Путешествие в бразилию конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.

Ход урока.

I. Подготовка учащихся к восприятию темы.

Учитель: «Географические открытия всегда привлекали к себе внимание жителей Земли. Особенно любознательные из них не тратили время даром, а садились в лодки или сани (а то и попросту пешком), и пускались в опасные путешествия по воде и по суше. Возможно, их девизом были следующие строки:

1. История открытия.
2. Особенности географического положения.
3. Удивительные природные условия.
4. Население.
5. Три столицы Бразилии.
6. Хозяйственная деятельность.
7. Проверь свои знания.
8. Овощи - путешественники.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.

II. Изучение нового материала.

1. История открытия.

2. Особенности географического положения.

Далее вывешиваю две таблицы, в которых указано семь стран – лидеров по площади и численности населения (в мире).

3. Удивительные природные условия.






Вариант б: путешествуя по Бразилии я наблюдала на одной из рек такое явление: огромная волна высотой 5 метров со скоростью 5 – 7 м/сек. С сильным гулом мчалась вверх по реке, заливая берега и производя разрушения.
На какой реке это было? О каком явлении идет речь? Какова его причина?
Вариант в: вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это?
Вариант г: путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это дерево? Для чего собирают сок?

4. Население.

Предлагаю классу вопросы к схеме:
а) представители, какой расы относятся к коренному населению?
б) представители, каких рас относятся к пришлому населению?
в) как называют потомков от браков европейцев и негров?
г) как называют потомков от браков европейцев и индейцев?
д) как называют потомков от браков индейцев и негров?
Ответы на вопросы №3, 4, 5 в схеме закрыты. Открываю их при правильных ответах.

Выступление (рассказ) ученика, получившего опережающее задание.

5. Три столицы Бразилии.

Выступление (рассказ) ученика, получившего опережающее задание.




■ Просмотр фрагмента видеофильма.






6. Хозяйственная деятельность.

На обсуждение вопросов в группах дается две минуты.
В процессе обсуждения вопросов учащиеся, получившие опережающее задание, делают дополнение.



7. Проверь свои знания.

Учащиеся при правильном выполнении работы получают ключевые слова: 1 вариант – Канберра; 2 вариант – Бразилиа.

8. Овощи – путешественники.

9. Домашнее задание.

После подведения итогов урока предлагается домашнее задание разного уровня сложности:
1) пересказ §46; 2) сравнительная характеристика Бразилии и Аргентины по типовому плану с использованием карт атласа и §46; 3) сравнительная характеристика Бразилии и Перу по типовому плану с использованием карт атласа и §46 - §47.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование страноведческих знаний об особенностях природы, населения и хозяйственной деятельности Бразилии на основе применения всех тех общеземлеведческих понятий, знаний о связях и закономерностях, которыми учащиеся овладели ранее. Задачи:

развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; приемов работы с различными источниками информации; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь

воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям

Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.

Ход урока.

Учитель: «Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Мамина-Сибиряка, мы мечтаем о путешествиях. Географические открытия всегда привлекали к себе внимание жителей Земли. Многие жители Африки и Европы совершали плавания к берегам этой части света. Но честь открытия материка принадлежит Христофору Колумбу.

--Что же это за материк? (Ю. Америка). – А часть света? (Америка). Кто покажет?

Уч-ся: Вот она, Америка,

Реки есть большие,

Помнить это нужно:

Миссисипи – в Северной,

Амазонка – в Южной.

Горы цепью дружно:

Кордильеры в Северной

Горы Анды – в Южной.

Штаты, Мексика, Канада

В Северной живут,

Ураганы и торнадо

В Южной – вот Колумбия,

Чили, здесь – Бразилия,

Уч-ся: Я знаю, что в Бразилии
Есть все, и в изобилии,
Но жалко, что в Бразилии
Покамест нет меня.

Меня там тоже нету, к сожалению,
Туда меня заносит лишь фантазия,
А то, что мы не можем побывать там,
Так это, я считаю, безобразие!

Уч-ся: 1)Если через океан

Плыть к другому берегу,

Попадешь на материк

А на том материке

Есть река глубокая,

Из известных в мире рек

2)Там - стеною на пути –

Ни индейцу не пройти,

Ни туристу праздному.

3)Там на водопой спешат

Звери утром ранним,

А в воде кишмя кишат

Там над Андами парит

В джунглях ползает змея –

Слайд 1 Учитель: Мы отправляемся в Бразилию. Знаете, где она находится? Очень далеко – в другом, Южном полушарии, на континенте, который называется Южная Америка. Цель нашего путешествия? --- Узнать об особенностях страны.

Учитель: Как вы думаете, что мы должны узнать о Бразилии? (предложения обсуждаются).

1. Познакомиться с географическим положением Бразилии.

2. Узнать о населении Бразилии и её достопримечательностях.

3. Познакомиться с особенностями природы Бразилии.

1. История открытия.
2. Особенности географического положения.
3. Удивительные природные условия.
4. Население. Хозяйство. 5. Три столицы Бразилии.
6. Овощи - путешественники.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сейчас мы предоставим слово гиду (ученице):

Смотри на карту – вот где она!

А здесь находится столица Бразилии - город Бразилиа.

1. История открытия.

2. Особенности географического положения.

Учитель: Мы подплываем к береговой линии материка. Обратимся к карте.

Задание: Что можно сказать о ГП Бразилии? (обсуждение в паре – ответ) -2 минуты

3. Удивительные природные условия.

1. Бегемот, зебра а) Африка

2. Пума, броненосец б) Австралия

4. Коала, кенгуру в) Южная Америка Найди ошибку:
1.В Бразилии обитают: жираф, муравьед, слон, капибара, ленивец. 2. В Бразилии коренное население: индейцы, эскимосы, португальцы. 3. В Бразилии растут: шоколадное дерево, эвкалипт, хинное дерево, баобаб

«Ядро бразильского общества составляет старая португальская знать. Она придерживается, прежде всего, традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Бразильское общество держится на железной дисциплине: люди переходят улицу только на зеленый свет, пассажиры входят в автобус только в заднюю дверь.

В Бразилии большое стремление получить высшее образование.

Улицы украшены национальными флагами и флагами штатов, имеются рисунки и надписи патриотического содержания. В Бразилии, первой среди стран Южной Америки, мужчины и женщины были уравнены в правах. Бразильцы – люди, богатые душой, они эмоциональны и общительны. Может быть, поэтому в Бразилии популярны такие активные групповые виды спорта, как футбол и волейбол.

5. Три столицы Бразилии.

Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам. –5 минут

12ºю.ш. и 38ºз.д. 22ºю.ш. и 43ºз.д.
16ºю.ш. и 48ºз.д.

Выступление (рассказ) учеников, получивших опережающее задание.

Рио-де-Жанейро.

Слайд 9

Учитель: «Что такое карнавал?
После обсуждения делаем вывод: карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.

Слайд 10

6. Хозяйственная деятельность.

Учитель: «Бразилия – сейчас самая развитая страна на материке. В настоящее время между Россией и Бразилией наступил новый этап взаимоотношений.

Учитель: «Итак, наше путешествие в Бразилию завершилось.

7. Проверь свои знания. Рефлексия.

Составить синквейн к слову Бразилия, народ, природа

1-ая строка - Бразилия

2-ая строка (прилагательные) - поразительная, удивительная

3-я (глаголы) - покоряет, удивляет, восхищает

4-я (крылатое выражение о Бразилии) - родина знаменитых футболистов

5-я строка (что это) - страна

(несколько синквейнов зачитываются)

Слайд 12 Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Вот видите, какая интересная и загадочная страна – Бразилия. Сколько там разных и необычных животных можно повстречать, сколько интересных мест можно увидеть . Когда – нибудь наверняка и ты там побываешь и своими глазами увидишь и карнавал в Рио-де-Жанейро, и реку Амазонку с ее прекрасными и загадочными джунглями.

Сегодня я узнал……….

Самым интересным для меня было………………..

Материал урока заставил меня задуматься о……………

Затруднения у меня вызвало…………….

Учитель: Ребята, спасибо за урок. До свиданья.

9. Домашнее задание. После подведения итогов урока предлагается домашнее задание разного уровня сложности:
1) пересказ §36; 2) на примере Бразилии самостоятельно изучить Аргентину; 3) дать сравнительную характеристику Бразилии и Аргентины по типовому плану.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Проверьте готовность своего рабочего места к уроку. У вас на столах должен быть атлас, учебник, опорный план - конспект, контурные карты.

II. Целеполагание и мотивация

А что же мы должны с вами узнать, почерпнуть из экскурсии? Попробуйте сформулировать цель и задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний

Преподаватель:

А что Вы знаете о современной Бразилии?

Предлагаю вашему вниманию несколько утверждений, из которых вам необходимо выбрать правильные. Время на обдумывание ответа 1 мин. Подчеркните неверные утверждения.

ВОПРОСЫ С ЦЕЛЬЮ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Бразилия – это крупнейшая страна в Южной Америке.

Столица Японии с 1960 г– Бразилиа.

Численность населения Бразилии больше чем в России.

Бразилия- конституционная монархия.

Верные утверждения: 1, 2, 4, 5.

(0 ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла).

- Ну что ж, давайте, проверим, насколько вы знаете Бразилию.

IV. Изучение нового материала

Давайте познакомимся с визитной карточкой Бразилии..Какова площадь Бразилии(8515767 км 2 ). Форма правления? Президентская республика.Президент Мишел Темер.

Государственные символы Бразилии: флаг, герб. Современный бразильский флаг: зеленый цвет-династия португальского короля, желтый цвет-династия его жены, звездное небо( конкретно его можно было видеть 15.11.1889г).

Бразильский государственный герб: на нем изображены ветви растений табака и кофе и созвездие южный крест, число звезд обозначает число штатов.

Административно- территориальное деление Бразили:

Бразилия делится на 26 штатов и 1 федеральный округ.

(Учащиеся выполняют работу по физической картемира и политической карте мира, зачитывают результаты работ, показывают объектына карте)

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Бразилия расположена недалеко от экватора на материке _____

(скажите названия этогоматерика)

Бразилия граничит с ……………….

(перечислите названия стран)

Юго-восточная часть территории Бразилии представляет собой ………………………. поэтому здесь много рудных полезных ископаемых.

Бразилия омывается водами ………

(укажите название океана)

Бразилия богата полезными ископаемыми, и природными ресурсами, поэтому развиты отрасли хозяйства ……………..……………………

Бразилия удалена от экономически развитых стран мира, таких как ……………………………………….

(перечислите названия стран)

Проверка. Показ на физической карте Южной Америке.

Перечислите плюсы ЭГП.

имеет выход в Атлантический океан.

Богата природными ресурсами

удалена от многих стран мира, особенно от европейских;

Какой вывод мы можем с вами записать в опорный конспект по ЭГП Бразилии?

Вывод: в целом ЭГП Бразилии благоприятное.

Население Бразилии в большинстве своем необразованное( 43% населения имеют полное среднее образование) отсюда высокий уровень преступности.

V. Закрепление знаний

В контурных картах обозначить крупнейшие города Бразилии, особенности ГП.

VI. Обобщение и систематизация знаний

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, где люди наперекор природе, которая дала им природные ресурсы и большую площадь земли ,пока не достигли экономических высот, но живут с оптимизмом и умеют радоваться жизни.

Предлагаю выполнить тест по изученному материалу.

1. По географическому положениюБразилии это:

1) страна в Южной Америке.

2) полуостровное государство

2. Найдите ошибку в перечне характеристик населения Бразилии:

1) многонациональная страна

2) самая высокая средняя продолжительность жизни

3) самая высокообразованная нация

3. Самый крупный город Бразилии:

4. Определите отрасль промышленности, по развитию которой Бразилия занимает одно из первых мест в мире:

1) производство кофе

2) производство электроники

3) производство алюминия

5. Форма правления Бразилии:

2) абсолютная монархия

3) конституционная монархия

Методические ключи:

1 - 1, 2 - 1, 3 - 1, 4 - 1, 5 - 1.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Наше путешествие по Бразилии подошло к концу.Что нового вы узнали на уроке? Что вам наиболее запомнилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: изучение нового материала, систематизация знаний по теме.

Воспитательная: повышение интереса к изучаемому предмету, закрепление навыков работы в группе, развитие умения слушать друг друга

Развивающая: закрепление коммуникативных навыков и умений, развитие творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей

Практическая: работа с учебником, литературой, картами, электронными и другими источниками информации.

Место урока: Развивающиеся страны Латинской Америки.

Форма проведения: групповая работа

Оборудование: карты, интерактивное оборудование, слайды.

Ход урока:

Урок-путешествие

Тема урока: Бразилия.

Цель: формирование и укрепление знания учащихся по географии Латинской Америки

Образовательная: изучение нового материала, систематизация знаний по теме.

Воспитательная: повышение интереса к изучаемому предмету, закрепление навыков работы в группе, развитие умения слушать друг друга

Развивающая: закрепление коммуникативных навыков и умений, развитие творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей

Практическая: работа с учебником, литературой, картами, электронными и другими источниками информации.

Место урока: Развивающиеся страны Латинской Америки.

Форма проведения: групповая работа

Оборудование: карты, интерактивное оборудование, слайды.

«Познания и странствия неотделимы друг от друга.

Это непременное качество всех путешествий – обогащать

/К.Г.Паустовский/

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие по Бразилии, во время которого будем исследовать природные особенности этой экзотической страны, население, индейские традиции и колоритную архитектуру.

В путешествии необходимо вести дневник. Наш коллективный дневник мы будем оформлять в виде карты-схемы. Для работы над созданием образа Бразилии вы объединитесь в группы – специалистов. На столах у вас лежат инструктивные карточки-задания и дидактический материал. А теперь, юные искатели приключений, в путь.

Далёкая прекрасная Бразилия! Что нам известно о ней? Ну, во-первых, что там достаточно тепло и располагаются прекрасные пляжи, что там водится много диких обезьян. Во - вторых, эту страну невозможно представить без футбола, кофе и карнавала. В-третьих, что туда очень хотел попасть знаменитый комбинатор всех времён и народов - Остап Бендер. Вот пожалуй и всё.

Наше путешествие мы начнем стихами Киплинга (в переводе Маршака).

На далёкой Амазонке

Не бывал я никогда.

Ходят по морю туда

Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию

И я хочу в Бразилию, к далёким берегам!

Никогда вы не найдёте

В наших северных лесах

Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.

Но в Бразилии, Бразилии моей

Такое изобилие невиданных зверей!

Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию

Увижу ли Бразилию до старости моей?

Краткая характеристика.

Латинская Америка занимает незначительную часть (южнее р. Рио-Гранде) Северной Америки и большую часть территории Южной Америки. Она протянулась с севера на юг на 13 тыс.км, с запада на восток в самом широком месте- на 5 тыс.км. Сюда входят острова Вест-Индии в Центральной Америки. Территория Латинской Америки – 21 млн.км. Она включает 33 суверенные страны, в том числе независимые от Великобритании, Франции, Нидерландов и США территории.

По территории их можно разделить на очень большие страны (Бразилия), крупные (Мексика), сравнительно большие (Куба) и небольшие (государства на островах в Вест-Индии). Границы между странами в материковой части проходят в основном по рекам ИМЛИ между хребтами. Все 33 государства, получившие независимость, относятся к развивающимся странам.

Открытие новых земель.

Официально принято считать, что Америку открыл Х.Колумб в 1492 г. Но из истории известно, что первыми Американского континента (побережье Северной Америки) достигли ирландцы (5-6 веках) и норманны (викинги XI века). 20-25 тыс.лет до них народы восточных, северо-восточных районов Азии через Берингов мост проникли на север Америки (Аляска). Впоследствии они достигли Южной Америки.

Большую часть Латинской Америки завоевали испанцы и португальцы (XVI-XVII веках). В результате войн 1810-1826 гг. за независимость все колонии в Америке отделились от Испании. В 1822 г. Бразилия отделилась от Португалии. В конце XIX века США вытеснили Англию из Латинской Америки. Таким образом, большинство стран получили независимость.

Под колониальным влиянием сформировалась в основном романская группа языков (на основе латыни). Здесь проживают метисы, мулаты- потомки смешанных браков между европейцами и коренным населением, негры и мигранты различных стран. Официальный язык большинства этих стран испанский, только в Бразилии – португальский.

Из истории открытия .

ФГП Бразилии.

Бразилия - одна из крупнейших стран мира, как по величине территории, так и по количеству населения. Занимая почти половину площади Южной Америки, Бразилия граничит со всеми южноамериканскими странами, кроме Эквадора и Чили. Территория Бразилии очень компактна по конфигурации, протяженность с севера на юг – 4320 км, с запада на восток – 4328 км. Протяженность сухопутных границ 16,5 тыс. км, длина береговой линии 7408 км.

В настоящее время это самая крупная страна не только по размерам территории и количеству населения, но и по объему промышленного и сельскохозяйственного производства и по сумме внешнеторгового оборота. Среди стран Латинской Америке она выделяется наиболее крупным экономическим потенциалом.

Бразилия – федеративная республика, состоящая из 22 штатов, 4 федеративных территорий и федерального округа. Штаты и территории делятся на муниципии.


Глава государства и правительства – президент, избираемый на 6 лет, без права переизбрания.

Природа.


Климат. На территории Бразилии выделяют 6 основных климатических зон:

На большей территории страны среднегодовая температура выше +20*С, что обусловлено близостью экватора и невысоким подъёмом рельефа местности. В целом для тропических районов Бразилии характерны сухая зима и дождливое лето. Годовое количество осадков уменьшается от 3000 мм на западе Амазонской низменности до 500мм на северо-востоке.

Флора. Территория бассейна Амазонки покрыта сельвой – вечнозелеными влажными труднопроходимыми тропическими джунглями. На остальной территории преобладают тропические леса.

Фауна. Для животного мира Бразилии характерны пума, ягуар, оцелот, муравьед, лиса, обезьяны, олень, броненосец, тапир, редкая кустарниковая собака, ленивец, опоссум, крокодил, Большое количество птиц, насекомых, пресмыкающихся. В реках опасны кайманы, пираньи.

Реки, озера. Крупнейшие реки – Амазонка, Парана, Сан – Франсиску, которая образует каскад водопадов Паулу – Афонсу высотой 84м.

Обзор экономики.

В экономике страны фактически господствуют международные корпорации. Из 300 самых крупных корпораций примерно 150 находятся под контролем иностранного капитала ( как правило химическая промышленность, радиоэлектроника, тяжёлое машиностроение, автомобилестроение, средства связи). Объёмы прямых иностранных капиталовложений в экономику Бразилии оцениваются десятками миллиардов долларов. Крупные монополистические группы Бразилии (Матараццо, Воторантин, Клабин) носят, как правило, характер многоотраслевых семейных концернов, связанных с иностранным капиталом. Государственный сектор сохраняет господствующие позиции в добычи и переработке нефти, нефтехимической, Горнодобывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии. Внешний долг Бразилии составляет 100млрд. долларов, В конце 20 века структура экономики Бразилии претерпела существенные изменения . Доля промышленности в ВНП составляет 36%, сфера услуг – 55% сельского хозяйства- 9%. Однако, сельское хозяйство, по- прежнему остаётся главным занятием большей части экономически активного населения страны.


Цветная металлургия (в основном производство алюминия) также развита в штате Минас-Жерайс и штате Сан-Пауло.

Пищевая промышленность

В пищевкусовой и текстильной промышленности развит национальный частный капитал. Шерстяная промышленность развито слабо, в основном на юге страны. Расширяется производство тканей из синтетического волокна и тканей. Около половины текстильной продукции дает штаты Сан-Пауло.

Некоторые отрасли пищевкусовой промышленности работают на экспорт (сахарная, мясная, маслобойная, табачная). Среди других отраслей легкой промышленности выделяется кожевенно-обувная, значительная часть которой идет на экспорт.

В сельском хозяйстве занято 40% экономически активного населения страны. А продукция сельского хозяйства дает 65% экспортной выручки. Обрабатываемые земли составляют только 12% всего учтенного земельного фонда и чуть более 4% всей территории Бразилии. Уровень агротехники довольно низок- 60% всех хозяйств применяет ручной труд.

В двух наиболее развитых, в экономическом отношении, районах - на Юге и Юго-востоке - производится около 70% национального дохода создаваемого в сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство

Ведущей отраслью Бразилии является растениеводство, на долю которого приходится 60% стоимости сельскохозяйственного производства. Оно характеризуется ярко выраженной экспортной направленностью (кофе , какао-бобы, хлопчатник, сахарный тростник, соя).

По производству кофе Бразилия занимает 1 место в мире (штаты Парана, Сан-Пауло). По производству какао 2 место (1-Гана). Главный производитель- штат Байя. Хлопчатник и сахарный тростник (по сбору 1 место в мире) выращивают на северо-востоке и юго-востоке страны. Бразилия является и крупнейшим в мире производителем этилового спирта (из тростника). Поэтому сейчас около 60% автомобилей в стране ездит на этиловом спирте.

Также Бразилия выделяется по сбору таких экспортных культур, как сезаль (2 место после Танзании), бананы и апельсины (1 место в мире). Для внутреннего потребления производится пшеница, ячмень, кукуруза, коричневая фасоль и маниока. Собственное производство недостаточно для удовлетворения потребностей страны. Поэтому ввозится до 60% потребляемой пшеницы.

Животноводство ( в основном, мясное) развивается на базе естественных пастбищ на Юге и Юго-востоке страны. Некоторое количество продуктов животноводства (мясо, шерсть, шкуры и кожи) экспортируется.




Итоги урока (что узнали?)

Комментирование оценок (самооценивание по критериям в течение всего урока)

Домашнее задание различной сложности и ориентированное на развитие аналитической мыслительной деятельности (с учетом усвоения учебного материала) учащихся.

Читайте также: