Конспект урока типы речи рассуждение 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Петраш Марина Николаевна

Организация: МКОУ Ильинская СОШ

Населенный пункт: Новосибирская область, с. Ильинка

Технологическая карта урока

Описание урока / занятия

Строение текста типа рассуждения-доказательства

Петраш Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа Доволенского района Новосибирской области

Урок усвоения новых знаний

Время реализации урока

- сформировать представление о тексте-рассуждении;

- научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;

- научить создавать самостоятельно тексты-рассуждения.

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать при работе с текстами и справочной информацией;

- способствовать развитию творческих, речевых способностей обучающихся;

- расширять словарный запас.

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру общения при работе в паре, группе;

- формировать отрицательное отношение к курению.

- знать строение текста-рассуждения;

- понимать содержание и выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

- создавать устные и письменные высказывания, построенные по типу рассуждения;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств.

- коммуникативные УУД (уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи; принимать участие в учебном сотрудничестве);

- познавательные УУД (искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска; подводить под понятие);

- регулятивные УУД (уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей).

- учиться строить свое поведение на основе норм здорового образа жизни;

- формировать способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;

- формировать мотивацию к учению;

- развивать навыки сотрудничества;

- формировать умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения текста-рассуждения.

Дидактическая структура урока

В урок включены задания, направленные на формирование и развитие у обучающихся предметных, метапредметных и личностных УУД, что соответствует требованию ФГОС.

Задания, тексты подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся, носят поучительный и занимательный характер, что способствует как повышению интереса к предмету, так и формированию отрицательного отношения к курению.

Размер мультимедиа компонента

Вид мультимедиа компонента

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация; распечатанные тексты, памятки, распечатанные на цветном принтере слова на листочках. На доске прикреплены улыбающийся смайлик и печальный.

Список учебной и дополнительной литературы

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Формируемые универсальные учебные действия

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. А вы знаете, что улыбка имеет удивительную силу: создает хорошее настроение, ободряет, дарит чувство уверенности и способствует улучшению нашего здоровья. Улыбнитесь мне (слайд № 2). Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему свою улыбку.

Пусть сегодняшний урок принесет нам всем здоровье, радость от познания и общения.

Учитель крепит на доску магнитиками рядом с улыбающимся смайликом разноцветные листики со следующими словами: улыбка, здоровье, хорошее настроение, радость от познания.

Слушают приветствие учителя, вступают в диалог, демонстрируют готовность к уроку.

Поворачиваются друг к другу, улыбаются.

Открывают тетради, записывают число.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия.

2.Актуализация знаний обучающихся и осуществление первого пробного действия

1.С какими типами речи мы знакомились на уроке?

2.Вспомните и назовите особенности повествования.

3.Назовите особенности описания.

4.В каком типе речи используется прием фотографирования?

5. Назовите особенности рассуждения.

Работают с памятками. Отвечают на вопросы

Личностные:

нравственно-этическое оценивание, самоопределение.

Познавательные:

Регулятивные:

определяют цели учебной деятельности, осуществляют контроль, коррекцию, саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснованного суждения, осознают речь как способ общения людей.

3.Выявление места и причины затруднения

1.У вас на столах лежит текст №1. Прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению.

Большинство ученых, исследуя действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. Ведь в табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержит(?)ся синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, легких, сосудов. У курящих детей начинают портит(?)ся зубы, ухудшает(?)ся зрение, появляет(?)ся утомляемость. Поэтому, если ты (не)хочешь быть больным, то (не)кури. Ведь курить – здоровью вредить.

2.Выпишите в тетрадь из текста слова со скобками и пропусками.

3.Назовите данные орфограммы, объясните правописание этих слов.

4.Определите тип речи этого текста. 5.Попробуйте доказать, что это рассуждение.

Читают текст, выписывают слова с пропусками, со скобками, объясняют правописание этих слов, проверяют, оценивают.

Предполагают, что это текст-рассуждение.

Пытаются доказать, что это рассуждение.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ.

4.Целеполагание и постановка проблемы

1.Из каких частей строится текст типа рассуждения-доказательства? Попробуйте сами разбить текст №1 на части и определить структуру текста рассуждения. Работаем в группах.

Работа в группах. Пытаются определить части текста, их названия.

Слушают одного выступающего от группы.

Личностные:

осознают свои возможности в учении.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: планируют, осознают недостаточность своих знаний; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ.

5.Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений

1.Ребята, а почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?

2.Сегодня мы узнаем о строении текста типа рассуждения, будем учиться самостоятельно строить рассуждение.

3. Откроем учебники и прочитаем материал о строении текста рассуждения.

5.Учитель показывает слайд № 7.

6.Что такое тезис? Найдите и зачитайте тезис в тексте №1 о вреде курения.

7.Что такое аргументы (доказательства)? Найдите и зачитайте в тексте аргументы.

8.Что такое вывод? Зачитайте вывод.

9.Какими союзами обычно связываются в тексте тезис и аргументы?

10.Какими словами присоединяется к аргументам вывод?

Учитель демонстрирует слайд №8.

Анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы.

Ставят перед собой цели.

Читают материал учебника. Работают в паре. Составляют схему. Осваивают новые термины. Ищут самостоятельно структурные элементы текста рассуждения.

Познавательные:

осознают полученное задание;

читают, слушают, извлекают информацию, критически ее оценивают;

пользуются разными видами чтения;

устанавливают причинно-следственные связи, подводят итоги.

Регулятивные: осуществляют новые способы нахождения знания, формируют систему новых понятий, знаний за счет включения новых определений, терминов.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в паре с учетом конкретных учебно-познавательных задач, координируют в сотрудничестве разные позиции

6.Практическая деятельность по реализации проекта

1.Ребята, а почему курение очень опасно для здоровья детей?

Слайд № 9. Работа по слайду.

2.Возьмите карточку № 2. Прочитайте текст.

Во всем мире считают, что курить вредно, не эстетично, не модно. Во всем мире идет борьба с табаком.

К примеру, во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Человеку могут отказать в приеме на работу в серьезную преуспевающую кампанию, если он курит. Потому что курящий человек чаще болеет, у него бывает плохое самочувствие, он чаще ошибается при выполнении работы. Так же огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей, так как они тоже могут вдыхать запах табака.

Поэтому, если ты хочешь в будущем устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу, не стоит начинать курить.

Работа над содержанием текста:

К какому типу речи относится этот текст? Почему вы так считаете?

Какова тема рассуждения?

Сформулируйте основную мысль текста.

Назовите тезис текста. Зачитайте.

Где приводятся аргументы в доказательство этого тезиса? Зачитайте аргументы.

Где содержится вывод?

Какой вывод содержится в тексте?

Ответы детей на вопрос.

Читают текст. Работают над содержанием текста, ищут структурные элементы текста самостоятельно. Осуществляют контроль.

Познавательные:

осознают полученное задание;

читают, слушают, извлекают информацию, критически ее оценивают; понимают, анализируют, классифицируют и оценивают полученную информацию, подводят под понятие.

Регулятивные:

действуют по плану,

понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы.

Коммуникативные:

умеют общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать, высказывать и аргументировать свое мнение.

7.Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа в парах и проверка.

Потому что вредные вещества, которые содержат(?)ся в сигаретах или курительных смесях, являются настоящими ядами. Например, человек, выкуривающий одну пач(ь)ку сигарет в день, получает более ста гра(м,мм)ов никотина. Кроме того, в сигаретах содержит(?)ся около сотни различ(ь)ных ядов. Многие могут сказать, что его дедушка всю жизнь курил и дожил до глубокой старости. Ни в коем случае нельзя сравнивать себя с другим человеком. Ведь у всех людей разные организмы. Чей-то организм крепче и может дольше выдерживать воздействие вредных веществ на органы. У кого-то есть предра…положенность к различным заб…леваниям. Например, человек ещё в де…стве переболел пневмонией. Конечно же, его лё…кие будут больше подвержены б…лезням. А, если человек курит, риск развития заб…леваний лё…ких у него возр…стает во много раз (особенно во время пандемии).

Курение приносит огромный вре(д,т)! Оно губительно во…действует на все органы человеческого организма.

Мы (не)знаем все особенности своего организма. Поэтому зачем же р…сковать своим здоровьем и курить! Лучше ве…ти здоровый образ ж…зни и наслаждат(ь)ся каждым новым днём дышать свеж…м воздухом и занимат(ь)ся спортом.

Сверьте с образцом. В каком предложении вы поставили запятую? Прочитайте его. Объясните постановку запятой.

Самостоятельно выполняют задание нового типа в карточках, повторяют полученные знания, осуществляют самопроверку.

Познавательные: умеют применять новые знания на практике; на основе чтения, слушания извлекают информацию, критически ее оценивают.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

1.Встаньте, нужно выйти из-за парт. Я буду называть вам термины. Если термин вам знаком, вы поднимаете руки вверх и подпрыгиваете. Если вы не знаете значение термина, приседаете.

Заголовок, микротема, стиль речи, концепция, тезис, текст, алгоритм, план, деепричастие, аргумент, этногенез, вывод.

Слушают, вспоминают значение терминов, делают зарядку.

9.Включение в систему знаний и повторение

Сейчас мы с ней познакомимся поближе. Посмотрим небольшую сценку, которую подготовили ребята.

Автор: Раз нашел в лесу медведь трубку. Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что не выпускал изо рта. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел он как-то опушкой, встретил лису. Увидала Лиса Медведя, да так и ахнула!

Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?

Не видались мы все лето.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел.

Что с тобою? Ты больной?

Медведь: Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то.

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем –

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю, никак не спится.

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам,

Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса: Что ж ты к дятлу не пойдешь?

К дятлу надо обратиться.

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему.

Дятел: Накопилась в легких копоть –

От куренья вся беда.

Ты, Топтыгин, хочешь топать?

Брось куренье навсегда!

1.Найдите в словах дятла обращение.

2. Как выделяется обращение на письме?

3.Почему Лиса не узнала Медведя?

4.На что жаловался Миша?

5. Ребята, какой совет дал Дятел Медведю? Почему?

6.Запишите слова Дятла в виде предложения с прямой речью. Составьте схему получившегося предложения.

6. Ребята, у нас осталось еще одно слово на листочке – курение. Под какой смайлик мы его поместим?

7. Составьте и запишите свой совет для Медведя в виде текста-рассуждения, сохраняя все структурные элементы.

Показывают инсценировку. Слушают, отвечают на вопросы. Повторяют полученные знания.

Цель урока: познакомить учащихся с типами речи (описанием, повествованием, рассуждением).

образовательные: ввести понятия “тип речи”, “описание”, “повествование”, “рассуждение”; показать различия между текстами разных типов речи; выделить основные особенности описания, повествования и рассуждения; вспомнить основные правила дорожного движения;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; способствовать воспитанию грамотного пешехода;

развивающие: способствовать развитию мышления учащихся; развивать устную и письменную речь; способствовать развитию навыков грамотного письма; развивать способность к самоанализу.

для учителя: проектор, экран, презентация;

для учащихся: раздаточный материал, рабочие тетради, справочники.

Педагогические технологии: групповая технология, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Словарная работа.

– Сегодня, ребята, мне хочется узнать, любите ли вы путешествовать. А на чём можно путешествовать? Какие виды транспорта придумало человечество? Вот это-то мы сейчас и вспомним.

– Разгадайте загадки и запишите ответы в тетрадь. Один из вас диктует.

1. Маленькие домики
В городе бегут,
Детей и взрослых в городе
Домики везут. (Автомобили/машины)

2. Что за чудо! Длинный дом…
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (“Автобус)

3. Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)

4. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)

5. На большие расстоянья
Мчится он без опозданья.
Пишется в конце два С,
Называется… (Экспресс).

6. У него два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)

7. Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведёт всех за собой. (Паровоз/поезд)

8. Он в небесном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливает серебром. (Самолёт)

– Проверьте, верно ли вы оформили работу.

– Кто написал слова и обозначил орфограммы без ошибок?

– А как называется человек, путешествующий пешком?

– Запишите слово пешеход, устно составьте с ним словосочетание.

– Теперь мы с вами не просто ученики, а пешеходы. Какие правила безопасного поведения пешеходов мы должны знать?

III. Постановка проблемы.

– Да, пешеходы должны знать многое. А как мы можем все эти правила изложить? Достаточно ли нам для этого словосочетания? А предложения? Так что же нам понадобится?

– Что такое текст?

– А все ли тексты одинаковы?

– Прочитайте тексты, лежащие перед вами.

– Что их объединяет?

– Задание группе: перечитайте тексты ещё раз и подумайте, на какой из предложенных вопросов отвечает каждый текст, сколько рисунков вы сможете сделать к каждому тексту. Подходящие ответы соедините стрелками в таблице.

На дорогах есть помощники для пешеходов – “зебры”. Это широкие горизонтальные линии, которые рисуются на проезжей части. “Зебры” всегда белого цвета, чтобы их хорошо было видно и при дневном свете, и в темноте.

Если мне нужно перейти дорогу, то я отправляюсь на пешеходный переход. Жду, когда загорится зелёный сигнал для пешеходов, Внимательно смотрю сначала налево, потом направо. И, если нет машин, перехожу проезжую часть.

Каждый должен переходить дорогу только по пешеходному переходу. Почему? Я сейчас расскажу.

Во-первых, по проезжей части движется очень много автомобилей. И каждый водитель соблюдает правила дорожного движения, чтобы и те, кто сидит за рулём, и те, кто идёт пешком, могли чувствовать себя в безопасности.

Во-вторых, если вы собираетесь перейти улицу по “зебре”, то водитель обязан вас пропустить. Это значит, что вы быстро пересечёте проезжую часть и спокойно отправитесь по своим делам.

В-третьих, человека, переходящего улицу в неположенном месте, очень трудно заметить, а значит, велик риск наезда на пешехода.

Таким образом, пешеходные переходы – это наши незаменимые помощники.

(Анализируемый текст высвечивается на экране, на доске учитель соединяет нужное.)

– К какому выводу мы пришли?

Действительно, можно выделить 3 типа текста: описание, повествование и рассуждение.

IV. Открытие детьми новых знаний. Работа в справочниках.

– Откройте справочники. Заполним таблицу.

– Какими чертами характеризуется каждый тип речи?

V. Физминутка.

Игра “Светофор”. При показе красного круга дети садятся на корточки, жёлтого – стоят, зелёного – шагают.

VI. Первичное закрепление.

– А теперь групповое задание: определите, к какому типу речи относится каждый текст, докажите свое мнение.

А почему светофор называется светофором?

Это слово составлено из двух частей: “свет” и “фор”. Свет – это всем понятно. А “фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” значит “носитель света” или “несущий свет”.

Однажды со светофором, что висит в Милане на площади Дуомо, случилась удивительная штука. Все его огни – и красный, и желтый, и зелёный – стали синими. Увидев это, миланцы растерялись и не знали, что им делать.

– Можно переходить или нельзя?

– Тормозить или ехать дальше?

Всеми своими глазами, на все четыре стороны светофор посылал один и тот же сигнал – синий, синий, синий!

Отчаявшись понять что-нибудь, шоферы высовывались из окошек, кричали и гудели, мотоциклисты оглушительно трещали своими мотоциклами, а самые толстые и важные пешеходы кричали:

Что означает каждый из сигналов светофора? Почему выбраны цвета красный, жёлтый и зелёный?

Красный цвет яркий, его не спутаешь ни с каким другим. С ним у нас связаны представления об опасности. Он призывает нас к осторожности, поэтому красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.

Жёлтый цвет напоминает нам солнышко, которое может быть и другом, и врагом (если перегреться). Оно напоминает нам: “Внимание! Осторожно! Подожди!”

Зелёный цвет – это поля, леса, луга – словом, всё, что связано у нас с покоем и отдыхом. Это безопасность! Значит, на зелёный сигнал светофора можно переходить улицу.

Жил-был светофор. Надоело ему стоять на одном месте и огоньками мигать. Вот он и решил: “Пойду я погуляю, всё посмотрю, себя покажу”.

И пошёл светофор по дороге. Шёл-шёл и свернул в лес. Увидели его дикие звери, птицы, насекомые и удивляются. Муравей думает: “Какой высокий!” Сорока верещит: “Какой важный!” Ящерица шепчет: “Какой красивый!” Заяц думает: “Я его боюсь”. А ежик подошёл и спросил:

– Ты кто такой? Что-то мы в своём лесу никогда не встречали трёхглазого зверя.

Выступление представителей групп

– Хорошо, ребята, а все ли типы речи мы повторили?

– Какие характерные черты описания вам известны?

– Задание группе: попробуйте составить текст – описание светофора, чтобы никто никогда не ошибся, увидев перед собой светофор, и смог правильно расшифровать сигналы этого важного помощника в регулировании дорожного движения.

Слова для справок: сигнальный фонарь, разноцветные стёкла, красный цвет, жёлтый цвет, зелёный цвет, устройство, находится, служит, чтобы правильно переходить дорогу.

Выступление представителей групп.

VII. Самоконтроль. Рефлексия.

– А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами. Подчеркните те суждения, с которыми вы согласны.

– Выучите записи в справочнике. Стр. 115, 122 – прочитайте тексты, определите тип речи. Упр. 295 (письменно).

– Помните о соблюдении правил дорожного движения, ведь наша безопасность – в наших руках!

1. Особенности различных функционально-смысловых типов текста.

2. Принцип написания сочинения-рассуждения.

Повествование – тип речи, передающий сменяющие друг друга события.

Описание – тип речи, описывающий черты, признаки предмета или явления.

Рассуждение – тип речи, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

Тезис – утверждение, передающее вашу точку зрения, то, что вы будете доказывать.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Никитина Е. И. Русская речь. Учебное пособие по развитию речи. 5–7 классы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте прочитаем небольшой текст:

На улице было тепло, и Кате решила пойти на прогулку с подругами. Она позвонила Маше и Асе, и они договорились встретиться в парке.

Обратите внимание, что текст как будто переключает с одного способа передачи информации на другой: в первом абзаце мы узнаём о событиях из жизни девочки, что она сделала сначала, что было дальше. Такой тип речи называется повествование.

В конце мы читаем о мыслях героини: она никуда не идёт и ничего не делает, но задумывается о поступках своей матери, размышляет об особенностях рукоделия.

Такой тип речи называется рассуждение. Давайте поговорим о нём подробнее.

Текст-рассуждение задаёт вопросы и старается ответить на них. Рассуждение может быть размышлением, объяснением или доказательством.

Для рассуждения характерно большое количество вопросов, примеров, аргументов. Так как рассуждение часто передаёт мысли одного человека – это личная точка зрения.

Чтобы написать сочинение-рассуждение, определите тему. Затем напишите план вашего рассуждения.

В первой части вы можете порассуждать о теме вообще, о том, почему она является важной и интересной.

Затем переходите к проблеме, то есть к вопросу, на который вы хотели бы ответить. Каким будет ваш ответ?

После вам нужно привести аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. Таких аргументов должно быть несколько.

И в конце подведите итог своих мыслей, обобщите сделанные выводы.

Помните, что центром вашего сочинения будет тезис, то есть утверждение, передающее вашу точку зрения, то, что вы будете доказывать. В качестве аргументов можно использовать и личный опыт, и примеры из литературы, исторические факты, публикации. Выбирайте подходящие и убедительные.

Чтобы украсить своё сочинение, можно начать с эпиграфа – цитаты из художественного произведения или афоризма.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соотнесите части сочинения и элементы содержания.

1. Постановка вопроса; аргументация; выводы

2. Основная часть; введение; заключение

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Введение любого сочинения знакомит читателя с темой, поэтому в этой части будет постановка вопроса. Доказывать свою позицию аргументами следует в основной, самой объёмной части, а в последней части – заключении – приведите свои выводы.

Правильный ответ:

Постановка вопроса – введение; аргументация – основная часть; выводы – заключение

Установление соответствий между элементами двух множеств

Рассортируйте предложения по типам речи: повествование, описание, рассуждение.

Если каждый человек начнёт задумываться об экологии, изменения будут удивительными.

Нектарин был спелым, жёлто-красным, его кожица блестела от яркого солнца.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

В первом предложении содержится информация о действиях героев, такой тип мы назовём повествование. Во втором предложение выражается точка зрения, делаются выводы – это рассуждение. В третьем предложении описывается нектарин, его цвет. Состояние – это описание.

Правильный ответ:

Описание: Нектарин был спелым, жёлто-красным, его кожица блестела от яркого солнца.

Рассуждение: Если каждый человек начнёт задумываться об экологии, изменения будут удивительными.


А) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Не случайно акул считают опасными рыбами.

Б) Лев – царь зверей.

Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный, величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный.

Вывод: в некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод.

Словарь сочинения-рассуждения

Тезис -то, что нужно доказать или объяснить.

Докажем это… Это можно доказать…

Почему? И вот почему…. Это объясняется следующим… я думаю…, я считаю…,

мне кажется…, на мой взгляд…, по-моему…

Доказательство (аргументы):

во-первых, во-вторых, по словам…., говорят…

Таким образом…, можно сделать вывод…, мы доказали…, следовательно…, так как, значит,…

Работа по теме сочинения

Материал для наблюдений на стр. 14. и ответы на вопросы задания к тексту.

Я считаю, что надо писать слова одинаково. Если писать одно и то же слово каждый раз по-разному, то людям будет очень трудно понимать друг друга. Почтальон не сможет понять, куда нести письмо.

Врач не поймет рецепт лекарства. Школьник не разберется в условии задачи. Геолог и путешественник не найдут нужного места на карте. Так что правильное написание слов облегчает нам жизнь.

Что является тезисом? доказательством? выводом?

- А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели стоит.

Эта часть текста - рассуждение.

Среда называется так, потому что она стоит в середине недели.

Этимология – наука, изучающая происхождение слова

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

Буква Ф – ферт – напоминает по форме подбоченившегося человека.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Работа с учебником

Снегири прилетают, когда выпадает сне. Пустырь – это пустое место. Домовой – сказочный

Ответы на задания к упражнению.

Домашняя работа:

Темы сочинений-рассуждений

Дни недели рассказывают о себе.

Секрет названия (перина, земляника, малина, шиповник, кольчуга)


-75%

Читайте также: