Русские летописи повесть временных лет 7 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

На наших уроках мы знакомимся с новыми историческими словами, узнаем историю своей страны, своего народа, т.е. учимся быть исторически грамотными.

Сегодня на уроке поведем речь о появлении грамотности на Руси, узнаем, что такое летописи и кто такие летописцы.

И пусть укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, с какими словами мы познакомились на прошлом уроке?

1. Работа с датами.

- Когда появилась грамотность на Руси? Выберите дату.

- Какое событие повлияло на распространение грамотности?

- Разместите дату на Ленте времени.

Крещение Руси имело огромное значение для развития культуры Древней Руси: появилась письменность, а значит стала распространяться грамотность.

2. Решите анаграммы: буква, книга, азбука, ученик, писало.

3. Кроссворд с фрагментами.

1. Палочка для письма.

3. Березовая кора.

4. Князь Ярослав.

5. Старославянская азбука

6. Кожа животных, обработанная специальным способом.

Кирилл – Мефодий – Владимир.

Писец – переписчик – Художник.

Береста – бумага – пергамен.

Записать с помощью пера и чернил предложенный текст.

Письменность на Руси появилась в конце Х века. В то время книги писали от руки.

Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной строкой или несколькими красками первую букву. Он делал ее гораздо больше, чем остальные. Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

6. Перед вами книги. Что вы можете про них сказать? (печатная и злектронная)

- А какой книги здесь не хватает? Почему?

Какие книги существовали в Древней Руси? ( Рукописные).

- Почему их так называют? ( Потому что их писали от руки).

7. Соберите пословицу: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто умеет читать и писать – никогда не пропадет.

Составить предложение, используя картинки ( индивидуальное задание).

1. Вводное слово учителя.

Люди всегда стремились сохранить в памяти происходившие события. Письменность пришла на Русь вместе с христианством, и первыми грамотными людьми на Руси были священники. Именно они и стали вести записи о важнейших событиях, происходивших в стране.

Тема урока записывается в тетрадях: Летописи и летописцы.

2. Словарная работа.

- Найдите объяснение этого слова в словаре учебника. Прочитайте.

Летопись – это запись событий русской истории по годам, т.е. от лета до лета.

- Запишите в тетради.

Для изучения жизни наших предков все было важно: войны, подвиги богатырей, жизнь известных людей и князей, затмение солнца, землетрясения и многие другие события.

Кто же писал летописи?

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах.

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Летописец – человек, который писал летописи.

- Найдите объяснение этого слова в учебнике. Запишите в тетрадь.

3. Рассказ учителя или Работа с текстом учебника.

С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пергаменте(специально выделанной коже), а с XV в. – на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие заглавные буквы, украшали рисунками.

Создание летописи считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XV в., ведение летописей стало государственным делом.

4. Работа в тетрадях.

2) Автор летописи монах Нестор

3 )Время написания летописи конец XII века

4) Место написания летописи г. Киев Киево – Печерский монастырь

5) Содержание летописи Как создавалось русское государство

6) Значение летописи Главный памятник истории нашей Родины

V. Закрепление нового материала.

1. Фронтальная беседа с классом.

- В Древней Руси летопись ценилась очень высоко. Она не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.

2.Соберите летопись : Велика польза от учения книжного, ибо от слов книжных обретаем мудрость.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Метапредметные:

- познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках;

- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.;

-коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методические приемы : аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки

I . Оргмомент.

II . Проверка домашнего задания .

1.Самостоятельная работа (по карточкам)

1)Что такое пословица? Поговорка?

2)Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?

1)Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы, определите, как она построена

Под лежачий камень вода не течет

1)Что такое поговорка?

2)Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

1)Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

2. Игра-соревнование (между рядами)

-Давайте проверим, кто знает больше пословиц, в которых прославляется учение, знание, книга

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
-Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.
Вопросы:
- Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?
- Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?

- А что дает чтение летописи? (Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. )

-Давайте подумаем, каких целей мы должны достичь сегодня на уроке?

IV . Изучение нового материала.

1. Работа со статьей учебника (стр.69-70).

Беседа по вопросам .

-Что называли летописями?

-Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой.

2.Слово учителя.

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

Беседа по вопросам.

1.Каков язык сказания?

2.Какова основная мысль текста?

Беседа по вопросам.

4. Слово учителя.

Беседа по вопросам

3 . В чем смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми сегодня?

5 Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь - душу. Как вы думаете, почему?

- Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения).

6. Слово учителя.

- Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения.
5.Итоги уроков. Рефлексия деятельности.
-Как вы думаете, достигли мы целей, которые ставили перед собой?

Карточки для самостоятельной работы

1)Что такое пословица? Поговорка?

2)Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?

1)Что такое пословица?

2)Объясните прямой и переносный смысл пословицы, определите, как она построена

Под лежачий камень вода не течет

1)Что такое поговорка?

2)Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

Раздаточный материал

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цел и: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы : аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензи я домашних сочинений (2–3 работы).

2. Самостоятельна я (проверочная) работ а (по карточкам).

1) Что такое пословица? поговорка?

2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице?

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.

Под лежачий камень вода не течет.

(Прямой смысл – в лексическом значении. Переносный смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.)

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне и весна не красна.

(Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый – трус, лает – кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

1) Что такое поговорка?

2) См. задание 2 карточки 4.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Не мил и свет, когда друга нет.

(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет – нет).)

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

В камень стрелять – только стрелы терять.

(Эта пословица имеет дактилический ритм  – – /  – – /  – – /  ; есть в ней и рифма: стрелять – терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Добро творить – себя веселить.

(В 1-й части предложения – тема, во 2-й – следствие из содержания первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить – веселить.)

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая – чужая, мать – мачеха. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина – с мачехой.)

3. Прочитайте пословицы и поговорк и.

– Определите их общую тему.

– Назовите номера многозначных изречений (то есть с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется на экран или открывается запись на доске.

1) Терпение и труд все перетрут.

2) Лес сечь – не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут – по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

6) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

(Ученье – свет, а неученье – тьма. Красна птица пением, а человек – уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебник а (с. 50–51).

Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями?

– Легок ли труд летописца?

Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учител я.

Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке (слова проецируются на доску) :

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

Беседа по вопроса м.

– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

Беседа по вопросам.

– Какие наставления устарели?

– Можем мы сейчас похвастаться бережливостью, сочувствием к людям?

IV. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

- поговорим о древнерусской литературе;


Древнерусская литература – это литература, созданная в период с 11-го по 17-й века. Почему именно в это время? Потому что в 988 году киевский князь Владимир Святославович ввёл христианство как государственную религию Древней Руси.


Вместе с принятием христианства появилась древнерусская литература.


Она появилась не как развлекательное чтение и не как научные труды. Древнерусская литература служила церкви. Надо было вести церковные службы, распространять христианские знания, воспитывать новообращенных христиан в духе принятого верования. Именно этому и способствовала древнерусская литература.

Она была очень религиозна. Уже одно то, что славянская азбука была создана для переводов священных христианских текстов, заранее определяло направление всей литературы. Пишущий книгу не считался ее автором – он всего лишь записывал то, что внушал ему Бог.


Церковнославянский язык был языком священных книг.

Древнерусская литература в большинстве своём не имеет авторов. Книги писались и переписывались для распространения от руки.


Иногда переписчик по ошибке или в угоду правителю что-то менял в тексте. Но одну и ту же книгу переписывали для разных мест, в разные времена. Сравнение летописных копий помогает восстановить первоначальный текст. Иногда истину можно определить по зарубежным хроникам.

О чём же писалось в книгах тех времён?

Литература предназначалась для сохранения памяти о важных исторических событиях и для учения людей тому, как подобает жить истинному христианину. Поэтому и произведения делились на определённые виды:

Поучение – беседа о духовных ценностях.

Житие – рассказ о духовных подвигах и добрых делах святых. Каждый святой имел свое житие.

Повесть – рассказ о конкретных важных исторических событиях.

Хождение – рассказ о путешествиях в иные страны.

Слово – образец торжественного красноречия по какому-либо поводу.




Летопись, показывая поступки князей и иных героев повествования, говорит о том, как следует жить в идеале:

Автор рассказывает о крещении Руси, о договорах с Византией и другими странами, о княжеских междуусобных, о борьбе с языческими верованиями, о мятежах и о многом другом:

Нестор был добросовестным и честным летописцем. Он излагал только достоверные факты из исторических документов, из рассказов очевидцев, из священных книг. За тот великий труд, который он совершил во славу родной земли, монах был канонизирован (причислен к лику святых). 9 ноября является днём поминовения Нестора Летописца.

Поговорив о возвышенном, князь не забывает и обыденное. Как человек, много воевавший, как господин большого хозяйства, он дает сыновьям дельные советы:

В довольно небольшом по объему документе, который прочитать можно за малое время, Владимир Мономах оставил поучение, которое и сейчас можно взять руководством к действию.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик российской академии наук.

Читайте также: