Речевая деятельность конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее.

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).

Ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания).

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-10; 191.

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 9 – 13; 296 с.

3. Рыбченкова Л. М., Учебник. – В 2-х частях. – 2-е изд., испр. / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2012. – с. 4, 8 – 127 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Язык и речь – тесно связанные понятия. Язык – это средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее. С помощью языка люди общаются между собой, тот есть передают информацию (мысли, чувства, накопленный опыт в различных областях) различными способами.

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе, поэтому язык и речь – две стороны одного и того же явления.

То, о чём вы подумали – это внутренняя речь.

Итак, чтобы передать мысль, мы обращаемся к языку и с помощью языковых средств строим речь.

Думаем, что нет, Вы и так видите опасность;

  1. Почему, когда Вы заметили опасность, сказали о ней другу? Что заставило Вас заговорить?

Предположим, чтобы не было столкновения.

  1. Если бы рядом с вами шел человек, не владеющий русским языком, имело ли смысл произносить русское слово?

Конечно, нет. Это слово иностранцу ничего не сообщит.

Следовательно, чтобы речь возникла, нужны определённые условия:

– должно быть хотя бы два человека (говорящий и слушающий; пишущий и читающий);

– потребность человека что-то сказать или написать;

– говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком.

Для того чтобы познакомиться с информацией обычно используют ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Такое чтение поможет сориентироваться, например, в содержании книги.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания), следовательно, помогает понять, запоминать информацию.

Слушать тоже необходимо уметь. Постарайтесь не отвлекаться, не перебивать говорящего, если что-то не поняли, вежливо спросите об этом. Например, на уроке, если что-то не понятно, можно спросить так:

– Извините, я не понял (а), как выделить … .

– Скажите, пожалуйста, что означает слово… .

– Объясните, пожалуйста, как обозначить… .

Во время слушания обращайте внимание на интонацию говорящего, его мимику, жесты.

Теоретический материал для углубленного изучения

Основные приёмы изучающего чтения

  1. Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво.
  2. О чём говорится в тексте? Что в нём исследуется? (определить тему текста).
  3. Уточните, что нового вы для себя узнали, а что было знакомым.
  4. Просмотрите шрифтовые выделения в тексте (курсив, жирный шрифт).
  5. Выделите непонятные слова, узнайте их значение.
  6. Прочитайте еще раз весь текст или трудные части.
  7. Приведите свои примеры, объясните их, перескажите текст; ответьте на вопросы в конце текста (если есть).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбери правильное утверждение.

а) деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе;

б) средство общения.

Разбор задания: вспоминаем, что речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе. Ответ: а.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите виды речевой деятельности:

А) прямая, косвенная;

б) устная, письменная;

в) эмоциональная, спокойная.

Разбор задания:

Вспоминаем виды речевой деятельности: общение бывает устным и письменным, поэтому речь бывает устной и письменной. Устная речь произносится, письменная записывается. Ответ: б.

Конспект урока в 10 классе на тему

обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности.

предметные:

повторить основные виды речевой деятельности;

метапредметные :

формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;

личностные :

создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям .

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический.

Технология: модерации.

Оборудование: презентация.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверить наличие 5 паронимов.

На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

Говорящий или пишущий человек, то есть отправитель информации

Сама информация, то есть текст в устной или письменной форме

Слушающий или читающий человек, то есть получатель информации

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? ( Речевую)

(Речевая деятельность)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности.

Настраи-ваются на рабочий процесс.

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.

Проблемная ситуация

-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?

-Слушают ли участники этой истории друг друга?

-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?

-Почему они возникают?

Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.

Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.

Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!

Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.

Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.

Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.

Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?

Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.

Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!

Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.

Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.

( возвратиться к вопросам)

- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)

Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.

(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)

- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?

Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо

-хорошо разобраться в теме высказывания;

-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;

- чётко сформулировать её;

В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)

Хороший слушатель

Плохой слушатель

· Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

· Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

· Перебивает собеседника, как только представиться случай.

· Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

· Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

· Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

· Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

· Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

· Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

· Резко, категорично выражает свое мнение.

· Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

· Тратит время на обдумывание посторонних тем.

· Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

· Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

Сделаем вывод.

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.

Проблемная ситуация

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.

-Как вы понимаете эти слова?

Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.

- Кто же у нас умеет читать?

- Почему задание оказалось трудным?

- Чему мы должны учиться?

Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: __________________.

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.

Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________.

Для справок : чтение - просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.

Вернемся к тексту о Коменском.

-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?

Письмо как вид речевой деятельности.

Письмо – это ( продолжить)

Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)

Что? Для кого? Для чего?

Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение цели.

Цель: особенности различных видов речевой деятельности.

Задачи:

• Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности;

• Практически опробовать различные виды речи;

Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений .

• Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.

• Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь.

Формы речи

• Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

• Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения.

Виды устной речи

• Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.

• Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.

• Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Для диалога характерны

• повторения фраз и отдельных слов за собеседником

• вопросы, дополнения, пояснения

• употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.

Для монолога характерны

• большая композиционная сложность

• более строгое соблюдения грамматических правил

• строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Видами речи являются:

• Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

• Слушание , или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи;

• Чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Говорение

1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр.

Процесс вербального общения:

1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать.

Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.

Процесс вербального общения

2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск нужного слова.

3 этап - проговаривание, реальное звучание речи.

Процесс вербального общения

• 1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания;

• 2 этап — построение синтаксической структуры предложения;

• 3 этап – проговаривание, реальное звучание речи.

Слушание

Ораторское искусство начинается с умения слушать. Скилеф

• Будьте физически внимательны.

• Повернитесь лицом к говорящему.

• Не притворяйтесь, что слушаете.

• Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека.

• Дайте собеседнику время высказаться.

• Не перебивайте без надобности.

• Отвечайте! Задавайте вопросы по сути!

Чтение

• Книга делает человека крылатым. Ф.В.Гладков

• Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым. Декурсель

• Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. А.М.Упит

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

• Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.

Письмо

Аудирование (по вариантам).

№1 - 1 а, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а

№2 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

10А от 21.10.

10Б от 21.10.

10В от 22.10.

обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности.

предметные:

повторить основные виды речевой деятельности;

метапредметные :

формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;

личностные :

создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям .

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический.

Технология: модерации.

Оборудование: презентация.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка домашнего задания

Проверить наличие 5 паронимов.

Мотивация УУД. Целеполагание

На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? ( Речевую )

(Речевая деятельность)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности.

Настраи-ваются на рабочий процесс.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Актуализация опорных знаний

Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.

Проблемная ситуация

-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?

-Слушают ли участники этой истории друг друга?

-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?

-Почему они возникают?

Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.

Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.

Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!

Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.

Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.

Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.

Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?

Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.

Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!

Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.

Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.

( возвратиться к вопросам)

- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)

Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.

(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)

- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?

Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо

-хорошо разобраться в теме высказывания;

-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;

- чётко сформулировать её;

В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)

Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

Перебивает собеседника, как только представиться случай.

Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

Резко, категорично выражает свое мнение.

Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

Тратит время на обдумывание посторонних тем.

Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

Сделаем вывод.

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.

Проблемная ситуация

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.

-Как вы понимаете эти слова?

Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.

- Кто же у нас умеет читать?

- Почему задание оказалось трудным?

- Чему мы должны учиться?

Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.

Работа над темой урока (конспектирование презентации)

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: __________________.

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.

Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________.

Для справок : чтение - просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.

Вернемся к тексту о Коменском.

-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?

Письмо как вид речевой деятельности.

Письмо – это ( продолжить)

Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)

Что? Для кого? Для чего?

Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение цели.

Цель: особенности различных видов речевой деятельности.

Задачи:

Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности;

Практически опробовать различные виды речи;

Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений .

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.

Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь.

Формы речи

Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения.

Виды устной речи

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.

Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.

Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Для диалога характерны

повторения фраз и отдельных слов за собеседником

вопросы, дополнения, пояснения

употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.

Для монолога характерны

большая композиционная сложность

более строгое соблюдения грамматических правил

строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Видами речи являются:

Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

Слушание , или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи;

Чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Говорение

1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр.

Процесс вербального общения:

1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать.

Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.

Процесс вербального общения

2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск нужного слова.

3 этап - проговаривание, реальное звучание речи.

Процесс вербального общения

1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания;

2 этап — построение синтаксической структуры предложения;

3 этап – проговаривание, реальное звучание речи.

Слушание

Ораторское искусство начинается с умения слушать. Скилеф

Будьте физически внимательны.

Повернитесь лицом к говорящему.

Не притворяйтесь, что слушаете.

Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека.

Дайте собеседнику время высказаться.

Не перебивайте без надобности.

Отвечайте! Задавайте вопросы по сути!

Чтение

Книга делает человека крылатым. Ф.В.Гладков

Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым. Декурсель

Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. А.М.Упит

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.

Письмо

Закрепление

Аудирование (по вариантам).

№ 1 - 1 а, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а

№ 2 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а

Читают, отвечают на вопросы .

Над чем мы сегодня работали?

Что было сложным?

Анализируют, делают выводы.

Д/з., оценивание

Изучить §3, выполнить упр. 35.

Запись в дневник.

Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

Перебивает собеседника, как только представиться случай.

Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

Резко, категорично выражает свое мнение.

Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

Тратит время на обдумывание посторонних тем.

Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

Работа с текстом

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _________________________ Другими словами,____________________________чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе______________________чтениямы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:______________________________________________________________________

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному______________________ чтению. Цель _____________________чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью___________________чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.

Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________________________________________________________________

Для справок: чтение- просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности.

Урок № 22-23. Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах, получение представлений об основных видах речевой деятельности

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

- Тогда уточним тему урока. Виды речевой деятельности.

Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: познакомиться с основными видами речевой деятельности.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

- Продолжаем разговор о речевой деятельности.

- Однозначное или многозначное слово речь?

Устная и письменная речь - основные виды речевой деятельности.

Письменная речь - название говорит само за себя. Устная речь связана, прежде всего, с устным народным творчеством (Народные предания передавались из уст в уста), она имеет место, когда мы общаемся.

- Послушайте текст и выпишите ответы на вопросы: Что такое язык? Что такое речь?

- Чем отличаются между собой язык и речь?

- Какие разновидности употребления языка выделяют ученые?

- Чем разговорный и литературный язык могут отличаться?

Особенно убедительно на этот вопрос ответил отечественный лингвист Л.В. Щерба. Он считал, что в основе разговорного языка лежит неподготовленный диалог, а в основе ли­тературного языка - подготовленный монолог. Разговорное общение во многом зависит от ситуации. Кроме неподготовленности речевого акта, разговорной речи присущи непринуж­денность, непосредственное участье говорящих, ситуативность.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

Работа с учебником.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

- Охарактеризуйте речевую ситуацию, используя следующие рисунки

Священное умение говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу. Приставка. Окончание. Основа.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

6. Первичное закрепление

- Разберите слова по составу и дайте их лексическое значение.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составить монолог - объяснение в следующей ситуации общения:

I в. II в. Объясняешь малышу правила объясняешь однокласснику дорожного движения правила игры

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Читайте также: