Культура 17 века конспект

Обновлено: 06.07.2024

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Жатва. Сцена из деяний пророка Елисея. Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1680 г.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Спасская башня Московского Кремля (шатровый стиль)

Живопись XVII в. Появляются новые художественные идеалы, отражающие новые взгляды на мир человеческих отношений, науку, культуру. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686). На протяжении всего XVII в. очень медленно, но последовательно происходит освобождение от канона и превращение иконописца в живописца, а иконописи – в живопись. Творчество С. Ушакова позволяет проследить этот процесс.

Иконописная условность постепенно преодолевается во второй половине XVII в. В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи. Царь Федор Алексеевич. Парсуна. 1686 г. Н.К. Нарышкина (мать Петра I ). Портрет. 1680-1690 гг. Н.К. Нарышкина (мать Петра Великого).

Расширение связей с западноевропейскими государствами приводит к созданию профессионального театра в России. В 1672 г. В Москве был создан первый придворный театр. При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр. Широкое распространение получил бродячий театр. C:\2009-10\7г\РЫБКИНА\Придворный театр 17 века.jpg

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: Каким же было главное направление развития русской культуры? С переходом от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от незыблемых канонов (установленных правил). Творения писателей и художников обрели индивидуальные, личностные черты. Так XVII век, внешне еще верный традиции, постепенно готовил культурный переворот Петровской эпохи.

Автор: Рыбкина Любовь Ивановна, учитель истории Быковской СОШ № 14

Предварительный просмотр:

Сопроводительный текст к презентации урока по теме:

"Русская культура в XVII в. "

Сл. 1 . XVII век является переходным временем в развитии русской культуры. В нем тесно переплетается новое и старое, передовое и консервативное. В это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре нового времени.

Сл. 2 Литература обретала новые черты, постепенно освобождаясь от груза отживших традиций, переставая быть только церковной. Появляются первые "светские" произведения, новые литературные жанры.. Появляются первые записи произведений устного народного творчества (исторических песен, былин, пословиц, поговорок).

Новые жанры литературы: бытовые повести, автобиографические и биографические повести, сатирические произведения. Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

Сл. 3 Не сразу Русь оправилась после потрясений Смутного времени. Москва и другие города долго лежали в развалинах. Только в 1619 г. возобновилась деятельность Каменного приказа, началось восстановление городов и новое строительство. В Кремле был возведен трехэтажный каменный Теремной дворец (1635-1636) для повседневной жизни царя. Архитектура дворца демонстрировала отступление от традиций древнерусского зодчества. Возросшее техническое мастерство позволило строителям стены дворца сделать тоньше, усовершенствовать отопление помещений, оконные рамы. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Сл. 4 В XVII в. продолжается строительство деревянных дворцов и храмов. "Восьмым чудом света" называли деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце насчитывалось 270 комнат. Затейливую кровлю покрывала деревянная черепица. Дворец казался поистине сказочным. Увы, жилые деревянные постройки, даже в хороших климатических условиях, редко сохраняются более 80 лет. В 1768 г. обветшалый дворец был разобран.

Сл. 5-6 Новые архитектурные решения особенно проявились в одном из наиболее совершенных произведений русского зодчества XVII в. - церкви Троицы в Никитниках, построенной в 1631-1634 гг. на средства купцов Никитниковых. Для украшения храма применялся специально формованный (штучный) кирпич. Белокаменные наличники окон и порталы церкви покрыты были растительным орнаментом и изображениями сказочных птиц. Стены церкви расписаны фресками. Храм производит впечатление увеличенной точеной игрушки.

Сл. 7 В 1652 г. завершилось строительство московской церкви Рождества Богородицы в Путинках. В облике этой церкви с наибольшей полнотой отразилось все новое, что привнес в архитектуру XVII век: многочисленные кокошники и наличники, провисающие "гирьки" шатрового крыльца, особая кирпичная кладка, наконец, храм венчают шесть шатров, три из которых - декоративные. Это придавало церкви дворцовый, светский облик. В 1652 г. ставший патриархом Никон, борясь с "обмирщением" в церковной архитектуре, запретил строить в столице каменные шатровые храмы.

Сл. 10 Ради воплощения в камне идеи превосходства "священства" над "Царством" Никон повелел выстроить на берегах Истры единый православный центр - Новый Иерусалим. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656-1685) в плане точно повторяет храм Гроба Господня в Иерусалиме. Долгое строительство осуществлялось русскими мастерами по чертежам, моделям и описаниям, составленным паломниками, побывавшими в Святой земле. Никон хотел видеть храм суровым и аскетичным, а русские мастера создали "красоту неизглаголенную": в камне как бы претворились мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни.

Сл. 11 Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Под руководством английского мастера Х. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне. К концу века архитектурные украшения получили и другие башни Московского Кремля.

Сл. 12 В конце XVII в. в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры. "Деревянные сказки" и "каменные песни" оставили нам в наследство наши предки, россияне семнадцатого столетия.

Сл. 13 Живописные произведения в XVII в., как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усиливалось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей. На протяжении всего века очень медленно, но последовательно происходит освобождение от церковных канонов (установленных правил) и превращение иконописи в живопись. Творчество одного из самых знаменитых живописцев - Симона Ушакова (1626-1686) - позволяет проследить этот процесс. Он писал фрески, иконы, миниатюры, резал гравюры. Художник был как бы укоренен в классической древнерусской традиции. Однако уже в иконе "Великий архиерей" (1656-1657), написанной для церкви Троицы в Никитниках, проступают элементы реализма (так, автор старается передать реальную форму глаз - со слезничками и даже ресницами - немыслимые в предшествующую эпоху детали!). Наиболее известным его произведением, неоднократно повторяемым автором, был "Спас Нерукотворный".

Сл. 14. Новым явлением в русской живописи в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Первые портреты "с живства"(с натуры) стали называть парсунами. Одни из самых ранних - парсуны с изображением царя Федора Ивановича и воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского. Оба портрета написаны в иконописной манере. Однако, несмотря на традиционность, уже очевидно, что на смену лику, столь характерному для изображения святых, приходит лицо - узнаваемое, со своими неповторимыми чертами. Именно таким представляется на парсуне 1686 г. лицо юного царя Федора Алексеевича - не отстраненное от мира, а задумчивое, с едва заметной, робкой, глубоко затаенной улыбкой.

В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи. Сохранились портреты матери Петра Великого и его дяди (Л.К. Нарышкина). В этих портретах художник отразил, уже без оглядки на старину, внутренний мир человека. Изменилась техника работы художника: тени получают реальный цвет. Глубже стало понимание самого живописного искусства.

Сл. 16-17. Новым явлением для русской культуры стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярморочные дни скоморохами и лицедеями для толпы.

Царь Алексей Михайлович под влиянием своей второй жены Натальи Нарышкиной и боярина А.С. Морозова разрешил завести при царском дворе "комедийную хоромину". Подготовка первого спектакля была поручена жившему в Немецкой слободе лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Первая труппа - 60 иностранцев, сюжет пьесы - библейская история. Представления длились обычно несколько часов, зрители - царь, его семья и придворные.
В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, главным действующим лицом которого стал мифологический Орфей. Благочестивый Алексей Михайлович смущался от того, что при дворе устраиваются соблазнительные пляски под музыку, но его переубедили: при всех европейских дворах это принято.

Но после смерти сначала Г. Грегора, затем Алексея Михайловича в 1676 г. его наследник сын Федор (ему еще не было 16 лет) большого интереса к театру не проявил, и никому другому до подобных увеселений дела не было. Театр снова возродится лишь спустя 30 лет при Петре 1.

Сл. 18. Подведем итоги. Главной отличительной чертой развития русской культуры XVII в. стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви. На смену средневековым представлениям пришло новое миропонимание. Достижения культуры XVII в. подготовили почву для последующего развития русской культуры в XVIII в.


Уровень культуры России в 17 веке уступал Западной Европе. В стране до конца века не было университетов, а тиражи издаваемых книг уступали европейским. Однако развитие культуры народов России продолжалось, и к 1700 году имелось немало достижений.

Особенности культурного развития

Начало XVII века для России было тяжелым. Страна пережила Смуту, голод, войны с соседями: поляками, шведами, крымскими татарами. Общий упадок хозяйства сказался и на скромном уровне культурного развития в первой половине XVII века.


Рис. 1. Культура России XVII век.

На развитие культуры повлияло развитие связей с Европой. В Москве появилась Немецкая слобода — Кукуй. Общение с иностранцами привело к проникновению различных новшеств в русский быт. Это стало особенно заметно в годы молодости Петра I, в 1680–1690-е годы.

Помимо этого, в XVII веке сложился всероссийский рынок. Это ускорило развитие экономики в целом, появились первые мануфактуры. В русское градостроительство в XVII веке впервые проникло регулярное планирование. Быт отдельных представителей московской знати поражал иностранцев, например, фаворита царевны Софьи — Василия Голицына. В его доме была библиотека, зеркала, часы и другие атрибуты европейского аристократического быта того времени. Свой вклад в развитие культуры внес и церковный раскол в годы царствования царя Алексей Михайловича.

На развитие русской культуры в XVII веке повлияло Великое посольство Петра I в 1697–1698 годах. Впервые в мировой истории правитель крупного государства покинул его пределы на значительный срок с целью знакомства с передовыми европейскими достижениями в Нидерландах, Англии, Австрии, Германии.

Великое посольство Петра I

Рис. 2. Великое посольство Петра I.

Достижения культуры

С XVII века можно вести историю российской системы образования. В училищах и духовных школах в те годы преподавали риторику, философию, латынь и греческий язык. Частное училище боярина Ртищева действовало при Андреевском монастыре. Учебные заведения действовали при монастырях, например, Чудовом и Заиконоспасском (с 1665 года).

Первым высшим учебным заведением в царстве Русском стала Славяно-греко-латинская академия. Она появилась в 1687 году в Москве на улице Никольской. По статусу она соответствовала западноевропейским университетам. Ее создателями были Симеон Полоцкий и Сильвестр, а первыми преподавателями — братья Лихуды, греческие ученые и монахи.

В XVII веке в России были изданы:

В государстве действовала типография — Печатный двор, а при ней и школа с 1680 года. С 1654 года началась подготовка русских лекарей, а при царе Федоре Алексеевиче, то есть к 1682 году, появились первые больницы.

Для XVII века стало характерным обмирщение культуры, то есть рождение светской культуры, свободной от церковных канонов. Развивается не только иконопись, но и появляются первые портреты. Сначала это были парсуны, например, воеводы Скопина-Шуйского, а концу века — Преображенская серия портретов сподвижников молодого Петра I.

Достижения культуры в 17 веке можно представить в таблице:

Направление

Достижения

1672 год — открытие первого театра при царском дворе

1602 год — завершение строительства Кремля в Смоленске, самого большого в государстве

1658–1685 годы — строительство Новоиерусалимского монастыря вблизи Москвы

1667–1672 годы — строительство деревянного дворца в Коломенском

1683–1688 годы — строительство Кремля в Тобольске

1690-е — постройки в стиле голицынского и нарышкинского барокко, например, церкви в Дубровицах и Покрова в Филях, Сухарева башня

1672 год — Житие протопопа Аввакума

1697–1699 год — Хорографическая и Чертежная книга Сибири Семена Ремезова

1665 год — школа при Заиконоспасском монастыре

1687 год — Славяно-греко-латинская академия

Парсуна с изображением воеводы Скопина-Шуйского (начало века), иконы Симона Ушакова (середина века), Преображенская серия портретов сподвижников Петра I

К концу века каменное зодчество появилось в Сибири, в Тобольске был построен кремль. В России строились не только укрепления, но и жилые дома, палаты, церкви. Помимо шатрового и крестово-купольного стиля, к концу века появились постройки в стиле голицынского и нарышкинского барокко.

Нарышкинское барокко

Рис. 3. Нарышкинское барокко.

Что мы узнали?

В XVII веке в царстве Русском было немало достижений в живописи, архитектуре и литературе. Культура народов, населяющих его, уступала по разнообразию русской культуре. В школьном курсе истории 7 класса кратко изучают культуру Руси XVII века.

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций Церкви. Развитие культуры народов России XVI-XVII века:

Литература

Образование

Первую русскую Грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек. В 1687 г. — Букварь (автор В.Ф. Бурцов-Протопопов). В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. .

Архитектура

В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (Храм Василия Блаженного) (1555— 1561, зодчие Барма и Постник). В XVII в. в архитектуре утвердился московский шатровый стиль, который получил яркое воплощение в церкви Вознесения в Коломенском под Москвой (1532). Позже формируется стиль нарышкинского (московского) барокко — церковь Покрова в Филях (1693)

Развитие культуры XVI-XVII

Живопись

В конце XV в. крупнейшим представителем московской школы иконописи был Дионисий (Похвала Богородице). В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого стал Симон Ушаков, иконописец и гравер. В XVII в. при дворе Алексея Михайловича появляется первый придворный театр.

Первооткрыватели

Василий Бугор исследовал бассейны рек Ангара, Илим, Лена (1628). Петр Бекетов, енисейский казачий сотник основал Ленский острог (Якутск), ставший основной базой дальнейшего освоения Восточной Сибири (1632). С.И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой (1648). В.Д. Поярков исследовал путь от Амура до Охотского моря (1643-1646). Е.П. Хабаров закрепил за Россией Приамурье (1649-1653). В.В. Атласов — освоение Камчатки (1697-1701).

Читайте также: