Как дикие животные стали домашними конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Цель: продолжать закреплять знания о животных, умение классифицировать группы домашних животных и диких животных леса.

- продолжать закреплять знания детей о характерных (явных) чертах и повадках, голосообразования животных, их места обитания (жилища);

- продолжать закреплять знания детей о пользе домашних животных;

- продолжать закреплять знания детей по уходу за домашними животными;

- продолжать закреплять знания детей о правилах поведения в лесу;

- продолжать учить детей отвечать полным предложением;

- продолжать закреплять умение применять знания в классификации домашних животных и диких животных леса;

- продолжать закреплять части тела (динамическая физминутка).

- коррекция и развитие: внимания (зрительного, слухового, зрительного гнозиса и восприятия;

- коррекция и развитие: зрительной и слуховой памяти;

- коррекция и развитие: мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- коррекция и развитие: правильной выдыхаемой воздушной струи и голосообразования, активизация артикуляционной деятельности, расширение и уточнение словарного запаса, активизация речевой деятельности;

- коррекция и развитие общей, крупной и мелкой моторики, зрительно-двигательной и зрительно-пространственной координации движений.

-воспитывать усидчивость, дисциплинированность, активность, умение проводить рефлексию;

- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к животным.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: дикие животные (лиса, волк, медведь, еж, белка, заяц, домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза, овца, баран); дикие животные обитают в лесу; домашние животные живут рядом с человеком; жилище (будка, нора, стойло, сарай, нора, дупло, берлога); мяучит, рычит, мычит; кормить, поить, заботиться, ухаживать.

ОБОРУДОВАНИЕ: телевизор для демонстрации изображений и работы с музыкой, съемные носители.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: изображения домашних и диких животных (лес, скотный двор); деятельность человека по уходу за животными; правила поведения в лесу; лиса в норе, медведь в берлоге, волк в норе, белка в дупле.

Индивидуальная и дифференцированная работа строится с учетом потенциальных возможностей детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие. (Дети здороваются и рассматривают гостей, здороваются с педагогом).

Пропевание гласных звуков, сопровождающееся соответствующими движениями рук на каждый звук по подражанию.)

Звук [а] – руки раскинуты в стороны.

Звук [о] - кончики пальцев рук сводят над головой.

Звук [у] – руки вытянуть вперед перед собой.

- Я буду Вас приветствовать голосом животного, а Вы определите и назовите животное.

Примечание: педагог в игре использует мимику и жесты – характерные повадки, если это требуется.

- Ребята, голосами каких животных я Вас приветствовала? (Голосами домашних животных.)

Загадки про диких животных.

- Ребята, я Вам загадаю загадки про животных. Слушайте внимательно.

1. Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой. (Медведь.)

2. Белый, ушастый по лесу шастал,

Путал следы от рыжей лисы. (Заяц.)

3. Под соснами и елками

Лежит клубок с иголками (Еж.)

4. Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орешки метко

Ну, конечно, это… (белка.)

- Ребята, про каких животных были загадки? (Загадки про диких животных.)

Примечание: в случае затруднений в ответах детей, следует продолжить вопрос наводящим предложением.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Ребята, скажите, пожалуйста, где обитают дикие животные? (Дикие животные живут в лесу.)

- А где, живут домашние животные? (Домашние животные живут рядом с человеком.)

- Зачем человек заводит домашних животных? (Домашние животные приносят пользу человеку.)

- Назовите примеры домашнего животного, и какую пользу приносит человеку? (Ответы детей (примерные) : корова – дает полезное молоко, лошадь – помогает перевозить тяжелые грузы, коза, овца, баран – дают шерсть, собака – охраняет дом и т. д.)

- Домашние животные приносят огромную пользу человеку. А что делает человек для домашних животных? ( Ответы детей с опорой на демонстрационный материал: кормит, поит, строит жилища: будку для собаки, стоило для коров и лошадей, загон для овец и коз и т. д.)

- Ребята, а кто заботиться о диких животных в лесу? (Ответы детей (примерные) : дикие животные заботятся о себе сами.)

- Ребята, а как мы можем с Вами заботиться о диких животных, которые обитают в лесу? ( Ответы детей с порой на демонстрационный материал: человек должен беречь и охранять лес, потому что лес – это дом диких животных (нельзя кричать в лесу, разжигать костер и жечь траву, и т. д.)

Педагог проговаривает предложение, а дети находят ошибку в утверждении и говорят правильный ответ.

1. Работа с раздаточным материалом – с игрушками животных.

Педагог предает детям подойти к столу, где расположены игрушки животных (диких и домашних).

- Ребята, посмотрите, на поляне собрались все животные : и дикие и домашние. Произошла путаница! Давайте поможем нашим животным попасть домой. (Дети, распределяют животных, согласно классификации групп, на заранее подготовленные столы с предметной средой (импровизированный лес и скотный двор из игрушек.)

2. Работа с раздаточным материалом: разрезные по диагонали картинки (задание без наглядной опоры.)

1) Собрать и определить название животного.

2) Классифицировать к группе (дикое или домашнее животное.)

3) Ответить на вопрос: где обитает (живет).

Примечание: какую пользу приносит, в случае работы с разрезной картинкой домашнего животного.

Работа с индивидуальными карточками с графическим изображением животных (графическое изображение каждого животного определенно цвета.)

1) Разглядеть и определить название графического изображения животного.

2) Классифицировать к группе (дикие или домашние животные.)

4. Работа с раздаточным материалом.

Задание: рассмотреть, исключить лишне животное в классификации групп животных (диких или домашних.)

5. Работа с раздаточным материалом.

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Обобщающие вопросы. Рефлексия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование и наглядные пособия, компьютер, мультимедийный проектор.

Авторский медиапродукт – презентация (среда POWER POINT)

Планируемый результат

Предметные задачи: углубить знания детей о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам;

Метапредметные: способствовать развитию познавательного интереса, умению логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;

Личностные: способствовать воспитанию любви благодарного отношения к домашним животным.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Мы начинаем наш кружок.

Любознательные в классе дети

Хотят многое узнать на свете.

Работа с проектным листом (Приложение 1)

Отмечаем настроение в начале занятия (синий - плохое, желтый - хорошее)

II. Cообщение темы и цели.

-Просмотрев слайды и разгадав загадки, вы сами назовете тему занятия.

(1слайд) 1. С подстриженной гривой,
Скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь,
Кто же это? .

(2 слайд) 2. Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идет – залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная .

(3 слайд) 3. Посреди двора

(4слайд) 4. Мохнатенька, усатенька,

Сядет – песенку поет.

Коллективный вывод: собака, лошадь, корова, кошка - домашние животные.

III.Актуализация знаний учащихся.

-Для чего нужны домашние животные? (одни животные помогают человеку перевозить тяжести, другие дают мед, молоко, пух, яйца, шерсть, третьи становятся преданными друзьями людей).

- Каких животных мы называем домашними? (животных, которые живут рядом с человеком)

- По каким признакам мы различаем диких и домашних животных? (самостоятельно добывают пропитание, строят жилища, выводят потомство, приспособлены выживать в диких условиях )

2. Дидактическая игра.

Преподаватель называет животное (можно показывать картинку), учащиеся хлопают в ладоши, если услышали название домашнего животного.

Комнатная муха, собака, овца, домовой воробей, комнатная моль, индюк, тараканы, аист, хомячок, лягушка, дождевой червь, петух, пчелы, аквариумные рыбки, неразлучники.

IV. Динамическая минутка.

Раз, два - скорей вставай.

Три, четыре - приседай.

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись.

Девять, десять - не зевай

Своё место занимай.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

V. Работа над новым материалом.

Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими. Они были приручены древним человеком и стали домашними в разное время. Каждый из них приносил ощутимую пользу своему хозяину, человеку, и взамен получал кров, пищу, тепло. У всех людей первым прирученным животным была собака. Она охраняла их от диких зверей, помогала на охоте, была верным другом. Предками собак считаются волки. Предками домашних коз являются ныне живущие горные и степные бараны. Предками домашних свиней – дикие кабаны. Предком домашних коров является дикий бык – тур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеурочное занятие "Домашние животные", 1-2 класс

Цели : познакомить обучающихся с тем, как происходило одомашнивание диких животных, показать значение домашних животных для человека.
Задачи : воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным, желание помогать им.

Начнём занятие с повторения пройденного материала.

Вспомним, что включает в себя понятие живая природа. Это растительный и животный мир.
На какие группы делятся животные? Звери, птицы, рыбы, насекомые.
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? Рыбы.
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? Птицы.
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? Звери.

Послушайте загадки.
Хозяин двора,
Его дом – конура.
Виляет радостно хвостом,
Но чужака не впустит в дом. Собака

Серый, толстый южный зверь…
Лишний хвостик? Ты не верь!
Он ушами мух гоняет,
Носом воду набирает. Слон

Кто умеет умываться
Без водички – языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? Кот

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. Медведь

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Волк

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока! Корова

С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. Белка

О ком шла речь в загадках? (О животных)
А на какие 2 группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних).

А всегда ли так было: существовали на Земле и дикие и домашние животные?
Сегодня мы с вами поговорим о животных, которых когда-то давным-давно приручил, одомашнил человек.
Как вы объясните это понятие – одомашнивание? Это процесс приручения человеком диких животных с их последующим разведением для своих нужд.
Вам, пожалуй, трудно представить, что в те давние времена не было ещё на Земле городов и деревень, самолётов и машин, компьютеров и телефонов. Словом, не было всего того, что окружает нас сейчас. Люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя и своих детей, изготовить примитивную одежду, они промышляли охотой. Это были сильные и мужественные люди, но и они боялись нападения свирепых хищников.
И вот наступило время (примерно 10-15 тысяч лет назад), когда люди стали подкармливать волков, которые стаями ходили вокруг их жилищ. Постепенно волки перестали проявлять агрессию, а их щенки привыкли к людям, стали жить рядом с ними. Это были уже не дикие звери, они стали домашними. Таким образом, самым первым животным, которого приручил человек, стала собака – верный друг человека. Она была помощником на охоте, сторожила жилище.


Возвращаясь с охоты на кабанов, быков, баранов, козлов, первобытные люди вместе с добычей приносили домой их потомство – поросят, телят, ягнят, козлят. Так, и эти животные стали домашними. Их содержали в специальных загонах.
Позже человек приручил дикую лошадь – своего верного спутника на протяжении тысячелетий.


Одомашнивание животных проходило много этапов и занимало смену многих поколений. Домашние животные уже сильно отличались от своих диких сородичей и внешним видом, и характером. У них выработались послушание и привязанность к людям. Они привыкали к условиям, созданным для них человеком.
Внешне крупные виды уменьшились в размерах, а мелкие – увеличились, стали короче лапы. Произошло изменение свойств шерсти и перьев, окраса.
Домашние животные растеряли те качества, которые им были необходимы для выживания в дикой природе.

Задание 1. Соедините животное с его жилищем.
Собака---------- логово
Белка----------- берлога
Волк------------ нора
Лиса------------ курятник
Курица---------- будка
Лошадь---------- дупло
Медведь--------- конюшня

Вот, что получилось: у собаки - будка, у белки - дупло, у волка - логово, у лисы - нора, у курицы -курятник, у лошади - конюшня, у медведя- берлога.


Сделаем вывод : дикие животные строят себе жилища сами, домашним животным – строит человек.
В чём ещё отличие в жизни домашних и диких животных? Дикие животные сами добывают пищу, заботятся о своих детёнышах. О домашних животных заботится человек.


Физкультминутка
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Ну, а нам пора садиться
И учиться, не лениться.

Поговорим подробнее о тех, кто живёт на ферме.

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! Корова

Наибольшую пользу человеку принесло одомашнивание тура – дикого быка. Это предок современных коров. Что вы знаете о корове? У коровы есть рога, при помощи которых она защищается, почувствовав опасность. Коровы общаются друг с другом при помощи мычания, они безошибочно находят дорогу домой. Летом коровы пасутся на лугах и питаются сочной травой, а зимой их кормят сеном. Оказывается, их возраст можно определить по рогам. С рождением каждого телёнка у коровы на рогах появляется новое кольцо.

Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек,
Но в век машины и мотора
Боюсь, в отставке буду скоро. Лошадь

Миллионы лет назад, когда на Земле не было людей, на нашей планете обитал небольшой зверёк, размером с лисицу. Это животное – далёкий предок осла, зебры и лошади. Учёные назвали его Эогиппус. Он был слабым, миролюбивым, травоядным.


Приручение лошадей началось много столетий назад. Во многих районах Европы и Азии паслись дикие лошади – тарпаны. Это и есть предшественники современных лошадей.
Главные качества лошади, сложившиеся на протяжении длительной эволюции – сила, скорость, выносливость, хорошая обучаемость.
Чтобы лошадь была здоровая, красивая, за ней надо ухаживать: мыть, чистить, расчёсывать гриву, кормить. Как называется группа лошадей? Табун.

Это, что за дереза,
В огород залезла,
Двое рожек у неё,
Молоко полезное. Коза

Коза – очень полезное для человека животное. Мы получаем целебное молоко, которое излечивает многие болезни; шерсть, пух. У козы есть маленькие рожки и крохотные аккуратные копытца. Козы любят объедать кору деревьев и молодые листочки. Согласно исследованиям учёных, единого предка у современных домашних коз нет.

По горам, по долам ходит
Шуба да кафтан. Овца, баран

Люди разводят овец с незапамятных времён. Предками современной овцы были дикие бараны – архар и муфлон. Овцы обладают сильным стадным инстинктом, поэтому их содержат группами – отарами. Овцы пасутся на лугах. Для чего их разводят? Из овечьей шерсти прядут пряжу, из овчины шьют дублёнки, из овечьей кожи – обувь. Мясо употребляют в пищу.

По своим нравам, по характеру, по неразборчивости в пище домашние свиньи очень похожи на своих диких родственников – кабанов. У них слабое зрение, но острый слух и чуткое обоняние. Мясо свиней употребляют в пищу, из кожи шьют обувь и одежду.

Задание №3. Кто чей ребёнок?
У свиньи – … поросёнок
У коровы – …телёнок
У утки – …утёнок
У гуся – …гусёнок
У лошади – …жеребёнок
У овцы – …ягнёнок
У кошки – …котёнок
У собаки – …щенок
У курицы – …цыплята

Люди одомашнили не только зверей, но и птиц. Познакомимся с ними.

Важным по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг –
Удивительный … индюк .

Индейки являются самыми крупными домашними птицами. Взрослые индюки могут весить 35 кг. У них крепкие длинные ноги и широкий хвост. Индейки чувствительны к холоду и сырости, очень любят тепло. У них неуживчивый характер.

Птица ли она? Ответь, сумей-ка,
У неё и крылья, и перо.
Целый день хлопочет чародейка,
Чтобы людям приносить добро.
Пробегает быстро через улицу,
Ну, конечно, это наша. курица .

Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок. Я горластый. петушок .

Жёлтые комочки, лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой. Это кто? Цыплята

Для чего человек разводит кур? Куры несут яйца, мясо их идёт в пищу, перьями набивают подушки.
А вот интересно, умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как вы думаете? Оказывается, куры, даже разных пород отлично понимают друг друга.

Удивительный ребёнок,
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. Утёнок

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это гусь .

У гусей и уток есть плавательные перепонки. Они плавают, ныряют.

Задание 4. Кроссворд (самостоятельная работа)


По горизонтали :
2. Косолапый зверь лесной
Просыпается весной.

5. Носит на животе в сумке детей,
Ловко скачет среди степей.

7. Ловко прыгать по лианам
Очень любит .

10. В лесу в дупле она живёт:
Орешки, жёлуди грызёт.

11. Носит домик на себе
И на суше и в воде.

13. Рыжая плутовка
С пушистым хвостом
Серого зайчика ждёт за кустом.

14. У него всё тело в пятнах,
Он высок невероятно.
У него весёлый нрав,
Потому что он - .

По вертикали:
1. Любит в грязи поваляться,
Потом в луже искупаться.
И похрюкать ей не лень
Даже в самый жаркий день.

3. Нет полезней этой птички,
Ведь она несет яички.
Её жёлтые ребятки
Называются цыплятки.

4. В будке этот зверь живёт,
Громко лает, хвостиком виляет.

5. Капусту любит есть она,
Есть рога и борода.
Хитрые блестят глаза,
И зовут её .

6. Без воды умывается,
С собаками не знается.

8. Ценный мех она имеет,
Бегать шустренько умеет,
Слышит чутко, видит зорко.
И зовется она .


Самостоятельная работа детей


Задание 5. Закончите предложение.
Животные бывают …
Все домашние животные произошли от …
Домашние животные отличаются от диких тем, что …
Человек приручил животных для того, чтобы иметь …

Сделаем вывод. Животные бывают дикими и домашними. Все домашние животные произошли от диких. Домашние животные отличаются от диких тем, что о них заботится человек. Дикие животные сами добывают пищу, заботятся о своих детёнышах, строят себе жилища.

Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области научно-познавательной деятельности обучающихся

Форма внеурочного занятия : познавательная беседа

Предметные задачи: углубить знания детей о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам;

Метапредметные: способствовать развитию познавательного интереса, умению логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;

Личностные: способствовать воспитанию любви благодарного отношения к домашним животным.

Читайте также: