют,

Что не даст себя в обиду девочка.

Если все тебя хотят

Громко глупости кричать

Хныкать и плеваться,

Дергать кошек за хвосты,

Девочек за косы,

Бить ногами всех подряд,

Кашу есть руками

И показывать язык

Это трудно, но у них

Будь готов тогда всему

Учитель. Эти вредные советы рассчитаны на людей с хорошим чувством юмора. На самом деле, полезнее следовать нашей памятке и тогда общение с вами будет всем приятно.

ІІІ. Рефлексия (возвращаемся к плану урока и анализируем, чего мы достигли)

Вопросы к учащимся.

Что такое этикет?

Что узнали нового?

Пригодится ли вам памятка?

[так не надо делать!]

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.

Вступительное слово учителя.

Стихотворение читают учащиеся класса

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Произносить он не привык,

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

- Каких вежливых слов не знает мальчик?

- Умеете ли вы ими пользоваться?

Ответы детей. Определяют основную мысль стихотворения, тему, цель урока, задачи.

К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста , построения крепких семейных и дружеских отношений.

Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?

( Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

- Что же это такое - речевой этикет?

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:

Противоречит тому, что вы думали, что знаете.

То, что не понятно и вызывает вопросы.

Верно сказанное слово – половина дела.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах. Л. Г. Антонова

- Скажите, какую новую информацию вы получили?

- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

- Какие вопросы возникли?

-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета .

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора.

Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Для этого существуют формулы приветствия.

Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

Прочитайте отрывок из документа Петра Великого о нормах общения:

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах.

 Можно ли сказать, что сейчас правила речевого этикета сильно отличаются от того, что описано в документе Петра I ? Стадии разговора, конечно, остались прежними. Но сами формулы речевого общения очень отличаются от современных. Вспомним, что такое речевые формулы.

Можно ли сказать, что сейчас правила речевого этикета сильно отличаются от того, что описано в документе Петра I ?

Стадии разговора, конечно, остались прежними. Но сами формулы речевого общения очень отличаются от современных.

Вспомним, что такое речевые формулы.

 Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора: начало разговора (приветствие/знакомство) основная часть заключительная часть разговора.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

Формы приветствия в речевом этикете.

Форма приветствия

Указание на время встречи

 Формулы прощания. Формулы благодарности. Формулы просьбы-приглашения. Формулы вежливого отказа. Комплименты.

Формулы прощания.

Формулы благодарности.

Формулы просьбы-приглашения.

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.

 Упражнения 1. Составьте портрет приятного собеседника. Запишите в тетради.

Упражнения 1. Составьте портрет приятного собеседника. Запишите в тетради.

2. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации. I. – Как дела? – спросил я. – Как сажа бела. Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал: – Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные. (Ю. Додолев) II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику. – Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья. (В. Богомолов)

2. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

3. Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. Деепричастия и деепричастные обороты подчеркните. (Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай, пока не пожмёш… руку. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

3. Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. Деепричастия и деепричастные обороты подчеркните.

(Встречаться ) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай, пока не пожмёш… руку. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

 1.Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. 2. Умей находить общий язык с любым собеседником. 3.Помни, что вежливость – основа любого поведения. 4.Избегай многословия. 5.Говори просто, понятно, чётко. 6.Избегай речевого однообразия. 7.Владей культурой языка. 8.Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца. 9.Умей не только говорить, но и слушать. Заповеди речевого поведения.

1.Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.

2. Умей находить общий язык с любым собеседником.

3.Помни, что вежливость – основа любого поведения.

5.Говори просто, понятно, чётко.

6.Избегай речевого однообразия.

7.Владей культурой языка.

8.Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

9.Умей не только говорить, но и слушать.

Заповеди речевого поведения.

Домашнее задание: Сформулируйте правила речевого этикета, используя материал предыдущих уроков.

Домашнее задание:

Сформулируйте правила речевого этикета, используя материал предыдущих уроков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родной язык.

Тема. Традиции русской речевой манеры общения. (П.12, стр.80)

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление учащихся о речевом этикете.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с этикетными формулами речевого общения, учить устанавливать зависимость этикетной формы от речевой ситуации; воспитывать в детях культуру речевого общения, уважительного отношения друг к другу.

Вступительное слово учителя.

К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Поэтому мы сегодня поговорим о речевом общении. Давайте вспомним, что такое речевое общение?

( Речевое общение – взаимодействие между людьми с помощью языка).

Американские учёные подсчитали, что общению в жизни человека уделяется 65%. Но каждый по-своему использует эти 65% на протяжении всей своей жизни. Кто-то говорит правильно, выразительно, интересно. А кто-то…, но мы о них не будем говорить.

Правила культуры общения между людьми сложилось очень давно. Вековая история этикета предусматривает овладение нормами (правилами) этического поведения, этической культуры, особенно речевой, а это всегда вызывает интерес людей, потребность к самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

- Что же это такое - речевой этикет?

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Читать текст вы будете с пометами. Возьмите простые карандаши и в тексте на полях отметьте:

Речь и этикет.

Верно сказанное слово – половина дела.

Дорогие друзья, разговор у нас пойдет о речевом этикете.

Давайте разберемся во всем по порядку.

Любому уважающему себя человеку должны быть знакомы правила речевого и этикетного поведения. Они подробно описаны в специальной литературе.

У вас есть уникальная возможность: познакомиться с правилами поведения для российского юношества, которые были изданы в 1717 году по приказу Петра I для обучения молодых дворян светскому общению и поведению. Пособие получило название:

1. Дети не имеют без приказу родительского никогда бранить, или поносительными словами порекать.

2. У родителей речей перебивать не надлежит и не прекословить, и другим их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

4. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах. Л. Г. Антонова

- Скажите, какую новую информацию вы получили?

- С чем вы не согласны, и что не соответствует в тексте вашим знаниям?

- Какие вопросы возникли?

-Какие из наставлений Петра I подходят к окружающей действительности?

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета .

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

начало разговора (приветствие/знакомство)

заключительная часть разговора.

Существует множество формул речевого общения. Конечно, со всеми мы не сможем познакомиться в рамках одного урока, но о некоторых из них поговорим.

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Для этого существуют формулы приветствия.

Формулы приветствия.

Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п.

А теперь давайте попробуем заполнить таблицу примерами приветствий.

Формы приветствия в речевом этикете.

Форма приветствия

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Моё почтение!

Здравия желаю!

Формулы прощания.

При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились: "До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", Будьте здоровы".

Формулы благодарности.

Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испекла ваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.

Формулы просьбы-приглашения.

В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.

Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:

Формулы вежливого отказа.

Комплименты.(стр.80, упр.117, 118)

Ведение спора, дискуссии.

Учащимся могут быть предложены такие задания:

1.Составьте словесный портрет приятного собеседника (упр.119, стр.82).

2.Попробуйте нарисовать или записать в тетради антирекламу качеств, препятствующих приятному общению.

3.Запишите в тетрадь те этикетные формулы, которыми вы пользуетесь в жизни. Подумайте, всегда ли вы правильно их используете (учитывайте речевую ситуацию).

4.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти на улицу Садовую. Как вы обратитесь с просьбой помочь вам найти нужную улицу к прохожему?

5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.

I. – Как дела? – спросил я.

Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:

– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.

II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.

– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.

(В. Богомолов)

Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.

6. Итак, давайте подведём итоги урока:

- Понятна ли была тема урока?

- Что нового вы узнали?

- Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Домашнее задание (на выбор):

1. Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.

2.Составьте кроссворд по теме урока.

3.Изобразите на рисунке различные ситуации по теме урока.

4.Подберите пословицы по теме нашего урока.

- Большое спасибо всем, кто работал со мной на уроке

Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации

рассмотреть классификацию формул речевого этикета;

научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником;

познакомить с историей развития русского речевого этикета

научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;

развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;

научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;

воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;

внимательно относиться к своей и чужой речи.

Речь - удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Актуализация опорных знаний учащихся.

-Что называется общением?

2. Проверка домашнего задания (3-4 ученика)

3. Орфографическая разминка.

Экзотическое растение, станционный смотритель, командовать парадом, сельскохозяйственная отрасль, кое-кого кое о чем попросить, пятьсот шестьдесят тетрадей, говорить шепотом.

1.Вступительное слово учителя.

Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…

А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь и ее особенности всегда остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас.

2. Обращение к эпиграфу.

Речь - удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

IV. Объявление темы и цели урока.

Мы ежедневно общаемся в семье, в транспорте, в школе, на работе. Жизнь без разговора просто немыслима. Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают. Совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом.

-Какие задачи перед нами стоят?

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с различными этикетными формулами, научимся применять их в любых речевых ситуациях, убедимся в необходимости поддерживать доброжелательный контакт в разных условиях общения, а также познакомимся с интересными фактами из истории русского речевого этикета.

V. Работа над темой урока.

1. Словарная работа.

-Что же такое этикет?

Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе.

Вот требования современного этикета. Человек должен обладать:

во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;

в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;

в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

Это слово мы используем, когда обращаемся с просьбой равно словосочетанию окажи милость.

Дядя Саша огорчен

Рассказал он вот о чем…

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

А слово-то какое –

Он про внучку говорил:

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать, как рыба.

Работа по группам. Слайд

Рассмотрите рисунки. Попробуйте разыграть каждую сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.

Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он помог выполнить домашнее задание; 2) маму за то, что она приготовила любимое ваше блюдо; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти дом, который вы ищете.

Попросите у одноклассника карандаш.

Пригласите одноклассников в кино.

Вы заблудились в незнакомом вам городе, а вам нужно найти, например, улицу Ленина. Как вы обратитесь с просьбой к прохожему?

Задание: На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать!

Пойдем сегодня на дискотеку!

Ольга Николаевна, спросите меня сегодня на уроке. Ладно?

Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли!

Олег, позвони мне вечером.

Комплименты. Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Задание: по цепочке сделать друг другу комплимент.

VI. Подведение итогов.

Ребята, всё, чему научились мы сегодня, очень важно. Ведь с раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают все новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания. Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой - наша общая задача. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи - это наше народное достояние. Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат вам в жизни огромную службу, так как научат вас жить в большом ладу с окружающими.

VII. Домашнее задание.

1.Подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: