Фольклор і музичний театр 7 клас конспект музичне мистецтво

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 6468 0

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях в игровой форме.

• Познакомить детей с избой и русским бытом людей.

• Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый;

• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук.

• Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

• Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

• Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Предварительная работа:

Материалы и оборудование:

Костюмы для детей: сарафаны, рубашки, аудиозаписи с русской народной музыкой, мягкие подушки, атрибуты русской избы: чугунок, ухват, лапти, печка, хлеб, соль, деревянная посуда, кукла, колыбелька, уголек, зернышки, монетки, колокольчик, объемный куб, к граням которого прикреплены картинки-задания; музыкальные инструменты: деревянные ложки, колокольчики, барабан и т.д., угощенья.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, безопасность, музыка, физическая культура,

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Мне очень приятно видеть вас в музыкальном зале, и у меня очень хорошее настроение. И я тоже хочу, чтобы и у вас было такое же настроению.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. В дороге нам надо будет преодолеть различные препятствия, выполнить разные задания.

Итак, внимание, внимание!

Зову я всех ребят

Сегодня в нашем зале

(Музыкальный руководитель показывает яркий кубик)

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какой у меня есть замечательный кубик: большой, красивый, разноцветный (можно предложить детям самим описать кубик)

Этот кубик не простой, волшебный. Видите, на каждой его стороне есть картинка-задание.

Воспитатель: Как интересно! А что мы будем с ним делать?

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами будем бросать кубик и выполнять всё, что нарисовано на верхней его стороне. Согласны?

Музыкальный руководитель:

Тогда начнём нашу игру.

Чтобы с кубиком играть

Надо нам его бросать

Кубик, кубик поспеши

Что нам делать - покажи!

(Взрослый или дети бросают кубик, и дальнейший ход игры зависит от выпавшей на верхней грани картинки. После выполнения задания картинка с кубика удаляется. После превращения дети появляются в избе.)

Музыкальный руководитель: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: В Русской избе.

Воспитатель: А почему вы решили, что это изба?

Дети: Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель показывает чугунок. Дети, что это?

Дети: Чугунок.

Музыкальный руководитель: Для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает ухват, лапти. Дети, а это что?

Дети: Лапти.

Музыкальный руководитель: А для чего нужны лапти?

Дети: Их одевали на ноги.

Воспитатель: Посмотрите что стоит на столе?

Дети: Хлеб, соль.

Музыкальный руководитель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей

Воспитатель: Знаете пословицы о хлебе?

Раздается звук плача ребенка.

Музыкальный руководитель: Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Музыкальный руководитель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Ванюша.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Ванечка. А когда он вырастет, то его уже будут называть Иван. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Посмотрите, здесь для Ванюши приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А кто знает, зачем нашему Ванюше эти вещи?

Дети: Их клали, когда купали ребенка.

Музыкальный руководитель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Ване.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?

Дети: Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Музыкальный руководитель: А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Музыкальный руководитель: А что говорили, когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Ванюшу. После купания ребенка одевали. А одевали его не простую одежду, а в отцову рубаху.

Музыкальный руководитель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети: Красная, красивая, праздничная.

Музыкальный руководитель: А когда одевали рубашку, родители приговаривали:

Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.

Музыкальный руководитель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель:А что же такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Музыкальный руководитель: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Иванушки (показывает детям).

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель: А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную. А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Музыкальный руководитель: Дети, давайте и мы споем колыбельную для Иванушки.

Дети поют совместно с воспитателем:

Воспитатель: Вот и уснул наш Иванушка. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте подбросим кубик (игра по ознакомлению с предметами быта). Внимательно слушайте и правильно отвечайте.

Воспитатель: Молодцы. А у нашего Ванечки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Вани – и не простой подарок, а настоящий оберег. Это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. А когда малыш рождался, оберег (куколку) клали рядом с ним, приговаривая:

Игроки встают в круг, взявшись за руки. Водящий встает в центр. Все хором громко говорят или распевают:

Чтобы не погасло.

Чтобы не погасло.

Раз, два, три - беги!

Музыкальный руководитель: Ребята,еще у нас остались задания на волшебном кубике, кто будет из вас подбрасывать кубик? (Музыкальная викторина, задание игра в оркестре на шумовых инструментах).
Музыкальный руководитель: Ну что ж, весёлый кубик не давал нам с вами скучать; вы быстро справились со всеми его заданиями и познакомились с историей фольклора.

Воспитатель: Я думаю, всё потому, что наши ребята были дружными и всё делали сообща.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока музыки в 7-9 классах.

Учитель: Альтаева Г.Г.

Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.

Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать музыкальный кругозор.

Развивать музыкальную память.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.

Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Знать понятие программная инструментальная музыка.

Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Организация учащихся на урок.

- Сегодня у нас будет сказочный урок. Слайд №1

- Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки,

Уже навострили ушки?

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор) Слайд №2

- Давайте вспомним, что такое фольклор?

III. Основной этап урока.

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).

- А вы знаете кто такая Кикимора?

Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. Слайд №6.

В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Слайд №7.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Слайд №8.

Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти. Слайд №9.

Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота. Слайд №10.

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить. Слайд №11.

Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи. Слайды №12 - №13.

Дух тревожных снов, мечтаний,

Привидений с огоньками,

Синим цветом замелькавших,

И вводящих во смущенье, -

Он Кикиморой зовётся.

Уж зловредная бабёнка:

С тельцем тонким как соломка,

С головой напёрстка меньше,

С носом длинным, любопытным,

Да к тому же, и гребёнка

Век волос её не знала.

Днём сидит себе тихонько,

Но уж ночью разойдётся:

Погремит, пощиплет живность,

Свесит головы детишкам,

Пищу сделает прокисшей

И шипит в лицо мужчинам,

Обернувшись серой кошкой.

Большего вреда не сладит,

Но досаду вызывает.

Пробудившись от кошмара,

Запряжёт хозяин дровни,

Их застелет мехом наверх,

А потом возьмёт метёлку,

Подметёт, прочтёт заклятье,

Да свезёт и мех, и дровни

В лес и Лешему оставит

Своего врага ночного.

Ну, а можно обереги

Сотворить на именины

Этой нечисти домашней,

Да поставить угощенье

Для неё и для супруга;

Пусть себе сидят, пируют,

И не делают худого.

- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

- Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

2. Слушание и анализ музыкального произведения.

- Понравилась ли вам эта сказочная картина?

-Что именно понравилось вам в музыке?

- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

-Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?

Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.

- Что напоминает эта часть музыки?

Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок - облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная. Слайд №17.

И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент похожий на гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

А вот и сама Кикимора.

Слушание второй части картины.

Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Слайд №18.

- Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой - Кикимора?

- Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?

3.Музыкально-ритмическая минутка. (Произвольные движения учащихся, соответствующие характеру музыки).

IV. Вокально-хоровая работа.

1.Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).

Определение характера, настроения, содержания песни.

Отработка в виде упражнений ритмического рисунка (синкопированный ритм), скачков в мелодии на широкие интервалы по хроматической гамме (ч5 вниз и вниз, ч8 вверх, ч4 вверх и вниз; можно использовать в качестве упражнений конкретные мотивы данной мелодии).

Разучивание мелодии с текстом.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

- Что вам наиболее понравилось?

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Что такое программная музыка?

- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

- Какую песню вы сегодня разучили?

Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). Слайд №19.

-Урок окончен. До свидания.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие для учителя. - М. :Просвещение, 2012.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение, 2011.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с мелодиями разных народов мира, с использованием фольклора в современной музыкальной культуре, популярными хитами из мюзиклов и рок-опер, развивать интерес к этой музыке.

  • знание характерных особенностей музыкальной культуры разных стран и народов, знание популярных хитов, мюзиклов и рок-опер;
  • умение анализировать музыкальные произведения, передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно, уметь слушать выступающих, выражать свою точку зрения);
  • эстетический вкус, уважительное отношение к музыкальной культуре и искусству.

Мотивация учащихся: объявление о предстоящей самостоятельной работе (слайд 11)

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организационная часть урока

2. Основная часть урока

Учитель: Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

(Слайд 4) Начиная с XIX в. интерес к изучению и популяризации русской народной музыки проявляли композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и др. Записанные и обработанные ими народные песни стали достоянием широкого круга любителей музыки.

– Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

– Да, это язык музыки.

– Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю?

– У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

– Благодаря искусству известного на весь мир исполнителя – дудукиста Дживана Гаспаряна сегодня возрождается интерес слушателей к звучанию народных инструментов. Дудук – древнейший музыкальный инструмент Армении. Его бархатный дрожащий голос сопровождает сегодня голливудские фильмы.

– На предыдущих уроках мы уже знакомились с музыкой некоторых стран и народов. Сейчас посмотрите музыкальный видеофрагмент и вспомните название этого произведения.

(Дети называют уже знакомое им произведение)

Рефлексия (Слайд 11)

Самостоятельная работа. Сейчас посмотрите на экран и в своих тетрадях соотнесите понятия

3. Итог урока

Совместные выводы учителя и учащихся.

– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. На основе одних зрелищных сценических жанров возникают другие, новые. И самое главное – мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара. Язык музыки интернационален. Песни, музыкальные хиты любой страны обогащают мировую культуру, делают нашу жизнь богаче, расширяют наше понимание другой страны.
– А что нового вы узнали на уроке?

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сегодня мы хорошо поработали. Оценки за урок получили.

4. Домашнее задание (Слайд 12)

Дополнительная необходимая информация

При выполнении самостоятельной работы, в целях экономии времени при соотношении тезисов можно записывать не слова, а только их номера.
Для лучшего представления музыкальной культуры разных народов мира желательно посещать концерты этнической направленности.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить. Внимание детей данного возраста часто рассеяно, поэтому целесообразно использовать на уроках музыки средства ИКТ. Демонстрация слайдов презентации идёт по ходу урока по мере необходимости. Удобно использовать гиперссылки презентации для прослушивания музыки и просмотра видеофрагментов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

— осознание роли фольклора в культуре, искусстве и его влияния на творчество профессиональных композиторов.

Личностные:

— формирование уважительного, заинтересованного, ценностного отношения к русскому музыкальному фольклору.

Предметные:

— умение определить, объяснить, оценить использование русских народных песен в произведениях русских композиторов (на примере Симфонии № 4 П. Чайковского);

— знание примеров использования жанра песни в симфонии.

Форма проведения занятия: Аналитический урок, посвящённый музыкальному жанру песни.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Вопросы и задания:

Какой образ заключён в этой песне?

Назовите жанровые разновидности русской народной песни, их характерные особенности.

Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.

Так, введение народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный колорит, и своеобразный характер.

3. Введение в тему урока

Русский музыкальный фольклор

Вообще жанр песни играет основную роль в русском музыкальном фольклоре. Песни с древних времён сопровождали разнообразные обряды календарно-земледельческого и семейно-обрядового цикла: весной крестьяне пели весенние заклички, призывающие тепло; летом исполнялись специальные жнивные песни. Целый ряд песен сопровождал свадебный обряд; детям пелись колыбельные песни. На похоронах звучали плачи. Долгими вечерами исполнялись прекрасные лирические протяжные песни — с одной из них начался наш сегодняшний урок.

Эта — одна из самых популярных хороводных песен. Первые упоминания о ней относятся к концу XVIII в., хотя, возможно, она существовала и ранее.

Это женская песня, поётся от первого лица. В ней рассказывается о героине, выданной замуж за старого и нелюбимого, которая собирается пойти в рощу, срезать с берёзы пруты и сделать музыкальные инструменты, чтобы будить старого мужа.

- По жанру народной песни она относится к хороводным песням. Мелодия простая и непритязательная – быстро и легко запоминается, и так же легко поётся.

- Ритм – ровный. Лад – минорный. Форма – простая, куплетная.

4. Работа по теме урока

1) П. Чайковский. Четвёртая симфония

Произведение написано композитором в 1877 г. (19-й век) и состоит из четырёх частей.

Последняя часть Симфонии (Финал) — картина народного праздника, в котором герой произведения находит отдохновение и очищение, то есть музыке этой части симфонии характерна двуплановость действия: массовое шествие (объективное в мире) и лирический герой (субъективное). Человек попадает на карнавал жизни, он хочет заглушить какую-то собственную боль, смотря на веселье других. Но судьба вновь настигает его… ему никто не может помочь… Если не можешь изменить ситуацию, необходимо изменить отношение к ней, что и происходит с героем. Он осознал, что жить всё-таки можно, даже тогда, когда до тебя никому нет дела. Только сам человек может помочь себе и спасти себя.

На протяжении последней части Симфонии мелодия песни изменяется, становится грустной, даже тревожной, суровой, мрачной.

Изменение характера темы достигается, прежде всего, изменением её тембровой окраски. Она передаётся разным группам инструментов, проходит то у гобоя и фагота, то в хрупкой печальной звучности флейт.

Тема проводится то в ритмическом увеличении, то в уменьшении.

2) Слушание фрагмента 4-й части Симфонии №4 П. Чайковского

3) Музыкальный анализ

Проведём сравнительный анализ русской народной песни и её использования в Симфонии П. Чайковского.

- Форма – рондо с чертами вариационной (состоящей из темы и её нескольких вариаций). Лад – постоянно чередующиеся, переплетающиеся друг с другом мажор и минор.

- Мелодия разрабатывается, приобретает разный характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью.

И всё же в одном – главном своём качестве – мелодия сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.

4) Работа с учебником (над нотными примерами)

Под руководством учителя ученики отмечают, что композитор отделил фразы темы друг от друга паузами, в которых звучат аккорды арпеджиато.

1) Об авторе слов – непризнанном, неизвестном

Под музыку Вивальди, Вивальди! Вивальди!

Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном

Печалиться давайте, давайте! Давайте!

Печалиться давайте об этом и о том. (Александр Величанский)

И всем нам стало ясно, так ясно! Так ясно,

Что на дворе ненастно, как на сердце у нас,

Что жизнь была напрасна, что жизнь была прекрасна,

Что все мы будем счастливы когда-нибудь. Бог даст. (Александр Величанский)

Скорее всего, здесь можно провести параллель именно с жизнью итальянского гения Антонио Вивальди, музыку которого так любил поэт: Вивальди также при жизни не был признан, более того, его имя не упоминалось в списке итальянских композиторов даже спустя 30 лет после его смерти. Лишь в первой четверти XX века, когда была обнаружена большая часть его произведений, его музыка стала естественной для всех, как звуки ветра или моря. Она словно ждала подходящего момента, чтобы выплеснуться, как вода в запруде.

При жизни Величанский - ироничный, многозначительный, вдумчивый – тоже окажется непризнанным, невостребованным, недочитанным поэтом. Почему? Потому что Величанский писал и говорил, как свободный человек. Теперь это выглядит странным недоразумением. Тогда же это было законом, не знающим исключений.

Я бы жил совсем иначе.

Я бы жил не так,

не бежал бы, сжав в комочек

Не толкался бы в вагоне,

стоя бы не спал.

На меня б двумя ногами

гражданин не встал.

Я бы жил в лесу усатом,

в наливном саду

этак в тыща восьмисотом

с хвостиком году. (Александр Величанский)

«…нет на свете тебя: человек современен лишь Богу:

История песни

Подробнее рассказывает один из соавторов песни - Сергей Никитин:

Читайте также: