Конспект чтение сказки заяц хваста
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Яковенко Алена Викторовна
Населенный пункт: КЧР, Зеленчукский район, ст.Кардоникская
Речевое развитие: формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию сказки; обучение пересказу литературного произведения по наводящим вопросам ; совершенствовать интонационную выразительность речи, -Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным. Активизировать и обогащать словарный запас детей(новые слова: гумно, сноп, Хваста.) Продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать положительные качества характера. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Воспитывать нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.
Русская народная сказка "Заяц - Хваста"
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
—У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной.
Заяц испугался:
—Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
—А как ты хвастал?
—А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
—Более не хвастай!
13.Анализ детских работ - рисунков.
Воспитатель:
-Ребята, получились ли у нас зайчики? Почему они раздвинули лапы в стороны? (Показывают, какие у них усищи и лапищи.)
-Какие работы Вам больше всего понравились? Почему?
14.Оформление выставки детского творчества.
высшей квалификационной категории
Ракитина Тамара Евгеньевна.
г. Люберцы 2016 г.
• Знакомство с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя;
• Закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
• Активизировать и обогащать словарный запас детей;
• Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
• Развивать умение инсценировать отрывки из сказки;
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству
• Воспитывать доброе отношение к природе, познавательный интерес;
• Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.
1. Организационный момент: игра, путешествие по сказкам.
2. Основная часть: рассказывание сказки, беседа по содержанию. инсценирование отрывков из сказки.
3. Заключительная часть, подведение итогов.
Словарная работа: гумно, крестьяне, кокорина.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие (ознакомление с миром природы).
Оборудование и материалы: ноутбук, съемный диск (флэш-карта) с демонстрационным материалом, карточки-иллюстрации с изображением отрывков из сказки на всех детей, детские книги.
Методы и приемы: беседа, вопросы, демонстрация иллюстраций, драматизация отрывков из сказки, игры, рефлексия.
Ход ООД
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
-А вы хотите попасть в сказку? (ответы детей)
-Тогда, в круг скорее все вставайте и диких животных называйте.
(дети встают в круг и по очереди называют диких животных).
-Вы, конечно, поняли, что мы побываем в сказке, где живет кто-то из этих животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.
«Длинноухий, хвост короткий.
У него характер кроткий,
Очень шустрый, трусоватый,
В шубке беленькой, как вата,
Ну а летом - серый он,
-Правильно, это заяц. Он герой многих сказок.
-Посмотрите, сколько иллюстраций я приготовила для вас, напомните мне, как эти сказки называются (слайд 1-4).
-Молодцы, вы знаете много сказок, в которых есть заяц. Давайте вспомним, какой чаще всего бывает заяц в сказках? ( ответы детей: длинноухий, косоглазый, куцехвостый, трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)
-Но, прежде чем рассказать вам эту сказку, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте:
-Теперь нам осталось выбрать зайца, которого мы возьмем с собой в сказку. ( на доске 2 иллюстрации: на одной изображен заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, объясняют свой выбор).
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках,
Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки,
Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая,
Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой!
-Садитесь удобнее, я начинаю рассказывать, а вы слушайте внимательно, что бы смогли ответить на мои вопросы.
Жил-был заяц в лесу : летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался :
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Беседа по содержанию.
• Кто был хвастуном в этой сказке?
• Где жил заяц?
• Когда ему жилось хорошо и когда плохо?
• Куда он ходил и зачем?
• Перед кем он хвастался?
• Кому рассказали зайцы про хвастунишку?
• Как ворона пристыдила зайца?
• Что случилось с вороной?
• Как заяц ей помог?
• Что сказала ворона зайцу?
-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в нашу сказку. У меня в сюрпризной коробочке есть замечательные шапочки-маски. (воспитатель предлагает надеть шапочки детям, которые хотят участвовать в драматизации)
-А сейчас изобразите, как выглядел этот самый заяц, когда рассказывал тётке Вороне, как хвастался. (Он был виноватым, голову опустил, плечи и лапы – тоже, голос – тихий)
-Вот его тётка Ворона и потрепала. А как это можно изобразить.
-Ребята, вы великолепные артисты.
Подойдите, пожалуйста, к своим столам, на которых лежат конверты. Достаньте из них картинки и разложите их по порядку. Так как развивались события в сказке.
-Молодцы. Вы все справились с заданием.
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (ответы детей).
-А вам хотелось-бы прочитать еще сказки, в которых обязательно встречался бы заяц?
-У меня в сюрпризной коробочке для вас подарок.
. Я приготовила для вас книги со сказками про зайцев, но хочу вам сказать. Что это не русские народные сказки, а авторские, т. е. их написал писатель. Это Владимир Степанов - автор, который пишет сказки для детей, поэтому их называют авторские.
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
—У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной.
Заяц испугался:
—Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
—А как ты хвастал?
—А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
—Более не хвастай!
13.Анализ детских работ - рисунков.
Воспитатель:
-Ребята, получились ли у нас зайчики? Почему они раздвинули лапы в стороны? (Показывают, какие у них усищи и лапищи.)
-Какие работы Вам больше всего понравились? Почему?
14.Оформление выставки детского творчества.
- Знакомство с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя;
- Закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
- Активизировать и обогащать словарный запас детей;
- Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
- Развивать умение инсценировать отрывки из сказки;
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству
- Воспитывать доброе отношение к природе, познавательный интерес;
- Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.
Ход НОД
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
Ребята назовите известные вам русские народные сказки.
Молодцы! Много сказок знаете.
Для чего нужны нам сказки? (ответы детей)
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
-А вы хотите попасть в сказку? (ответы детей)
Мы сегодня побываем в сказке, где живет кто-то из животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.
«Длинноухий, хвост короткий.
У него характер кроткий,
Очень шустрый, трусоватый,
В шубке беленькой, как вата,
Ну а летом - серый он,
-Правильно, это заяц.
Он герой многих сказок.
-Молодцы, вы знаете много сказок, в которых есть заяц. Давайте вспомним, какой чаще всего бывает заяц в сказках? (длинноухий, косоглазый, куцехвостый, трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)
-Но, прежде чем рассказать вам эту сказку, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте:
-Теперь нам осталось выбрать зайца, которого мы возьмем с собой в сказку. (на экране 2 иллюстрации: на одной изображен заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, объясняют свой выбор). Слайд 15-16
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане,
На острове Буяне,
Там березонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные
Не короткие, не длинные:
Про кошку,
Про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого петуха…
Про гусей-лебедей,
Про смышленых зверей…
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Беседа по содержанию.
- Кто был хвастуном в этой сказке? (заяц)
- Где жил заяц? (в лесу)
- Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
- Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
- Перед кем он хвастался? (перед стадом зайцев)
Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)
- Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (тётке вороне)
- Как ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!)
- Что случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять)
- Как заяц ей помог? (Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца и бросили ворону.)
- Что сказала ворона зайцу? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)
-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (Заяц-хваста).
Читайте также: