Речевая деятельность конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее.
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).
Ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией.
Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания).
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-10; 191.
Дополнительная литература:
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 9 – 13; 296 с.
3. Рыбченкова Л. М., Учебник. – В 2-х частях. – 2-е изд., испр. / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2012. – с. 4, 8 – 127 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Язык и речь – тесно связанные понятия. Язык – это средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее. С помощью языка люди общаются между собой, тот есть передают информацию (мысли, чувства, накопленный опыт в различных областях) различными способами.
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе, поэтому язык и речь – две стороны одного и того же явления.
То, о чём вы подумали – это внутренняя речь.
Итак, чтобы передать мысль, мы обращаемся к языку и с помощью языковых средств строим речь.
Думаем, что нет, Вы и так видите опасность;
- Почему, когда Вы заметили опасность, сказали о ней другу? Что заставило Вас заговорить?
Предположим, чтобы не было столкновения.
- Если бы рядом с вами шел человек, не владеющий русским языком, имело ли смысл произносить русское слово?
Конечно, нет. Это слово иностранцу ничего не сообщит.
Следовательно, чтобы речь возникла, нужны определённые условия:
– должно быть хотя бы два человека (говорящий и слушающий; пишущий и читающий);
– потребность человека что-то сказать или написать;
– говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком.
Для того чтобы познакомиться с информацией обычно используют ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Такое чтение поможет сориентироваться, например, в содержании книги.
Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания), следовательно, помогает понять, запоминать информацию.
Слушать тоже необходимо уметь. Постарайтесь не отвлекаться, не перебивать говорящего, если что-то не поняли, вежливо спросите об этом. Например, на уроке, если что-то не понятно, можно спросить так:
– Извините, я не понял (а), как выделить … .
– Скажите, пожалуйста, что означает слово… .
– Объясните, пожалуйста, как обозначить… .
Во время слушания обращайте внимание на интонацию говорящего, его мимику, жесты.
Теоретический материал для углубленного изучения
Основные приёмы изучающего чтения
- Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво.
- О чём говорится в тексте? Что в нём исследуется? (определить тему текста).
- Уточните, что нового вы для себя узнали, а что было знакомым.
- Просмотрите шрифтовые выделения в тексте (курсив, жирный шрифт).
- Выделите непонятные слова, узнайте их значение.
- Прочитайте еще раз весь текст или трудные части.
- Приведите свои примеры, объясните их, перескажите текст; ответьте на вопросы в конце текста (если есть).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбери правильное утверждение.
а) деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе;
б) средство общения.
Разбор задания: вспоминаем, что речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе. Ответ: а.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите виды речевой деятельности:
А) прямая, косвенная;
б) устная, письменная;
в) эмоциональная, спокойная.
Разбор задания:
Вспоминаем виды речевой деятельности: общение бывает устным и письменным, поэтому речь бывает устной и письменной. Устная речь произносится, письменная записывается. Ответ: б.
обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности.
предметные:
повторить основные виды речевой деятельности;
метапредметные :
формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;
личностные :
создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям .
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический.
Технология: модерации.
Оборудование: презентация.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Проверить наличие 5 паронимов.
На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
-Что такое деятельность? Виды деятельности.
-Общение может быть деятельностью?
-Попробуем составить модель общения.
-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?
Говорящий или пишущий человек, то есть отправитель информации
Сама информация, то есть текст в устной или письменной форме
Слушающий или читающий человек, то есть получатель информации
-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? ( Речевую)
(Речевая деятельность)
-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)
Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности.
Настраи-ваются на рабочий процесс.
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.
Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.
Проблемная ситуация
-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?
-Слушают ли участники этой истории друг друга?
-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?
-Почему они возникают?
Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.
Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.
Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!
Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.
Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.
Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.
Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?
Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.
Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!
Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.
Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.
( возвратиться к вопросам)
- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)
Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.
(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)
- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?
Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо
-хорошо разобраться в теме высказывания;
-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;
- чётко сформулировать её;
В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)
Хороший слушатель
Плохой слушатель
· Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.
· Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.
· Перебивает собеседника, как только представиться случай.
· Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).
· Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.
· Рассматривает тему как скучную и неинтересную.
· Улавливает только факты и не понимает главной идеи.
· Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.
· Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.
· Резко, категорично выражает свое мнение.
· Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.
· Тратит время на обдумывание посторонних тем.
· Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.
· Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.
Сделаем вывод.
Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.
Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.
Проблемная ситуация
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.
-Как вы понимаете эти слова?
Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.
Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.
Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.
Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.
Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.
Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений
1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.
2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.
3.Коменский – сын чешского мельника.
4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.
5.Коменский закончил академию и университет.
6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.
7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.
8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.
9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.
А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.
- Кто же у нас умеет читать?
- Почему задание оказалось трудным?
- Чему мы должны учиться?
Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.
Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.
Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: __________________.
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________.
Для справок : чтение - просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.
Вернемся к тексту о Коменском.
-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?
Письмо как вид речевой деятельности.
Письмо – это ( продолжить)
Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.
Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)
Что? Для кого? Для чего?
Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение цели.
Цель: особенности различных видов речевой деятельности.
Задачи:
• Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности;
• Практически опробовать различные виды речи;
Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений .
• Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.
• Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь.
Формы речи
• Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.
• Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения.
Виды устной речи
• Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.
• Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.
• Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
Для диалога характерны
• повторения фраз и отдельных слов за собеседником
• вопросы, дополнения, пояснения
• употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.
Для монолога характерны
• большая композиционная сложность
• более строгое соблюдения грамматических правил
• строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Видами речи являются:
• Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
• Слушание , или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи;
• Чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Говорение
1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.
2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.
Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр.
Процесс вербального общения:
• 1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать.
Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.
Процесс вербального общения
• 2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск нужного слова.
• 3 этап - проговаривание, реальное звучание речи.
Процесс вербального общения
• 1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания;
• 2 этап — построение синтаксической структуры предложения;
• 3 этап – проговаривание, реальное звучание речи.
Слушание
Ораторское искусство начинается с умения слушать. Скилеф
• Будьте физически внимательны.
• Повернитесь лицом к говорящему.
• Не притворяйтесь, что слушаете.
• Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека.
• Дайте собеседнику время высказаться.
• Не перебивайте без надобности.
• Отвечайте! Задавайте вопросы по сути!
Чтение
• Книга делает человека крылатым. Ф.В.Гладков
• Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым. Декурсель
• Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. А.М.Упит
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
• Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.
Письмо
Аудирование (по вариантам).
№1 - 1 а, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а
№2 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
10А от 21.10.
10Б от 21.10.
10В от 22.10.
обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности.
предметные:
повторить основные виды речевой деятельности;
метапредметные :
формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;
личностные :
создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям .
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический.
Технология: модерации.
Оборудование: презентация.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Организационный этап
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Проверка домашнего задания
Проверить наличие 5 паронимов.
Мотивация УУД. Целеполагание
На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
-Что такое деятельность? Виды деятельности.
-Общение может быть деятельностью?
-Попробуем составить модель общения.
-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?
-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? ( Речевую )
(Речевая деятельность)
-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)
Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности.
Настраи-ваются на рабочий процесс.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.
Актуализация опорных знаний
Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.
Проблемная ситуация
-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?
-Слушают ли участники этой истории друг друга?
-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?
-Почему они возникают?
Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.
Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.
Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!
Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.
Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.
Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.
Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?
Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.
Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!
Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.
Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.
( возвратиться к вопросам)
- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)
Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.
(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)
- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?
Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо
-хорошо разобраться в теме высказывания;
-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;
- чётко сформулировать её;
В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)
Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.
Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.
Перебивает собеседника, как только представиться случай.
Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).
Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.
Рассматривает тему как скучную и неинтересную.
Улавливает только факты и не понимает главной идеи.
Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.
Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.
Резко, категорично выражает свое мнение.
Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.
Тратит время на обдумывание посторонних тем.
Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.
Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.
Сделаем вывод.
Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.
Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.
Проблемная ситуация
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.
-Как вы понимаете эти слова?
Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.
Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.
Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.
Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.
Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.
Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений
1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.
2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.
3.Коменский – сын чешского мельника.
4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.
5.Коменский закончил академию и университет.
6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.
7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.
8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.
9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.
А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.
- Кто же у нас умеет читать?
- Почему задание оказалось трудным?
- Чему мы должны учиться?
Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.
Работа над темой урока (конспектирование презентации)
Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.
Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: __________________.
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________.
Для справок : чтение - просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.
Вернемся к тексту о Коменском.
-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?
Письмо как вид речевой деятельности.
Письмо – это ( продолжить)
Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.
Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)
Что? Для кого? Для чего?
Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение цели.
Цель: особенности различных видов речевой деятельности.
Задачи:
Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности;
Практически опробовать различные виды речи;
Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений .
Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.
Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь.
Формы речи
Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.
Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения.
Виды устной речи
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.
Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.
Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.
Для диалога характерны
повторения фраз и отдельных слов за собеседником
вопросы, дополнения, пояснения
употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.
Для монолога характерны
большая композиционная сложность
более строгое соблюдения грамматических правил
строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Видами речи являются:
Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
Слушание , или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи;
Чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Говорение
1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.
2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.
Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр.
Процесс вербального общения:
1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать.
Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.
Процесс вербального общения
2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск нужного слова.
3 этап - проговаривание, реальное звучание речи.
Процесс вербального общения
1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания;
2 этап — построение синтаксической структуры предложения;
3 этап – проговаривание, реальное звучание речи.
Слушание
Ораторское искусство начинается с умения слушать. Скилеф
Будьте физически внимательны.
Повернитесь лицом к говорящему.
Не притворяйтесь, что слушаете.
Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека.
Дайте собеседнику время высказаться.
Не перебивайте без надобности.
Отвечайте! Задавайте вопросы по сути!
Чтение
Книга делает человека крылатым. Ф.В.Гладков
Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым. Декурсель
Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. А.М.Упит
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.
Письмо
Закрепление
Аудирование (по вариантам).
№ 1 - 1 а, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а
№ 2 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а
Читают, отвечают на вопросы .
Над чем мы сегодня работали?
Что было сложным?
Анализируют, делают выводы.
Д/з., оценивание
Изучить §3, выполнить упр. 35.
Запись в дневник.
Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.
Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.
Перебивает собеседника, как только представиться случай.
Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).
Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.
Рассматривает тему как скучную и неинтересную.
Улавливает только факты и не понимает главной идеи.
Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.
Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.
Резко, категорично выражает свое мнение.
Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.
Тратит время на обдумывание посторонних тем.
Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.
Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.
Работа с текстом
Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.
Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.
Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.
Прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений
1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.
2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.
3.Коменский – сын чешского мельника.
4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.
5.Коменский закончил академию и университет.
6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.
7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.
8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.
9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.
Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.
Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _________________________ Другими словами,____________________________чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе______________________чтениямы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:______________________________________________________________________
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному______________________ чтению. Цель _____________________чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью___________________чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________________________________________________________________
Для справок: чтение- просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.
Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности.
Урок № 22-23. Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности.
Тип урока: усвоение новых знаний
Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.
Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах, получение представлений об основных видах речевой деятельности
Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную
Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
1. Организационный этап
Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
регулятивные: саморегуляция.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
-Что такое деятельность? Виды деятельности.
-Общение может быть деятельностью?
-Попробуем составить модель общения.
-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?
-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую)
-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)
- Тогда уточним тему урока. Виды речевой деятельности.
Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: познакомиться с основными видами речевой деятельности.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
Осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.
3. Актуализация знаний.
Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
4.Первичное усвоение новых знаний.
- Продолжаем разговор о речевой деятельности.
- Однозначное или многозначное слово речь?
Устная и письменная речь - основные виды речевой деятельности.
Письменная речь - название говорит само за себя. Устная речь связана, прежде всего, с устным народным творчеством (Народные предания передавались из уст в уста), она имеет место, когда мы общаемся.
- Послушайте текст и выпишите ответы на вопросы: Что такое язык? Что такое речь?
- Чем отличаются между собой язык и речь?
- Какие разновидности употребления языка выделяют ученые?
- Чем разговорный и литературный язык могут отличаться?
Особенно убедительно на этот вопрос ответил отечественный лингвист Л.В. Щерба. Он считал, что в основе разговорного языка лежит неподготовленный диалог, а в основе литературного языка - подготовленный монолог. Разговорное общение во многом зависит от ситуации. Кроме неподготовленности речевого акта, разговорной речи присущи непринужденность, непосредственное участье говорящих, ситуативность.
Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.
Работа с учебником.
познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;
коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;
регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.
5. Первичная проверка понимания
- Охарактеризуйте речевую ситуацию, используя следующие рисунки
Священное умение говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу. Приставка. Окончание. Основа.
Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
6. Первичное закрепление
- Разберите слова по составу и дайте их лексическое значение.
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить монолог - объяснение в следующей ситуации общения:
I в. II в. Объясняешь малышу правила объясняешь однокласснику дорожного движения правила игры
Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.
коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Приём незаконченного предложения:
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Обучающиеся осуществляют рефлексию.
регулятивные: формирование навыков рефлексии.
коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Читайте также: