Конспект урока знаки и символы искусства 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

2. Чем знак отличается от символа? Выходим на определение понятий символ и знак. Разбираем символичность цветов, вспоминаем какие знаки существенно помогают в повседневной жизни. Делимся на 4 группы, придумываем название своей команды (связанное с искусством) и рисуем эмблему, которая могла бы охарактеризовать команду. Объясняем выбор цвета и атрибутики. Прикрепляем эмблему на доску, где нарисовано дерево класса.

3. Символика всегда сопровождала человека не только в искусстве, но и с бытом народа. Приметы, пословицы, поговорки, предания играли важную роль в жизни русского человека. Среди славян гадание было весьма распространенным и пожалуй самым мистическим. В древней Руси гадание было распространено особенно в эпоху теремного затворничества. В длинные, зимние вечера сенные девушки боярыни и боярышни коротали время и пытались проникнуть в область таинственной судьбы и разгадать свое будущее. Какие гадания вы можете вспомнить сейчас в 21 веке? (ребята перечисляют)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: «ГРАНАТ – НЕКОРОНОВАННЫЙ КОРОЛЬ.

Из опыта работы учителя МХК и литературы

Лазаревой Ларисы Петровны

Интеграция предметов : литература, география, биология, МХК,

Живописный эпиграф к уроку:

hello_html_28fdb757.jpg

Первый блок предметов: литература, МХК

Гранат - некоронованный король,

Хотя на нем зубчатая корона.

Сладчайшую испытываю боль,

Когда ему распахиваю лоно.

Фазиль Абдулович Искандер

(1929 -2016 г. абхазский и российский писатель)

Гранат - некоронованный король. А как вы понимаете смысл этих слов?

( Некоронованный король - не будучи облечен властью официально, обладает ею фактически).

Как воспринимается лирический герой?

(Лирический герой воспринимается как художественный двойник автора).

О какой боли идет речь?

Сладчайшая боль-оксюморон (стилистическая фигура, состоящая из сочетания контрастных слов). Лирический герой испытывает боль, т.к. распахивает лоно (ломает кожуру), но он в предвкушении сладчайшего вкуса граната.

Мы не раз наблюдали своеобразный синтез искусства. Гранат занимает королевское место не только в литературе, но и в живописи. Опираясь на таблицу, выполните анализ живописных произведений.

Задание . Заполнить таблицу

hello_html_67bd0d05.jpg

Леонардо да Винчи

"Мадонна с гранатом"

1.Автор, название, год создания;

4.Младенец (обратите внимание на непропорциональность ребенка) ;

6. Если провести диагональные линии, то они пересекутся на .. ;

7. Гранат – символ..;

Задание: опираясь на таблицу, выполните анализ живописных произведений.

hello_html_m2b7179ec.jpg

"Мадонна с гранатом"

1.Автор, название, год создания;

4.Младенец (обратите внимание на выражение лица ребенка);

5. Композиция –круг..;

6.Богородицу с ребенком окружают юноши с …;

7.Ярким пятном в руках младенца выделяется..;

Белая лилия – символ непорочности;

Книга – символ жизни;

Гранат- символ Воскресения.

Гранат- это дар, который принес Христос с небес в дар людям.

Задание: опираясь на таблицу, выполните анализ живописных произведений.

hello_html_6b3974c9.jpg

Данте Габриэля Россетти

1.Автор, название, год создания;

2. Стилевое направление- Прерафаэлиты;

3.Тема связана с античным сюжетом…;

Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.

Задание: опираясь на таблицу, выполните анализ живописных произведений.

hello_html_m61236660.jpg

1.Автор, название, год создания;

3.Композиция (Что изображено) ;

5.Центральное место в композиции - ..;

Виноград –символ духовной жизни, жизненной силы;

Бронзовый бокал – символ мудрости;

Нож – призыв к защите от коварства.

Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы.

Издревле удивительный плод всегда связывался с понятиями изобилия, любви и вечной жизни.

Задание: опираясь на таблицу, выполните анализ живописных произведений.

Второй блок предметов: география, биология, изобразительное искусство

Ты прикатился к нам из жарких стран.

Ты рос, гранат, на дереве ислама.

Но, пробужденный, ты прожег Коран

Однажды вспыхнувши под пальцами Хайяма.

Фазиль Абдулович Искандер

Мы совершили удивительный экскурс в мир искусства и творчества, но при этом не задавали вопрос: откуда ты родом, некоронованный король? Ведь такая персона заслуживает настоящих королевских условий жизни!

У каждого растения на Земле существует своя историческая родина, которую Н.И. Вавилов назвал центром происхождения культурных растений. Таких центров сегодня выделяют от 7 до 12.

(Предполагаемые ответы детей: родина граната является Персия (современный Иран). Природное произрастание дикого гранатового дерева наблюдается также в Средней Азии, Закавказье, на северо-западе Индии, в Иране, Афганистане и Малой Азии, где при благоприятных условиях оно может достигать в высоту 5 метров, а может иметь и вид куста. Благодаря испанским конкистадорам с конца XVIII века растение гранат стало культивироваться на американском континенте.

Гранат-это дерево ислама. Внешне оно очень схоже с яблоней.

( Некоторые мудрецы предполагают, что яблоко, которое Ева дала Адаму, было не яблоко с яблони, а с гранатового дерева, т.е. гранатовое яблоко, так как среди израилитов и персов гранатовое дерево долгое время считалось Древом Познания Добра и Зла).

hello_html_3a0bdb8e.jpg

Рис. Гранатовое дерево

Проблемный вопрос. Из-за чего же возникла путаница в определении типа плода у граната. Так какой же плод у граната: яблоко, ягода, костянка или…?(вопрос к биологам)

Задание. И в чем же уникальность этого плода? А он по-королевски одинок, больше нет на Земле растений с таким плодом.

hello_html_748bc56.jpg
hello_html_m5af0c0ad.jpg

Рис. Изображение граната (схема и рисунок)

Отличие изображений: графика в тетрадях, в живописи на мольбертах.

Задание: назовите художественные средства графики и живописи.

Предполагаемые ответы детей : в графике средствами передачи формы и объема является линия, штрих. В живописи форма моделируется цветом, выразительностью мазков.

Вопрос : можно ли цвет гранатового сока назвать кровавым? Цвет гранатового сока напоминает кровь, что греки уверяли, будто гранат наполнен кровью самого Диониса. (Демонстрация гранатового сока). Кровь — носитель жизненной энергии, поэтому и кроваво-красный гранат расценивался греками как символ жизни.

Задание: Вы заметили разные оттенки красного цвета? А почему нам это достаточно легко сделать?

( Предполагаемые ответы детей: глаз – сложная уникальная оптическая система, благодаря фоторецепторам цветного зрения мы можем отличать более 100 оттенков в палитре Пантона.)

Таким образом, именно красный цвет и его великолепные оттенки так важны и нужны человеку.

Третий блок предметов: литература, киноискусство

hello_html_m68860a26.jpg
hello_html_4b9d67a4.jpg

В каждом порту есть девушка, которая ждет свое возлюбленного, выглядывает паруса, надеется и ждет скорого возвращения. Но Ассоль, которая ждет неизвестного принца, должна была иметь хоть какой-то ориентир, что именно ее принц приплыл. Цвет паруса как особая примета будущего возлюбленного.

И Грей сумел создать для девушки ее сказку и стать в ней главным героем. Грея не волновало общественное мнение, он хотел подарить счастье девушке и быть счастливым вместе с ней. Он взял на себя роль проведения и изменил судьбу свою и Ассоль…

Заключительный этап (Читают оба учителя)

Тяжелый плод ладонями зажат.

Тягучей влагой губы освежаю.

Я выжимаю медленно гранат,

Как будто тяжесть штанги выжимаю.

Так вот где тайна мощной красоты!

В тебе, гранат, земля соединила

Взрывную силу сжатой кислоты

И сладости томящуюся силу.

Фазиль Абдулович Искандер

Изображение граната часто встречается и на древних монетах, но ценность его определяется не в денежном эквиваленте.

hello_html_m260c5b80.jpg
hello_html_14358278.jpg
hello_html_17b20ae9.jpg

Давайте и мы с вами поблагодарим гранат за тот урок знаний и мудрости, который он нам преподнес…

Задание. Вам вручаются монеты с изображением граната, на которой вы должны написать слова, посвященные гранату, они пополнят наш драгоценный ларец знаний.

На своей монете я написала : гранат - это жизнь, зернышки – это люди, события, а ячейки - это память, в том числе о нашей удивительной встрече.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон — высоты, длительности, тембра, громкости — представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

Знаки и символы искусства

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

ВАН СТРЕК. Суета сует

Знаки — это общеприня-
тые условные обозначения
предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания,
идеи. Символ — это синтез
знака и образа.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон — высоты, длительности, тембра, громкости — представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

Имитация картины П. Класа. Современная фотография; КЛАС. Натюрморт с устрицами

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

БЕЙЕРЕН. Натюрморт с лангустом; КЛАС. Натюрморт с рыбой

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

ВАН ГОГ. Церковь в Овере

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

ПИКАССО. Скрипка; ВАН ГОГ. Звездная ночь

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) — тихая (безмолвная) жизнь.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881—1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

ВАН ГОГ. Натюрморт с олеандром; определение натюрморта

• Как вы думаете, это знаки или символы? Попробуйте интерпретировать их сначала как знаки, а потом как символы.

• Послушайте несколько музыкальных сочинений и рассмотрите картины В. Ван Гога и П. Пикассо.

Художественно-творческое задание
Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.


Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.


Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по искусству онлайн, видеоматериал по искусству для 8 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: