Социальный конфликт конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока : рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения.

2. Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли.

3. Формирование представления о классификации конфликтов и стратегиях

1. Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

2. Развитие навыков анализа ситуаций

3. Развитие коммуникативной компетенции

1. Воспитывать толерантное отношение к окружающим

I этап. Организационно-мотивационный

Учитель: Посмотрите на доску и выберите из предложенных на доске качеств те, которые помогают человеку договориться с другими людьми, общаться, и выпишите их. Продолжение этот список. Объясните свой выбор. ( Слайд 1)

Как эти качества человека проявляются в общении с другими? Что происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные в левой колонке?( Может привести к конфликту)

Учитель : Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение

слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения

человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутрен-

ним и внешним конфликтам.

Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? ( о конфликтах )

II. Актуализация темы. (Слайд № 2)

Постановка проблемной ситуации

Учитель: Бывает, что человек начинает мстить тому, кого считает своим обидчиком. Ему кажется, что удавшаяся месть поможет восстановить справедливость и принесет моральное удовлетворение. Является ли месть решением конфликтной ситуации?

III. Этап изучения нового материала

  1. Структура межличностного конфликта
  2. Поведение субъектов конфликта
  3. Способы разрешения конфликта

II этап. Изучение нового материала

Учитель: Вы правы. ( Слайд №5)

Конфликт- это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Учитель : Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами.

Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов. (Слайд № 6)

Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.е. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. ( Слайд № 7 ). Учащиеся продолжают заполнять опорный конспект.

Те, чьи интересы оказались недостижимыми в неизменном виде в результате конфликтной ситуации

Те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий

Учитель: А теперь исследуем динамику конфликта. Работая с материалом учебника на странице 73-74 , познакомьтесь с этапами протекания конфликта и охарактеризуйте их. ( по мере проверки задания на доске появляется таблица) ( Слайд № 8)

Этапы протекания конфликта (Слайд№9)

Это совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон

Принимаются меры для окончательного устранения противоречий

Учитель: И так вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 человека (учащиеся соседних друг с другом парт объединяются для совместной работы), на 3-5 минут.

Задание (идентично для каждой группы):

  1. Обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта.
  2. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них?

Ситуация : Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшим домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел.

Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать.

Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в опорный конспект

Физкультминутка (зарядка для глаз):

Учитель: Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

а лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Учитель : Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Про-

должаем работу в группах. Обратите внимание на иллюстрации, которые

есть на партах у каждой группы, а на доске таблица с разновидностями конфликтов и их характеристиками. Ваша задача состоит в том, чтобы попробовать определить к какому виду конфликта относится каждая картинка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка

Тема . Социальный конфликт. Пути разрешения социальных конфликтов

Дисциплина: обществознание

Юрьева Н.И., преподаватель ГОУ СПО

Ф.И.О. преподавателя: Юрьева Наталья Ивановна

Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты.

Лекция №2 Социальный конфликт. Пути разрешения социальных конфликтов .

Дидактическая цель: формировать знания студентов о сущности конфликта и социального конфликта, о причинах, субъектах конфликтов, классификации и путях разрешения социальных конфликтов.

Развивающая: развивать навыки анализа ситуаций, решения проблемных вопросов, коммуникативной компетенции (работа в группах).

Воспитывающая: воспитывать толерантное отношение к окружающим, с уважением относиться друг к другу.

Междисциплинарные связи: социология, психология.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

Методы обучения: объяснение, рассказ, проблемные ситуации и вопросы, самостоятельная групповая работа, демонстрация, анализ.

Обеспечение урока: п резентация для интерактивной доски,

раздаточный материал; ксерокопии с заданием на каждую группу, иллюстрации на каждую группу, учебники, тест на каждого обучающегося.

Технологическая карта

преподавателя

Организационный момент

взаимные приветствия преподавателя и студентов

проверка готовности студента к занятию

Сообщает тему, цели и задачи изучения нового материала.

- Записывают со слайда тему занятия, план работы по новой

Начальная мотивация учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (Притча)

Сообщает план работы с новым материалом;

Постановка проблемного вопроса.

Решают проблемную ситуацию

Изучение нового материала

Рассказывает новый материал,

Дает необходимую информацию под запись студенту.

Объясняет терминологию понятий и определений.

Проводит демонстрацию слайдов

1. Слушают и осуществляют записи в опорном конспекте.

2. Работают с учебником

3. Анализируют стадии конфликта

Обобщение и систематизация полученных знаний

Предлагает ответить на проблемный вопрос по материалам лекции.

Комментирует полученные результаты.

Отвечают на проблемный вопрос.

Работают с раздаточным материалом.

Итоговая часть занятия

Организация и коррекция оценочных высказываний обучающихся.

- объясняет и разъясняет выполнение домашнего задания.

Записывают домашнее задание

Организационный момент

взаимные приветствия преподавателя и студентов

проверка готовности студента к занятию

Сообщает тему, цели и задачи изучения нового материала (слайд 1,2)

Начальная мотивация учебной деятельности

1.Организация внимания. Проблемная ситуация. (Притча).

Проблемный вопрос. Как вы думаете, действительно ли стали, конфликты неотъемлемой частью общественной жизни? (Слайд 3)

2.Сообщает план работы с новым материалом (слайд 4)

2. Причины конфликта.

3. Субъекты конфликта

4. Стадии протекания конфликта.

5. Классификация конфликтов.

6.Процесс разрешения конфликтов.

Изучение нового материала

1.Преподаватель рассказывает новый материал по 3 вопросам плана лекции, дает необходимую информацию под запись студенту.

2.Объясняет терминологию понятий и определений.

3.Проводит демонстрация слайдов (Слайды 5-11,13,14).

Студенты смотрят презентацию, составляют опорный конспект, устно проговаривают термины, обсуждают .

Самостоятельная групповая работа с раздаточным материалом.

Задание 1 (идентично для каждой группы): обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них? Ситуация (Приложение 1)

Физкультминутка.

Задание 2 (работа с ОИ-1, стр.201): прочитать, ответить на вопрос. Какие виды конфликтов вы знаете, дайте им краткую характеристику. ( Слайд12)

Обобщение и систематизация полученных знаний

1.Студенты отвечают на проблемный вопрос (слайд 15); зачитывают ответы работы с иллюстрациями; дополняют ответы друг друга.

3.Преподаватель контролирует ответы, комментирует полученные результаты.

Итоговая часть занятия

1.Обобщение занятия, итоги изучения.

2.Рефлексия . Студентам предлагается ответить на вопросы теста (Слайд 16).

3.Преподаватель слушает, делает выводы, собирает тетради для проверки.

Домашнее задание: преподаватель комментирует домашнее задание .

1) Прочитать ОИ-1, п.2, с.226-229,

2) Устно ответить на вопросы 1-6, стр.229

Конспект урока:

Проблемный вопрос. Как вы думаете, действительно ли стали, конфликты неотъемлемой частью общественной жизни? (Слайд 3)

План нашего урока представлен на слайде. (Слайд 4)

hello_html_9e0e121.jpg

Преподаватель : Вы правы. Давайте посмотрим на доску. (Слайд №7)

Конфликт-это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Преподаватель : Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными слоями. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов ( слайд8) ( затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют).

Преподаватель : Мы с вами живем в обществе, которое своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными слоями . Таким образом, причины конфликтов разнообразны, н о в их основе всегда лежат противоречия связанные со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций различных сторон, по крайней мере, двух. (Слайд 9)

Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах. Обратите внимание на следующий слайд. Но любой конфликт возможен только при наличии участников конфликта. (Слайд 10)

Субъекты конфликтов.

1 . Непосредственные участники.

2.Организаторы, подстрекатели, пособники

3.Стороны, заинтересованные в урегулировании.

Преподаватель: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа в группах по 4 чел., на 3-5 минут.

Задание (идентично для каждой группы): обсудите ситуацию и попытайтесь, определить 3 стадии протекания конфликта. Укажите, какие внешние проявления могут быть характерны для каждой из них? Ситуация (Приложение 1).

(Представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами) и записать в опорный конспект. Стадии протекания конфликта. (Слайд 11). Предконфликтная стадия Непосредственно конфликт .Разрешение конфликта. Накапливается эмоциональное напряжение, раздражение. Выбирается стратегия. Происходит инцидент (словесное/физическое воздействие) и переход к действиям приостановлен /завершен.

Физкультминутка (зарядка для глаз)

Преподаватель: Следи глазами за мухой. Муха в центре, муха в правом углу, муха на потолке, муха на полу, муха в левом углу. Муха вверху, внизу, вправо, влево. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем. Зарядка окончилась. Ты молодец!

Преподаватель : Вы немного отдохнули и нам пора вернуться к нашей теме. Классификация конфликтов, самостоятельная работа с учебником.

Прочитайте материал стр.201. назовите и кратко охарактеризуйте виды конфликтов (Слайд12).

Стратегии поведения в конфликтах. Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта. Уступки – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе. Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других. Компромисс – дипломатичность, гибкость. Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов.

Преподаватель: Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной? Приложение 3

Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться со стратегией поведения в конфликтной ситуации я предлагаю вам пройти несложный тест. Результаты вы узнаете после прохождения теста (Слайд № 16). Оценка результатов теста

организация и коррекция оценочных высказываний обучающихся.

- объясняет и разъясняет выполнение домашнего задания.

Приложение 1

Мать и отец много времени проводили на работе, поэтому не замечали когда прихожу я и как это время трачу. Приходя вечером уставшими домой, они видели простую картину – какие-либо домашние дела не выполнены. Таким образом, у родителей сложилось впечатление ленивого неуспевающего ребенка. С моей же стороны все было проще. Выполняя завещание родителей, я проводил все больше времени на учебе, как в школе, так и после нее. Но также нельзя было забывать о друзьях, хоть каком-то отдыхе. Тут же добавилась и личная жизнь, “съедающая” кучу времени. Расставить правильно приоритеты тогда было сложно. Я пробовал объяснить ситуацию, но понимания не нашел. Описанные выше обстоятельства создали напряженною обстановку в общении, усталость и раздражительность. Отец и мать резко выражают свое недовольство сложившейся ситуацией, что, безусловно, меня сильно задевает. Попытки доказать свою “небесполезность” встречают новую волну “враждебных” доводов о моем бездействии в их отсутствие. Высказываются доводы, каким образом я обязан тратить свое время: столько-то времени за компьютером и учебой, столько по дому, точно по часам спать. Так продолжалось буквально дня два-три, в течение которых правилам само собой пришлось следовать. За это время скорее всего ситуация обсуждалась внутри группы (между отцом и матерью), и возможно они поняли, что что-то изменилось и сколько мне на тот момент было лет. Суровый контроль постепенно прекратился. Обе стороны пошли на уступки, возврат к нормальному общению прошел на удивление быстро. Ожидания сторон практически полностью воплотились. Проблем в учебе не оказалось, личная жизнь воспринята с положительной стороны. Подобных споров не повторялось.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по обществознанию для 10 класса.

Тема урока: "Конфликт"

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-лекция

Цель: добиться усвоения учащимися основных понятий урока.

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

а) в области знаний:

Сформировать знания о конфликте;

Проанализировать типы, структуру, признаки конфликтов.

б) в области умений и навыков проявить :

выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде;

оценивать изученный материал (с позиции личной значимости) и свои достижения.

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

проявить интерес к данной теме;

ответственное отношение к работе;

Оборудование урока:

Литература: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Боголюбов Л.Н., Ю.И. Аверьянов. – М.: Просвещение, 2011.

Обществознание 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. – М.: Просвещение, 2007 г. – электронная версия. Методы: рассказ учителя с элементами беседы.

I. Оргмомент (2 мин.).

II . Изучение нового материала .(30 мин).

I II . Закрепление изученного материала.

I V. Итоги урока. Рефлексия

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Конфли́кт ( лат. conflictus - столкнувшийся ) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны

Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии .

Признаки конфликта

Биполярность Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Субъекты конфликта

Наличие субъектов конфликта — ещё один признак, субъект — это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом мышления — конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа мышления.

Виды конфликтов

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:

1) Междиндивидуальные конфликты

2) Межгрупповые конфликты и их типы:

- группы этнонационального характера

- группы, объединенные общностью положения;

- конфликты между ассоциациями

- внутри и межинституциональные конфликты

- конфликты между государственными образованиями

- конфликты между культурами или типами культур

В структуре конфликта выделяют:

объект (предмет спора);

субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

условия протекания конфликта;

масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

стратегии и тактики поведения сторон;

исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Функции конфликта :

- диалектическая служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

- конструктивная вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

- деструктивная появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучение темы “Социальный конфликт и пути его разрешения” в рамках темы “Социальное взаимодействие”.

Цели урока:

Образовательные:

  • углубить знания обучающихся о конфликте;
  • дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;
  • раскрыть типичные черты социальных конфликтов;
  • совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.

Воспитательные:

  • показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;
  • вовлечь обучающихся в практическую деятельность;
  • продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;
  • сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а так же создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.

Развивающие:

  • формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,
  • продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности
  • уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.

Тема: Социальный конфликт и пути его разрешения

Цель урока: изучение темы “Социальный конфликт и пути его разрешения” в рамках темы “Социальное взаимодействие”.

Образовательные:

углубить знания обучающихся о конфликте;

дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;

раскрыть типичные черты социальных конфликтов;

совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.

Воспитательные:

показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;

вовлечь обучающихся в практическую деятельность;

продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;

сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а так же создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.

Развивающие:

формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,

продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности

уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.

Тип урока: Изучение нового материала.

Предполагаемый результат урока:

Знать основные понятия темы: конфликт, причины конфликта, стадии конфликта, типы конфликта, условия выхода из конфликтов;

Уметь обобщать и анализировать материал на основе разных источников информации;

Уметь предложить гуманистические формы выхода из конфликта

Способы проверки знаний:

Фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных обучающихся;

Задания группе, где обучающиеся совместно могут приготовиться к ответу перед группой

Организационный момент. 1-2 мин.

Повторение изученного материала – промежуточная диагностика (тест) 5 мин.

Изучение нового материала 30 мин

Введение в тему, постановка проблемного задания (учитель), определение основных тематических блоков.

Объяснение учителем вопросов о видах и причинах социальных конфликтов.

Теоретический материал, заполнение рабочих листов.

Практическое занятие в группе “Анализ предложенного социального конфликта по критериям.

Определение условий, способствующих успешному разрешению любого вида конфликтов. 2 мин

Обобщение изученного (рефлексия).2мин.

Итог урока.1-2 мин.

Игра на социальное взаимодействие “Невидимая нить”.(при наличии времени) 4-5 мин.

Организационный момент

II. Постановка цели и задач урока. Актуализация темы.

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о социальном взаимодействии и в первую очередь о социальном конфликте.

поговорить о социальном взаимодействии и его составляющих

в конце урока, закрепляя изученный материал, нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме "Социальный конфликт"

III. Изучение нового материала.

Учитель: Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.

Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели?

Учитель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликта.

Вот мы и подошли вплотную с вами к теме нашего урока “Социальный конфликт”

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Учитель: А что же такое “социальный конфликт”?

Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов

Проблемное задание: Какова роль социального конфликта в жизни общества и человека?

Понятия “конфликт”, “социальный конфликт”.

Стадии протекания конфликта.

Процесс разрешения конфликтов. Стратегии.

Роль социального конфликта

Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают попробуем решить проблему выхода индивида из конфликтной ситуации.

Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силами

Упражнение 4. Упражнение “Руки”

Педагог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

что вы чувствовали?

как вы себя чувствуете?

какие ощущения у вас возникли при выполнения задания?

Учиель: В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

-Наши обида, плохое настроение, оказывают влияние на наше состояние. Так происходит и в обществе – эти же чувства приводят к состоянию социального напряжения.

Понятие социальной напряженности – высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающегося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме.

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному

Причины социальных конфликтов:

социальная неоднородность общества,

различия в уровне доходов, власти, культуре, доступе к образованию и информации,

поведение человека, его социально-психологические черты.

Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах.

Структура конфликта.

Определить логическую цепочку разворачивания конфликта и роль каждого участника конфликта.

Оппоненты – противоборствующие стороны

Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны

Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.

Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.

Посредники – которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Предмет конфликта – объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласия между оппонентами.

Объект конфликта – некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом)

Субъекты конфликтов

Организаторы, подстрекатели, пособники

Стороны, заинтересованные в урегулировании

3.Учитель: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа

Стадии протекания конфликта

Предконфликтная стадия - Накапливается эмоциональное напряжение, раздражение.

Непосредственно конфликт - Происходит инцидент(словесное/физическое воздействие) и переход к действиям

Разрешение конфликта - Приостановлен/Завершен

Схема анализа конфликта:

По длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся

По источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные

По форме: внутренние и внешние

По характеру развития: преднамеренные и спонтанные

По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные

По используемым средствам: насильственные и ненасильственные

По влиянию на ход развития истории: прогрессивные и регрессивные

По сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.

Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него.

Поделитесь своим опытом.

Учитель: Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии

Разрешение конфликта.

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

Стратегии поведения в конфликтах

Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.

Уступки – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои нтересы, соглашательство с другими в ущерб себе.

Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.

Компромисс – дипломатичность, гибкость.

Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов

Задание Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса?

Какова роль социального конфликта? Плюсы и минусы?

Ответы учеников

IV. Обобщение изученного (рефлексия

Роль социального конфликта

Информирование о наличии общих проблем

Стимулирование социальных изменений

Снятие психологической напряженности участников конфликта: осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству

Создание стрессовых ситуаций

Нарушение порядка общественной жизни

Разрушение равновесия сил, устойчивого положения

Вывод. Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в “горячих точках”, помогают разрешить групповые и межличностные конфликты.

V. Итог урока.

Сегодня мы говорили о “Соц.конфликте :

получили представление о причинах, структуре, видах и стадиях конфликта;

раскрыли типичные черты социальных конфликтов;

рассмотрели стратегии разрешения конфликтов;

сделали вывод о роли конфликта в жизни человека и общества в целом.

Домашнее задание:

Сделать план письменно.

Написать эссе на одну из тем:

. “Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется” (Шевелев И. Н., современный российский ученый).

. "Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим"Б.Вул

Найти в интернете и посмотреть мультипликационный фильма Г. Бардина “Социальный конфликт” и определить стадии и участников конфликта

Читайте также: