Конспект чтение сказки заяц хваста

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Яковенко Алена Викторовна

Населенный пункт: КЧР, Зеленчукский район, ст.Кардоникская

Речевое развитие: формировать умение строить полные и аргументированные ответы по содержанию сказки; обучение пересказу литературного произведения по наводящим вопросам ; совершенствовать интонационную выразительность речи, -Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным. Активизировать и обогащать словарный запас детей(новые слова: гумно, сноп, Хваста.) Продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать положительные качества характера. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Воспитывать нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Русская народная сказка "Заяц - Хваста"

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
—У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной.
Заяц испугался:
—Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
—А как ты хвастал?
—А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
—Более не хвастай!


13.Анализ детских работ - рисунков.
Воспитатель:
-Ребята, получились ли у нас зайчики? Почему они раздвинули лапы в стороны? (Показывают, какие у них усищи и лапищи.)
-Какие работы Вам больше всего понравились? Почему?
14.Оформление выставки детского творчества.

высшей квалификационной категории

Ракитина Тамара Евгеньевна.

г. Люберцы 2016 г.

• Знакомство с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя;

• Закрепить знания о жанровых особенностях сказки;

• Активизировать и обогащать словарный запас детей;

• Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;

• Развивать умение инсценировать отрывки из сказки;

• Воспитывать интерес к устному народному творчеству

• Воспитывать доброе отношение к природе, познавательный интерес;

Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.

1. Организационный момент: игра, путешествие по сказкам.

2. Основная часть: рассказывание сказки, беседа по содержанию. инсценирование отрывков из сказки.

3. Заключительная часть, подведение итогов.

Словарная работа: гумно, крестьяне, кокорина.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие (ознакомление с миром природы).

Оборудование и материалы: ноутбук, съемный диск (флэш-карта) с демонстрационным материалом, карточки-иллюстрации с изображением отрывков из сказки на всех детей, детские книги.

Методы и приемы: беседа, вопросы, демонстрация иллюстраций, драматизация отрывков из сказки, игры, рефлексия.

Ход ООД

- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

-А вы хотите попасть в сказку? (ответы детей)

-Тогда, в круг скорее все вставайте и диких животных называйте.

(дети встают в круг и по очереди называют диких животных).

-Вы, конечно, поняли, что мы побываем в сказке, где живет кто-то из этих животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.

«Длинноухий, хвост короткий.

У него характер кроткий,

Очень шустрый, трусоватый,

В шубке беленькой, как вата,

Ну а летом - серый он,

-Правильно, это заяц. Он герой многих сказок.

-Посмотрите, сколько иллюстраций я приготовила для вас, напомните мне, как эти сказки называются (слайд 1-4).

-Молодцы, вы знаете много сказок, в которых есть заяц. Давайте вспомним, какой чаще всего бывает заяц в сказках? ( ответы детей: длинноухий, косоглазый, куцехвостый, трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)

-Но, прежде чем рассказать вам эту сказку, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте:

-Теперь нам осталось выбрать зайца, которого мы возьмем с собой в сказку. ( на доске 2 иллюстрации: на одной изображен заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, объясняют свой выбор).

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на обеих руках,

Зайке хочется скакать (прыгают на носочках, показывают руками сначала заячьи ушки, затем – заячьи лапки,

Пробежал вокруг берёзы (кружатся на месте, подпрыгивая,

Не боится он мороза (бегут на месте, отрицательно крутя головой!

-Садитесь удобнее, я начинаю рассказывать, а вы слушайте внимательно, что бы смогли ответить на мои вопросы.

Жил-был заяц в лесу : летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался :

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Беседа по содержанию.

• Кто был хвастуном в этой сказке?

• Где жил заяц?

• Когда ему жилось хорошо и когда плохо?

• Куда он ходил и зачем?

• Перед кем он хвастался?

• Кому рассказали зайцы про хвастунишку?

• Как ворона пристыдила зайца?

• Что случилось с вороной?

• Как заяц ей помог?

• Что сказала ворона зайцу?

-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в нашу сказку. У меня в сюрпризной коробочке есть замечательные шапочки-маски. (воспитатель предлагает надеть шапочки детям, которые хотят участвовать в драматизации)

-А сейчас изобразите, как выглядел этот самый заяц, когда рассказывал тётке Вороне, как хвастался. (Он был виноватым, голову опустил, плечи и лапы – тоже, голос – тихий)

-Вот его тётка Ворона и потрепала. А как это можно изобразить.

-Ребята, вы великолепные артисты.

Подойдите, пожалуйста, к своим столам, на которых лежат конверты. Достаньте из них картинки и разложите их по порядку. Так как развивались события в сказке.

-Молодцы. Вы все справились с заданием.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (ответы детей).

-А вам хотелось-бы прочитать еще сказки, в которых обязательно встречался бы заяц?

-У меня в сюрпризной коробочке для вас подарок.

. Я приготовила для вас книги со сказками про зайцев, но хочу вам сказать. Что это не русские народные сказки, а авторские, т. е. их написал писатель. Это Владимир Степанов - автор, который пишет сказки для детей, поэтому их называют авторские.



Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
—У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.



Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной.
Заяц испугался:
—Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
—А как ты хвастал?
—А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
—Более не хвастай!





13.Анализ детских работ - рисунков.
Воспитатель:
-Ребята, получились ли у нас зайчики? Почему они раздвинули лапы в стороны? (Показывают, какие у них усищи и лапищи.)
-Какие работы Вам больше всего понравились? Почему?
14.Оформление выставки детского творчества.

  • Знакомство с детской литературой, подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя;
  • Закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать умение инсценировать отрывки из сказки;
  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству
  • Воспитывать доброе отношение к природе, познавательный интерес;
  • Формировать нравственные качества: не хвастаться, умение прийти на помощь в трудной ситуации.

Ход НОД

- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

Ребята назовите известные вам русские народные сказки.

Молодцы! Много сказок знаете.

Для чего нужны нам сказки? (ответы детей)

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

-А вы хотите попасть в сказку? (ответы детей)

Мы сегодня побываем в сказке, где живет кто-то из животных. А вот кто, узнаете, если отгадаете загадку.

«Длинноухий, хвост короткий.

У него характер кроткий,

Очень шустрый, трусоватый,

В шубке беленькой, как вата,

Ну а летом - серый он,

-Правильно, это заяц.

Он герой многих сказок.

-Молодцы, вы знаете много сказок, в которых есть заяц. Давайте вспомним, какой чаще всего бывает заяц в сказках? (длинноухий, косоглазый, куцехвостый, трусливый, пугливый, осторожный, беззащитный, беспомощный)

-Но, прежде чем рассказать вам эту сказку, я познакомлю вас с новыми словами, которые встречаются в тексте:

-Теперь нам осталось выбрать зайца, которого мы возьмем с собой в сказку. (на экране 2 иллюстрации: на одной изображен заяц обыкновенный, на другой – сказочный. Дети определяют, какой заяц должен быть в сказке, объясняют свой выбор). Слайд 15-16

Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане,
На острове Буяне,
Там березонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные
Не короткие, не длинные:
Про кошку,
Про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого петуха…
Про гусей-лебедей,
Про смышленых зверей…

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

— Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Беседа по содержанию.

  • Кто был хвастуном в этой сказке? (заяц)
  • Где жил заяц? (в лесу)
  • Когда ему жилось хорошо и когда плохо? (летом-хорошо, зимой-плохо)
  • Куда он ходил и зачем? (на гумно воровать овёс)
  • Перед кем он хвастался? (перед стадом зайцев)

Что говорил заяц хвастаясь? (У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я никого не боюсь)

  • Кому рассказали зайцы про хвастунишку? (тётке вороне)
  • Как ворона пристыдила зайца? (Боле не хвастай!)
  • Что случилось с вороной? (сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять)
  • Как заяц ей помог? (Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца и бросили ворону.)
  • Что сказала ворона зайцу? (Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!)

-Молодцы ребята, вы хорошо запомнили сказку. А как можно оценить поступки зайца? (дети оценивают поступки зайца с нравственной точки зрения).

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? (Заяц-хваста).

Читайте также: