Главный секрет демосфена конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Урок риторики в 5 классе. Презентация Соболевой Т.С." — Транскрипт:

1 Урок риторики в 5 классе. Презентация Соболевой Т.С.

2 Черным - черна однажды затесалась Ворона между черными дроздами, Ее никто не распознал бы в стае, Сумей она попридержать язык. Как вы поняли смысл стихотворения? Почему ворону распознали в стае?

3 470 или до н.э.) древнегреческий философ. 470 или до н.э.) древнегреческий философ.

4 АФОРИЗМЫ Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.человек Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну. Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.больше Существует лишь одно добро - знание. Существует лишь одно зло - невежество. добрознаниезлоневежество

5 ( до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель.

6 Без истинной дружбы жизнь - ничто. Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать. Даже у разбойников есть свои законы. Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают.

7 Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен ( гг.).

9 Демосфен родился в древнегреческом городе Афины. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии, но именно Эллада - родина красноречия. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах. Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и на народных собраниях, полководцы – говорили зажигательные речи перед войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого. Из всех жанров публичной речи в классической античности наиболее значительным был жанр совещательный, то есть, самым важным было политическое красноречие. Выдающиеся ораторы делали хорошую карьеру: их выбирали на почетные должности в государстве, а также отправляли послами в чужие страны. Поэтому, неудивительно, что с ранней юности Демосфен мечтал стать оратором.

10 * Отец Демосфена (которого также звали Демосфеном) принадлежал к респектабельной буржуазии. Он владел двумя мастерскими, в которых полсотни рабов занимались производством оружия и мебели. * Демосфену было всего семь лет, когда его отец умер. * Отец оставил в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние, но опекуны наследников оказались людьми недобросовестными и жадными. Они не заботились об образовании и воспитании детей, не платили жалованья учителям. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался. * Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве.

12 Однако первое выступление закончилось для Демосфена полным крахом. Толпа его освистала: шум, смех и выкрики толпы не дали ему закончить речи. Провал Демосфена был прозаически понятен: говорил он очень тихо, речь была невнятной, он заикался и картавил. Невербальные послания публике были тоже не из числа успешных: он время от времени подергивал плечом и совершенно не умел держаться перед публикой. Второе выступление перед народным собранием также оказалась провальным. С поникшей головой и совершенно огорченный, возвращался Демосфен домой. Легенда утверждает, что новый мощный импульс для продолжения работы над собой Демосфену предоставил его друг известный афинский актер. Демосфен пожаловался другу на свои неудачи и досадовал, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его выступлений. В ответ на сетования Демосфена актер попросил его прочесть какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида. Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Демосфен понял, что выразительность придает речи необычайную красоту и желание внимать оратору с удвоенной силой.

15 После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора. Демосфен никогда не говорил без подготовки, всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли: то он говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувств.

16 Благозвучный Чистый Ясный В меру громкий Интонационно выразительный Летящий Гибкий Устойчивый Выносливый

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Главный секрет Демосфена. Твой голос – 2 часа (урок спаренный)

Цели и задачи:

Вспомнить и повторить несловесные средства общения;

Показать зависимость выбора тех или иных средств от содержания и основной мысли высказывания;

Помочь учащимся осознать роль голоса в озвучивании и восприятии речи;

Учить пользоваться голосом; научить управлять им в зависимости от речевой ситуации.

Развивать умение анализировать и оценивать чужое высказывание

Орг. момент, нацеливание, мотивация

- Добрый день, ребята. На прошлом уроке мы с вами много говорили об общении, о том, что люди общаются между собой не только при помощи слов. Очень часто понять друг друга помогают и другие средства.

- Давайте вспомним, какие это средства.

- А как вы думаете, что ещё является важным во время общения? Вспомните, чему учит РИТОРИКА?

- Значит, очень важен голос?

Действительно, от того, в каком состоянии голос говорящего, как он звучит во многом зависит и наше общение друг с другом.

Подышим, подышим.

Разомнём язычок.

Голова - к голове;

Мех уже – мех хуже;

Пыль летит – полетит.

Сачок зацепился за сучок.

Где щи, там и нас ищи.

- Итак, все готовы услышать свой голос, оценить его качества и учиться управлять им?

Из истории науки о красноречии известно, какое значение придавали звучанию (произнесению) речи выдающиеся риторы древности. Существовали целые своды правил, как работать над голосом.

Вывод: голос человека даёт о нём множество сведений. Это и эмоциональное состояние, и отношение к собеседнику, к тому, о чём говорит, о привычках говорящего и многое другое. Прислушиваясь к звучанию голоса, мы учимся лучше понимать собеседника, а значит, и общаться. Умелое владение голосом делает нашу речь более эффективной и удачной.

- Запишите, какой бывает голос человека.

Вывод: звучание голоса зависит от:

Жестов, позы, мимики

Итак, на что нужно обращать внимание во время общения?

Мы уже знаем, что звучание голоса во многом зависит от правильного дыхания.

- Что делал Демосфен, чтобы добиться своей мечты – стать оратором?

- Существует несколько видов дыхания:

Поверхностное, ключичное

Грудное

Смешанное (диафрагматичное), речевое

Поверхностное, ключичное дыхание – главный враг ритора: воздух плохо поступает в органы дыхания, быстро заканчивается, а значит, не обеспечивает хорошего звучания голоса.

Смешанное (диафрагматичное), речевое дыхание начинается с глубокого вдоха через нос и контролирования типа дыхания. Представьте, как воздух проходит через органы дыхания: расправляет лёгкие, бронхи, переполняет грудную клетку и давит на диафрагму, словно струя воды в шланге.

Помните, что секрет хорошего речевого дыхания – в правильном вдохе и умелом выдохе , который называют порционным. Такой выдох не сразу расходует весь воздух, а распределяет его по небольшим отрезкам речи, то есть порциям.

- Сейчас мы с вами будем выполнять дыхательные упражнения. Помните, что их нельзя выполнять более 3-х раз.

- А сейчас мы с вами поработаем над произношением, темпом, интонацией голоса, потренируемся в порционном выдохе с помощью таких речевых жанров, как скороговорки и докучные сказки и кричалки. Кто – нибудь знает, что это такое?

Скороговорки и докучные сказки – известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры. Скороговорки на Руси ещё называли тараторками.

Докучные сказки – особые произведения УНТ: они использовались в том случае, когда слушатель докучает просьбами, советами, отнимает у собеседника время по пустякам, т.е. надоедает.

Кричалки - весёлые громкие песенки, стихи.

Домашнее задание.

Т/ задание подобрать скороговорки, докучные сказки, кричалки (оформить на ½ Альб.листа)

Таблица на доске

Мимика Жест Выражение лица Ддвижение Мим Телодвижение

Выполняем Речевую разминку № 1.

1-дыхательные упр. вырабатывают и закрепляют навыки правильного речевого дыхания.

2- артикуляционные упражнения помогают разогреть мышцы губ, языка, щёк. Повышают подвижность при говорении.

3 – помогают слышать недочёты своей и чужой речи. Развивают отчётливое произношение слов, звуков.

4- дикционные упражнения. Развивают правильное проговаривание, понимание смысла.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Вспомнить и повторить несловесные средства общения;

Показать зависимость выбора тех или иных средств от содержания и основной мысли высказывания;

Помочь учащимся осознать роль голоса в озвучивании и восприятии речи;

Учить пользоваться голосом; научить управлять им в зависимости от речевой ситуации.

Развивать умение анализировать и оценивать чужое высказывание

Орг. момент, нацеливание, мотивация

- Добрый день, ребята. На прошлом уроке мы с вами много говорили об общении, о том, что люди общаются между собой не только при помощи слов. Очень часто понять друг друга помогают и другие средства.

- Давайте вспомним, какие это средства.

- А как вы думаете, что ещё является важным во время общения? Вспомните, чему учит РИТОРИКА?

- Значит, очень важен голос?

Действительно, от того, в каком состоянии голос говорящего, как он звучит во многом зависит и наше общение друг с другом.

Голова - к голове;

Мех уже – мех хуже;

Пыль летит – полетит.

Сачок зацепился за сучок.

Где щи, там и нас ищи.

- Итак, все готовы услышать свой голос, оценить его качества и учиться управлять им?

Из истории науки о красноречии известно, какое значение придавали звучанию (произнесению) речи выдающиеся риторы древности. Существовали целые своды правил, как работать над голосом.

Вывод: голос человека даёт о нём множество сведений. Это и эмоциональное состояние, и отношение к собеседнику, к тому, о чём говорит, о привычках говорящего и многое другое. Прислушиваясь к звучанию голоса, мы учимся лучше понимать собеседника, а значит, и общаться. Умелое владение голосом делает нашу речь более эффективной и удачной.

- Запишите, какой бывает голос человека.

Вывод: звучание голоса зависит от:

Жестов, позы, мимики

Итак, на что нужно обращать внимание во время общения?

Мы уже знаем, что звучание голоса во многом зависит от правильного дыхания.

- Что делал Демосфен, чтобы добиться своей мечты – стать оратором?

- Существует несколько видов дыхания:

Смешанное (диафрагматичное), речевое

Поверхностное, ключичное дыхание – главный враг ритора: воздух плохо поступает в органы дыхания, быстро заканчивается, а значит, не обеспечивает хорошего звучания голоса.

Смешанное (диафрагматичное), речевое дыхание начинается с глубокого вдоха через нос и контролирования типа дыхания. Представьте, как воздух проходит через органы дыхания: расправляет лёгкие, бронхи, переполняет грудную клетку и давит на диафрагму, словно струя воды в шланге.

Помните, что секрет хорошего речевого дыхания – в правильном вдохе и умелом выдохе , который называют порционным. Такой выдох не сразу расходует весь воздух, а распределяет его по небольшим отрезкам речи, то есть порциям.

- Сейчас мы с вами будем выполнять дыхательные упражнения. Помните, что их нельзя выполнять более 3-х раз.

- А сейчас мы с вами поработаем над произношением, темпом, интонацией голоса, потренируемся в порционном выдохе с помощью таких речевых жанров, как скороговорки и докучные сказки и кричалки. Кто – нибудь знает, что это такое?

Скороговорки и докучные сказки – известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры. Скороговорки на Руси ещё называли тараторками.

Докучные сказки – особые произведения УНТ: они использовались в том случае, когда слушатель докучает просьбами, советами, отнимает у собеседника время по пустякам, т.е. надоедает.

Кричалки - весёлые громкие песенки, стихи.

Т/ задание подобрать скороговорки, докучные сказки, кричалки (оформить на ½ Альб.листа)

Таблица на доске

Мимика Жест Выражение лица Ддвижение Мим Телодвижение

Выполняем Речевую разминку № 1.

1- дыхательные упр. вырабатывают и закрепляют навыки правильного речевого дыхания.

2- артикуляционные упражнения помогают разогреть мышцы губ, языка, щёк. Повышают подвижность при говорении.

3 – помогают слышать недочёты своей и чужой речи. Развивают отчётливое произношение слов, звуков.

4- дикционные упражнения. Развивают правильное проговаривание, понимание смысла.


Вопреки всему

Вы, наверно, слышали о чудаке, который набивал себе полный рот камней, шел по берегу моря и громко цитировал тексты с камнями во рту? Таким представляется греческий оратор Демосфен современникам.

А что еще нам известно?

Детство Демосфена

Великий греческий оратор жил в Афинах в 384 – 322 гг до н.э. Отец Демосфена был владельцем оружейных мастерских, где работали несколько десятков рабов, после своей смерти он оставил сыну довольно солидное состояние.


На момент смерти отца мальчику было 7 лет, его сестре – 5, поэтому все завещанное имущество временно перешло в руки опекунов, до совершеннолетия детей.

Опекуны распорядились наследием оружейника по-своему: большую часть обманом присвоили себе, завещательные бумаги постарались уничтожить и скрыть, а данное умирающему отцу обещание заботиться о маленьком Демосфене и его матери напрочь позабыли.

Когда будущему мастеру искусства слова исполнилось 18 лет, он вынужден был довольствоваться небольшой горстью серебряных монет количеством в половину таланта и отцовским домом с десятком голодных рабов.


Стоит ли говорить, что на образование будущего кумира публики опекуны также не соизволили выделить денег? Есть информация, что Демосфен посещал образовательную школу для бедных, а также брал уроки ораторского искусства. По одним источникам, его преподавателем по риторике был Исей, по другим – Исократ.

Когда незадачливые опекуны пришли и заявили, что не заплатят за обучение мальчика ни копейки денег, наставник Демосфена только улыбнулся в ответ и продолжил заниматься со своим учеником. Уж очень ему по сердцу пришлись любознательность и трудолюбие молодого Демосфена.

Почему провалилось первое выступление?

Первые тексты речей Демосфен писал для других, в основном это были судебные речи. Наконец, оратор решился выступить самостоятельно на одном из публичных собраний. Под свист и улюлюканье толпы покидал он трибуну, публика не дала ему договорить речь до конца, заглушая его выкриками и смехом.


Вам интересно знать, почему освистали Демосфена? Тогда ответьте на вопрос, можете ли вы представить себе в качестве оратора человека:

  1. Сильно картавящего, жующего слова, проглатывающего их окончания?
  2. С тихим, еле слышным голосом, мямлю, задыхающегося на длинных предложениях?
  3. Сутулого, сгорбленного и забитого, боящегося поднять взгляд от носков своих ног?
  4. Человека с подпрыгивающей походкой, нелепыми движениями и нервно вздрагивающими при каждом резком звуке плечами?

Если соберете все эти черты в одну картину, то получите портрет оратора Демосфена. На первой неудаче тот не остановился, попытался выступить еще раз и снова был выгнан толпой.

Разговор с другом

По дороге домой расстроенный Демосфен случайно повстречал друга детства, талантливого актера Сатира. Выслушав юношу, артист попросил его прочитать что-нибудь из греческих поэтов. Когда молодой человек закончил, Сатир встал и прочел тот же самый фрагмент. Юноша не узнал стихи, ему показалось, что он слышит абсолютно незнакомые слова.


С этой минуты Демосфен понимает, чтобы стать оратором, нужно научиться:

  • Четкому произношению;
  • Артистично держать себя на публике, контролировать свои жесты;
  • Вкладывать чувства в каждое слово речи;
  • Использовать для речи красочный и в то же время простой язык.

Что сделал Демосфен?

С этой минуты начинается титаническая работа будущего оратора над собой. Демосфен не сдался, он уединился в подземной комнате в своем доме и дал себе обещание не выходить на улицу, пока не станет мастером красноречия. Чтобы не было соблазна нарушить данное слово, он взял бритву и выбрил себе половину волос на голове.


Демосфеновская система упражнений:

  1. Чтобы сделать свою речь четкой, оратор набирал в рот острые черепки и камни, декламировал тексты и стихи.
  2. Чтобы сделать свой голос громким и зычным, он выходил на берег моря, когда шумел прибой, и перекрикивал морские волны.
  3. Чтобы добиться силы звучания голоса, юноша завел собачонку. В перерывах между занятиями он подражал собачьему рычанию.
  4. Для того, чтобы сделать свои легкие сильными и укрепить речевое дыхание, оратор взбирался быстрым шагом на высокую гору, непрерывно что-нибудь декламируя.
  5. Демосфен повесил в комнате большое зеркало, ежедневно он репетировал перед зеркалом речи, следя за своими жестами и выражением лица.
  6. Над плечом занимающегося был подвешен тяжелый и острый меч. Всякий раз, когда во время чтения текста плечо оратора нервно поднималось вверх, меч больно ранил. Так Демосфен избавился от вредной привычки и научился контролировать положение своего тела во время выступления.

Кем стал Демосфен?

Благодаря упорным занятиям, мастер быстро добился успехов на ораторском поприще. Его первым судебным делом стал процесс против опекунов, лишивших его наследства. Процесс длился несколько лет.


Несмотря на все ухищрения, уйти от ответственности недобросовестным опекунам не удалось, греческий оратор добился их осуждения.

В дальнейшем популярность Демосфена как оратора стремительно набирала обороты. Тридцатилетний мастер слова становится ведущим политическим оратором, без его выступления не обходится ни одно народное собрание.

Наибольшую известность обрели речи Демосфена против царя Филиппа Македонского, целью которого был захват и порабощение Греции. По свидетельству современников, даже сам Филипп признавался, что пошел бы войной против себя самого, если бы присутствовал на выступлении Демосфена – настолько речи мастера были убедительными и чувственными.


Ораторские приемы Демосфена

Древнегреческий мастер красноречия добивался убедительности выступлений, применяя свои излюбленные методы:

Правдивость и совершенство

Каждая речь Демосфена отличалась исчерпывающей аргументацией, краткими и точными высказываниями, блестящими и красноречивыми характеристиками. Оратору присуща аскетическая простота и предельная ясность изложения, подкрепленная эмоциональными и красочными образами.


Древнегреческий мастер уделял немало внимания теории риторики. Оратором, говорил Демосфен, не может стать человек лживый, речь выступающего должна соответствовать его гражданским убеждениям и достоинству.

По утверждению Демосфена, оратор не должен руководствоваться чувствами ненависти, открытой вражды, угодничества, мести. Оратор является в первую очередь политическим и общественным деятелем, формируя сознание общественных масс, а значит, относиться легкомысленно к содержанию своих речей оратор не имеет право.

Выводы

Ничто не предсказывало ораторскую славу Демосфену в детстве. Тем не менее, он добивается исполнения своей мечты вопреки всему, на глазах превращаясь из гадкого утенка (слабого и заикающегося подростка) в прекрасного лебедя, мастера красноречия всех времен и народов.

Успех Демосфена состоялся, благодаря его качествам:

  • Упорству и настойчивости;
  • Колоссальному трудолюбию;
  • Серьезному отношению к теории риторики.

Вы хотели знать главный секрет в овладении ораторским искусством? Этот секрет заключается в ежедневных упорных тренировках и строгой требовательности к себе. Да, этот путь труден и тернист, но он неизбежно приводит занимающегося на сцену, закрепляет за ним славу искусного оратора и осыпает аплодисментами восхищенных слушателей.


Друзья, желаете ли вы повторить успех Демосфена?

Творческих успехов вам, друзья. Не забывайте оформить подписку, чтобы вовремя получать информацию о новых публикациях блога. Жмите кнопку, делитесь статьей с друзьями и знакомыми.

Читайте также: